Башенный портальный кран — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Башенный портальный кран
Cтраница 1
Башенные и портальные краны должны имегь удобные входы с земли на портал и в кабину, а также к лестницам, расположенным выше портала. У мостовых кранов должен быть устроен удобный и безопасный вход на тележку крана. [1]
Башенные и портальные краны должны иметь удобные входы с земли на портал и в кабину, а также к лестницам, расположенным выше портала. У мостовых кранов должен быть устроен удобный и безопасный вход на тележку крана. [2]
Башенные и портальные краны и перегрузочные мосты должны быть оборудованы анемометром, автоматически включающим сирену при достижении скорости ветра, при которой должна быть прекращена работа крана. [3]
Стреловые, башенные и портальные краны, у которых изменение вылета стрелы производится посредством лебедки с ручным или машинным приводом, должны быть снабжены автоматическим указателем грузоподъемности, соответствующей установленному вылету стрелы. [4]
Стреловые самоходные, башенные и портальные краны должны быть проверены на устойчивость путем поднятия груза массой, равной 1 4 грузоподъемности, при расположении стрелы относительно ходи-вой платформы и при вылете, отвечающих наименьшей устойчивости крана. [5]
У козловых, башенных, портальных кранов и перегрузочных мостов это расстояние должно быть не менее полного пути торможения. Тормозной путь рассчитывают для кранов с гибкой подвеской груза в порожнем состоянии, а для кранов с жесткой подвеской-с номинальным грузом. [6]
На башенных и портальных кранах предусматривают выносные кабины ( см. рис. 226, t), прикрепляемые к металлоконструкции крана. [7]
Перегрузочные мосты, башенные и портальные краны должны оборудоваться анемометрами, автоматически включающими сирену в случае ветра, при котором работа крана прекращается. [8]
На механизме поворота башенных и портальных кранов допускается установка управляемых тормозов открытого типа. [9]
Ограничители грузоподъемности на стреловых передвижных, башенных, портальных кранах являются одновременно и ограничителями грузового момента, опрокидывающего кран. [11]
Погрузка-выгрузка нефтепродуктов в таре башенными, портальными кранами и перегрузочными мостами при скорости ветра 12 5 м / с и более не допускается. [12]
Если плиты противовеса и балласта для
Тормоза механизмов поворота, за исключением механизмов башенных и портальных кранов, должны быть нормально замкнутого типа, автоматически размыкающиеся при включении привода. На механизмах поворота башенных, стреловых с башенно-стре-ловым оборудованием и портальных кранов допускается установка управляемых тормозов нормально разомкнутого типа. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фиксации его в замкнутом положении. Такое устройство может быть установлено на рычагах или педалях управления тормозом. [14]
Тормоза механизмов поворота, за исключением механизмов башенных и портальных кранов, должны быть нормально закрытые, автоматически размыкающиеся при включении привода. На механизмах поворота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов допускается устанавливать управляемые нормально открытые тормоза. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фиксации его в замкнутом положении. [15]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru
портальный башенный кран — патент РФ 2361805
Изобретение относится к башенным кранам. Кран содержит портал, продольные балки которого связаны шарнирами с ходовыми тележками крана, опорную раму портала, на которой закреплен опорный круг, башню крана, связанные с ней стрелу, распорку и оголовок. На каждой продольной балке установлена с одной стороны пара -образных стоек, включающих наклоненные друг к другу внутреннюю и наружную опоры, верхние концы которых соединены между собой в точке расположения шарнира, связывающего -образную стойку с опорной рамой. Нижний конец каждой наружной опоры шарнирно связан с продольной балкой портала. Оголовок выполнен с шарнирно закрепленным на его вершине двуплечим балансиром, одно плечо которого шарнирно соединено с расчалом стрелы, а другое его плечо шарнирно соединено с расчалом распорки. Шарниры крепления расчалов к балансиру расположены выше шарнира крепления балансира к оголовку. Достигается упрощение конструкции, повышение надежности работы и удобства монтажа. 5 ил.
Данное техническое решение относится к грузоподъемной технике, в частности к башенным кранам, у которых ходовая рама выполнена в виде портала, опирающегося на ходовые тележки на рельсовом ходу.
Известны крановые порталы, каждый из которых содержит верхнюю часть (раму) и соединенные с ней стойки, образующие с рамой портал, при этом рама и стойки имеют решетчатую или коробчатые конструкции [1].
Известен портал башенного крана, содержащий верхнюю раму с опорным кругом, соединенные с верхней рамой стойки, нижние концы которой связаны между собой шарнирно прикрепленной к ним растяжкой [2].
Элементы данного портала соединены между собой сварными соединениями, портал имеет большие габариты. В результате установка такого портала и его транспортировка к месту установки связана с большой трудоемкостью.
Известен портал башенного крана, выполненный из верхней рамы, соединенных с ней стоек, нижние концы которых связаны между собой растяжками, каждая из которых шарнирно связана с нижним концом стойки [3].
Известен портал грузоподъемного крана, содержащий стойки, соединенные оголовком с ригелем, часть каждой стойки, расположенная ниже ригеля, выполнена в виде Г-образной опоры, соединенной шарнирно со смежной опорой и дополнительно стяжками [4].
Известен также портальный башенный кран, содержащий оголовок или верхнюю раму, изогнутые опоры, которые вдоль пути попарно соединены нижними стяжками, верхние стяжки, которые соединены с опорами по диагонали, фланцы соединения рамы с опорами [5].
Известен портал башенного крана, содержащий верхнюю опорную раму, связанные с ней стойки, связанные со стойками нижние продольные балки с отверстиями под шкворни ходовых тележек [6].
Стойки, балки и рама этого технического решения имеют коробчатую цельную конструкцию, причем стойки жестко связаны с рамой портала.
Монтаж (установка) данного портала на подкрановом рельсовом пути связан с большой трудоемкостью вследствие большого веса портала и его больших габаритов. Данное техническое решение реализовано в конструкции башенного портального крана-погрузчика КБ-578 [7], портал которого выполнен в соответствии с техническим решением, представленным в описании изобретения [6].
Из известных портальных башенных кранов наиболее близким к представленному в данном описании крану является портальный башенный кран, содержащий портал, продольные балки которого связаны шарнирами с ходовыми тележками крана, опорную раму портала, на которой закреплен опорный круг, расположенный между платформой крана и опорной рамой, башню крана, связанные с ней стрелу, распорку и оголовок, противовес на платформе, жесткие расчалы стрелы, распорки и башни, при этом расчал башни связан с платформой и распоркой, расчал стрелы связан со стрелой и оголовком, а расчал распорки связан с распоркой и оголовком, а также установленную на стреле грузовую тележку, на которой подвешен грузовой крюк [8].
Данный кран вследствие большой его массы и сложности конструкции требует большой трудоемкости монтажно-демонтажных работ, причем не исключены концентрации напряжений в расчалах, связанные с их вытяжками в процессе эксплуатации.
Решаемой и достигаемой задачей данного изобретения является упрощение конструкции крана, повышение надежности его работы и удобства монтажа.
Указанная задача решается компоновочным решением портального башенного крана, содержащего портал, продольные балки которого связаны шарнирами с ходовыми тележками крана, опорную раму портала, на которой закреплен опорный круг, расположенный между платформой крана и опорной рамой, башню крана, связанные с ней стрелу, распорку и оголовок, противовес на платформе, жесткие расчалы стрелы, распорки и башни, при этом расчал башни связан с платформой и распоркой, расчал стрелы связан со стрелой и оголовком, а расчал расорки связан с распоркой и оголовком, а также установленную на стреле грузовую тележку, на которой подвешен грузовой крюк, причем на каждой продольной балке установлена с одной стороны крана пара -образных стоек, образующих -образный контур портала с его боковой стороны, при этом -образная стойка включает наклоненные друг к другу внутреннюю и наружную опоры, верхние концы которых соединены между собой в точке расположения шарнира, связывающего -образную стойку с опорной рамой, нижний конец каждой наружной опоры шарнирно связан с продольной балкой портала, оголовок выполнен с шарнирно закрепленным на его вершине двуплечим балансиром, одно плечо которого шарнирно соединено с расчалом стрелы, а другое его плечо шарнирно соединено с расчалом распорки, при этом шарниры крепления расчалов к балансиру расположены выше шарнира крепления балансира к оголовку.
На фиг.1 показан портальный башенный кран.
На фиг.2 — вид А на фиг.1 (портал крана без башни и опорного круга).
На фиг.3 — установка продольных балок портала на ходовые тележки крана.
На фиг.4 — положение стоек и опорной рамы перед операцией их установки на продольные балки портала.
На фиг.5 — положение серьги на оголовке.
Портальный башенный кран содержит портал 1 (фиг.1) с опорным кругом 2, на котором установлена с возможностью вращения платформа 3 крана. На платформе 3 закреплена башня 4 с кабиной 5. С башней соединены стрела 6, распорка 7 и оголовок 8. На платформе установлены противовес 9, грузовая лебедка 10, механизм 11 поворота платформы 3 и другие компоненты крана. Стрела связана с оголовком 8 стреловым жестким расчалом 12 стрелы. Распорка 7 связана с оголовком 8 жестким расчалом 13 распорки. Башня в ее верхней части имеет раму 14, на которой установлена лебедка 15 перемещения грузовой тележки 16. На тележке 16 подвешена крюковая обойма 17 с грузовым крюком 18. Портал 1 крана установлен на рельсовых ходовых тележках 19, которые перемещаются по рельсовому пути 20. Указанные жесткие расчалы обозначены жесткостью стержней, из которых выполнены расчалы.
Портал 1 содержит продольные балки 21 (фиг.2), на которые опирается опорная рама 22 портала посредством -образных стоек 23. Стойки 23 шарнирами 24 связаны с опорной рамой 22 крана. Каждый шарнир 24 расположен между центром О тяжести каждой стойки 23 и центральной осью 25 опорной рамы 22.
Смежные концы -образных стоек 23 шарнирами 26 связаны с продольными балками 21. Концы каждой -образной стойки 23 жестко связаны между собой стяжками 27. Каждая стойка 23 портала имеет внутренние опоры 28 и наружные опоры 29, к внутренним сторонам которых прикреплены распорки 27. Наружные опоры 29 шарнирами 30 связаны с продольными балками 21 портала.
Шарниры 26 и 30 выполнены пальцевыми и расположены соответственно в кронштейнах 31 и 32 продольных балок 21. Шарниры 26 и 30 расположены над продольными балками 21, при этом кронштейны 31 расположены в средней части балки 21 между кронштейнами 32, которые расположены на концах продольной балки 21. Тележки 19 связаны с балками 21 шарнирами 33.
Каждый указанный расчал выполнен из отдельных унифицированных жестких звеньев 34, смежные из которых соединены друг с другом пальцами 35. На вершине оголовка 8 на оси шарнирно закреплен двуплечий качающающийся на оси балансир 36, одно плечо которого шарниром 37 соединено с жестким расчалом 12, а другое плечо балансира шарниром 38 соединено с жестким расчалом 13 оголовка. Плечи балансира 36 расположены выше шарнира 39 его крепления к вершине оголовка 8. Распорка 7 связана с платформой 3 жестким расчалом 40 распорки 7.
Работает кран следующим образом. Все выполняемые погрузочно-разгрузочные или перегрузочные операции краном выполняются известным образом путем перемещения грузового крюка 18 в заданных направлениях и путем перемещения крана по рельсовому пути 20, а также путем поворота платформы 3 вокруг оси 25 портала на опорном круге 2 механизмом 11 поворота платформы 3.
Поскольку компоненты крана смонтированы на описанном выше портале, то для того, чтобы смонтировать эти компоненты сначала производят монтаж портала. Для этого устанавливают на рельсовом пути 20 (фиг.3) ходовые тележки 19 крана, на которые устанавливают продольные балки 21 и соединяют их шарнирами 33 с тележками. Затем опорную раму 22 вместе с шарнирно закрепленными на ней -образными стойками 23 (фиг.4) из их транспортного положения устанавливают на балках 21 (фиг.2) и соединяют стойки 23 с опорной рамой 22 шарнирами 24, а шарнирами 26 и 30 стойки 23 соединяют с балками 21. При этом благодаря тому, что центр О тяжести каждой стойки 23 находится за шарниром 24 в сторону от оси 25 портала, то момент, действующий на плече h, создаст усилие поджатия внутренних опор 28 стоек друг к другу, в результате чего в вывешенном положении стоек они контактируют между собой. Поскольку в процессе монтажа портала стойки 23 прижимаются друг другу в их поднятом вместе с опорной рамой 22 положении перед операцией опускания стоек и рамы на портал, то кронштейны 31, имеющие специальные средства для центрирования отверстий стоек с отверстиями этих кронштейнов, центрируют стойки 23 таким образом, что указанные отверстия совмещаются и в них легко вводят шарниры 26.
При работе крана стрела 6 и распорка 7 совершают в вертикальной плоскости существенные колебания вверх-вниз относительно шарниров их крепления к башне крана и в связи с этим изменяются нагрузки на жестких расчалах 12, 13 и 40. Указанные нагрузки при определенных условиях могут быть знакопеременными. При повороте стрелы 6 вниз относительно шарнира ее крепления к башне крана в жестком расчале 12 стрелы усилия растяжения увеличиваются, а при повороте стрелы в обратную сторону усилия растяжения в жестком расчале 12 уменьшаются. При этом увеличение и уменьшение нагрузок приводят к повороту балансира 36 относительно шарнира 39 его крепления к оголовку. При повороте балансира 36 против часовой стрелки расчал 13 и распорка 7 опускаются вниз и наоборот. При этом осуществляется перераспределение нагрузок на элементах крана и, в сравнении с канатными расчалами, повышается надежность работы крана путем исключения как канатов, так и их перегибов в блоках оголовка.
Упрощение конструкции портала и описанные выше связи его элементов с элементами крана обеспечивают удобство монтажно-демонтажных работ и снижение трудоемкости их выполнения.
Источники информации.
1. Справочник по кранам под ред. А.М.Дукельского, том 1, М., «Машгиз», 1961, Порталы портальных кранов, с.364-369.
2. Справочник по кранам под ред. А.М.Дукельского, том 1, М., «Машгиз», 1961, Порталы портальных кранов, с.368, фиг.3, 65, а).
3. Башенный портальный кран полноповоротный с горизонтальной стрелой, проспект Открытого акционерного общества «Балткран», 2003 г.
4. SU 770997, 15.10.1980.
5. SU 1245541 A1, 23.07.1986.
6.RU 2172291 C2, 14.07.1999.
7. Кран-погрузчик КБ-578, проспект ОАО Торговый Дом «УРАЛКРАН» Нязепетровского краностроительного завода, 2001 г.
8. RU 2297971 C1, 27.04.2007 (прототип).
9. RU 2297969 С1, 27.04.2007.
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
Портальный башенный кран, содержащий портал, продольные балки которого связаны шарнирами с ходовыми тележками крана, опорную раму портала, на которой закреплен опорный круг, расположенный между платформой крана и опорной рамой, башню крана, связанные с ней стрелу, распорку и оголовок, противовес на платформе, жесткие расчалы стрелы, распорки и башни, при этом расчал башни связан с платформой и распоркой, расчал стрелы связан со стрелой и оголовком, а расчал распорки связан с распоркой и оголовком, а также установленную на стреле грузовую тележку, на которой подвешен грузовой крюк, причем на каждой продольной балке установлена с одной стороны крана пара -образных стоек, образующих -образный контур портала с его боковой стороны, при этом -образная стойка включает наклоненные друг к другу внутреннюю и наружную опоры, верхние концы которых соединены между собой в точке расположения шарнира, связывающего -образную стойку с опорной рамой, нижний конец каждой наружной опоры шарнирно связан с продольной балкой портала, оголовок выполнен с шарнирно закрепленным на его вершине двуплечим балансиром, одно плечо которого шарнирно соединено с расчалом стрелы, а другое его плечо шарнирно соединено с расчалом распорки, при этом шарниры крепления расчалов к балансиру расположены выше шарнира крепления балансира к оголовку.
www.freepatent.ru
Портальный кран — это… Что такое Портальный кран?

Порта́льный кра́н — полноповоротный стреловой кран, поворотная часть которого установлена на портале, передвигающемся по рельсам, проложенным на земле или эстакаде[1].
Описание
Различают перегрузочные (грейферные и крюковые) и монтажные (строительные и судостроительные и др.) краны. Грузоподъёмность кранов, выпускавшихся на территории СССР составляла 80 т, в других странах — до 300 т. Ветровую нагрузку определяют по ГОСТ 1451-77 и учитывают при выборе двигателей (Ветровая нагрузка рабочего состояния крана). В правилах технической эксплутации перегрузочных машин морских портов запрещена работа береговых кранов при скорости ветра 15 м/с и более[1].
Устройство

Порталы
В зависимости от числа перекрываемых железнодорожных путей порталы бывают одно-, двух- и трёхпутными. Внутренний контур портала должен соответствовать габариту приближения строений по ГОСТ 9238-73[1]. Порталы различаются:
- По типу присоединения опор к верхнему ригелю:
- Шарнирный[1].
- Жёсткий[1].
- По числу присоединений опор к верхнему ригелю:
- Двухстоечный[1].
- Четырёхстоечный[1].
- По числу соединений с ходовой частью:
- Трёхопорный[1].
- четырёхопорный[1].
- По способу образования конструкции:
- Решётчатый[1].
- Рамный[1].
- Рамно-башенный[1].
- Рамно-раскосный[1].
На конструкцию портала влияет тип опорно-поворотного устройства (сокр. ОПУ). Механизмы поворота имеют обычную конструкцию с червячным или зубчатым редуктором, конической или многодисковой муфтой предельного момента и открытой зубчатой или цевочной передачей[1].
Механизмы
Портальные краны имеют механизмы подъёма, изменения вылета, поворота и передвижения (передвижение является установочным движением, остальные — рабочими)[1].
Ходовые устройства
Механизмы передвижения состоят из приводных и неприводных тележек, объединённых системой балансиров. Длину плеч балансиров выбирают с учётом одинаковой нагрузки на всех колёсах. При диаметре колеса 560—710 мм (нагрузка 250—400 кН) под опорой ставится 12 колёс и более. Тележки снабжены противоугонными захватами[1].
Применение
Перегрузочные
Рабочим органом перегрузочных кранов являются:
Обычно эти краны снабжают дополнительной крюковой обоймой[1].

Монтажные
Монтажные краны предназначены для работ с ответственными штучными грузами. На монтажных кранах для их эффективного использования предусматривают изменение допустимой грузоподъёмности в зависимости от вылета[1].
Портальные доковые
Краны с бункером на портале. Вращение исключено из рабочего цикла крана, тем самым повышается производительность. Движение грейфера из трюма к бункеру и обратно обеспечивают только механизмы подъёма и изменения вылета. Из грейфера груз высыпается в бункер и доставляется на склад транспортёрами, один или два из которых установлены на кране. Размеры бункера в плане, с учётом раскачивания грейфера на канатах, значительны. Для уменьшения раскачивания длина подвеса должна быть возможно меньшей. При передвижении крана вдоль судна бункер не должен выступать в сторону берегового рельса за габарит портала. При выгрузке груза из судна бункер устанавливается горизонтально, а при перемещениях крана вдоль пирса — вертикально; при этом бункер не задевает надстроек судна[1].
Краны с бункером на портале
Краны с бункером на портале применяют для выгрузки сыпучих грузов при устойчивом грузопотоке[1].
Маркировка кранов
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 П. З. Петухов, Г. П. Ксюнин, Л. Г. Серлин — Специальные краны — М: Машиностроение, 1985, 248с.
Ссылки
dikc.academic.ru
Кран башенный, башенно-портальные погрузчики — SMZ
Башенный кран — это грузоподъемная машина, которая применяется, как правило, для возведения различных зданий и сооружений, как гражданского, так и промышленного назначения
Башенный кран состоит из следующих основных узлов: башня, ходовая рама с колесами, опорно-поворотное устройство, поворотная платформа с грузовой и стреловой лебедкой, с противовесом; механизм поворота и электрооборудования, механизм подъема груза, механизм для изменения вылета, механизм передвижения крана и т.д.
Стрела применяется для подъема груза, и располагается горизонтально. Башня крана, это опорный элемент, который располагается вертикально. Также на верхней части башни такого крана устанавливается элемент, который называется оголовок, он также устанавливается вертикально, и предназначается для поддержания каната. Наверху оголовка установлен один из блоков полиспаста. На противоположной стороне от стрелы, также в горизонтальном положении находится грузовая площадка. На этой площадке у некоторых моделей кранов, устанавливается лебедка, и противовес. В нижней части некоторых кранов, на башне присоединяется балласт. Балласт, совместно с противовесом, обеспечивают устойчивость машины при работе.

Башенно-портальными кранами называются свободно стоящие полноповоротные краны стрелового типа, опирающиеся на П-образный помост — портал, передвигающийся на самоходных тележках, по подкрановым рельсам.
Портал представляет собой пространственную жесткую раму, которая может перекрывать от одного до трех железнодорожных путей, обеспечивая свободный пропуск подвижного состава
На портале монтируется опорно-поворотное устройство, на которое опирается поворотная платформа с каркасом. К нему шарнирно крепится стрела. На поворотной платформе размещена кабина с крановыми механизмами: лебедкой механизма подъема, механизмом поворота, механизмом изменения вылета стрелы. Конструктивная схема портального крана характеризуется типом его стрелового и опорно-поворотного устройства. В современных портальных кранах наибольшее распространение получили шарнирно-сочлененные и прямые стрелы.
Достоинством шарнирно-сочлененных стрел является их большая жесткость и меньшая длина канатов, что обеспечивает меньшие раскачивания грузов как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Шарнирно-сочлененные стрелы при равной высоте подъема груза обеспечивают также большую высоту под стрелой. Прямые стрелы имеют меньшую массу и более простую конструкцию. Краны с прямыми стрелами получаются более легкими и дешевыми. Этими свойствами и объясняется их широкое распространение среди кранов небольшой грузоподъемности.
Шарнирно-сочлененная стрела с профилированным хоботом и гибкой оттяжкой состоит из собственно стрелы, шарнирно укрепленного на ней хобота и гибкой оттяжки. Последняя огибает профилированную часть хобота и крепится другим концом к каркасу крана. При изменении вылета стрелы хобот удерживается гибкой оттяжкой и поворачивается относительно стрелы. Профилированная часть хобота выполнена по кривой, обеспечивающей перемещение грузозахватного органа только по горизонтали, что облегчает управление краном.
Такое устройство стрелы и механизма изменения вылета позволяет значительно повысить скорость изменения вылета и, следовательно, производительность крана, так как подъем и опускание стрелы являются одними из основных движений.
В зависимости от назначения портальные краны делятся на три группы: перегрузочные, монтажные и строительные. Перегрузочные краны предназначены для перегрузки штучных и навалочных грузов и по типу грузозахватного устройства подразделяются на крюковые и грейферные. Крюковые краны предназначены для перегрузки штучных грузов. Они оборудованы крюковой подвеской. При перегрузке металлов на крюк может навешиваться электромагнит, масса которого не должна превышать 25% грузоподъемности крана. При перегрузке большегрузных контейнеров на краны устанавливается спредер. Грейферные краны предназначены для перегрузки навалочных и лесных грузов. Они могут также перегружать штучные грузы при замене грейфера крюковой траверсной подвеской.

smz.ua
Башенные краны и другие машины, используемые в строительстве
Установленной мощностью называют суммарную мощность электродвигателей всех механизмов, установленных на кране. Иногда в характеристиках указывается установленная мощность рабочих механизмов, включающая мощность механизмов, которые неоднократно работают в каждой смене (например, грузовой лебедки, стреловой или тележечной лебедки, механизмов поворота и передвижения крана).
Учитывая, что краны часто обслуживают здания сложной конфигурации и при этом передвигаются по криволинейным путям, в число параметров крана ввели радиус закругления. Он представляет собой наименьший радиус закругления оси внутреннего рельса на криволинейном участке пути. Для кранов на пневмоколесном ходу в качестве параметра используется радиус поворота Rn, т. е. наименьший радиус окружности, описываемый внешним передним колесом крана при изменении направления движения.
Конструктивной массой называется масса крана без балласта и противовеса в не заправленном состоянии, т. е. без топлива, масла, смазочных материалов и воды.
Общей массой называется полная масса крана с балластом, противовесом в полностью заправленном состоянии.
Максимальное давление колеса — это величина наибольшей нагрузки, передаваемой одним ходовым колесом на крановый путь. По величине максимального давления колеса подбирается конструкция кранового пути.
Производительностью крана называется либо суммарная жилая площадь, построенная с помощью крана в год (тыс.м2/год), либо суммарная масса грузов, перемещенных или смонтированных краном в год (т/год). Для планирования загрузки кранов иногда используется и производительность, измеряемая числом циклов за смену. При этом под циклом понимается комплекс операций, выполняемых краном от начала подъема одного груза до начала подъема следующего. В сопроводительной документации к крану (в частности, в его паспорте) указывается допустимая при работе крана расчетная скорость ветра, а также допустимый ветровой район установки крана. Скорость ветра для каждого района является переменной величиной, зависящей от высоты над поверхностью земли. В паспорте крана указывается допустимая при работе скорость ветра на высоте 10 м.
Для устойчивости крана в нерабочем состоянии большое значение имеет максимальная скорость ветра, который может возникнуть в районе установки крана. По величине максимальной скорости ветра, согласно ГОСТ 1451—65 «Краны подъемные. Нагрузка ветровая» вся территория Советского Союза разбита на 7 ветровых районов. Поскольку каждый кран рассчитан на определенную максимальную скорость ветра, эксплуатация крана допустима только в соответствующем ветровом районе либо в районе, где максимальные скорости ветра ниже расчетных.
Под режимом работы механизма понимается характеристика, учитывающая использование данного механизма по частоте появления максимальных нагрузок и по времени. Согласно нормативной документации (в частности, Правилам Госгортехнадзора) различают: легкий Л, средний С, тяжелый Т и весьма тяжелый ВТ режимы. Механизмы башенных кранов работают, как правило, в легком, реже в среднем режимах. Эти режимы характеризуются, с одной стороны, тем, что механизмы и их элементы сравнительно редко работают при максимальных нагрузках, вызванных наиболее неблагоприятным сочетанием действующих усилий от массы груза, ветра,’ уклона, динамики; с другой стороны, тем, что в течение машино-смены механизм работает, как правило, не более 25—40% времени. Чем тяжелее режим, тем большие запасы прочности должны иметь конструкции механизма.
Режим работы крана определяется по режиму работы грузовой лебедки, поэтому, если на кране грузовая лебедка работает в среднем режиме, а все остальные механизмы в легком, считают, что кран работает в среднем режиме.
Большинство из отмеченных параметров регламентируется ГОСТ 13555—68 «Краны башенные строительные передвижные. Типоразмеры и основные параметры» и ГОСТ 14274—69 «Краны башенные строительные приставные и самоподъемные. Основные параметры и размеры».
1.4. Основные узлы крана
Основные узлы подъемных кранов — механизм подъёма груза, кроме которого краны различных типов имеют обычно от 1 до 3 (в некоторых случаях до 6) различных механизмов: передвижения грузовой тележки; вращения поворотной части или поворотной стрелы грузовых тележек; изменения вылета стрелы; подъёма или выдвижения консоли моста и др. Передвижные краны имеют также механизм передвижения крана. В кранах большой грузоподъёмности, кроме механизма главного подъёма, часто устанавливают 1 или 2 независимо работающих механизма вспомогательного подъёма для ускоренного перемещения грузов меньшей массы. Механизм подъёма груза состоит из гибкого подъёмного органа (обычно стального каната) и грузовой одно- или двухбарабанной лебёдки. К канату непосредственно или через нижнюю обойму полиспаста прикрепляется грузовой крюк или различные грузозахватные приспособления, которые могут быть автоматического действия, например подъёмные электромагниты, пневматические присосы, клещевые захваты, грейферы и др. (соответственно П. к. называются крюковые, грейферные, магнитные, клещевые, контейнерные и т.п.). При необходимости иметь несколько ступеней скорости подъёма (например, посадочную, повышенную для грузов малой массы и т.п.) применяют многоскоростные лебёдки. В тех случаях, когда требуется особенно большая точность в работе при технологических операциях (например, в некоторых металлургических мостовых кранах), а также при штабелирован и и грузов применяют т. н. жёсткий подвес. В этом случае грузозахватное устройство прикрепляется к штанге, которая перемещается по вертикальным направляющим (в шахте). Жёсткий подвес полностью устраняет раскачивание груза, но значительно утяжеляет кран. Для обеспечения безопасности работы механизмы подъёма снабжаются ограничителями хода грузозахватного устройства, ограничителями грузоподъёмности или грузового момента. Некоторые подъемные краны имеют крановые весы автоматического действия, позволяющие определять массу поднимаемого груза. Механизмы передвижения кранов и грузовых тележек по рельсовому пути бывают главным образом с приводными колёсами, реже с канатной тягой, которая обычно применяется только для грузовых тележек. Приводные колёса могут быть с центральным и раздельным приводом. Вращение колёс с центральным приводом производится одним двигателем через промежуточный (трансмиссионный) вал. При раздельном приводе каждое колесо или приводная двухколёсная ходовая тележка имеют свой двигатель.
1.5. Приборы и устройства безопасности
Приборы и устройства безопасности кранов должны соответствовать настоящим Правилам, государственным стандартам и другим нормативным документам.
Краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:
а) механизма подъема грузозахватного органа (кроме электрических талей, оснащенных муфтой предельного момента) в его крайних верхнем и нижнем положениях. Ограничитель нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по условиям эксплуатации крана не требуется опускать груз ниже уровня, указанного в паспорте;
б) механизма изменения вылета;
в) механизма передвижения рельсовых кранов (за исключением железнодорожных) и их грузовых тележек, если скорость крана (тележки) при подходе к крайнему положению может превысить 30 м/мин. Механизмы передвижения башенных, козловых кранов и мостовых кранов-перегружателей должны быть оборудованы ограничителями независимо от скорости передвижения;
г) механизмов передвижения мостовых, козловых, консольных, портальных кранов или их грузовых тележек, работающих на одном крановом пути.
Указанные устройства должны устанавливаться также при необходимости ограничения хода любого механизма, например механизма поворота, выдвижения телескопической секции стрелы или секций при монтаже крана, механизмов грузозахватного органа, подъема кабины.
Ограничитель механизма подъема груза или стрелы должен обеспечить остановку грузозахватного органа при подъеме без груза и зазор между грузозахватным органом и упором у электрических талей — не менее 50 мм, у других кранов — не менее 200 мм. При скорости подъема груза более 40 м/мин на кране должен быть установлен дополнительный ограничитель, срабатывающий до основного ограничителя, переключающий схему на пониженную скорость подъема.
Ограничители механизмов передвижения должны обеспечивать отключение двигателей механизмов на следующем расстоянии до упора:
для башенных, портальных, козловых кранов и мостовых перегружателей — не менее полного пути торможения;
для остальных кранов — не менее половины пути торможения.
Краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на:
15% — для башенных (с грузовым моментом до 20 т·м включительно) и портальных кранов;
10% — для остальных кранов.
У кранов, имеющих две или более грузовые характеристики, ограничитель должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику.
После срабатывания ограничителя грузоподъемности должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.
Краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее А6 по ИСО 4301/1, башенные краны грузоподъемностью более 5 т, портальные, железнодорожные и стреловые краны должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы. Башенные краны грузоподъемностью до 5 т включительно должны быть оснащены устройствами для учета наработки в моточасах.
mirznanii.com
Башенные и портальные краны
Башенные стреловые краны (рисунок 9) применяют для механизации подъемно-транспортных операций на транспорте, в стройиндустрии, в судостроении.
Существуют башенные краны передвижные по прямолинейным или криволинейным путям; стационарные приставные; вертикально-подвижные (самоподъемные).
По типу металлоконструкций основных элементов различают краны трубчатые и решетчатые; по способу изменения вылета крюка их делят на краны с изменением вылета наклоном стрелы и с изменением вылета передвижением каретки по горизонтальной стреле; по виду вращающих элементов краны бывают с поворотной башней и с поворотной головкой (стрелой).
Рисунок 9. Башенные краны.
В кранах с поворотной башней по сравнению с кранами с поворотной головкой масса высоко расположенных элементов меньше и ниже расположен общий центр масс, что способствует уменьшению общей массы крана, повышению удобства его транспортирования и монтажа.
Портальными (рисунок 10) называют свободно стоящие полноповоротные краны стрелового типа, опирающиеся на П–образный помост – портал, передвигающийся на самоходных тележках по подкрановым рельсам.
Портал представляет собой пространственную жесткую раму, которая может перекрывать от одного до трех железнодорожных путей, обеспечивая свободный пропуск подвижного состава. В некоторых случаях порталы заменяются Г-образными порталами. В этих случаях краны именуются полупортальными.
Рисунок 10. Портальный кран.
Конструктивная схема портального крана характеризуется типом его стрелового и опорно-поворотного устройства. В современных портальных кранах наибольшее распространение получили шарнирно-сочлененные и прямые стрелы.
Достоинством шарнирно-сочлененных стрел является их большая жесткость и меньшая длина канатов, что обеспечивает меньшие раскачивания грузов как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Такие стрелы при равной высоте подъема груза обеспечивают также большую высоту под стрелой.
Прямые стрелы имеют меньшую массу и более простую конструкцию. Краны с прямыми стрелами получаются более легкими и дешевыми. Этими свойствами и объясняется их широкое распространение среди кранов небольшой грузоподъемности.
В зависимости от назначения портальные краны делятся на три группы: перегрузочные, монтажные и строительные.
Перегрузочные краны предназначены для перегрузки штучных и навалочных грузов и по типу грузозахватного устройства подразделяются на крюковые и грейферные. Крюковые краны предназначены для перегрузки штучных грузов. Они оборудованы крюковой подвеской. При перегрузке металлов на крюк может навешиваться электромагнит, масса которого не должна превышать 25% грузоподъемности крана. При перегрузке большегрузных контейнеров на краны грузоподъемностью 32-40 т устанавливается спредер.
Грейферные краны предназначены для перегрузки навалочных и лесных грузов. Они могут также перегружать штучные грузы при замене грейфера крюковой траверсной подвеской.
studlib.info
Башенный портальный кран — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Башенный портальный кран
Cтраница 3
Тормоза механизмов передвижения и поворота грузоподъемных машин ( за исключением механизмов передвижения автомобильных, пневмоколесных кранов на специальном шасси автомобильного типа и железнодорожных, а также механизмов поворота башенных и портальных кранов) должны быть нормально-замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении привода. [31]
Тормоза механизмов передвижения и поворота грузоподъемных машин ( за исключением механизмов передвижения автомобильных, пневмоколесных кранов на специальном шасси автомобильного типа и железнодорожных, а также механизмов поворота башенных и портальных кранов) должны быть нормально-замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении привода. [32]
Тормоза механизмов передвижения и поворота грузоподъемных машин ( за исключением механизмов передвижения автомобильных, пневмоколееных кранов на специальном шасси автомобильного типа и железнодорожных, а также механизмов поворота башенных и портальных кранов) должны быть нормально-замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении привода. [33]
Механизмы передвижения и поворота грузоподъемных машин ( за исключением механизмов передвижения автомобильных, пнев-мокошесных кранов, кранов на специальном шасси автомобильного типа и железнодорожных, а также механизмы поворота башенных и портальных кранов) должны иметь тормоза нормально замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении привода. На автомобильных и пневмоколесных кранах, а также яа кранах, смонтированных на специальном шасси автомобильного типа, механизм передвижения которых оборудован нормально открытым управляемым тормозом, должен устанавливаться стояночный тормоз. [34]
Тормоза механизмов передвижения и поворота грузоподъемных машин ( за исключением механизмов передвижения автомобильных, пнев-моколесных кранов, кранов на специальном шасси автомобильного типа и железнодорожных, а также механизмов поворота башенных и портальных кранов) должны быть нормально-замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении привода. [35]
В настоящее время наиболее распространенным выгрузочным оборудованием являются штабелевочные лебедки Л-43, Л-36, Л-59, ТЛ-2, ТЛ-3, ТЛ-4 и др., поперечные элеваторы для бревен, продольные бревнотаски, используются также передвижные, радиальнокабельные и мостокабельные краны, консольно-козловые краны, а для выгрузки из судов башенные и портальные краны. [36]
Стружка для химического анализа материала металлоконструкций должна быть взята в выборочном порядке из основных элементов крана по указанию организации, составляющей заключение: у мостовых кранов — из верхнего и нижнего поясов ферм, раскосов, концевых балок и рамы тележки; у козловых кранов и перегрузочных мостов, кроме того, из поясов и раскосов опор; у башенных и портальных кранов — из поясов и раскосов портала, башни и стрелы; у стреловых кранов — из поясов стрелы и рамы ходовой платформы. [37]
Стружка для химического анализа материала металлоконструкций должна быть взята в выборочном порядке из основных элементов крапа по указанию организации, составляющей заключение: у мостовых кранов — из верхнего и нижнего поясов ферм, раскосов, концевых балок и рамы тележки; у козловых кранов и перегрузочных мостов, кроме того, из поясов и раскосов опор; у башенных и портальных кранов — из поясов и раскосов портала, башни и стрелы; у стреловых кранов — из поясов стрелы и рамы ходовой платформы. [38]
У башенных и портальных кранов стрела может быть расположена в любом положении относительно кранового пути. [39]
Устройство выхода на галерею моста из кабины, подвешенной к раме грузовой тележки, допускается только через настил тележки или по наружной огражденной лестнице. На башенных и портальных кранах кабина может быть устроена на поворотной части крана. [40]
Стационарные машины имеют ходовое оборудование для перемещения только на одном пункте с устойчивым объемом работ. К ним относятся мостовые, козловые, башенные и портальные краны и специальные разгрузчики для заполнителя. Передвижные машины имеют ходовое оборудование на шасси с собственным источником энергии и могут перемещаться на многие пункты склада и места производства грузовых работ на строительных площадках. К передвижным машинам относятся экскаваторы одноковшовые и многоковшовые, погрузчики, автопогрузчики, машины напольного транспорта, автомобильные и пневмоколесные железнодорожные краны, краны короткобазовые на спецшасси автомобильного типа. [41]
На механизмах передвижения и поворота грузоподъемных машин с электроприводом применяются нормально-замкнутые и комбинированные тормоза. На механизмах поворота башенных и портальных кранов могут применяться и тормоза нормально-разомкнутого типа. [43]
На механизмах передвижения и поворота устанавливают также нормально замкнутые или комбинированные тормоза. В механизмах поворота башенных и портальных кранов разрешается установка нормально разомкнутого тормоза. [44]
Противовес может и не иметь ловителей; но в этом случае перекрытие под шахтой над проходом должно выдержать удар противовеса при обрыве каната. Согласно правилам [37], башенные и портальные краны должны иметь ветромеры, автоматически включающие сирену при достижении скорости ветра, указанной в паспорте крана. [45]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru