Близнецы-братья — журнал «АБС-авто»
Московский автозавод ЗИС в послевоенные годы первым в СССР начал производство трехосных полноприводных грузовиков для армии. Эти машины, а также их дальнейшие модернизации, стояли на производстве без малого полвека. И свыше двух десятилетий они были самыми массовыми грузовиками такого типа в советских Вооруженных силах и народном хозяйстве страны.
С 1948 года выпускалась модель ЗИС-151, которая у многих фронтовиков ассоциировалась с ленд-лизовским «Студебекером». Здесь, мы думаем, необходимо провести некоторые параллели, а также указать на явные различия, чтобы читатель яснее представлял себе эти машины.
Грузовики были схожи по типу, общей компоновке и размерам. Советский 6-цилиндровый рядный нижнеклапанный мотор ЗИС-121 мощностью 92 л.с. имел много общего с заокеанским силовым агрегатом «Геркулес». Похожими были 5-ступенчатая КПП и 2-скоростная раздаточная коробка, одинаковую кинематическую схему имели балансирные подвески задних мостов со сдвоенными колесами.
Автомашины ЗИС-151 замысливались в первую очередь как тягачи артиллерийских систем калибром от 76 до 122 мм. В соответствии с этим они имели универсальные бортовые платформы с откидными скамейками вдоль бортов, для перевозки расчетов, а также боезапаса и экипировки.
С 1953 года часть ЗИС-151 по заказу оснащалась лебедками. К тому же с этого года все машины получили возможность управления пневматическими тормозами прицепов – стали устанавливаться двойной комбинированный тормозной кран и третий ресивер для сжатого воздуха. С 1956 года автомобили уже имели 2-камерные карбюраторы, что повышало мощность их моторов до 95 л.с., а вот усилителей руля и отопителей кабин не было никогда.
Машины ЗИС-151 впервые в нашей стране были использованы и как лесовозные тягачи. Но выпускались такие варианты не в Москве, а переоборудовались из обычных грузовиков в эксплуатирующих их лесхозах.
Хотя с 1956 года завод назывался именем его первого директора, И. А. Лихачева, модель «151», выпускавшуюся до 1958 года, никто из автомобилистов никогда «ЗИЛом» не называл. А обозначение «ЗИЛ-151» осталось только в справочниках эпохи Хрущева. Всего было выпущено 194 559 таких машин.
В 1950-х годах требования к армейской автомобильной технике изменились. Теперь становились актуальными конструкции с централизованной системой регулировки давления в шинах и с односкатными задними колесами, позволявшими сделать колею всех трех мостов одинаковой. Первая особенность давала бы возможность снижать удельное давление машины на слабые грунты заболоченных низин, а вторая могла уменьшать сопротивление движению в глубоких колеях. И в 1958 году на производство была поставлена модель ЗИЛ-157.
ЗИЛ-157К, он же «Краб», он же «Колун»Уже в первом техническом описании новой машины однозначно указывалось, что она являлась дальнейшей модернизацией модели «151». В близком сходстве обеих моделей читатель может убедиться, сравнив две приведенные фотографии. И тем не менее внешне машины различались так, что спутать их невозможно. Сразу заметное различие – более узкие шины 8,25 × 20 дюймов у ЗИС-151, против довольно широких колес размером 12,00 × 18 дюймов у ЗИЛ-157. У первой машины между кабиной и грузовой платформой расположены держатели для двух запасных колес, а у второй кузов придвинут вплотную к кабине, запасное колесо у машин с бортовой платформой располагалось под кузовом. Автомобили ЗИС-151 имели по два одинаковых (слева и справа) симметрично расположенных бензобака, а ЗИЛ-157 – один основной бак слева, и запасной, меньшего объема, под задним свесом кузова.
Облицовка радиатора модели «151» была сварной, из уголков и полос, у ее потомка – штампованная из листового металла. Боковины капота ЗИС-151 фиксировались откидными наружными крючками, а у ЗИЛ-157 – внутренними задвижками.
Внутренние различия были следующими. В 1958–1961 годах ЗИЛ-157 сохранял двигатель, двухдисковое сцепление, коробку передач и «раздатку» прежней модели. С 1961 года грузовик ЗИЛ-157К получил мотор мощностью 104 л.с. – степень сжатия была повышена с 6,2 до 6,5 единиц. Сцепление стало однодисковым, коробка передач типа ЗИЛ-130 имела 5-ю «прямую» скорость и синхронизаторы на 2–5-й передачах (у ЗИС-151 не было никаких синхронизаторов вообще), а дисковый трансмиссионный стояночный тормоз на «раздатке» был заменен барабанным механизмом. Машины ЗИЛ-157 первых выпусков в кабине имели блок кранов централизованной подкачки шин, а в дальнейшем – шинные краны непосредственно на колесах. Модель ЗИЛ-157КД (с 1978 года) получила модернизированный двигатель с измененными диаметрами цилиндров, мощностью 109 л.с. Отдельные, самые последние партии автомобилей, имели и гидроусилители руля.
Хотя бортовые ЗИЛ-157 и их модификации сохранили грузоподъемность модели «151», в армейском варианте их платформы получили среднюю скамейку и дополнительные посадочные места, и машины теперь уже могли перевозить до 24 солдат.
С самого начала производства модели ЗИЛ-157 появились и ее модификации, седельные тягачи. Они имели индексы «157В», «157КВ», и «157КДВ» соответственно. Эти машины предназначались в первую очередь для армии, как тягачи прицепов специального назначения. Поэтому крыша кабины любого «седельника» имела командирский люк над пассажирским сиденьем, а все тягачи оборудовались лебедками самовытаскивания. Напомним, что бортовые машины, ЗИЛ-157, как ранее и ЗИС-151, оснащались лебедками только по заказам потребителей. Кроме того, все седельные тягачи имели по два одинаковых бензобака с обеих сторон рамы и по два гнезда для запасных колес сзади кабины.
Нам неизвестно, получали ли машины ЗИС-151 какие-либо прозвища у шоферов, но ЗИЛ-157 имели минимум два «псевдонима». Прозвище «Краб» было дано, видимо, за впервые примененную в СССР систему подкачки шин, своей конфигурацией напоминавшую лапы животного. Но такого титула машины удостоились в основном у автомобилистов Севера и Дальнего Востока. В европейской же части страны машина была широко известна как «Колун» – либо за характерную форму капота, в сочетании с возможностью «проламываться» по любому бездорожью, либо за «туповатый» мотор недостаточной мощности.
Добавим для сравнения, что ЗИЛ-157 и его модификации выпускались с 1958 по 1994 год (всего 797 934 экз.), а ЗИЛ-131 и его разновидности – с 1967 по 1990 год. Согласитесь, что это о чем-то все-таки говорит…
- Андрей Кузнецов
история
АвтоКлуб ЗИЛ 157 | Тюнинг | Фото | Видео
Было бы несправедливо оставить без должного внимания такой выдающийся грузовик советского производства, как ЗИЛ-157. Проходимости этого грузовика, оставившего свой след в истории отечественной автомобильной промышленности, и по сегодняшний день может позавидовать немалое количество авто, эксплуатируемых в настоящее время. Впрочем, ЗИЛ-157 успешно преодолевал не только трудные условия той или иной местности, но и многочисленные преграды и помехи, которые, то и дело возникали в процессе создания этих вездеходов. Как бы то ни было – конструкторы успешно достигли своей цели.
Старт производству новой грузовой машин ЗИЛ-157 был дан в далёком 1958 году – первоначально этот вездеход, как в принципе и многие другие советские научно-технические разработки предназначался для нужд вооружённых сил Советского Союза. Под этим названием машина выпускалась вплоть до наступления 1961 года. В период с 1961 по 1978 год грузовой автомобиль, выпускаемый Заводом имени Лихачёва, был под индексом ЗИЛ-157К: эта модификация отличалась от своего предшественника изменённым распределением нагрузки по осям, а также были установлены новая коробка передач, 1-дисковое сцепление и амортизаторы телескопического типа. В 1978 году выпуск этих грузовых машин был перенесён на Уральский автомоторный завод (УАМЗ), который в то время являлся одним из филиалов Завода имени Лихачёва. Здесь, грузовик выпускался вплоть до 1992 год под индексом ЗИЛ-157КД. Последний экземпляр этого легендарного советского авто сошёл с заводского конвейера в 1994 году.
Помимо армейских целей, ЗИЛ-157 нашёл своё применение в колхозах и лесхозах, что объясняется присущими для авто высокими свойствами проходимости, объёме кузова и неприхотливости в обслуживании. Помимо всего прочего, данный грузовик был весьма удобен в процессе погрузки – в отличие, к примеру, от грузовика ГАЗ-63, борта его кузова безо всяких проблем можно было свесить с 3-х сторон.
Грузовик ЗИЛ-157 отличался высокой скоростью и проходимостью по каменистой, заснеженной, болотистой местностям – поэтому эти грузовики массово использовались в условиях Средней Азии, на бескрайних просторах Сибири и условиях вечной мерзлоты. Кроме того, не стоит забывать, что Советский Союз осуществлял поставки машин ЗИЛ-157 для нужд вооружённых сил стран, принадлежащих к социалистическому лагерю.
В отличие от многих других машин, этот грузовик был оснащён относительно плоской рамой, благодаря наличию которой в условиях трудной местности он ничуть не терял способности к отталкиванию колёсами, не увязал в почву и продолжал своё движение. Двигатель ЗИЛ-157 запросто заводится даже после продолжительного по времени простоя или хранения в гараже. Стоит также отметить, что, невзирая на достаточно внушительные для такого автомобиля габариты, водитель без особого труда справлялся с ними. В холодное время года (поздняя осень-зима) грузовик нуждался в особо тщательном уходе за системой охлаждения, а в случае возникновения необходимости подобного рода, на радиатор авто надевались специальные кожухи-утеплители.
Советский народ практически сразу оценил все преимущества нового грузового автомобиля с повышенной проходимостью и солидными габаритами. Вскоре фольклор придумал великое множество прозвищ этой машине, исходя его размеров и внешнего вида: так, на европейской территории России ЗИЛ-157 в народе называли не иначе, как «Бабай», «Захар», «Колун», «Крокодил», «Ступа». В условиях крайнего Севера и Чукотки ЗИЛ-157 называли «Краб».
Варианты ЗИЛ-157/157К в подробном обзоре книги
СПОНСОР:
ПРИМЕЧАНИЕ:
Внешний вид ВВС США, Армии США, ВМС США, Корпуса морской пехоты США, Береговой охраны США, Министерства обороны или НАСА изображения или произведения искусства не являются одобрением и не являются аффилированными лицами Cybermodeler Online с этими организациями.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС:
Дата проверки | ноябрь 2004 г. | Название | Варианты ЗИЛ-157/157К в деталях |
---|---|---|---|
Автор | Франтишек Коран и Ян Мартинец | Издатель | Крылья и колеса Публикации |
Опубликовано | 2004 | ISBN | 80-86416-36-4 |
Формат | 120 страниц, мягкий переплёт | Рекомендуемая производителем розничная цена (долл.![]() | 30,50 $ |
Обзор
Советский Союз был довольно прогрессивной страной в отношении танков и самоходных орудий, но прискорбно отставал в области грузовиков и транспорта в целом. Когда они получили первую серию американских грузовиков по ленд-лизу в 1942 году, они были поражены как сложностью американских грузовиков, так и их надежностью и неприхотливостью. Их собственный стандартный средний грузовик ЗИС-5 имел колесную формулу 4 x 2 с тормозами только на задних колесах и отличался лишь ограниченными внедорожными способностями. GMC CCKW и Studebaker US6 с их конфигурациями 6 x 6 и надежными трансмиссиями и тормозами были шоком.
После войны советская грузовая промышленность построила собственную версию двух американских грузовиков под названием ЗИС-151. Этот грузовик оставался в производстве с 1948 по 1957 год (смена названия с ЗИС — Завод имени Сталина — на ЗИЛ — Завод имени Лихачева — после 1953 года), когда его место занял ЗИЛ-157. Этот грузовик представлял собой усовершенствованную версию, главным отличием которой были большие одинарные шины вместо более узких и меньших, которые устанавливались парами на задние ведущие мосты ЗИЛ-151. У них также было регулируемое давление в шинах как для преодоления проколов, так и для увеличения проходимости на мягком грунте. Позже было предусмотрено автоматическое управление, которое делало это автоматически. ЗИЛ-157 производился с 1958 по 1961 год; улучшенная модель K с 1961 по 1964 год, ее место позже заняли различные другие улучшенные модели. Последний вариант, ЗИЛ-157КД, производился с 1976 по 1982 год. Большинство из них были экспортными моделями (тем временем СССР перешел на ЗИЛ-131). тонна грузового автомобиля означает, что он имел грузоподъемность 3000 кг или около 6615 фунтов. На дорогах с твердым покрытием это может достигать 7500 кг плюс прицеп, но по большей части автомобиль не подвергается такой большой нагрузке. Он имел экипаж из двух человек и мог перевозить нормальную нагрузку из 12-16 солдат в задней части грузового кузова благодаря складывающимся сиденьям.
Машина была снабжена лебедкой для самовытаскивания.
Было построено множество вариантов, наиболее распространенными из которых были так называемые версии «ББВ» (коробчатый кузов) и тягач модели ЗИЛ-157В для использования с полуприцепом.
WWP производит великолепные фотоисследования бывшего советского оборудования, которое использовалось или находилось в Чехословакии, и эта книга не исключение. Он обеспечивает следующее подробное освещение: 36 страниц по базовой модели ЗИЛ-157/ЗИЛ-157К; 9 страниц по тягачу ЗИЛ-157В; 18 страниц на полуприцепе ракетоносца ПР-11Б; 26 страниц о ракете В-750 (СА-2) и ее пусковой установке; 8 страниц в варианте BBV; 6 страниц по варианту РЛС П-15 (FLAT FACE); 6 страниц на BBV, используемом в качестве тренажера для 9М14 (АТ-3) учебный; и две страницы о варианте снегоочистителя местного производства. Как и во всех книгах такого рода, иллюстрации большие, четкие и цветные, с «своего рода» английским текстом (грамматика может быть, гм, интересной). Но авторы различают различия в деталях и делают книги в высшей степени полезными, особенно при моделировании предмета.
Раздел, посвященный SA-2, не слишком полезен для ракеты и ее различных версий, но в нем есть отличные снимки пусковой установки, в том числе открытые люки, показывающие внутренние части пусковой установки и расположение компонентов. . Если кто-то хотел сделать динамитную модель набора Трубача, это обязательно для справки.
Аналогично другому основному набору, транспортеру полуприцепа. Хотя в книге не показан процесс заряжания (ракета на направляющей транспортера повернута так, что ее задний конец может сначала скользнуть на пустую направляющую пусковой установки), в ней достаточно подробно описан поворотный стол и различные детали и фитинги, которые должны позволять средний модельер, чтобы показать, что один загружается без особых проблем.
В целом, эти книги стоят дорого и во многих случаях являются единственным справочником для моделистов по конкретной теме.
ICM 1/72 Командирская машина ЗИЛ-157, предварительный просмотр Scott Van Aken
ICM 1/72 Командирский автомобиль ЗИЛ-157, предварительный просмотр Scott Van Aken -157 Command VehicleИСТОРИЯ |
Перефразируя Инструкцию,
«Одним из самых известных автомобилей советского времени был грузовой автомобиль ЗИЛ-157, имевший отличную проходимость.
Разработан в 1958 году в конструкторском бюро приписан к автозаводу им. Лихачева в Москве.Серийное производство началось там, а также в Харькове и Грозном.ЗИЛ-157 получил Гран-при на Всемирном автосалоне в Брюсселе того же года.
Дизайн был отличный и из него был разработан широкий спектр армейских транспортных средств: бензовозы, подвижные штабные, транспортные средства, радио- и радиолокационные грузовики, транспортеры и пусковые установки для зенитных ракет, полевые санитарные машины и множество других транспортных средств.0082
The command mobile vehicles saw service in Soviet and Warsaw Pact countries as well as with African, Asian and Near East armies.»
THE KIT |
Once the small Открыв коробку, можно найти еще меньший пакет литников, содержащий комплект. Фильзы бывают белого или черного цвета, и есть несколько незакрепленных деталей, в основном колеса, кабина и полезная нагрузка.Литье довольно хорошо сделано, и хотя есть несколько утяжин в некоторых более толстых частях, скрыть или заполнить их не составит труда.0082
Вы получаете относительно хорошо оборудованный салон с рулевым колесом и рычагами переключения передач. На самом деле не имеет большого значения, что детали редкие, поскольку вы не увидите их через довольно толстые прозрачные пленки. На самом деле, у многих моделей такого масштаба их нет, так что это плюс. Предусмотрено хорошо сделанное шасси и ходовая часть. Это обочина, поэтому нет полной информации о двигателе. Раздел команд имеет достаточное количество вещей, которые можно добавить, чтобы он выглядел должным образом сложным.
Инструкции представляют собой единый лист с историей на английском и русском языках, схемой деталей и шестью красиво нарисованными этапами сборки. Также дана цветовая диаграмма в Humbrol и общие ссылки. По сути, это Olive Drab с черным шасси. Полноцветная покраска и таблица декалей на обратной стороне коробки. Лист с декалями несколько общий, так как я видел это с несколькими другими подобными автомобилями.
ВЫВОДЫ |
Довольно необычная тема для большинства из нас, но она вызовет некоторый интерес и станет для большинства из нас отклонением от нормы. Это, конечно, не выглядит сложным в постройке и, как говорится, «по народной цене».
Июнь 2006 г.
Спасибо компании DLV за набор для обзора. Вы можете найти наборы ICM в своем любимом хобби-магазине
. Если вы хотите, чтобы ваш продукт проверялся справедливо и быстро на сайте, который посещают более 300 000 человек в месяц, свяжитесь со мной или ознакомьтесь с другими подробностями в примечании для авторов.