Что же делают из дерева в мире? Делаем своими руками из дерева
Дерево окружает нас повсюду. Деревья растут рядом с нами. Стулья, столы, кровати, мебель — это все наши ежедневные спутники по жизни. Спектр применения дерева широк.
Когда-то дерево было самым распространенным строительным материалом. Из него строили корабли и пускали их в плавание по всему мировому океану. Русские зодчие строили из дерева дома и церкви без единого гвоздя. Памятники этого архитектурного наследия сохранились и до наших дней, хоть и в незначительном количестве. Но до сих пор поражают воображение людей своей красотой, несмотря на ветхость.
Что делают из дерева сейчас? В сравнении с другими современными строительными материалами древо менее долговечно. Кирпич и бетон имеют большую прочность и долговечность. И тем не менее, деревянный дом по-прежнему привлекает многих своей уникальной атмосферой. Иногда о деревянном доме говорят: «Дом дышит». В нем и дышится легко, и спится слаще.
Из дерева выпускают сегодня различные пиломатериалы. Это и доску обрезную, не обрезную, брус, брусок, рейку, бревно оцилиндрованное и не оцилиндрованное. А так же изготавливают различную продукцию и строительные материалы. Древесина является сырьём для производства фанеры, древесно-стружечных плит, бумаги, картона, биотоплива в виде топливных брикет и пеллет, спичек.
Для отделки деревянных домов из древесины изготавливают вагонку, имитацию бруса, блок-хаус, плинтуса, наличники. Не потеряли своей актуальности и деревянные полы. Деревянные половые покрытия выпускаются в вид доски пола, паркета.
В мебельном производстве дерево применяется в виде массива и в виде мебельного щита, шпона. В основном для производства мебели берутся ценные породы деревьев: бук, дуб, орех, красное дерево.
Не удалось полностью заменить деревянные шпалы и столбы электропередач на бетонные. Они по-прежнему востребованы и необходимы.
Много домашней утвари и сувениров изготавливается из дерева. Это и знаменитые русские матрёшки, различны ложки, шкатулки, миски, кадушки и много другое.
Деревянные рамы начинают вытеснять в домах пластик. Двери из натурального дерева значительно надежнее и респектабельнее по внешнему виду, чем двери из МДФ или ПВХ.
По-прежнему нам приятно посидеть в деревянной беседке, попариться в деревенской баньке, порыбачить на лодочке с удочкой на какой-нибудь тихой, заповедной речке.
Ну и наконец, какой деревянный дом не украсит деревянная лестница с резными болясинами.
Находит применение древесина и в медицине. Используются в ней не только берёзовые почки, но и хвоя, кора дуба. Музыкальные инструменты, скипидар, целлюлоза, различная тара и упаковка — все это тоже связанно с древесиной. Перечень можно продолжать и продолжать. Дерево было и остается восполняемым ресурсом земли, повседневную жизнь без которого трудно себе представить.
wood-prom.ru
Что делают из дерева — в мире из разных пород
Доброго времени суток уважаемые читатели и подписчики Блога Андрея Ноака! Сегодня мы рассмотрим что делают из дерева в мире.
Введение
Мы уже с вами рассматривали что можно сделать с бамбука в этой статье, но вот что можно сделать с древесины пока мы не знаем, точнее знаем но этот список не полный. Я хочу его увеличить и дополнить.
Деревья удивительны! Они обеспечивают красоту, тень, кислород и чистый воздух. От них люди получают фрукты и орехи, изделия из дерева такие как бумага, мебель и жилье. Эти вещи из хорошо всем нам известны. Но знаем ли мы, что буквально еще тысячи продуктов изготавливается из деревьев? Многие из них удивительны!
С деревьев можно сделать пиломатериалы и фанеру, из оставшейся, после переработки стружки, коры и опилок, может быть сделана древесная целлюлоза для дальнейшего получения бумаги и других продуктов.
Не так давно эти остатки дерева сожгли бы в качестве отходов, но сегодня люди получают из этих «отходов» столь дорогую для нас продукцию. Это позволяет получить, если выразиться языком экономистов, добавочную стоимость от переработки одного кубометра леса.
Кора часто используется для выработки электроэнергии на деревообрабатывающих производствах. Современные деревоперерабатывающие предприятия очень эффективны и могут использовать для получения продукции любые части древесины. Ничто не тратится впустую, такие производства называются безотходными.
Состав древесины
Древесина состоит с крошечных волокон (целлюлоза) и природного клея, который удерживает эти волокна вместе, данный клей называется лигнин. Кстати за счет природного лигнина мы можем получать древесные пеллеты.
Когда к примеру дерево превращается в целлюлозу для производства бумаги, образуется много побочных продуктов на основе лигнина. Полученные продукты люди используют для приготовления асфальта, краски, получения жевательной резинки и моющих средств, а также скипидара.
На фото целлюлоза в тюках…
Целлюлоза — используется для бумаги и многого другого. Она совместно с меламином применяется для изготовления посуды, унитазов, ручек для инструментов и целлофана. Также мы можем встретить с данных материалов шлемы, зубные щетки и электрические розетки.
Прочие продукты переработки целлюлозы включают получение искусственного шелка, и нитроцеллюлозы, которая используется при получении лака для ногтей, твердого ракетного топлива и взрывчатых материалов промышленного назначения.
Продукты получаемые при варке древесины — дезодоранты и лаки для волос, искусственные ароматизаторы с запахом ванили, лекарства и косметика.
Дрожжи производятся из древесного сахара выделяемого в процессе варки целлюлозы. Они имеют высокое содержание белка, часто используются в детском питании, крупах, имитации бекона, производстве кормов и хлебобулочных изделий.
Изделия с древесины
Химические вещества из деревьев уже стали настолько неотъемлемой частью нашей цивилизации, что мы принимаем их как должное. Но они не существовали бы без древесины и изделий из древесины. Дерево действительно чудо ресурс! Ниже приведены лишь некоторое количество из тысяч продуктов, которые мы получаем от деревьев:
- Красители.
- Кислород.
- Клавиши для музыкальных инструментов, к примеру пианино.
- Книги.
- Чернила.
- Атласы и карты.
- Пинг-понг шары.
- Ручки зонтиков.
- Приборные панели в автомобилях.
- Газета.
- Плакаты.
- Сиденья для унитаза.
- Гитары.
- Изоляция.
- Искусственные ароматизаторы с запахом ванили.
- Пробки.
- Клеи.
- Украшения.
- Скипидар.
- Уголь древесный.
- Музыкальные инструменты.
- Упаковка для продуктов, к примеру молока, тара для яиц.
- Спортивный инвентарь, к примеру клюшки, бейсбольные биты.
- Косметика.
- Строительные материалы.
- Кухонная утварь.
- Тара для транспортировки различных продуктов.
- Топливо для производства энергии.
- Фильтры.
- Пятновыводители.
- Карандаши.
- Гранулы в туалете для животных.
- Метлы.
- Шпалы для железнодорожных дорог.
- Пылезащитные лесные полосы.
- Морские и речные суда.
- И еще много другого…
Мои услуги и книги
У меня имеется ряд книг по переработке древесины на современных предприятиях. Они будут незаменимы как для специалистов, так и для новичков. Более подробно о них в разделе «КНИГИ».
Кроме этого я оказываю консультации по запускам деревообрабатывающих производств, рынку тех или иных материалов. Чтобы получить консультацию нужно обратиться в «ПОДДЕРЖКУ».
Также часто провожу вебинары на которых обсуждаются актуальные вопросы в деревообработке. Более подробно можно узнать на страницах блога.
Удачи, успехов и до новых встреч, с вами был Андрей Ноак!
andreynoak.ru
Окружающий мир 2 класс Что можно сделать из глины, шерсти и древесины?
Окружающий мир 2 класс Что можно сделать из глины, шерсти и древесины?
Из глины издавна люди делали посуду (керамика), глиняные фигурки божеств (статуэтки и скульптуры) делали замазку для стен, использовали в качестве косметического средства. Из шерсти также можно получить множество полезных в хозяйстве вещей: ткани (а потом одежду из этих тканей), одеяла и пледы, валенки, пряжу/нитки (вязаная одежда), очень популярное сейчас направление — валяные вещи (игрушки и одежда из шерсти для валяния).
Дерево/древесина имеет еще более широкое применение. Из деревянных бревен можно построить дом, баню, хоз. постройки. Из досок можно делать мебель, строить корабли и лодки, обшивать дом изнутри, строить забор. Некачественное дерево пойдет на дрова (можно развести костер или затопить печь, согреться).
Из глины- кирпичи и посуда. Из шерсти- свитера и спортивные брюки. Из древесины- школьные парты, шкафы и доску.
Думаю, что не нужно требовать от ребнка чего-то фундаментального, например, что из древесины изготавливают бумагу. Но это только мо мнение.
Из глины, шерсти и древесины можно делать множество полезных вещей.
Из глины человек еще в древности научился делать посуду: кувшины, тарелки, бокалы.
Теперь из глины делают керамику — это более изысканная посуда, покрытая металлическими красками и лаком. Таким же образом изготавливают статуэтки, игрушки, украшения. Из глины обжигают кирпичи, а из них как вы знаете строят дома.
Из древесины делают бумагу и мебель.
Из шерсти можно прясть нитки, а из них вязать шарфики, носки и свитера, шапочки.
Из шерсти валяют валенки и теплые тапки, делают игрушки.
Из глины человек традиционно делает пасуду, строительные материалы(цемент, кирпич, черепицу, огнеупорные составы, такие как штукатурка или клей), косметические и лечебные составы наружного применения, составы для декоративной лепки, красящие пигменты. Если подробнее о лепке во 2 классе:
Из глины можно слепить фигуры домашних и диких животных. Кухонный инвентарь, включая посуду. Можно слепить инструменты, мебель или автомобили. Домик с хозяйственными постройками тоже вполне исполним из такого материала. Стоит упамянуть и о возможности ослепить космический корабль или просто ракету. Кроме этого можно слепить куклу, супергероя или просто колобка. Подойдут и эскизы овощей и фруктов, вполне подходят и различные грибы. Паучки, муровьи, комары, змеи, ящерицы и в конце концов драконы.
Шерсть можно превратить, в первую очередь, в текстиль, а это как известно наша одежда, предметы, которые нас окружают повсюду( полотенца, одеяла, носки, трусы, варежки и шапки, шарф и чехол для смартфона, шторы и постельное бель, портфель и резинка в волосах, мягкие игрушки и матрац, мяч и парашют). Из шерсти изготавливают валенки, используют шерстяные волокна в различных производствах. Волокна шерсти можно встретить на стене в обоях или в утеплителе на крыше собственного дома. Натуральная шерсть широко распространена по всей планете от подводной лодки до космического корабля на орбите.
Дерево, пожалуй самый распространенный материал используемый человеком. Начиная от строительной области и заканчивая зубочисткой. Из дерева люди успешно делают строительные материалы( доска, опилки, брус, окна, двери, штакетник и многие другие), мебель, кухонную утварь, спички, БУМАГУ и многое другое. А если вспомнить былые времена, то можно смело утверждать, что древесина занимала в жизни человека ключевую роль. Из него делали и оружие для защиты, механизмы для упрощения жизни, такие как ветряные мельницы или сельскохозяйственные орудия. Морской флот был выполнен из дерева, а первые самолты имели деревянный скелет.
Как в былые времена, так и в настоящее время, древесину используют в качестве топлива, которое согревает миллионы человек на земле!
Простой карандаш, линейка, пенал и школьная парта, стул, предметная доска, скворечник и картина на стене!
Из глины: посуду, кирпичи, сувениры, краски, косметику
Из шерсти: одежду, пледы, одеяла, нитки
Из древесины: дома, мебель, паркет, лестницы, игрушки, декоративные изделия
Надеюсь, для детей такие ответы подойдут)
Во что люди могут превратить глину, шерсть и древесину? Да много во что! Так как задание для второго класса, то в качестве примеров приведу простые предметы, которые нас окружают и найдутся в любом доме.
Глина: посуда (тарелки, чашки, кувшины), игрушки (причем дети сами могут слепить игрушку из глины).
Шерсть: одежда (свитер, шарф, шапка, варежки, носки, платок), плед.
Древесина: мебель (стол, стул, шкаф, дверь), линейка, дом, скамейка, рама для картины.
Это вопрос по предмету окружающий мир дает возможность узнать из чего состоят различные вещи.
Если мы посмотрим, что состоит из шерсти, то увидим множество вещей, например это шерстяные кофты, теплые варежки или валенки.
Из глины можно сделать прекрасные скульптуры, горшки для русской печи и посуду.
А из древесины делают различные предметы мебели, строят дома деревянные и обыкновенные спички.
Как нарисовать украшение из камня для дома?
Как составить цепочки железной руды, зерна?
info-4all.ru
Интернет-урок по окружающему миру «Что из чего сделано»
Посмотри на картинки и скажи: Что общего у всех этих картинок? ….
Верно! Они все сделаны из дерева!
А теперь. Назови предметы одним словом…
- Стол, табуретка, шкаф
Шарф, свитер, носки
Ложки, чайник, нож
Что объединяет эти три группы предметов? …. Верно, они сделаны человеком. А в чём их различие?….Верно, для разных целей и из различных материалов.
Оглянись вокруг! Сколько привычных и в то же время удивительных предметов нас окружает! А знаешь ли ты, что каждая вещь имеет свою историю? Лыжи когда-то «росли в лесу», твой свитер «бегал по горам, по долам».
Сегодня мы познакомимся поближе с теми предметами, которые тебя окружают.
Как появился глиняный кувшин
Ты знаешь, что некоторые вазы, горшки чашки сделаны из специальной глины. Искусство делать вещи называется керамикой. Для изготовления такой продукции, глины, используется песок и измельченные горные породы.
Глина добывается экскаваторами.
В сыром виде она очень эластична, поэтому ее смешивают с водой. Затем умелые руки лепят из неё и фигурки, и горшки.
Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. При нагревании до очень высоких температур (около 450 °С) происходят изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании.
Знаешь, в давние времена, когда еще не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода в них оставалась долго холодной.
Из чего делают бумагу?
В наши дни бумагу делают в основном из дерева.
В давние времена, когда бумагу еще не изобрели, люди писали на листьях деревьев, на дощечках, покрытых воском. В Египте использовали папирус, который делали из тростника, росшего на берегах Нила. Затем для письма придумали пергамент — высушенную и обработанную кожу животных. В Китае уже более двух тысяч лет был известен секрет изготовления бумаги из шелка.
Если бумагу делают из дерева, то для этого используют пасту из древесной коры, воды и всевозможных химических добавок. Такая бумажная паста или древесная масса разминается тяжелыми прессами-валами, а затем просушивается. Потом бумага наматывается в рулон, отделывается, режется и упаковывается.
Знаешь, газетная бумага вырабатывается только из ели, так как у еловой древесины больше всего тонких и длинных волокон и маленькое содержание смолистых веществ.
Для того чтобы бумага имела красивый и нарядный вид, ее подкрашивают. Цветными делают многие виды бумаги: афишную, обложечную, писчую цветную, бумагу для спичечных коробков, конвертную, салфеточную, упаковочную и другую.
Из чего делают мыло?
Мыло было известно человеку с давних времен. Тогда мыло делали из смеси древесной золы и воды, которую кипятили и растапливали в ней жир, получая мыльный раствор.
Изобретение мыла приписывают римлянам и относят это открытие к первому тысячелетию до нашей эры. Легенда гласит, что слово мыло (англ. soap) произошло от названия горы Сапо, на которой совершались жертвоприношения богам. Смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смыло дождем в глинистый грунт берега реки Тибр. А женщины, стиравшие там белье, обратили внимание, что благодаря этой смеси все загрязнения с одежды удаляются намного легче. Затем на многие столетия мыло было незаслуженно забыто, и только в в XIII веке оно вновь появилось во Франции. Его производили аптекари, и позволить себе пользоваться мылом мог далеко не каждый.
Со временем мыла стали производить все больше и больше. Теперь оно было доступно не только знатным и богатым, но и обычным простолюдинам. А когда в начале XIX века французский ученый Луи Пастер установил, что бактерии являются возбудителями болезней, польза и жизненная важность соблюдения гигиены стали очевидны всем. Именно с этого времени мыло стало предметом первой необходимости.
Сегодняшнее мыло уже мало похоже на то, которое изготавливали аптекари в своих лабораториях. Современные технологии позволяют делать мыло красивым, душистым.
Почему мыло может так хорошо очищать нашу кожу? Потому что в его состав входит специальное вещество — щелочь. Именно щелочь может растворять жировую смазку кожи, на которой оседает пыль, грязь и микробы. Но вместе с грязью щелочь разрушает и жировые клетки, которые удерживают влагу в нашей коже. Чтобы этого не случилось, в состав мыла добавляют растительные масла, микроэлементы и природные компоненты (морские водоросли, пчелиный воск и мед).
Кроме того, в приготовлении мыла активно используют красители, придавая ему желтый, голубой, зеленый, розовый цвет. Чтобы мыло хорошо пахло, в него добавляют специальные ароматические добавки. Этот процесс называется парфюмированием.
Из чего делают сахар?
На нашем столе всегда найдется что-нибудь сладкое: конфеты, печенье, компот, варенье, сладкий чай или каша. К сахару на столе мы так же привыкли, как к хлебу и соли.
Соль добывают из соляных месторождений. А еще из соленой воды. Но на Земле нет такого количества сладкой воды, из которой можно добыть сахар. Не существует в природе и месторождений сахара. Откуда же берутся эти сладкие белые кристаллы?
Сахар нам дают различные растения, в основном это сахарная свекла и сахарный тростник, а в Канаде — еще и растущий там сахарный клен.
Более половины всего сахара в мире делают из сахарного тростника.
Считают, что впервые сахарный тростник начали выращивать в Индии. Там мастера научились выпаривать сладкий порошок из тростника особого вида. Потом этот тростник назвали «сахарным». Собственно, вначале этим порошком лечились, пока кому-то не пришло в голову насыпать «чудо-порошок» в пищу.
В Европе о нем узнали только после походов Александра Македонского в Индию. Европейцы не умели делать сахар. Поэтому использовали привозной, но это было очень дорогое удовольствие.
Но вот в промышленности случился переворот. Немецкий химик Андреас Маргграф в 1747 году научился кристаллизовать сахар из обычной белой свеклы! А уж ее-то в Европе росло предостаточно. Благодаря этому сахар стал дешев и доступен всем. На нашем столе мы можем встретить сахар-песок и кусковой сахар-рафинад. Один кубик рафинада вмещает в себя 725 000 сахарных кристаллов.
!!! Если человек будет употреблять в пищу слишком много сахара, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, например, избыточный вес.
Из чего делают мороженое?
Вообще мороженое по своему составу достаточно простое – молоко, сахар, масло и разные наполнители. Наполнители могут быть какими угодно: шоколад, орешки, фрукты, варенье, сгущенка…
Главная хитрость – правильно всё это смешать и заморозить. После того, как все компоненты смешиваются, смесь поступает во фризеры с температурой от + 4 до + 6 °С, где охлаждается и насыщается воздухом. После этого готовое мороженое уже на специальном аппарате расфасовывается либо в стаканчики, либо в брикеты.
А затем начинается процесс так называемого закаливания: в течение нескольких часов готовое мороженое выдерживается при температуре до –25 °С и лишь после этого упаковывается в коробки и поступает в магазины. Закаливание необходимо для того, чтобы мороженое дольше хранилось и легче переносило транспортировку.
Из чего делают шоколад?
Много-много веков назад первыми шоколад узнали ацтеки в Центральной Америке, но только в 1600 он начал распространяться по Европе. Первая шоколадка была сделана в 1847 году.
Шоколад, которым мы привыкли себя баловать, делается из плодов шоколадного дерева и еще некоторых продуктов. Плоды шоколадного дерева — это продолговатые стручки.
В каждом содержится до 60 фиолетовых, серых или белых зёрен. По вкусу и запаху сырые семена шоколадного дерева ничем шоколад не напоминают. Они очень горькие на вкус. Латинское имя этого растения, из плодов которого делают какао и шоколад, звучит как «Theobroma cacao» — «Пища богов».
Свой шоколадный аромат и шоколадную окраску зёрна приобретают в результате особого процесса — ферментации (проще говоря, брожения), которая длится от 2 до 7 суток. После этого зёрна сушат на солнышке или под нагретым воздухом, очищают и обжаривают. Затем обжаренные какао-бобы размалывают и мелко растирают, добавляют сахар, масло какао, а еще разные вкусные добавки — измельченный орех-фундук, миндальные орехи, молоко и так далее. Полученную шоколадную массу несколько дней тщательно вымешивают в специальных резервуарах. Затем ее остужают, разливают по формам и формируют в шоколадные плитки или шоколадные фигурки.
Шоколад бывает нескольких видов. Есть, например, черный шоколад. Для настоящих специалистов это единственный и неповторимый сорт шоколада. В черном шоколаде содержится больше всего какао-бобов.
Есть еще молочный шоколад. В нем содержится меньше какао-бобов и больше сахара. Вкус этого шоколада сливочный и более нежный, чем вкус черного шоколада. Белый шоколад — это вообще не шоколад, точнее, не настоящий шоколад. Он состоит из масла какао, сухого молока и сахара.
А теперь загляни на иллюстрации, и ты узнаешь ещё много нового….
О пластмассе стоит поговорить подробнее…. Зубная щетка, электрический чайник, телевизор, светильник, игрушки, посуда – эти и многие другие предметы, состоящие из пластмассы, являются результатом применения «черного золота» — нефти.
Нефть является одним из наиболее ценных и популярных видов сырья.
Дело в том, что в сыром виде нефть не используется. Сразу после добывания «черное золото» проходит определенную переработку. На первом этапе сырье очищают. Затем проводят первичную и вторичную переработку. При первичной нефть перегоняют, разделяя ее составляющие компоненты на отдельные части – фракции. На этом этапе получают разные виды топлива: бензин, солярку, дизельное и реактивное топливо. Это и есть ответ на часто задаваемый вопрос о том, как из нефти делают бензин.
Также во время переработки получают мазут. Из этого нефтяного остатка изготовляют парафин, жидкое котельное топливо, асфальт и многие масла.
Многие компоненты, полученные при первичной переработке нефти, применяются производителями косметики: вазелиновые и парфюмерные масла и т. д. После отделения фракций остается гудрон – нефтяной концентрат, который обладает отличной гидроизоляцией, поэтому используется в строительстве дорог и домов.
Когда все составляющие отделены, приступают к вторичной переработке нефти. При этом получают сырье, которое используют для производства каучука, пластмассы, синтетических тканей, резины, полиэтилена, полимера, полипропилена, воска, лаков, красок, растворителей, ядохимикатов.
Практически невозможно назвать все продукты, которые производят на основе нефти и ее компонентов. В общем количестве насчитывается около 6000 таких изделий.
Продолжим….
Важно отметить, что металлов существует несколько разновидностей…
Так откуда берется железо?
Оно сотворено самой природой. Железная руда – это полезное ископаемое, его человек добывает либо с поверхности земли – экскаватором, либо глубоко под землей в шахте.
Снимается слой земли. Горняки бурят отверстия, закладывают в них взрывчатку, взрывают, затем огромные экскаваторы грузят руду в вагоны.
Затем руда попадает на завод, и превратить ее в железо помогает жаркий огонь. В огромных печах – домнах, день и ночь бушует пламя.
В домны поступает железная руда. Она плавится и становится жидкой. Так получают чугун.
Чугун отправляют к сталеварам и в мартеновских печах варят сталь.
Затем сталь выливают в формы – стаканы и, когда металл остывает, вытаскивают слиток.
В прокатном цехе этот слиток раскатывают в тонкие и толстые листы стали. А из них уже делают разные предметы.
Выполни задание….
www.klass39.ru
Бинарный урок окружающего мира на тему «Деревья леса. Что человек делает из древесины».
Урок окружающий мир во 2 классе «А».
Тема: Деревья леса. Что человек делает из древесины.
Цели урока: создание условий для формирования у младших школьников представления о деревьях леса, о использовании человеком древесины.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; обратить внимание на острую экологическую проблему – уничтожение лесов.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.
развивать познавательный интерес к новой информации, побуждать к изучению нового, обратить внимание на острую экологическую проблему –уничтожение лесов.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: ИКТ, словесный, наглядный, практический
Основной метод: проблемный
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board компьютер, документ камера, слайды по теме: «Из чего что сделано», аудиозапись с голосами птиц; учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»: 2 класс, ч. 2, тетради на печатной основе, гербарий деревьев Волгоградской области, индивидуальные карточки с заданиями, комплект картинок в конвертах для групповой работы, различные предметы из дерева, куски древесины.
.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверьте, ребятки
Все ль на месте?
Всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Т.М. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, удивлены, что по расписанию у нас окружающий мир, а приготовились мы ещё и к уроку технологии, пригласили учителя биологии. Представляю преподавателей, которые проведут для вас этот урок.
Е.В.Я учитель биологии. Ребята! Вас ждут на этом уроке необычные открытия.
В.Б. Я учитель технологии. Удивительные сюрпризы.
Т.М. Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы.
Е.В. Внимательно слушать учителей и ответы товарищей.
В.Б. Помогать друг другу, выполняя практические задания.
II. Актуализация опорных знаний.
— Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
— О лесе, о деревьях леса.
Слайд № 2 на тему: «Лес»
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом —
Чудеса увидишь в нём.
Т.М. Ребята, скажите, а все ли знаете о деревьях?
Уч-ся: Нет!
Т.М Как вы считаете, нам надо пополнить знания о деревьях леса?
Уч-ся: Да!
Т.М С чего начнём наш урок?
Уч-ся: С планирования.
Т.М. В начале урока мы всегда что делаем?
Уч-ся: Вспоминаем пройденное.
Т.М. На любом уроке мы что-то узнаем, чему-то учимся, значит дальше мы будем…
Уч-ся: узнать новое
Знания не будут прочными, если их не ….
Уч-ся: закрепить
Т.М. А также обязательно любую работу надо…
Уч-ся: проверить и оценить.
(На доске появляется картинный план).
Т.М. Ну а теперь приступаем к работе. Я надеюсь, у нас все получится.
— Посмотрите, кто опять пришёл нам в гости.
Слайд № 3.
Уч-ся: Ле-со-ви-чок! Приглашаю поиграть в лесную игру «Да», «Нет».
Т.М. Поиграем? Приготовьте карточки.
Индивидуальная работа по карточкам «ДА», «НЕТ».
а) Дереву этому не страшны морозы, жара, засуха. Ему нужно много света и солнца.
А отвар этого дерева используется для лечения зубов и дёсен. Это – сосна? +
б) Если залить кипятком высушенные цветки этого дерева, то получится очень вкусный, ароматный, лечебный чай от простуды. Полезен и ароматный, светлый мёд этого растения.
Это берёза? (Нет, липа).
в) Мощный ствол, толстые ветви, на которых расположены жёсткие листья. Дерево – долгожитель. У многих народов это дерево считалось самым красивым.
(Это тополь?) -, дуб.
г) Лиственное дерево, которое может достигать 30-метровой высоты. Листья сидят на длинном черешке, имеют округлую форму и состоят из пяти пластинок. Плоды этого дерева очень интересные – похожи на маленькие вертолётики. (Это клён?) +
д) Хвойное дерево, возраст которого может достигать до 600 лет. Листья видоизменены в хвоинки-иголки длиной 3 см, могут держаться на дереве от 6 до 8 лет. Иногда эта лесная красавица украшает дома людёй в новогодние праздники.
Это сосна? -, ель.
Т.М. С Лесовичком поиграли. Что посоветуем ему?
Уч-ся: Быть внимательнее и больше читать.
2. Групповая работа по карточкам.
Т.М. Ребята, вы знаете, деревья не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще всего они собираются компаниями. Чтобы выполнить следующее задание вам тоже надо объединиться в группы. (Садятся по группам).
— Руководители групп получите задания. ( Задания разноуровневые).
(Держу конверты веером).
Т.М. Распределите обязанности в группе.
Прочитайте задание и приступайте к работе. В уголке листа поставьте ретроспективную оценку работы. (Л)
(Дети работают. После выполнения обводят оценку цветным карандашом).
Е. В. Проверка на документ камере.
Проверка работы в группах.
Наша группа подготовила интересное сообщение о …
Все ребята в нашей группе помогали найти правильные ответы на вопросы.
Мы смогли без ошибок составить ответы на вопросы.
Я очень доволен работой группы.
(Группы рассказывают о проделанной работе при помощи экрана).
Работа над новым материалом
Е.В. А хотите узнать, какие интересные деревья существуют?
Уч-ся: Да!
Слайд № (Рассказ учителя).
Они живут в жарких странах. А более подробно вы узнаете о них, когда начнёте изучать биологию.
Е.В. Ребята, а в нашей Волгоградской области есть тоже интересные деревья – долгожители. Это знаменитый тополь и дуб.
Слайд№
Е.В. На нашей выставке представлены книги, из которых вы можете узнать много нового и интересного о растениях Волгоградской области.
(Выставка: Толковые словари, справочники и т.д.)
— На память о нашем уроке учащиеся 11 класса дарят вам буклеты о растениях Волгоградской области.
(Учащиеся 11 класса раздают буклеты).
III. Сообщение темы и цели урока.
Т.М. Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево.
-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?
Уч-ся: Изучать, что можно сделать из дерева.
Т.М. Где можно проверить наше предположение?
Уч-ся: В учебнике.
Т.М. Откройте учебник, стр.48.
-Прочитайте тему нашего урока.
— Совпало наше предположение?
В.Б.Ребята! А что такое древесина?
Ответы детей.
Слайд №
В.Б.Древесина – это плотная часть дерева, находящаяся под корой. (Словарь).
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише =
Деревцо всё выше.
IV. Работа по теме урока.
1.Работа с учебником. Чтение текста.
В.Б — В учебнике рассмотрите рисунок – схему. Прочитайте о том, как человек использует древесину, запомните, что узнали нового и скажите все мне по одной фразе,
(Ответы детей).
В.Б. И это правильно.
Слайд №
В.Б. Человек давно-давно начал использовать древесину для своих нужд. Много лет на Руси служило дерево людям. Плотники ставили избы, столяры мастерили шкафы, скамьи, колыбельки для детей, миски, ложки. Умельцы вырезали из дерева игрушки, плели лапти.
И сейчас деревья играют огромную роль в жизни людей. Вокруг нас множество разных предметов, сделанных из древесины (на столе разложены разные предметы из дерева).
2.Практическая работа.
В.Б. А сейчас мы с вами попробуем что – то сделать из дерева.
В.Б. У вас на столах лежат конверты (пластинка из дерева, наждачная бумага, шаблон листочка дерева).
Учитель рассказывает о художественной обработке изделия.
— А сейчас давайте попробуем применить на практике работу с древесиной.
(Учитель изначально демонстрирует учащимся задание и на примере показывает, в чем будет заключаться их деятельность на протяжении практической работы).
3.Работа на интерактивной доске.
Т.М. Составим «Синквейн» по теме урока.
— Какое главное слово было на уроке?
Древесина
Какая? Твердая, крепкая, вязкая, мягкая.
Что делают? Пилят, рубят, стирают, строгают.
Изделия из дерева: книга, труба, тетради, шкафы, парты, ручка, скалки, ножницы, лыжи.
V. Домашнее задание.
Т.М. Дома вы выполните задание по выбору:
1.Составьие паспорт дерева. Учебник, стр.50
2.Чтение текста: стр. 48 – 49.
VI. Итог урока.
1. Заключительная беседа. Рефлексия.
Т.М. Мы благодарим всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен.
Если были какие-то затруднения, нерешённые вопросы не переживайте, вы ведь учитесь и всё у вас получится.
— Поднимите руки, кто считает, что заслужил «5» на уроке? «4», «3»? (Самооценка учащихся.). Я рада, что ваша отметка совпадает с моей. Молодцы!
— Бывая в лесу, мы всегда должны помнить, что наше право — пользоваться его дарами,
а наша обязанность – охранять его.
В.Б.«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».
Н.И. Сладков
infourok.ru
Урок окружающего мира на тему «Из чего что сделано?». 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Планируемые результаты: Метапредметные
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читатьтекст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.
Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки
Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.
Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные флажки, цветные карандаши (фломастеры)
1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
2. Проверка домашнего задания.
А)Индивидуальные задания по карточкам. (2 детей получают задания)
— Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя — продукцию сельского хозяйства.
1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.
2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.
Б) Игра “Верно это или нет”.
-Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)
— Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)
— Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)
— Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)
— Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)
— Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)
— Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)
— Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)
— Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)
— Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)
— Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)
Самоопределение к деятельности
-Посмотрите на экран. (слайд 2)На слайде изображены разные предметы.
(Ракушка, варежки, ножницы, кувшин, линейка, ложка, шарф, кружка, карандаш)
Определите, какой “лишний”? (ракушка)
Почему? (Ракушка — создала природа, а остальные сделал человек)
— Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир)
Практическая работа.
— Разделите остальные предметы на группы по материалу. (Делят предметы на группы.)
-Все эти предметы вам хорошо знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат. Что общего у всех этих предметов одной группы? ( Называют предметы. Рассказывают, для чего они нужны — из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),
— из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),
— из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),
— из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).
— О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)
— Прочитайте тему урока в учебнике.
— Сформулируйте учебные задачи, которые поставим перед собой? (будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают). Прочитаем об этом в учебнике.
Работа над темой урока.
Беседа “Что из чего?” (Работа в группах)
— А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.
1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти) (слайд 3)
— Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?
(с.111 учебника) Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.
1. Стрижка овец;
2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;
3. Изготовление шерстяного полотна;
4. Нанесение рисунка на ткань;
5. Изготовление по выкройкам деталей одежды.
— Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?
— А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?
2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева) (слайд 4)
— Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.
а) Выступления ученика об изготовлении бумаги.
— Существует различные виды бумаги. Где её используют?
— На комбинате изготавливают бумагу.
- Писатель пишет произведение.
- Художник делает иллюстрации
- В издательстве печатают книги.
- В магазине появляются книги.
Выступление детей.
— Сегодня бумагу делают на комбинатах, где людям помогают машины.
Машины принимаются за дело ещё тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина – корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится каша-деревянная. Вот эта каша когда готова, и становится бумагой.
б) Показ коллекции различных видов бумаги.
— Для чего используется бумага?
— Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.
— А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)
6.Физминутка
— А теперь отгадайте, о ком идет речь?.( Звучит музыка “Бу-ра-ти-но!”) (слайд5)
— А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино? (сделан из дерева)
-А из какой сказки? (“Золотой ключек”. А.Толстого)
7. Беседа “Что из чего?” (продолжение)
— Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (слайд 6)
— А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.
(Просмотр фрагмента фильма “Наследство деда Филимона”.)
Рассказ ученика о глине.
— Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Искусство делать такие вещи называется керамикой.
-В давние времена, когда не было холодильников,
глиняные кувшины использовали для хранения
холодной воды. Вода оставалась холодной, так как
просачивалась через тонкие поры кувшина и
испарялась, что и помогало сохранять воду
холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из
специальной белой глины изготавливают фарфоровые
изделия. При обжиге такая глина приобретает
белый цвет. Эта чашка тоже сделана из глины.
— Надо сказать, что из глины делают кирпичи, игрушки, черепицу.
4. Металл
— В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла. (слайд 7)
Рассказ ученика о производстве железа
-Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок… А люди это железо лишь добывают и превращают его в чугун и сталь.
Железа на свете видимо-невидимо — оно и в песке (от этого-то он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне — кремне. Железо даже в воде растворено.
Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.
Как добывают руду?
Тут не обойтись без огромного, могучего,
стального копалы – черпалы , маленького
бумажного пакета с зарядом взрывчатого вещества
и длинных проводов. Пробурят горняки в земле
скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам
пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв —
тонны земли, камней взметнутся в воздух,
разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под
ними руда. Бывает, что и саму руду приходится
дробить взрывами. Наконец, стихли взрывы. За
работу берётся шагающий экскаватор. Зачерпнет
экскаватор руду ковшом-черпаком, повернётся — и
нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Но вот
руду привезли на завод. Как же превратить ее в
железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В
огромных, словно высотные дома, печах — домнах
день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной
из таких домен по наклонной дороге поползли
вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют
груз в печь — и вниз. В одних вагонетках руда, в
других — белый камень, известняк, в третьих —
топливо, тёмно-серый ноздреватый кокс. Он, словно
пирог, выпечен из размолотого в муку наилучшего
каменного угля. Ну а известняк помогает коксу
вытягивать из руды все лишние примеси.
Жарко горит кокс, но не расплавить ему руду. Чтобы
он горел ещё жарче, нужно постоянно раздувать
огонь, нужен воздух, горячий, раскалённый. Вот
почему рядом с домной стоят ещё несколько башен.
В них-то и нагревается воздух. Могучие
вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки,
непрерывно раздувая в домнах огненную бурю.
Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли
металла чугуна собираются в струйки, ручейки…
Чугун тяжёл, он стекает на дно печи, а все лишнее,
что было в руде, поднимается, всплывает
пузыристой огненной пеной. Это шлак.
Наконец мастер подаёт сигнал: “Чугун готов! Можно выпускать плавку”. Минута, другая… и, рассыпая фонтаны искр, освещая небо огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Ковшей много, каждый на колёсах. Стоит на рельсах целый поезд-чугуновоз. Наполнится один ковш, тотчас под струю подойдёт следующий. Куда же отправится огнедышащий поезд? Путь его недалёк — в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. И мы с вами встречаемся с чугуном каждый день. Ведь обычные сковородки, чугунки, батареи отопления, решётки, в которые убегают ручейки на улицах, — все это тоже отлито из чугуна.
— Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы. А теперь для закрепления выполним задания в тетради.
Закрепление (работа в парах):
Самостоятельная работа по “Рабочей тетради” с.39-40 №1,2
— Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.
— Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.
(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)
— А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)
— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?
1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.
2) Расходовать экономно.
3)Сажать новые деревья.
4)Восстанавливать земли на месте карьеров.
8. Итог урока:(слайд 8)
— На какой вопрос отвечали на уроке?
— Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи?
— Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.
9.Рефлексия.(слайд 9)
- Я знаю, что …
- Я научился …
- Я удовлетворён…
Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. (слайд)
10. Домашнее задание (слайд 10)
— Прочитать материал учебника по теме “Из чего что сделано? стр.108-111.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Что можно сделать из древесины
Когда-то леса покрывали почти две трети земной суши, но сегодня из-за самых разных причин это соотношение изменилось, и леса занимают лишь треть суши. Из-за интенсивного сельского хозяйства леса растут в основном в горных или отдаленных районах,
Канады, северной Европы, Скандинавии и России, а также в гористых районах мира. Во многих тропических областях Америки, Африки, Азии и северной Австралии раскинулись густые тропические леса. Все они с давних времен используются человеком.
Давайте разберем, что можно сделать из древесины. Именно хвойные леса обеспечивают треть мировой потребности в древесине. Они дают мягкую древесину, необходимую для строительства, производства тары и изготовления бумаги. Для того чтобы изготовить 270 экземпляров 190-страничной книги, требуется целое дерево!(заметка xurma.ru) Вот почему ученые многих стран разрабатывают проекты рационального вторичного использования дерева или далее замены его другими материалами.
Тропические леса дают в основном твердую древесину. Она идет на производство мебели и строительство. Ежегодно каждый житель Америки использует такое количество деревянных изделий, что по объему оно равно дереву высотой в 30 метров и 41 сантиметра в диаметре. В целом же в мире ежегодно расходуется более 230 миллионов деревьев. Примерно 2500 миллионов людей, половина населения Земли, использует дерево для отопления и приготовления пищи.
Однако из хвойных деревьев можно получить и использовать не только древесину, но и массу полезных и необходимых предметов. Зачастую мы и не догадываемся, что исходным сырьем для них послужило дерево. Так, для изготовления многих лекарств (например, хинина и аспирина) используется кора тропических деревьев. Резина, лаки, смолы, воск и красители также изготавливаются в результате переработки различных веществ, получаемых из деревьев.
Из древесины изготавливают целлюлозу, это одна из главных областей применения деревьев. А целлюлоза, в свою очередь, дает нам бумагу, взрывчатые вещества, лекарства, целлофан и ткани. Вот почему ученые так интенсивно ищут и находят способы замены натуральной древесины.
Все мы с вами используем бумагу, жизнь без бумаги была бы не полноценной. Бумага используется везде и повсюду. Маленькие дети рисуют и пишут в школе, студенты чертят в институте, взрослые распечатывают договора, счета на работе. Все это на бумаге! Но никто не задумывался, как бумагу изготавливают. Вот по этому, я советую посмотреть небольшое видео, как из леса делают целлюлозу, а потом всеми нам знакомую бумагу.Данный пост старался написать небольшой, но емкий. Если будут вопросы, задавайте не стесняйтесь, постараюсь ответить на все вопросы.
www.xurma.ru