Автобус ikarus – фото, описание, технические характеристики, производитель, история создания :: SYL.ru

Содержание

Автобусы IKARUS — экскурсия в прошлое (53 фото)

Многие из нас помнят времена Советского Союза и курсирующие по городским улицам желтые и красно-белые автобусы марки Ikarus. Сейчас автобусов той самой 200-й серии почти не осталось, а новые уже так не привлекают внимание.Предлагаю вам подборку фотографий редких автобусов построенных на базе 200-й серии, некоторые не доехали ни до СССР, ни до России, а некоторые были выпущены в единичных экземплярах.


Ikarus 250 Прототип (1967)

Первый прототип междугородного автобуса Ikarus 250 (а собственно и всей серии) был собран в 1967 году. Как и в случае с предыдущими моделями, Ikarus 250 подвергся самым тщательным испытаниям. Один из первых экземпляров в 1968 г. проходил эксплуатационные испытания в СССР, в том числе с участием ведущих институтов, таких как НАМИ и НИИАТ. Интересно, что этот автобус имел фары прямоугольной формы, тогда как серийные Ikarus 250 получат четыре круглых фары. Ikarus 242 (1969-1970)


Низкопольный автобус Ikarus 242. Первая презентация произошла на торговой ярмарке 1969 года в г. Лейпциг, где автобус был отмечен золотой медалью. С него началось развитие особой низкопольной серии Икарусов: 240, 242, 284. В период с 1969 по 1970 год было изготовлено несколько опытных образцов, однако в серию модель не пошла. Некоторая особенность 242 модели — это необычная раскраска: первая дверь и «щиток» впереди окрашивались в другой цвет. Существовал в двух вариациях: городской и пригородной, кроме того имелась модификация 240, отличавшаяся уменьшенной длиной на 720 мм. Ikarus-Scania 664 (1972)

Ikarus 255 Omnibus für Kinder (1972)

Специальная версия Ikarus 255.74, предназначенная для перевозки детей. Автобус имеет семирядную планировку сидений (104 места для детей и 5 для сопровождающих взрослых). Ikarus 266 (1973)

Ikarus 266 отличался от модели 260 заднемоторной компоновкой и наличием двух дверей. Выпускался в двух вариациях: пригородной и городской (количество мест 45 и 30 соответственно). В ноябре 1974 года Ленинградским филиалом НИИАТ были начаты осенне-зимние испытания Ikarus 266 на маршруте 431 Ленинград-Гатчина, так как поставки автобусов этого типа планировались в Ленинград. Позднее от этого отказались. Ikarus 190 (1973–1977)


Изначально этот автобус разрабатывался специально для Германии, где союз автотранспортных предприятий составил для заводов-изготовителей автобусов рекомендации о том, какие им нужны автобусы (стандарт VOV). Рекомендации касались в том числе и внешнего вида, что объясняет схожесть немецких машин даже разных марок. 154 экземпляра было экспортировано в Германию (Гамбург), 100 — в Кувейт, и лишь 2 остались в Венгрии. Ikarus 280 Пригородный (1973-2000)

Ikarus 254 (1975)

Ikarus 260 CH (1975)

Создан специально для Швейцарии. Индекс «CH» — опознавательный знак швейцарского автотранспорта в международном движении. К особенностям можно отнести: особое «северное» остекление, отопители повышенной мощности, подогреватель Webasto с 24-часовым таймером, широкие двери. Особое внимание уделено мерам безопасности, например, при начале движения с незакрытыми дверьми автоматически активируется тормозная система. Предназначен для междугороднего сообщения. Ikarus 270 (1975)


Впервые был показан в 1975 году на международной осенней ярмарке в Будапеште. Был предназначен для междугородного сообщения. В салоне размещается 40 кресел, буфет, холодильник, рукомойник, гардероб. Комфортабельные регулируемые сиденья оснащены ремнями безопасности. Машина длиной 12 м весит в снаряженном состоянии 11,2 т, а с полной нагрузкой — 16 т. Шестицилиндровый дизель мощностью 220 л.с., расположенный в задней части машины под полом cалона, позволяет автобусу развивать скорость 106 км/ч. Ступенчатая форма кузова объясняется тем, что пол салона поднят больше, чем обычно (на 200 мм выше по отношению к отсеку водителя), чтобы предоставить место для емких багажных отсеков. Одновременно удалось значительно повысить безопасность пассажиров, подняв их над зоной наиболее вероятного повреждения боковин кузова при авариях. Задняя же надстройка вызвана необходимостью разместить установку для кондиционирования воздуха и ее воздухоприемную решетку. Среди других особенностей этой модели надо отметить независимую переднюю подвеску, раздельный пневматический привод тормозов, пятиступенчатую трансмиссию, гидравлический усилитель рулевого управления, безопасную рулевую колонку. Ikarus 222 (1975–1979)


Ikarus 212 LUX (1976)

Ikarus-MAN 212 (1976)

Ikarus-MAN 662 (1976–1977)

Ikarus-MAN 272 (1978)

Ikarus 281 (1978)

Версия городской модели 280 для левостороннего движения. В бело-красной окраске в 1978-80 годах было поставлено 124 автобуса в Мозамбик. Ikarus 282 (1978–1980)


Представляет собой удлиненную на 1,5 метра модель 280. Длина прицепа увеличена на одну оконную секцию. С 1978 по 1980 было построено 10 автобусов. Ikarus 284

Ikarus 286 Crown (1978-1984)

Версия для рынка США. Отверточная сборка проводилась в Юнион-Сити, штат Индиана, в 1980-х. Работали в автобусных парках таких городов как Портленд, Хьюстон, Милуоки, Луисвилль, Сан-Матео, Гонолулу, Джексонвилль, Олбани, Санта-Клара. Ikarus 258 (1983)

Ikarus 263/283 (1985–1998)

Ikarus 263 и 283, выпускавшиеся с середины 1980-х, представляли собой удлинённые на 1 м Ikarus 260 и 280. Эти автобусы был разработан для экспорта в ГДР, позже началось производство для эксплуатации в Венгрии. Внешне отличались небольшими дополнительными окошками за передней и задней дверями. Первые автобусы оснащались двумя четырёхстворчатыми дверьми. На них использовался тот же дизель D2156 HM6U с турбонаддувом мощностью 220 л.с. Увеличение длины автобуса позволило изменить компоновку салона. Вместо убранных сидений напротив средней двери появилась просторная накопительная площадка. Была увеличена и задняя накопительная площадка. Салон стал намного комфортабельнее за счёт установки новых сидений с более высокими спинками и боковыми ручками для стоящих пассажиров. Сиденья, располагавшиеся около дверей, были отгорожены от них стеклянными перегородками. В плафонах освещения нового типа использовались люминисцентные лампы. Спустя год эти новшества были внедрены и на Ikarus 260 и 280. Ikarus 216 (1985–1990)


Пригородный автобус среднего класса. Экспортировался в Кувейт (с 1989 по 1990 год). Оснащался автоматической КПП и кондиционером. Стекла автобуса имеют тонировку, а кузов выполнен в традиционной для Кувейта раскраске. Ikarus 284T (1988)


Построен в единственном экземпляре на основе городского автобуса Ikarus 284 с низким уровнем пола. Был представлен публике на торговой ярмарке в Будапеште. Оснащен электрооборудованием венгерской фирмы GANZ. Мощность электромотора GANZ HXUR/E 56 5G2 B20 составляет 170 кВт, номинальное напряжение — 600 В. Двигатель располагался в задней части прицепа, за третьей осью. Вторая и третья оси имели двускатные шины, привод осуществлялся на последнюю ось. У троллейбуса три открывающиеся вовнутрь двустворчатые двери планетарного типа, которые могли открываться и снаружи при помощи кнопки.

Ikarus 293 (1988)


В 1988 году Ikarus построили многосекционный автобус на базе автобуса Ikarus 293, длиной 22,5 метра. Прототип прошел все обязательные тесты и побывал на выставках. Но водители жаловались на очень тяжелую управляемость и до перевозки пассажиров дело так и не дошло. Проект был заморожен до 1992 года. Тогда, на том же автобусе, заменили двигатель, интерьер и покраску. После этого было продано еще несколько таких автобусов в Иран. Также построена лицензионная копия автобуса под маркой Giron для Кубы.

Ikarus 290 (1988)


Ikarus 290 предназначен для перевозки пассажиров в аэропортах. Двигатель, D2156 HM6U, перенесен в переднюю часть автобуса, что позволило организовать низкопольную компоновку салона. Выпуск автобуса был направлен на экспорт. По одному автобусу проданы на Ближний Восток и Чехословакию, по 4 — получили Индия и Мозамбик.

Ikarus-Steyr 259 (1991)

Ikarus-Scania 259

Ikarus 692 PALT

Ikarus 250SL

Ikarus 200


Экзотический кабриолет создан на базе 250 модели. Использовался для проведения экскурсий по европейским городам. Несколько раз модернизировался.

Серия «Classic»: С50, С56, С60, С63, С80, С83 (1998–2004)


Автобусы серии «С» — результат модернизации 200-й серии (получили индекс «С» вместо «2» в обозначении). Изменился в основном дизайн кузова.

fishki.net

фото, технические характеристики, история создания

Те, кто родился в СССР в 50-70 годы прошлого века, прекрасно помнят желтые длиннющие венгерские автобусы марки «Икарус», которые, причудливо изгибаясь, преодолевали крутые повороты, так как постоянно ездили на них, платя за проезд 5 копеек (кто-то ездил и бесплатно — «зайцем»).

Так работало разделение труда в рамках мировой системы социализма. Автобусы «Икарус» Венгрия поставляла во все страны, входящие в СЭВ (совет экономической взаимопомощи), а также во многие страны Африки и отдельные европейские страны (Швеция, Западная Германия, Финляндия и ряд других). Интересно, что в разные страны, как правило, автобусы одной и той же модели поставлялись в разной «раскраске». Позднее, когда марка «Икарус» (правильнее произносить «Икаруш» с ударением на первом слоге) стала известна во всем мире, были организованы совместные предприятия в развитых промышленных странах северной Америки, а также на Кубе, в Северной Корее и Индонезии.

История марки

А начиналось все в самом конце позапрошлого века с маленькой мастерской в Будапеште (Австро-Венгрия), которую основал Имре Ури. Через 30 лет это предприятие стало производить автобусные кузовы, а при его сыновьях в 1939 г. было собрано 1 000 автобусов.

После окончания Второй мировой войны фирму национализировали и, объединив с АО «Икарус», оставили название последней. Свой путь к мировой славе эта фирма начала в 1962 г. после передачи ей завода в Секешфехерваре. Этот завод специально строился для производства автобусов «Икарус» 200-ой модели. Поставлялась подавляющая часть городских и междугородних автобусов в Советский Союз. С его распадом фирма, естественно, потеряв рынки сбыта, свернула практически все свое производство и разделилась на две — по числу заводов (Будапешт и Секешфехервар), которые выполняли индивидуальные заказы.

В предпоследний год прошлого века группа Ikarusbus попыталась вдохнуть в них «жизнь», но неудачно. В 2007 г. официально объявлено о банкротстве фирмы EAG (завод в Будапеште), а завод «Икарус» в Секешфехервар, перебиваясь «с хлеба на квас», существует и в настоящее время в условиях жесткой конкуренции внутри Евросоюза.

«Икарус» до 250 модели

В 1953 г. началось производство междугородних автобусов модели 55 с корпусом вагонного типа, а через год и «Икарус-Люкс».

Это были очень комфортабельные для тех лет автобусы и производились (с небольшими улучшениями) два десятка лет. За свои футуристические (профиль сигароподобный, фас — квадрат) очертания, фару над лобовым стеклом и шумный двигатель водители называли «Икарус-Люкс» «пылесосом». Длиной 11 метров, он имел шестицилиндровый дизельный двигатель в 170 л/с, который располагался сзади. Это гарантировало отсутствие в салоне соответствующего запаха, что было обычным делом при эксплуатации в России последующих моделей этой марки. Тридцать два мягких сиденья, подвеска с гидравлическими амортизаторами и максимальная скорость 98 км/час обеспечивали комфортабельные условия поездок. Эти автобусы были очень надежны и проходили без капитального ремонта до миллиона километров.

В 1966 г. начался выпуск супервместимого, длиной более 16 метров (народу туда набивалось без счета) городского автобуса «Икарус» 180 модели, который продолжался семь лет. Он был белого цвета с красной полосой, с кузовом вагонного типа, имевшим четыре пассажирские двери и тамбур-гармошку, а также регуляторами кузова, работавшими на сжатом воздухе. Двигатель — тоже шестицилиндровый, дизельный, 192-х сильный Raba-MAN. Максимальной скорости (63 км/час) в городских условиях достичь было практически невозможно. Комфорта в этой модели было мало, за что в СССР ее прозвали «скотовозкой», а за внешний вид звали еще «гармошкой». На смену этой модели в 70-х годах XX века пришел «Икарус-280».

Великолепный «странник» — «Икарус-256»

Полвека производилась модель «Икарус-256», которая впервые вышла с конвейера в 1977 г. Это был немного усовершенствованный «Икарус-250» — более комфортный и на метр короче (длина 11 метров). Вместимость автобуса «Икарус» рассчитывалась под перевозку туристов, в том числе иностранных, и в нем было 45 мягких сидений. Последние пять сидений объединены в «спальный» диван, который несколько приподнят (две ступеньки) над остальным салоном автобуса. Несомненным новшеством для того времени стало наличие телевизора, подвешенного справа от водителя. Со всем этим великолепием немного контрастировали багажные полки, доставшиеся этой модели от «Икаруса-255» (матерчатая сетка на каркасе).

Дизайн был неизменным. Кузов несущий, вагонного типа, двигатель заднего расположения и мощнее, чем на предыдущих моделях (250 л/с). Существенно большим стало багажное отделение. Местоположение эмблемы фирмы и числа 256 — над воздухозаборником. Присутствовали панорамное, двухдольное, огромного размера ветровое стекло, зеркала заднего вида типа «уши зайца» и мощные две пары фар с линзовым покрытием.

Модель 260

Треть века — до второго года нашего столетия продолжался выпуск автобуса «Икарус-260». Интересно, что у данной модели было 30 модификаций (выпускались версии даже для горных районов). В отличие от других автобусов этой фирмы, цвет поставляемых в СССР «Икарусов» был желтым.

Также впервые была применена пневматическая подвеска, которая ранее была механической и «сгорала» за год езды. Кузов – стандартный, с тремя пассажирскими дверями (четыре складывающиеся створки). Двигатель расположен под полом, отопление салона — как от системы охлаждения двигателя, так и воздушное. Вместимость до 107 человек, мест для сидения – 22. При полной вместимости, масса автобуса могла превышать 15 тонн. Максимальная скорость 66 км/час в пределах населенных пунктов не разрешалась.

Модульная конструкция

Автобус «Икарус-280» сменил уже выработавший свой ресурс «Икарус-180» Основной идеей этой модели стала его модульная конструкция, поэтому он имел более пятидесяти модификаций. В нем можно было менять все – от длины самого автобуса (максимально 18 метров), числа дверей (от одной до четырех) до практически любой марки мотора и вида трансмиссии.

По очертаниям это уже был правильной формы параллелепипед со скругленным видом анфас. Мотор в 190 л/с, располагался под полом, и обладал ресурсом в полмиллиона километров до капитального ремонта. Большие площадки вмещали более полутора сотен пассажиров, при 35 посадочных местах. Пол покрывал резиновый ковер. Плавность хода (отличительная черта «Икаруса-280») достигалась большим количеством пневмобаллонов. Барабанные тормоза оснащены пневматическим приводом.

Какие имеет автобус «Икарус» технические характеристики:

  • Размеры (в сантиметрах) – 1650 (длина), 250 (ширина), 316 (высота).
  • Количество мест/максимальная вместительность – 32 единицы/168 персон.
  • Кузов – несущий, вагонного типа, модульный.
  • Двигатель – могли применяться разные виды дизельных (в основном фирмы «Раба»).
  • Компрессия – 17.
  • Показатель максимальной мощности – 192 лошадиные силы.
  • Быстрота передвижения (в километрах) — 66,5.
  • База (в сантиметрах) – 540 на 620.
  • Колея колес (в сантиметрах) – 200 (передние), 183 (средние), 200 (задние).
  • Поворотный радиус (в сантиметрах) – 1050.
  • Клиренс (в сантиметрах) – 35.
  • Максимальная заливка топлива (в гектолитрах) – 25.
  • Максимальная масса (в килограммах) – 12540.

Как выглядит автобус «Икарус»? Фото его читатель может увидеть в нашей статье.

Поставка «Икарусов» в СССР и постсоветское пространство

Как уже упоминалось выше, практически все «Икарусы»направлялись для эксплуатации в СССР. Во-первых, в счет погашения поставок нефти и газа, а во-вторых, учитывалось, что в 70-е годы прошлого века его население превысило четверть миллиарда человек. Пик поставок пришелся на конец 80-х годов XX века, а всего во второй половине этого века (с учетом поставок в обновленную Россию) к нам прибыло более 140 тысяч экземпляров разных моделей и модификаций. Кроме того, в «лихие» девяностые автобус «Икарус» собирался в Москве, Кургане и Арзамасе. Последняя партия поставлена Республике Таджикистан в 2002 г.

«Икарус» — гармошка, особенно в условиях эксплуатации в СССР, имел следующий негативный эффект. Часть оборудования располагалась под полом пассажирского отсека и после частых ремонтов, которые осуществляли советские, а не аккуратные западные специалисты, уплотнители уже не препятствовали проникновению в салон копоти и отработанных газов, за что автобусы стали в народе именовать еще и «газовыми камерами».

В этом году отмечается полувековой юбилей начала поставок в Москву автобуса «Икарус–256». В Мосгортрансе остался работающий до сих пор автобус этой модели. Прописан он в Новокосино, где располагается четвертый парк. Он уже прошел 700 тыс. км. (семь звездочек на борту) и продолжает бесперебойно работать. Еще один такой экземпляр работает в рабочем поселке Сапожок Рязанской области.

Модификации

Компания «Икарус» в незначительных количествах выпускала:

  • Низкопольный, для работы в аэропортах, четырнадцатиметровый «Икарус-290». Использовалась в этих целях и 280-я модель.
  • Полутораэтажный «Икарус-270».
  • Автобус «Икарус» 254 модели с высоким салоном для междугородних маршрутов.
  • 3-х секционный «Икарус-293», длиной 23 метра.

«Икарусы» по-прежнему в продаже

«Икарусы» оставили о себе такую долгую память, что почти любая модель автобуса «Икарус» активно продается и в настоящее время. Кажется, что представлен весь его модельный ряд. Но особенно большой выбор «Икарусов-280». Это знаменитая желтая «гармошка» и шестьдесят четвертая модификация с планетарными дверями.

«Икарусы» в памяти народов СССР

Характеристика автобуса «Икарус»:

  • От автобусов марки «Икарус» у пожилых людей остались в целом хорошие воспоминания. Немного их портит то, что ехать приходилось стоя, часто вдыхая запах гари, а зимой еще и в холоде.
  • Водители всегда были от этих автобусов в восторге. Удобное рабочее место, великолепный обзор и приборная панель, простой доступ к основным узлам прямо из салона.
  • Но, несмотря на достаточное количество недочетов и откровенного негатива при использовании автобусов «Икарус», они справились с главной задачей по перевозке неисчислимого количества пассажиров на необъятных просторах СССР.

Как признание этих заслуг, автобусу этой марки уставлено два памятника в городах Гомель и Воронеж.

Заключение

Фирма «Икарус», как и древнегреческий мифологический Икар (от него и происходит название фирмы), взлетела очень высоко, выпуская до 14 тысяч автобусов в год. Но в отличие от Икара, «упав», не разбилась, а продолжает выпускать автобусы мелкими сериями, сотрудничая в последнее время с чешской «Шкодой».

www.nastroy.net

Ikarus (автобус) — это… Что такое Ikarus (автобус)?

Ikarus (автобус)

Ikarus (Венгрия) — некогда крупнейшая в Европе, а ныне небольшая частная автобусостроительная компания, основанная в качестве кузнечно-каретной мастерской 1895 году в Будапеште. Предприятие вышло на принципиально новый уровень в конце 1960-х годов с введением в строй завода в Секешфехерваре годовой мощностью 15 000 автобусов, построенном специально для производства моделей 200-й серии. В рамках торговых соглашений, автобусы поступали в страны СЭВ, Алжир, Мозамбик, Танзанию и другие страны Африки, специальные модели производились для ФРГ и скандинавских стран. Позднее совместное производство автобусов Икарус было организовано в США, Канаде, Индонезии, КНДР, Кубе. В 70-е годы XX века завод поставлял в СССР до 10 000 автобусов ежегодно, пик поставок пришелся на 1984 год. С 1953 года в СССР поставлено почти 150 000 венгерских автобусов. В 1990-х годах странами бывшего СССР было закуплено большое количество подержанных автобусов из стран Восточной Европы. С 1993 по 2002 год в России велась сборка новых автобусов Икарус в Кургане (заводом КАвЗ), в Москве (заводом ТМЗ), а также некоторыми авторемонтными заводами и автобусными парками (например, в Тольятти).

Наряду с массовыми моделями, заводом в единичных количествах производились уникальные автобусы, в частности: переднемоторный 14-метровый низкопольный Икарус-290 для обслуживания аэропортов (1978 год), городские с пониженным уровнем пола и задним расположением двигателя — одиночный Икарус-242 и сочлененный Икарус-284 (1984 год), полутораэтажный Икарус-270 (1975 год), междугородный Икарус-254 с повышенной высотой салона (1977 год), 23-метровый четырехосный трехсекционный Икарус-293 (1988 год). Также на многочисленных выставках 80-х годов были представлены уникальные автобусы со встроенными самолетными трапами: аэропортовый с двумя кабинами (спереди и сзади), а также туристические для доставки пассажиров непосредственно из гостиницы в самолет — одиночный четырехосный Икарус-692 (1983 год) и сочлененный трехосный Икарус-695 (1985 год).

Автобусы Икарус в пейзаже социалистического города, Берлин, столица ГДР, 1979 год Характерная корма автобуса Икарус-55, 1968 год Автобусы Икарус-250 на автовокзале Дрездена, ГДР, 1972 год

Икарус (Ikarus Egyedi Autobuszgyar Kft.)

История

Основана в 1895 году Имре Ури в Пеште (Венгрия) как каретная мастерская. В 1920-х годах началось производство автобусных кузовов. В 1933 году дело переходит к сыновьям, фирма получает название ТОО «Братья Ури». В 1939 году собран 1000-й автобус. Во время Второй мировой войны выпускала самолёты, ремонтировала автомобильную технику для вермахта (с 1945 года — для Советской Армии).

В 1947 году фирма национализирована и передана Центру тяжёлой промышленности. В 1948 году объедина с национализированным акционерным обществм «Икарус» (основано в 1916 году). В 1949 году на базе двух фирм создан завод «Икарус». В 1962 году к «Икарусу» присоединён Общий механический завод в Секешфехерваре. Летом 1984 года собран 200-тысячный автобус. Специализовался на производстве городских и междугородних автобусов. Большая часть продукции поступала на экспорт, в том числе СССР.

С 1991 года входит в холдинг Ирисбус. В 2004 году массовое производство прекращено, осуществляет сборку автобусов по индивидуальным заказам.

Margit utca 114, P.O.Box 3, HU-1165 Budapest, Hungary.

http://eagbus.hu/

  • 1885 — Имре Ури основывает мастерскую.
  • 1916 — Мориц Эмеи и Ене Вечеи основывают «Акционерное общество Икарус по производству автомобилей и самолетов».
  • 1948 — предприятия «Т. О. О. Братья Ури» и «Акционерное общество Икарус по производству автомобилей и самолетов» национализуются и объединяются. Новая компания получает название «Икарус»[1].
  • 1953 — начало выпуска междугородного Ikarus-55
  • 1955 — появление новых моделей Ikarus-620, 630, 631.
  • 1962 — произведено 8000 автобусов.
  • 1970 — компания заняла второе место на выставке в Монако, показав своё положение в Европе.
  • 1971 — к этому году было произведено свыше 100000 автобусов, продажи повышались год от года.
  • В 1991 году компания была разделена. От основного завода Ikarus Vehicle Construction Ltd в Секешфехерваре отделился Будапештский завод малых серий EAG.[2]
  • В 1999 году оба завода вошли в группу Ikarusbus (принадлежавшей компании IRISBUS, созданной компаниями Renault и IVECO) и выпускали автобусы под прежней маркой — Ikarus. Модели Ikarusbus переименованы в 400-ю и C-серии, а модели EAG — в E-серию.[2]
  • В 2000 году был построен 26-местный вариант E13 Midi длиной 7868 мм на шасси Raba с тем же мотором и 6-ступенчатой коробкой. Его развитием является 2-дверный автобус Е91 Midibus для городских и пригородных перевозок. Помимо мотора MAN на нём используется дизель Mercedes-Benz в 170 л.с. и автоматическая трансмиссия Allison.
  • В октябре 2003 — основное предприятие было закрыто.
  • В 2006 году венгерский бизнесмен Габор Селеш выкупил 100 % акций Ikarusbus.
  • В 2007 году вновь начинают выпускаться модели Ikarus C80, C83 и другие.
  • В декабре 2007 года завод официально закрывается из-за нерентабельности.
  • В январе 2010 года Габор Селеш вновь открывает производство Ikarus, под старой маркой будут выпускаться модели V134, V187, E127[3].

В свои лучшие времена Ikarus выпускал по 14 000 автобусов в год. Сейчас Ikarus EAG(Будапешт) продолжает выпуск небольшими партиями, в условиях сильной конкуренции с многочисленными европейскими фирмами. Основной моделью является автобус малого класса Ikarus E-91 с 26 сиденьями.

Происхождение названия

Название «Икарус» стало автобусной торговой маркой после того, как фирма братьев Ури, выпускавшая автомобили и автобусы, была объединена с «Акционерным обществом Икарус по производству автомобилей и самолетов» (Ikarus Gép és Fémgyár Rt). В названии последней «Икарус» происходит от имени мифического персонажа Икара. Аналогично происхождение названия сербской автобусной фирмы Икарбус, ранее являющейся филиалом «Икаруса» и называвшейся «Ikarus FaiSV», однако, сербское и венгерское предприятия с 1993 года развивались независимо друг от друга, используя похожие названия.

Ikarus C83.30G в Колумбии, 2006 год Ikarus-415
  • Ikarus-55
  • Ikarus-556
  • Ikarus-620
  • Ikarus-180 — городской, сочленённый
  • Ikarus-211 — междугородный
  • Ikarus-212 — междугородный
  • Ikarus-242 — городской (низкий)
  • Ikarus-250 — междугородный
  • Ikarus-250 SL — специального назначения, повышенной комфортности
  • Ikarus-254 — туристический, один из лучших в 200-й серии!
  • Ikarus-255 — междугородный
  • Ikarus-256 — междугородный, длина 11 м, 43-45 сидений.
  • Ikarus-259 — междугородный
  • Ikarus-260 — городской, длина 11,1 м, 22 сиденья
  • Ikarus-263 — городской, длина 11,9 м, двигатель RABA D10 UTSLL-160 (180 л.с.)
  • Ikarus-270 — туристический, опытный образец
  • Ikarus-280 — городской, сочленённый, длиной 16,5 м, 37 сидений
  • Ikarus-281 — городской, сочленённый с правым рулём
  • Ikarus-282 — городской, сочленённый (низкий)
  • Ikarus-283 — городской, сочленённый, длиной 18 м.
  • Ikarus-284 — городской, сочленённый с расположением двигателя в задней части (низкий)
  • Ikarus-286 — городской, сочленённый (Американец)
  • Ikarus-290
  • Ikarus-293
  • Ikarus-350
  • Ikarus-386 — туристический, длина 11,6 м, двигатель RABA D10 UTSLL-218 (180 л.с.), сидений 46(+1). Скорость до 113 км/ч.
  • Ikarus-412 — городской, низкопольный, длина 12 м.
  • Ikarus-415 — городской, длина 11,4 м, двигатель RABA D10 UTS (180 л.с.), сидений 20(+1).
  • Ikarus-417 — городской, сочленённый, низкопольный, длиной 18 м.
  • Ikarus-435 — городской, сочленённый, длиной 18 м.
  • Ikarus-489 — городской, длина 12 м.

Городские автобусы

Гамма одиночных городских низкорамных автобусов представлена моделями «415» и «412» длиной 11,4 и 12,0 м соответственно, вместимостью до 100 пассажиров и общей массой 18 т. Их 170-местные сочлененные варианты «435» и «417» имеют длину около 18 м и полную массу 28 т. На них используются различные дизельные двигатели мощностью 218—310 л.с. и преимущественно автоматические 4- и 5-ступенчатые коробки передач. На их основе предлагаются троллейбусы «415Т» и «435Т», также оборудованные иностранными агрегатами и электрооборудованием. Основным туристским автобусом остается 49-местный Ikarus 386 длиной 12 м и полной массой 18 т. На нем устанавливаются дизельные двигатели Raba или Detroit Diesel мощностью по 320 л. с., механическая 6-ступенчатая коробка передач ZF или автоматическая 3-ступенчатая Voith, автоматическая климатическая система, холодильник, миникухня, аудио- и видеосистемы, электропривод люков в крыше.

Серия Ikarus 489 Polaris

Со вступлением завода Ikarus в состав международной автобусной компании Irisbus Group его переименовали в IkarusBus. Первый результат совместной работы был представлен осенью 2000 года на автосалоне во Франкфурте-на-Майне. Это принципиально новый 90-местный городской автобус Ikarus 489 Polaris длиной 12 м, шириной 2,550 м и полной массой 17 т. Он оснащен цельностальным сварным несущим основанием и каркасом кузова, стальными гальванизированными боковыми облицовочными панелями и крышей, комплектуется 218-сильным дизелем DAF с турбонаддувом, автоматической четырехступенчатой коробкой передач ZF и пневматической подвеской всех колес [4].

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

фото, технические характеристики, история создания :: SYL.ru

Те, кто родился в СССР в 50-70 годы прошлого века, прекрасно помнят желтые длиннющие венгерские автобусы марки «Икарус», которые, причудливо изгибаясь, преодолевали крутые повороты, так как постоянно ездили на них, платя за проезд 5 копеек (кто-то ездил и бесплатно — «зайцем»).

Так работало разделение труда в рамках мировой системы социализма. Автобусы «Икарус» Венгрия поставляла во все страны, входящие в СЭВ (совет экономической взаимопомощи), а также во многие страны Африки и отдельные европейские страны (Швеция, Западная Германия, Финляндия и ряд других). Интересно, что в разные страны, как правило, автобусы одной и той же модели поставлялись в разной «раскраске». Позднее, когда марка «Икарус» (правильнее произносить «Икаруш» с ударением на первом слоге) стала известна во всем мире, были организованы совместные предприятия в развитых промышленных странах северной Америки, а также на Кубе, в Северной Корее и Индонезии.

История марки

А начиналось все в самом конце позапрошлого века с маленькой мастерской в Будапеште (Австро-Венгрия), которую основал Имре Ури. Через 30 лет это предприятие стало производить автобусные кузовы, а при его сыновьях в 1939 г. было собрано 1 000 автобусов.

После окончания Второй мировой войны фирму национализировали и, объединив с АО «Икарус», оставили название последней. Свой путь к мировой славе эта фирма начала в 1962 г. после передачи ей завода в Секешфехерваре. Этот завод специально строился для производства автобусов «Икарус» 200-ой модели. Поставлялась подавляющая часть городских и междугородних автобусов в Советский Союз. С его распадом фирма, естественно, потеряв рынки сбыта, свернула практически все свое производство и разделилась на две — по числу заводов (Будапешт и Секешфехервар), которые выполняли индивидуальные заказы.

В предпоследний год прошлого века группа Ikarusbus попыталась вдохнуть в них «жизнь», но неудачно. В 2007 г. официально объявлено о банкротстве фирмы EAG (завод в Будапеште), а завод «Икарус» в Секешфехервар, перебиваясь «с хлеба на квас», существует и в настоящее время в условиях жесткой конкуренции внутри Евросоюза.

«Икарус» до 250 модели

В 1953 г. началось производство междугородних автобусов модели 55 с корпусом вагонного типа, а через год и «Икарус-Люкс».

Это были очень комфортабельные для тех лет автобусы и производились (с небольшими улучшениями) два десятка лет. За свои футуристические (профиль сигароподобный, фас — квадрат) очертания, фару над лобовым стеклом и шумный двигатель водители называли «Икарус-Люкс» «пылесосом». Длиной 11 метров, он имел шестицилиндровый дизельный двигатель в 170 л/с, который располагался сзади. Это гарантировало отсутствие в салоне соответствующего запаха, что было обычным делом при эксплуатации в России последующих моделей этой марки. Тридцать два мягких сиденья, подвеска с гидравлическими амортизаторами и максимальная скорость 98 км/час обеспечивали комфортабельные условия поездок. Эти автобусы были очень надежны и проходили без капитального ремонта до миллиона километров.

В 1966 г. начался выпуск супервместимого, длиной более 16 метров (народу туда набивалось без счета) городского автобуса «Икарус» 180 модели, который продолжался семь лет. Он был белого цвета с красной полосой, с кузовом вагонного типа, имевшим четыре пассажирские двери и тамбур-гармошку, а также регуляторами кузова, работавшими на сжатом воздухе. Двигатель — тоже шестицилиндровый, дизельный, 192-х сильный Raba-MAN. Максимальной скорости (63 км/час) в городских условиях достичь было практически невозможно. Комфорта в этой модели было мало, за что в СССР ее прозвали «скотовозкой», а за внешний вид звали еще «гармошкой». На смену этой модели в 70-х годах XX века пришел «Икарус-280».

Великолепный «странник» — «Икарус-256»

Полвека производилась модель «Икарус-256», которая впервые вышла с конвейера в 1977 г. Это был немного усовершенствованный «Икарус-250» — более комфортный и на метр короче (длина 11 метров). Вместимость автобуса «Икарус» рассчитывалась под перевозку туристов, в том числе иностранных, и в нем было 45 мягких сидений. Последние пять сидений объединены в «спальный» диван, который несколько приподнят (две ступеньки) над остальным салоном автобуса. Несомненным новшеством для того времени стало наличие телевизора, подвешенного справа от водителя. Со всем этим великолепием немного контрастировали багажные полки, доставшиеся этой модели от «Икаруса-255» (матерчатая сетка на каркасе).

Дизайн был неизменным. Кузов несущий, вагонного типа, двигатель заднего расположения и мощнее, чем на предыдущих моделях (250 л/с). Существенно большим стало багажное отделение. Местоположение эмблемы фирмы и числа 256 — над воздухозаборником. Присутствовали панорамное, двухдольное, огромного размера ветровое стекло, зеркала заднего вида типа «уши зайца» и мощные две пары фар с линзовым покрытием.

Модель 260

Треть века — до второго года нашего столетия продолжался выпуск автобуса «Икарус-260». Интересно, что у данной модели было 30 модификаций (выпускались версии даже для горных районов). В отличие от других автобусов этой фирмы, цвет поставляемых в СССР «Икарусов» был желтым.

Также впервые была применена пневматическая подвеска, которая ранее была механической и «сгорала» за год езды. Кузов – стандартный, с тремя пассажирскими дверями (четыре складывающиеся створки). Двигатель расположен под полом, отопление салона — как от системы охлаждения двигателя, так и воздушное. Вместимость до 107 человек, мест для сидения – 22. При полной вместимости, масса автобуса могла превышать 15 тонн. Максимальная скорость 66 км/час в пределах населенных пунктов не разрешалась.

Модульная конструкция

Автобус «Икарус-280» сменил уже выработавший свой ресурс «Икарус-180» Основной идеей этой модели стала его модульная конструкция, поэтому он имел более пятидесяти модификаций. В нем можно было менять все – от длины самого автобуса (максимально 18 метров), числа дверей (от одной до четырех) до практически любой марки мотора и вида трансмиссии.

По очертаниям это уже был правильной формы параллелепипед со скругленным видом анфас. Мотор в 190 л/с, располагался под полом, и обладал ресурсом в полмиллиона километров до капитального ремонта. Большие площадки вмещали более полутора сотен пассажиров, при 35 посадочных местах. Пол покрывал резиновый ковер. Плавность хода (отличительная черта «Икаруса-280») достигалась большим количеством пневмобаллонов. Барабанные тормоза оснащены пневматическим приводом.

Какие имеет автобус «Икарус» технические характеристики:

  • Размеры (в сантиметрах) – 1650 (длина), 250 (ширина), 316 (высота).
  • Количество мест/максимальная вместительность – 32 единицы/168 персон.
  • Кузов – несущий, вагонного типа, модульный.
  • Двигатель – могли применяться разные виды дизельных (в основном фирмы «Раба»).
  • Компрессия – 17.
  • Показатель максимальной мощности – 192 лошадиные силы.
  • Быстрота передвижения (в километрах) — 66,5.
  • База (в сантиметрах) – 540 на 620.
  • Колея колес (в сантиметрах) – 200 (передние), 183 (средние), 200 (задние).
  • Поворотный радиус (в сантиметрах) – 1050.
  • Клиренс (в сантиметрах) – 35.
  • Максимальная заливка топлива (в гектолитрах) – 25.
  • Максимальная масса (в килограммах) – 12540.

Как выглядит автобус «Икарус»? Фото его читатель может увидеть в нашей статье.

Поставка «Икарусов» в СССР и постсоветское пространство

Как уже упоминалось выше, практически все «Икарусы»направлялись для эксплуатации в СССР. Во-первых, в счет погашения поставок нефти и газа, а во-вторых, учитывалось, что в 70-е годы прошлого века его население превысило четверть миллиарда человек. Пик поставок пришелся на конец 80-х годов XX века, а всего во второй половине этого века (с учетом поставок в обновленную Россию) к нам прибыло более 140 тысяч экземпляров разных моделей и модификаций. Кроме того, в «лихие» девяностые автобус «Икарус» собирался в Москве, Кургане и Арзамасе. Последняя партия поставлена Республике Таджикистан в 2002 г.

«Икарус» — гармошка, особенно в условиях эксплуатации в СССР, имел следующий негативный эффект. Часть оборудования располагалась под полом пассажирского отсека и после частых ремонтов, которые осуществляли советские, а не аккуратные западные специалисты, уплотнители уже не препятствовали проникновению в салон копоти и отработанных газов, за что автобусы стали в народе именовать еще и «газовыми камерами».

В этом году отмечается полувековой юбилей начала поставок в Москву автобуса «Икарус–256». В Мосгортрансе остался работающий до сих пор автобус этой модели. Прописан он в Новокосино, где располагается четвертый парк. Он уже прошел 700 тыс. км. (семь звездочек на борту) и продолжает бесперебойно работать. Еще один такой экземпляр работает в рабочем поселке Сапожок Рязанской области.

Модификации

Компания «Икарус» в незначительных количествах выпускала:

  • Низкопольный, для работы в аэропортах, четырнадцатиметровый «Икарус-290». Использовалась в этих целях и 280-я модель.
  • Полутораэтажный «Икарус-270».
  • Автобус «Икарус» 254 модели с высоким салоном для междугородних маршрутов.
  • 3-х секционный «Икарус-293», длиной 23 метра.

«Икарусы» по-прежнему в продаже

«Икарусы» оставили о себе такую долгую память, что почти любая модель автобуса «Икарус» активно продается и в настоящее время. Кажется, что представлен весь его модельный ряд. Но особенно большой выбор «Икарусов-280». Это знаменитая желтая «гармошка» и шестьдесят четвертая модификация с планетарными дверями.

«Икарусы» в памяти народов СССР

Характеристика автобуса «Икарус»:

  • От автобусов марки «Икарус» у пожилых людей остались в целом хорошие воспоминания. Немного их портит то, что ехать приходилось стоя, часто вдыхая запах гари, а зимой еще и в холоде.
  • Водители всегда были от этих автобусов в восторге. Удобное рабочее место, великолепный обзор и приборная панель, простой доступ к основным узлам прямо из салона.
  • Но, несмотря на достаточное количество недочетов и откровенного негатива при использовании автобусов «Икарус», они справились с главной задачей по перевозке неисчислимого количества пассажиров на необъятных просторах СССР.

Как признание этих заслуг, автобусу этой марки уставлено два памятника в городах Гомель и Воронеж.

Заключение

Фирма «Икарус», как и древнегреческий мифологический Икар (от него и происходит название фирмы), взлетела очень высоко, выпуская до 14 тысяч автобусов в год. Но в отличие от Икара, «упав», не разбилась, а продолжает выпускать автобусы мелкими сериями, сотрудничая в последнее время с чешской «Шкодой».

www.syl.ru

Автобус «Икарус 280»: технические характеристики и фото

Автобусы марки «Икарус» более полувека перевозят пассажиров, как раньше в Советском Союзе, так и сейчас на постсоветском пространстве. Во времена СССР венгерским производителем было поставлено 143 тысячи автобусов нескольких модификаций. Одной из наиболее популярных моделей, хоть и не самой большой по объему поставок, является автобус «Икарус 280».

Немного общей истории

Наиболее известными в 60-х годах прошлого столетия были «Икарус Люкс», на которых в основном осуществлялись междугородние перевозки.

Первая сочлененная модель (так называемая «гармошка») «Икарус 180» поставлялась в СССР с октября 1968 г. Эти автобусы можно было встретить на городских маршрутах почти пятнадцать лет.

В конце 60-х годов стали выпускаться модели двухсотой серии. Они отличались модной в те времена угловатой формой кузова. Для европейского рынка кузова ставили на шасси MAN, Scania, Volvo. В этой серии моделей было много, но в Советский Союз поставлялись городские автобусы моделей 260, 263, 280 и 283 и междугородние — 250, 255 и 256. Городские автобусы все были темно-желтые, потому что эта заводская окраска была принята производителем для СССР, позднее для России — бело-красные модели «Икарус 280» (фото см. ниже). В Польшу поставлялись красные, в Германию – белые, с оранжевыми передней и задней частью и дверями, в Венгрию – синие, с серой крышей и дверями.

Основной завод компании «Икарус» разорен, но на постсоветском пространстве продолжается эксплуатация венгерских автобусов, сошедших с конвейера еще в прошлом веке.

История модели

В 1973 г. начался выпуск автобуса «Икарус 280». Модель имела более пятидесяти модификаций и была снята с производства в 1993 г. Поставлялись автобусы этой модели в страны социалистического лагеря и третьего мира, собирались на Кубе из готовых комплектующих. Автобусы, которые были выпущены для Ирана, отличались расположением и количеством дверей, а для Кувейта – наличием кондиционера.

Поскольку в России не производились сочлененные модели автобусов, в 1994 году автобусы начали собирать на Московском заводе «Тушино-Авто». Начиналась работа с монтажа сидений и обивки салона почти готовых автобусов, но уже в 1996 году был выпущен «Икарус 280.33М» стандартного московского бело-зеленого цвета. Выпущенная тушинским заводом на рубеже нового века модификация «Икарус 280.33М2» работала на газу. Выпуск этих автобусов полностью прекращен в 2002 году.

Описание популярной модели автобуса

«Икарус 280» — сочлененный автобус повышенной пассажировместимости, с мощным двигателем, предназначен для густонаселенных крупных городов. Широкий проход позволял легко перемещаться по салону. В Советский Союз и позднее в Россию поставлялись модификации с полностью отделенной от салона кабиной водителя и трехрядным расположением одиночных полумягких сидений. Большая накопительная площадка перед задними дверями позволяла расположить на ней достаточно много пассажиров, не мешавших движению в проходе. Вентиляция салона обеспечивалась за счет потолочных люков с резиновыми уплотнителями и форточек в четверть, а затем и половину бокового окна.

Рабочее место водителя было оборудовано высоко расположенным сиденьем, которое регулировалось не только по высоте, наклону спинки и подушки, но и по массе водителя.

Переключатели основных устройств на приборной панели располагались слева, а справа находились тумблеры для открытия четырех двойных дверей автобуса. Сдвоенные пневмоцилиндры позволяли открывать обе половинки дверей одновременно. На ранних моделях двери были ширмовые, позднее – поворотные. Если в городских автобусах было четыре двери, то в пригородных, где посадка и высадка пассажиров осуществлялась реже, их было две, в салоне тягача и в прицепе.

Достоинства и недостатки

Модель автобуса «Икарус 280» отличается неприхотливостью, хорошей приспособленностью к сложным природным условиям, высокой пассажировместимостью и удобной планировкой салона. Работники эксплуатирующих организаций говорят, что до сих пор не создан автобус более надежный, экономичный и удобный в эксплуатации.

Для «Икаруса» характерно высокое расположение пола, правда, ровного по всей длине, без ступенек и пандусов, и две ступени у пассажирских дверей, несколько замедляющие загрузку и выгрузку пассажиров. Эта конструктивная особенность считается основным недостатком городского автобуса.

Недостатком этой модели считают и конструкцию системы отопления салона. В зимнее время салон обогревался двумя автономными отопителями «Сирокко», которые активно потребляли дизельное топливо. Стремясь сэкономить топливо, водители не включали обогреватели, и в салоне автобуса было холодно.

Можно считать недостатком и слабую антикоррозионную обработку кузова, хотя разработчики вряд ли планировали срок эксплуатации для своих машин более двадцати лет, в том числе и для модели «Икарус 280».

Технические характеристики модели

За все время производства автобусов 280-й модели коробка передач оставалась механической, ведущими были задние колеса тягача, управляемый мост прицепа обеспечивал длинному сочлененному автобусу отличную маневренность. Упругими элементами подвески были пневматические подушки. Тягач и прицеп соединялись шарнирным узлом сочленения. В салоне тяги рулевого управления колес прицепа закрывались состоящим из двух частей поворотным кругом.

Мотор был специально разработан для автобусов, компоновка которых предусматривает горизонтальное положение цилиндров. Двигатель, выполненный по лицензии немецкой компании MAN, менялся и дорабатывался в соответствии с требованиями экологической безопасности. Поскольку он располагался под полом, то выхлопные газы в салон не попадали.

Тормозная система была специально разработана для безопасности перевозок в городских условиях. Стояночный тормоз был совмещен с запасной тормозной системой. Моторный замедлитель служил вспомогательным тормозом. В холодное время систему защищал от замерзания полулитровый спиртовой предохранитель.

Топливный бак рассчитан на 260 литров дизельного топлива. В комплект поставки входил полный пакет документации, который облегчал не только эксплуатацию, но и ремонт автобусов.

Отзывы эксплуатационщиков

Для удобства обслуживания автобуса очень важно, что доступ к коробке передач и двигателю возможен через откидные крышки на левом борту и специальные технические люки в полу салона.

Механическая коробка передач, может, и устаревшее техническое решение, но в условиях городской зимы (в России не меньше четырех месяцев в году), обледенений и укатанного снега только она помогает водителю на пониженной передаче вывести тяжелую машину на скользкий подъем. Водители «Икарусов» хвалят педаль сцепления и удобный механизм переключения передач, который работает очень точно, так как в этой модели тяга привода переключения передач – это мощный вал, а не тросы, как в более поздних моделях.

Большое расстояние между боковым поручнем на поворотном круге и кожухом сильфона «гармошки» вынуждало водителя часто доставать упавшие вещи пассажиров, на остановках поднимая крышку поворотного круга.

На холод зимой в автобусах пассажиры жаловались всегда, но это был вопрос не столько конструкции системы отопления, сколько экономии топлива. Ремонтники считают, что в новых выпусках «Икаруса 280» печки греют плохо уже из-за недостатков в конструкции, потому что с запаздыванием пропускает жидкость из системы охлаждения к печкам второй термостат, который установлен за облицовкой передней панели.

Масштабная модель автобуса

«Икарус» — настолько эпохальный автобус в истории пассажирских транспортных перевозок, что обойти его вниманием не могла известная российская копания Classicbus, которая производит коллекционные модели автотранспорта. На сегодня компанией выпущено более тридцати моделей автобусов не только отечественного автопрома, но и наиболее известных мировых производителей. В 2011 году была выпущена коллекционная модель «Икарус 280» (1:43). Прототипом является автобус выпуска 1994-1996 гг.

Кузов модели выполнен из металла цвета охра, салон — из пластика. Для сборки изделия размерами 385х58х74 мм и массой 0,9 кг понадобилось 180 деталей. Тираж выпуска – всего три тысячи штук.

Троллейбусы марки «Икарус»

В 1975-77 годах на базе автобуса совместно компанией «Икарус» и Будапештской Транспортной Компанией было построено семьдесят семь сочлененных троллейбусов с электрооборудованием списанных советских троллейбусов завода им. Урицкого. Затем после 1977 года были созданы несколько опытных троллейбусов с оборудованием различных известных производителей. Ходовые испытания эти машины проходили в крупных городах Европы и Северной Америки. С 1985 по 1992 гг. были выпущены около трехсот троллейбусов «Икарус 280Т» с оборудованием Ganz Electronics для внутреннего рынка, ГДР и Болгарии.

В СССР троллейбусы «Икарус» официально не поставлялись. В конце прошлого столетия в Челябинске перевозили пассажиров около двух десятков бывших в эксплуатации машин, купленных в Восточной Германии.

В Москве в производстве троллейбусов «СВАРЗ-Икарус» использовались списанные кузова автобусов. Электрооборудование для них производил завод «Динамо». Был также выпущен один троллейбус на Тушинском заводе в кузове «Икарус 280».

Аналогичные переоборудованные троллейбусы выпускались в Польше, Болгарии и Северной Корее.

Сочлененные автобусы «Икарус 280» по праву считаются едва ли не самой заметной вехой в истории городского транспорта в России. Они тридцать лет поставлялись в Советский Союз и позднее в Россию, и уже более полувека перевозят пассажиров.

fb.ru

Автобус «Икарус-293»: технические характеристики и фото

Венгерская автомобилестроительная компания Ikarus во всей Европе известна производством хороших, качественных автобусов. Но один из них заслуживает особого внимания. Речь идёт о транспортном средстве под названием «Икарус-293», производство которого завершилось почти что 20 лет назад.

Вкратце о модели

Это транспортное средство представляет собой внушительных размеров трёхсекционный автобус, являющийся редкостью на сегодняшний день. Да и раньше, в годы производства, эту машину можно было встретить лишь в Венгрии и на территории ГДР.

Визуально автобус напоминает троллейбус. Выглядит он внушительно, что не удивляет. Его полная масса равна 33 450 кг, а снаряженная составляет 15 650 кг. В длину он достигает 22,68 м, его ширина составляет 2,5 метра, а высота равна 3 м (по крыше). Неудивительно, что этот «Икарус» — автобус, относящийся к классу особо больших. А вместить он может 229 человек (по пять на один квадратный метр).

Несмотря на свои практичные возможности, автобус не пользовался популярностью. Недолгое время эти модели эксплуатировались в Будапеште и в городе Пече. Потом уже, после рестайлинга, автобус был продан в Тегеран, и его пустили на маршрут. Там «Икарус-293» возил пассажиров вплоть до 2005 года.

Конструкция

«Икарус-293» относится к категории сочленённых автобусов. Он состоит из трёх жестких секций, которые шарнирно соединены друг с другом. В каждой из них размещён пассажирский салон. Все три имеют достаточно пространства, необходимого для свободного перемещения людей и кондуктора. Рассоединить три секции можно, но это проводится лишь высококвалифицированными специалистами. Причем исключительно в производственном помещении.

Также стоит отметить, что кузов каждой секции был несущим и имел вагонную компоновку. Самостоятельная рама отсутствовала. Была лишь жесткая конструкция, образованная металлическими деталями, соединёнными сваркой. Впрочем, кузов большинства старых автобусов создавался именно по такому принципу.

Характеристики

Немного стоит рассказать и о технической базе, лежавшей в основе модели «Икарус-293». Трехсекционный автобус имеет два узла сочленения. Первый оснащался противоскладывающимся механизмом. Такой же был и у заднеприводного автобуса Ikarus 284. Второй узел был традиционным.

Изначально у модели был достаточно слабый двигатель. «Икарус» комплектовался 6-цилиндровым дизельным мотором, производством которого занимался венгерский холдинг «Раба». Агрегат, вырабатывавший 250 «лошадей», шёл в паре с автоматической КПП. Но мощности этого двигателя было явно мало для такого тяжеловесного транспортного средства. Требовался другой агрегат, в противном случае автобус не мог бы разогнаться до стандартной скорости. Но его не сразу получил «Икарус».

Автобус оснастили новым мотором только через 4 года. Это был агрегат, произведённый немецкой машиностроительной компанией MAN. Он вырабатывал 280 л. с. Тридцать «лошадей» оказались решающими. Благодаря новому мотору транспортное средство получило возможность развивать скорость до 70 км/ч.

Другие особенности

Стоит отметить, что более мощный двигатель был не единственным обновлением, которое получил «Икарус-293». После такого своеобразного рестайлинга автобус обрел также новые оси и другую окраску кузова. Плюс ко всему, инженеры решили по-другому расположить вторую из пяти 2-створчатых дверей. Её сместили на одну секцию вперёд. Даже интерьер немного освежили. Хотя водительская кабина данного автобуса ничем в плане оформления не отличалась от рабочего места в других моделях.

Все эти работы были направлены не только на то, чтобы автобус визуально стал более привлекательным. Разработчики рассчитывали сделать его ещё практичнее и функциональнее.

Эксплуатация

Конечно, «Икарус-293» — модель не особо известная. Однако проект обещал быть успешным. Прототип, над разработкой которого инженеры трудились не один год, прошёл все обязательные испытания и даже побывал на выставках. Однако у него был весомый недостаток: все водители без исключения жаловались на ужасную управляемость. Потому, собственно говоря, проект и заморозили до 1992 года.

Также стоит упомянуть, что «Икарус-293» — модель с рессорной подвеской, главным минусом которой является её недолговечность. Плюс ко всему, она постоянно скрипит. Ещё такая подвеска жесткая. Ни о каком мягком ходе не могло идти и речи. Это не только отражалось на управлении, но ещё и влияло на потенциальный комфорт пассажиров. Мало кому понравилось бы ехать, вцепившись в рукоятки. Но главным минусом является быстрое проседание подвески. Срок её эксплуатации свёлся бы к минимуму, учитывая, какое количество людей планировалось перевозить ежедневно.

Сборка

Важно упомянуть, что этот редкий автобус собирался по модульной схеме. Именно поэтому Ikarus 293 существовал в нескольких вариантах. Кстати, теоретически эта модель может двигаться в обе стороны. Некую маневренность она получит, если тяговую установку разместить в средней секции. Однако, поскольку работы по оригинальному Ikarus 293 так и не вышли за грани эксперимента, увидеть подобные возможности наяву не получится.

Ещё считается, что все недостатки, которые есть у этой модели, достались ей от предшественника. Им был автобус И-280. Многие полагают, что тщательным их устранением инженеры решили не заниматься, а просто добавили среднюю секцию. Как итог — недостатки «базы» остались и у последователя.

Кубинская версия

Стоит также отметить, что эта модель была положена в основу создания лицензионной копии автобуса, ставшего известным как Giron. Эти транспортные средства нашли своё применение на Кубе. Однако данная версия имела ряд особенностей, отличавших её от автобуса «Икарус-293», фото которого предоставлено выше. Кубинские модели получили традиционные узлы сочленения, а ось средней секции, которую сделали короче оригинала, оснастили односкатными шинами. Ещё было решено изменить количество окон и установить двери ширмового типа. Интересно, что старые автобусы кубинцы всеми силами поддерживают на ходу. Даже сегодня их можно встретить на дорогах Острова Свободы, причем в приличном состоянии.

Идея проекта

Сейчас многие автолюбители называют этот автобус легендарным. Возникает вопрос: почему? Ведь это транспортное средство не получило большой популярности. Что ж, всё так, однако отрицать необыкновенную внешность и нестандартную конструкцию не стоит. Автобус привлёк к себе внимание. Впрочем, именно это и было главной задумкой разработчиков. Дело в том, что все автобусы, на которых осуществлялись перевозки до конца 80-х, устарели как в техническом плане, так и в моральном. Оригинальный и необычный автобус был очень кстати. Недаром его внешность подчеркнули яркой окраской.

Впрочем, может быть, проект и стал бы успешным. Но в начале 90-х годов, именно в то время, когда модель пытались переработать и улучшить, рухнула социалистическая система. А вместе с этим кануло в Лету и благополучие всего концерна. Производство, как и сбыт транспортных средств, сократилось в разы.

Разработчики и представители компании направили все силы на разработку моделей, которые пользовались бы спросом, а также стали усердно искать новые рынки для реализации автобусов. Но дела не улучшились, и в итоге концерн вошёл в состав АО IKARUSBUS. Последний автобус был выпущен в феврале 2004 года. Новое высшее руководство решило производить лишь компактные автомобили по специальным заказам. Так что вместе с производством была похоронена и идея доработать Ikarus 293, который мог бы стать практичным, функциональным и успешным.

fb.ru

ikarus Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ikarus. Логотип «Икарус»

Ikarus (Ика́рус, хотя в венгерской транскрипции правильным было бы прочтение «Ѝкаруш» с ударением на первый слог) — венгерская машиностроительная компания, специализирующаяся на производстве автобусов. В 1970—1980-е годы крупнейшая в Европе, а ныне небольшая частная автобусостроительная компания, основанная в 1895 году в качестве кузнечно-каретной мастерской в Будапеште. Предприятие вышло на принципиально новый уровень в конце 1960-х годов с введением в строй завода в Секешфехерваре годовой мощностью 15 тыс. автобусов, построенном специально для производства моделей 200-й серии. В рамках торговых соглашений автобусы поступали в страны СЭВ, Алжир, Мозамбик, Танзанию и другие страны Африки, специальные модели производились для ФРГ и скандинавских стран. Позднее совместное производство автобусов Икарус было организовано в США, Канаде, Индонезии, КНДР, Кубе. В 1970-е годы завод поставлял в СССР до 8 тыс. автобусов ежегодно, пик поставок пришёлся на 1987 год. С 1953 года по 2003 год в СССР и Россию поставлено почти 150 тыс. венгерских автобусов. С 1993 по 2002 год в России велась сборка новых автобусов Икарус в Кургане (заводом КАвЗ и ООО «Уральский Автобус»), в Арзамасе (Арзамасским машиностроительным заводом), в Москве (заводом ТМЗ), а также некоторыми авторемонтными заводами и автобусными парками (например, в Тольятти). Наряду с массовыми моделями, заводом в единичных количествах производились уникальные автобусы, в частности: переднемоторный 14-метровый низкопольный Икарус-290 для обслуживания аэропортов (1978 год), городские с пониженным уровнем пола и задним расположением двигателя — одиночный Икарус-242 и сочленённый Икарус-284 (1984 год), полутораэтажный Икарус-270 (1975 год), междугородный Икарус-254 с повышенной высотой салона (1977 год), 23-метровый четырехосный трёхсекционный Икарус-293 (1988 год). Также, на многочисленных выставках 1980-х годов были представлены уникальные автобусы со встроенными самолётными трапами: аэропортовый с двумя кабинами (спереди и сзади), а также туристические для доставки пассажиров непосредственно из гостиницы в самолёт — одиночный четырёхосный Икарус-692 (1983 год) и сочленённый трёхосный Икарус-695 (1985 год).

Ikarus 31 1959 года выпуска

Троллейбусы марки Ikarus в Советский Союз официально не поставлялись. Несколько экземпляров сочлененных троллейбусов модели 280Т (переоборудованы на ТМЗ) проходили опытную эксплуатацию на улицах Москвы в 80-х годах. В 1990—2000-е годы в Челябинске эксплуатировалось около 20 б/у троллейбусов Ikarus-Ganz 280T, из ГДР.

История

Основана в 1895 году Имре Ури в Пеште, Венгрия, как каретная мастерская. В 1920-х годах началось производство автобусных кузовов. В 1933 году дело переходит к сыновьям, фирма получает название ТОО «Братья Ури». В 1939 году собран 1000-й автобус. Во время Второй мировой войны выпускала самолёты, ремонтировала автомобильную технику для вермахта (с 1945 года — для Советской Армии).

Ikarus 55 в аэропорту

В 1947 году фирма национализирована и передана Центру тяжёлой промышленности. В 1948 году объединена с национализированным акционерным обществом «Икарус» (основано в 1916 году). В 1949 году на базе двух фирм создан завод «Икарус». В 1962 году к «Икарусу» присоединён Общий механический завод в Секешфехерваре. Летом 1984 года собран 200-тысячный автобус. Специализировался на производстве городских, междугородных и специальных автобусов. Большая часть продукции поступала на экспорт, в том числе в СССР (свыше 90 % экспорта). С ликвидацией СЭВ и распадом СССР оказался без основного рынка сбыта, из-за чего предприятие прекратило массовое производство автобусов и было разделено. Первым в начале 90-х был закрыт цех массовых серий в Будапеште, за ним был сокращен до минимума выпуск автобусов в Секешфехерваре, а предприятие EAG в Будапеште, бывшее наследником довоенной фирмы, вернулось к сборке автобусов только по индивидуальным заказам и на импортных шасси.

С 1999 по 2006 годы входила в холдинг Irisbus. В 2003 году производство на предприятии в Секешфехерваре было окончательно прекращено. В 2007 году обанкротилось предприятие EAG, которое с тех пор неоднократно пытаются возродить.

Происхождение названия

Название «Икарус» стало автобусной торговой маркой после того, как фирма братьев Ури, выпускавшая автомобили и автобусы, была объединена с «Акционерным обществом Икарус по производству автомобилей и самолётов» (Ikarus Gép és Fémgyár Rt). В названии последней «Икарус» происходит от имени мифического персонажа Икара. Аналогично происхождение названия сербской автобусной фирмы Икарбус.

Важнейшие вехи истории Ikarus

  • Автобусы Икарус в пейзаже социалистического города, Берлин, ГДР, 1979 год 1895 год — основатель компании Имре Ури открывает кузнечно-каретную мастерскую.
  • 1916 год — Мориц Эмеи и Ене Вечеи основывают «Акционерное общество Икарус по производству автомобилей и самолётов».
  • 1948 год — предприятия «Т. О. О. Братья Ури» и «Акционерное общество Икарус по производству автомобилей и самолётов» национализуются и объединяются. Новая компания получает название «Икарус».[1]
  • 1953 год — начало выпуска междугородного Ikarus 55
  • 1955 год — появление новых моделей Ikarus 620, 630, 631.
  • 1962 год — произведено 8000 автобусов.
  • 1964 год — начало выпуска сочленённого Ikarus 180
  • 1970 год — компания заняла второе место на выставке в Монако, показав своё положение в Европе.
  • 1971 год — к этому году было произведено свыше 100 тыс. автобусов, продажи повышались год от года. Автобусы Икарус-250 на автовокзале Дрездена, ГДР, 1972 год
  • 1973 год — начало выпуска сочленённого Ikarus 280
  • 1984 год — летом был произведён 200 000-й автобус.
  • В 1991 году компания была разделена. От основного завода Ikarus Vehicle Construction Ltd в Секешфехерваре отделился Будапештский завод малых серий EAG.[2]
  • В 1999 году оба завода вошли в группу Ikarusbus (принадлежавшей холдингу Irisbus, созданному компаниями Renault и Iveco) и выпускали автобусы под прежней маркой — Ikarus. Модели Ikarusbus переименованы в 400-ю и C-серии, а модели EAG — в E-серию.[2]
  • В октябре 2003 года — основное предприятие было закрыто.
  • В 2006 году венгерский бизнесмен Габор Селеш (Gábor Széles) выкупил 100 % акций Ikarusbus.
  • В 2007 году вновь начинают выпускаться модели Ikarus C80, C83 и другие. Новые модели разработаны венгерской автобусостроительной компанией Auto Rad Controlle Kft и уже несколько лет выпускаются под маркой ARC[3].
  • В декабре 2007 года завод официально закрывается из-за нерентабельности.
  • В январе 2010 года Габор Селеш вновь открывает производство Ikarus, под старой маркой будут выпускаться модели V134, E134, V187, E127[4], также предприятие по-прежнему выполняет капитальный ремонт и модернизацию автобусов 200-й, 400-й и С-серий[5].
  • В марте 2013 года была представлена новая модель Ikarus Tr187.2, разработанная в сотрудничестве с чешской Skoda.
  • В ноябре 2013 года была анонсирована линейка автобусов 2014 модельного года, официальная презентация которых состоялась весной 2014 года в Будапеште.

В свои лучшие времена Ikarus выпускал до 14 тысяч автобусов в год. Сейчас компания продолжает выпуск небольшими партиями в условиях сильной конкуренции с многочисленными европейскими фирмами.

Модели автобусов Икарус

Ikarus C83.30G в Колумбии, 2006 год Ikarus-543.26 (1989 г.в.)
под Харьковом, 2007 год

1950—1960 годы

1970—1980 годы

  • Ikarus-211 — междугородный
  • Ikarus-212 — междугородный
  • Ikarus-242 — городской (низкий)
  • Ikarus-246 — городской, длина 12 м, двигатель RABA D10 UTSLL-184
  • Ikarus-250 — междугородный
  • Ikarus-250 SL — специального назначения, повышенной комфортности
  • Ikarus-254 — туристический
  • Ikarus-255 — междугородный
  • Ikarus-256 — междугородный, длина 11 м, 43-45 сидений
  • Ikarus-259 — повышенной проходимости; 259.50 — с двумя ведущими мостами
  • Ikarus-260 — городской, длина 11,1 м, 22 сиденья
  • Ikarus-263 — городской, длина 11,9 м, двигатель RABA D10 UTSLL-160 (180 л. с.)
  • Ikarus-270 — туристический, опытный образец
  • Ikarus-280 — городской, сочленённый, длиной 16,5 м, 37 сидений
  • Ikarus-281 — городской, сочленённый с правым рулём
  • Ikarus-282 — городской, сочленённый (низкий)
  • Ikarus-283 — городской, сочленённый, длиной 18 м.
  • Ikarus-284 — городской, сочленённый с расположением двигателя в задней части (низкий)
  • Ikarus-286 — городской, сочленённый
  • Ikarus-290 — используется (использовался) в аэропортах для посадки/высадки пассажиров
  • Ikarus-293 — автобус, который так и не вышел на улицы городов в России

1990—2000 годы

  • Ikarus-350 — туристический
  • Ikarus-365 — туристический
  • Ikarus-386 — туристический, длина 11,6 м, двигатель RABA D10 UTSLL-218 (180 л. с.), сидений 46(+1). Скорость до 113 км/ч.
  • Ikarus-412 — городской, низкопольный, длина 12 м.
  • Ikarus-415 — городской, длина 11,4 м, двигатель RABA D10 UTS (180 л.с.), сидений 20(+1).
  • Ikarus-416 — городской, длина 11,4 м, для рынка США.
  • Ikarus-417 — городской, сочленённый, низкопольный, длиной 18 м.
  • Ikarus-435 — городской, сочленённый, длиной 18 м.
  • Ikarus-435.17— версия Ikarus-435 для Москвы.
  • Ikarus-436 — городской, сочленённый, длиной 18 м, для рынка США.
  • Ikarus-489 — городской, длина 12 м.
  • Ikarus-E91 — городской, длина 8 м.

Современные городские автобусы

Икарусы моделей «415» и «412» длиной 11,4 и 12,0 м имеют вместимость до 100 пассажиров и общей массой 18 т. Модели, которые имеют более 170 мест — это варианты «435» и «417». Они имеют длину около 18 м и полную массу 28 т. На них используются различные дизельные двигатели мощностью 218—310 л. с. и преимущественно автоматические 4- и 5-ступенчатые коробки передач. На их основе предлагаются троллейбусы «415Т» и «435Т», также оборудованные иностранными агрегатами и электрооборудованием. Основным туристическим автобусом остается 49-местный Ikarus 386 длиной 12 м и полной массой 18 т. На нем устанавливаются дизельные двигатели Raba или Detroit Diesel мощностью по 320 л. с., механическая 6-ступенчатая коробка передач ZF или автоматическая 3-ступенчатая Voith, автоматическая климатическая система, холодильник, миникухня, аудио- и видеосистемы, электропривод люков в крыше.[6].

Модели троллейбусов Икарус

1950—1960 годы

1970—1980 годы

  • Ikarus-260T — опытный
  • Ikarus-280T — сочленённый
  • Ikarus-284T — сочленённый, опытный

1990—2000 годы

  • Ikarus-411T — опытный, укороченный вариант на 1 метр версия Ikarus-412T
  • Ikarus-412T
  • Ikarus-415T
  • Ikarus-435T — сочленённый

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *