Автобус лаз 699 – 699 (699)- , , .

ЛАЗ-699А «Люкс» — автобус для участия в Международном конкурсе автобусов 1967 года

Весной 1967 года с завода ЛАЗ выехала на городские испытания очередная новинка, мгновенно притягивавшая к себе внимание неординарным дизайном, который львовянам раньше не приходилось видеть и оригинальной раскраской с непонятными надписями "18e Semaine Internationale du Car" и "XV Rallye touristique international EUROPE-COTE D'AZUR". Только подойдя ближе можно было понять, о чем шла речь. Мелким шрифтом ниже располагалось более понятное — "18й Международный конкурс автобусов". Именно так у нас решили перевести оригинальное название мероприятия.

Автобус ЛАЗ-699А «Люкс».

Тех, кто знал о Международной автобусной неделе в СССР можно было пересчитать по пальцам. Выставка-конкурс проводилась раз в два года во Франции в Ницце. Организатором её выступало французское «Объединение по разработке и совершенствованию автобусов». Мероприятие длилось три недели, на первой из которых экспонировались последние достижения мирового автобусостроения. Две оставшиеся отводились для туристического ралли (15-го по счету) по Лазурному побережью и крупным городам Европы: Братислава, Кошице, Вена, Турин, Клагефурт, Вилах, Венеция, Генуя, Ницца. В то время эта выставка признавалась наиболее авторитетной и престижной. Советский Союз участвовал в ней впервые.

Примечательно, что никакой внятной информации об этом событии нам найти не удалось. Да, упоминается в редких источниках, что проводилась, выпускались даже памятные знаки и медали, вручались награды… Но где те горы фото и публикаций как о выставке, так и моделях, которые должны оставаться после подобных мероприятий — непонятно. Если обладаете такой информацией, добро пожаловать в комменты.

Автопром СССР на выставке представляли сразу четыре машины, две из которых были изготовлены львовянами: ПАЗ-665Т, ЗиЛ-118 «Юность», ЛАЗ-699А «Люкс» и ЛАЗ «Украина-67». Остановимся подробнее на автобусе ЛАЗ-699А «Люкс».

Работа над моделью была начата ещё в 1966 году. Тогда инженерами ГСКБ, в рамках логического развития серийных междугородников ЛАЗ-699А «Турист», был разработан проект по их модернизации. От стандартной модели новинка должна была отличаться улучшенной отделкой и более высоким уровнем комфорта. Из основных конструктивных изменений можно отметить: появление буфета в передней и гардероба в задней части; раздвижная брезентовая крыша была заменена на три приточно-вытяжных люка.

Автобус ЛАЗ-699А «Люкс» для Международной автобусной выставки 1967.

Экстерьер автобуса также визуально изменился: все двери и люки были выполнены вровень с наружной обшивкой кузова и имели скругленные углы. Схема покраски была относительно строгой и сдержанной, на правой части передка скромно приютился логотип компании «Интурист». На арках колес установили декоративные накладки, которые ранее уже появлялись на опытных моделях. Впервые в бампер были вмонтированы и противотуманки, и габаритные фонари.

ЛАЗ-699А «Люкс» для Международного конкурса автобусов 1967.

Испытания, в том числе во Львове, автобус проходил с номером 77-17 проба. Для зарубежных поездок, согласно регистрационным номерным знакам СССР, был выдан номер серии "ВЕ

" — 12-87 ВЕК. Таким образом, после всех изменений стандартная модель ЛАЗ-699А к началу 1967 года получила приставку «Люкс», а весной отправилась покорять Европу, где вместе с автобусом ЛАЗ «Украина-67» получила Большие призы и медали Комиссариата по туризму Франции.

Автобус ЛАЗ-699А «Люкс».

Модель была выпущена в единственном экземпляре, поскольку для внутреннего рынка оказалась невостребованной и излишне дорогой. С одной стороны, слишком хлопотно было наладить техпроцессы на заводе для получения такого качества (да и советские люди привыкли ездить на транспорте попроще). С другой — уже в 1966 в ГСКБ начали подготовку к производству автобусов ЛАЗ-699Н, которые пришли на замену серийным ЛАЗ-699А, а все работы по ним были свёрнуты.

Автобус ЛАЗ-699А «Люкс». Вид сзади.

Для зарубежных поездок, помимо "выездной серии ВЕ", на весь отечественный транспорт наносился овальный знак "SU", который соответствовал автомобильному коду страны СССР. Поясняется это требованиями, заложенными еще в первой Конвенции о международном передвижении автомобилей 1910 года, участником которой Страна Советов являлась с 1930 года.

laz-legend.ru

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный

После прекращения выпуска междугородных лайнеров ЛАЗ-699А «Турист» в 1966 году, в ГСКБ продолжили изыскания по разработке большого междугородного автобуса. И после того, как была проведена работа по модернизации кузовов серийных моделей, появились образцы ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-697Н.

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный.

После удлинения на одну оконную секцию автобуса ЛАЗ-695Н, усиления базы, установки более мощного двигателя ЗиЛ-375Я5 и более грузоподъемного переднего моста от МАЗ-500, к середине 1969 года был собран экспериментальный образец туристского лайнера, получивший название ЛАЗ-699Н «Турист-2». Этот экземпляр являлся первенцем серийной модели, которая впоследствии стала флагманом в модельном ряду продукции завода ЛАЗ. А теперь попробуем разобраться, как столь кардинально и быстро изменился облик львовских автобусов и что на это повлияло.

Смена концепции дизайна на примере ЛАЗ-699Н «Турист-2»

Еще с середины 1960-х наметилась общая тенденция направления развития дизайна автобусов ЛАЗ. Пришло четкое понимание, что изгиб скатов крыши и их остекление — это уже история. Эпоха покатых и сглаженных округлых форм уходила в прошлое. На смену им пришли новые веяния в дизайне. В качестве исключения и своеобразного финального аккорда конструкторов ЛАЗ, можно вспомнить высококомфортабельный лайнер ЛАЗ-699А «Люкс» 1967 года, собранный исключительно для 18-го Международного конкурса автобусов.

Так, все основные части кузова визуально теперь были четко отделены друг от друга. Отказ от скругленных скатов крыши позволил увеличить высоту боковых оконных проёмов. Это нововведение позволило решить сразу две огромные проблемы, преследовавшие всю продукцию завода, начиная еще с первого опытного автобуса ЛАЗ-695 — малую жёсткость кузова (из-за минимального количества ребер жесткости в верхней его части) и жару в салоне в солнечный день (из-за прямых солнечных лучей, прогревавших салон через остекление крыши).

Если быть более откровенным, то это не было проблемой только опытных образцов, серийные автобусы также не отличались завидной жесткостью. Проблему, скорее, можно назвать ахиллесовой пятой всех ЛАЗовских моделей, о которой знали все: и конструктора с дизайнерами (которые на этом "собаку съели"), и эксплуатационщики (от которых впоследствии и поступала масса жалоб), а главный конструктор ГСКБ по автобусам, К.М. Атоян, еще в 1961 году защитил диссертацию по теме "Кручение автобуса с несущим основанием, вызываемое дорожными неровностями". Более того, именно по причине недостаточной жесткости кузова был прекращен серийный выпуск удлиненных лайнеров ЛАЗ-699А «Турист».

В свою очередь, отказ от остекления пологих скатов крыши решил и проблему духоты и жары в салоне. О ней также всем было известно, не зря же с самых первых образцов в крыше появились люки (а в моделях для эксплуатации в регионах с жарким климатом — брезентовые сдвижные механизмы), а узкие и деликатные форточки боковых окон сразу показали крайне низкую эффективность вентиляции и остались в истории только на первых семи опытных моделях.

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный на испытаниях.

Фото выше было использовано в 1972 году для составления Памятного альбома автобусов и троллейбусов СССР, выпущенного ГСКБ в преддверии 50-летия со дня образования СССР. Новинка ЛАЗ-699Н «Турист-2» отличалась еще одним новшеством для автобусов в туристском исполнении — в заднем свесе у него появилась дверь запасного выхода (распашного типа), которая с этого момента становится обязательной для всех последующих моделей автобусов семейства ЛАЗ-699.

ЛАЗ-699Н «Турист-2» Опытный.

Благодаря увеличению длины на одну оконную секцию и перекомпоновке салона, вместительность автобуса возросла до 41 посадочного места, плюс отдельное кресло для гида. Также появилось дополнительная секция под багажное отделение, теперь общий объем багажников составлял 4.38 м³.

Автобус ЛАЗ-699Н «Турист-2» вид сзади.

Компоновку топливных баков (2 по 150 л.) было решено оставить, поскольку такое решение положительно себя зарекомендовало на лайнерах ЛАЗ-699А «Турист», позволив повысить дальность рейса без дозаправки. На смену пневмоподвеске пришла более надежная рессорная с корректирующими пружинами.

Из отличительных особенностей данного экземпляра можно отметить оригинальное оформление передка автобуса и козырька над ветровым стеклом, как и у первого опытного ЛАЗ-695Н. Задняя часть модели была полностью унифицирована с кузовом серийного ЛАЗ-695М. У второго опытного ЛАЗ-699Н, который собрали через год, дизайн декоративной решетки радиатора был уже другим. Для тех, кому интересно покопаться в истории испытаний львовских автобусов, отметим, что этот опытный ЛАЗ-699Н «Турист-2» был замечен с двумя пробными номерами — 77-33 ПРОБА (штатным, закрепленным за Львовским заводом) и 31-08 ПРОБА. Модель в данном виде в серию не пошла и существовала в единственном экземпляре.

Именно об этой моделе, как перспективной разработке Львовского атвобусного завода, рассказывал К.М. Атоян в статье "ЛАЗ совершенствуется" в декабре 1970 года [ZR-12-1970] стр. 6

laz-legend.ru

ЛАЗ-699Б — опытная модель большого городского автобуса 1969 года

Конец 1969 года выдался достаточно жарким для ГСКБ по автобусам. Еще с лета шла работа над созданием новых моделей ЛАЗ-695Н и унифицированных на его базе, удлиненных ЛАЗ-699Н. Не оставляя надежды "зацепиться" за выпуск городских моделей, конструкторы подготовили своё видение автобуса для плотного городского трафика.

Вопрос выбора базы для экспериментального автобуса был решен достаточно быстро. Для этих целей была использована модель большого туристического автобуса ЛАЗ-699Н, который в то время также был на этапе доводки конструкции. Тем более, что алгоритм "превращения" среднего автобуса в большой, путем удлинения кузова на одну оконную секцию, относительно неплохо себя зарекомендовал еще в 1960 году. Тогда КБ и экспериментальный цех, положив начало семейства 699-х, собрали два первых опытных образца — комфортабельный ЛАЗ-699 «Карпаты-2» (№20-Э) и четырехфарный ЛАЗ-699А «Карпаты» (№22-Э).

Городской автобус ЛАЗ-699Б Опытный (№56-Э).

Таким образом, ЛАЗ-699Н, удлиненный на одну оконную секцию (1345мм), с двустворчатыми дверями в свесах, вполне подходил для создания городского автобуса. Также было принято решение пожертвовать несколькими местами для сидения в пользу третьей двери, которую расположили в центральной части автобуса. Такой ход был вполне оправдан: в условиях насыщенного городского трафика, особенно в утренний и вечерний часы пик, было важно обеспечить возможность максимально быстро осуществлять посадку и высадку пассажиров.

Центральную дверь сделали четырехстворчатой (по конструкции однотипной с дверьми автобуса ЛиАЗ-677), по ширине она как раз занимала место дополнительного оконного проёма. Площадь в салоне, где ранее располагались удаленные места для сидения, позволяла теперь разместить большее количество стоячих пассажиров, наличие трех дверей также решало вопрос с накопительными площадками — в них просто отпала необходимость. В результате всех этих манипуляций, в салоне ЛАЗ-699Б удалось разместить 31 сиденье, а общая вместимость составила 74 человека.

Опытный автобус ЛАЗ-699Б (№56-Э) на испытаниях.

Увеличение длины базы и установка центральной двери повлекли за собой две проблемы: кузов автобуса оказался ослабленным, а увеличившуюся массу машины (тем более, перегруженной в часы пик), базовый двигатель ЗИЛ-130 (150 л.с.) уже не вытягивал. Обе эти проблемы были быстро решены: жесткость кузова — за счет увеличения толщины стоек противоположного оконного проема, мощность — за счет установки двигателя ЗИЛ-375 (180 л.с.), применения более надёжных мостов, установки АКПП и рессорно-пневматической подвески.

Автобус проходил испытания с номерным знаком ПРОБА — 77-23, но до серийного производства дело не дошло. В целом, попытка создания большого городского автобуса ЛАЗ-699Б могла бы оказаться перспективной (при условии дальнейшей унификации), если бы эту модель собрали на несколько лет раньше.

Большой городской автобус ЛАЗ-699Б.

Дело в том, что ещё с 1968 года на Ликинском Автобусном Заводе уже шло мелкосерийное производство автобусов ЛиАЗ-677, которые позже стали самой массовой моделью в СССР, а их производство длилось почти 40 лет. И Львовская модель значительно проигрывала Ликинской по нескольким параметрам, основным из которых была общая вместимость — 74 пассажира ЛАЗ-699Б, против 110 у ЛиАЗ-677.

Позже, в 1972-74 гг. к модели возвращались, тестируя на ней гибридную схему силовых агрегатов: бензинового двигателя ЗМЗ-53 и тягового генератора ДК-512А, батареи аккумуляторов и тягового электромотора ДК-308А на 75 кВт. Автобус ЛАЗ-699Б так и остался существовать в единственном экземпляре.

laz-legend.ru

ЛАЗ-699Р

  ЛАЗ-699Р "Турист-2" — междугородный автобус большого класса выпускался Львовским автобусным заводом с 1978 по 2002 годы.

  С 1981 года прямоугольные фары заменили круглыми, а эмблема стала выглядеть как большая буква Л в круге.

  С 1989 года на автобусах упразднили алюминиевую фальшрешётку, а с 1990 года на автобусах перестали устанавливать водительскую дверь в левом борту (хотя встречаются автобусы без водительско двери, но с фальшрешёткой).

  Существуют автобусы ЛАЗ-699Р не заводского изготовления работающие на природном газе.

     Технические характеристики:

  Длина 10540 мм.

  Ширина 2500 мм.

  Высота 2980 мм.

  База 5545 мм.

  Колея спереди/сзади 2100/1850 мм.

  Передний свес 2125 мм.

  Дорожный просвет 310 мм.

  Компоновка заднемоторная, заднеприводная

  Колёсная формула 4х2

  Кузов вагонного типа, с несущим основанием, трёхдверный (две двери для пассажиров и одна для водителя до 1990 года)

  Число мест для сидения 41

  Снаряженная масса 8896 кг.

    на переднюю ось 3273 кг.

    на заднюю ось 5623 кг.

  Полная масса 12998 кг.

    на переднюю ось 4548 кг.

    на заднюю ось 8450 кг.

  Радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса 11,2 м.

     наружный габаритный 12,0 м.

  Максимальная скорость 102 км/час

  Тормозной путь со скорости 60 км/час 32,1 м.

  Контрольный расход топлива при 40 км/час 41 л/100 км

     Двигатель ЗИЛ-375Я5: карбюраторный, V-образный, четырёхтактный, восьмицилиндровый

  Диаметр цилиндра и ход поршня 108х95 мм.

  Рабочий объём 7 л.

  Степень сжатия 6,5

  Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8

  Максимальная мощность 180 л.с. (132,4 кВт) при 3200 об/мин

  Максимальный крутящий момент 47,5 кгс*м (465,8 Н*м) при 1800 об/мин

  Карбюратор К-89АЕ

  Электрооборудования 12 В

  Аккумуляторная батарея 3ТСТ-150 2 шт.

  Сцепление однодисковое

  Коробка передач пятиступенчатая, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах

  Главная передача центральная одинарная и планетарные редукторы в ступицах колёс

  Передаточные числа:

    коробки передач 6,17; 3,40; 1,79; 1,00; 0,78; З.Х. - 6,69

    центральной передачи 1,93

    планетарных редукторов 3,90

    общее главной передачи 7,52

  Рулевой механизм винт и гайка с встроенным гидроусилителем

  Передняя и задняя подвески зависимые, рессорно-пневматические; амортизаторы гидравлические, телескопические

  Рабочие тормоза барабанные, привод раздельный, пневматические

  Стояночный тормоз механический, с пневмоусилителем на тормозные механизмы задних колёс

  Число колёс 6+1

  Шины 280-508Р (10,00Р-20)

  Топливные баки 2 по 150 л.

  Топливо бензин АИ-93,А-76

nashi-avto.ru

ЛАЗ-699 — Википедия

ЛАЗ-699
Завод-изготовитель / ЛАЗ
ДАЗ
/ МАЗ
Выпускался, гг 1964—2002
Полная масса, т 12,931
Снаряжённая масса, т 8,829
Макс. скорость, км/ч 102
Класс автобуса высокопольный большой вместимости
Вместимость
Мест для сидения 41
Габариты
Колея передних колёс, мм 2 100
Колея задних колёс, мм 1 880
Длина, мм 10 540
Ширина, мм 2 500
Высота по крыше, мм 2 980
База, мм 5 545
Салон
Количество дверей для пассажиров 2
Формула дверей 1+1
Напряжение бортовой низковольтной сети, В 12
Двигатель
Модель двигателя

ЗИЛ-375Я5

Производитель:ЗИЛ
Марка:ЗИЛ-375Я5
Тип:Бензиновый
Объём:6962[1] см3
Максимальная мощность:180 л. с. (133 кВт [181 л. с. по ГОСТ 8.417]), при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент:466 Н·м, при 1800 об/мин
Конфигурация:V8
Цилиндров:8
Клапанов:8×2
Расход топлива при смешанном цикле:38 л/100 км
Расход топлива при городском цикле:43 л/100 км
Расход топлива на трассе:32 л/100 км
Экологические нормы:EURO-0
Диаметр цилиндра:108 мм
Ход поршня:95 мм
Степень сжатия:6,5
Система питания:двухкамерный карбюратор К-89
Охлаждение:жидкостное
Клапанной механизм:OHV
Материал блока цилиндров:чугун
Материал ГБЦ:алюминий
Тактность (число тактов):4
Порядок работы цилиндров:1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо:бензин
основной — АИ-93 (92)
допустимый — А-76 (АИ-80)[1]

ЗИЛ-509.10

Производитель:ЗИЛ
Марка:ЗИЛ-509.10
Тип:Бензиновый
Объём:6962 см3
Максимальная мощность:175 л. с. (133 кВт [181 л. с. по ГОСТ 8.417]), при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент:471 Н·м, при 1800 об/мин
Конфигурация:V8
Цилиндров:8
Клапанов:8×2
Расход топлива при смешанном цикле:38 л/100 км
Расход топлива при городском цикле:43 л/100 км
Расход топлива на трассе:32 л/100 км
Экологические нормы:EURO-0
Диаметр цилиндра:108 мм
Ход поршня:95 мм
Степень сжатия:7,1
Система питания:двухкамерный карбюратор К-89
Охлаждение:жидкостное
Клапанной механизм:OHV
Материал блока цилиндров:чугун
Материал ГБЦ:алюминий
Тактность (число тактов):4
Порядок работы цилиндров:1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо:бензин
основной — АИ-93 (92)[1]
Трансмиссия
Модель коробки передач
механическая 5-ступ.
Производитель:ЯМЗ
Модель:ЯМЗ-204У
Тип:механическая
Число ступеней:5
Передаточные отношения: 
1 передача:6,17
2 передача:3,40
3 передача:1,79
4 передача:1,00
5 передача:0,78
Задняя передача:6,69
Синхронизаторы:2-5
Переключение:напольный рычаг
Подвеска
Тип задней подвески зависимая рессорная
 ЛАЗ-699 на Викискладе

ЛАЗ-699 — советский и украинский междугородный автобус большого класса, выпускавшийся Львовским автобусным заводом с 1964 года. Автобус изготавливался в трёх поколениях:

  • ЛАЗ-699А (1964—1966)
  • ЛАЗ-699Н (1972—1978)
  • ЛАЗ-699Р (1978—2002)
  • ЛАЗ-699Т (2000—2002)

Первый опытный образец туристического автобуса ЛАЗ-699 был построен в 1960 году и имел название «Карпаты».

В отличие от базовой модели Львовского завода ЛАЗ-695, «699-й» был удлинен на одну секцию и отличался более высокой степенью комфортабельности. В своей комплектации он имел холодильник, отсек для термосов, гардероб, туалет, два больших раздвижных люка в крыше и 34 мягких регулируемых пассажирских сидения с вмонтированными в подголовник динамиками радиоприёмника.

На автобусе стоял V-образный двигатель ЗИЛ-375 с однодисковым сцеплением и синхронизированная механическая коробка передач, пневматическая подвеска, для передних колес — независимая, гидроусилитель руля, пневматические тормоза с раздельными контурами для передней и задней оси.

В 1961 году автобус демонстрировался на ВДНХ СССР и в том же году был показан высшему руководству страны, в том числе и Н. С. Хрущёву.

ЛАЗ-699А

В декабре 1960 года были готовы два экземпляра автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты», которые конструкционно полностью соответствовали предыдущему экземпляру, за исключением установленной на одном из них пневмоэлектрической дистанционной системы переключением передач, но, самое главное, данные экземпляры отличались от ЛАЗ-699 планировкой салона.

От установки буфета, гардероба и туалета в автобусах отказались, а за счёт освободившегося пространства увеличили количество посадочных мест до 41. В дальнейшем такую планировку приняли за базовую и далее все опытные автобусы выполнялись в модификации ЛАЗ-699А.

В 1961 году было выпущено ещё несколько опытных экземпляров автобуса ЛАЗ-699А. Они сохранили четырёхфарную систему освещения, но фары были расположены более привычно — горизонтально.

В 1962 году автобус проходил испытания в Крыму, в ходе которых у госкомиссии возникли претензии к надежности агрегатов. После устранения недостатков в конструкции опытных автобусов в 1963 году был построен модернизированный вариант автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты-1».

Автобус специально был подготовлен для дополнительных государственных испытаний, в частности, на нём были установлены более надёжные мосты от грузового автомобиля МАЗ-500, которые позволили решить проблему долговечности агрегатов, к которым в основном и были претензии на испытаниях. Данный автобус ещё сохранил четырёхфарную систему освещения, но это был последний четырёхфарный ЛАЗ-699.

Серийный выпуск больших междугородных автобусов на Львовском автобусном заводе начался под наименованием ЛАЗ-699А «Турист» с 1964 года. На серийных автобусах отсутствовали буфеты, гардеробы и туалеты — в этом плане автобус был максимально упрощён, он комплектовался двигателем ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Число мест для сидения в автобусе — 41.

Одновременно выпускались автобусы с двумя типами крыши — с жесткой цельнометаллической и с крышей, имеющей брезентовый люк.

Внешние изображения
ЛАЗ-699А
[1]

Производство автобуса продолжалось всего два года, после чего автобус был снят с производства из-за проблем с надёжностью кузова в виде низкой жесткости на кручение. Всего с 1964 по 1966 годы было построено 110 единиц. В настоящее время сохранившиеся экземпляры ЛАЗ-699А неизвестны.

В 1967 году весной автобус участвовал в Международном конкурсе автобусов в Ницце и 15-м туристическом автобусном ралли по дорогам Европы. Этот автобус вместе с автобусом ЛАЗ «Украина-67» получили Большие призы и медали Комиссариата по туризму Франции.

Видео по теме

ЛАЗ-699Н

В конце шестидесятых годов специалистами Головного Специализированного Конструкторского Бюро по автобусам (ГСКБ) был разработан новый модифицированный кузов для автобусов ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-697Н, внешне отличавшийся от предыдущих модификаций более современным дизайном и высокими лобовыми стеклами.

На его основе в 1969 году был создан опытный автобус ЛАЗ-699Н, кузов которого отличался от предыдущей модификации ЛАЗ-699А повышенной прочностью. Вместо пневматической подвески автобус оснащается рессорно-пружинной, аналогичной подвеске машин серий 695 и 697. Также у этого автобуса появилась дверь запасного выхода в заднем свесе, которая с этого момента становится обязательной для всех последующих автобусов семейства ЛАЗ-699.

От будущих серийных машин опытный ЛАЗ-699Н отличался отсутствием воздухозаборника на крыше — соответственно в каждом боковом окне были сдвижные форточки, как и у предыдущей модификации, и у городских моделей.

Внешние изображения
ЛАЗ-699Н
[2]

Следующие опытные образцы автобуса ЛАЗ-699Н «Турист» появились в 1972 году. Один из этих автобусов в 1973 году экспонировался на ВДНХ СССР. В 1973 году были построены опытные ЛАЗ-699Н с системой естественной вентиляции. На крыше этого автобуса располагался воздухозаборник, а форточки в окнах отсутствовали.

ЛАЗ-699Н выпускался с 1972 по 1978 гг. эпизодическими опытно-промышленными партиями. Всего за этот период было собрано 213 экземпляров.

ЛАЗ-699Д

В 1976 году был представлен опытный автобус ЛАЗ-699Д (вместо карбюраторного двигателя ЗИЛ-375Я5 оснащённый дизельным двигателем ЯМЗ-740 мощностью 210 л. с.)[2].

ЛАЗ-699Р

В 1978 году на смену автобусу ЛАЗ-699Н пришёл новый большой туристический автобус ЛАЗ-699Р. Но по-настоящему массовый выпуск ЛАЗ-699Р начался в 1983 году, когда за счёт снятия с производства ЛАЗ-697Р развернулось крупносерийное производство ЛАЗ-699Р.

До 2002 года, пока продолжалось производство этого автобуса, он не раз подвергался модернизациям, но при этом кузов и основные агрегаты автобуса оставались прежними.

Автобусы ЛАЗ-699Р первых выпусков можно отличить по алюминиевой фальшрадиаторной решётке на передке, а у самых ранних автобусов (примерно до 1981 года) ещё были «москвичёвские» прямоугольные фары и маленькая квадратная эмблема с буквой «Л» внутри. С 1981 года фары заменили круглыми, а эмблема стала выглядеть как большая буква «Л» в круге.

Но в это же время, в первой половине 80-х годов, параллельно производился небольшими партиями автобус ЛАЗ-699Р в исполнении «люкс», в основном для обслуживания различных высоких государственных учреждений. Отличительной особенностью таких автобусов было обилие внешних декоративных деталей из чёрной пластмассы (фальшрешётка радиатора, колпаки колёс, воздухозаборник на крыше), а также передний бампер со встроенными противотуманными фарами.

В конце 80-х годов на автобусах упразднили алюминиевую фальшрадиаторную решётку, а с 1990 года на автобусах перестали устанавливать водительскую дверь в левом борту. На некоторые автобусы ЛАЗ-699Р последних годов выпуска с завода могли устанавливаться мосты с дисковыми колёсами. Производился до 2002 года. В настоящее время встречаются экземпляры с двигателями ЯМЗ-236 и Hino EF750 и ранние автобусы с водительской дверью.

Технические характеристики

Тормозной путь с 60 км/ч, м32,1
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км31,3
Радиус поворота, мпо внешнему колесу — 11,2 габаритный — 12,0
ДвигательМод. ЗИЛ-509.10 (ЗИЛ-375Я5), бензиновый, V-обр., 8-цил., 7,0 л, мощность 129 кВт, (180 л. с.)
Трансмиссия5-ступенчатая
Время разгона до 60 км/ч, с37,0
Кузоввагонного типа, с несущим основанием, две ручные двери
Сиденья41, расположение четырёхрядное, самолетного типа с регулируемым наклоном спинки и подголовником
Расположение двигателязаднее
Объём багажных отсеков, м³4,38
Снаряжённая масса, кг8829
Полная масса, кг12931
Макс. скорость, км/ч102
Макс, преодолеваемый подъём, %25

Примечания

Ссылки

wiki2.red

📌 ЛАЗ-699 - это... 🎓 Что такое ЛАЗ-699?

ЛАЗ-699
Завод-изготовитель

/ ЛАЗ
ДАЗ
/ МАЗ

Выпускался, гг

1964—2002

Полная масса, т

12 931

Снаряжённая масса, т

8 829

Макс. скорость, км/ч

160

Класс автобуса

высокопольный большой вместимости

Габариты
Колея передних колёс, мм

2 100

Колея задних колёс, мм

1 880

Длина, мм

10 540

Ширина, мм

2 500

Высота по крыше, мм

2 980

База, мм

5 545

Салон
Количество дверей для пассажиров

2

Формула дверей

1+1

Двигатель
Модель двигателя

ЗИЛ-375Я5

Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км

31,3

Трансмиссия
Модель коробки передач

ЯМЗ-204у

ЛАЗ-699 на Викискладе

ЛАЗ-699 — Междугородный автобус большого класса, выпускаемый Львовским автобусным заводом с 1964 г. Автобус выпускался в трёх поколениях

  • ЛАЗ-699А (1964—1966)
  • ЛАЗ-699Н (1976—1978)
  • ЛАЗ-699Р (1978—2002)
  • ЛАЗ-699Т (2000—2002)

Первый опытный образец туристического автобуса ЛАЗ-699 был построен в 1960 году и имел название «Карпаты».

В отличие от базовой модели Львовского завода ЛАЗ-695, «699-й» был удлинен на одну секцию и отличался более высокой степенью комфортабельности. В своей комплектации он имел холодильник, отсек для термосов, гардероб, туалет, два больших раздвижных люка в крыше и 34 мягких регулируемых пассажирских сидения с вмонтированными в подголовник динамиками радиоприёмника.

На автобусе стоял V-образный двигатель ЗИЛ-375 с однодисковым сцеплением и синхронизированная механическая коробка передач, пневматическая подвеска, для передних колес — независимая, гидроусилитель руля, пневматически тормоза с раздельными контурами для передней и задней оси.

В 1961 году автобус демонстрировался на ВДНХ СССР и в том же году был показан высшему руководству страны, в том числе и Н. С. Хрущёву.

ЛАЗ-699А

В декабре 1960 года были готовы два экземпляра автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты», которые конструкционно полностью соответствовали предыдущему экземпляру, за исключением установленной на одном из них пневмоэлектрической дистанционной системы переключением передач, но, самое главное, данные экземпляры отличались от ЛАЗ-699 планировкой салона.

От установки буфета, гардероба и туалета в автобусах отказались, а за счёт освободившегося пространства увеличили количество посадочных мест до 41. В дальнейшем такую планировку приняли за базовую и далее все опытные автобусы выполнялись в модификации ЛАЗ-699А.

В 1961 году было выпущено ещё несколько опытных экземпляров автобуса ЛАЗ-699А. Они сохранили четырёхфарную систему освещения, но фары были расположены более привычно — горизонтально.

В 1962 г. автобус проходил испытания в Крыму в ходе которых у госкомиссии возникли претензии к надежности агрегатов. После устранения недостатков в конструкции опытных автобусов в 1963 году был построен модернизированный вариант автобуса ЛАЗ-699А «Карпаты-1».

Автобус специально был подготовлен для дополнительных государственных испытаний, в частности, на нём были установлены более надёжные мосты от грузового автомобиля МАЗ-500, которые позволили решить проблему долговечности агрегатов, к которым в основном и были претензии на испытаниях. Данный автобус ещё сохранил четырёхфарную систему освещения, но это был последний четырёхфарный ЛАЗ-699.

Серийный выпуск больших междугородных автобусов на Львовском автобусном заводе начался под наименованием ЛАЗ-699А «Турист» с 1964 года. На серийных автобусах отсутствовали буфеты, гардеробы и туалеты — в этом плане автобус был максимально упрощён, зато он комплектовался двигателем ЗИЛ-375, мощностью 180л.с. Число мест для сидения в автобусе — 41.

Интересно, что одновременно выпускались автобусы с двумя типами крыши — с жесткой цельнометаллической и с крышей, имеющей брезентовый люк.

Производство автобуса продолжалось всего два года, после чего автобус был снят с производства, из-за проблем с надёжностью кузова в виде низкой жесткости на кручение. Было выпущено небольшое количество этих машин. В настоящее время сохранившиеся экземпляры ЛАЗ-699А неизвестны.

В 1967 г. весной автобус участвовал в Международном конкурсе автобусов в Ницце и 15-ом туристическом автобусном ралли по дорогам Европы. Этот автобус вместе с автобусом ЛАЗ «Украина-67» получили Большие призы и медали Комиссариата по туризму Франции.

ЛАЗ-699Н

В конце шестидесятых годов специалистами Головного Специализированного Конструкторского Бюро по автобусам (ГСКБ) был разработан новый модифицированный кузов для автобусов ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-697Н, внешне отличавшийся от предыдущих модификаций более современным дизайном и высокими лобовыми стеклами.

На его основе в 1969 году был создан опытный автобус ЛАЗ-699Н, кузов которого отличался от предыдущей модификации ЛАЗ-699А повышенной прочностью. Вместо пневматической подвески автобус оснащается рессорно-пружинной, аналогичной подвеске машин серий 695 и 697. Также у этого автобуса появилась дверь запасного выхода в заднем свесе, которая с этого момента становится обязательной для всех последующих автобусов семейства ЛАЗ-699.

От будущих серийных машин опытный ЛАЗ-699Н отличался отсутствием воздухозаборника на крыше — соответственно в каждом боковом окне были сдвижные форточки, как и у предыдущей модификации, и у городских моделей.

Следующие опытные образцы автобуса ЛАЗ-699Н «Турист» появились в 1972 году. Один из этих автобусов в 1973 году экспонировался на ВДНХ СССР. В 1973 году были построены опытные ЛАЗ-699Н с системой естественной вентиляции. На крыше этого автобуса располагался воздухозаборник, а форточки в окнах отсутствовали. Эти машины пошли в серию спустя три года — в 1976-ом.

Серийный ЛАЗ-699Н выпускался с 1976 по 1978 гг. в ограниченных количествах.

ЛАЗ-699Р

ЛАЗ-699Р

В 1978 году на смену автобусу ЛАЗ-699Н пришёл новый большой туристический автобус ЛАЗ-699Р. Но по-настоящему массовый выпуск ЛАЗ-699Р начался в 1983 году, когда за счёт уменьшения выпуска ЛАЗ-697Р развернулось крупносерийное производство ЛАЗ-699Р.

До 2002 года, пока продолжалось производство этого автобуса, он не раз подвергался модернизациям и естественно изменениям во внешнем виде, но при этом кузов и основные агрегаты автобуса оставались прежними.

Автобусы ЛАЗ-699Р первых выпусков можно отличить по алюминиевой фальш-радиаторной решётке на передке, а у самых ранних автобусов (примерно до 1981 года) ещё были «москвичёвские» прямоугольные фары и маленькая квадратная эмблема с буквой «Л» внутри. С 1981 года фары заменили круглыми, а эмблема стала выглядеть как большая буква «Л» в круге.

Но в это же время, в первой половине 80-х годов параллельно производился небольшими партиями автобус ЛАЗ-699Р в исполнении «люкс», в основном для обслуживания различных высоких государственных учреждений. Отличительной особенностью таких автобусов было обилие внешних декоративных деталей из чёрной пластмассы (фальш-решётка радиатора, колпаки колёс, воздухозаборник на крыше), а также передний бампер со встроенными противотуманными фарами.

В конце 80-х годов на автобусах упразднили алюминиевую фальш-радиаторную решётку, а с 1993 года на автобусах перестали устанавливать водительскую дверь в левом борту. На некоторые автобусы ЛАЗ-699Р последних годов выпуска с завода могли устанавливаться мосты с дисковыми колёсами. Производился до 2002 года.

Технические характеристики

Тормозной путь с 60 км/ч, м32,1
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км31,3
Радиус поворота, мпо внешнему колесу — 11,2 габаритный — 12,0
ДвигательМод. ЗИЛ-509.10 (ЗИЛ-375Я5), бензиновый, V-обр., 8-цил., 7,0 л, мощность 129 кВт, (180 л.с.)
Трансмиссия5-ступенчатая
Время разгона до 60 км/ч, с37,0
Кузоввагонного типа, с несущим основанием, две ручные двери
Сиденья41, расположение четырёхрядное, самолетного типа с регулируемым наклоном спинки и подголовником
Расположение двигателязаднее
Объём багажных отсеков, м. куб4,38
Снаряженная масса, кг8829
Полная масса, кг12931
Макс. скорость, км/ч102
Макс, преодолеваемый подъем, %25

Ссылки

dic.academic.ru

ЛАЗ-699: самый быстрый серийный автобус в СССР

Ни для кого не секрет, что автомобильная промышленность в СССР была достаточно неплохо развита. На рынок выходило большое количество разнообразных моделей, некоторые из которых до сих пор в строю (в том или ином виде). Одним из таких интересных продуктов был ЛАЗ-699, который получил неофициальный статус самого быстрого советского серийного автобуса.

Междугородный автобус большого класса ЛАЗ-699 выпускался на Львовском автобусном заводе. За годы его производства было разработано три поколения этого транспортного средства.

Серийное производство ЛАЗ-699 было запущено в 1964 году, автобус выпускался вплоть до 2002 года. По сравнению со своими предшественниками данное транспортное средство имело более высокую комфортабельность, которая была достигнута за счет мягких пассажирских сидений. Изначально планировалось, что машина будет оборудована гардеробом, туалетом и буфетом, однако впоследствии было принято решение от этого отказаться.

Одной из самых интересных особенностей ЛАЗ-699 стал его силовой агрегат. На автобус устанавливался V-образный двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Разработчикам даже пришлось ограничить максимальную скорость машины до 102 км/ч, чтобы у водителей не возникало желания лихачить на нем. Автобус также был оборудован гидроусилителем руля, пневматической подвеской и тормозами с раздельными контурами.

Следует отметить, что ЛАЗ-699 участвовал в различных соревнованиях. К примеру, в туристическом автобусном ралли по дорогам Европы, а также в Международном конкурсе автобусов в Ницце.

Автобус ЛАЗ-699 серийно выпускался вплоть до 2002 года, после чего было принято решение отказаться от дальнейшего серийного выпуска машин на этой платформе.

Автор: Станислав Блохин

Источник фото: pixabay.com, wikipedia.org/Ilya Plekhanov

politros.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о