6 нескучных фактов о самом (пожалуй!) неординарном автобусе СССР — журнал За рулем
Автобус ЛАЗ-695 выпускали 55 лет – до 2010 года. Он стал самой массовой моделью Львовского автобусного завода: собрали почти 250 тысяч экземпляров! И в его богатой истории найдется много потрясающих событий.
Автобус с автоматом? 6 главных иномарок, которые помогали нам строить социализмДвухступенчатую гидромеханическую коробку специалисты ЛАЗа разработали совместно с НАМИ.
Ее планировали устанавливать на ЛАЗ-695. Но возникла проблема — агрегат получился очень тяжелым. Ставить его в заднюю часть автобуса, которая и так перегружена, было нельзя. Ведь там же располагался и двигатель.
Зато у переднемоторного ЛиАЗ-677, которому и достался этот автомат, такой проблемы не было. Двигатель, автомат и ведущий мост равномерно распределили нагрузку по кузову.
Водитель пьян, а оштрафуют пассажиров? Да!Примитивная парковка-ловушка — попадаются 50% водителейНовая Лада Веста и все-все-все! 12 главных новинок 2022 годаНа пружинах и рессорах
Автобус — спереди, грузовик — сзади! 10 самых нелепых заводских переделокОдним из интересных новшеств автобуса ЛАЗ-695 стала оригинальная рессорно-пружинная подвеска, которую разработали совместно с НАМИ. Благодаря такому решению характеристика подвески была нелинейной. С увеличением загрузки вместе с рессорами начинали работать пружины, и жесткость подвески увеличивалась.
Таким образом, как бы ни был заполнен автобус, плавность хода оставалась неизменной.
Рессорно-пружинная подвеска стала одним из оригинальных признаков ЛАЗов.Сзади тепло, впереди холодно!
Один из главных недостатков ЛАЗа — плохое отопление. Причем система была мощной – причина в другом.
Мотор располагался сзади, теплый воздух от него двигался против движения и едва доходил до середины салона. Потому передним пассажирам и водителю было очень холодно. Позже на ЛАЗе появился дополнительный фен-отопитель, и проблема ушла.
Самым комфортным и теплым местом в салоне был задний ряд.Люк для носилок
5 забытых советских автобусов, от которых тепло на душеНа ранних ЛАЗах в передней части располагался неказистый люк, портивший облик. Но таково было требование Министерства обороны.
В случае войны автобусы планировалось использовать как санитарные машины. Люк был необходим для загрузки носилок. Ведь штатные двери для этого были слишком узкими.
Также у ранних автобусов в кабину водителя вела собственная дверь по левому борту. Но и от нее со временем отказались.
Санитарный люк в переднюю часть ЛАЗ-695 врезали вплоть до 1991 года.Конечная — Чернобыль
ЛАЗу-695Н довелось сыграть большую роль в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Весной 1986 года колонны львовских автобусов эвакуировали жителей Припяти.
Принять участие в розыгрыше автомобилейВ тот же год для работ по ликвидации Министерство автомобильной промышленности СССР заказало Львовскому автозаводу создать партию из пяти специальных автобусов ЛАЗ-692 с защитой от гамма-излучения и радиоактивной пыли. Их разработали в течение месяца.
Окна прикрывали свинцовые листы. На крыше устанавливали системы фильтрации воздуха. В процессе работы автобусы подверглись сильному радиоактивному облучению и после выполнения своей задачи были утилизированы, навсегда оставшись в зоне отчуждения.
В космос на автобусе
ЛАЗ стал неизменным космическим автобусом страны. А началось все 12 апреля 1961 года, когда первого космонавта Земли, Юрия Гагарина, к стартовой площадке вез ЛАЗ-695Б.
Внешне это был абсолютно стандартный автобус, но внутри всё было по-другому. Как именно доработать автобус для перевозки космонавтов, никто толком не знал. Инженеры действовали интуитивно. Главным отличием была герметизация и система фильтрации воздуха внутри для защиты от пыли.
В салоне было всего десять сидячих мест – два для космонавтов (Гагарина и его дублера Германа Титова), а также для врачей, технических специалистов и кинооператоров.
Первый космический автобус отработал шесть лет. После его заменили на новую модель ЛАЗ-695Е. И с тех пор львовские автобусы неизменно доставляют космонавтов к стартовым площадкам.
Часть истории!
Пару лет назад ЛАЗ окончательно прекратил свое существование – производственные корпуса снесли. История завода, длившаяся почти 70 лет, закончилась. Но из нее еще можно многое почерпнуть. И эти любопытные факты о самом массовом львовском автобусе – только малая ее часть.
- Поддержать хорошее состояние узлов и агрегатов автомобиля поможет американская автохимия Cyclo и присадки SUPROTEC. О том, как правильно обслуживать автомобиль, читайте в книгах издательства «За рулем».
- «За рулем» теперь можно читать в Facebook.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен13 уникальных автобусов ЛАЗ — журнал За рулем
Семейство ЛАЗ-695/697/699 – самое массовое и «долгоиграющее» в истории львовского завода. В него входили не только множество серийных моделей, но и никому не известные версии.
Там Mercedes, тут Magirus
Автобус ЛАЗ – передовая и даже переломная модель для нашего автопрома. Хотя первым в СССР автобусом с задним расположением силового агрегата и без традиционной рамы он не был.
Камеры ГИБДД обучат штрафовать за «грязный» выхлопГИБДД вооружат 3D-сканерами – что изменится для водителей?Усталость за рулем приравняют к пьянству
Основанием кузова ЛАЗа служил сварной каркас с продольными лонжеронами и поперечными шпангоутами. На основание крепили металлический пол. В проходе – из дюралюминия, по бокам – стальной.
На стадии проектирования ЛАЗ-695 для завода закупили западногерманские автобусы Magirus Saturn и Mercedes-Benz O321.
Каркас — основа кузова ЛАЗ-695.Основа конструкции ЛАЗа — сложный пространственный каркас, обшитый наружными панелями. Его заимствовали у Mercedes-Benz. А в основе мерседесовской схемы лежала концепция автобуса Kassbohrer Setra S8 (Setra – от слова selbsttragend, по-немецки – самонесущий), созданного еще в 1951 году.
Magirus Saturn – прообраз стилистики ЛАЗ.Львовский автобус получился очень красивым. Внешне ЛАЗ-695 напоминал Magirus 1952 года. Забавно, что даже львовская эмблема – крупная литера Л на части опытных машин по стилистике копировала немецкую.
А когда в 1958-м в производство пошел модернизированный ЛАЗ-695Б, большая Л, похожая на М на немецкой машине, на много лет стала обязательной почти для всех модификаций.
Самым слабым местом ЛАЗ-695 оказался серийный московский двигатель ЗИЛ-124 – рядная бензиновая «шестерка» объемом 5,6 л и мощностью 109 л.с. С ним машина достигала всего 65 км/ч. Но иного подходящего мотора в СССР в ту пору не было. К слову, немецкие аналоги оснащали уже дизелями примерно такой же мощности.
Межгород и санитарка
9 загадочных автобусов СССР — на таких вы (точно!) не ездилиПервую промышленную партию ЛАЗ-695 собрали в 1957-м к Всемирному фестивалю молодежи и студентов, проходившему в Москве. Параллельно уже подготовили более комфортный прототип для междугородних перевозок, который вскоре обозначили ЛАЗ-697.
Именно такую машину показывали на Всемирной выставке в Брюсселе, где львовский автобус, наряду с десятками иных моделей разных стран, получил почетный диплом и Большую золотую медаль.
Массово городской ЛАЗ-695Б полной вместимостью 55 человек (мест для сидения – 32) начали делать в 1958-м, междугородный ЛАЗ-697 на 33 пассажира – в 1959-м. До 1964-го выпустили больше 16 тысяч городских машин и всего 107 междугородных. В 1961-м автобус получили, наконец, более подходящий двигатель ЗИЛ-130 – бензиновый V8 рабочим объемом 6 л и мощностью 150 л.с. Максимальная скорость выросла с 65 км/ч до 87 км/ч.
Санитарный ЛАЗ-695Б.На базе городской машины по требованию армии разработали санитарный вариант ЛАЗ-695Б. По сути это был обычный автобус, приспособленный для перевозки носилок. Для них пришлось сделать люк в передке. Серийно специальные санитарные автобусы не делали. Однако вплоть до 1992 года серийные ЛАЗы выпускали с передним люком.
Троллейбус и даже поезд
Во Львове на базе модели 695 в 1963-м разработали троллейбус. На заводе собрали только десять машин и передали конструкцию в Киев на большой троллейбусный завод КЗЭТ. Но там сделали лишь 75 троллейбусов Киев-5ЛА. Киевляне признали машину маловместительной по сравнению с собственными оригинальными разработками.
А вот в Одессе городские машины уже под именем ЛАЗ-695Т делали в приличных количествах. За три года собрали 476 троллейбусов.
Экспериментальный автопоезд на базе ЛАЗ-695М.ЛАЗ мог стать и автопоездом. В 1972-м на Дмитровском полигоне испытывали сцепку из двух автобусов. Тогда такие попытки, с целью увеличения вместительности городских машин, предпринимали и другие советские заводы.
Однако управлялись такие автопоезда плохо. Поэтому во Львове экспериментировали с синхронизацией управления тягача и прицепа. Но дальше прототипа дело не пошло. Да и трудно представить, как бы такой поезд маневрировал в городах.
Первый автомат
Редчайший дизельный ЛАЗ‑695Т: тест «За рулем»ЛАЗ стал первым советским автобусом с автоматической коробкой передач. Агрегат, который долго разрабатывали совместно с НАМИ, испытывали в 1959 году. А в 1963-1965 годах выпустили даже партию из 40 машин с двухступенчатыми автоматами.
Однако эта история не имела продолжения. Конструкция заднемоторного ЛАЗа не очень подходила для автоматической коробки. Массовый автомат на автобусах в СССР появился только в 1967-м и на модели ЛиАЗ-677.
Продолжение – на следующей странице
Украинская марка ЛАЗ
Львовский автобусный завод (ЛАЗ) начал свою историю 21 мая 1945 года. Изначально предприятие выпускало разнообразную специализированную технику, например, автокраны. Весь модельный ряд ЛАЗ.
ЛАЗ-695
Только через десять лет завод разработал и выпустил опытный образец ЛАЗ-695, и после успешного прохождения испытаний машина была запущена в серийное производство. Автомобиль получился неприхотливым и надежным и продолжал выпускаться с небольшими модернизациями на протяжении 50 лет.
Компания изменила дизайн передней части кузова, количество и форму воздухозаборников двигателя и внутреннюю отделку, но автобус остался легко узнаваемым 695-м, все с тем же двигателем ЗИЛ-130. Только спустя восемнадцать лет была предпринята попытка сконструировать новую модель автобуса и был выпущен опытный ЛАЗ-Украина-73, но в серию он не пошел.
Прошло еще пять лет, прежде чем новый ЛАЗ-4202 с двигателем КАМАЗ-7401-05 сошел с конвейера. Автомобиль предназначался для городских перевозок и оказался не таким удачным, как предыдущая модель. Ни двигатель, ни кузов не выдерживали длительной эксплуатации в городских условиях.
Проводка также подверглась критике. В 1983 году автобус модернизировали, отказавшую автоматическую коробку передач заменили на механическую, а конструкция кузова стала более прочной. Автобус получил название ЛАЗ-42021 (позже переименованный в ЛАЗ-42071). В 1993 году модель сняли с производства.
Помимо серийных гражданских моделей, все годы выпускались военно-медицинские автобусы, а в период с середины 60-х годов по 2013 год предприятие выпускало эксклюзивные специализированные автобусы для космической отрасли СССР, а позже и России.
Современная история
В 1994 году завод был преобразован в акционерное общество и выпущен новый троллейбус ЛАЗ-52522. В 90-х годах самым сложным для компании стал 1997 год – в этом году удалось произвести и продать всего 177 автомобилей.
Однако следующее десятилетие началось успешно, и завод, ставший к тому времени частным акционерным обществом, рос как по объему, так и по ассортименту выпускаемой продукции. В 2002 году были представлены модели 6205, 5252, А291 и серия туристических автобусов-лайнеров.
В следующем году автозавод показал ЛАЗ-5208 Неолаз, который стал первенцем всей серии. Серию продолжили городской автобус СитиЛАЗ-А183 и автобус-платформа СитиЛАЗ-AX183. В 2007 году появилась новая версия СитиЛАЗ-А183 – сочлененный автобус СитиЛАЗ-А292, а весной следующего года завод выпустил совершенно новую модель ИнтерЛАЗ 13,5ЛЕ.
Банкротство
Однако мировой экономический кризис 2008 года очень осложнил положение предприятия. Имелась шестимесячная задолженность по заработной плате, в результате чего подача электроэнергии была отключена. Попытка запуска производства была предпринята в 2009 году..
За следующие четыре года было выпущено несколько удачных моделей, заключено несколько контрактов на поставку автобусов и троллейбусов как за рубеж, так и в города-участники чемпионата Евро-2012. Однако системный конфликт с Львовской областной администрацией и постоянные проблемы с невыполнением заказов привели к банкротству компании в конце 2014 года.
Маршруты и расписания — Big Blue Bus
Маршруты и расписание — Big Blue BusПожалуйста, включите JavaScript для более оптимальной работы.
Верх страницы Перейти к содержанию Сервисные оповещения
Сервисные оповещения
Маршрут 18: временное закрытие остановки на EB Rose/6th
41 и 43: Остановить закрытие рядом с 17-й улицей и Колорадо-авеню.
Маршрут 41/43: остановить перекрытие на бульваре EB Pico. на 17-й ул.
Временное сокращение обслуживания
BBB доставит вас по всему Лос-Анджелесу 7 дней в неделю.
- Маленькая синяя книжка
- Карта системы
- Сервисные изменения
- Как читать расписание
Выберите маршрут
1
Маршрут 1 : Мейн-стрит и бульвар Санта-Моника.
Расписание/Карта PDF
2
Маршрут 2 : Бульвар Уилшир
Расписание/Карта PDF
3
Маршрут 3 : Бульвар Линкольна
Расписание/Карта PDF
3
Рапид 3 : бульвар Линкольн Рапид
Расписание/Карта PDF
5
Маршрут 5 : Олимпийский бульвар
Расписание/Карта PDF
7
Маршрут 7 : Бульвар Пико
Расписание/Карта PDF
7
Рапид 7 : Бульвар Пико Рапид
Расписание/Карта PDF
8
Маршрут 8
Расписание/Карта PDF
9
Маршрут 9 : Пасифик Палисейдс
Расписание/Карта PDF
10
Рапид 10 : Экспресс по шоссе Лос-Анджелеса в центре города
Расписание/Карта PDF
12
Рапид 12 : Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе / Вествуд в Expo Rapid
Расписание/Карта PDF
14
Маршрут 14 : Банди Доктор и Сентинела Авеню
Расписание/Карта PDF
15
Маршрут 15 : Баррингтон Авеню
Расписание/Карта PDF
16
Маршрут 16 : Wilshire Blvd/Bundy Dr — Marina del Rey
Расписание/Карта PDF
17
Маршрут 17 : Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе — Медицинский центр штата Вирджиния — Палмс
Расписание/Карта PDF
18
Маршрут 18 : Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе — Эббот Кинни — Марина дель Рей
Расписание/Карта PDF
41
Маршрут 41 : SMC — Станция 17th St — Montana Ave (по часовой стрелке)
Расписание/Карта PDF
43
Маршрут 43 : бульвар Сан-Висенте и 26-я улица.