Такелажное оборудование и приспособления, все об видах такелажных средств
Современное такелажное оборудование и приспособления представляют собой оснастку, при помощи которых устанавливаются и перемещаются тяжелые и негабаритные грузы в процессе строительных работ, реконструкции, переезде производственных предприятий и т.д. От погрузочно-разгрузочных такие работы отличаются тем, что при их выполнении не участвуют грузоподъемные механизмы. Но, чтобы доставить груз на объект, необходимо выполнить его погрузку на транспорт, перевезти и выгрузить на месте установки. По этой причине в номенклатуру такелажных средств, которые нужны для перемещения грузов и монтажных работ входят разные приспособления.
Компания АО «Спецавтобаза №1» предоставляет такелажные услуги. Грузы перемещаются с применением различных устройств и приспособлений.
Что относится к такелажным средствам:
Домкраты. Используют при необходимости приподнять тяжеловесный груз на небольшую высоту.
Полипасты и блоки. Такие механизмы представляют собой составляющие разного оборудования для подъема грузов. Полипаст – это простейшее устройство, при помощи которого поднимают тяжести. В его конструкцию входит несколько блоков, связанных тросом или канатом.
Лебедка. Передвигает груз по горизонтали и поднимает по вертикали за счет вращающейся рукоятки. Устройство используют в участках, в которых применение другого такелажного оборудования не представляется возможным.
Опорные конструкции. Бывают ситуации, при которых требуется поднятие груза и удержание в таком положении в течение некоторого времени. К такелажным средствам и приспособлениям относятся опорные элементы, обладающие способностью выдерживать повышенные нагрузки.
Чаще всего это вертикальная опора из металла на растяжках, снизу которой расположена крупная бетонная плита, выполняющая роль опоры.Такелажные платформы. Обычно такое оборудование используется для перемещения тяжелых грузов на небольшие расстояния — в пределах складского помещения. Они приспособлены для передвижения исключительно по твердым поверхностям.
В САБ1 такелажные средства и приспособления регулярно проходят технический осмотр, это позволяет предотвратить сбои в работе оборудования. Перед началом работ технику осматривают, проверяют правильную установку на объекте.
Своевременная проверка такелажных средств позволяет сохранить их работоспособность и гарантирует безопасное использование механизмов и агрегатов.
Механизмы и приспособления для такелажных работ
Тема: Механизмы и приспособления для такелажных работ.
Цель:
формирование понятий о механизмах и приспособлениях для такелажных работ.
Задачи:
Познавательные:
познакомить с разнообразными приспособлениями для такелажных работ;
дать понятия стандартных деталей и взаимозаменяемости.
образовательные
Научить визуально различать приспособления для такелажных работ .
Развивающие:
способствовать развитию технического , образного и логического мышления;
Воспитательные:
создать условия для формирования и развития эстетического вкуса
привитие умения слушать человека, быть тактичными с окружающими людьми
Ход урока
1.Организационная часть
1.1 Проверка посещаемости по журналу.
1.2 Проверка готовности к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
3. Изучение нового материала.
Механизмы и приспособления для подъемно-транспортных и такелажных работ при электромонтаже. Канаты и грузозахватные приспособления. Канаты в зависимости от материала подразделяются па стальные (тросы), пеньковые и хлопчатобумажные. Стальные канаты изготовляются одинарной свивки, когда канат свивается непосредственно из проволок, и двойной свивки, когда проволоки свиваются в пряди, а пряди в канат.
Канаты и грузозахватные приспособления
К анаты в зависимости от материала подразделяются па стальные (тросы), пеньковые и хлопчатобумажные. Стальные канаты изготовляются одинарной свивки, когда канат свивается непосредственно из проволок, и двойной свивки, когда проволоки свиваются в пряди, а пряди в канат. По виду свивки проволок и прядей стальные канаты бывают крестовой свивки, при которой направления свивания проволок в пряди и прядей в канат противоположны друг другу, и односторонней, при которой эти направления совпадают. Тросы крестовой свивки менее подвержены раскручиванию, чем тросы односторонней свивки.
Стальные канаты обладают по сравнению с пеньковыми и хлопчатобумажными большей надежностью и долговечностью и поэтому находят преимущественное применение в грузоподъемных и грузозахватных устройствах. Пеньковые и хлопчатобумажные канаты используются только для оттяжек или для подъема небольших грузов (подача инструментов и приспособлений, подъем гирлянд при монтаже ошиновки ОРУ и др.).
К недостаткам стальных тросов относится их сравнительно малая эластичность (гибкость). Гибкость канатов зависит от диаметра проволок: чем меньше диаметр проволок в прядях каната, тем больше гибкость каната. Канат, изготовленный из более тонких проволок, изнашивается быстрее и стоит дороже. Поэтому выбор канатов должен производиться в зависимости от их назначения.
Стальные канаты хранятся в бухтах или на барабанах в закрытых сухих помещениях на деревянных подкладках. Каждый канат должен быть снабжен биркой, на которой указываются тип, диаметр, длина и масса каната. Канаты, находящиеся в эксплуатации, должны смазываться канатной мазью в следующие сроки: грузовые (полиспастные) — 1 раз в 2 мес, чалочные и стропы — 1 раз в 1,5 мес, расчалки — 1 раз в 3 мес. Канаты, хранящиеся на складе, смазываются 1 раз в 6 мес.
Выбор канатов для грузоподъемных механизмов и грузозахватных устройств производится по значению действительного разрывного усилия каната в Н (та нагрузка, при которой образец каната рвется при испытании на разрывной машине). Это усилие обычно приводится в паспорте (акте-сертификате) каната. Если в паспорте указано не действительное разрывное усилие, а суммарное разрывное усилие всех отдельных проволок (Рсум), то следует действительное разрывное усилие принять равным 0,83 Рсум.
При эксплуатации канатов необходимо следить за степенью износа и выбраковывать канаты, имеющие опасный износ. Опасный износ каната определяется по количеству оборванных проволок на шаге свивки (длина каната, на протяжении которой прядь делает полный оборот вокруг его оси). На участке каната, на котором обнаружено наибольшее число оборванных проволок, отмечают шаг свивки и подсчитывают на нем число обрывов.
При уменьшении диаметра проволок каната в результате поверхностного износа или коррозии более чем на 40% первоначальной величины канат бракуется.
Канаты стальные, пеньковые и хлопчатобумажные, стропы всех типов и грузозахватные приспособления должны подвергаться в процессе эксплуатации периодическим осмотрам лицом, на которое возложено их обслуживание, а также проходить испытания статической нагрузкой.
Стропы служат для крепления груза к крюку подъемного механизма. Стропы изготовляются из стальных канатов. В зависимости от назначения стропов и от подлежащих подъему и монтажу элементов электрооборудования применяются стропы различных конструкций. Соединение свободного конца троса с основной ветвью для образования петли стропа производится заплеткой. Заплетка тросов является сложной операцией, требующей высокой квалификации исполнителей, и должна выполняться специальными заплетчиками.
Выбор типоразмера стропа производится в зависимости от массы, конфигурации и мест строповки оборудования и грузов. Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа, определяется по формуле S = Q/(n х cosα),
где S — нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа, кг, Q — масса поднимаемого груза, кг, n — число ветвей стропа, α — угол между вертикально опущенной осью и ветвью стропа (рис. 1).
Рис. 1. Схемы строповки грузов: а — одноветвевым стропом, б — двухветвевым стропом.
Стропы должны выбираться такой длины, чтобы угол между ветвями стропа и вертикалью не превысил 45°. При подъеме элементы электрооборудования должны подвешиваться за специально предназначенные для этой цели детали (рамы, скобы, монтажные петли). В случае, когда техническими условиями или заводскими инструкциями запрещается подвергать грузозахватные устройства (рымы) тяжению стропом под углом, подъем должен производиться с применением траверс (рис. 2).
Рис. 2. Траверса для подъема электротехнического оборудования грузоподъемностью до 10 т. 1 — труба, 2 — муфта, 3 — строп с двумя петлями, 4 — подвеска разъемная (паук), 5 — штырь, 6 — скоба прямая.
Каждый строп должен быть снабжен жетоном, на который наносятся марка стропа и дата его испытания. Жетоны крепятся вплеткой в прядь троса при изготовлении стропа.
К работам по строповке и подъему оборудования и других грузов могут допускаться только такелажники и электромонтеры, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на допуск к производству стропальных работ. Подъем ответственных тяжелых грузов должен производиться под непосредственным руководством мастера или производителя работ.
Блоки и полиспасты
Блоки применяются при выполнении такелажных работ для изменения направления тяговых канатов (отводные блоки) или в составе полиспастов. Отводные блоки изготовляются преимущественно с откидной щекой, так как в этом случае отпадает необходимость протаскивания каната через блок.
Выбор отводного блока производится по формуле Q = PK,
где Q — грузоподъемность ного блока, Н, Р — усилие, действующее на канат, Н, К — коэффициент, зависящий от угла между направлениями каната (рис. 3).
Рис. 3. Усилия, действующие на отводной блок
Величина коэффициента К принимается в зависимости от угла α: 0о — 2, 30о — 1,94, 45о — 1,84, 60о — 1,73, 90о — 1,41
Рис. 4. Блоки
Полиспаст служит для подъема или горизонтального перемещения грузов, когда необходимое для подъема или перемещения тяговое усилие превышает грузоподъемность тягового механизма. Полиспаст состоит из двух блоков, подвижного и неподвижного, соединенных между собой канатом, который крепится к ушку одного из блоков, последовательно огибает ролики обоих блоков и другим — сбегающим концом крепится к тяговому механизму.
Величина усилия в сбегающем конце каната полиспаста определяется по формуле S = 9,8Q/(ηn)
где S — величина усилия, Н, Q — масса поднимаемого груза, кг, η — к. п. д. полиспаста, n — число ниток полиспаста. Величина тягового усилия S не должна превышать грузоподъемность тягового механизма. Выбор схемы полиспаста в зависимости от массы поднимаемого груза и грузоподъемности тягового механизма (трактора, лебедки) может производиться по таблице 1.
Коэффициент полезного действия, схемы и величина тягового усилия полистпасов
Лебедки и тали
При эксплуатации лебедок и талей должны быть обеспечены постоянный надзор за их состоянием и исправностью всех деталей, периодические профилактические осмотры с устранением замеченных неисправностей и отметкой ответственного за состояние лебедок или талей лица в специальном журнале, а также периодическое их испытание не реже 1 раза в год на специальном испытательном стенде или на монтажной площадке статической нагрузкой, превышающей номинальную на 25%. Данные испытаний должны быть зафиксированы протоколом, хранящимся в паспорте механизма.
К лебедке или тали должна быть прикреплена табличка с указанием даты проведенного испытания и срока последующего испытания. Лебедки и тали, не прошедшие своевременного очередного испытания, должны быть изъяты из эксплуатации впредь до проведения испытаний.
Лебедки находят широкое применение при погрузо-разгрузочных работах, такелаже трансформаторов, выключателей и другого оборудования ЗРУ, панелей щитов и ошиновки ОРУ. В зависимости от рода привода применяемые на электромонтаже лебедки подразделяются на ручные, электрические и унифицированные. Ручные лебедки применяются при производстве электромонтажных работ в основном двух видов — барабанные и рычажные.
Преимущественное применение находят лебедки барабанные облегченные и лебедки с рычажным приводом в связи с их малыми габаритами и сравнительно небольшой их массой. Лебедки с ручным приводом рекомендуются к применению грузоподъемностью не выше 3 т в связи с громоздкостью, большой массой и значительными усилиями на рукоятке ручных лебедок грузоподъемностью более 3 т.
Лебедки ручные рычажные работают на принципе протягивания рабочего тягового каната чего каната имеется обойма. Рукоятка переднего хода насажена на конец вала поводка, представляющего собой двуплечий рычаг с осью вращения посередине. Для заправки каната в тяговый механизм отодвигают оттяжку в сторону рукоятки. При этом обе пары сжимов разойдутся и дадут возможность протолкнуть конец тягового каната через отверстие штуцера до выхода его через отверстие крепежа.
Рис. 5. Рычажная ручная лебедка
Ручные лебедки рекомендуются к применению при выполнении небольших объемов работ, при отсутствии источника электроэнергии и при отсутствии на площадке механизированных подъемных устройств (автопогрузчики, краны, электролебедки).
Лебедка электрическая состоит из следующих основных узлов: рамы, барабана, редуктора, тормозного устройства и электродвигателя. Напряжение двигателя 380/220 В. Рама служит для размещения на ней всех узлов лебедки. Тормозное устройство с электромагнитным приводом сблокировано с электродвигателем лебедки и действует автоматически при отключении последнего. Крутящий момент передается от двигателя к барабану лебедки через редуктор. Сцепление барабана с валом редуктора осуществляется зубчатой или кулачковой муфтой.
Кинематическая схема электрической лебедки приведена на рис. 6.
Рис. 6. Кинематическая схема электрической лебедки: 1 — барабан, 2 — 7 — шестерни редуктора, 8 — 10 — валы редуктора, 11 — тормозное устройство, 12 — электродвигатель.
Талью называется подъемник подвесного типа с ручным или электрическим приводом. Тали ручные изготовляются с червячной и шестеренчатой передачей, используются при монтаже реакторов в ячейках ЗРУ, при ревизии и разборке электродвигателей и др. Таль ручная червячная состоит из верхнего и нижнего узлов, соединенных между собой грузовой цепью. Верхний узел содержит корпус, червячную пару, включающую колесо с грузовой звездочкой и червяк с тормозным устройством, тяговое колесо с бесконечной цепью и верхний подвесной крюк. Нижний узел состоит из обоймы, грузового ролика и нижнего крюка.
Таль подвешивается к неподвижной опоре за верхний крюк. При вращении тягового колеса при помощи цепи вращается червяк, вал которого жестко связан с тяговым колесом. Червяк приводит в движение червячное колесо с грузовой звездочкой, выбирая при этом грузовую цепь и вызывая подъем или опускание нижнего крюка и подвешенного к нему груза. Тали ручные с шестеренчатой передачей изготовляются грузоподъемностью до 5 т.
Таль электрическая предназначена для вертикального подъема и опускания, а также для горизонтального перемещения грузов вдоль однорельсового пути, по которому передвигается таль. Электроталь типа ТЭ состоит из двух основных узлов: грузоподъемного механизма и ходовой тележки, к которой подвешивается грузоподъемный механизм.
Грузоподъмный механизм состоит из корпуса с барабаном и встроенным в него электродвигателем, редуктора, электромагнитного тормоза и подвесного устройства (блока с крюком). Тормоз включается автоматически при отключении электродвигателя и отключается при включении двигателя.
Рис. 7. Электрическая таль типа ТЭ
Ходовая тележка состоит из двух щек, к одной из которых крепятся две оси со свободно вращающимися колесами, а к другой — два ведущих колеса, на ребордах которых нарезаны зубчатые венцы. Пуск двигателей талей осуществляется реверсивными магнитными пускателями. Управление подъемом, спуском и горизонтальным передвижением вправо или влево прои Наибольшее применение электрические тали находят в помещениях укрупнительной сборки деталей оборудования в блоки и узлы, а также для ревизии частей выключателей (камер отделителей, гасительных камер) и другого оборудования в передвижных инвентарных помещениях и устройствах. Электрические тали типа ТЭ изготовляются для высоты подъема груза 6, 12 и 18 м.
Домкраты
Домкраты применяются в основном при такелаже и монтаже силовых трансформаторов, синхронных компенсаторов и другого тяжеловесного оборудования, когда эти работы не могут быть выполнены кранами.
Домкраты по конструкции разделяются на реечные, винтовые и гидравлические. Реечный домкрат состоит из неподвижного основания 1 с приваренной вертикальной зубчатой рейкой 4, подъемного корпуса 3 с редуктором и рукоятки 2. Подъем груза производится на верхней центральной головке или на нижней лапе.
Рис. 8. Реечный домкрат
Наличие нижней лапы выгодно отличает реечный домкрат от других конструкций, так как позволяет производить подъем грузов с низким расположением опорных поверхностей. Для подъема груза вращают рукоятку домкрата по часовой стрелке. При этом вращение передается шестерне, которая, накатываясь по рейке 4, поднимает вместе с собой редуктор и корпус домкрата с грузом.
При ослаблении вращающего усилия на рукоятке специальная собачка удерживает через храповой диск рукоятку от обратного вращения под давлением груза и, таким образом, предотвращает падение груза. Однако в целях безопасности запрещается снимать руку с рукоятки во время подъема или опускания груза, а также пока груз остается в поднятом положении.
Винтовой домкрат (рис. 9) состоит из корпуса 1, грузового винта 2 и рукоятки 3 с храповиком, собачкой и фиксирующим стержнем с пружиной. Подъем груза осуществляется вращением рукоятки в направлении против часовой стрелки. При этом происходит вращение грузового винта 2 в неподвижном внутреннем винте и подъем подвижного винта с головкой домкрата и опирающимся на головку грузом. При опускании груза следует переключить фиксатор собачки и вращать рукоятку в обратную сторону.
Рис. 9. Винтовой домкрат
Гидравлический домкрат (рис. 10) состоит из корпуса 1, резервуара 2 и насоса 3. В герметически закрытом резервуаре 2 смонтированы насос 3 и кулачковый вал 6. Кулачок 10 приводит в движение плунжер 9. При этом происходит всасывание жидкости через клапан 7 или нагнетание через клапан 8 в корпус под поршень 4. Поршень, поднимаясь, производит подъем груза. Для опускания груза перепускают жидкость обратно в резервуар. Заполнение жидкости производится через пробку 11, а слив — через пробку 5. Для заполнения резервуара 2 используется масло индустриальное.
Рис. 10. Гидравлический домкрат
Телескопические вышки и гидравлические подъемники
Телескопические вышки используются в основном при выполнении работ по ошиновке ОРУ. Телескопические вышки обеспечивают безопасные условия работ при подъеме рабочих с инструментами, приспособлениями и грузами для производства работ на высоте, а также обеспечивают благоприятные условия для высокопроизводительной работы при монтаже гирлянд, проводов и арматуры.
Гидравлические подъемники с шарнирной стрелой обладают по сравнению с телескопическими вышками тем большим преимуществом, что их конструкция позволяет благодаря наличию шарнирной стрелы перемещать люльку с грузом в поднятом состоянии в любую сторону без перемещения подъемника.
Любое промышленное производство в той или иной степени связано с монтажом габаритных и сложных грузов. Во многих случаях человек самостоятельно выполнить такую работу не может. Для этого используются такелажные средства, механизмы и приспособления. С их помощью перемещение, разгрузка, погрузка объектов любой конфигурации и веса становится доступной. Такелажные работы Они представляют собой операции, связанные с подъемом, удержанием и перемещением разных объектов – деталей, узлов, оборудования. Ключевым отличием этих работ от обычных погрузочно-разгрузочных заключается в применении специальных устройств. Зачастую такелажные средства, приспособления имеют специфическую конфигурацию. Их использование обуславливается невозможностью осуществления перемещения объектов ввиду их габаритов, веса другими способами. Сроки выполнения работ, а также их стоимость определяются сложностью операций, особенностью груза, а также наличием специализированных организаций в регионе. Назначение Такелажные механизмы – приспособления, используемые для перевозки крупногабаритного оборудования. Основная задача работ с применением специальной техники заключается не в исключении участия человека в них, а в повышении эффективности операций.
Услугами такелажников пользуются промышленные предприятия. Такелажные приспособления позволяют в кратчайшие сроки перемещать ленточные конвейеры, станки, верстаки и другое крупногабаритное оборудование. Кроме этого, спецтехника позволяет повысить безопасность операций и обеспечить сохранность груза. Такелажные приспособления используются не только в промышленности, где транспортировка оборудования выступает одним из важнейших звеньев рабочего процесса. Часто спецтехника применяется в бытовой сфере. Например, к услугам специализированных организаций прибегают при необходимости перевезти сейфы, музыкальные инструменты, мебель и пр. Такелажные приспособления Предприятия, предлагающие услуги по перемещению крупногабаритного груза, применяют в своей работе различные устройства. Все они объединены термином «оснастка». На практике используются в основном следующие такелажные приспособления: Стропы. Блоки. Крюки. Канаты. Проушины. Полиспасты. Цепи. Зажимы. Канаты Как правило, применяются стальные, капроновые и пеньковые тросы.
Последние могут быть смольными или бельными. Они отличаются по технологии производства. Пеньковые нити, пропитанные смолой, считаются более практичными. Кроме этого, они обладают высокой прочностью. Бельные канаты – более гибкие. Они имеют меньший запас прочности и не используются для механизмов, оснащенных машинным приводом. Для монтажных работ такие канаты используются редко. Стальные тросы отличаются по форме сечения и классифицируются по конструктивному признаку. Как правило, используются круглые и плоские канаты с одинарной, двойной, тройной свивкой. Стропы Эти такелажные приспособления представлены отрезками канатов разной конфигурации. Стропы используются для надежного и быстрого закрепления транспортируемого груза. Они могут быть электронными и ручными. Стропы используются при непосредственной погрузке/разгрузке. Максимальная высота, на которую может подниматься груз, — 3 м. Предельный вес объектов, для перемещения которых используются стропы, – до 10 тонн. Для подъема на небольшую высоту используются домкраты.
Они могут быть винтовыми, реечными, клиновыми, гидравлическими. Полиспасты и блоки Эти механизмы, как правило, входят в состав разного грузоподъемного оборудования. Полиспаст представляет собой самое простое подъемное устройство, состоящее из блоков. Последние соединяются канатом. Блоки отличаются по числу роликов (одно- и многороликовые). Лебедка В ее конструкцию входят блоки или полиспасты. С помощью этих элементов осуществляется непосредственное поднятие груза. Лебедки различают по типу привода. Он может быть электрическим или ручным. Опорные конструкции Зачастую такелажные работы предполагают подвешивание и удержание груза на конструкции, которая сможет выдержать его вес. В этом случае используются тали. Если работа производится в помещении, их закрепляют на перекрытиях и прочих строительных элементах. Если они отсутствуют, то устанавливается специальное оборудование – опорную конструкцию. Как правило, она представляет собой металлическую вертикальную стойку, которая удерживается специальными оттяжками.
В качестве опоры в конструкции предусматривается тяжелая плита. Безопасность При производстве такелажных работ поднимаются и перемещаются довольно тяжелые предметы. Их вес может составлять до нескольких тонн. Специалистами были разработаны правила безопасности при использовании такелажных приспособлений. В требованиях учтены все факторы опасности при осуществлении операций. Сотрудники организации, предоставляющие такелажные услуги, проходят обязательные инструктажи и курсы по повышению квалификации. Для выполнения работ необходимо получить специальный допуск, пройти медосмотр. Требования к оборудованию Для поддержания работоспособности регулярно осуществляется осмотр такелажных средств, механизмов, приспособлений. Проверка производится в установленные сроки. Траверсы осматриваются не реже раза в полгода, тара, клещи и прочие захваты – 1 р/мес, стропы – 1р/10 дн (кроме редко используемых). Внеочередное полное техосвидетельствование оборудования должно осуществляться в обязательном порядке после ремонта металлических элементов с заменой расчетных деталей и узлов, реконструкции, капремонта, замены крюка и прочих аналогичных операций.
Результаты процедуры заносятся в журнал такелажных средств механизмов и приспособлений. После замены изношенных канатов, при их перепасовке выполняется проверка надежности крепления и правильности запасовки, производится обтяжка тросов рабочим грузом. Техосвидетельствование и учет такелажных средств, механизмов и приспособлений осуществляет инженерно-технический работник, исполняющий на предприятии надзорные функции, при участии сотрудника, ответственного за исправное состояние оборудования. Последний может самостоятельно производить проверку надежности канатов и правильности запасовки, обтяжки грузом после перепасовки или замены тросов. Форма журнала учета такелажных средств и приспособлений соответствует Приложению 9 к Правилам по ОТ при работе на высоте (утв. Приказом Минтруда №155н от 28.03.2014-го г.). Техника безопасности Производство такелажных работ предполагает использование строп, при помощи которых осуществляется крепление груза к подъемному механизму. Перед строповкой специалист должен узнать весь объекта.
Как правило, масса груза указывается на табличке, закрепленной на станине. Если объект упакован, то вес отмечается на ящике или обшивке. Подъем и перемещение предметов осуществляются при строгом выполнении следующих правил: Строповка груза, к которому прилагается паспорт и инструкция, производится согласно указанной технологии. Стропы закрепляются в предусмотренных для них проушинах с помощью специальных крючков на оборудовании. Строповку надлежит осуществлять с учетом факторов равновесия и устойчивости груза при его подъеме и последующем перемещении. Механизмы и оборудование, смонтированные на одной раме, поднимаются после закрепления строп на общей платформе. Листовой пакетированный материал перемещается с применением специальных подхватов, которые подвешены на траверсе. Строповка швеллеров, уголков и иной профилированной металлопродукции производится с использованием универсальных приспособлений. В острых углах под стропами располагают подкладки. Классификация объектов
Все грузы, которые перевозятся, разделяются на определенные группы в зависимости от массы: Легковесные – до 250 кг. Тяжеловесные – 250-50000 кг. Очень тяжелые – больше 50 тонн. Существует еще одна категория – мертвые грузы. Ими называют объекты, примерзшие к земле, врытые в нее, закрепленные на фундаменте, прижатые к другим предметам. Масса таких грузов, как правило, неизвестна. Использовать для их подъема краны категорически запрещено. Объекты классифицируются также по своим размерам и бывают габаритными и негабаритными. В первых параметры не превышают норм, определенных в ПДД (автотранспорт), или соответствуют размерам подвижного состава (для железнодорожного транспорта). В негабаритных грузах эти показатели превышают установленные стандарты. Заключение Одним из ключевых факторов обеспечения безопасности выступает высокий профессионализм персонала предприятия, осуществляющего такелажные работы. Сотрудник должен хорошо знать оборудование, которое он использует, особенности его эксплуатации. Производство работ контролируется бригадиром. Он несет ответственность за выполнение установленных правил и норм.
Для персонала разрабатываются специальные инструкции, отступление от которых чревато серьезными последствиями.
4.Контрольные вопросы.
Сроки проверки канатов, грузозахватных приспособлений?
Назначение строп?
Схемы строповки?
Назначение блоков, траверс, полиспаст?
Назначение применения домкратов?
Что такое таль?
Как разделяются грузы?
5. Домашнее задание выучить законспектированный материал.
Глава: Подкрюковые устройства и стропы/такелажное оборудование
1. ГЛАВА
Сэнфордский подземный исследовательский центр (SURF) управляет использованием оборудования под крюком (BTH) для обеспечения безопасности персонала и предотвращение порчи имущества.
В этой главе изложены требования к проектированию, изготовлению, эксплуатации, испытаниям, осмотру и документированию подъемных устройств под крюком, изготовленных собственными силами или приобретенных для специального использования.
2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Эта глава относится ко всему персоналу и деятельности, использующей устройства BTH и такелажное оборудование в SURF.
Примеры такелажного оборудования:
- Стропы
- Скобы / скобы
BTH Примеры устройств:
- Распорки
- Индивидуальные подъемные устройства (специализированные для конкретного оборудования)
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Дополнительные определения и терминология содержатся в стандартах и/или руководствах, перечисленных ниже:
Подъемные устройства под крюком (BTH) : оборудование (кроме строп или такелажного оборудования), используемое между крюком и грузом. Может использоваться для поддержки, позиционирования и выдерживания веса определенного груза.
Сертифицированный инспектор: Лицо, успешно прошедшее признанный коммерческий курс обучения, обеспечивающий сертификацию, например. Курс KoneCrane 819-820.
Вилка : U-образный или раздвоенный металлический соединитель, внутри которого может крепиться другая часть с помощью болта или штифта, проходящего через концы соединителей. Вилка представляет собой соединительное устройство, состоящее из трех частей.
Компетентное лицо: Лицо, , способное определять существующие и предсказуемые опасности в окружающей среде или условиях труда, которые являются антисанитарными, опасными или опасными для сотрудников, и уполномоченное принимать незамедлительные корректирующие меры для их устранения. Способность продемонстрировать компетентность в выполнении поставленных задач.
Критический подъем – Любой груз, требующий исключительной осторожности при обращении. Например:
- Вопросы безопасности
- Размер или форма
- Вес, превышающий 75% номинальной нагрузки
- Установка с жесткими допусками
- Высокая чувствительность к повреждениям
- Высокая стоимость или потенциальное влияние объекта высокой стоимости
- Влияние на операции (бюджет, график)
- Груз вне поля зрения крановщика
- Возможный выброс опасного материала в окружающую среду
- Один подъем с участием нескольких кранов или другие необычные факторы.
Подъемные устройства, изготовленные по индивидуальному заказу : Подъемные устройства, изготовленные по индивидуальному заказу, используемые между крюком и грузом для выполнения уникальных или сложных операций подъема и такелажа. Может быть изготовлено на коммерческой основе, спроектировано и изготовлено на стороне или внутри компании. Проектирование, испытания, сертификация и номинальная мощность/нагрузка должны соответствовать требованиям настоящего документа.
Технические примечания : Документация о профессиональной оценке, выполненной по спецификациям проектирования конструкций.
Квалифицированное лицо — лицо, которое, обладая признанной степенью или сертификатом о профессиональном статусе, или которое, благодаря обширным знаниям, обучению и опыту, успешно продемонстрировало способность решать или разрешать проблемы, относящиеся к предмету и работай.
Номинальная вместимость: Максимальная рабочая нагрузка (100%), разрешенная производителем при определенных условиях работы. Это указано на бирке или на грузоподъемном оборудовании.
Номинальная нагрузка / Маркировка. Маркировка номинальной нагрузки устройства BTH должна быть четко обозначена на подъемном устройстве и не должна превышать 80 % испытательной номинальной нагрузки или спецификации, в зависимости от того, что меньше.
Испытание на номинальную нагрузку – формальный процесс с использованием известного веса для оценки способности подъемного устройства и несущей конструкции безопасно устанавливать номинальную нагрузку .
Квалифицированное лицо по такелажным работам — Лицо, обладающее признанной степенью или сертификатом о профессиональном статусе в соответствующей области, или которое благодаря обширным знаниям, обучению и опыту в области такелажных работ успешно продемонстрировало способность решать или разрешать проблемы, связанные с такелажными работами. и сопутствующие такелажные работы.
Скоба : U-образный или раздвоенный металлический соединитель, внутри которого может крепиться другая часть с помощью болта или штифта, проходящего через концы соединителей. Скоба представляет собой двухкомпонентное соединительное устройство.
Стропы : Узел, используемый для подъема при соединении с подъемным механизмом. Верхняя часть стропа соединена с подъемным механизмом, а нижняя часть поддерживает груз. Типы строп:
- Синтетические
- Сталь / Трос
- Цепь
Распорки : Тип устройства, используемого для распределения веса груза более чем в одной точке. Обеспечивает повышенную стабильность и контроль позиционирования.
4. ОБЯЗАННОСТИ
Директор по инфраструктуре предприятия отвечает за:
- Поддержание программы инвентаризации и проверки строп, такелажного оборудования и такелажного устройства BTH, включая документацию. Назначает и использует супервайзеров и бригадиров для управления этой программой.
- Назначение квалифицированного лица (лиц), квалифицированного лица (лиц) по такелажным работам и «эксперта в предметной области» в отношении подъема и такелажа.
- Поддержание программы обучения подъему и такелажу и установление требований к обучению персонала SURF, задействованного в использовании BTH. Эта учебная программа будет включать в себя уроки, извлеченные из инцидентов.
- Проведение ежегодной проверки записей стропов, такелажа и такелажных устройств BTH.
- Совместно с отделом ESH проводить двухгодичный обзор программы подъема и такелажа, включая обзор этой главы, чтобы убедиться, что она по-прежнему соответствует потребностям SURF.
- Ведение руководств и информации производителя и записей, связанных с испытаниями, грузоподъемностью, осмотром и ремонтом всех устройств BTH.
- Выбор квалифицированного подрядчика для проведения ежегодной проверки, испытаний, технического обслуживания и ремонта ВТН по мере необходимости.
- Проводить ежегодный обзор этой главы. (Документ-73406).
- Для обеспечения того, чтобы все оборудование BTH было проверено квалифицированным лицом перед критическим подъемом.
Директор ESH отвечает за:
- Ежегодную проверку соблюдения требований настоящей главы.
- Отклонения от требований этой главы требуют одобрения директора ESH.
- Помощь отделу инфраструктуры объектов в разработке и реализации потребностей в обучении.
- Ведение записей о тренировках
- Координация и планирование обучения
- Оказание консультационных услуг по безопасности работ.
- Совместно с Департаментом инфраструктуры объектов проведение раз в два года обзора программы подъема и такелажа, включая обзор этой главы, чтобы убедиться, что она по-прежнему соответствует потребностям SURF.
Технический директор отвечает за:
- Назначение квалифицированного(ых) инженера(ов) для оказания помощи в инфраструктуре объекта, который обеспечивает инженерную поддержку в отношении сертификации и грузоподъемности всех индивидуальных подъемных устройств BTH.
- Создание и учет всех технических заметок. (см. раздел 5.1)
Руководители проектов несут ответственность за:
- Информирование Подрядчиков/Пользователей под их руководством о требованиях настоящей главы.
- Обеспечение надлежащей подготовки подрядчиков/пользователей, находящихся под их контролем и занимающихся подъемными и такелажными работами.
Начальник/Мастер отвечает за:
- Помощь директору по инфраструктуре объекта в проведении инспекций и документации для строп, такелажного оборудования и подъемных устройств BTH, расположенных на территории, находящейся под их наблюдением.
- Обеспечение того, чтобы только должным образом обученные лица допускались к активному участию в рабочих задачах, связанных с подъемными и такелажными работами.
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОДЪЕМНЫХ УСТРОЙСТВ
Техническая записка Процедура для индивидуальных устройств BTH
Подъемные устройства BTH, изготовленные по индивидуальному заказу, должны использоваться только после проведения инженерного анализа модифицированной BTH и документирования результатов этого анализа в Техническом примечании.
A. Технические примечания : Должен быть подготовлен квалифицированным инженером для;
- Все индивидуальные подъемные устройства BTH, принадлежащие SURF или;
- Оборудование научных сотрудников, используемое в SURF, приобретенное или изготовленное в SURF или сотрудничающем учреждении.
- Все последующие изменения в использовании BTH, которые могут повлиять на безопасность персонала или производительность, требуют внесения поправок в исходное техническое примечание.
- Модификации подъемных устройств BTH или нестандартных устройств должны быть задокументированы до их использования.
- Аналогичные подъемные устройства: Подъемные устройства, которые производятся или изготавливаются в соответствии с ранее спроектированными, изготовленными и проверенными подъемными устройствами, не требуют повторного полного инженерного анализа. Документация должна быть предоставлена со ссылкой на существующую утвержденную техническую записку и подробным описанием всех различий.
B. Подрядчики могут использовать эквивалентный задокументированный процесс, например, коммерческий источник, занимающийся производством подъемных устройств.
Эквивалентность инженерной заметки может включать:
- Коммерческие устройства BTH
- Сертификат испытаний производителя
- Копии руководства по эксплуатации и осмотров (если применимо)
- Некоммерческие устройства BTH:
- Устройство, разработанное профессиональным инженером
C. Содержание
Все технические примечания должны включать все меры предосторожности, процедуры эксплуатации и технического обслуживания, рейтинг обслуживания или рабочего цикла (если применимо), рекомендации по частоте проверок и полные данные с паспортной таблички, необходимые для подъемного устройства.
- Если какое-либо приспособление поднимает груз в точке ниже центра тяжести, в технических примечаниях должен быть четко указан вопрос устойчивости комбинации груза и приспособления.
- Результаты нагрузочных испытаний (см. ниже требования к нагрузочным испытаниям).
- Первоначальные результаты проверки (см. ниже требования к проверке).
D. Проверка технических примечаний: Все технические примечания по подъемным устройствам должны быть рассмотрены квалифицированным лицом на предмет их соответствия требованиям настоящей главы и утверждены техническим директором.
Производитель
Некоммерческий
- Подъемные устройства BTH должны изготавливаться в соответствии с этой главой и ASME B30.20.
- Идентификация должна быть частью производственного процесса. Каждое устройство, используемое в SURF, должно иметь постоянную маркировку с номером подъемного устройства SURF и другими данными паспортной таблички.
Коммерческий
- Производитель приобретаемых устройств должен наносить свои паспортные данные и маркировать устройство. Персонал SURF проставляет специальный номер устройства SURF.
(Во всей документации должен быть указан номер устройства SURF.)
Процесс ввода в эксплуатацию
A. Первоначальный осмотр — Первоначальный осмотр сертифицированным инспектором всех новых, модифицированных или отремонтированных устройств требуется для ввода в эксплуатацию, чтобы убедиться, что:
- Устройству присвоен идентификационный номер SURF и прикреплен к устройство
- Установка изготовлена и работает в соответствии со спецификациями .
- Идентификационный номер SURF, задокументированный в ManagerPlusTM
- Номинальная нагрузка / Маркировка должна быть нанесена на устройство
- Информация, задокументированная в технических примечаниях для настраиваемых устройств.
Испытание под нагрузкой
- Испытание необходимо проводить при новой установке, модификации или ремонте подъемного устройства BTH.
- Испытание под нагрузкой не должно превышать спецификации устройства.
- Результаты нагрузочного теста должны быть задокументированы и поддерживаться в системе рабочих заданий/активов ManagerPlusTM.
- Сертификат испытаний производителя может быть эквивалентным, если таковой имеется.
Номинальная нагрузка / маркировка
Коммерческие устройства BTH: номинальная мощность равна номинальной нагрузке.
Индивидуальные грузоподъемные устройства требуют испытания под нагрузкой, используемого для определения номинальной нагрузки.
- Номинальная нагрузка не должна превышать 75 % подтвержденной испытательной нагрузки или спецификаций, в зависимости от того, что меньше.
- Пример: Спецификация устройства BTH составляет 2 тонны. Нагрузочный тест был выполнен на 90% от спецификации. (3600 фунтов) Номинальная нагрузка составит 75% X 3600 фунтов = 2700 фунтов. 2700 фунтов будет значением на маркировке. Номинальная нагрузка должна быть четко указана на устройстве BTH
- Номинальная нагрузка должна документироваться и поддерживаться в системе рабочих заданий/активов ManagerPlusTM.
Осмотр перед использованием
Все устройства перед каждым использованием должны подвергаться визуальному осмотру компетентным лицом. Это не документированная проверка, но она включает следующее:
- Проверка паспортной таблички, грузоподъемности и даты подтверждения предыдущей ежегодной проверки. Устройство нельзя использовать, если отсутствует паспортная табличка, номинальная нагрузка недостаточна для подъемника или ежегодный осмотр старше одного года.
- Элементы конструкции на предмет деформации, трещин или чрезмерного износа любой части подъемника
- Ослабленные или отсутствующие ограждения, застежки, крышки или упоры
- Все функциональные приводные механизмы и автоматические фиксаторы для неправильных регулировок, мешающих работе.
- Все подъемные устройства, требующие ремонта, должны быть:
- помечен как нерабочий
- сообщил супервайзеру
- задокументировано в соответствии с его идентификационным номером SURF
- действий по ремонту введены в ManagerPlus™
Ежегодная проверка
Ежегодная проверка сертифицированным инспектором должна проводиться для всех устройств BTH. Проверка должна быть задокументирована, а записи введены в ManagerPlus™ и доступны для просмотра операторами и другими лицами, которым требуется доступ к данным и информации проверки. Дата ежегодного осмотра должна быть указана на грузоподъемных устройствах. Как минимум, следует учитывать следующее:
- Проверка паспортной таблички и грузоподъемности
- Элементы конструкции на предмет деформации, трещин или чрезмерного износа любой части подъемника
- Ослабленные или отсутствующие ограждения, застежки, крышки или упоры
- Все функциональные рабочие механизмы и автоматические фиксаторы для неправильных регулировок, мешающих работе
- Отсутствует оборудование
- Чрезмерное истирание, зазубрины или обесцвечивание
- Несанкционированные модификации
- Все подъемные устройства, требующие ремонта, должны быть:
- помечен как нерабочий
- сообщил супервайзеру
- задокументировано в соответствии с идентификационным номером SURF
- действий по ремонту введены в ManagerPlus™
СТРОПЫ И ТАКЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ
Стропы/оборудование должны быть промаркированы таким образом, чтобы предоставить информацию для проверки перед использованием, чтобы определить, может ли оборудование выдержать ожидаемую нагрузку.
Подробнее см. в таблице ниже.
Информация | Стропы
| Такелажное оборудование (устройства без BTH) | Цепи | |
| Провод | Синтетика |
|
|
Номинальная мощность | х | х | х | х |
Тип сцепки | х | х |
|
|
Производитель | х | х | х | х |
Диаметр (размер) | х | х |
| х |
Угол | х | х |
|
|
Ноги (если их больше 1) | х | х |
|
|
Тип материала |
| х |
|
|
Класс |
|
|
| х |
Использование
- Все стропы и такелажное оборудование должны использоваться в соответствии с рекомендациями производителя, требованиями OSHA и SURF.
- Поврежденные стропы и такелажное оборудование подлежат уничтожению и утилизации.
- Условия окружающей среды должны учитываться при использовании, т.е. УФ-повреждение на синтетических материалах, пары, кислоты, коррозионные вещества на стали.
Хранение
Для организации и хранения оборудования, когда оно не используется, должны использоваться специальные помещения. Помещения для хранения должны учитывать следующее:
- Чистый, сухой и не содержащий химикатов
- Достаточно места для развешивания и организации
- Хорошее освещение для осмотра
- Контролируемый доступ
- Стратегическое расположение для поддержки работы
СПРАВОЧНАЯ И СОПУТСТВУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Сопутствующая документация
- Краны и подъемники
- Инженерная записка
- Форма проверки строп, такелажного оборудования и устройств под крюком
Ссылки
- OSHA 1910
- OSHA 1926
- АСМЭ Б30.
20
5 Факторы безопасности для такелажного оборудования
Нет никаких сомнений в том, что работа рядом с такелажным оборудованием может быть опасной. Эти большие машины и оборудование могут привести к тяжелым травмам, если они используются неправильно. Всего несколько лет назад из-за неправильной загрузки такелажного оборудования погиб строитель. Арматура соскользнула с крана и ударила рабочего по голове.
Излишне говорить, что безопасность такелажного оборудования должна стоять на первом месте. Неиспользование безопасного оборудования или его неправильная загрузка также могут привести к крупным штрафам за нарушение техники безопасности. Каждый год OSHA отмечает сотни нарушений строительных площадок и компаний из-за проблем с такелажным оборудованием. Чаще всего они связаны с осмотром такелажа, эксплуатацией и сборкой оборудования.
Таким образом, необходимо учитывать несколько факторов безопасности такелажного оборудования, которые помогут предотвратить нарушения правил и обеспечить безопасность каждого подъема.
1. Безопасность такелажного оборудования посредством осмотра
Перед использованием такелажного оборудования для каких-либо целей требуется регулярный осмотр такелажного оборудования квалифицированным лицом, например крановщиком. Инспектор должен искать любые видимые признаки повреждения или износа, а также любые признаки того, что что-то может пойти не так.
Каждая инспекция такелажного оборудования должна включать проверку, измерение и отмечание следующего:
- Зона вокруг оборудования – это необходимо для обеспечения достаточного расстояния от других конструкций и линий электропередач.
- Осмотр оборудования. Если на каком-либо элементе оборудования есть ржавчина, вмятины, царапины или другие повреждения, это следует отметить во время осмотра такелажа. Хотя некоторый износ не повлияет на такелажное оборудование, это может быть признаком того, что в конечном итоге его необходимо отремонтировать или заменить.
- Дорожки и платформы. Если кран и такелажное оборудование будут перемещаться, необходимо прочное основание и свободная дорожка.
- Проволочные канаты и цепи. Эти части такелажного оборудования со временем могут выйти из строя. В случае обнаружения при осмотре такелажного оборудования признаков перегиба, износа или коррозии их необходимо отметить, а канат или цепь заменить.
- Наименование поставщика такелажного оборудования : Важно покупать качественное такелажное оборудование у известного и сертифицированного поставщика, который может предоставить необходимые гарантии и гарантии вместе со своей продукцией.
2. Предельная рабочая нагрузка
Помимо осмотра такелажного оборудования, перед использованием такелажного оборудования необходимо дважды проверить указанный предел рабочей нагрузки. Вес всего оборудования, используемого при подъеме, должен быть рассчитан для каждой нагрузки, чтобы гарантировать, что он находится в пределах рабочей нагрузки используемого подъемного механизма, стропы или крюка.
Поскольку некоторые из этих расчетов должны быть оценены, большинство такелажного оборудования имеет рейтинг запаса прочности. По сути, это объясняет дополнительный вес, который может быть вызван просчетами или трением.
Например, коэффициент запаса прочности стального каната предоставляется как отношение, которое сравнивает минимальную прочность на разрыв (MBS) с максимальной предельной нагрузкой. Итак, если MBS для стального каната составляет 10 000 фунтов. и коэффициент безопасности 6:1, максимальный предел нагрузки составит 60 000 фунтов.
Строительные площадки должны размещать и предоставлять диаграммы, чтобы операторы могли легко проверить эти пределы рабочей нагрузки. Однако операторы должны хорошо разбираться в процессе расчета этих измерений.
3. Погодные условия
Даже если ваше оборудование прошло проверку такелажа , в некоторых случаях погодные условия могут стать серьезной проблемой безопасности. Например, сильный ветер будет раскачивать груз, что значительно усложнит его управление. Кроме того, безопасность оборудования такелажа может быть поставлена под угрозу. Согласно стандартам OSHA, такелажное оборудование нельзя использовать, если скорость ветра превышает 20 миль в час.
Если видимость ухудшается из-за дождя или тумана, это также следует учитывать. Даже температура может повлиять на то, насколько хорошо работает такелажное оборудование. Сильный холод может привести к растрескиванию более хрупких металлических частей. Это также может затруднить подъем грузов, так как они могут примерзнуть к земле.
4. Качество такелажного оборудования
Несмотря на то, что проверки такелажа помогают убедиться, что вы используете только безопасное оборудование, также важно помнить, что некачественное такелажное оборудование быстрее выйдет из строя, особенно при непрерывном использовании. Важно сотрудничать с поставщиком такелажного оборудования, который предоставит вам высококачественное оборудование, которое также предназначено для конкретных приложений, целей и условий.
Некоторые материалы просто лучше подходят для конкретных применений. Например, в любом оборудовании, которое подвергается воздействию влаги, должны использоваться канаты и пряди из нержавеющей стали, поскольку они естественным образом устойчивы к ржавчине. Оцинкованный металл также лучше всего подходит для приложений с высоким коэффициентом трения, так как цинковое покрытие защищает сталь под ним от быстрого износа.
Надежный поставщик такелажного оборудования будет хорошо осведомлен о таких факторах и предоставит вам подходящие продукты высшего качества для обеспечения безопасности ваших такелажных операций.
5. Сертификация оператора такелажа
Наконец, все операторы должны быть компетентны в своей работе. Они должны знать, как проводить надлежащие проверки такелажа.
Все операторы такелажного оборудования должны пройти обучение NCCCO (Национальная комиссия по сертификации крановых операций) по типу крана и весовой нагрузке. Существуют различные лицензии NCCCO для различных типов кранов, например:
- Автокраны
- Башенные краны
- Кран с шарнирно-сочлененной стрелой
- Мостовой кран
- Мини-кран гусеничный
- Кран с телескопической стрелой
Операторы кранового и такелажного оборудования по закону обязаны пройти соответствующее обучение и сдать сертификационные экзамены для различных типов оборудования. Эти лицензии могут нуждаться в периодическом продлении.
Существуют также физические оценки, которые операторы должны пройти, чтобы запустить такелажное оборудование. У них должно быть зрение не менее 20/30 на один глаз с использованием очков или без них. Операторы также должны обладать достаточным слухом (со слуховым аппаратом или без него), а также физической выносливостью для работы с такелажным устройством.
Заключение
Нет оправдания тому, что люди подвергаются риску, когда дело доходит до использования такелажа. Все эти факторы безопасности необходимо учитывать перед использованием этого типа машин.
Конечно, качество оборудования, используемого для крепления и подъема каждого груза, играет важную роль в безопасности операции. Elite Sales — надежный поставщик такелажного оборудования, предлагающий только высококлассное оборудование для промышленных целей.
Чтобы ознакомиться с нашим ассортиментом, разместить заказ или узнать больше о наших предложениях, свяжитесь с нашей командой в Elite Sales Inc.