Tatra (Татра) — история бренда, серии и годы выпуска авто
Tatra (Татра)
Эта компания была основана в 1850 г. в городе Нессельсдорфе, северная Моравия, и выпускала железнодорожное оборудование и вагоны. Первым ее автомобилем стал построенный в 1897 г. прототип President (Президент) с двигателем фирмы Benz (Бенц). Главными инженерами Tatra были доктор Эдмунд Румплер (Edmund Rumpler), Леопольд Свитак (Leopold Svitak) и Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka). Работавший над паровыми машинами Ледвинка, вернулся в Нессельсдорф в 1905 г. и создал модель «S» с 3,3-литровым двигателем с верхним распредвалом.
Как и на Volkswagen Beetle (Фольксваген Битл), звуковой сигнал расположили на передней панели. Водитель располагался по центру. Обратите внимание на двери, подвешенные к центральной стойке кузова, утопленные ручки и состоящее из трех частей ветровое стекло |
В 1918 г. Нессельсдорф оказался на территории нового государства Чехословакия, и был переименован в Копрживнице, а выпускаемые компанией автомобили в честь местной горной гряды получили марку Tatra.

Автомобили Tatra выглядели очень необычно, а одной из наиболее заметных особенностей модели Tatra 77A была огромных размеров центральная фара |
В 1932 г. была представлена удивительная модель «77» — обтекаемый седан с удлиненной крышей, пологой задней частью кузова и задним двигателем V8 воздушного охлаждения. Двери кузова были подвешены к центральным стойкам, задние колеса закрыты кожухами, ветровое стекло разделено на три части, а водитель располагался по центру. На основе этого автомобиля была создана популярная ныне среди коллекционеров модель «87» с огромным «плавником» в задней части кузова. Примерно в это же время был построен небольшой заднемоторный прототип «V570», очень похожий на Volkswagen 38 (Фольксваген) 1938 г.
Во время второй мировой войны компания находилась под управлением немецкой администрации и выпускала военные автомобили с однотипными 4-, 6-, 8- и 12-цилиндровыми дизелями воздушного охлаждения.
После второй мировой войны началось производство легковых моделей Tatra 57 и Tatra 97 с 4-цилиндровым двигателем. Но пришедший к власти коммунистический режим отправил Ледвинку в заключение на шесть лет за сотрудничество с оккупантами. После освобождения он вернулся на родину в Австрию, а позже давал консультации по конструированию в Мюнхене. В отличие от доктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche), который вышел на свободу через два года и смог создать свой спортивный автомобиль «356», Ледвинка остался по большому счету в неизвестности и умер в нужде в 1967 г.
Tatra T700 имела задний двигатель V8 воздушного охлаждения, который благодаря центральному впрыску придал ей спортивный характер |
Но разработки Ледвинки не были забыты. Его преемник доктор Юлиус Мацкерле (Julius Mackerle) создал в 1948 г. модель «ТбОО» Tatraplan (Татраплан). Это был еще один обтекаемый седан с расположенным сзади 2-литровым двигателем. Национализированная компания основные свои усилия направила на выпуск тяжелых грузовиков, а легковые автомобили строились в ограниченных количествах и использовались в основном для государственных чиновников. Главной продукцией завода Tatra был созданный еще в 1944 г. грузовик модели «Till». В 1962 г. ему на смену пришел аналогичный по компоновке автомобиль «Т138».
В 1957 г. был представлен обтекаемый 4-дверный седан «Т603» с V-образным 8-цилиндровым двигателем, который в 1975 г. модернизировало «ателье» Vignale (Виньяле). Этот вариант получил индекс «Т613». Мощность его двигателя возросла до 165 л.с. Но по-прежнему компания выпускала в основном грузовики. Так, в 1969 г. их было собрано около 4 тыс. штук, в то время как легковых автомобилей всего 250. В 70-е гг. ежегодный объем производства грузовиков вырос до 7 тыс., а в 80-е гг. — даже до 14 тыс. В середине 80-х гг. появилась новая легковая машина «Т700». Но по-прежнему основой производственной программы оставались армейские и гражданские полноприводные грузовые автомобили с колесными формулами 4×4, 6×6 и 8×9 и тягачи для автопоездов полной массой до 300 т. С 1990 г. конструктором на фирме работал британский консультант Тим Бишоп (Tim Bishop), создавший новую модель «Т800». Tatra всегда отличалась медлительностью на рынке. В 1999 г. производство легковых автомобилей было прекращено.
Tatra T603 (Татра Т603) 1956-1975
Этот представительский седан с обтекаемыми формами представлял тупиковую ветвь развития, которую составляли Volkswagen и Porsche (Порше). Подобно им чешский автомобиль был заднемоторным. В 1964 г. рабочий объем его 2,5-литрового двигателя был уменьшен до 2,4 л, но при этом мощность возросла до 98 л.с. Модель получила обозначение «Т2-603». Ее верхнеклапанный V-образный 8-цилиндровый мотор имел два двухкамерных карбюратора, а рычаг переключения 4-ступенчатой полностью синхронизированной коробки находился на рулевой колонке. За годы выпуска на двигателе этой модели использовали два типа головок блока цилиндров. Поэтому моторы комплектовали свечами зажигания с длинной или короткой резьбовой частью. Огромная собственная масса автомобиля ограничила максимальную скорость значением 169 км/ч, а время разгона с места до 96 км/ч составляло 14 с. Расход топлива вопреки ожиданиям был всего 12 л/100 км. Эти показатели автомобиля не должны вводить в заблуждение: участвовавшие в ралли «Марафон де ля Рут» (Marathon de la Route) машины «Т2-603» заняли все три призовых места.
Подвеска всех колес была независимой, спереди — на стойках МакФерсона, а сзади — разрезной ведущий мост на винтовых пружинах. С 1970 г. на всех колесах появились дисковые тормоза вместо барабанных. До 1956 г. легковые автомобили Tatra имели хребтовую раму, но «Т603» получила стальной несущий кузов длиной 5,05м с очень большими весами. В обоих задних крыльях, заканчивающихся модными тогда «плавниками», разместили большие воздухозаборники для охлаждения двигателя. Панорамное заднее стекло состояло из двух больших половин, сдвоенными были и фары.
В спартанском салоне находились сиденья с обивкой из черного винила со вставками из ткани или велюра. Приборная панель эллипс-ной формы повторяла своими очертаниями переднюю облицовку кузова. На черном двухспицевом рулевом колесе красовалось хромированное кольцо звукового сигнала. На полу под резиновыми ковриками был слой пористой резины для звукоизоляции. Это и была Ахиллесова пята «Т603», поскольку изоляция впитывала воду и приводила к коррозии.
Автомобиль Tatra T603 отличался необычным округлым 4-дверным кузовом, напоминавшим в профиль классические модели Porsche и Volkswagen тех лет |
Характеристика (Tatra T603) | |
---|---|
Двигатель: | V8, заднего расположения |
Рабочий объем: | 2,4 л |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая, спереди на стойках МакФерсона, сзади на винтовых пружинах |
Тормоза: | барабанные, с 1970 г.![]() |
История марки Tatra
, Статьи
28 октября день рожденья празднует знаменитая и совсем не чужая для нас Tatra. Авто Mail.ru снимает шляпу перед чешскими автомобильными мастерами…
В истории Tatra можно при желании найти немало отправных точек. Как вам, например, нравится 1897 год? Тогда в маленьком моравском городке Нессельдорф на местном вагоностроительном заводе собрали первый автомобиль, получивший пафосное имя Prasident. Именно этот с технической точки зрения ничем не примечательный аппарат многие не без оснований считают самой первой «Татрой». А ведь ничто не мешает копнуть и поглубже. Ведь та же Nesseldorf Wagenbau выросла из мастерской Schustala and Company, основанной аж в 1850-м… Смотрите, куда уходит корнями история чешского бренда!
Но все-таки нет. Мы пойдем другим, более коротким и логичным путем. Он-то и приводит нас в морозный, но полный оптимизма для Европы октябрь 1918-го. Первая мировая война закончится еще через пару недель, но уже понятно, кто победители, а кто — проигравшие. Среди последних некогда могущественная Австро-Венгерская империя, которая просто-напросто перестала существовать. На ее руинах появилась молодая Чехословакия со всеми вытекающими из этого факта политическими, экономическими и даже географическими последствиями. Так, например, Нессельдорф переименовали в Копршивнице, а Nesseldorf Wagenbau, к тому времени почти уже не выпускавшую автомобилей, соответственно в Koprivnicka vozovka («Вагонный завод Копршивнице»). К счастью, под этим совершенно невозможным для произношения именем чешская фирма просуществовала недолго. Причем возникновение нового названия — история уже почти легендарная.
Сразу после войны руководство «Копршивнице возовки» решило вернуться в автомобильный бизнес. И вот зимой 1919-го во время испытательной поездки по крутым обледенелым дорожкам горной гряды Верхние Татры кто-то, подивившись сноровке автомобиля, воскликнул: «Черт побери, да эта машина просто создана для Татр!». Дальше, как говорится, дело техники.
Возможно, на чей-то взыскательный вкус в слове «татры» слишком много согласных и вообще звучит оно как-то грубовато… Но уж во всяком случае не грубее «Копршивнице возовки»! И вот еще один любопытный момент. Человеком, которому популярная история приписывает знаковую похвалу, является некий Ганс Ледвинка — без преувеличения один из самых талантливых автомобильных инженеров в истории.
Поспешай не торопясь
По большому счету, самоучка — никакого углубленного автомобильно-технического образования Ледвинка не получил, — уроженец Австрии слыл отчаянным экспериментатором, беззаветно преданным идеям технического прогресса. Любопытно, что пути Ледвинки и «Татры» (тогда еще известной как Nesseldorf Wagenbau) пересекались еще до Первой мировой. Он ведь принимал участие даже в разработке того самого первого Prasident. Позже молодой, но все схватывавший на лету Ганс быстро дорос до кресла главного конструктора. Именно Ледвинка отвечал за разработку автомобилей компании до тех самых пор, пока Nesseldorf не решила сконцентрироваться на железнодорожных вагонах. Этого Ганс стерпеть не мог и написал заявление по собственному желанию. Однако сразу после войны новое руководство завода в Копршивнице уговорило Ледвинку вернуться. Второе пришествие в компанию стало и последним — начиная с 1918-го и до самой смерти Ледвинка по сути будет работать только на Tatra.
Неудивительно, что и большинство, если не все модели бренда несли авторские черты Ледвинки-конструктора. Такова, например, Tatra T11 — первая машина, созданная Гансом на старо-новом месте. Достаточно компактная и сравнительно недорогая, «одиннадцатая», несмотря на вполне демократичный статус, считалась очень и очень передовой конструкцией. Прежде всего, стоит отметить прочную хребтовую раму, внутри которой размещался карданный вал, продвинутые качающиеся косые рычаги задней подвески, нетребовательный к обслуживанию 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. Для начала 20-х это если и не прорыв, то самый авангард тогдашнего автопрома.
11-я модель, как и последовавшая следом Tatra T12, главным отличием которой стали тормоза на всех колесах, продавалась очень бойко. Разумеется, по меркам времени и рынка сбыта. Чуть больше 10 тысяч машин за 10 лет, конечно, могли бы вызвать улыбку заокеанских фабрикантов-миллионщиков уровня Форда или Дюранта. Но Tatra это вам не «Голубой овал», а небольшая местечковая компания с ограниченными производственными возможностями и штатом. Главное, успех 11-й и 12-й моделей позволил фирме из Копршивнице расширяться.
Chevrolet Camaro: история создания модели
11 августа 1966 года с конвейера завода в Норвуде, штат Огайо, сошел первый Chevrolet Camaro. «Авто Mail.ru» вспоминает историю Camaro – одного из самых великих автомобилей Америки
Еще в 1926-м в гамме моделей дебютировала более крупная T17 с независимой подвеской спереди и сзади. 2-литровый 6-цилиндровый рядный мотор развивал 35 л.с. что позволяло разгоняться до 121 км/ч. А годом ранее, к слову, у компании появились импортеры не где-нибудь, а в Германии. К середине же 30-х годов модельная гамма Tatra насчитывала с полдюжины легковых моделей: от массовой недорогой T57, разошедшейся тиражом свыше 20 тысяч экземпляров, до пафосной T80 с 12-цилиндровым V-образным мотором объемом 6 литров и мощностью 120 л. с. и заказными кузовами.
И все-таки машина, увековечившая имя Tatra в истории автомобиля, была еще на подходе.
Его величество аэродинамика
Ледвинка как и многие инженеры-самоучки был человеком довольно упрямым. Например, он считался ярым противником не только идеи переднего привода (в 30-х годах прошлого века это было нормально), но и переднего расположения мотора, и даже жидкостного охлаждения. Зато, возможно, раньше других Ганс понял, какую выгоду может принести продуманная аэродинамика. Еще в 1932-м талантливый инженер увлекся экспериментами с аэродинамической трубой и начал создавать наброски кузова совершенно нового типа с удлиненным килем, закрытыми задними колесными арками и каплевидным силуэтом. То был прообраз Tatra T77, имеющей честь называться первым в мире серийным автомобилем, продуманным с точки зрения аэродинамики. Пожалуй, именно 77-я, а также ее доведенная до ума наследница Tatra T87 стали величайшим достижением чешского автопрома. Никогда ни до, ни после автомобиль из этой небольшой европейской страны не наводил такого шороха на мировом уровне!
Увы, совсем скоро за взлетом Tatra ждало жесткое приземление. И дело было не в экономике или устаревшей модельной линейке, а в политике. В 1938-м Чехословакия попала под аннексию гитлеровской Германии, и Tatra, наряду с другими местными предприятиями, пришлось обслуживать нужды Вермахта. Так, в Копршивнице собирали армейские грузовики, штабные «кюбельвагены», а также небольшое количество легковых Tatra T87, ставших весьма популярными среди немецких офицеров.
Неудивительно, словом, что за подобную «коллаборацию» Ледвинка сполна получит в 1945-м, когда Tatra, как и вся Чехословакия, окажется под контролем СССР. Еще удивительно, что Ганс схлопотал, как нынче модно выражаться, всего лишь «пятерочку». Причем не в лагерях ГУЛАГа, а в Чехословакии.
Выйдя на свободу, Ледвинка не захотел больше работать на Tatra и уехал в Австрию, где занимался консалтинговой деятельностью и разовыми проектами. Ни в одной крупной автомобильной компании Ганс работать не захотел, хотя предложения, разумеется, имелись.
Оставшаяся же в зоне совблока Tatra была переведена на рельсы плановой экономики. Поначалу в Копршивнице еще собирали легковушки — например, Tatraplan 600, построенный по довоенным заветам Ледвинки. Но позже было принято волевое решение — массовыми легковушками в ЧССР занимается Skoda, а производственные мощности Tatra перевели под грузовики, трамваи, спецтехнику. Исключением стали лишь пафосные модели серии 603 и 613, созданные специально и исключительно для высшего бюрократического аппарата стран СЭВ. Ну а с развалом совблока легковая история Tatra закончилась окончательно.
Конечно, немного жаль, что передовые идеи Ледвинки так и остались наследием прошлого. Но, по крайней мере, Tatra живет и здравствует и по сей день. А история у марки, как говорится, дай бог каждому.
Топ-10
Десятка самых интересных автомобилей Tatra по версии @Авто.
T11 (1923-1927)
Автомобиль, с которого, по сути, началась история Tatra, машина, заложившая основы инженерного почерка марки и ее финансовой стабильности. Короче говоря, глядя на эту скромную конструкцию, и не скажешь, насколько много 11-я модель означает для чешской фирмы. В отличие от более поздних моделей, у Tatra Т11 классическая компоновка. 2-цилиндровый 12-сильный мотор воздушного охлаждения располагался спереди и приводил в движение задние колеса. Максималка в 90 км/ч казалась более чем достаточной для 20-х годов. К слову, 11-я стала музой и для создателей первого советского легкового автомобиля НАМИ-1.
T57 (1932-1949)
Самая популярная довоенная модель марки — компактная 57-я, по сути, стала наследником 11-й на троне народного чешского автомобиля. При этом компактные размеры и невысокая цена не стали преградой инновационным решениям. Tatra T57 оснащалась независимой подвеской спереди и сзади, рулевым управлением реечного типа. Любопытной особенностью модели считалось феноменальное удобство сервисного обслуживания. Дело в том, что капот 57-й откидывался заодно с передними крыльями и фарами, обеспечивая свободный доступ не только к двигателю, но и ко всей передней подвеске. В нескольких версиях, отличавшихся мощностью моторов и некоторыми дизайн-изысками, машина продержалась на конвейере вплоть до 1949-го. Кстати, во время войны Tatra выпустила около 6000 военных версий 57K (категория Sd.Kfz 1 согласно немецкой классификации).
T80 (1931-1935)
Безусловно, самый роскошный автомобиль в истории марки. Мало кто до Ледвинки использовал хребтовую конструкцию шасси для автомобиля высшего класса, но «восьмидесятка» доказала — это вполне возможно. При том, что машина была очень тяжелой — только голое шасси весило порядка 1200 кг, а вместе с заказным кузовом снаряженка доходила до 2,5 т, престижная Tatra ездила очень бодро. 12-цилиндровый мотор объемом 5,9 л выдавал около 120 л.с., разгоняя машину до респектабельных 150 км/ч. Всего за четыре года было выпущено 25 «восьмидесяток», одна из которых попала в гараж первого президента Чехословакии Томаша Масарика.
V570 (1933)
Свои аэродинамические эксперименты и приверженность хребтовой раме Ледвинка еще в середине 30-х соединил в ультракомпактном форм-факторе городского автомобиля. А теперь внимательно взгляните на финальный прототип V570. Этот автомобильчик не напоминает вам ничего до боли знакомого? Например, оригинальный Volkswagen Kafer? История о том, «позаимствовал» ли Фердинанд Порше идею у Ледвинки, своего земляка и, между прочим, хорошего знакомого, темна как вечерний лес. Доподлинно известны две вещи. После насильственного присоединения Чехословакии Гитлер запретил серийный выпуск V570, а уже после войны Volkswagen, дабы не раздувать пламя промышленного скандала, выплатил Tatra солидную денежную компенсацию. Так-то!
T77 (1934-1938)
Шедевр аэродинамики, машина, задуманная Ледвинкой как транcпорт будущего специально для создававшейся в то время сети скоростных европейских дорог. Даже по сегодняшним меркам параметры автомобиля впечатляют. Достаточно сказать, что коэффициент лобового сопротивления 77-й составляет всего 0,21! Добиться этого помогли каплевидный кузов работы Пауля Ярая, утопленные (на первых экземплярах) фары, закрытые задние колесные арки, гладкое днище, скрытые дверные ручки. Даже петли дверей закрыли аэродинамическими накладками, снижавшими завихрения воздуха. Расположенный сзади двигатель — 3-литровый V8 воздушного охлаждения — выдавал всего 60 л.с., но, учитывая феноменальную аэродинамику, этого хватало чтобы разгонять пятиметровую Т77 до 150 км/ч. Впрочем, вскоре выяснилось: заднемоторная компоновка, большие габариты и высокая масса плохо сказываются на управляемости, и Ледвинка вновь засел за чертежи…
T87 (1936-1950)
Этот автомобиль можно назвать логическим продолжением 77-й модели, в которой Ледвинка исправил большинство недостатков оригинала. Внешне 87-я безусловно похожа на свою революционную сестричку-предшественницу, при этом автомобиль заметно короче (колесная база, к примеру, с 3150 мм сократилась до 2850 мм), а главное легче — снаряженная масса уменьшилась сразу на 4 центнера! Правда, из-за технологических сложностей от некоторых аэродинамических элементов (плавник в задней части кузова, утопленные фары) пришлось отказаться. Но даже при коэффициенте лобового сопротивления в 0,36, Tatra T87 разгонялась до 160 км/ч и при этом была гораздо более послушной в поворотах. Эта машина стала основой многих послевоенных моделей фирмы.
Т603 (1957-1975)
В послевоенное время Tatra более известна своими грузовиками, трамваями и спецтехникой, но время от времени компания удивляла мир и своими легковушками. Так случилось в 1955-м, когда на автошоу в чешском городе Злин представили Т603. Не появись в том же году знаменитый Citroen DS, автомобильная общественность неминуемо назвала бы летающей тарелкой на колесах именно Tatra. Совершенно уникальная внешность, в которой, впрочем, можно уловить влияние американского дизайна, плюс нетрадиционная для большого автомобиля, но такая привычная для Tatra заднемоторная компоновка с 94-сильной «воздушной» бензиновой восьмеркой. Производство началось в 1957-м, причем ежедневно с конвейера сходили всего по две большие Tatra. Больше, впрочем, и не требовалось. Ведь 603-я не появлялась в открытой продаже, по статусу полагаясь советским и союзническим чиновникам ранга выше среднего.
Т613 (1974-1996)
Сменщица незабвенной 603-й, Tatra T613 появилась только в 1973 году. Причем это первая «татра», дизайн которой разрабатывали за пределами Чехословакии. Не уникальный, но все же редкий случай, когда автопроизодитель совблока обратился за помощью к загнивающим западным капиталистам. В данном случае кузов «министерской баржи» кроили итальянцы из дизайн-ателье Vignale. Сегодня о внешнем изяществе 613-й можно спорить, но для начала 70-х это была добротная конъюнктурная работа. Компоновка модели осталось прежней: расположенный в задней части кузова V8 (разумеется, воздушного охлаждения) выдавал 165 л.с. Так что нежившиеся в мягких креслах правительственные и министерские бонзы могли мчаться по перекрытым для движения простых смертных шоссе со скоростями до 190 км/ч.
815 (1983 — по настоящее время)
Вспоминая грузовики чешского бренда, невозможно пройти мимо неубиваемой капотной модели 111, выпускавшейся с 1942-го по 1962-й. Или ее наследника Tatra 138, ставшей привычным зрелищем на всех стройках коммунизма второй половины 20-го века. И все-таки главная грузовая Tatra это — 815-я. И не столько потому, что выпуск этой несомненно удачной бескапотной модели продолжается уже 30 лет, а потому, что на гоночной версии 815-й чешский гонщик Карел Лопраис шесть раз выигрывал «Дакар» в зачете грузовых машин!
MTX Tatra (1991)
По большому счету, это купе не совсем Tatra. Авторство довольно интересного спорткара принадлежит чешской фирме Metalex, занимавшейся тюнингом и разработкой гоночных версий автомобилей Skoda. От Tatra у этого автомобиля только мотор. Причем 3,9-литровый V8 выдавал 306 л.с., превращая MTX в самый быстрый на тот момент чешский автомобиль в истории. До сотни купе с гильотинными дверями разгонялось всего за 5,6 секунды. На машину было собрано порядка 200 заказов, но планы серийного производства в буквальном смысле разрушил пожар в мастерских Metalex. Так что свет в итоге увидели лишь четыре экземпляра.
Данила Михайлов
Читайте такжеМихаил Медведев
Продолжение темы
Все новости10 октября 2022Волга ГАЗ-21: как создавали легендарный автомобиль
8 сентября 2022Jaguar, Bentley и другие знаковые автомобили Елизаветы II
14 августа 2022У ГАЗа появился фирменный мерч в стиле старых машин
24 мая 2022Сколько стоили машины в СССР и какая у них цена сегодня
16 мая 2022Марку «Москвич» возродят: зачем и какой она будет?
Tatra для дочери Сталина и другие крутые автомобили соцстран — журнал За рулем
В частные руки такие машины, как Tatraplan, попадали крайне редко — они шли на экспорт, в том числе в СССР.
О том, какие автомобили в послевоенные годы выпускали в социалистической Германии, рассказано тут.
Материалы по теме
Дорогие машины ГДР: кто на них ездил в СССР?
Воздушная линия
Завод Tatra в Копршивнице после войны понемногу собирал довоенную, но с измененным дизайном Татру 87.
Футуристический, обтекаемый автомобиль конструкции Ганса Ледвинки оснащали традиционным для фирмы двигателем V8 воздушного охлаждения (3,0 л, 75 л.с.). Машина с базой 2850 мм (на 150 мм больше, чем у Победы), с традиционной для Татры хребтовой рамой и независимыми подвесками на поперечных рессорах достигала 160 км/ч.
Чехословацкая Tatra 87 с мотором V8 воздушного охлаждения и в послевоенной стилистике.
Чехословацкая Tatra 87 с мотором V8 воздушного охлаждения и в послевоенной стилистике.
Материалы по теме
Таких водителей нужно лишать прав и направлять на пересдачу! Вы «за»?3 привычки водителей, которые приводят к ДТП. А вы так делаете?Водитель пьян, а оштрафуют пассажиров? Да!
Три первые послевоенные машины отправили высоким военачальникам в СССР, в частности маршалу Андрею Еременко. Еще одну Татру 87 привезли для Сталина. Этой машиной некоторое время пользовалась его дочь Светлана. До 1950 года собрали 1752 автомобиля. В свободной продаже ни в Чехословакии, ни в СССР их не было.
Одна из особенностей Татры 87 — независимые подвески на поперечных рессорах.
Одна из особенностей Татры 87 — независимые подвески на поперечных рессорах.
С 1948 года параллельно делали новую модель Tatra T600 Tatraplan — прямой аналог ГАЗ-М20 с базой 2700 мм и двухлитровым четырехцилиндровым мотором воздушного охлаждения мощностью 52 л. с. Конструктивно Tatraplan был близок к Татре 87.
Tatra T600 Tatraplan — прямой аналог нашего ГАЗ-М20 Победа. В небольших количествах машины поставляли в СССР.
Tatra T600 Tatraplan — прямой аналог нашего ГАЗ-М20 Победа. В небольших количествах машины поставляли в СССР.
Уникальный кабриолет Tatra T600 с кузовом ателье Sodomka — подарок Сталину на его 70‑летие.
Уникальный кабриолет Tatra T600 с кузовом ателье Sodomka — подарок Сталину на его 70‑летие.
Материалы по теме
Эти машины неохотно выпускали в СССР. Интересно почему?
Социалистическая — после переворота 1948 года — Чехословакия остро нуждалась в валюте. Новые автомобили в частные руки практически не продавали, а старались экспортировать. Из 6335 седанов модели T600, сделанных до 1952 года, большая часть ушла за границу.
Главный рынок был в Австрии — 435 автомобилей, а второй, кстати — в СССР, куда отправили 126 Татрапланов. Вероятно, машины распределяли между особенными гражданами. Интересно, что в 1951–1952 годах Tatraplan делали на заводе Skoda в Млада Болеславе. Существовал прототип с 30‑сильным дизелем и санитарный универсал. Но они так и остались опытными образцами. Зато в 1949 году в единственном экземпляре собрали кабриолет с кузовом знаменитого до войны ателье Sodomka (позднее завод Karosa, строивший автобусные кузова) — в подарок на 70‑летие «отцу всех народов» Сталину. Машину показывали на выставке в Праге, потом в огромной экспозиции подарков вождю в Москве.
Ранние заднемоторные седаны Tatra 603 отличали три фары — в стиле модели Tatra 87.
Ранние заднемоторные седаны Tatra 603 отличали три фары — в стиле модели Tatra 87.
ОТ АФРИКИ ДО СССРTatra 87 прославилась и благодаря журналистам — путешественникам Иржи Ганзелке и Мирославу Зикмунду, которые в 1947–1948 годах пересекли на стандартном автомобиле Африку с севера на юг. Завод Tatra финансировал пробег как рекламную акцию. Кроме того, путешественники снимали фото и кино, написали книгу, ставшую очень популярной, в том числе в СССР. Позднее Ганзелка и Зикмунд проехали по Южной и Центральной Америке, с 1959‑го путешествовали по Ближнему Востоку, Азии, СССР. Правда, уже на полноприводном фургоне Tatra 805. |
Лишь в 1955 году в производство пошла новая Tatra 603 — близкая по размеру (база 2750 мм) к Волге. Но на чехословацком седане сзади стоял V8 с двумя карбюраторами (2,5 л, 95 л.с.). Автомобиль с независимыми подвесками достигал 160 км/ч. Его регулярно совершенствовали. На поздних 603‑х стоял 106‑сильный мотор, а скорость возросла до 170 км/ч.
Tatra 2–603 c измененным дизайном. Модель 603 — самая массовая легковая в истории завода, сделали 20 422 экземпляра.
Tatra 2–603 c измененным дизайном. Модель 603 — самая массовая легковая в истории завода, сделали 20 422 экземпляра.
Татру 603 делали два десятилетия — до 1975 года! Затем построили несколько опытных образцов новой машины, но в итоге обратились к итальянскому ателье Vignale, которое и создало оригинальный дизайн седана Tatra 613, который запустили в производство в 1974 году. Автомобиль с базой 2980 мм и мотором V8 воздушного охлаждения (165 л.с.) занял условную нишу между нашими Волгой и Чайкой. Коробка передач, как на Волге — механическая, четырехступенчатая и независимая подвеска всех колес.
Tatra 613 попала на испытания на полигон НАМИ уже вскоре после начала серийного производства.
Tatra 613 попала на испытания на полигон НАМИ уже вскоре после начала серийного производства.
Материалы по теме
Чешский ставленник КГБ: ретротест редкой Татры
Татры 603 и 613 завозили в СССР. Как и на родине, купить их свободно новыми было невозможно. У нас Татры возили директоров некоторых закрытых и полузакрытых НИИ, а 613‑е работали еще и в КГБ.
Tatra 613 дожила до времени, когда не стало уже ни ЧССР, ни СССР, ни всего социалистического лагеря. Спрос на недавно недоступную, а потому особо желанную модель упал. Не спасли ни бронированная версия, ни осовремененная Tatra 700 c впрысковым мотором (234 л.с.) и пятиступенчатой коробкой. Таких в 1996–1999 годах собрали лишь 62 штуки.
Tatra 613 сохранила основные фирменные черты: мотор V8 воздушного охлаждения сзади и независимые подвески.
Tatra 613 сохранила основные фирменные черты: мотор V8 воздушного охлаждения сзади и независимые подвески.
В 1984 году построили пять машин Tatra 613 Kabriolet с удлиненной колесной базой (3130 мм). С такой же базой собрали и 133 седана для руководства ЧССР.
В 1984 году построили пять машин Tatra 613 Kabriolet с удлиненной колесной базой (3130 мм). С такой же базой собрали и 133 седана для руководства ЧССР.
Поздняя Tatra 613 из Советского Союза. Из 9212 собранных машин в Союз экспортировано 585 штук. В основном для спецслужб.
Поздняя Tatra 613 из Советского Союза. Из 9212 собранных машин в Союз экспортировано 585 штук. В основном для спецслужб.
Итальянская фирма Vignale сделала и двухдверный вариант Татры 613. Но он так и остался прототипом.
Итальянская фирма Vignale сделала и двухдверный вариант Татры 613. Но он так и остался прототипом.
СОВСЕМ ДРУГАЯ SKODA
Делали два варианта: тяжелый — с мощным бронированием (массой около 4500 кг) и более легкий, массой 3800 кг. С 1948 по 1953 год собрали 107 автомобилей, часть из которых отправили в другие соцстраны, даже в Китай.
Завод Skoda до войны делал не только массовые, но и представительские модели, в том числе под именем Superb. В 1946–1949 годах собрали 162 рестайлинговых автомобиля довоенной версии Typ 924. На них ставили 6‑цилиндровый мотор (3,1 л, 85 л.с. при 2500 об/мин). Одна машина недавно отреставрирована в Чехии, но цвет — не факт, что соответствует оригиналу.
Завод Skoda до войны делал не только массовые, но и представительские модели, в том числе под именем Superb. В 1946–1949 годах собрали 162 рестайлинговых автомобиля довоенной версии Typ 924. На них ставили 6‑цилиндровый мотор (3,1 л, 85 л.с. при 2500 об/мин). Одна машина недавно отреставрирована в Чехии, но цвет — не факт, что соответствует оригиналу.
Новая социалистическая власть озаботилась и специальным бронированным автомобилем. Так появилась Skoda VOS (Vladni Osobni Special — правительственный, легковой, специальный). Шкодой седан был условно. На машине стоял силовой агрегат Praga: мотор 5.2 (120 л.с.) с четырехступенчатой коробкой передач. Собирали VOS на фабрике Sodomka (вскоре переименованной в Karosa). Завод Skoda делал бронекапсулу, поскольку имел опыт производства танков.
Новая социалистическая власть озаботилась и специальным бронированным автомобилем. Так появилась Skoda VOS (Vladni Osobni Special — правительственный, легковой, специальный). Шкодой седан был условно. На машине стоял силовой агрегат Praga: мотор 5.2 (120 л.с.) с четырехступенчатой коробкой передач. Собирали VOS на фабрике Sodomka (вскоре переименованной в Karosa). Завод Skoda делал бронекапсулу, поскольку имел опыт производства танков.
Продолжение — на следующей странице.
История Tatra: 1945-1999
Мы начинаем с истории чешской марки Tatra, где мы остановились, в конце Второй мировой войны. После поражения нацистской Германии Чехословакия стала коммунистическим государством в 1948 году, хотя Татра была национализирована в 1946 году, и Татра была переименована в Tatra Národní Podnik. Tatra продолжала производить свои довоенные модели в течение короткого периода времени (а также тяжелые грузовики, которыми они к этому моменту стали хорошо известны). Tatra начала разработку модели с чистого листа, которая будет называться (T600) Tatraplan. .
Название Tatraplan произошло от двух вещей — советского 5-летнего экономического плана, а также от чешского слова, обозначающего самолет (Eroplan), отмечая аэродинамическое вдохновение автомобилей.
В T600 по-прежнему использовалась концепция шасси Tatra, но трансмиссия была отходом: V8 был заменен плоским 4-цилиндровым толкателем с воздушным охлаждением рабочим объемом 2 л. Плоская четверка имела низкую степень сжатия (6,0: 1) и выдавала 52 лошадиные силы, что намного меньше, чем у его предков V8, — разгоняя T600 до 100 км / ч за неторопливые 22 секунды.
Эта модель была снова разработана Гансом Ледвинкой вместе с Йозефом Халупой и Владимиром Попеларом с упором на аэродинамику — с CoD, стоящим на низком уровне 0,32.
T600 собирался на заводе Tatra с 1948-1951, когда государство перенесло производство на завод Skoda. Это было сделано, чтобы освободить производство грузовиков Tatra, но Tatraplan собирался на заводе Skoda только в течение одного года, а производство закончилось в 1952 году.
Фактический рынок для Tatraplan был довольно ограниченным — он предназначался только для покупки государственными ведомствами, министерствами или органами государственной безопасности, поэтому обычный человек не мог просто заказать его. Всего за это время было выпущено 6 342 автомобиля, из которых около 2 100 были выпущены на заводе Skoda. Что касается экспорта; нет, никогда не было дилера Tatra за углом от твоего дома в Висконсине. Наибольшее количество было экспортировано в Австрию (435) и Китай (200), но они ушли даже в Швецию и Австралию.
Однако стиль просто не из этого мира. Несмотря на все странное хребтовое шасси, странность четырехцилиндрового двигателя Tatraplan, его длинная наклонная задняя часть с хвостовым плавником делает свое дело. И это, и задние колеса, и то, как линия окна медленно опускается, когда он движется назад — это просто великолепная машина, и все еще немного похожая на НЛО.
После окончания производства Т600 (Татраплан) в 1952, Tatra заменила его на T603, который из всех автомобилей Tatra, скорее всего, знаком людям, которые не одержимы загадочными восточноевропейскими автомобилями, такими как я. Не сказать, что это был , какой-нибудь , более привычный по внешнему виду.
Причудливый — слишком простое слово, чтобы описать стиль. В то время как Tatraplan выглядел как обтекаемый Beetle, T603 очень походил на одомашненный НЛО, смешанный с картиной Сальвадора Дали. Модель 603 была разработана как транспорт для государственных чиновников, которые устали от плохо спроектированных и сделанных советских роскошных автомобилей (таких как восточногерманский Sachsenring P240, произведенный той же компанией, которая производила Trabant).
Поэтому Tatra было приказано спроектировать роскошный автомобиль. снова, а вместе с ним и возвращение двигателя V8 с воздушным охлаждением.
Переработанная версия 2,5-литрового двигателя OHC V8 от довоенного T87 была повторно использована для модели 603, снова установленная за двумя брандмауэрами в задней части автомобиля — с багажным отделением впереди. Выходная мощность варьировалась от 94-105 л.с., довольно похожий на старый мотор Т87. Коробка передач была 4-ступенчатой механической с переключателем на стойке, а 603 можно было заказать с «горной передачей» (предположительно, с более коротким передаточным числом главной передачи). Одним из самых больших улучшений было более широкое заднее стекло — предыдущие Татры не отличались хорошей обзорностью назад. На ранних моделях 603 с тройной фарой центральная фара поворачивалась вместе с рулевой рейкой для улучшения обзора.
Модель 603 производилась довольно долго по современным меркам; но имейте в виду, что это была машина ручной сборки, предназначенная для государственных чиновников; изменение не было высоко в списке приоритетов.
Модель 603 была запущена в производство в 1919 г.56, а в 1962 году он подвергся первому фейслифтингу — причудливая тройная фара была заменена на две пары обтекаемых фар. Эта модель называлась 2-603 (очевидно, Советы не были особенно изобретательны в своих схемах наименования).
На изображении выше представлена модель 3-603, у которой вместо ранее установленных фар были установлены четыре скрытых фары, что делало автомобиль немного более обычным, чем . Другие постепенные улучшения в течение срока службы включали силовые тормоза (!) в 1966, а в 1968 году вместо барабанных на всех четырех колесах были заменены дисковые. Концепция Tatra «новых и подержанных» автомобилей также сильно отличалась от сегодняшней нормы; часто Tatra возвращалась на завод для ремонта, модернизировалась до новейшего стиля и механических компонентов (зажигание, тормоза и т. д.) и перепродавалась как новая. По этой причине многие ранние 603-е с тройной фарой стали позже 603-2, а производственные данные немного «мутные».
Что действительно странно в модели 603, так это ее история соревнований. История соревнований, скажем, для Мустанга — не странно. История конкурса на автомобиль, предназначенный для государственного транспорта в СССР? Очень странно. Была версия 603 для соревнований, названная 603 B5, которая участвовала в ряде гонок и ралли. Чешская команда восстановила Type 2 603 в соответствии со спецификациями гоночного автомобиля того времени, который можно увидеть выше на Goodwood Revival в 2008 году.
Версия для соревнований 603 отказалась от одинарного карбюратора в пользу четырехместного Weber 35 и произвела здоровые 160 л.с. при степени сжатия 10,5: 1. Он также использовал «эжекторное охлаждение», в основном клапан для отвода тепла от блока для более низкой температуры. Оригинальный гоночный автомобиль 603-B5 участвовал в ряде соревнований; и хотя он не был самым быстрым, его долговечность была преимуществом: победа в классе в 59-мКубок Австрии по горным лыжам, победа в классе в Спа-София-Льеж в 1964 году, 2-е и 3-е место в классе на Марафоне де ла Рут 1965, среди других побед в чешских гонках.
Модель 603 производилась в течение долгих лет — с 1952 по 1974 год. Его замена была во многом похожа внутри, но полностью отличалась снаружи. Исчез причудливый, округлый стиль — кузов 613 был разработан итальянским дизайнерским домом Vignale, и они хорошо поработали, замаскировав расположение двигателя автомобиля. Самым большим изменением стал двигатель: старый V8 на базе T87 был наконец заменен новым 3,5-литровым V8. По-прежнему работающий на карбюраторе, более крупный двигатель также имел четыре распределительных вала (у 603 2,5 л был один распределительный вал на ряд) и значительно большую мощность, рассчитанную на 165 лошадиных сил.
Коробка передач по-прежнему была 4-ступенчатой механической (интересно отметить, что Tatra за более чем 100 лет производства автомобилей никогда не продавала автомобили с автоматической коробкой передач), но расположение заднего подрамника было улучшено. Поворотные мосты, использовавшиеся с самых ранних T77, были заменены полуприцепными рычагами (которые уменьшают величину изменения развала при поворотной нагрузке и, таким образом, устойчивость на поворотах), а дифференциал был интегрирован в трансмиссию, которая перемещала двигатель вперед, в основном прямо над задними осями. Это дало 613 статическое распределение веса 50/50, несмотря на то, что большой тяжелый V8, установленный над задней осью. По какой-то причине Audi до сих пор не может сделать это правильно, даже с их V8 на другом конце…
httpvh://www.youtube.com/watch?v=n8JK3_nIjLM
613 был гораздо более быстрым автомобилем, чем 603, способный разогнаться до 100 км/ч примерно за 12,5 секунды в оригинальной форме с высокой передачей для шоссе. 613 мог разогнаться до 116 миль в час, что, вероятно, не было таким жутким с новой задней подвеской. Другие интересные особенности включали в себя два отдельных газовых обогревателя салона (поскольку двигатели с воздушным охлаждением, как известно, плохо обогревают кабины из-за отсутствия охлаждающей жидкости!), и разделенный бензобак с одной заливной горловиной. Как и модель 603, модель 613 претерпела ряд модификаций за свой довольно долгий срок службы. Модель 613-2 появилась в 1980 с небольшими косметическими изменениями и лучшей экономией топлива. Затем последовала модель 613-3 с рядом несколько неудачных стилистических изменений — лишенная хромированной отделки и бамперов, с плоской пластиковой панелью между фарами, она выглядела явно безвкусной.
Большие новости пришли в 1990 году. С падением коммунизма Tatra внезапно оказалась в конкуренции с западными производителями, которые не выпускали одни и те же автомобили с начала 70-х — экономичные модели и все такое. Чтобы конкурировать с роскошными седанами, такими как BMW и Jaguar, 613 должен был соответствовать новым нормам выбросов, а также острой потребности в большей мощности. Tatra заручилась помощью Тима Бишопа (ранее работавшего в Jaguar) для модернизации двигателя модели 613. Карбюратор был заменен на последовательный многоточечный впрыск топлива с электронным управлением, а множество устройств для выхлопных газов теперь также располагалось под «капотом».
Изменения в головках цилиндров и кулачках увеличили мощность со 165 л.с. до 200 л.с. (при довольно высоких 5750 об / мин), хотя у 613-4 была функция, которая отключала охлаждающий вентилятор с ременным приводом при полностью открытом дросселе, что позволяло развивать максимальную мощность 220 л.с. Коробка передач была обновлена до пятиступенчатой механической, и эти изменения позволили 613-4 разогнаться до 100 км/ч примерно за 9 часов.секунд (благодаря высокой передаче он мог развивать скорость более 70 миль в час на второй передаче!) и максимальной скорости 143 миль в час, наряду с лучшей экономией топлива.
Окончательная модификация модели 613 была произведена в 1993 году. Коробка передач была оснащена более короткой главной передачей, что позволило сократить время разгона до 100 км/ч до довольно быстрых 7,5 секунд, хотя максимальная скорость составляла 134 мили в час — более высокая передача была опцией. для тех, кто в основном ездил по трассам.
613 останется в производстве до 19.96, когда его сменил последний автомобиль Tatra — T700.
T700 был в основном стилистической модификацией T613 серии 5, и к тому времени, когда он вышел в 1996 году, стало ясно, что это будет конец линейки автомобилей Tatra. Какими бы бесспорно крутыми ни были Татры, к 1996 году выбор на европейском рынке предметов роскоши значительно опережал его. Mercedes-Benz с радостью продаст вам S-класс, построенный как банковское хранилище, с 6,0-литровым двигателем V18 с четырьмя распредвалами и двигателем 48v мощностью почти 400 л.с. впереди. У BMW был V12 750iL, Jaguar XJ12 и алюминиевый Audi A8 Quattro со сложным двигателем V8 и системой полного привода. Тем не менее, тот факт, что они вообще сделали T700, чертовски крут.
Интерьер T700 больше соответствовал западным вкусам роскоши, чем несколько мрачный 613, с кожей, деревом и всевозможными штуковинами. Это как-то бессистемно, как смесь Saab 9000 и кит-кар.
Тем не менее, отсутствие карданного вала, проходящего через кабину, означало, что она была довольно просторной.
«Базовым» двигателем по-прежнему оставался 3,5-литровый V8 с воздушным охлаждением под углом 90 °, установленный прямо над задней осью и приводящий в действие пятиступенчатую коробку передач. Был вариант с 4,4-литровым двигателем V8 мощностью 237 л.с., но самым интересным был T700GT (изображение выше) — самая откровенно спортивная серийная Tatra, не считая одноразовых автомобилей, таких как гоночный автомобиль T600-2 или T603. -В5. GT был построен на шасси с более короткой колесной базой и пригнулся ближе к земле на наборе сплавов, похожих на Quattro. Двигатель представлял собой собранный вручную вариант 4,4-литрового V8, расточенный до 4,5 л и развивавший мощность более 300 л.с. С уменьшением веса на 300 кг (что приближает его к 1500 кг) T700GT, вероятно, был довольно быстрым автомобилем, склонным к избыточной поворачиваемости.
К сожалению, из-за чрезвычайно низкие серийные номера (производство Tatra замедлилось до минимума к концу 90-х), удачи в поиске дорожных испытаний T700 в любом месте. Или любую действительно точную информацию, если уж на то пошло.
В 1999 году Tatra, наконец, отказалась от производства автомобилей, чтобы сосредоточиться на том, что всегда приносило им больше всего денег: производстве коммерческих автомобилей. Если я что-то не упустил, T700 1999 года был последним серийным автомобилем с воздушным охлаждением, пережившим Porsche 9 с воздушным охлаждением.11 на один год. Конечно, странное сравнение — и интересно отметить, что инженерные пути Ганса Ледвинки и Фердинанда Порше расходились к концу 90-х! К моменту ухода Т700 он безнадежно устарел, анахронизм из другого периода времени — роскошная машина для уже не существующего социального набора. Но в глубине души, что бы вы предпочли: причудливый T700GT с воздушным охлаждением и собранным вручную двигателем V8 с задним расположением двигателя или Audi A6 2.
8?
Это то, о чем я думал. Хочу сказать, что найти информацию по Татрам за 603-м — задача непростая. Эта статья была бы невозможна без информации и фотографий с таких сайтов, как Tatra Register UK, страницы Tatra T700 в Facebook, чешской команды Tatra 603 и т. д. [email protected]!
Сделано в Чехии – Tatra – Beyond Praha
Для дальних поездок
Представленная в 1919 году культовая торговая марка Tatra украшает продукцию компании до настоящего времени. Основанная в 1850 году как Schustala and Company в северо-восточном городе Копршивнице, Tatra является одним из старейших в мире производителей автомобилей. Первоначально производитель вагонов и автобусов, к 1891 году компания расширилась до железнодорожных вагонов, а в 1897 году разработала первый автомобиль в Центральной и Восточной Европе и один из первых в мире автомобилей, предназначенных для массового производства; Президент. Всего через год после дебюта Prasident компания выпустила свой первый грузовик.
Несмотря на то, что компания сменила несколько названий, прежде чем остановиться на Tatra в 1926 году, она остается в Копрживнице и по сей день. Тот факт, что автомобиль Prasident является главным элементом герба города, говорит о давней связи города и компании.
Сегодня Tatra известна во всем мире благодаря различным семействам больших грузовиков, которые широко используются в тяжелой промышленности, службах экстренной помощи и в военных целях. Тем не менее, компания добилась очень многого между своим выходом на производство автомобилей в 189 г.7 и колоссальные машины, которые сегодня носят логотип компании. Давайте взглянем на некоторые из этих достижений:
Legends Building Legends
Модель 80 производилась в период с 1931 по 1935 год и помогла Tatra стать автомобилями класса люкс В 1921 году в компанию вернулся австрийский дизайнер Ганс Ледвинка. , он уехал во время Первой мировой войны и устроился на работу в австрийскую компанию Steyr.
Ледвинка стал легендой среди автомобильных дизайнеров, и одной из его самых известных концепций дизайна является хребтовое шасси, особенность, которая лежит в основе многих автомобилей Tatra с 19-го века.20 с. Шасси этого типа состоит из центральной несущей трубы, на которой установлен ряд полуосей; Такое расположение шасси позволяет автомобилю лучше контактировать колесами с землей в условиях бездорожья. Кроме того, модульная природа шасси Backbone хорошо подходит для добавления дополнительных полуосей и колес без необходимости его полной переделки; особенность, которая уже много лет приносит дивиденды Tatra.
Ледвинка также принимал участие в разработке первых в мире обтекаемых и аэродинамических серийных автомобилей во время работы в Tatra. Не будет преувеличением сказать, что Ledwinka и Tatra, вероятно, не стали бы легендами друг без друга.
Линии и роскошь
Представленный в 1937 году T87, возможно, является самым узнаваемым из автомобилей Tatra с аэродинамическим дизайном.
Под руководством Ганса Ледвинки, руководившего проектными работами, Tatra представила модель T77 в 1919 году.34. T77 был первым в мире серийным дорожным автомобилем с аэродинамическим дизайном и положил начало серии автомобилей с высокой обтекаемой формой, которые включали в себя некоторые очень современные для своего времени функции, такие как двигатели с воздушным охлаждением, расположенные сзади. В эту серию изысканных, аэродинамических и сложных автомобилей вошли модели: V570 (1931 и 1933), T77 (1933-1938), T87 (1936-1950), T97 (1936-1939), T600 (1946-1952) и T603. (1956-1975).
T97 1937 года, многолетняя причина юридических разногласий между Tatra и Volkswagen 9.0014 г. Во время оккупации Чехословакии во время Второй мировой войны T87 приобрел высокую популярность среди немецких офицеров, которые хвалили его за плавное управление и высокую скорость на дороге; однако машина плохо входила в повороты на высоких скоростях и имела тенденцию к вращению, когда ее пробовали.
Т97 был в центре затянувшегося судебного разбирательства, когда Ханс Ледвинка обвинил Фердинанда Порше в том, что он активно копировал Т97, когда последний разрабатывал то, что впоследствии стало легендарным Volkswagen Beetle. Сходство между двумя автомобилями было неоспоримым, и Ледвинка начал свои судебные иски против Porsche еще до вторжения Германии в Чехословакию. Хотя немецкая оккупация временно положила конец судебному разбирательству, оно возобновилось в послевоенные годы, и в начале 1960-х годов дело было урегулировано в пользу Tatra, и Volkswagen выплатил им три миллиона немецких марок в качестве возмещения ущерба.
Tatra получает крылья
Полноразмерная летающая копия T.101 Среди огромного количества наземных транспортных средств, которые составляют историю компании, менее известен краткий набег Tatra на авиацию в середине и конце 1930-е годы. В период с 1934 по 1935 год, набрав команду талантливых авиаконструкторов и открыв авиационное подразделение, компания ненадолго построила самолеты других компаний, прежде чем создавать свои собственные оригинальные машины.
Особого внимания в авиационном подразделении компании заслуживает двухместный прогулочный самолет T.101. Хотя был построен только один экземпляр этого типа и он летал всего около года, это был год больших достижений.
T.101 использовался в беспосадочном перелете из Праги в Хартум, Судан, в 1938 году. Это был полет протяженностью 4340 километров и поразительный подвиг для самолета своего класса, двухместного туристического самолета с мощностью двигателя 2 до 4 литров, в период времени.
В том же году на T.101 были установлены рекорды высоты для одноместного и двухместного самолетов своего класса.
В то время как немецкая оккупация во время Второй мировой войны положила конец собственной авиационной деятельности Tatra, наследие T.101, так сказать, продолжает жить. В первые послевоенные годы бывший глава авиационного подразделения Tatra оказался на службе в Злинской авиастроительной компании и возглавил команду, которая разработала легендарную и долгоживущую серию учебных и спортивных самолетов Tréner этой компании.
Происхождение линейки самолетов Tréner можно найти в Tatra T.201 1937 года, спортивном оптимизированном варианте конструкции T.101.
Национализация и диверсификация
Представленный в 1955 году, T603 был последним представителем линейки обтекаемых автомобилей TatraВ первые послевоенные годы Tatra была взята под контроль государства. Государство решило, что T600, следующий за T97, будет передан компании Škoda для производства, чтобы Tatra могла производить более тяжелые автомобили, такие как автобусы и грузовики.
Начало 1950-х годов было переходным периодом для компании во многих смыслах, поскольку это было, когда грузовики стали составлять большую часть продуктовой линейки компании, а также когда компания предприняла попытку пробиться в автогонки Формулы-1 с их модель Т607 1950 г. и Т607-2 1953 г.; они остаются единственными автомобилями чешской разработки, которые когда-либо производились в соответствии с техническими спецификациями Формулы-1.
Несмотря на то, что Tatra продолжала заниматься производством автомобилей в 1950-х и 1960-х годах, разрабатывая вариации модели T603, это было в 1950-х годах, что их репутация производителя высококачественных и почти неудержимых грузовиков стала известна всему миру. Однако это было не совсем счастливое начало.
Легендарный и очень ценный грузовик T111, показанный здесь, восстановленный до конфигурации военного танкераГрузовик модели T111 был разработан Гансом Ледвинкой для использования немецкими войсками во время Второй мировой войны, и когда коммунистическое правительство пришло к власти в Чехословакии, Ледвинка был заключен в тюрьму на обвинения в государственной измене и коллаборационизме. Он был освобожден в 1951 через пять лет и сразу же покинул Чехословакию, пообещав больше не работать на Tatra.
Несмотря на свое военное происхождение, T111 лучше всего запомнился как инструмент восстановления послевоенной Восточной Европы. Он был прочным, простым в обслуживании и мог успешно преодолевать самые суровые местности; особенно высоко ценился и широко использовался в Сибири.
В течение 1960-х и 1970-х годов Tatra продолжала разрабатывать тяжелые грузовики для гражданского и военного использования, которые широко использовались в странах Восточной Европы и дружественных странах Варшавского договора.
Аэропортовая пожарная машина на базе грузовика T815В 1983 году была представлена модель T815; очень универсальная и адаптируемая конструкция грузовика, которая привлекла к компании гораздо более широкое международное внимание.
Модель T815, безусловно, можно считать одним из самых больших успехов компании, поскольку она сохранила популярность и достаточно востребована, поэтому ее модификации выпускаются до сих пор, несмотря на то, что в последние годы компания добавила в свой каталог более современные грузовики.
Как и другие грузовики Tatra, T815 широко используется как в гражданских, так и в военных кругах; T815 также оставил след в автоспорте компании. Чешский гонщик Карел Лопрайс шесть раз побеждал в ралли Париж-Дакар на модифицированном для ралли T815.
Падение социализма и Tatra сегодня
Тяжелый транспортный автомобиль с колесной формулой 8×8, созданный на основе T815 для использования в военных целяхПадение социализма ознаменовало конец автомобильного производства Tatra. На перенасыщенном мировом автомобильном рынке, когда автомобили западного производства пользовались популярностью на бывших социалистических рынках, автомобилям Tatra действительно некуда было закрепиться, и самый последний автомобиль сошел с конвейера Tatra в 1919 году.99.
Прекращение производства автомобилей позволило Tatra сосредоточить все свои усилия на тяжелых грузовиках, и двери постсоциалистического мира были широко открыты для Tatra и их продукции с высокой репутацией.
Сегодня Tatra по-прежнему производит свои грузовики дома в Копрживнице, а также имеет сборочную линию в Индии.
В то время как грузовики Tatra хорошо известны и широко используются во всем мире, автомобили компании сегодня почти исключительно являются территорией коллекционеров и энтузиастов.
Узнать больше
Следующие ссылки дадут вам больше информации о Tatra, ее истории, продуктах и деятельности:
Сайт компании (чешский, английский и русский языки):
Ссылка на официальный сайт Tatra
Tatra Технический музей в Копрживнице:
Ссылка на Технический музей Tatra
Это отличный сайт, посвященный серии модернизированных автомобилей Tatra:
Ссылка на tatraplan.co.uk
Чтобы получить более полное представление об авиационной деятельности Tatra, вы преуспеете посетить этот сайт:
Ссылка на aviators.cz
Нравится:
Нравится Загрузка…
Футуристические автомобили Tatra – одна из икон чехословацкого дизайна
История Tatra восходит к 1850 году, когда Игнац Шустала основал компанию производство гужевых транспортных средств в моравском городе Копрживнице, ранее известном как Нессельдорфер.
Ганс Ледвинка|Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние
Когда Игнац Шустала умер в 1891 году, технический директор Хуго Фишер фон Реслерштам принял руководство компанией и вместе с инженерами Гансом Ледвинкой и Эдмундом Румплером создал первый автомобиль в Австрии. Венгрия, легендарный президент.
Первый управляемый заводской автомобиль с бензиновым двигателем, произведенный в этой части Европы, выехал из завода в 1897 году, но он все еще больше походил на карету без лошадей, чем на автомобиль в современном понимании этого слова.
В последующие годы Ханс Ледвинка разработал самые легендарные модели компании, в том числе T77 и T87, и представил некоторые революционные технические идеи, такие как жесткая магистральная труба, независимая подвеска, двигатели с воздушным охлаждением и обтекаемый кузов. .
Иван Марголиус, является одним из авторов книги «Татра: Наследие Ганса Ледвинки», которая была опубликована в 1990-х годах:
«Он был человеком, который родился в Вене, но его родители, или его отец, приехал из Моравии, из Бртнице. Так что на самом деле у него уже есть какие-то связи с Моравией через отца; он не был австрийцем как таковым.
«Он начал работать в Нессельсдорфе, который в то время был Копрживнице, в сентябре 1897 года, молодым человеком. У него была очень долгая карьера в компании в качестве технического директора и дизайнера. Он более или менее оставался в компании на протяжении всей своей карьеры».
Tatra Präsident|Фото: Ондржей Томшу, Радио Прага Интернэшнл
Первый автомобиль, полностью спроектированный Гансом Ледвинкой, был выпущен в 1900 году. Это был Type A с задним расположением двигателя и максимальной скоростью 40 километров в час. за которым в 1902 году последовал Type B с центральным двигателем.
Впоследствии Ледвинка покинул компанию на пару лет, чтобы сосредоточиться на разработке парового двигателя, но вернулся в 1905 году и разработал совершенно новый автомобиль Type S с четырехцилиндровый двигатель.
Самые легендарные проекты Ledwinka появились в 1920-х и 1930-х годах, когда компания приняла название Tatra для своей линейки автомобилей, вдохновленных близлежащими Татрами. Снова Иван Марголиус:
«В 1921 году он спроектировал маленькую Tatra 11, которая была революционной конструкции, поскольку имела центральное трубчатое шасси с независимыми качающимися мостами спереди и сзади, а также двигатель с воздушным охлаждением. на фронте, в те времена.
Иван Марголиус и его Татраплан 1949 года|Фото: архив Ивана Марголиуса
«Этот автомобиль оказался чрезвычайно популярным, очень надежным и очень прочным для условий Центральной Европы.
«Потому что в те дни дороги были не в очень хорошем состоянии, и эта машина просто умудрялась проехать везде.
«Это была одна из важных вех для компании, потому что с тех пор, с 1921 года, базовая конструкция автомобилей Tatra основана на том же принципе».
В 1933 году Tatra представила модель V570 – небольшой аэродинамический автомобиль с расположенным сзади двигателем воздушного охлаждения, предназначенный для дешевого народного автомобиля. Год спустя его конструкция была использована для разработки T77, который многие считают первым серийным автомобилем с действительно аэродинамической конструкцией.
Иван Марголиус рассказал Радио Праге, как Tatra придумала футуристический кузов.
«В начале 1920-х, вероятно, было слишком рано, чтобы общественность приняла эти очень инновационные конструкции, эти похожие на капли автомобили, которые так контрастировали с предыдущими квадратными конструкциями автомобилей.
Tatra 77|Фото: Матей Скалицкий, Чешское радио
«Но в этом был огромный смысл, потому что благодаря обтекаемой форме автомобили могли двигаться быстрее, экономить топливо и быть безопаснее на дорогах.
«Поэтому имело смысл начать менять дизайн автомобиля, используя принципы обтекаемости.
«Другие инновационные компании, такие как Maybach на немецком языке с Maybach Spohn, произведенным в 1932 году, указали путь, и Tatra решила продолжать в том же духе.
«Рассказывают, что именно Эрих Юбелакер, который в то время был дизайнером Tatra и начал работать над этими обтекаемыми конструкциями, убедил Ганса Ледвинку производить автомобили по тем же принципам».
Дизайн как V570, так и Tatra 77 очень вдохновил Фердинанда Порше, который продолжил производство Volkswagen Beetle, который имел поразительное сходство с Tatras.
Tatra подала иск против VW, но он был остановлен в 1938 году, когда Германия вторглась в Чехословакию.
Музей Татры в Копрживнице|Фото: Ондржей Томшу, Radio Prague International
Дело было вновь открыто после Второй мировой войны, и в 1965 году Volkswagen выплатил Tatra 1 000 000 немецких марок во внесудебном порядке. Иван Марголий объясняет историю, стоящую за этим:
«Вклад Tatra во всю эту историю, с моей точки зрения, заключается в том, что другие люди начали развивать успех Tatra 11, которая представляла собой простое шасси, двигатель с воздушным охлаждением, который был дешевым для продукции и простой конструкции.
«В те дни Порше и Ледвинка встречались. Так они говорили вместе. История гласит, что Ледвинка сказала: «Иногда я заглядывал через плечо Порше, а иногда Порше заглядывал через мое плечо». Они в основном использовали свои идеи и заимствовали друг у друга.
«В тех патенты были довольно свободными, и они не слишком беспокоились об этом. И это было своего рода сотрудничеством, в этом смысле».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Легендарному чехословацкому сверхскоростному экспрессу возвращена былая слава
В период между войнами Tatra стала одной из крупнейших компаний в Чехословакии, а ассортимент ее продукции был очень разнообразным, чтобы привлечь широкую клиентскую базу.
Помимо своих легендарных легковых автомобилей, Tatra разрабатывала и другие продукты, в основном грузовики, а также другие транспортные средства, такие как троллейбусы и какое-то время даже самолеты, а также холодильники или сельскохозяйственные машины, такие как плуги.
Одним из легендарных продуктов Tatra был гладкий аэродинамический сверхскоростной поезд, известный как «Словацкая стрела», который начал курсировать между Прагой и Братиславой в 1936 году. в Музее Татр в Копрживнице.
Во время Второй мировой войны Tatra сыграла важную роль в производстве грузовиков и танковых двигателей для Германии. В 1945 году, за три года до прихода к власти Коммунистической партии, завод был национализирован.
Музей Татры в Копрживнице|Фото: Ондржей Томшу, Radio Prague International
Хотя производство довоенных моделей продолжалось, компания выпустила еще одну новую модель, легендарный T600, известный как Tatraplan, с названием, прославляющим новый коммунистический план. экономика.
«Рассказывают, что к разработке Tatraplan был причастен один из довольно известных дизайнеров того времени по имени Франтишек Кардаус, который сделал много рисунков для Tatra.
«Изначально он предложил назвать машину «Автоплан». Идея заключалась в том, что… да, это касается, кажется, сначала двухлетнего экономического плана, а затем, кажется, с 1949 года он был изменен на пятилетний экономический план.
«Но другая связь связана с самолетами: «Аэроплан», потому что была эта связь с обтекаемостью, и есть листовки, показывающие Татраплан с самолетом внутри».
После прихода к власти коммунистов производство Tatra было значительно сокращено, и легковые автомобили действительно были доступны только элите коммунистической партии.
Tatra 603|Фото: KapitanT, Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0
Они также экспортировались в большинство других коммунистических стран в качестве официальных государственных автомобилей.