Авто зил 157: купить, продать и обменять машину

Близнецы-братья — журнал «АБС-авто»

Московский автозавод ЗИС в послевоенные годы первым в СССР начал производство трехосных полноприводных грузовиков для армии. Эти машины, а также их дальнейшие модернизации, стояли на производстве без малого полвека. И свыше двух десятилетий они были самыми массовыми грузовиками такого типа в советских Вооруженных силах и народном хозяйстве страны.

С 1948 года выпускалась модель ЗИС-151, которая у многих фронтовиков ассоциировалась с ленд-лизовским «Студебекером». Здесь, мы думаем, необходимо провести некоторые параллели, а также указать на явные различия, чтобы читатель яснее представлял себе эти машины.

Грузовики были схожи по типу, общей компоновке и размерам. Советский 6-цилиндровый рядный нижнеклапанный мотор ЗИС-121 мощностью 92 л.с. имел много общего с заокеанским силовым агрегатом «Геркулес». Похожими были 5-ступенчатая КПП и 2-скоростная раздаточная коробка, одинаковую кинематическую схему имели балансирные подвески задних мостов со сдвоенными колесами.

Одинаковое устройство было и у карданных передач с пятью валами. Один вал соединял КПП с «раздаткой», а все три моста имели независимые приводы, причем задний мост – двумя валами с промежуточной опорой. Но на этом сходство заканчивалось. Отечественная машина имела другие форму кабины и конструкцию «оперения» и крыльев. Укажем, например, что у «Студера» капот единой панелью откидывался назад, а у ЗИСа поднимался обоими крыльями вверх. Кроме того, совершенно разными были тормозные системы. У заграничной машины гидропривод с усилителем, у советской – пневматическая система с компрессором. У «Студера» стояночный тормоз барабанный, ленточный, а у ЗИСа – дисковый, колодочный. Аналогичные коробки передач с 4-й прямой скоростью и 5-й повышающей передачей имели разные передаточные числа, а раздаточные коробки с обеими понижающими передачами – свои различия.

Автомашины ЗИС-151 замысливались в первую очередь как тягачи артиллерийских систем калибром от 76 до 122 мм. В соответствии с этим они имели универсальные бортовые платформы с откидными скамейками вдоль бортов, для перевозки расчетов, а также боезапаса и экипировки.

Они могли перевозить до 16–18 солдат в кузове, или 2,5 т груза по грунтовым дорогам и 4,5 т по шоссе. Однако шасси автомобиля использовались и для установки систем залпового огня БМ-13, «Катюша», остававшихся на вооружении и после Победы, и специальных кузовов. Машины использовались также в народном хозяйстве, зачастую – как тягачи-«технички».

С 1953 года часть ЗИС-151 по заказу оснащалась лебедками. К тому же с этого года все машины получили возможность управления пневматическими тормозами прицепов – стали устанавливаться двойной комбинированный тормозной кран и третий ресивер для сжатого воздуха. С 1956 года автомобили уже имели 2-камерные карбюраторы, что повышало мощность их моторов до 95 л.с., а вот усилителей руля и отопителей кабин не было никогда.

Машины ЗИС-151 впервые в нашей стране были использованы и как лесовозные тягачи. Но выпускались такие варианты не в Москве, а переоборудовались из обычных грузовиков в эксплуатирующих их лесхозах.

Хотя с 1956 года завод назывался именем его первого директора, И. А. Лихачева, модель «151», выпускавшуюся до 1958 года, никто из автомобилистов никогда «ЗИЛом» не называл. А обозначение «ЗИЛ-151» осталось только в справочниках эпохи Хрущева. Всего было выпущено 194 559 таких машин.

В 1950-х годах требования к армейской автомобильной технике изменились. Теперь становились актуальными конструкции с централизованной системой регулировки давления в шинах и с односкатными задними колесами, позволявшими сделать колею всех трех мостов одинаковой. Первая особенность давала бы возможность снижать удельное давление машины на слабые грунты заболоченных низин, а вторая могла уменьшать сопротивление движению в глубоких колеях. И в 1958 году на производство была поставлена модель ЗИЛ-157.

ЗИЛ-157К, он же «Краб», он же «Колун»

Уже в первом техническом описании новой машины однозначно указывалось, что она являлась дальнейшей модернизацией модели «151». В близком сходстве обеих моделей читатель может убедиться, сравнив две приведенные фотографии. И тем не менее внешне машины различались так, что спутать их невозможно. Сразу заметное различие – более узкие шины 8,25 × 20 дюймов у ЗИС-151, против довольно широких колес размером 12,00 × 18 дюймов у ЗИЛ-157. У первой машины между кабиной и грузовой платформой расположены держатели для двух запасных колес, а у второй кузов придвинут вплотную к кабине, запасное колесо у машин с бортовой платформой располагалось под кузовом. Автомобили ЗИС-151 имели по два одинаковых (слева и справа) симметрично расположенных бензобака, а ЗИЛ-157 – один основной бак слева, и запасной, меньшего объема, под задним свесом кузова.

Облицовка радиатора модели «151» была сварной, из уголков и полос, у ее потомка – штампованная из листового металла. Боковины капота ЗИС-151 фиксировались откидными наружными крючками, а у ЗИЛ-157 – внутренними задвижками.

Внутренние различия были следующими. В 1958–1961 годах ЗИЛ-157 сохранял двигатель, двухдисковое сцепление, коробку передач и «раздатку» прежней модели. С 1961 года грузовик ЗИЛ-157К получил мотор мощностью 104 л.с. – степень сжатия была повышена с 6,2 до 6,5 единиц. Сцепление стало однодисковым, коробка передач типа ЗИЛ-130 имела 5-ю «прямую» скорость и синхронизаторы на 2–5-й передачах (у ЗИС-151 не было никаких синхронизаторов вообще), а дисковый трансмиссионный стояночный тормоз на «раздатке» был заменен барабанным механизмом. Машины ЗИЛ-157 первых выпусков в кабине имели блок кранов централизованной подкачки шин, а в дальнейшем – шинные краны непосредственно на колесах. Модель ЗИЛ-157КД (с 1978 года) получила модернизированный двигатель с измененными диаметрами цилиндров, мощностью 109 л.с. Отдельные, самые последние партии автомобилей, имели и гидроусилители руля.

Хотя бортовые ЗИЛ-157 и их модификации сохранили грузоподъемность модели «151», в армейском варианте их платформы получили среднюю скамейку и дополнительные посадочные места, и машины теперь уже могли перевозить до 24 солдат.

С самого начала производства модели ЗИЛ-157 появились и ее модификации, седельные тягачи. Они имели индексы «157В», «157КВ», и «157КДВ» соответственно. Эти машины предназначались в первую очередь для армии, как тягачи прицепов специального назначения. Поэтому крыша кабины любого «седельника» имела командирский люк над пассажирским сиденьем, а все тягачи оборудовались лебедками самовытаскивания. Напомним, что бортовые машины, ЗИЛ-157, как ранее и ЗИС-151, оснащались лебедками только по заказам потребителей. Кроме того, все седельные тягачи имели по два одинаковых бензобака с обеих сторон рамы и по два гнезда для запасных колес сзади кабины.

Нам неизвестно, получали ли машины ЗИС-151 какие-либо прозвища у шоферов, но ЗИЛ-157 имели минимум два «псевдонима». Прозвище «Краб» было дано, видимо, за впервые примененную в СССР систему подкачки шин, своей конфигурацией напоминавшую лапы животного. Но такого титула машины удостоились в основном у автомобилистов Севера и Дальнего Востока. В европейской же части страны машина была широко известна как «Колун» – либо за характерную форму капота, в сочетании с возможностью «проламываться» по любому бездорожью, либо за «туповатый» мотор недостаточной мощности.

В последнем случае, безусловно, только в сравнении с более мощным и быстроходным автомобилем ЗИЛ-131, появившемся в 1967 году. Но более тяжелый «131-й», в сравнении с ЗИЛ-157, зачастую имел худшую проходимость и чаще «садился» там, где его предшественник еще сохранял возможность двигаться. Это аксиома, которая требует пояснения. Виной всему, по-видимому, был более мощный и высокооборотный двигатель. При «передозировке» оборотов на слабых грунтах этот грузовик быстрее выбрасывал грязь из-под колес и проваливался на мосты. Впрочем, не все так однозначно. Многое зависело, конечно, и от мастерства конкретного водителя, и от фактического веса конкретной машины, и от состояния грунта под ее колесами на конкретном участке бездорожья. Однако аксиомы, как известно, в доказательствах не нуждаются – они очевидны.

Добавим для сравнения, что ЗИЛ-157 и его модификации выпускались с 1958 по 1994 год (всего 797 934 экз.), а ЗИЛ-131 и его разновидности – с 1967 по 1990 год. Согласитесь, что это о чем-то все-таки говорит…

  • Андрей Кузнецов

история

АвтоКлуб ЗИЛ 157 | Тюнинг | Фото | Видео

Было бы несправедливо оставить без должного внимания такой выдающийся грузовик советского производства, как ЗИЛ-157. Проходимости этого грузовика, оставившего свой след в истории отечественной автомобильной промышленности, и по сегодняшний день может позавидовать немалое количество авто, эксплуатируемых в настоящее время. Впрочем, ЗИЛ-157 успешно преодолевал не только трудные условия той или иной местности, но и многочисленные преграды и помехи, которые, то и дело возникали в процессе создания этих вездеходов. Как бы то ни было – конструкторы успешно достигли своей цели.

Старт производству новой грузовой машин ЗИЛ-157 был дан в далёком 1958 году – первоначально этот вездеход, как в принципе и многие другие советские научно-технические разработки предназначался для нужд вооружённых сил Советского Союза. Под этим названием машина выпускалась вплоть до наступления 1961 года. В период с 1961 по 1978 год грузовой автомобиль, выпускаемый Заводом имени Лихачёва, был под индексом ЗИЛ-157К: эта модификация отличалась от своего предшественника изменённым распределением нагрузки по осям, а также были установлены новая коробка передач, 1-дисковое сцепление и амортизаторы телескопического типа. В 1978 году выпуск этих грузовых машин был перенесён на Уральский автомоторный завод (УАМЗ), который в то время являлся одним из филиалов Завода имени Лихачёва. Здесь, грузовик выпускался вплоть до 1992 год под индексом ЗИЛ-157КД. Последний экземпляр этого легендарного советского авто сошёл с заводского конвейера в 1994 году.

Помимо армейских целей, ЗИЛ-157 нашёл своё применение в колхозах и лесхозах, что объясняется присущими для авто высокими свойствами проходимости, объёме кузова и неприхотливости в обслуживании. Помимо всего прочего, данный грузовик был весьма удобен в процессе погрузки – в отличие, к примеру, от грузовика ГАЗ-63, борта его кузова безо всяких проблем можно было свесить с 3-х сторон.

Грузовик ЗИЛ-157 отличался высокой скоростью и проходимостью по каменистой, заснеженной, болотистой местностям – поэтому эти грузовики массово использовались в условиях Средней Азии, на бескрайних просторах Сибири и условиях вечной мерзлоты. Кроме того, не стоит забывать, что Советский Союз осуществлял поставки машин ЗИЛ-157 для нужд вооружённых сил стран, принадлежащих к социалистическому лагерю.

В отличие от многих других машин, этот грузовик был оснащён относительно плоской рамой, благодаря наличию которой в условиях трудной местности он ничуть не терял способности к отталкиванию колёсами, не увязал в почву и продолжал своё движение. Двигатель ЗИЛ-157 запросто заводится даже после продолжительного по времени простоя или хранения в гараже. Стоит также отметить, что, невзирая на достаточно внушительные для такого автомобиля габариты, водитель без особого труда справлялся с ними. В холодное время года (поздняя осень-зима) грузовик нуждался в особо тщательном уходе за системой охлаждения, а в случае возникновения необходимости подобного рода, на радиатор авто надевались специальные кожухи-утеплители.

Советский народ практически сразу оценил все преимущества нового грузового автомобиля с повышенной проходимостью и солидными габаритами. Вскоре фольклор придумал великое множество прозвищ этой машине, исходя его размеров и внешнего вида: так, на европейской территории России ЗИЛ-157 в народе называли не иначе, как «Бабай», «Захар», «Колун», «Крокодил», «Ступа». В условиях крайнего Севера и Чукотки ЗИЛ-157 называли «Краб».

Варианты ЗИЛ-157/157К в подробном обзоре книги

СПОНСОР:

ПРИМЕЧАНИЕ:

Внешний вид ВВС США, Армии США, ВМС США, Корпуса морской пехоты США, Береговой охраны США, Министерства обороны или НАСА изображения или произведения искусства не являются одобрением и не являются аффилированными лицами Cybermodeler Online с этими организациями.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС:

Дата проверки ноябрь 2004 г. Название Варианты ЗИЛ-157/157К в деталях
Автор Франтишек Коран и Ян Мартинец Издатель Крылья и колеса Публикации
Опубликовано
2004
ISBN 80-86416-36-4
Формат 120 страниц, мягкий переплёт Рекомендуемая производителем розничная цена (долл. США) 30,50 $

Обзор

Советский Союз был довольно прогрессивной страной в отношении танков и самоходных орудий, но прискорбно отставал в области грузовиков и транспорта в целом. Когда они получили первую серию американских грузовиков по ленд-лизу в 1942 году, они были поражены как сложностью американских грузовиков, так и их надежностью и неприхотливостью. Их собственный стандартный средний грузовик ЗИС-5 имел колесную формулу 4 x 2 с тормозами только на задних колесах и отличался лишь ограниченными внедорожными способностями. GMC CCKW и Studebaker US6 с их конфигурациями 6 x 6 и надежными трансмиссиями и тормозами были шоком.

После войны советская грузовая промышленность построила собственную версию двух американских грузовиков под названием ЗИС-151. Этот грузовик оставался в производстве с 1948 по 1957 год (смена названия с ЗИС — Завод имени Сталина — на ЗИЛ — Завод имени Лихачева — после 1953 года), когда его место занял ЗИЛ-157. Этот грузовик представлял собой усовершенствованную версию, главным отличием которой были большие одинарные шины вместо более узких и меньших, которые устанавливались парами на задние ведущие мосты ЗИЛ-151. У них также было регулируемое давление в шинах как для преодоления проколов, так и для увеличения проходимости на мягком грунте. Позже было предусмотрено автоматическое управление, которое делало это автоматически. ЗИЛ-157 производился с 1958 по 1961 год; улучшенная модель K с 1961 по 1964 год, ее место позже заняли различные другие улучшенные модели. Последний вариант, ЗИЛ-157КД, производился с 1976 по 1982 год. Большинство из них были экспортными моделями (тем временем СССР перешел на ЗИЛ-131). тонна грузового автомобиля означает, что он имел грузоподъемность 3000 кг или около 6615 фунтов. На дорогах с твердым покрытием это может достигать 7500 кг плюс прицеп, но по большей части автомобиль не подвергается такой большой нагрузке. Он имел экипаж из двух человек и мог перевозить нормальную нагрузку из 12-16 солдат в задней части грузового кузова благодаря складывающимся сиденьям. Машина была снабжена лебедкой для самовытаскивания.

Было построено множество вариантов, наиболее распространенными из которых были так называемые версии «ББВ» (коробчатый кузов) и тягач модели ЗИЛ-157В для использования с полуприцепом.

WWP производит великолепные фотоисследования бывшего советского оборудования, которое использовалось или находилось в Чехословакии, и эта книга не исключение. Он обеспечивает следующее подробное освещение: 36 страниц по базовой модели ЗИЛ-157/ЗИЛ-157К; 9 страниц по тягачу ЗИЛ-157В; 18 страниц на полуприцепе ракетоносца ПР-11Б; 26 страниц о ракете В-750 (СА-2) и ее пусковой установке; 8 страниц в варианте BBV; 6 страниц по варианту РЛС П-15 (FLAT FACE); 6 страниц на BBV, используемом в качестве тренажера для 9М14 (АТ-3) учебный; и две страницы о варианте снегоочистителя местного производства. Как и во всех книгах такого рода, иллюстрации большие, четкие и цветные, с «своего рода» английским текстом (грамматика может быть, гм, интересной). Но авторы различают различия в деталях и делают книги в высшей степени полезными, особенно при моделировании предмета.

Раздел, посвященный SA-2, не слишком полезен для ракеты и ее различных версий, но в нем есть отличные снимки пусковой установки, в том числе открытые люки, показывающие внутренние части пусковой установки и расположение компонентов. . Если кто-то хотел сделать динамитную модель набора Трубача, это обязательно для справки.

Аналогично другому основному набору, транспортеру полуприцепа. Хотя в книге не показан процесс заряжания (ракета на направляющей транспортера повернута так, что ее задний конец может сначала скользнуть на пустую направляющую пусковой установки), в ней достаточно подробно описан поворотный стол и различные детали и фитинги, которые должны позволять средний модельер, чтобы показать, что один загружается без особых проблем.

В целом, эти книги стоят дорого и во многих случаях являются единственным справочником для моделистов по конкретной теме.

ICM 1/72 Командирская машина ЗИЛ-157, предварительный просмотр Scott Van Aken

ICM 1/72 Командирский автомобиль ЗИЛ-157, предварительный просмотр Scott Van Aken -157 Command Vehicle KIT #: 72551 PRICE:
$12.00 MSRP DECALS: One option REVIEWER: Scott Van Aken NOTES:  

ИСТОРИЯ

Перефразируя Инструкцию,

«Одним из самых известных автомобилей советского времени был грузовой автомобиль ЗИЛ-157, имевший отличную проходимость.

Разработан в 1958 году в конструкторском бюро приписан к автозаводу им. Лихачева в Москве.Серийное производство началось там, а также в Харькове и Грозном.ЗИЛ-157 получил Гран-при на Всемирном автосалоне в Брюсселе того же года.

Дизайн был отличный и из него был разработан широкий спектр армейских транспортных средств: бензовозы, подвижные штабные, транспортные средства, радио- и радиолокационные грузовики, транспортеры и пусковые установки для зенитных ракет, полевые санитарные машины и множество других транспортных средств.0082

The command mobile vehicles saw service in Soviet and Warsaw Pact countries as well as with African, Asian and Near East armies.»

THE KIT

Once the small Открыв коробку, можно найти еще меньший пакет литников, содержащий комплект. Фильзы бывают белого или черного цвета, и есть несколько незакрепленных деталей, в основном колеса, кабина и полезная нагрузка.Литье довольно хорошо сделано, и хотя есть несколько утяжин в некоторых более толстых частях, скрыть или заполнить их не составит труда.0082

Вы получаете относительно хорошо оборудованный салон с рулевым колесом и рычагами переключения передач. На самом деле не имеет большого значения, что детали редкие, поскольку вы не увидите их через довольно толстые прозрачные пленки. На самом деле, у многих моделей такого масштаба их нет, так что это плюс. Предусмотрено хорошо сделанное шасси и ходовая часть. Это обочина, поэтому нет полной информации о двигателе. Раздел команд имеет достаточное количество вещей, которые можно добавить, чтобы он выглядел должным образом сложным.

Инструкции представляют собой единый лист с историей на английском и русском языках, схемой деталей и шестью красиво нарисованными этапами сборки. Также дана цветовая диаграмма в Humbrol и общие ссылки. По сути, это Olive Drab с черным шасси. Полноцветная покраска и таблица декалей на обратной стороне коробки. Лист с декалями несколько общий, так как я видел это с несколькими другими подобными автомобилями.

ВЫВОДЫ

Довольно необычная тема для большинства из нас, но она вызовет некоторый интерес и станет для большинства из нас отклонением от нормы. Это, конечно, не выглядит сложным в постройке и, как говорится, «по народной цене».

Июнь 2006 г.

Спасибо компании DLV за набор для обзора. Вы можете найти наборы ICM в своем любимом хобби-магазине

.

Если вы хотите, чтобы ваш продукт проверялся справедливо и быстро на сайте, который посещают более 300 000 человек в месяц, свяжитесь со мной или ознакомьтесь с другими подробностями в примечании для авторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *