Автобус лаз 699: идеально восстановленный львовский «Турист» с мотором «Обжора». Показываем подробно Автомобильный портал 5 Колесо

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный

После прекращения выпуска междугородных лайнеров ЛАЗ-699А «Турист» в 1966 году, в ГСКБ продолжили изыскания по разработке большого междугородного автобуса. И после того, как была проведена работа по модернизации кузовов серийных моделей, появились образцы ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-697Н.

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный.

После удлинения на одну оконную секцию автобуса ЛАЗ-695Н, усиления базы, установки более мощного двигателя ЗиЛ-375Я5 и более грузоподъемного переднего моста от МАЗ-500, к середине 1969 года был собран экспериментальный образец туристского лайнера, получивший название ЛАЗ-699Н «Турист-2». Этот экземпляр являлся первенцем серийной модели, которая впоследствии стала флагманом в модельном ряду продукции завода ЛАЗ. А теперь попробуем разобраться, как столь кардинально и быстро изменился облик львовских автобусов и что на это повлияло.

Еще с середины 1960-х наметилась общая тенденция направления развития дизайна автобусов ЛАЗ.

Пришло четкое понимание, что изгиб скатов крыши и их остекление — это уже история. Эпоха покатых и сглаженных округлых форм уходила в прошлое. На смену им пришли новые веяния в дизайне. В качестве исключения и своеобразного финального аккорда конструкторов ЛАЗ, можно вспомнить высококомфортабельный лайнер ЛАЗ-699А «Люкс» 1967 года, собранный исключительно для 18-го Международного конкурса автобусов.

Так, все основные части кузова визуально теперь были четко отделены друг от друга. Отказ от скругленных скатов крыши позволил увеличить высоту боковых оконных проёмов. Это нововведение позволило решить сразу две огромные проблемы, преследовавшие всю продукцию завода, начиная еще с первого опытного автобуса ЛАЗ-695 — малую жёсткость кузова (из-за минимального количества ребер жесткости в верхней его части) и жару в салоне в солнечный день (из-за прямых солнечных лучей, прогревавших салон через остекление крыши).

Если быть более откровенным, то это не было проблемой только опытных образцов, серийные автобусы также не отличались завидной жесткостью.

Проблему, скорее, можно назвать ахиллесовой пятой всех ЛАЗовских моделей, о которой знали все: и конструктора с дизайнерами (которые на этом «собаку съели»), и эксплуатационщики (от которых впоследствии и поступала масса жалоб), а главный конструктор ГСКБ по автобусам, К.М. Атоян, еще в 1961 году защитил диссертацию по теме «Кручение автобуса с несущим основанием, вызываемое дорожными неровностями». Более того, именно по причине недостаточной жесткости кузова был прекращен серийный выпуск удлиненных лайнеров ЛАЗ-699А «Турист».

В свою очередь, отказ от остекления пологих скатов крыши решил и проблему духоты и жары в салоне. О ней также всем было известно, не зря же с самых первых образцов в крыше появились люки (а в моделях для эксплуатации в регионах с жарким климатом — брезентовые сдвижные механизмы), а узкие и деликатные форточки боковых окон сразу показали крайне низкую эффективность вентиляции и остались в истории только на первых семи опытных моделях.

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный на испытаниях.

Фото выше было использовано в 1972 году для составления Памятного альбома автобусов и троллейбусов СССР, выпущенного ГСКБ в преддверии 50-летия со дня образования СССР. Новинка ЛАЗ-699Н «Турист-2» отличалась еще одним новшеством для автобусов в туристском исполнении — в заднем свесе у него появилась дверь запасного выхода (распашного типа), которая с этого момента становится обязательной для всех последующих моделей автобусов семейства ЛАЗ-699.

ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный.

Благодаря увеличению длины на одну оконную секцию и перекомпоновке салона, вместительность автобуса возросла до 41 посадочного места, плюс отдельное кресло для гида. Также появилось дополнительная секция под багажное отделение, теперь общий объем багажников составлял 4.38 м³.

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» вид сзади.

Компоновку топливных баков (2 по 150 л.) было решено оставить, поскольку такое решение положительно себя зарекомендовало на лайнерах ЛАЗ-699А «Турист», позволив повысить дальность рейса без дозаправки. На смену пневмоподвеске пришла более надежная рессорная с корректирующими пружинами.

Из отличительных особенностей данного экземпляра можно отметить оригинальное оформление передка автобуса и козырька над ветровым стеклом, как и у первого опытного ЛАЗ-695Н. Задняя часть модели была полностью унифицирована с кузовом серийного ЛАЗ-695М. У второго опытного ЛАЗ-699Н, который собрали через год, дизайн декоративной решетки радиатора был уже другим. Для тех, кому интересно покопаться в истории испытаний львовских автобусов, отметим, что этот опытный ЛАЗ-699Н «Турист-2» был замечен с двумя пробными номерами — 77-33 ПРОБА (штатным, закрепленным за Львовским заводом) и 31-08 ПРОБА. Модель в данном виде в серию не пошла и существовала в единственном экземпляре.

Именно об этой моделе, как перспективной разработке Львовского атвобусного завода, рассказывал К.М. Атоян в статье «ЛАЗ совершенствуется» в декабре 1970 года [ZR-12-1970] стр. 6

Техническая характеристика автобуса ЛАЗ-699А «Турист»

Ниже приведена исчерпывающая таблица технических характеристик серийной модели автобуса ЛАЗ-699А «Турист», которую Львовский автобусный завод выпускал на протяжении двух лет с 1964 года. Всего было собрано около 110 экземпляров.

Источник данных: А.П. Рунов, А.А. Вагнер. Каталог-справочник «Автомобили СССР». Часть I. Автомобили и автобусы. Москва. 1963. стр. 100—103.

Технические характеристики автобуса ЛАЗ-699А «Турист»
Число мест: 41
Сухой вес автобуса: 7399 кг
Вес снаряженного автобуса: 7840 кг
Полный вес автобуса: 7559 кг
Передний осевой вес: 2691 кг
Задний осевой вес: 4868 кг
Максимальная скорость: 96 км/ч
Путь торможения со скрости 30 км/ч: 14 м
Путь торможения со скрости 50 км/ч: 29 м
Контрольный расход топлива на 100 км: 37 л
Наименьший радиус поворота (по внешнему переднему колесу): 9,8 м
Основные размеры
Радиус поперечной проходимости: 1,4 м
Дорожные просветы под передней осью: 340 мм
Дорожные просветы в середине базы: 370 мм
Дорожные просветы под задней осью: 270 мм
Шаг сидений: 830 мм
Расстояние между спинками сидений: 772 мм
Глубина сидения: 460 мм
Ширина сидений: 973 мм
Ширина прохода между сидениями на уровне подушки: 408 мм
Высота пола: 880 мм
Двигатель
Модель двигателя: ЗИЛ-375
Тип двигателя: Четырехтактный карбюраторный
Расположение клапанов: Верхнее
Число цилиндров и их расположение: 8, V-образное
Диаметр цилиндра и ход поршня: 108X95 мм
Рабочий объём: 7 л
Степень сжатия: 6,5
Номинальная мощность: 180 л. с. при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент: 47,5 кГм при 1600/1800 об/мин
Карбюратор: Двухкамерный, с падающим потоком К-89
Воздушный фильтр: 377
Система охлаждения: Жидкостная
Радиатор: Трубчатый
Масляный радиатор: Трубчатый, расположен горизонтально на радиаторе
Трансмиссия
Сцепление: ЯАЗ-М204, однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной
Наружный диаметр фрикционных накладок: 352 мм
Внутренний диаметр фрикционных накладок: 185 мм
Привод выключения сцепления: Гидравлический
Коробка передач: Механическая, с пятью передачами вперед (пятая повышающая) и одной назад
Синхронизаторы: Включения второй, третьей, четвертой и пятой передач
Способ переключения передач: Механический, дистанционный
Карданный вал: Один, шарниры на игольчатых подшипниках
Главная передача: Двойная, с парой конических и парой цилиндрических шестерен
Передаточное число главной передачи: 7,63
Передаточные числа
Первой передачи: 6,171
Второй передачи: 3,402
Третьей передачи: 1,786
Четвертой передачи: 1,0
Пятой передачи: 0,779
Заднего хода: 6,686
Рулевое управление
Рулевой механизм: Винт с гайкой и зубчатой рейкой с сектором
Усилитель руля: Гидравлический встроенный
Тормоза
Рабочий тормоз: С пневмогидравлическим приводом
Размер передней тормозной накладки: 440X70 мм
Размер задней тормозной накладки: 440X100 мм
Усилитель: Пневматический
Стояночный тормоз: Ленточный, расположен на левом валу коробки передач
Управление тормозом: Дистанционное механическое
Подвеска автобуса
Передняя: Независимая пневматическая двухрычажная
Амортизаторы: Телескопические
Задняя: Зависимая, пневматическая, с четырьмя штангами
Амортизаторы: Телескопические
Стабилизатор: Торсионного типа
Колеса и шины
Колеса: Дисковые с декоративными колпаками
Передние: Односкатные
Задние: Двухскатные
Размер обода: 7,0—20
Шины: И-249А
Размер шин: 260—20
Кузов
Конструкция кузова: Вагонный цельнометаллический, с несущим основанием
Каркас сидений: Трубчатый, с механизмом откидывания сидений
Подушка: Губчатая, на пружинном основании
Спинка: Паропластовая, на трубчатом основании
Багажное отделение: Емкость под полом 4,3 м³
Материалы
Панелей стенок: Паралон, автобим
Крыши: Пластик
Настила пола: Релин
Обивка сидений: Автобим на молескине «Ф» (I сорт ТУ—МЛПП №188—53Л) и гобелен со штапельной пряжей (артикул 1298, ГОСТ 7471—55)
Окраска наружная: Меламиноглифталевой (синтетической) эмалью
Окраска внутренняя: Нитрокраской
Отопление: Комбинированное, калориферное и отопительно-вентиляционная установка ОВ-95
Вентиляция: Через раздвижную крышу и окна
Обдув стекол: От системы отопления
Радиоприемник: А-12
Микрофон: МД-44
Двери
Количество: 1+1 (водителя)
Расположение: вне базы спереди
Ширина в свету: 826 мм
Конструкция: одностворчатая
Способ управления: Вручную
Заправочные емкости
Бак для топлива: 300 л
Система смазки двигателя: 7,5 л
Система охлаждения двигателя без отопителя: 40 л
Воздушный фильтр: 0,53 л
Система привода выключения сцепления: 0,87 л
Картер коробки передач: 5,1 л
Картер ведущего моста: 4,5 л
Картер рулевого механизма: 1,0 л
Амортизаторы: 0,125X4 л
Аккумулятор: 2,65 л

Каждый автобус комплектовался набором шоферского инструмента и принадлежностей и инструкцией по уходу и обслуживанию автобуса.

Купить автобус ЛАЗ 699

, автобус ЛАЗ 699 б/у

АШОК ЛЕЙЛАНД

Сокол

АТАМАН

Д-093 А-09216 А-093

AUTOSAN AYATS BRAVO Asiastar Ayats BEDFORD BMC

Midilux Probus

БОГДАН БОВА

Футура

Футура FHD

Магик

БРИТАНСКИЙ АВТОБУС BYD Blue Bird Bristol CARBUS-MICROBUS CHEVROLET DAEWOO DAF DEN OUDSTEN

Альянс

Альянс B96

ДЕННИС ДЖАВЕЛИН Daimler Деннис Детройт Дизель EOS

200

ЭТАЛОН ФИАТ

Дукато

Дукато 2.8 Дукато 3.0

ФОРД

E-серия

E450

Транзит

GMC ЗОЛОТОЙ ДРАКОН ХЕСС ВЫСШИЙ

КЛК

KLQ6129

HYUNDAI HeuliezBus IKARUS INTERNATIONAL

530 S-серия

IRISBUS

Agora Ares Crossway Domino Evadys Iliade Karosa Magelys Midirider Proway

ИРИЗАР

Серия Century I

I4 I6

ИСУЗУ ИВЕКО

Перекрёсток Ежедневно

Ежедневно 35 Ежедневно 45 Ежедневно 50 Ежедневно 65

EuroCargo Еврокласс Eurorider

Eurorider 35 Eurorider 43

Маго

Маго 2

Маркополо Рапидо

JAC KAROSA KARSAN

АТАК ДЖЕСТ

КАВЗ КИНГ ЛОНГ

XMQ

XMQ6120 XMQ6129XMQ6900

LAZ LOHR LVTong Leyland MAN

Серия A

A03 A20 A21 A23 A32 A39 A51 A78 A91

IRIZAR L-серия

Lion’s серия

Серия NL

NL 263

ТГЭ

МАЗ

107 256

МЦВ МЕРСЕДЕС-БЕНЦ

Atego CapaCity Citaro

Citaro O530

Conecto Integro Intouro MB Mediano Sprinter

Sprinter 208 Sprinter 313 Sprinter 316 Sprinter 319 Sprinter 414 Sprinter 416 Sprinter 511 Sprinter 513 Sprinter 515 Sprinter 516 Sprinter 517 Sprinter 518 Sprinter 519 Sprinter 6160003

Туристический

Туристический 15 Туристический 16 Туристический 17

Травего

Травего 15 Травего 16 Травего 17

Варио

Варио 614 Варио 615 Варио 814 Варио 815

Вито

Вито 111

Маршелл НЕМАН НЕОПЛАН

Cityliner

Cityliner N Cityliner P

Евролайнер

Евролайнер N

Джетлайнер

Джетлайнер Р

Megaliner Skyliner

Skyliner N Skyliner P

Spaceliner Starliner

Starliner N Starliner P

Tourliner

Tourliner P

Транслайнер

Транслайнер N

НИССАН ОПТАРЕ

СОЛО

ОТОКАР

Навиго

Навиго 185

Султан Вектио

ПАЗ

3205

Prevost RENAULT

Agora Ares FR 1 Илиада Кароса Mascott Master Ponticelli Tracer

Рампини SAURER SCANIA

Carrus Century G-серия Irizar

Иризар Сенчури

K-серия

K113 K114 K124 K230 K280 K310 K340 K380

L-серия

L94 L113

Omni

OmniCity OmniExpress OmniLine OmniLink

Серия P

P92

Scala серии T Touring

SETRA

Серия S

S215 S216 S313 S315 S317 S319 S328 S411 S415 S416 S417 S419 S431 S516 S517

СГ

СОЛЯРИС

ИнтерУрбино Урбино

Урбино 10 Урбино 12 Урбино 15 Урбино 18

СОЛБУС СОР СТРИЙ АВТО ТАТА

613 1618

ТЕМСА

Авеню Даймонд LD

LD 12 SB

МД

МД 9

Opalin Prestij RD Safari

Safari HD

TOYOTA

Coaster Hiace

Тигр ВАН ХУЛ

А300 А308 А330 АГ

АГ300

Астромега Астрон серии Т

Т911 Т915 Т916 Т917 Т918 ТД ТХ

ВДЛ

Футура

Футура FHD2

ВДЛ БЕРКХОФ

Амбассадор

Амбассадор 200

ВДЛ БОВА

FHD Futura

Futura FHD Futura FLD

Лексио Магик

ВДЛ ДЖОНКХИР

СБ

СБ 4000

ФОЛЬКСВАГЕН

Крафт

Крафт 50

Транспортер

ВОЛЬВО

7700 8500 8700 8900 9700 9900 Серия B

B7 B9 B10 B11 B12 B13

Каррус

Каррус 9700 Каррус Стар

Серия L Серия S

ЮТОНГ

ЗК

ЗК 6852

ЗАЗ ЧЖУН ТОНГ

Показать все

ЛАЗ-699 — настоящая легенда!

ЛАЗ — это настоящая легенда среди автобусов, получившая множество модификаций. Эта модель была реализована с учетом последних разработок и идей, что сделало ее не только комфортной, но и в некотором смысле уникальной. У этого автобуса долгая история. Даже сегодня его можно встретить на дорогах. И как ни странно, из-за большого успеха и популярности автобус выпускался даже в 2000-х.

Первая модель появилась в 1960 году — ЛАЗ-699 «Карпаты». Опытный с удлиненной базой, мягкими 34 креслами, двумя люками, отделением для термосов, туалетом, холодильником, радиоприемниками в подголовниках. Серийно выпускался ЛАЗ-699 на Львовском заводе с 1978 года. Главной его особенностью было то, что он имеет кузов типа универсал с несущим основанием, считается междугородней моделью, имеет три двери (водительскую и две пассажирские). Автобус большого класса. Основное направление – международные и междугородние перевозки.

699А «Карпаты-1»

Изначально было выпущено всего три модели ЛАЗ. Автобус был практически идентичен предыдущему, но с дистанционной пневмоэлектрической системой переключения трансмиссии. В компоновке 699А также были некоторые отличия: 41 место, два откидных сиденья впереди, туалет и гардероб убраны. Эта модель создавалась для государственных и заводских испытаний, прежняя система освещения и молдинги сохранились. Испытания выявили вопросы к надежности некоторых агрегатов и мостов, поэтому производство этой модели было отложено.

699Н

Следующие модели, выпущенные в 1967 и 1969 годах (699А и 699Б), стали единственными в своем роде вариациями ЛАЗ. Автобусы этой модели не имели шансов пойти в серийное производство, поэтому были разработаны варианты одного класса — 699Н и 695Н, габариты были одинаковыми. В то же время 699H имел дополнительную третью дверь для пассажиров в пределах колесной базы, вследствие чего пришлось увеличить толщину стоек противоположных оконных проемов. Модели отличались высоким лобовым стеклом, более современным дизайном и повышенной прочностью кузова. Из-за отсутствия мест для хранения вещей, а также трехрядной компоновки было установлено 31 посадочное место, а в целом автобус вмещал 74 человека.

Перебран транспорт на двигателе от ЗИЛ 375, оснащенный рессорно-пневматической подвеской и автоматической коробкой передач. В течение двух лет (с 1972 по 1974 год) эта модель комплектовалась силовыми гибридными агрегатами, тяговым генератором ДК 512А, бензиновым двигателем ЗМЗ 53, батареями аккумуляторов и тяговым двигателем на 75кВт ДК 308А. ЛАЗ-699 оснастили дополнительным выходом, ставшим обязательным, появились воздухозаборники и окна. В 699H была новая вентиляция, а вентиляции не было. Производство автобуса было ограничено 1976 по 1978 год.

699R

Tourist большая модель с литерой «R» в названии была представлена ​​в 1978 году. Но массово она не выпускалась до 83-го, когда выпуск 697R сократили и на них смогли перейти полностью на автобус ЛАЗ-699. До самого конца его производства (2002 г.) было внесено множество изменений и модернизаций. Главной отличительной чертой этой модели изначально были фальшрадиаторы, до 1981 года устанавливались прямоугольные (москвичи) фары и небольшие эмблемы с буквой «Л» в квадрате. В конце 81-го фары были круглыми, а эмблема представляла собой круг с большой буквой «Л». Стоит отметить, что в начале 80-х выпускали также очень ограниченное количество люксовых моделей ЛАЗ-69.9. Фото этих сортов можно легко найти, было бы желание, но встретить их в дороге практически невозможно. Они использовались только для государственных служб, поэтому имели определенные дополнения. В конце тех же 80-х полностью отказались от алюминиевой решетки радиатора. С 1993 года водительскую дверь убрали, некоторые модели имели мосты с дисковыми колесами.

699И

С 1974 по 1975 год было выпущено две единицы ЛАЗ-699 с литерой «И», получивших официальное наименование «Украина-34». В народе они больше известны как «космические». Они предназначались для перронной доставки космонавтов. Базовое расположение дверей, крыша приподнята сзади для установки кондиционера. Салон герметичен и разделен на самостоятельные части:

• 8 мест, холодильник, телефон, шкаф для одежды, блок управления кондиционером, столы с магнитофоном, рабочие раскладные стулья, микрофоны громкоговорящие, связь гарнитурная;

• центр на 1 место, пылесос и шкаф для летных костюмов;

• 8 посадочных мест, шкаф для одежды и белья, стол с микрофоном и телефоном;

• кабина машиниста.

Отопление осуществлялось жидкостными печками, которые подключались к системе охлаждения двигателя, питались от обычной 12-вольтовой электрической сети. При работе электроприборов 380/220 В.

699П

Еще две модели ЛАЗ-699 1974-75 годов выпуска изготовлены для Байконура. Они же доставили космонавтов на площадку. Кузов автобуса был белого цвета с зелено-оранжевыми горизонтальными полосами, вторая дверь находилась в базе и вела в герметичный отсек с пылесосами и щетками. Далее индивидуальные двери вели в 9-местный отсек для сопровождающих лиц (были установлены туалет, гардероб, холодильник и бар), либо в отсек на 6 мест для космонавтов. Входная дверь позволяла попасть в огороженную стеклом кабину с дополнительным местом для сопровождающего лица. Посередине была еще одна дверь. Автобус был оборудован видео- и магнитолой, переговорным устройством, радио, видео- и фотофонарями, УКВ-радио, системой вентиляции костюмов, телевизором, автономным кондиционером, жидкостным отопителем и системой охлаждения двигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *