История грузовых автомобилей СССР — ГАЗ АА «Полуторка» и ГАЗ 51 «Газон»
Советский союз в 30-е годы дал старт эпохе грузовых автомобилей марки ГАЗ, то есть производства Горьковского автомобилестроительного завода. Эта особенная роль пускового механизма принадлежит именно государству, ведь основной потребитель грузового транспорта на тот момент — сельскохозяйственный сектор, армия и коммунальные городские хозяйства. Во всех перечисленных секторах народного хозяйства наблюдался значительный рост, тогда же появилась крылатая фраза про железного коня, который пришел на смену живой крестьянской лошади. Продукция Горьковского завода была и до сих пор остается очень узнаваемой, и данная статья именно про грузовики марки ГАЗ, но в рамках исторической роли не стоит забывать и о других, не менее значимых и полезных для развития страны автомобилях марок ЗАЗ и ЗИЛ.
ГАЗ АА 171Полуторка187Начнем с самого популярного до 40-х годов автомобиля ГАЗ АА или в народе «Полуторки«. Такое прозвище грузовик получил из-за своей грузоподъемности в полторы тонны. Этот автомобиль занял достойное место во всех отраслях народного хозяйства, где требовалось перемещение грузов, однако развитие автомобильной промышленности в мире шло ударными темпами, и к началу 40-х годов инженеры ГАЗа задумались о новом автомобиле на замену полуторке.
- ГАЗ АА «Полуторка»
- ГАЗ АА «Полуторка»
- ГАЗ АА «Полуторка»
Новый автомобиль получил обозначение ГАЗ 51, и опытные образцы данной машины в середине 1940-х годов закончили проходить испытания с успехом. Начавшаяся в 1941-м году Великая Отечественная Война нарушила планы конструкторов, и к работе над автомобилем приступили лишь через два года, после восстановления завода от бомбежки, только не смотря на оставшееся наименование ГАЗ 51, автомобиль по-сути был уже совершенно другой. Огромное влияние на конструкцию обновленной машины, да и необходимость самого обновления, оказали американские грузовики, которые СССР получал по ленд-лизу. В битве за выполнение планов и для срочного укрепления оборонного потенциала, который укрепляется до сих пор, конструкторам не дали времени на разработку собственных решений для глубокой модернизации автопарка.
Грузоподъемность машины выросла до двух с половиной тон, и это повышение играло очень важное значение в послевоенном периоде, когда предстояло восстанавливать разрушенные войной отрасли народного хозяйства. Естественно такая новация не возможна без нового, более мощного двигателя. ДВС с американскими корнями имел мощность 60 лошадиных сил и шестицилиндровую конфигурацию, а максимальная скорость авто составляла 70 км/час, что довольно неплохо для дорог того времени. Кстати, данная грузовая машина получила в народе прозвище «Газон».
ГАЗ 52 171Хлеб187Серийные «газоны» в 1946-м году отправились на работу, и вызвали положительный отклик в шоферской среде. Многие водители, привыкшие к иностранной ленд-лизовской технике, были крайне удивлены маневренностью, управляемостью и скоростным характеристикам отечественных машин. И это безусловно очень ценные качества для автомобиля, средой обитания которого являются разбитые проселочные дороги и грунтовки в лесополосе.
ГАЗ 51 — надежная машина, шоферам не приходилось тратить время на частый мелкий ремонт, а основные узлы и агрегаты имели достаточный запас прочности. В отличие от «полуторки» в «газоне» был впервые заложен принцип равнопрочности, когда на все узлы автомобиля приходится пропорционально равная нагрузка, рама уже не деформировалась в змейку от езды при полной загрузке. Были конечно и проблемные области и так называемые «детские болезни». Вот например в двигателе при работе длительное время на больших оборотах плавились вкладыши коленвала, так как они были сделаны из сплава, не отличающегося стойкостью к высоким температурам — бабита. Еще проблемной зоной были слабые подшипники на ступицах колес, в шоферской среде даже ходили «мемы» на тему смены подшипников в дороге.
Пожарный автомобиль на базе ГАЗ 51Автомобилей ГАЗ 51 за 29 лет производства было выпущено просто огромное количество — 3 миллиона 400 тысяч экземпляров, а спрос на данные машины был просто огромен и очередь из предприятий, желающих приобрести данный автомобиль, никогда не заканчивалась. Газон был автомобиль действительно народный, он имел больше десятка разновидностей: от подметально-уборочной машины до передвижного кинолектория (он же агитационный пункт). Многие автомобили и даже автобусы выпускались на базе газоновского шасси. А что делали народные умельцы для превращения ГАЗ 51 в самосвал, которых наблюдался дефицит? — несколько колесных камер устанавливали на раму автомобиля под опрокидывающийся кузов, а для того, чтобы надуть эти камеры и приподнять кузов с одной стороны, воздушный шланг, присоединенный к камерам, подключали к одному из цилиндров двигателя, вместо свечи зажигания. Таким образом водитель мог быстро высыпать груз и ехать дальше. Также на базе ГАЗ 51 создавались многие экспериментальные машины, в том числе на гусеничном ходу. Как говорится что-то приживалось, а что-то проходило мимо.
Вот к примеру была предпринята попытка установить на автомобиль форкамерную систему зажигания, разработанную институтом химической физики РАН. Такая система была призвана снижать расход топлива за счет подачи обедненной топливной смеси из карбюратора в цилиндры. А неизбежная потеря мощности компенсировалась за счет участия форкамеры в процессе сгорания топлива. Форкамера — это небольшое пространство в районе свечи зажигания, в которое впрыскивается обогащенная топливом воздушная смесь, и в момент поджига сначала зажигается именно обогащенная смесь. Воспламенение такой смеси создает своеобразный «огненный клинок», который уже поджигает обедненную смесь, заставляя ее сгорать с более высокой интенсивностью. К сожалению тепловой режим работы поршневой группы за счет такой интенсивности горения не назовешь оптимальным, и эту проблему так никто и не решил. И экономия топлива в то время прямо скажем никому была не нужна. Водителям выгодно наоборот вырабатывать как можно больше топлива, и некоторые «ответственные» товарищи даже сливали бензин из баков на землю. В чем суть этого вопиющего действа с растратой советской собственности? — Дело в том, что интенсивность труда зависела напрямую от выработки топлива.
Чем больше литров сжег водитель — тем больше он перевез груза, вроде все логично. Ну и зачем в советской уравниловке эта экономия..
ГАЗ 51 был успешно экспортируемым автомобилем. Его отправляли в Польшу, страны Африки и ближнего востока, Китай и «нашу подругу» Северную корею. Кстати, недавно прочитал статью Дмитрия Макарова про работу иностранных специалистов в Северной Корее. Данный автор тоже пишет для портала Движение24.РУ, и я рекомендую вам данный материал к прочтению — мне было очень интересно. Если вернуться к нашим баранам, точнее газонам, то можно на этом подвести итог — создатели ГАЗ 51 были награждены сталинской премией — это очень значимая награда в СССР, и им был обеспечен всесоюзный почет, правда ненадолго.
Подписывайтесь, ставьте лайки и комментируйте, как говорит молодежь. До скорого!
Простая классика «газона». Автомобилю ГАЗ-51 — 65 лет
Колесникова, Н. Простая классика «газона». Автомобилю ГАЗ-51 — 65 лет / Н. Колесникова // Автозаводец. — 2011. — 26 янв. (№ 10). — С. 2.
АВТОБИОГРАФИЯ
А. Д. Просвирнин, В. И. Борисов, Л. В. Косткин, А. М. Кригер, А. А. Липгарт
Его по праву можно отнести к легендам отечественного автопрома. Жаль, но нынешнее поколение молодых людей, скорее всего, совсем не знает этой машины. Заметив ее в музее ГАЗа, они всякий раз спрашивают у экскурсовода: «А это что за автомобиль?». Однако еще полтора-два десятка лет назад эти милые, ладные, добрые «газоны» встречались повсеместно во всевозможных модификациях. Да… Время идет. И единственное, что мы можем, пожалуй, сегодня сделать — это вспомнить автомобиль ГАЗ-51 добрым словом.
Все планы спутала война
Предшественником его была памятная довоенная полуторка ГАЗ-АА. К концу 30-х годов появилась необходимость создания нового грузовика, более мощного, с увеличенной грузоподъемностью и более современными конструктивными решениями. Реальностью это стало, когда завод начал выпускать шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 мощностью 76 л. с. Опытный образец грузовика ГАЗ-11-51 появился в 1940 году. Ведущим конструктором был Владимир Михайлович Кудрявцев. Автомобиль экспонировался на Всесоюзной
сельскохозяйственной выставке в Москве в числе лучших образцов машиностроения. Успешно прошедшие испытания позволили заводу в 1941-м начать подготовку серийного производства, но все планы спутала война. Работа над перспективным автомобилем возобновилась лишь в 1943 году. Быстрое развитие техники внесло неизбежные коррективы в конструкцию ГАЗ-51. Ведущий конструктор А. Д. Просвирнин под руководством главного конструктора А. А. Липгарта радикально перекомпоновал и доработал машину — от довоенного ГАЗ-51, по существу, осталось лишь название.
Конструкторы понимали: страна выйдет из войны ослабленной и нужно будет приложить массу сил, чтобы восстановить и превзойти довоенный экономический потенциал. Поэтому конструкторы А. Д. Просвирнин и А. М. Кригер стремились создать автомобиль, который, с одной стороны, по своим технико-экономическим показателям (надежность, грузоподъемность, расход топлива, динамика) был бы на современном уровне, с другой — чтобы его конструкция была рациональна, без излишеств. Нужна была машина экономичная как в процессе производства, так и в эксплуатации.
Легендарные «иностранцы»
И это сделать удалось. Особенностями конструкции были короткая колесная база и сдвинутая вперед кабина. Эта компоновка обеспечивала автомобилю хорошую маневренность, рациональное использование габаритных размеров. Она уменьшала площадь, необходимую для стоянки, обслуживания и ремонта, способствовала снижению массы и вместе с тем сохраняла приемлемое ее распределение по осям, то есть гарантировала хорошую проходимость. Автомобиль получился компактным, а дорожный просвет и углы свесов достаточно большими. Рама была прочной и жесткой, длина рессор увеличена. Для повышения долговечности передних рессор и улучшения устойчивости машины переднюю подвеску снабдили гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Грузоподъемность — 2,5 т, шестицилиндровый двигатель мощностью 70 л.с. развивал скорость 70 км/ час. Машина вышла удачной и предельно простой. Пожалуй, тогда впервые в СССР решили нелегкую задачу создания автомобиля по-настоящему добротной конструкции с равнопрочными узлами и агрегатами. Новые машины оказались наиболее подходящим для сельского хозяйства, куда и направлялась большая их часть. За короткий срок ГАЗ-51 стал самым распространенным автомобилем в стране. Многие, технические новинки, примененные в нем, в дальнейшем использовались и на других машинах. Это и износостойкие, из специального чугуна, гильзы цилиндров двигателя, и хромированные поршневые кольца, и жалюзи радиатора, предпускового подогревателя и маслорадиатора, применение которых резко повысило долговечность двигателя. На ГАЗ-51 впервые и очень успешно использовались такие, ставшие потом общепринятыми, решения, как алюминиевая головка блока, вставные седла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, замкнутая вентиляция картера, легкосъемные тормозные барабаны, и многое другое.
Впервые на грузовых автомобилях ГАЗа был разработан гидравлический привод тормозов. Найденные нашими специалистами решения использовались в дальнейшем и другими автозаводами. В частности, при модернизации автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-150, а задний мост ГАЗ-51, доведенный до возможного совершенства, почти полностью был повторен на трехосном ЗИС-151.
На удивление выносливым и долговечным оказался и двигатель ГАЗ-51. Освоенный (в раннем варианте) еще в 1940-м, он помимо грузовиков ГАЗа долгие годы применялся (форсированный) на легковых автомобилях ГАЗ-12, автобусах, тягачах, спецмашинах… Постоянно, в течение многих лет, «газон» модернизировался. Улучшалась система питания, деревянная кабина сначала стала комбинированной, а затем цельнометаллической, были увеличены размеры платформы, дисковый стояночный тормоз заменили барабанным, бензобак перенесли под кабину, появился отопитель. В 1955 году автомобилю присвоили индекс ГАЗ-51 А.
Начиная с 1947-го, когда серийное производство было полностью освоено, одна за другой появляются модификации ГАЗ-51: пол-ноприводный ГАЗ-63 (1948), самосвал ГАЗ-93 (1948), газобаллонные ГАЗ-51Б (1949) и ГАЗ-51Ж (1954), автобус ПАЗ-651 (1950), санитарный автомобиль ПАЗ-653 (1950), седельный тягач ГАЗ-51 П (1956), а также множество машин специального назначения на его шасси, выпускаемые различными предприятиями: пожарные, автобусы, коммунальные, автоцистерны, автомастерские и др. В конце 1940-х годов сборка ГАЗ-51 была дополнительно организована на иркутском и одесском заводах. Конструкция машины оказалась настолько удачной, что ее выпуск по советской технической документации развернули в Польше («Люблин-51»), КНДР («Сынри-59»), Китае, Болгарии.
Годы, казалось, не старили эту ставшую классической машину. Появление автомобилей новых марок с более совершенными агрегатами ничуть не уменьшили спрос на «газон». Славная жизнь и редкостное долголетие — 29 лет выпуска — выпали на долю этого автомобиля. Только в апреле 1975 года последний ГАЗ-51 А занял свое место в заводском музее. Всего было выпущено 3481033 автомобиля ГАЗ-51. За его создание автозаводцы А. А. Липгарт, А. Д. Просвирнин, С. И. Русаков, А. М. Кригер, Л. В. Косткин и В. И. Борисов были удостоены Сталинской премии II степени:
Н. КОЛЕСНИКОВА,
директор музея истории ОАО «ГАЗ».
• Фото из архива музея.
Калифорния запрещает продажу новых автомобилей с бензиновым двигателем к 2035 году
смотреть сейчас
Калифорния, самый густонаселенный штат страны и центр автомобильной культуры США, запрещает продажу новых автомобилей с бензиновым двигателем, начиная с 2035 года, что означает исторический шаг в борьбе государства с изменением климата.
Правило, изданное Калифорнийским советом по воздушным ресурсам в четверг, заставит автопроизводителей ускорить производство экологически чистых автомобилей, начиная с 2026 года, пока в штате не будет разрешена продажа только автомобилей с нулевым уровнем выбросов, пикапов и внедорожников.
Единогласное голосование было принято после того, как губернатор Гэвин Ньюсом поставил цель в 2020 году ускорить отказ от двигателей внутреннего сгорания. Транспортный сектор представляет собой крупнейший источник выбросов парниковых газов в Калифорнии, которая пострадала от рекордных лесных пожаров, засух и загрязнения воздуха, усугубленного изменением климата.
Ожидается, что это решение будет иметь масштабные последствия за пределами Калифорнии и, вероятно, проложит путь другим штатам, чтобы последовать их примеру. По крайней мере 15 штатов, включая Нью-Джерси, Нью-Йорк и Пенсильванию, приняли стандарты Калифорнии на транспортные средства в соответствии с предыдущими правилами чистоты автомобилей.
Зарядный порт на подключаемом гибридном автомобиле Lincoln Corsair Grand Touring 2022 года во время AutoMobility LA перед автосалоном в Лос-Анджелесе в Лос-Анджелесе, Калифорния, 18 ноября 2021 г.
Бинг Гуань | Блумберг | Getty Images
Лиана Рэндольф, председатель Калифорнийского совета по воздушным ресурсам, сказала, что это правило – одно из самых важных усилий штата по очистке воздуха, которое к 2040 году приведет к сокращению загрязнения от автомобилей и легких грузовиков на 50%.
Политика не будет запрещать людям продолжать водить бензиновые автомобили или покупать и продавать их на рынке подержанных автомобилей после 2035 года. Правило также позволит автопроизводителям продавать до 20% подключаемых гибридов с газовыми двигателями к 2035 году.
Но правило постепенно отменяет такие автомобили, требуя, чтобы к 2026 году 35% от общего объема продаж новых автомобилей приводились в действие батареями или водородом, а к 2030 году — 68%. Более 16% новых автомобилей, проданных в Калифорнии в 2022 году, были нулевыми. -автомобили с выбросами, заявили в штате, выросли с 12,41% в 2021 году и 7,78% в 2020 году. в штате», — сказала Кэти Харрис, защитник чистых транспортных средств в Совете по защите природных ресурсов.
Автомобили движутся по автостраде 101 в Лос-Анджелесе, Калифорния.
Робин Бек | Getty Images
Калифорния, родина перегруженных автомагистралей и залитого смогом неба над Лос-Анджелесом, имеет значительную власть над автомобильной промышленностью страны.
Федеральный отказ в соответствии с Законом о чистом воздухе позволяет штату принимать более строгие стандарты экономии топлива, чем стандарты федерального правительства, и создает прецедент для остальной части страны в отношении того, как ограничить выбросы транспортных средств.
Способность Калифорнии контролировать выбросы транспортных средств стимулировала такие инновации, как каталитические нейтрализаторы, которые преобразуют токсичные газы и загрязняющие вещества в выхлопных газах в менее токсичные загрязняющие вещества, а также индикаторы «проверьте двигатель». В 1966 году штат установил первые в стране стандарты выбросов выхлопных газов.
Должностные лица штата заявили, что это правило имеет решающее значение для достижения цели штата по переходу на 100% возобновляемую энергию к 2045 году, добавив, что сокращение выбросов приведет к снижению сердечно-легочной смертности и улучшению здоровья людей, страдающих астмой и другими заболеваниями.
Однако соблюдение сроков столкнется с трудностями, в том числе с установкой достаточного количества зарядных станций по всему штату и наличием надлежащего доступа к материалам, необходимым для изготовления аккумуляторов для электромобилей.
Джон Боззелла, президент и главный исполнительный директор Alliance for Automotive Innovation, который представляет крупных автопроизводителей, сказал, что мандат Калифорнии будет «чрезвычайно сложным» для автопроизводителей.
«Реалистичны или достижимы эти требования или нет, напрямую связано с такими внешними факторами, как инфляция, зарядная и топливная инфраструктура, цепочки поставок, рабочая сила, доступность критически важных полезных ископаемых и цены, а также постоянная нехватка полупроводников», — говорится в заявлении Боззеллы. «Это сложные, взаимосвязанные и глобальные вопросы».
Правило появилось после того, как президент Джо Байден подписал ранее в этом месяце Закон о снижении инфляции, который предусматривает финансирование налоговых льгот на электромобили и чистых производственных мощностей для автомобилей. В прошлом году администрация Байдена также ввела новые общенациональные ограничения на выбросы выхлопных газов для новых автомобилей и легких грузовиков, произведенных до 2026 года. климатический кризис. Некоторые группы ранее призывали правление ввести правило для достижения 100% продаж автомобилей с нулевым уровнем выбросов к 2030 году, на пять лет раньше, чем фактическое правило.
«Это правило должно соответствовать срочности климатического кризиса и вместо этого заставляет калифорнийцев добиваться ошеломляющего прогресса в медленном темпе», — сказал в своем заявлении Скотт Хохберг, юрист Института климатического права Центра биологического разнообразия.
«Калифорнии необходимо решительно воздействовать на автомобили с бензиновым двигателем, а не игнорировать их, и переходить на электромобили гораздо раньше, иначе мы увидим, как наша климатическая стабильность ускользает», — сказал Хохберг.
Дэниел Барад, старший политический защитник Sierra Club в Калифорнии, заявил в своем заявлении, что правило является «важным шагом к пригодному для дыхания воздуху в калифорнийских сообществах и будет иметь решающее значение для достижения штатом своих климатических целей и целей по сокращению выбросов».
«Другие штаты должны быстро присоединиться к Калифорнии и принять это спасительное правило, которое улучшит качество воздуха и поможет замедлить климатический кризис», — сказал Барад.
смотреть сейчас
Калифорния проголосовала за запрет продажи новых бензиновых автомобилей к 2035 году
Автомобильным дилерам, подобным этому в Колме, штат Калифорния, будет запрещено продавать новые бензиновые автомобили к 2035 году в соответствии с новыми правилами.
Дэвид Пол Моррис/Bloomberg/Getty ImagesСи-Эн-Эн —
Калифорнийские авиационные регуляторы в четверг проголосовали за утверждение строгих правил, запрещающих продажу новых автомобилей с бензиновым двигателем к 2035 году, и установили промежуточные цели по поэтапному отказу от автомобилей.
«Это монументально», — сказал CNN член Калифорнийского совета по воздушным ресурсам Дэниел Сперлинг. «Это самое важное, что CARB сделал за последние 30 лет. Это важно не только для Калифорнии, но и для страны и всего мира».
Новые правила совета также установят временные квоты для автомобилей с нулевым уровнем выбросов, уделяя особое внимание новым моделям.
USPS
Почтовая служба США заявляет, что не менее 40% новых грузовиков для доставки будут электрическими
Правила не коснутся подержанных автомобилей, позволив им оставаться на дорогах. По словам Сперлинга, правила не будут приняты немедленно и вступят в силу в 2026 году.
Ожидается, что этому примеру последуют несколько штатов. Уже 15 штатов, включая Колорадо и Миннесоту, а также штаты на северо-восточном и западном побережье, следовали прежним правилам Калифорнии в отношении транспортных средств с нулевым уровнем выбросов.
В Калифорнии нет точного подсчета того, сколько из этих штатов примут запрет 2035 года на продажу новых газовых автомобилей, но ожидают, что «большинство штатов последуют этому примеру», сказал Алекс Стэк, пресс-секретарь губернатора Калифорнии Гэвина Ньюсома. Официальные лица штатов Нью-Йорк, Орегон, Вашингтон и Род-Айленд подтвердили CNN, что планируют принять правило Калифорнии в рамках собственного процесса разработки правил, в то время как официальные лица Нью-Джерси и Мэриленда заявили, что пересматривают решение Калифорнии. Общественное обсуждение аналогичного плана в штате Вашингтон начнется 7 сентября.
«Это важная веха в нашей борьбе с изменением климата, поэтому Вашингтон готов ввести такие же требования к концу года», — заявил губернатор Вашингтона Джей Инсли в заявлении CNN. «Мы рассчитываем на партнерство с другими штатами и администрацией Байдена, чтобы быстро сократить основной источник выбросов парниковых газов в стране».
Комиссар Департамента охраны окружающей среды штата Нью-Йорк Бэзил Сеггос заявил CNN в своем заявлении, что голосование в Калифорнии в четверг «открывает возможность Нью-Йорку принять такое же постановление».
Сперлинг сказал, что если большинство этих штатов последуют примеру Калифорнии, это может преобразовать автомобильную промышленность США.
Сперлинг добавил, что процесс составления правил вызвал «на удивление мало споров» и сопротивления со стороны автомобильных компаний, что свидетельствует о том, что сами компании одобряют переход на автомобили с нулевым уровнем выбросов. Несколько компаний, в том числе Ford и GM, уже объявили об амбициозных планах по переходу на автомобили, грузовики и внедорожники с нулевым уровнем выбросов.
