20 душевных пленочных фотографий, посвященных автобусам и грузовикам из СССР
Очень многие из тех, кому довелось пожить в Советском Союзе, с большой теплотой вспоминают старые «ламповые» автобусы и грузовики. Эти машины ходили по дорогам страны изо дня в день, исправно выполняя свою работу. В этом обзоре два десятка ностальгических фотографий, посвященных этим транспортным средствам.
Фотография автобуса ЛиАЗ-677М, сделанная в Лужниках в 1988 году. Многие называли этот автобус «Луноход». Сегодня увидеть такой автобус на дорогах страны уже почти невозможно, хотя где-то еще наверняка остались заводящиеся образцы.
Инсталляция рядом с заводом ЗИЛ в Москве. Именно здесь делали легендарные ЗИЛ-130 (и многие другие яркие модели). Сейчас завода уже не существует, и все что от него осталось – это вот такие фотографии.
Сочлененный троллейбус СВАРЗ ТС-2 в Москве на улице Горького (Тверская). На фотографии транспорт движется к площади 50-летию Октября (Манежная).
А вот стоянка круглолобых автобусов ЛАЗ, расположенная на автостанции в городе Мацеста. Стоит обратить внимание на то, что тут стоят автобусы разных моделей, некоторые из них достаточно старые.
Автобус ЛАЗ-699 – один из самых любимых среди граждан СССР. Очень комфортный, теплый и мягкий. Снимок был сделан где-то в Ярославской области. В основном такие использовались для самых дальних поездок по стране.
Фотография с места сборки ЛиАЗ-677 на Ликинском автобусном заводе в 1975 году. На фоне можно видеть ранние модели автобусов с четырьмя задними фонарями.
Сейчас можно подумать, что на фотографии какая-то выставка автобусов. На самом деле — нет. Подобные стоянки в Советском Союзе были в каждом городе. Сейчас такого уже не встретишь.
В советское время в Кургане также производились автобусы. Интересно и то, что тираж тамошней техники был самым большим. На данной фотографии можно увидеть уже готовую. Продукцию, ждущую своего распределения.
Фотография из конца 80-х годов прошлого века. Таким образом, осуществляется перегонка грузовиков ЗИЛ-130. Данный способ называется «методом частичной погрузки».
Фотография из Коломна, местного автобусного предприятия. На фото можно увидеть автобусы Ikarus, а также несколько такси ГАЗ-24 «Волга», ЛАЗ-695. На фоне также видел совсем старый автобус Ikarus-55.
Старые ЗИС-155 считались слишком маленькими и тесными для городов. Именно поэтому, подавляющее большинство этих автобусов отправлялось доживать свой век на службу в сельскую местность.
Фотография депо №1 из Житомира. На снимке видно как ремонтируют троллейбусы. Удивительно, в какой чистоте и порядке находится рабочая область. Абсалютно очевидно, что к ремонту тогда подходили со всей ответственностью.
Междугородний советский автобус ЗИС-127 можно смело считать самым красивым. Дизайн, кстати, чем-то напоминает американские автобусы. Передняя часть транспортного средства очень похожа на электровозы.
Снимок с восточного автовокзала Минска. Совершенно очевидно, что венгерские Ikarus были невероятно популярны в СССР. Особенно часто их использовали для междугородних перевозок. После распада союза их еще достаточно долго использовали в бывших республиках.
Конвейер завода ЗИЛ. Когда-то здесь кипела жизнь, люди с удовольствием спешили на свою работу, а торопливые бригадиры прикладывали все своим силы для того, чтобы коллектив выполнил план.
Творения на базе ГАЗ-51А – автобусы ПАЗ-652 и ПАЗ-651.Чаще всего увидеть такие машины можно было на междугородних рейсах.
Фотография сделанная на конвейере Львовского автобусного завода, по которому идут автобусы ЛАЗ-695. Многие граждане считали эти красные и синие транспортные средства невероятно красивыми.
Никопольский АТП. На фотографии видны автобусы ЛИАЗ-677 и несколько Икарусов. В частности, на заднем плане присутствует очень старая модель венгерского автобуса.
Может кто-нибудь еще помнит вот такие детские педальные автомобили? Собирали их на заводе Ленинского комсомола. Для самых маленьких граждан СССР эта машина становилась самым первым настоящим транспортным средством.
А вот так выглядел 3-й автобусный парк в городе Ленинград. Этот снимок был сделан в 1970 году. На нем можно видеть автобусы ЛиАЗ-677 стоящие на техническом обслуживании. Обратите внимание на наличие плакатов с напоминанием о необходимости соблюдения техники безопасности.
Раритетная техника в Новосибирске: смотрим на советский автобус ЛиАЗ-677 — 10 февраля 2023
Автобус летом
Фото: «Новосибирскгортранс»
Поделиться
Продолжаем на НГС познавательную страничку о советской раритетной технике — сегодня у нас легендарный автобус ЛиАЗ-677, последний в Новосибирске, продолжавший работать вплоть до 2015 года. Автобус удалось спасти от утилизации, и сейчас он стоит как памятник в автобусном парке. Об истории ЛиАЗа нам рассказал начальник участка, шофер с 50-летним стажем Александр Башкатов — читайте в материале авторедактора НГС Дмитрия Косенко.
Автобус в зимний период
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
Про ЛиАЗ-677, главный автобус СССР по прозвищу Луноход, написано уже немало. Сколько он перевез советских людей, и не сосчитать, работал этот автобус и в 90-е, и в 2000-е годы. Конкретно наш экземпляр, который выставлен на обозрение на территории автобусного парка «Новосибирскгортранса» (ПАТП-4 на Первомайке), трудился с 1991-го по 2015 год, когда уже вовсю использовались новые модели.
Последний маршрут 69
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
— Работал по 38-му маршруту «ЖБИ-2 — Инская» и потом в последнее время по маршруту 69 до Матвеевки. Получал этот автобус Николай Усольцев, старый водитель. Он получил этот автобус, и он же поставил его на пьедестал. На нём до последнего дня работал. Когда сказали, что всё, ЛиАЗы уже не будут на линию выходить, он ушел на пенсию и потом умер, — рассказывает Александр Башкатов, начальник участка N1 «Новосибирскгортранса», который работает на предприятии 50 лет.
Водитель Николай Усольцев
Фото: «Новосибирскгортранс»
Поделиться
Когда бессменный водитель ЛиАЗа умер, автобус могла ждать утилизация, но всё же самый последний Луноход Новосибирска удалось сохранить и сделать памятником. Поддерживать его в надлежащем виде помогают энтузиасты — есть такие люди, которые интересуются историей пассажирского транспорта, фиксируют и описывают жизненный путь каждой единицы техники.
Александр Башкатов работает 50 лет
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
— Там ребята-то молодые, приходят, моют, чистят. Я за ними наблюдаю, у них какой-то интерес. Они за свой счет всё моют, я удивляюсь, — отмечает Александр Башкатов.
Помните автобус из детства?
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
Посмотрев на это добродушное лицо ЛиАЗа, вы наверняка вспомните свою молодость или детство. Как он урчал 6-литровым V-образным двигателем от ЗиЛ-130, как плавно переключались скорости автоматической коробки передач и менялась тональность гула от двигателя. Как звенел стеклянными бутылками карданный вал, когда автобус тормозил на остановке.
Селектор АКПП
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
Вот тот самый переключатель гидроавтоматической коробки передач. ПП — принудительная передача, только первая. А — автоматический режим, 2 передачи вперед. Ну и задний ход.
Сиденье водителя
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
Двигатель в кабине
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
Двигатель справа от водителя, накрытый изоляционным кожухом. Но всё равно летом здесь было как в бане.
Окно к водителю
org/Person»>Фото: Дмитрий КосенкоПоделиться
Для меня как для ребенка самое козырное место находилось у стекла, через которое было видно кабину. И ты смотрел на дорогу, смотрел, как шофер вращает огромный руль, как открывает двери.
Салон автобуса
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
Еще козырное место было на задней площадке. На плавных длинных волнах дороги зад автобуса подкидывало так, что можно было словить невесомость.
Последние годы работы
Фото: «Новосибирскгортранс»
Поделиться
Помните, как автобус весело кренился?
Фото: «Новосибирскгортранс»
Поделиться
Шоферы у автобуса, начало 80-х
Фото: «Новосибирскгортранс»
Поделиться
— Мы получали ЛиАЗ новый, работали на нём в 2 смены 3 водителя. Как только 250 тысяч километров втроем накатали, одного водителя убирали, докатывали до 300 тысяч километров — и автобус списывали. Всего-то надо было 300 тысяч наездить, а потому что правильная была политика, машина лимит свой исчерпала. Экономически правильно было в советское время, машина с большим пробегом начинала пожирать себя запасными частями. Потом после усовершенствований началась эпопея, чтобы наездить на автобусе 500 тысяч километров. Звездочки всякие рисовали, 500 тысяч ты на нём наездил — тебе присваивались медаль, орден Дружбы, лента, — вспоминает Александр Башкатов.
Памятник ЛАЗ-697
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
А еще в этом же автопарке на пьедестале хранится автобус ЛАЗ-697, который бегал еще в 70-х на междугородних линиях.
Пробег — миллион километров
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
Благодаря трассовому пробегу автобус смог пройти 1 миллион километров без капитального ремонта. Два сменных водителя этого ЛАЗа были награждены почетными лентами.
Памятник под Москвой
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
Вообще, памятники автобусам и прочей автомобильной технике не такая уж и редкость. Вот, например, памятник тому же автобусу ЛиАЗ-677, который я встретил на пути где-то между Петербургом и Москвой.
Главный автобус СССР
Фото: Дмитрий Косенко
Поделиться
А наш герой Александр Башкатов планирует создать в автобусном парке музей с различными фото и документами при поддержке энтузиастов, чтобы зафиксировать, как развивалась пассажирская техника.
— Историю хотим отобразить до сегодняшнего дня. Как в 60-х годах, на каком виде транспорта, какой раньше был, потом 70-е годы, 80-е. Компостер поставим, кассу поставим, фотографии будут, ленту хочу взять, которую получили водители за 1 миллион километров пробега на автобусе ЛАЗ.
Почитайте еще, как в Новосибирске восстановили советский автобус «лазик» — ЛАЗ-695, которому 43 года.
Этот брошенный автобус проехал по дорогам России 1 150 000 км
ЗАБРОШЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Автор gregoryhooqe Чтение 3 мин. Изменено
На ржавом советском постаменте небольшая табличка, из которой можно узнать, что автобусы ЛиАЗ-158 эксплуатировались по дорогам Российской Арктики с 1960 по 1979 год.
Подписаться
Фото Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Еще в августе 1984 года, накануне 30-летия Воркутинского автотранспортного предприятия, на пьедестал СПС был поставлен автобус ЛиАЗ-158. На ржавом советском постаменте висит небольшая табличка, из которой можно узнать, что автобусы ЛиАЗ-158 эксплуатировались на дорогах Российской Арктики с 1960 по 1979 год.
Ведущие водители Голота Н.А. и Гончаров А.И. довел пробег автобуса №07-68 6е с капремонта до 1 150 000 км по дорогам Воркуты! Что интересно: пообщавшись с местными жителями, мы узнали, что, скорее всего, это обычная уловка времен советской пропаганды. Никто не верит, что обычный автобус смог пройти более миллиона километров без капитального ремонта по разбитым дорогам Воркуты и ее окрестностей.
Автобусный транспорт в заполярной Воркуте несомненно играл огромную роль. Поэтому развитию транспортной инфраструктуры всегда уделялось пристальное внимание. В советское время автобусные маршруты ходили во все шахты и поселки города. К концу 1980-х годов в городе насчитывалось 40 автобусных маршрутов протяженностью более 600 километров.
Но сейчас население города стремительно сокращается, а многие поселки на Воркутинском кольце совершенно заброшены и постепенно разворовываются на металлолом и стройматериалы. Шахты закрываются. В общем, на данный момент полностью функционируют только две-три, так что такие АТФ уже не нужны. Шахтеров и рабочих доставляют на работу на новеньких КамАЗах. Путешественникам Urbex из группы ComDig Urban Exploration удалось подняться на постамент и через разбитое окно попасть в салон брошенного автобуса. Конечно, состояние автобуса их сильно огорчило, ведь снаружи он выглядит на порядок лучше, чем изнутри. Автобус стоит и разлагается, отдаваясь суровой полярной погоде.
Фото: Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Фото: Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Фото: Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Фото: Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Фото Фото Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Фото Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Фото Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Фото Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Фото Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Фото Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Фото Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.0Фото Comdig Urban Exploration CC BY-NC-ND 3.