Дайте характеристику природно климатическим условиям – Характеристика объекта и природно-климатических условий 1 Природно-климатическая характеристика района

Природные условия России: оценка, характеристика и особенности

Под природными условиями обычно понимают комплекс таких факторов, как географическое положение местности, климат, рельеф, природные ресурсы, флора и фауна, которые существуют независимо от человеческой деятельности. Окружающая среда оказывает значительное воздействие на деятельность и образ жизни людей.

Из-за большой протяженности и преобладания умеренного климатического пояса, на территории России встречается широкий спектр природных условий. От них зависит потребность в особом режиме питания, одежде, инфраструктуре и жилье. Четверть земель страны непригодна для проживания людей. Самыми благоприятными считаются Поволжский и Черноземный регионы. Ниже рассмотрены основные компоненты географической среды, которые формируют природные условия России.

Климат

Благодаря протяженности территории климат в России разнообразен. В основном, территория страны лежит в умеренной широте. Времена года сменяют друг друга ритмично. Зима холоднее, чем в странах Европы, лето теплое. В холодное время часто случаются оттепели, осадки выпадают летом, в виде дождей. Континентальный климат господствует на западе Сибири, резко-континентальный — на территории Средней Сибири. Дальний Восток попадает под влияние муссонного климата.

Земли у Северного Ледовитого океана находятся под властью арктического климатического пояса. Зимние температуры опускаются до -30°C. Дефицит тепла и полярные ночи делают эту территорию непригодной для хозяйственной деятельности. Субарктический пояс формируется на севере материка. В его пределах лежат территории Русской и Западно-Сибирской равнины. Из-за вечной мерзлоты и заболоченности здесь сложно вести хозяйственную деятельность. К субтропическому климату относится Черноморское побережье. Здесь относительно тепло даже зимой. Здесь хорошо развито земледелие.

Из-за равнинного рельефа европейской части страны, ветра с севера проникают на всю равнину. Течения Атлантического океана приносят тепло в Средиземноморье. Половина России чувствует влияние Атлантики. Зимой теплые ветра с юга смягчают отрицательные температуры. Они же приносят с собой осадки. Без теплого воздуха, идущего с Атлантики, российский климат был бы намного тяжелее.

Горные хребты Дальнего Востока не позволяют проникнуть тихоокеанскому воздуху вглубь континента. Это уникальный регион с муссонным климатом. Летние циклоны приносят затяжные дожди. Ветра зимой бушуют в приморских регионах. В Сибири их практически нет, влажность воздуха невелика, поэтому холода переносятся легче. Плотно населенные области страны — это центр, южные области и регионы Западной Сибири. Продолжительность зимы здесь в среднем составляет 60 дней.

Рельеф и геология

Очертания земель страны существенно влияют на условия проживания людей. Россия располагается сразу на нескольких плитах, отличающихся друг от друга возрастом. Европейская часть лежит на Русской платформе, возраст которой исчисляется миллиардами лет. На ней преобладает равнинный рельеф. Сибирская платформа, на которой лежит северо-восток страны, намного старше. Западно-Сибирская платформа — сравнительно молодое тектоническое образование. Она прижата с двух сторон соседними плитами, поэтому здесь много горных хребтов.

Рельеф юга страны формировался под влиянием ветра. На горы с течением времени воздействовали ледники. Прибрежные равнины меняли очертания под действием приливов и отливов. Многовековые половодья сформировали речные долины, овраги и балки. Они распространены повсеместно.

Три четверти земель страны располагаются на равнинах. Самая крупная из них, Восточно-Европейская, занимает 4 млн. км². Здесь низменности плавно сменяются возвышенностями. Редко подъемы рельефа превышают 500 м. От Уральских хребтов на востоке начинается Западно-Сибирская равнина, площадью 2,6 млн. км². Третье по величине пространство, Средне-Сибирское плоскогорье, занимает чуть больше 3 млн. км².

Высокие горные массивы преобладают в южных и восточных регионах. Гора Эльбрус имеет высоту 5642 м, и является высочайшей точкой страны. Алтайские хребты находятся между Китаем, Монголией, Россией и Казахстаном. Максимальная высота составляет 2000 м. Урал принято считать природной границей между Европой и Азией. Высочайшей отметкой комплекса является гора Нагорная, 1895 м. В Уральских горах много месторождений полезных ископаемых. Самые восточные горы России — сопки Камчатки, которые до сих пор периодически извергают лаву.

Крупные острова и архипелаги есть во всех омывающих Россию океанах и морях. Новосибирские острова, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля и остров Врангеля отличаются горным рельефом. Крупнейшей островной территорией России на востоке является Сахалин. Недалеко от Камчатки располагаются Командорские острова. Курилы разделяют Охотское море и Тихий океан. Крупные острова существуют на озерах. К ним относятся Валаамские и Соловецкие острова, Ольхон.

Природные ресурсы

Россия обладает четвертью мировых запасов лесных ресурсов. Большая часть произрастает на Дальнем Востоке и в Сибири. На территории Европы зеленые массивы остались вдоль рек. Использование древесины плохо развито, много деревьев пропадает при перевозке.

Леса обеспечивают людей животными, грибами и ягодами. Люди активно собирают растения, популярные в народной медицине. Ведется охота на пушного зверя. Видовое разнообразие рыб наблюдается во всех омывающих страну морях. Щедры на улов крупные внутренние водоемы.

Благодаря разнообразному тектоническому строению страна богата полезными ископаемыми. Чаще месторождения располагаются в складчатых формах рельефа. Кольский полуостров и земли Курской магнитной аномалии являются основными источниками руд. Медистые песчаники, полиметаллы и железные руды залегают на Урале и в Забайкальском крае. Богатые источники природного газа и нефти расположены на Ставрополье, в Татарстане и Башкортостане. Эти невосполняемые ресурсы залегают в глубинах Западно-Сибирской платформы. Каменный уголь добывают в недрах Восточно-Европейской долины.

В стране столько полезных ископаемых, что они полностью могут удовлетворить нужды населения. Дорогостоящие природные ресурсы России сбывают на мировых рынках, но объемы продаж постепенно сокращаются. Политика государства направлена на реализацию, а не на консервацию собственных ресурсов. Обеспеченность некоторыми ископаемыми измеряется всего лишь несколькими десятилетиями.

Леса

Лесные массивы занимают чуть меньше половины земель государства. В азиатском регионе их больше. Тайга произрастает в умеренной климатической зоне. Леса представлены вечнозелеными деревьями: елью, пихтой, сосной. На всей территории тайги распространена лиственница.

Широколиственные и смешанные леса находятся чуть южнее. В их число входит клен, вяз, бук, дуб, липа. Большинство площадей зеленой зоны люди уничтожили ради выпаса скота и строительства населенных пунктов. Заготовка деревьев ведется в Архангельской, Пермской, Томской, Иркутской, Амурской области.

Полоса мелколиственных лесов протянулась от Европы до Дальнего Востока. Главными представителями растительности являются ольха и береза. Они способствуют восстановлению зеленых зон.

Все леса находятся в федеральной собственности. Государство может передавать их в аренду или безвозмездное срочное пользование. Существуют защитные, резервные и эксплуатационные леса. В районах с большой плотностью населения леса полностью освоены.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Ctrl+Enter.

natworld.info

1. Характеристика природно-климатических и геокриологических условий

    1. Общие сведения

В России более 40 % общей территории занимают северные районы с суровыми климатическими условиями. Нормативная документация по климатическим показателям [1,2], учитываемым при проектировании и строительстве искусственных сооружений, выделяет северную строительно-климатическую зону, к которой относят районы Восточной Сибири, Забайкалья и большую часть Дальнего Востока (рис. 1.1).

Условия северной строительно-климатической зоны характеризуются наиболее сложными природно-климатическими показателями, они имеют разнообразный характер. Обширную территорию северной строительно-климатической зоны подразделяют на климатические подрайоны (рис. 1.1) [1,2]. Кроме того, в зависимости от температурных факторов, а также физико-геологических условий ее условно подразделяют на районы холодного и сурового климата (табл.1.1) [3].

Таблица 1.1

Особенности природно-климатических факторов по климатическим зонам

Климат

Особенности природно-климатических факторов

Суровый

Вечномерзлые и многолетнемерзлые грунты основания, морозное пучение грунтов основания, низкая температура наружного воздуха самой холодной пятидневки минус 40 оС и ниже, среднегодовая температура наружного воздуха ниже 1 оС, развитие наледей в зоне сооружений

Холодный

Глубокое сезонное промерзание грунтов основания (3 м и более), морозное пучение грунтов основания, низкая температура наружного воздуха самой холодной пятидневки от минус 30 оС до минус 40 оС, среднегодовая температура наружного воздуха ниже 0оС, развитие наледей в зоне сооружений

Широкое освоение северных территорий неизбежно. Это приведет к значительным объемам строительства новых железнодорожных магистралей. Масштабное строительство в районах северной строительно-климатической зоны сопряжено со значительными инженерными трудностями, определяемыми природно-климатическими, геокриологическими и другими факторами.

Рис. 1.1. Схематическая карта климатического районирования территории России: заштрихованная область – районы северной строительно-климатической зоны

В настоящее время накоплен опыт проектирования, строительства и эксплуатации инженерных сооружений в сложных природно-климати­чес­ких условиях. Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали стали своего рода «экспериментальной площадкой» для мостов, труб, тоннелей и других искусственных сооружений в этих экстремальных условиях.

Специфические условия районов сурового климата необходимо учитывать на всех этапах работ, начиная от проектирования и заканчивая эксплуатацией.

Для обеспечения качества и надежности искусственных сооружений в сложных природно-климатических условиях северных территорий следует использовать самые современные и высококлассные материалы, прогрессивные технологии строительства и эффективные методы эксплуатации, которые позволяли бы безопасно пропускать поездную нагрузку в течение длительного срока службы.

Природные, геологические, гидрологические и геокриологические условия районов сурового климата отличаются сложностью и значительным разнообразием. К особенностям рассматриваемых районов относят наличие низких температур в зимний период, распространение многолетнемерзлых, вечномерзлых грунтов и мерзлотных явлений – термокарстовых процессов, подземных льдов, развитие наледей, морозного пучения грунтов. Многочисленные водотоки и реки характеризуются большими подъемами уровня воды в период весенних и летне-осенних паводков, а также глубоко врезанными руслами. Рельеф местности имеет свои особенности, характерные для северных территорий.

Физико-геологические явления развиты в виде осыпей, снежных лавин, камнепадов, горных обвалов, селей, которые определяют выбор дорогостоящих вариантов инженерных сооружений. К неблагоприятным физико-геологическим явлениям районов сурового климата относят распространение многолетнемерзлых и вечномерзлых грунтов, развитие наледей, заболачивание территорий (мари), термокарсты, подземные льды, бугры пучения.

studfiles.net

§2. Характеристика природно-климатических условий Восточно-европейской равнины.

Исторический факт находится не только в историческом времени, но и в историческом пространстве, под которым понимается совокупность процессов: природных, хозяйственных, политиче­ских и др., протекающих на отдельно взятой территории в определенное историческое время. Труды по ис­тории России в досоветский период начинались с раздела о географическом положении страны, ее при­ро­де, климате, ландшафте и т.д. Особенно это характерно для книг С.М. Соловьева и В.О. Клю­чевского.

С.М. Соловьев, В.О. Ключев­ский в своих трудах отмечали, что гео­гра­фические условия Восточной Европы заметно отличаются от условий Западной Европы. Берега Западной Европы сильно изрезаны внутренними морями и глубокими заливами, усеяны мно­жест­вом островов. Близость к морям является характерной чертой западно­европейских государств.

Рельеф Западной Европы резко отличается от рельефа Восточной Европы. По­верх­ность Западной Европы крайне неровна. Кроме массивного хребта Альп, почти в каждой европейской стране имеется горная цепь, которая служит своеобразным остовом, или «хребтом», страны. Так, в Англии проходит цепь Пеннинских гор, в Испании — Пиренеи, в Италии — Апеннины, в Швеции и Норвегии — Скандинавские горы. В европейской же части России нет точки выше 500 метров над уровнем моря. Гряда Уральских гор оказывает слабое влияние на характер поверхности.

С.М. Соловьев обращает внимание, что границы западноевро­пей­ских государств очерчены природными границами — морями, горными хребтами, многоводными реками. Россия также имеет природные границы: по периметру России расположены моря, реки, горные вершины. На территории России расположена обширная полоса степей — Великая Степь, протянувшаяся от Карпатских гор до Алтая. Великие реки Восточно-Европейской равнины — Днепр, Дон, Волга — были не пре­пят­ст­виями, а скорее дорогами, соединявшими различные районы страны. Их густая сеть пронизыва­­ет огромное пространство, позволяя достигать самых отдаленных его уголков. Вся история страны связана с реками — именно по этим «живым дорогам» осущест­влялась колонизация новых территорий.

Россия представляет собой обширную равнину, открытую северным ветрам, которым не препятствуют горные цепи. Климат России относится к кон­ти­нентальному типу. Зимняя температура понижается по мере про­движения в восточном направлении. Сибирь с ее неистощимым запасом пахотной земли по большей части не пригодна для земледелия. В восточных ее районах зем­ли, расположенные на широте Шотландии, возделывать вообще нельзя.

Так же как Внутренняя Азия, Африка и Австралия, Россия находится в зоне резко континентального климата. Раз­ни­ца температур между временами года достигает 70 и более градусов; распределение осадков крайне неравномерно. Осадки обильнее всего на северо-западе, вдоль балтийского побережья, куда их приносят теплые ветры; по мере про­дви­жения к юго-востоку они уменьшаются. Иными словами, осадки обильнее всего там, где почва всего беднее, поэтому Россия вообще страдает от засухи — в Каза­ни, например, выпадает вдвое меньше осадков, чем в Париже.

Важнейшим следствием географического положения России является чрез­вы­чай­ная краткость периода, пригодного для сева и уборки урожая. Вокруг Нов­го­ро­да и Петербурга земледельческий период длится всего четыре месяца в году, в центральных обла­стях, около Москвы, он увеличивается до пяти с половиной месяцев; в степи он продолжается полгода. В Западной Европе этот период длится 8—9 ме­сяцев. Иными словами, у западноевропейского крестьянина почти вдвое боль­ше времени на полевые работы, чем у русского.

studfiles.net

2. Краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия

Климат района расположения хозяйства умеренно континентальные Годовая сумма солнечной радиации достигает 90 ккал/см, а количеств осадков составляет 550- 570 мм в год. Наибольшее количество осадков выпадает в июне- августе в значительной степени в виде ливней, наименьше в январе-феврале в виде снега. Наряду с этим в мае — июне бывают Суховеи Засухи повторяются через 7-10 лет.

Весной происходит быстрое нарастание температуры воздух; вызывающее энергичное таяние снега и медленное размерзание почвы, что способствует образованию мощных водных потоков и приводит, кг следствие, к развитию эрозионных процессов.

Количество выпадающих осадков за период май-сентябрь колеблется в пределах 300-320 мм. Среднегодовая температура воздуха +4,3 °С.

Общая продолжительность периода с положительными температурами составляет 215-225 дней. Период со среднесуточной температурой выше 10°С начинается в начале мая и заканчивается в середине сентября продолжительность его составляет 140 дней, а сумма активных температура составляет 2200 — 2300° С.

Начало устойчивого снежного покрова относится к первой дека, декабря, а конец — к третьей декаде марта. Высота снежного покрова постепенно увеличивается и к концу февраля — началу марта достигает 21-: см. Продолжительность периода с устойчивым снежным покровом составляет 132 дня. Промерзание почвы начинает в ноябре и к 1 декабря достигает 16-29 см. Оттаивание почвы до глубины 10 см начинается в апреле и заканчивается 21-30 апреля. Снежный покров и продолжительное залегания его определяют условия перезимовки сельскохозяйственных культур.

Таким образом, климатические показатели района расположен хозяйства обеспечивают нормальный рост, развитие и перезимовку всех сельскохозяйственных культур.

Распределение осадков и температуры воздуха по временам год: представлено в таблице 2.

Погодные условия начала вегетационного периода 2008 г характеризовались средней температурой воздуха и повышенным количеством осадков. В связи с понижением температуры в 3 ей декаде апреля и большим количеством осадков в 1-ой декаде мая произошло затягивание полевых работ на 7-10 дней. Погодные условия данной декады характеризовались превышением средних многолетних: данных по осадкам, что осложнило полевые работы, но положительно повлияло на рост озимых. В последующей декаде мая осадки были мене интенсивными по сравнению с многолетними данными, а температура выше на 3,5° С. Август 2008 года характеризовался повышенной влажностью, что осложнило уборку культур и повлекло за собой недобор урожая.

2.1 — Погодно-климатические условия хозяйства

Основные показатели

Месяцы и декады

апрель

май

июнь

июль

август

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Температура воздуха (°С)

2008 год

10,8

9,2

13,8

13,1

14,1

18,7

16,6

17,5

21,5

14,7

17,5

23,8

17,6

Осадки

2008 год

5,8

15,0

4,1

5,8

7,9

27,6

19,1

34,5

30,6

5,6

12,3

0,3

21,3

 

В 2008 году сложились следующии погодные условия: сумма осадков 550 мм, из них за период с температурой выше 10 градусов — 300 мм. Сумма положительных температур выше 10 градусов — 2200 — 2300. Гидротермический коэффициент равен 1,3 — 1,4, что является показателем достаточной влагообеспеченности растений в вегетационный период. В этот период отмечалось большее, чем обычно, количество осадков. Дождливая погода существенно задержала развитие растений. Избыточное увлажнение в июле также способствовало удлинению вегетационного периода и массовому развитию грибных болезней.

studfiles.net

Дайте пожалуйста краткую характеристику климата в областях климатических поясов россии

Краткая характеристика климатов России: Арктический: t января −24…-30, t лета +2…+5. Осадки — 200—300 мм. В этой климатической области располагаются зоны арктических пустынь и тундр. Здесь земная поверхность прогревается достаточно слабо, что и является причиной таких суровых условий и, как следствие, растительный и животный мир этого района довольно скуден. Кроме того, что в течение всего года здесь господствует холодный воздух, суровость климатических условий также усиливают продолжительные полярные ночи. Температура воздуха в зимнее время может опускаться до -60ºС. Зима в этой климатической зоне чрезвычайно длинная (она длится примерно 10 месяцев) . Количество времён года здесь сокращается до двух: весна и осень отсутствуют. Лето также довольно холодное (температура обычно не поднимается выше 5ºС) . Субарктический: (до 60 градуса с. ш.) . t лета +4…+12. Осадки 200—400 мм. Зимы в этом климатическом поясе довольно продолжительные и холодные, хотя всё же менее суровые, чем в Арктике. Лето немного теплее (до 12º градусов) , но также достаточно короткое. Количество осадков примерно то же, что и в арктическом поясе (200-400 мм в год) . Выпадают они чаще, чем в Арктике, но в количественном отношении уступают им. Для субарктического климата также характерны облачность и сильные ветры. Это связано с прохождением арктических циклонов. Умеренно континентальный: t января −4…-20, t июля +12…+24. Осадки 500—800 мм. Основными признаками этого вида умеренного климата является жаркое лето (в его середине температура поднимается до 30ºС) и морозная зима (температура опускается до — 30ºС) . Количество осадков варьируется в зависимости от близости к Атлантике. Формирование климата происходит под влиянием переноса атлантических воздушных масс. Увлажнение в зоне умеренно континентального климата изменяется от избыточного севере, северо-западе, до недостаточного на юге, юго-востоке. Это является причиной изменения природных зон (от тайги до степи) . Воздушные массы Атлантики, продвигаясь вглубь материка, приобретают всё больше свойств континентальных. Континентальный климат: t января −15…-25, t июля +15…+26. Осадки 200—600 мм. Формируется под влиянием воздушных масс умеренных широт, приходящих с запада. В то же время с севера на юг продвигаются более холодные арктические воздушные массы, а на север континентальный тропический воздух. В результате на севере выпадает в 3 раза больше осадков, чем на юге. Здесь ещё больше усиливается разница между температурами лета и зимы. Средняя температура в июле достигает 26ºС, а в январе -25ºС. Природные зоны континентального климата также изменяются в направлении с севера на юг от тайги до степи. Резко континентальный: t января −25…-45, t июля +16…+20. Осадки — более 500 мм. В этой климатической зоне господствует континентальный воздух умеренных широт. Характерной чертой резко континентального климата является малая облачность и небольшое количество атмосферных осадков, которые выпадают, главным образом, в тёплое время года. Кроме того, из-за малой облачности земная поверхность достаточно быстро прогревается летом и остывает зимой. Результатом этого является жаркое лето и морозная зима. Малое количество осадков в зимний период способствует сильному промерзанию почвы и сохранению многолетний мерзлоты. В пределах этой климатической зоны находится лишь одна природная зона – тайга. Муссонный: t января −15…-30, t июля +10…+20. Осадки 600—800 мм При охлаждении континента зимой увеличивается атмосферное давление, а холодный и сухой воздушные массы перемещаются в сторону океана, где воздух более тёплый (вода остывает медленнее) . Летом материк прогревается лучше океана, а холодный воздух с океана стремится на континент. При этом возникают сильные ветры, называемые муссонами, откуда и название климата. Иногда здесь даже образуются тайфуны.

какой климатический пояс у Росарио ?

touch.otvet.mail.ru

Климат Земли. Климатообразующие факторы на Земле

Климат Земли обладает большим количеством закономерностей и формируется под действием множества факторов. При этом к нему справедливо относить самые разные явления в атмосфере. Климатическое состояние нашей планеты во многом определяет состояние природной среды и деятельности человека, особенно экономической.

Климатические условия Земли формируются тремя масштабными геофизическими процессами циклического типа:

  • Теплооборот – обмен теплом между земной поверхностью и атмосферой.
  • Влагооборот — интенсивность испарения воды в атмосферу и соотнесение её с уровнем выпавших осадков.
  • Общая атмосферная циркуляция – совокупность воздушных течений над Землей. Состояние тропосферы определяется особенностями распределения воздушных масс, за что отвечают циклоны и антициклоны. Циркуляция атмосферы возникает из-за неодинакового распространения атмосферного давления, что обусловлено разделением планеты на сушу и водоемы, а также неравномерным доступом к ультрафиолету. Интенсивность солнечных лучей определяется не только географическими особенностями, но и близостью океана, частотой осадков.

Климат стоит отличать от погоды, которая представляет собой состояние окружающей среды в текущий момент. Однако характеристики погоды часто являются объектом изучения климатологии или даже важнейшими факторами в изменении климата Земли.  В развитии земного климата, а также погодных условий особую роль играет уровень тепла. Также на климат влияют морские течения и особенности рельефа, в частности – близость горных массивов. Не меньшая роль принадлежит господствующим ветрам: теплым или холодным.

В изучении климата Земли тщательное внимание уделяется таким метеорологическим явлениям, как атмосферное давление, относительная влажность, параметры ветра, температурные показатели, осадки. Также стараются учитывать в составлении общей планетарной картины солнечную радиацию.

Климатообразующие факторы

  1. Астрономические факторы: яркость Солнца, соотношение Солнца и Земли, особенности орбит, плотность материи в космосе. Эти факторы влияют на уровень солнечной радиации нашей планеты, суточные изменения погоды, распространение тепла между полушариями.
  2. Географические факторы: вес и параметры Земли, сила тяжести, компоненты воздуха, масса атмосферы, течения в океане, характер земного рельефа, уровень моря и т.д. Данные особенности определяют уровень получаемого тепла в соответствии с погодным сезоном, континентом и полушарием земли.

Промышленная революция привела к включению в список климатообразующих факторов активной человеческой деятельности. Тем не менее, на все характеристики климата Земли в большей степени влияет энергия Солнца и угол падения ультрафиолетовых лучей.

Типы климата Земли

Существует множество классификаций климатических поясов планеты. Различные исследователи берут за основу разделения, как отдельные характеристики, так и общую циркуляцию атмосферы или географическую составляющую. Чаще всего основанием для выделения отдельного типа климата становится солярный климат – приток солнечного излучения. Также важна близость водоемов и соотношение суши с морем.

Самая простая классификация выделяет 4 базовых пояса в каждом земном полушарии:

  • экваториальный;
  • тропический;
  • умеренный;
  • полярный.

Между основными зонами существуют переходные участки. Они носят такие же названия, но с приставкой «суб».  Первые два климата вместе с переходами можно назвать жаркими. В экваториальном при этом много осадков. Умеренный климат имеет более явные сезонные отличия, особенно в случае с температурой. Что касается холодного климатического пояса, то это самые суровые условия, вызванные отсутствием солнечного тепла и водяного пара.

Данное разделение учитывает атмосферную циркуляцию. По преобладанию воздушных масс проще же делить климат на океанический, материковый, а также климат восточных или западных берегов. Некоторые исследователи определяют континентальный, морской и муссонный климат дополнительно. Нередко в климатологии встречаются описания горного, аридного, нивального и гумидного климатов.

Озоновый слой

Под этим понятием подразумевают слой стратосферы с повышенным уровнем озона, который формируется из-за влияния солнечного света на молекулярный кислород. Благодаря поглощению ультрафиолета атмосферным озоном обеспечивается защита живого мира от сгорания и повсеместных раковых заболеваний. Без озонового слоя, появившегося 500 млн. лет назад, первые организмы не смогли бы выйти из воды.

Со второй половины XX века принято говорить о проблеме «озоновой дыры» – местном уменьшении концентрации озона в атмосфере. Основной фактор такого изменения имеет антропогенную природу. Озоновая дыра может привести к повышению смертности живых организмов.

Глобальные изменения климата Земли

(Повышение средней температуры воздуха за последнее столетие, начиная с 1900-х годов)

Масштабные трансформации климата некоторые ученые рассматривают как естественный процесс. Другие же считают, что это предвестие глобальной катастрофы. Под подобными изменениями подразумевают сильный прогрев воздушных масс, повышение уровня засушливости и смягчение зим. Также речь идет о частых ураганах, тайфунах, наводнениях и засухах. Причиной изменения климата является нестабильность Солнца, что ведет к магнитным бурям. Также играют свою роль изменения земной орбиты, очертаний океанов и материков, извержения вулканов. Парниковый эффект также часто связывают с губительной деятельностью человека, а именно: загрязнением атмосферы, уничтожением лесов, распахиванием суши, сжиганием топлива.

Глобальное потепление климата

(Изменение климата в сторону потепления за вторую половину XX века)

Повышение средней температуры Земли регистрируется со второй половины XX века. Ученые считают, что причиной этого является высокий уровень парниковых газов из-за человеческой активности. Последствием повышения глобальной температуры становится изменение осадков, рост пустынь, учащение экстремальных погодных явлений, вымирание некоторых биологических видов, повышение уровня моря. Хуже всего то, что в Арктике это приводит к уменьшению ледников. Всё вместе это способно радикально изменить среду обитания разных животных и растений, сдвинуть границы природных зон и вызвать серьезные проблемы с сельским хозяйством и иммунитетом человека.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

ПРИРОДНО – КЛИМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…..6

1 Обоснования необходимости строительства дороги…………….…..8

1.1 Транспортная сеть района проектирования……………………………..8

1.2 Характеристика отраслей народного хозяйства…………………………9

1.3 Перспективы развития экономики района и

обоснования строительства……………………………………………….10

Природно – климатические характеристики района

проектирования………………………………………………………….11

2.1 Климат и рельеф………………………………………………………….11

2.2 Геологические и гидрологические характеристики……………………13

2.3 Дорожно – строительные материалы…………………………….………14

3 Установление категории автомобильной дороги……………………15

3.1 Определение перспективной интенсивности движения……………….15

3.2 Установление технических норм проектирования

по СП 34.13330.2012……………………………………………….……..20

4 Проектирование трассы………………………………………………22

4.1 Нанесение трассы и ее описание………………………….…………….22

4.2 Расчет ведомости углов поворота, прямых и кривых…………….…….23

4.3 Сравнение вариантов трассы

5 Расчет искусственных сооружений……………………………….……29

5.1 Определение характеристик водосборного бассейна …………….……29

5.2 Расчет ливневого стока для сооружения…………………………………31

5.3 Расчет расчетного расхода вод……………………………………………32

5.4 Определение проектных характеристик труб ……………………………32

5.5 Определение проектных характеристик малых мостов…………….33

6 Проектирование сокращенного продольного профиля……………..44

6.1 Анализ условий и назначение руководящей



рекомендуемой отметки……………………………………………………46

6.2 Проектирование сокращенного продольного профиля……………….46

6.3 Построение эпюры скоростей…………………….…………………….46

6.4 Построение графиков коэффициентов аварийности………………….48

6.5 Построение графиков занимаемых земель…………………………….48

6.6 Разработка характерных поперечных профилей

земляного полотна………………………………………………………49

Детальное проектирование продольного профиля

участка автомобильной дороги……………………………….………50

7.1 Расчет водоотвода……………………………………………………………

8 Проектирование и расчет дорожной одежды………………………..51

9 Расчет объемов работ…………………………………………………..

9.1 Расчет объема земляных работ………………………………………………

9.2 Расчет объема укрепительных работ ………………………………….

Техника безопасности

при изыскательских работах………………………………………..…56

Заключение…………………………………….………………………………..57

Список использованных источников ….……………………………………58

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Автомобильный транспорт представляет собой одну из важнейших отраслей народного хозяйства. На его долю приходится более 80% объема грузовых перевозок и более 90% объема перевозок пассажиров, выполняемых всеми видами транспорта.

Автомобиль как транспортное средство используется не только в системе автомобильного транспорта, не только для обслуживания народнохозяйственных перевозок. В составе транспортных потоков движется большое количество автомобилей и мотоциклов, принадлежащих гражданам и используемых в личных целях. В СНГ, как и в других странах мира, автомобиль находит широкое применение для хозяйственных и деловых поездок, для поездок к местам кратковременного и длительного отдыха и пр. Происходит процесс автомобилизации, суть которого заключается в быстром росте автомобильного парка и в проникании автомобиля во все сферы экономической и социальной деятельности человека.

Производственная работа автомобильного транспорта, эффективное использование личных автомобилей требуют наличия развитой сети благоустроенных автомобильных дорог. Дорожная сеть наиболее развита в европейской части СНГ и совершенно недостаточна в восточных и северо-восточных районах страны. За период с 1950 по 1990 гг. протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием возросла более чем в 5 раз (железных дорог – только на 50%), однако темпы прироста сети значительно уступают темпам роста автомобильного парка.

Развитие автомобильного транспорта, как в экономическом, так и в социальном аспекте – явление положительное. Есть все основания полагать, что уровень автомобилизации в будущем будет возрастать. Однако наряду с неоспоримыми положительными последствиями автомобилизации современное общество испытывает и ее отрицательные последствия.

Наиболее острой проблемой, вызванной этими последствиями, является аварийность. По данным Всемирной ассоциации дорожных конгрессов и Международной дорожной федерации на автомобильных дорогах всех континентов ежегодно гибнут более 200 тыс. человек, а потери от аварийности во многих странах составляют около 1% национального дохода.

Автомобиль является одним из основных источников загрязнения окружающей среды продуктами сгорания топлива и одним из основных источников транспортного шума.

Расход топлива автомобилями стал одной из причин чрезмерного расходования энергетических ресурсов, в частности нефтепродуктов. Если в промышленно развитых странах транспорт потребляет 12-17% всех энергетических ресурсов, то на долю автомобильного транспорта из этого количества приходится 50-60%.

Обеспечение эффективных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, уменьшение его отрицательного влияния на окружающую среду – все это является сложной социально-экономической и технической задачей. Решается она путем строительства новых дорог, реконструкции существующих, путем повышения транспортно-эксплуатационного уровня уже сложившейся сети дорог.

Инженерное оборудование автомобильных дорог в значительной степени способствует стабилизации режимов движения транспортных средств, безопасности, экономичности и комфортабельности дорожного движения, смягчению отрицательного воздействия транспортных потоков на окружающую среду.


1 ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

ДОРОГИ

1.1 Транспортная сеть района проектирования

 

Транспортная сеть Хабаровского края представлена железными и автомобильными дорогами, морским и речным судоходством.

Важное значение имеет железнодорожный. транспорт. Главная железная дорога края — Транссибирская магистраль (участок Облучье-Хабаровск-Звеньевой). К ней примыкают ж.-д. линии: Известковая — Чегдомын, Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре и Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. На территории края строится (1977) Байкало-Амурская магистраль. В 1975 завершено строительство ж.-д. моста через р. Амур у Комсомольска-на-Амуре. Важную роль играют речные перевозки по Амуру и его притокам Уссури, Тунгуске, Амгуни.

Развит морской транспорт, связывающий Хабаровский край с прибрежными районами Дальнего Востока и зарубежными странами Тихоокеанского бассейна, в частности с Японией. Главный морской торговый порт — Ванино, действующий с помощью ледоколов круглый год; из Ванино в Холмск (о. Сахалин) осуществляется ж.-д. паромная переправа. Другие порты: Николаевск-на-Амуре, Маго, Мыс Лазарева, Де-Кастри, Охотск. Сеть автодорог обслуживает главным образом южные районы края; основные автодороги: Хабаровск – Владивосток. Хабаровск – Биробиджан и автодорога Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре. Широко развит воздушный транспорт. Хабаровск — крупный узел международных и междугородних авиационных линий. Имеется нефтепровод Оха (о. Сахалин) — Комсомольск-на-Амуре.

 

 

1.2 Характеристика отраслей народного хозяйства

 

Хабаровский край — один из важнейших индустриальных районов Дальнего Востока. В межрайонном разделении труда хозяйствово края специализируется на машиностроении и металлообработке, чёрной металлургии, лесной, деревообрабатывающей. и целлюлозно-бумажной промышленности, добыче руд цветных металлов, рыбной промышленности, нефтепереработке.

Предприятия хабаровского края выпускают морские и речные суда, металлорежущие станки, трансформаторы, компрессоры, подъёмные краны, оборудование для литейных цехов, продукцию широкого потребления: стиральные машины, бытовые приборы, и др. Основной центры машиностроения: Хабаровск (заводы «Дальдизель», энергетическое машиностроение, универсальный кабельный завод им. 50-летия СССР и др.), Комсомольск-на-Амуре (заводы «Амурлитмаш», подъёмно-транспортное. оборудования, «Металлист», электротехнический и др.), Биробиджан (заводы «Дальсельмаш», силовых трансформаторов), Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре. Чёрная металлургия представлена металлургическим. заводомдом «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре (действует с 1942), который использует железный лом и даёт сталь и прокат. Развита цветная металлургия.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность — наиболее развитые отрасли в Хабаровском крае. Заготавливается (по вывозке) 12,3 млн. м3 (2010) деловой древесины. Лесозаготовки сосредоточены в южной половине края, преимущественно в массивах, тяготеющих к железным дорогам, Амуру и его притокам. Большая часть древесины вывозится за пределы края, главным образом на экспорт. Деревообрабатывающая промышленность включает группу предприятий (Тунгусский, Хорский, Амурский деревообрабатывающий. комбинаты, Ванинский лесокомбинат, Дормидонтовский и Бикинский лесозаводы), которые производят пиломатериалы, древесноволокнистые плиты, паркет, стандартные дома, тару и др. Мухенский лесокомбинат и фанерный завод в пос. Литовко выпускают фанеру. На отходах производства работает Хорский гидролизный завод. В Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане действуют предприятия по изготовлению строительных деталей, мебели. Целлюлозно-бумажная промышленность представлена самым крупным на Дальнем Востоке комбинатом в г. Амурске. Перспективы отрасли связаны с дальнейшим развитием глубокой переработки древесины, полным использованием всего сырья и отходов производства.

Основную роль в энергобалансе играют уголь и нефтепродукты. Среди угольных месторождений эксплуатируется Ургальское. Большую часть угля завозится из Райчихинска (Амурская обл.). Основа электроэнергетики — тепловые станции в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре и Амурске. Централизованное электроснабжение охватывает экономически развитые районы края, входящие в формирующуюся энергосистему юга Дальнего Востока.

 

1.3 Перспективы развития экономики района и

обоснования строительства

Автомобильная дорога А370 (М60) была построена в 40 годах XX века. Интенсивность движения в те годы была крайне мала, дорога носила скорее стратегическое назначение, нежели гражданское. С течением времени стране стали необходимы дороги с более высокими транспортно – эксплуатационными показателями (ТЭП). Трасса А370 соединяет два центра государственного значения (Хабаровск-Владивосток) и относится трассам международного значения.

ПРИРОДНО – КЛИМАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

РАЙОНА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1 Климат и рельеф

Проектируемый участок автомобильной дороги расположен на юге Хабаровского края на западных окраинных отрогах Сихотэ-Алиня. Основными факторами, определяющими климат района, являются: географическое положение края на стыке материка Азия и Тихого океана, сложное строение поверхности и муссонный характер циркуляции атмосферы.

Территория района изысканий располагается на границе двух областей с различными физико-географическими условиями: влажными районами Тихого океана и сухими пространствами Азиатского материка. Данный район периодически подвергается воздействию разнородных по своим свойствам воздушных масс, формирующихся за его пределами. Из местных факторов наибольшее влияние на климат оказывает хребет Сихотэ-Алинь, препятствующий переносу влаги от побережья Тихого океана вглубь территории. Направление хребтов последнего определяет господствующие направления ветра.

Метеоданные представлены по ближайшим к участку метеостанции Вяземская, расположенной в 25 км северо-восточнее, и отдельные метеоданные по метеостанции Бикин – в 65 км южнее участка. Среднегодовая температура воздуха составляет 1,10С. Максимальная среднемесячная температура воздуха в июле — 20,60С (абсолютный максимум 400С). Минимальная зимняя среднемесячная температура в январе составляет минус 22,30С (абсолютный минимум минус 480С). Достаточно низкие температуры зимой обуславливают большую глубину промерзания почвы, которая достигает 1,68-2,0 метра. Атмосферные осадки в течение года распределены неравномерно. В течение зимнего периода количество выпавших осадков составляет около 10% — 15% годовой суммы, остальные осадки выпадают в тёплый период года. Среднегодовое количество осадков, выпадающее на метеостанции Вяземская, составляет 716 мм. Наибольшее среднемесячное количество осадков наблюдается в августе — 132 мм и в июле – 123 мм. В данный период возможны дожди с количеством осадков 100-130 мм за сутки. Cуточный максимум осадков 1%ВП составляет по метеостанции Вяземская 128 мм, по метеостанции Бикин – 132 мм. В качестве расчётного принимается величина 130 мм. Режим осадков значительно различается из года в год. Устойчивый снежный покров образуется в среднем 14 ноября, а разрушается — 31 марта. Расчётная толщина снежного покрова ВП 5% составляет по метеостанции Вяземская – 61 см. В малоснежные зимы высота снежного покрова не превышает 10-20 см. Муссонный климат района обуславливает сезонное направление ветров, на которое накладывает свои особенности рельеф. На метеостанции Вяземская преобладают ветра юго- западных, западных и северо-восточных румбов. В летние месяцы 28% — юго-западного, 16% — западного и 18% — северо-восточного направлений. В зимнее время 51% — юго-западного, 20% -западного и 9% — северо-восточного направлений. Вероятность скорости ветра больше 10 м/с за холодный период составляет 0,56 % (метеостанция Бикин). Скорость ветра, возможная раз в 10 лет составляет 21 м/с, раз в 20 лет – 23 м/с (метеостанция Бикин). Число дней с метелью в среднем за год — 3-4, с туманами – 3-4. простои из-за осадков составляют 37дней. Район расположен во II дорожно-климатической зоне, в 10 ливневом районе.

Таблица 1 – средняя месячная и годовая температура воздуха,0С

Месяц I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Температура,ºС -22,3 -17,8 -9,0 3,4 11,3 17,1 20,6 19,6 13,0 3,9 -8,2 -18,1

Таблица 2 – среднее месячное и годовое количество осадков, мм

Месяц I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Количество осадков, мм

Таблица 3 – повторяемость направлений ветра, %

Направление ветра С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ
Январь
Июль

 

 

2.2 Геологические и гидрологические характеристики

По административному делению проектируемый участок расположен на территории Бикинского района Хабаровского края Российской федерации. Рассматриваемый участок автомобильной дороги проходит по западным окраинным отрогам хребта Сихотэ-Алинь. Основное направление дороги на участке проектирования – южное. Рельеф трассы горно-холмистый. Отметки высот на водосборах ручьёв не превышают 825 м, по оси трассы — 70 м.

Трасса проектируемой автодороги проходит преимущественно по сухим участкам с обеспеченным стоком поверхностных вод, в долинах водотоков и на участках со слабым уклоном, сложенных глинистыми грунтами. Поверхностный сток не обеспечен, отмечается увлажненность и наличие кочки. ПК 0 проектируемой трассы автомобильной дороги «Уссури» км180-км188 соответствует км180 существующей автомобильной дороги М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока.

По литологическим, геоморфологическим и гидрогеологическим условиям трассу можно условно разделить на ряд характерных инженерно-геологических участков, описание которых приводится ниже. основание сложено супесью пылеватой пластичной, суглинком тяжелым пылеватым полутвердым, глиной пылеватой твердой. Грунтовые воды на участке не встречены. Тип местности по характеру и степени увлажнения — 1. Местность практически ровная, с небольшим уклоном в сторону русла реки, местами увлажненная и покрыта кочкарником. Геолого-литологический разрез на участке представлен аллювиальными отложениями: суглинками легкими пылеватыми тугопластичными; суглинками тяжелыми пылеватыми твердыми; суглинками твердыми гравелистыми; глинами пылеватыми различной консистенции; гравийными грунтами с супесчаным и суглинистым заполнителями.

Проектируемый участок автомобильной дороги проходит по западным окраинным отрогам хребта Сихотэ-Алинь. Основное направление дороги на участке проектирования – южное. Рельеф трассы горно-холмистый на всём участке изысканий. Отметки высот на водосборах ручьёв не превышают 825 м, по оси трассы — 70 м. Бассейны покрыты смешанным лесом с преобладанием берёзы. На водосборах преобладают буро-подзолистые или бурые лесные оподзоленные глеевые почвы, которые по механическому составу относятся в основном к пылевато-тяжёлосуглинистым или пылевато-суглинистым.

 

2.3 Дорожно – строительные материалы

Для возведения автомобильной дороги необходимо множество разнообразных дорожно-строительных материалов, доставка которых обходится недешева. В Бикинский район Хабаровского края необходимо доставить следующие дорожно-строительные материалы:

 

Таблица 4 – дорожно-строительные материалы

Название материала Место добычи материала Вид транспор­тировки Расстояние пути транспортировки
Бутовый камень Карьер с. Каменушка Автотранспорт 18 км
Щебень, гравий
Песок с. Дальний Восток Автотранспорт 18 км
Железобетонные конструкции Завод ЖБИ – г. Хабаровск Автотранспорт 180 км
Цемент Цементный завод г. Спаск-Дальний Ж/д транспорт 350 км
Битум, горячий асфальтобетон Асфальтный завод (на участке стр-ва) - -
Пиломатериалы (доски, брус) Лесозаготовительная фабрика г. Бикин Автотранспорт 45 км

 

 


pdnr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *