Асфальтоукладчик принцип работы – Как работает асфальтоукладчик — принцип действия

Содержание

Как работает асфальтоукладчик — принцип действия


Александр Иваницкий из Липецка спрашивает:

К какой разновидности отнести и как работает асфальтоукладчик? Что входит в его конструкцию, особенности управления?

Ответ нашего специалиста:

Асфальтоукладчик относится к сложным видам линейной дорожно-строительной техники. Он выполняет функцию укладки асфальтобетонного покрытия, распределение и уплотнение смеси. Зачастую такие машины работают на пару с грузовиком – он поставляет смесь из саморазгружающегося кузова.

Первый этап работы

Всю работу техники можно поделить на следующие этапы:

Таблица подготовки для начала работы асфальтоукладчика

  • подготовка с выставлением уровней и параметров;
  • подсоединение самосвала и начало подачи материала;
  • создание слоя покрытия и его уплотнение;
  • смена грузовика и осмотр исправности перед новым циклом.

Оператор техники и его помощник выставляют позицию так называемой лыжи или трубы, имеющей длину до двенадцати метров. С ее помощью выравнивается черновой слой щебенки. В новых машинах эта лыжа оснащена датчиком, который свидетельствует о поддержании должной толщины укладочного слоя.

Второй этап

Машина устанавливается на исходную позицию. Так как работает асфальтоукладчик в паре с грузовым самосвалом, последний также пригоняется к исходной позиции. Лыжу располагают на имеющийся черновой слой щебенки, опускают плиту.

Затем с помощью электрических приборов оператор измеряет и устанавливает значение поперечного уклона и толщины будущего слоя покрытия. Настраиваются все датчики.

Схема технологического процесса работы асфальтоукладчика

Третий

После подачи сигнала оператора самосвал подъезжает задним ходом и в бункер выгружает черновой щебень. Бункер техники для этого оснащен вставками, которые могут складываться. Это необходимо для полного расхода насыпного материала.

Оператор включает рабочие органы – распределитель выдает первую партию материала. Рабочий разравнивает полученную неравномерную насыпь лопатой. Машина двигается медленно, с работающим вибробрусом и виброплитой, которые предназначены для предварительного уплотнения.

Схемы укладки слоев дорожных одежд из асфальтобетонных смесей автоукладчиком

Заключительный

Таблица температуры асфальтобетонной смеси

При толкании самосвала асфальтоукладчиком щебень самостоятельно попадает в распределительный бункер. После уплотнения  катками толщина слоя снизится.

Когда кузов будет разгружен, оператор использует звуковую сигнализацию – водитель освобождает место для следующего самосвала. В этот момент борта бункера складывают для загрузки остатков щебенки в распределитель. Затем борта следует вернуть в исходное положение.

Смена самосвала является перерывом между циклами укладки и разгрузки машин. В это время помощник оператора должен проверить рабочие органы техники и правильность настроек системы.

Видео: Асфальтоукладчик — как это работает


specnavigator.ru

Асфальтоукладчики: виды и характеристики, работа на строительстве дорог

Асфальтоукладчик — это дорожно-строительная машина, которая предназначена для укладки асфальтного покрытия при строительстве дорог, а также для асфальтирования тротуаров и промышленных площадей.

Большинство ресурсов в сети скажут вам, что эта машина является самой сложной по устройству в арсенале дорожно-ремонтной техники и пожалуй, они будут правы. Все асфальтоукладчики состоят из двух частей: агрегата (часть отвечающая за передвижение + кабина машиниста) и рабочего органа (непосредственная работа с асфальтом).

Как правило, асфальтоукладчик работает в паре с самосвалом, который подаёт асфальтобетонную смесь (хотя бывают и варианты со специальным прицепом и безбункерные решения).

Принцип работы асфальтоукладчика заключается в приёме дорожно-строительной смеси специальным бункером с дальнейшим распределением, «утряской» и уплотнением по длине укладываемой поверхности. Получил смесь — распределил по рабочей поверхности с заданной толщиной и шириной (соблюдение упомянутых параметров — важный фактор оценки качества работы, так как на этом строится технология укладки асфальта). Далее идёт каток и выполняет свою часть работы.

Асфальтоукладчики Vogele на строительной выставке.

Виды асфальтоукладчиков

Из ширины укладки можно строить градации этих устройств. Выделяют 5 типоразмеров.

I — с малой шириной укладки 1,0-3,0 м,
II — с шириной укладки 2,0-4,5 м,
III с шириной укладки 2,5-7,5 м,
IV — с шириной укладки 3,0-9,0 м,
V — с шириной укладки 3,0-12,0 м.

От ширины укладки зависит сфера применения — пешеходные дорожки (первый типоразмер, он же используется и при расширении дороги и зачастую при небольшом ремонте) или автомобильные дороги различной ширины.

Сегодня на строительстве дорог работают в основном самоходные машины, управляемые машинистами асфальтоукладчиков, однако есть и менее популярное решение — асфальтоукладчик в виде прицепа.


Пример мини асфальтоукладчика, который укладывает тротуар и бордюры при этом перемещается за счёт усилия рабочего:

Из вида смеси с которой работает машина бывают:

  • специализированные — работают исключительно на асфальтобетонных смесях,
  • универсальные — благодаря сменному оборудованиею — могу работать с различными дорожно-строительными материалами.

По типу ходовой части выделяют:

  • Гусеничные асфальтоукладчики. Этот вид дорожно-строительной спецтехники с высокой эффективностью применяется на больших по площади объектах (взлётно-посадочные полосы аэропортов, дорожные трассы), строительство которых предусматривает использование значительного количества дорожного покрытия. Гусеничная техника обладает возможностью выкладки дорожного полотна большой ширины.
  • Колёсные асфальтоукладчики. Машины этого типа выгодно применять при укладке небольших участков дорожного покрытия, которые не отличаются значительной толщиной асфальта. Относительно быстрая скорость перемещения, по сравнению с гусеничными аналогами, позволит колёсному асфальтоукладчику оперативно прибыть на аварийный участок дороги.

Видео: работа асфальтоукладчика

Гусеничный Vogele SUPER 1600-1 укладывает асфальт на одной из Московских улиц, на заднем фоне идёт работа с виброплитой:

Асфальтоукладчик 8816 компании LeeBoy:

Характеристики асфальтоукладчиков по производительности

  • Мини асфальтоукладчики. Вес машин составляет до 6 тонн, производительность — до 250 тонн дорожного покрытия в час, а ширина готового дорожного полотна составляет от 1 до 3,5 метров.
  • Асфальтоукладчики среднего класса. Эти машины весят от 6 до 10 тонн, укладывают от 250 до 700 тонн строительной смеси в час, рабочая ширина для этого вида техники не превышает 5 метров.
  • Тяжелые асфальтоукладчики. Вес этой техники превышает 10 тонн, средняя производительность составляет 700-950 тонн дорожно-ремонтной смеси в час, а ширина укладки асфальта достигает 12 метров.

Также асфальтоукладчики делятся по следующим характеристикам:

  • мощность двигателя,
  • масса асфальтоукладчика,
  • габариты.

Поговорим о брендах

Наиболее популярными на российском рынке являются асфальтоукладчики от таких производителей, как Volvo, Vogele, Demag, Abg Titan, АСФ, ДС, Xcmg, Caterpillar, Rand. Успехом пользуются недорогие китайские машины.

Отзывы об асфальтоукладчиках

kudavlozitdengi.adne.info

Асфальтоукладчик конструктивные особенности и принцип работы

26 Декабря 2012

Асфальтоукладчик конструктивные особенности и принцип работы

Современные асфальтоукладчики представляют собой высокоавтоматизированные дорожно-строительные машины для укладки асфальта. Асфальтоукладчик производит равномерную укладку асфальтобетонных смесей согласно поекта. Покрытие кладется на подготовленное основание с точно указанной толщиной слоя и поперечным уклоном. Для автоматизации процесса укладки такая техника оснащается:

  • датчиком, контролирующим подачу расходного материала;
  • датчиком уклона;
  • датчиками высоты.

На основании вышеперечисленных датчиков строится работа систем нивелирования, которая производит автоматический контроль соблюдения заданных проектом параметров. Подробнее о нивелировке можете посмотреть по этой ссылке.

Принцип работы асфальтоукладчика представляет собой следующий процесс:

  1. В специальный приемный бункер асфальтоукладчика подается асфальтобетонная смесь. В большинстве случаев подача осуществляется из самосвала.
  2. Из приемного бункера смесь через питатель постоянно подается в шнековую камеру.
  3. В шнековой камере рабочая смесь равномерно распределяется на всю заданную ширину полосы укладки.
  4. Уплотнение покрытия происходит с помощью выглаживающих плит.

Конструктивно асфальтоукладчики разделяются на следующие виды:

  • по конструктивному исполнению ходовой части: гусеничные и колесные;
  • по ширине укладки: 1-3 метра, 2-5 метров, 2,5-8 метров, 3-9 метров, 3-12 метров, некоторые укладчики оборудуются уширителями, позволяющими укладывать дорожное покрытие шириной до16 метров.

Естественно, модели с наибольшей шириной захвата базируются на гусеничной ходовой части, а более компактные модели – на колесной.

Выбор асфальтоукладчика осуществляется не только исходя из ширины укладки асфальтобетонной смеси, но и с учетом следующих критериев:

  • диапазона толщины укладки дорожного покрытия;
  • мощности двигателя;
  • емкости приемного бункера;
  • производительности асфальтоукладчика в плане подготовки и распределения рабочей смеси;
  • рабочей скорости машины;
  • габаритных размеров и массы асфальтоукладчика для оценки возможности хранения такой техники и доставки на место проведения работ.

Возврат к списку

www.neva-nord.ru

Асфальтоукладчики – флагманы автострад – Основные средства

За пару последних десятилетий человек стал неотделим от автомобиля, который уже и не роскошь, и не средство передвижения, а скорее некое личное пространство на колесах. Дорога в такой ситуации становится не просто проезжей частью, а средой обитания для миллионов граждан нашей страны. Движение по ровной прямой широкой магистрали – мечта каждого автомобилиста. Появление асфальтоукладчика – флагмана флотилии дорожных машин в сопровождении дорожных катков – знаменует начало новой жизни дорожного полотна.

Основная задача, для решения которой используется асфальтоукладчик,  – это быстрое и ровное распределение асфальтобетонной смеси заданной толщины, которая, кстати, должна укладываться только в сухую погоду, на непромерзшее очищенное основание с четким соблюдением температурного режима материала и при температуре окружающей среды не ниже установленных значений (5–10°С). Первый механический самоходный асфальтоукладчик появился в США – Barber-Greene образца 1931 г. перемещался по специальным рельсам. Он был оборудован погрузчиком и миксером для приготовления смеси. Вскоре эта машина встала на гусеницы и приобрела «плавающую» плиту с трамбующим брусом.

Рынок России

Новшества, которые быстро оценили специалисты, оказались решающими в судьбе асфальтоукладчика. Основной принцип работы этой машины оставался неизменным на протяжении последних 50 лет. В СССР укладчики выпускались на заводе «Дормашина» (г. Николаев, Украина), продукция которого после распада Советского Союза оказалась невостребованной. В современной России подрядчики предпочитают импортные машины. По имеющимся данным, в нашу страну из-за рубежа ежегодно ввозится более 600 укладчиков, из них новых машин более половины.

Лидерство по продажам новой техники у нас прочно удерживает Vögele (Wirtgen) с 55%-ной долей рынка. Следом идут Volvo, Atlas Copco (Dynapac) и Bomag (входит в группу Fayat). В общем объеме поставок машины массой свыше 17 т составляют более 50%, от 10 до 17 т – около 50%, а от 5 до 10 т – 25%. В последние годы прослеживается тенденция к увеличению объ­ема поставок легких машин б/у. Большинство из них японского происхождения. Здесь задают тон Hanta, Niigata, Sumitomo и Mitsubishi различных возрастов. В основном к нам попадают машины «зрелого» возраста, от 5 до 8 лет, но можно отыскать и 20-летних «старичков».

Известно, что японская техника, которая выпускается для внутреннего рынка, имеет очень высокий уровень качества. Даже состарившись, она сохраняет значительный рабочий ресурс. Подобрать удачный вариант для покупки – это полдела. Главный вопрос в том, где найти запасные части, когда они потребуются. Как показывает опыт эксплуатации китайской техники в России, на развитие самой минимальной сети продаж запасных частей уходят годы. Кстати говоря, тотальная китайская экспансия, вопреки опасениям отдельных отечественных производителей дорожной техники, так и не состоялась. Хотя справедливости ради надо отметить, что свои 10–12% от объема поставок новых укладчиков китайцы все-таки занимают. Скорее всего, эта цифра будет медленно увеличиваться.

Несмотря на обилие производителей в КНР, потребитель выбирает только лучшее и проверенное. В отношении данного класса техники это, безусловно, XCMG. Что интересно, из Поднебесной к нам прибывают по большей части недорогие колесные машины начального уровня с шириной укладки от 4,5 до 6 м. Это с учетом того, что доля укладчиков с колесным приводом в общем количестве ввезенной техники составляет менее 3%. В линейке XCMG есть гусеничные укладчики, сделанные по современным технологиям, с хорошей комплектацией, но, рассматривая покупку в их ценовом диапазоне, потребитель чаще склоняется к европейской технике, бывшей в эксплуатации.  

Конструктивные особенности

Остановимся на конструктивных особенностях асфальтоукладчиков. Особая роль, которая отводится рабочему органу данной машины, требует для плиты собственного оператора, чтобы управлять процессом укладки. Плиты позиционируются производителями отдельно от основных машин, так как они могут комбинироваться с разными моделями укладчиков. Гидравлическое уширение, вибратор с регулировкой частоты и трамбующий брус (одинарный или двойной) с возможностью изменения величины хода и частоты в конструкции плиты рассматриваются сегодня как стандартная комплектация. Для обеспечения повышенного уплотнения применяются прессующие планки, расположенные за выглаживающей плитой. На них с определенной частотой подается давление от гидравлического импульсного генератора, величина которого регулируется с пульта машиниста. При правильной настройке рабочего органа с прессующими планками коэффициент уплотнения может достигать 0,97–0,98 и более. А это уже рабочий диапазон дорожных катков.

Оставим за рамками статьи вечный спор о том, какой тип подогрева плиты предпочтительнее. Газовая система устроена проще, обеспечивает быстрый начальный разогрев и не расходует ресурс двигателя. Проблема с заправкой газом у нас в большинстве регионов также не стоит. Так, Atlas Copco (Dynapac) для своих укладчиков предлагает в том числе газовые системы с электронным поддержанием постоянной рабочей температуры при мощности подогрева до 100 кВт. Электрическая система представляется более прогрессивной и безопасной. Применение электрической системы подогрева плиты исключает необходимость заправки баллонов сжиженным газом, но при этом расходуется топливо, и вся нагрузка ложится на электрический генератор (предпочтительнее трехфазный), а от него питание подается на нагревательные элементы, которые собраны в несколько контуров и работают в сложных условиях. Работоспособность каждого нагревательного стержня необходимо контролировать постоянно. Для этого используются специальные индикаторы. При этом очевидно, что электрический нагрев прессующих планок и трамбующего бруса эффективнее, чем газовый.

Прогресс не стоит на месте, и в новой системе подогрева Bomag Magmalife, например, применяются алюминиевые пластины с влитыми нагревательными элементами, которые обеспечивают равномерное нагревание менее чем за 30 минут, не подвержены коррозии и не только выдерживают работу без замены в течение всего срока службы выглаживающей плиты, а также в отличие от обычных ТЭНов могут использоваться еще неоднократно при ее износе и ремонте. Система подогрева плиты Magmalife устанавливается на всех моделях Bomag, начиная с BF 300 C и выше в базовой комплектации.

В силу своего назначения плита укладчика должна сочетать, казалось бы, несовместимые качества – быть и раздвижной, и одновременно очень жесткой, чтобы обеспечивать высокую ровность укладки. На плитах Vögele AB 500 (2,55–8,5 м) и AB 600 (3–9,5 м) положение выдвижных секций регулируется с помощью одной направляющей большого диаметра, которая представляет собой телескопическую трубу, состоящую из трех частей.

Стабильность конструкции достигается тем, что даже при максимальном вылете из основной рамы выходит только половина длины трубы. Внутренние полимерные полосы, играющие роль подшипников скольжения, обеспечивают плавное перемещение частей относительно друг друга. Три точки фиксации образуют стабильную опору для перемещения каждой выдвижной секции без напряжений, перекосов и заеданий.

Bomag использует две телескопические направляющие большого диаметра и две обычные направляющие. Жесткость такой конструкции позволяет не использовать растяжки при работе с механическими уширителями при максимальной ширине укладки.

Конструкция Volvo ABG с двумя мощными направляющими и закаленными хромированными штоками гидроцилиндров обеспечивает высокое сопротивление изгибающим и скручивающим нагрузкам, которым подвергается рама выглаживающей плиты и ее механические компоненты в процессе работы.

Atlas Copco (Dynapac) предлагает конструкцию выглаживающей плиты с двухуровневой кареточной системой уширителей и с четырьмя направляющими. Высокая жесткость конструкции на кручение и изгиб достигается тем, что направляющие трубы при максимальном уширении выдвигаются лишь на 50% длины.

Для подошвы плиты все ведущие производители применяют износостойкие материалы. Из стандартных технических решений, единых для всех производителей – лидеров сегмента, можно отметить быстроразъемные соединения секций уширителей, адаптированные для монтажа без применения инструментов, гидравлическое управление положением боковых щитов, гидравлический механизм изменения наклона и высоты секций для получения нужного поперечного профиля дороги. Блокировка подъема и опускания выглаживающей плиты во время кратковременной остановки машины необходима для улучшения качества укладки и снижения вероятности появления неровностей. С выносного пульта плиты можно контролировать и изменять основные параметры рабочего органа машины.

От ходовой части современного асфальтоукладчика требуются «миллиметровая» точность и плавность движения. Здесь возникает второй «вечный» вопрос – гусеницы или колеса? Колесные укладчики имеют высокую транспортную скорость движения (при укладке она не требуется), но обладают меньшим тяговым усилием, поэтому на них тяжело работать с широкими плитами (более 8 м), у которых большая масса. Highway-класс – это, конечно, гусеницы. Vögele использует для привода гусениц своих укладчиков независимые друг от друга мотор-редукторы, встроенные в ступицы ведущих звездочек обеих тележек и работающие по командам от электронной системы управления. Ходовая система гусеничных асфальтоукладчиков Atlas Copco (Dynapac) оснащена резиновыми подушками увеличенной ширины и толщины, благодаря чему обеспечиваются стабильная тяга, ровный ход машины и хорошее сцепление. Использование большого количества необслуживаемых опорных роликов, рассчитанных на эксплуатацию в течение всего срока службы, положительно влияет на маневренность машины.

У Bomag внешнее расположение гидромоторов позволяет избежать набивания асфальта. Ходовые гидромоторы, как все гидравлические рукава, электрические провода и разъемы, защищены массивными крышками. Гусеница натягивается автоматически, предохранительные клапаны защищают цилиндры натяжения от перегрузок. Усиленные опорные ролики имеют повышенный ресурс.

Cтыковка укладчика с самосвалом – это очень ответственный момент. Гусеничные асфальтоукладчики Atlas Copco (Dynapac) серии SD оснащаются системой Safe Impact – демпфирующими роликами с гидравлическим механизмом, которые исключают образование дефектов на дорожном покрытии при стыковке. Кроме того, эта система увеличивает вылет рамы до колес и позволяет работать с разными автомобилями. Подобную систему также использует Bomag, и с 2014 г., начиная с модели BF 300 C, система демпфирующих роликов входит у Bomag в базовую комплектацию.

Работа асфальтоукладчика немыслима без применения системы автоматического нивелирования, которая управляет толщиной и поперечным уклоном слоя. При работе над крупными дорожно-строительными проектами целесообразно использовать более современные системы 3D-нивелирования, которые контролируют еще и положение машины в пространстве, и направление укладки. Цифровая система позиционирования, которая позволяет работать в третьем измерении, используя GPS или лазерный приемник, может подключаться через открытый порт к обычной системе 2D. Унификация систем позиционирования различного оборудования позволяет повторно использовать уже имеющиеся геодезические данные, что очень удобно и экономит средства и время.

 

Ведущие производители

Компания Vögele выпускает укладчики с 1928 г. (первые машины были прицепными) и базируется в городе Маннхайм (Германия). Здесь разрабатываются и внедряются самые последние достижения в области техники для устройства покрытий. Линейка машин для укладки асфальтобетона Vögele – самая длинная в секторе: 17 асфальтоукладчиков и 19 рабочих органов для них. Вся продукция тщательно тестируется. Результатом последних разработок стало создание техники следующего поколения «-3» с новыми техническими функциями. Из основных возможностей новой серии можно отметить выбор программы укладки и ввод в память требуемых параметров. Гидронасосы для экономии во время остановки машины отключаются, если они не задействованы. Регулирование частоты вращения вентилятора в соответствии с требуемым охлаждением двигателя уже становится стандартом для современных машин. Оригинальная светофорная установка помогает взаимодействовать водителю самосвала с машинистом укладчика. Подрессоренные упорные ролики смягчают удары самосвала при стыковке. Панель управления машиниста оборудована цветным дисплеем большого размера, все показания которого хорошо видны при любом освещении. Машинист теперь может регулировать ширину укладки просто с помощью вращения круглой ручки. Машина стала работать заметно тише.

Асфальтоукладчики Volvo ABG созданы с использованием 50-летнего опыта производства машин для дорожного строительства. При этом конструкторы завода ABG в Германии постоянно проявляют заботу о совершенствовании техники для укладки с учетом требований заказчика и конкретных условий эксплуатации. Благодаря электронной системе управления асфальтоукладчиком EPM последнего поколения оператор получает полный контроль над процессом укладки. С помощью функциональных кнопок он может вызвать на большой цветной дисплей параметры работы двигателя, рабочих процессов и информацию о настройках и состоянии главных узлов и агрегатов. В стандартную комплектацию гусеничных укладчиков входит запасной пульт управления, который вместе с боковыми пультами выглаживающей плиты способен обеспечивать продолжение процесса укладки в аварийном режиме в случае отказа центрального пульта. Для простоты управления кнопки расположены в виде мнемосхемы асфальтоукладчика, что облегчает их использование. С их помощью оператор может вызвать на большой цветной дисплей параметры работы двигателя, рабочих процессов и информацию о настройках и состоянии важных узлов и агрегатов укладчика.

Любые изменения настроек асфальтоукладчика сразу же отображаются на экране панели управления с помощью анимированной графики. Система легко обновляется, а данные переносятся в процессор управления через USB-порт или интерфейс Bluetooth. В результате ускоряется процедура считывания информации о состоянии системы и появляется возможность проведения перенастроек и модернизации. Панель управления системы ЕРМ и вспомогательная панель управления складываются в специальные отсеки, которые запираются, чтобы защитить ценное оборудование от вандализма.

Серия SD Atlas Copco (Dynapac) оснащается новой системой управления Pave Manager 2.0, которая позволяет контролировать укладку любого покрытия: от автомагистралей до тротуаров. Она гарантирует оптимальное функционирование машины при любых условиях, подключается через шину обмена данными Can-Bus. Большинство функций с пультов дистанционного управления дублируются на основной панели управления и наоборот. Пульты дистанционного управления совместимы с нивелирующим оборудованием марки MOBA. Системы конфигурируются автоматически, их можно использовать на любом из бортов. Как на основной, так и на выносной системе управления есть цветной дисплей с понятными символами и удобными функциями. Продольный и поперечный уклоны укладываемого дорожного полотна определяются автоматически. На экране могут отображаться сразу два контролируемых параметра. Этот режим может использоваться для переключения системы управления при контроле одним оператором обеих сторон выглаживающей плиты. Основной экран отображает положение нивелирующих цилиндров, производительность транспортера, температуру выглаживающей плиты, скорость укладки и уровень топлива в баке. Нажав на ярлык, можно перейти к другим экранам. С помощью динамического калькулятора рассчитывается и количество уже израсходованного материала, и материала, который будет израсходован. В памяти сохраняются пять параметров укладки: два верхних, два выравнивающих и один слой износа дорожного покрытия. Эти данные позволяют сэкономить время и улучшить результат.

Bomag является мировым лидером на рынке техники для уплотнения. Помимо уплотнительной техники компания предлагает решения по укладке дорожного полотна. Мини-укладчики BF 223 C массой 5 т, с шириной укладки до 4 м поставляются c электрическим подогревом. Особенности машины: гидравлическое уширение плиты, регулируемый по высоте шнек, складывающая площадка для оператора – максимум эффективности при минимальных размерах. Следующий в линейке BF 300 также можно отнести к компактному классу. Эта 8-тонная модель выпускается с двумя типами привода – колесным и гусеничным. Ширина укладки BF 300 C с новой плитой S 340-2 (подогрев Magmalife) – до 5 м, производительность – до 300 т/ч, предварительное уплотнение – до 91%. Интересная особенность: консоль управления оператора для улучшения рабочего обзора может сдвигаться в обе стороны и нависать над бортом на 40 см (система Bomag Side View). Новое поколение моделей среднего класса – BF 600-2 (максимальная ширина укладки – 8 м) и BF 700-2 (максимальная ширина укладки – 9 м) предлагаются с консолью оператора, смещаемой на 60 см в обе стороны. В дополнение к тяжелой модели BF 800 C в 2014 г. Bomag начал поставки сверхтяжелых укладчиков BF 900 C с шириной укладки до 13 м.

Дилер Bomag в Северо-Западном федеральном округе РФ – «Эволюшн-Групп» (г. С.-Петербург), динамично развивающаяся группа компаний по продаже дорожно-строительной и коммунальной техники ведущих мировых производителей. «Эволюшн-Групп» делает ставку на построение долговременных партнерских отношений с заказчиками, широкий ассортимент предлагаемого оборудования и запасных частей, а также на эффективное сервисное обслуживание.

Как уже отмечалось, японские машины попадают к нам в основном с наработкой. Они пока еще недостаточно широко известны нашим специалистам. Для примера рассмотрим компанию Hanta. Персонал этого небольшого предприятия насчитывает всего 169 сотрудников. Тем не менее его история прослеживается с 1868 г. Именно здесь в начале прошлого века появился первый японский дорожный каток. Линейка компактных машин Hanta включает семь колесных укладчиков с рабочей шириной от 2,5 до 4,5 м. Все они оборудованы полным приводом и очень маневренны.

Среди гусеничных моделей можно отметить F14C3 – самый маленький в мире мини-асфальтоукладчик со всеми функциями стандартной машины. Он создан специально для работы в узких и труднопроходимых местах. Ширина укладки у этого «малыша» – от 0,8 до 1,4 м.

Китайские асфальтоукладчики XCMG поставляются в Россию с 2005 г. Основной упор инженеры компании делают на тяжелые модели с шириной укладки 8–12 м, так как они наиболее востребованы в Китае и занимают, по данным за 2013 г., более 70% местного рынка. Однако уже можно утверждать, что тренд здесь постепенно меняется в сторону машин с меньшей шириной укладки. Данный класс техники нельзя назвать ориентированным на экспорт. Почти все выпускаемые в Поднебесной укладчики (94%) реализуются на внутреннем рынке.

В линейке XCMG 12 гусеничных и 2 колесные модели. Наиболее популярной машиной в России оказался компактный колесный укладчик RP452L. Эта недорогая модель оборудована двигателем Yuchai, ведущим мостом с гидроприводом, плитой с вибратором и бесступенчатым регулированием частоты, с газовым подогревом. Уширение плиты гидравлическое, до 4,5 м. Следует обратить внимание на перспективную новинку, которая нехарактерна для Китая и по­явилась в мае этого года. Это гусеничный компактный укладчик XCMG RP403 (ширина укладки до 4,2 м) с двигателем Deutz, с независимым гидростатическим приводом гусениц, электроподогревом и гидравлическим уширением, который наверняка заинтересует приверженцев данного бренда.

 

В рекламных слоганах практически всех марок оборудования для укладки звучит слово «простота», но это понятие применимо здесь весьма условно. Как видно из обзора, современный асфальтоукладчик – это сложнейшая дорогостоящая машина с большой степенью автоматизации и множеством функций, правильная работа которой требует высокого уровня теоретической и практической подготовки персонала. Укладчики ведущих производителей близки по насыщенности свежими конструкторскими решениями, которые работают на опережение ожиданий покупателя. В заключение можно отметить, что рынок асфальтоукладчиков в России в общем довольно стабилен и имеет тенденцию к росту. Основные игроки на нем всем известны, ну а новичкам, как всегда, предстоит долгая и упорная борьба за доверие клиента.

os1.ru

Назначение и классификация асфальтоукладчиков

Строительные машины и оборудование, справочник
Назначение и классификация асфальтоукладчиков

Категория:

   Машины для укладки асфальта



Назначение и классификация асфальтоукладчиков

Асфальтоукладчики предназначены для приема асфальтобетонных смесей из транспортных средств, распределения по дорожному основанию и предварительного уплотнения. Смеси необходимо распределять слоем заданной толщины. Кроме того, должны быть выдержаны соответствующие поперечный и продольный профили дорожного покрытия.

Типовая технологическая схема асфальтоукладчика изображена на рис. 6. Смесь из самосвала, перемещаемого во время выгрузки толкающим усилием роликов, выгружается в приемный бункер.


Рис. 6. Технологическая схема асфальтоукладчика:
1 — самосвал, 2 — толкающий ролик, 3— бункер, 4 — скребковый питатель, 5 — разгрузочное отверстие, 6 — винтовой конвейер, 7 — уплотняющий брус, 8 — выглаживающая плита, 9 — регулятор толщины, 10 — регулировочный винт заслонки, 11 — заслонка бункера

Количество поступаемой из бункера смеси регулируется положением заслонки, устанавливаемой на различной высоте регулировочными винтами. Смесь на полотне распределяется по всей ширине винтовыми конвейерами (шнеками), уплотняется и выравнивается брусом и плитой. Для получения заданного поперечного профиля (плоского горизонтального, одно- или двускатного) выглаживающая плита по длине разделена на две части, соединенные внизу шарниром, а сверху — винтовой стяжкой. Толщину укладываемого слоя смеси по всей ширине полосы регулируют, поднимая или опуская края выглаживающей плиты с помощью винтов регулятора толщины.

Для изменения ширины укладываемой полосы предусмотрены уширители винтовых конвейеров, трамбующего бруса и выглаживающей плиты.

Асфальтоукладчики оборудованы системой автоматического управления, которая обеспечивает контроль и регулирование продольного профиля и поперечного уклона поверхности укладываемого покрытия. Ровность покрытия создается с помощью натянутого стального каната или бордюра, а также поверхности основания или покрытия соседней полосы.

По типу ходового устройства различают асфальтоукладчики на гусеничном или пневмоколесном ходовом устройстве.

Основные параметры асфальтоукладчиков — их производительность, выраженная массой укладываемого за 1 ч работы материала, и ширина укладываемой полосы в метрах.

По производительности асфальтоукладчики разделяются на:
тяжелые — производительностью 100—200 и более т/ч, предназначаемые для больших объемов работ при повышенных требованиях к качеству укладки;
легкие — производительностью 25—50 т/ч для небольших объемов работ.

—-

Самоходные асфальтоукладчики предназначены для равномерного распределения асфальтобетонной смеси по подготовленному и предварительно уплотненному основанию с частичным уплотнением распределенной смеси.

В настоящее время в Советском Союзе имеются несколько типов асфальтоукладчиков: ДС-1 (Д-150Б), ДС-48 (Д-699), ДС-63, Д-464. Выпускаемый промышленностью универсальный распределитель дорожно-строительных материалов ДС-54 (Д-724) может распределять и асфальтобетонные смеси.

Асфальтоукладчики типа ДС-1 производительностью 100 т/ч, ДС-48 производительностью до 200 т/ч и ДС-54 производительностью 50 т/ч применяются при строительстве покрытий автомобильных дорог. Асфальтоукладчик типа ДС-63 производительностью 25 т/ч применяется при строительстве покрытий тротуаров, а Д-464 — при восстановлении и ремонте покрытий существующих автомобильных дорог.

Наибольшее применение для строительства покрытий автомобильных дорог получили серийно изготавливаемые асфальтоукладчики типа ДС-1 (рис. 23), которые показали в течение почти двух десятилетий надежность и работоспособность.

Рис. 23. Общий вид асфальтоукладчика ДС-1

Реклама:


Читать далее: Гусеничные асфальтоукладчики

Категория: — Машины для укладки асфальта

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Лекция по дисциплине «Эксплуатация дорожных машин , автомобилей и тракторов» Классификация, принцип работы асфальтоукладчиков.

Лекция Назначение, классификация асфальтоукладчиков.

План:

1. Назначение, типы асфальтоукладчиков, принцип работы.

2. Общее устройство асфальтоукладчиков.

3. Взаимодействие частей и механизмов асфальтоукладчика при проведении работ.

4. Ведущие производители асфальтоукладчиков.

Асфальтоукладчики предназначены для приема асфальтобетонных смесей из транспортных средств, распределения слоем заданной толщины по дорожному основанию и предварительного уплотнения асфальтобетонной смеси. При этом должны быть выдержаны соответствующие поперечный и продольный профили дорожного покрытия.

Классификация: основные типы

Техника классифицируются по назначению, типу ходового оборудования и способу приема смеси.

По назначению:

— общего назначения;

— специальные (например, для устройства пешеходных дорожек или для расширения дорожного полотна).

По способу приема асфальтобетона:

— бункерные: с активной подачей конвейерами — питателями или пассивной подачей;

— безбункерные;

По ходовой:

— колесные;

— гусеничные;

— комбинированные.

По типу перемещения модели бывают:

— самоходные;

— прицепные.

Прицепные агрегаты используются очень ограниченно в силу своей малой производительности. Они цепляются к самосвалам. Качество их работы невысокое, поэтому применяются они, в основном, на ремонтных работах.

По методу воздействия на материал асфальтоукладчики бывают:

с уплотняющим органом;

без уплотняющего органа.

Уплотняющим органом служат трамбующий и вибрационный брусья.

По ширине укладки.

По этому параметру асфальтоукладчики делятся на пять типоразмеров:

I — 1 — 4 м. Применяется для укладки асфальтобетона на тротуарах, уширениях дорог;

II — 2 — 5 м. Используется для устройства покрытия дорог или дорожных полос шириной от 3 м до 3,75 м;

III — 2,5 — 8 м. Укладывает смесь на двухполосной дороге шириной от 6 м до 6,5 м.

IV — 3 — 10 м. Предназначен для укладки асфальтобета на автомобильных двухполосных дорогах категорий I и II вместе с полосами укрепительными;

V — 3 — 16 м. Работает на трехполосных дорогах категорий I и II с укрепительными полосами.

Основные параметры асфальтоукладчиков — их производительность, выраженная массой укладываемого за 1 ч работы материала, и ширина укладываемой полосы в метрах.

По производительности асфальтоукладчики разделяются на:
тяжелые — производительностью 100—200 и более т/ч, предназначаемые для больших объемов работ при повышенных требованиях к качеству укладки;
легкие — производительностью 25—50 т/ч для небольших объемов работ.

Устройство и работа асфальтоукладчика

Типовая технологическая схема асфальтоукладчика изображена на рис.

Рис. Технологическая схема асфальтоукладчика:
1 — самосвал, 2 — толкающий ролик, 3— бункер, 4 — скребковый питатель, 5 — разгрузочное отверстие, 6 — винтовой конвейер, 7 — уплотняющий брус, 8 — выглаживающая плита, 9 — регулятор толщины, 10 — регулировочный винт заслонки, 11 — заслонка бункера

Рис. Общее устройство асфальтоукладчика тяжёлого типа на гусеничном ходу: 1 — шиберные заслонки; 2 — бункер; 3 — буферные ролики; 4 — гусеничный ход; 5 — скребковые питатели; 6 — распределяющие шнеки; 7 — трамбующий брус; 8 — выглаживающая плита.

Смесь из самосвала, перемещаемого во время выгрузки толкающим усилием роликов, выгружается в приемный бункер. Количество поступаемой из бункера смеси регулируется положением заслонки, устанавливаемой на различной высоте регулировочными винтами. Смесь на полотне распределяется по всей ширине винтовыми конвейерами (шнеками), уплотняется и выравнивается брусом и плитой. Для получения заданного поперечного профиля (плоского горизонтального, одно- или двускатного) выглаживающая плита по длине разделена на две части, соединенные внизу шарниром, а сверху — винтовой стяжкой. Толщину укладываемого слоя смеси по всей ширине полосы регулируют, поднимая или опуская края выглаживающей плиты с помощью винтов регулятора толщины. Для изменения ширины укладываемой полосы предусмотрены уширители винтовых конвейеров, трамбующего бруса и выглаживающей плиты.

Асфальтоукладчики оборудованы системой автоматического управления, которая обеспечивает контроль и регулирование продольного профиля и поперечного уклона поверхности укладываемого покрытия. Ровность покрытия создается с помощью натянутого стального каната или бордюра, а также поверхности основания или покрытия соседней полосы.

Асфальтоукладчик должен хорошо выполнять одну задачу – уложить на поверхности дороги слой горячего асфальтобетона так, чтобы он имел ровную поверхность, одинаковую (по длине и ширине) толщину и мог выдержать вес тяжелых катков, используемых для окончательного уплотнения и выравнивания покрытия. Эти требования определяют тот «джентльменский» набор механизмов и устройств, без которых машина не может существовать.

Надо сказать, конструктивные особенности и устройство подавляющего большинства асфальтоукладчиков мало связаны с их происхождением. Все производители используют одни и те же компоновочные принципы и технические решения, когда проектируют отдельные агрегаты и машину в целом. Их выбор зависит, главным образом, от условий, для которых создается техника. Наиболее бросающимся в глаза отличием их друг от друга является тип ходового оборудования, которое может быть как гусеничным, так и колесным.

Гусеничные модели предпочтительны при работе на менее прочных основаниях, большой ширине укладываемого слоя, укладке «холодных» и крупнозернистых смесей. Гусеницами оборудованы машины большой производительности, оснащенные тяжелым рабочим оборудованием и занятые на больших объемах работ. В силу этого гусеничные укладчики чаще применяют при укладке трасс за пределами городов, а также взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек аэродромов. Гусеничные траки делают гладкими, иногда покрывают упругим материалом для уменьшения повреждений опорной поверхности. Скорость гусеничных машин обычно не превышает 5 км/ч.

Колесный движитель, напротив, чаще является частью устройства асфальтоукладчиков малой и средней производительности, работающих в городских условиях, где частые перебазировки требуют больших транспортных скоростей, а передвигается укладчик, в основном, по твердым покрытиям. Транспортная скорость машины на колесном движителе достигает 20 км/ч и более.

Схема привода ходового оборудования практически идентична у всех машин. Модель оснащена, как правило, гидрообъемной ходовой трансмиссией, обеспечивающей бесступенчатую регулировку скорости и реверсирование движения машины в рабочем и транспортном диапазонах. У колесных  укладчиков крутящий момент регулируемого гидромотора иногда поступает в коробку передач, а иногда – сразу в дифференциал заднего моста, где распределяется между основными ведущими пневмоколесами большого диаметра. При необходимости увеличения тягового усилия дифференциал может быть блокирован. Возможно также использование мотор-колес с бортовыми редукторами и встроенными в них дисковыми тормозами.

В отличие от задних, ведущих пневмоколес большого диаметра, передние управляемые колеса гораздо меньше, а их обода облицованы литой резиной. В большинстве случаев устанавливают две пары управляемых колес, причем колеса одного борта закреплены на концах коромысла, середина которого шарнирно соединена с рамой машины. Этим достигается снижение давления груженой машины на опорную поверхность и уменьшение амплитуды ее колебаний на неровностях.

Иногда для большей тяги в устройство асфальтоукладчика включают ведущие передние мотор-колеса. Если предполагается привод только одной пары управляемых колес (обычно средней), ось ее поворота располагается ближе к оси качания коромысла, чем у ведомой. Благодаря этому ведущие управляемые колеса создают большую силу тяги и, кроме того, предотвращается зарывание передних колес на слабых основаниях. Некоторые фирмы дополнительно предлагают систему автоматической подстройки величины крутящего момента передних ведущих колес в зависимости от сопротивлений, преодолеваемых машиной.

Гусеничные модели оборудованы гидрообъемным планетарным мотором-редуктором, соединенным со звездочкой гусеничной тележки. Многодисковые стояночные тормоза являются составной частью бортового редуктора. Гусеничная тележка отличается большим (7…9) числом опорных катков, обеспечивающих равномерное распределение весовой нагрузки по опорной поверхности.

В передней части шасси расположен бункер для укладываемого материала, загружаемый из самосвала. В комплекте с машинами особо большой производительности применяется специальный конвейер-перегружатель, позволяющий исключить колебания скорости при подходе и отходе самосвалов и обеспечить достаточный запас смеси в бункере. Необходимость увеличения вместимости бункера при наличии габаритных ограничений на ширину машины заставила большинство изготовителей выпускать машины с откидывающимися бортами. К тому же откидные борта улучшают самоочищаемость бункера от остатков смеси и позволяют замедлить ее остывание. Разумеется, все операции по откидыванию и подъему бортов гидрофицированы.

Устройство скребковых питателей, подающих смесь через тоннели в корпусе к шнековой камере, не претерпело за последние годы каких-либо изменений, если не считать замены механических передач на гидрообъемные. Впрочем это относится ко всем передачам. Единственным нововведением оказалось исчезновение (правда, пока не у всех марок) шиберных заслонок, регулирующих количество смеси, поступающей в тоннели. Это стало возможным именно благодаря гидроприводу конвейеров, управляемому системой автоматического контроля количества смеси в шнековой камере.

Эта система корректирует скорости подачи смеси и ее распределения по ширине полосы. Работать систему понуждают команды ультразвукового локатора, следящего за количеством смеси в шнековой камере, либо сигналы концевых выключателей, срабатывающих при достижении объемом смеси максимально (или минимально) допустимых значений.

Распределение смеси по ширине укладки производится правым и левым шнеками, скорость которых регулируется в зависимости от количества смеси в камере. Длина шнеков должна соответствовать ширине укладываемой полосы. Большинство фирм ограничивается предложением уширительных секций шнеков, механически прикрепляемых к основным, но выпускаются и варианты гидравлически раздвигаемых распределительных шнеков.

Это дороже стандартной комплектации, но удобно, если ширину полосы приходится часто менять в течение смены. Но, если ширина укладки вдвое и более превышает стандартную, без механически крепящихся секций все равно не обойтись. Скорость вращения шнеков может изменяться не только по величине, но и по направлению, что позволяет перемещать смесь с одной стороны на другую и существенно уменьшает долю ручных работ при устройстве стыков полос. При изменении толщины укладываемого слоя высота расположения шнеков также изменяется, что позволяет оптимизировать режим их нагружения.

Шнеки — это последний агрегат, закрепленный непосредственно на шасси машины. Основные рабочие органы машины: трамбующий брус и выглаживающая плита, объединенные в один блок, крепятся на боковых несущих рычагах, шарнирно соединенных с рамой и фиксируемых гидроцилиндрами.

Трамбующий брус уплотняет слой смеси, придавая ей необходимую для последующей укатки прочность, а выглаживающая плита выравнивает поверхность покрытия, еще более его уплотняя. Эффективность работы плиты повышается, во-первых, благодаря ее вибрации, во-вторых, благодаря нагреву ее рабочей поверхности.

Большинство изготовителей используют в устройстве асфальтоукладчика для нагрева плиты газовые горелки, работающие на пропане, оснащая специальными баллонами свои машины. Пожалуй, только Vogele твердо стоит за электрообогрев. Сторонники газа справедливо утверждают, что он более экологичен, ускоряет процесс подготовки машины к работе, позволяет сделать подошву плиты более толстой, а значит более жесткой и долговечной. Конструкторы Vogele парируют эти доводы обоснованными ссылками на то, что в начале рабочего дня потери времени на разогрев совпадают с перебазировками моделей и ожиданием смеси, дизельное топливо более дешево, а газовое оборудование требует регулярных инспекций и проверок котлонадзора, пожарников, других служб и, кроме того, просто взрывоопасно. Очевидно окончательные выводы о справедливости мотиваций и тех, и других могут быть сделаны только рынком.

Некоторые компании считают, что степень уплотнения смеси может быть достаточно высокой, чтобы обойтись вообще без катков. И хотя большинство изготовителей и специалистов-дорожников не разделяют эту точку зрения, степень уплотнения асфальта достигает 98%.

В настоящее время устройство техники для укладки асфальта включает по желанию покупателя один из нескольких вариантов рабочих органов, выпускаемых специально для этой машины или группы размероподобных машин. В такой набор обычно включается стандартный блок рабочего оборудования с гидравлически выдвигаемыми уширителями, один – три размера механических уширителей и несколько вариантов рабочих блоков (до 5), собираемых из основных и дополнительных секций, как детские кубики. При этом фирмы стремятся свести к минимуму как объем монтажных и наладочных работ при установке и замене уширителей, так и количество сборно-разборных соединений.

Наиболее далеко современные укладчики асфальта ушли от своих предшественников в области систем контроля и управления. Не последнюю роль в этом сыграли резко возросшие требования к ровности и текстуре поверхности уложенного покрытия, обусловленные в свою очередь сильно возросшими скоростями движения и интенсивностью транспортных потоков.

Основные функции систем управления остались теми же: соблюдение поперечных и продольных уклонов, задатчики уровня тоже не изменились: те же струна или лыжи, но благодаря микропроцессорным технологиям точность их работы поднялось на качественно новый уровень. Кроме того, электроника взяла на себя множество вспомогательных функций, освобождая внимание оператора для контроля над качеством основной работы. Здесь и выдерживание скорости и направления движения, и регулирование количества смеси в шнековой камере, и контроль толщины укладываемого слоя, и поддержание постоянной температуры выглаживающей плиты, и мониторинг состояния двигателя, ходового привода, исполнительной гидросистемы машины и многое другое.

Несколько необычно отношение машиностроителей к рабочему месту оператора. У большинства марок укладчиков в стандартном исполнении оно открытое, ну в лучшем случае, защищенное тентом.

Вероятно виной тому сезонный характер работы дорожников, хотя заметим, что в России иным летом нужно одеваться потеплее. И наиболее чуткие к требованиям рынка поставщики машин уже начинают учитывать это обстоятельство, предлагая либо полностью закрытые жесткие кабины, либо 100% отентовку рабочего места оператора. Зато изменились операторские сиденья, превратившись из металлических седел велосипедного типа в мягкие, удобные, виброзащищенные кресла.

Еще один элемент устройства асфальтоукладчиков — пульт управления — тоже преобразился, украсившись кнопками автоматического выбора режимов, жидкокристаллическими дисплеями, световыми индикаторами и, как не печально, антивандальными кожухами, прячущими все это великолепие от посторонних глаз и блудливых рук. Модели некоторых марок оснащены двумя (левым и правым) равноценными постами управления, машины других производителей – одним, но передвигающимся к левому или правому борту машины в зависимости от желания оператора. Что лучше, сказать трудно, так как обе версии сосуществуют на равных, не вызывая ни у строителей, ни у производителей заметных эмоций.

Ведущие производители асфальтоукладчиков

Асфальтоукладчик — агрегат, от которого в немалой степени зависит и ровность покрытия, и соответствие уклонов на виражах предписываемому скоростному режиму движения. Асфальт на большинстве дорог в бывшем СССР укладывали машинами Николаевского завода, и худо-бедно они с этой задачей справлялись. Но вот в одночасье Николаев оказался в ближнем зарубежье и строители дорог с удивлением обнаружили, что Россия данный тип техники практически не производит. .Освободившейся нишей отечественного рынка заинтересовались инофирмы, специализирующиеся в этой области машиностроения. Наиболее проворной оказалась компания Wirtgen, сумевшая убедить еще советских чиновников в том, что по своим характеристикам и устройству асфальтоукладчики Vogele превосходят конкурентов. И действительно, те, кому пришлось в конце 80-х проехаться хотя бы раз по дороге в аэропорт Домодедово, реконструированной с помощью немецких машин, с тоской выезжали со стекольно-ровной трассы на родные московские ухабы.

Позже оказалось, что ровно уложить асфальт могут не только машины Vogele, но и Dynapac,Bitelli, ABG, Marini, Caterpillar, Barber Green, Blaw-Knox, Demag и… в общем, список можно было бы сделать значительно длиннее, чем позволяют журнальные страницы. Наглядным подтверждением этому стали в последние годы Московская кольцевая, Минская, Ленинградская, Ярославская, Каширская и многие иные трассы, ведущие из Москвы в другие города и веси и возрожденные к жизни прямо-таки интернациональным парком машин.

Ведущей фирмой, производящей подобную технику, является компания ABG. Это ей принадлежит асфальтоукладчик Volvo, Titan. С АВG успешно конкурирует корпорация Wirtgen Group. Ее продукция под маркой Vogele, была представлена в России еще при Советском Союзе. И сейчас машины этой марки являются самыми распространенными в нашей стране. Сейчас на рынке появилсяукладчик XCMG. Эта марка производится китайской корпорацией XCMG по технологии Vogele.

Из отечественных машин наиболее распространены асфальтоукладчики серии АСФК ОАО «Ирмаш» и ДС

Эти марки проверены временем, они вполне надежны и эффективны.

Машины работают с автотранспортом, поставляющим им смесь.

Вопросы для контроля:

1.Для чего предназначены асфальтоукладчики?

2.Назвать основные типы асфальтоукладчиков. В чём преимущества и недостатки различных типов шасси?

3. Общее устройство асфальтоукладчиков.

4. Рассказать о работе частей и механизмов асфальтоукладчика при проведении работ.

infourok.ru

Асфальтоукладчик » Асфальтирование и дорожно-строительные технологии (г. Киев)

← к списку статей

Общая информация об асфальтоукладчике

Асфальтоукладчик (устар. — дорожный мостильщик) — прицепная, полуприцепная или самоходная дорожно-строительная техника, предназначенная для укладки асфальтобетонных и битумоминеральных смесей (асфальтирования), а также щебеночных, балластных и свободных минеральных смесей с заданной толщиной, шириной, степенью выравнивания, предварительным уплотнением и соблюдением других параметров.

Применяется при строительстве и ремонте магистральных и городских автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов, сооружений открытой планировки; при асфальтировании дорог, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, промышленных и сельскохозяйственных территорий.

Принцип работы асфальтоукладчика

В большинстве случаев, асфальтоукладчик функционирует совместно с автосамосвалом (с задней разгрузкой или с донным транспортером), содержащим асфальтобетонную, песчано-гравийную или другую смесь. На первом этапе работы асфальтоукладчика, происходит загрузка приемного бункера асфальтобетонной смесью, либо другим материалом. Далее, с помощью механизмов называемых «питатели», смесь поступает в шнековую камеру, где она равномерно распределяется по всей ширине укладки. После этого, осуществляется предварительное уплотнение смеси на дорожном полотне, при помощи специального блока выглаживающих плит и валиков.

Многие современные асфальтоукладчики оборудованы электронной системой управления, позволяющей автоматизировать процесс подачи, распределения и укладки материала. Дополнительно на асфальтоукладчик может устанавливаться:

  • датчик контроля подачи материала на распределительный шнек;
  • датчик уклона, контролирующий угол наклона плиты к горизонту;
  • один или два датчика высоты, контролирующих толщину укладываемого слоя.

Благодаря разделению выглаживающей плиты на две части и наличию гидросистемы обеспечивающей асфальтоукладчику подъем и опускание рабочих органов, может создаваться плоская, односкатная или двухскатная поперечная поверхность.

Классификация асфальтоукладчиков

По способу передвижения
  • Прицепной — работает на базе автосамосвала и является машиной цикличного действия. Подготовка прицепного асфальтоукладчика к работе предусматривает предварительную установку ширины и толщины укладываемого слоя, после чего он соединяется с автосамосвалом с помощью сцепного устройства. Далее, самосвал поднимает кузов и перегружает асфальтобетонную смесь в бункер укладчика. В процессе асфальтирования асфальтоукладчик перемещается автосамосвалом. После опустошения бункера автосамосвал останавливается и укладчик перецепляется к другому самосвалу. К плюсам прицепных асфальтоукладчиков можно отнести простоту конструкции, а к минусам — низкую производительность из-за необходимости постоянной смены самосвалов.
  • Полуприцепной — представляет собой дополнительное рабочее оборудование работающее в паре с трактором или автогрейдером. Является более производительным в сравнении с прицепным асфальтоукладчиком, так как не требует постоянной смены тягача.
  • Самоходный — является машиной непрерывного действия, обеспечивающей безостановочную укладку асфальта. Самоходные асфальтоукладчики классифицируются по производительности на легкие — до 75 тонн/час, средние — 75–150 тонн/час, тяжелые — 150–300 тонн/час и сверхтяжелые — свыше 300 тонн/час.

Прицепной асфальтоукладчик, называемый также «дорожным мостильщиком», стал одним из первых дорожно-строительных механизмов позволивших в значительной степени повысить качество и ускорить процесс асфальтирования дорог. Сегодня же, по причине стремительного развития дорожно-строительных технологий, в том числе и машиностроения, использование прицепных и полуприцепных асфальтоукладчиков практически полностью вытеснено более эффективной самоходной техникой.

По типу ходовой части
  • Гусеничные асфальтоукладчики — до недавнего времени относились к категории машин с большой производительностью, большой шириной укладки и тяжелым рабочим оборудованием. Современный модельный ряд гусеничных асфальтоукладчиков от разных производителей характеризуется наличием не только сверхмощных высокопроизводительных машин, но и компактных тротуарных асфальтоукладчиков с минимальной шириной укладки от 60 см для работ связанных с асфальтированием тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
    Гусеничные асфальтоукладчики разделяются на двухопорные и четырехопорные. Основная масса гусеничных асфальтоукладчиков является двухопорными. Четырехопорные характерны для асфальтоукладчиков с большой шириной укладки, где требуется максимально точное соблюдение уровня поверхности при асфальтировании. Во избежание повреждения поверхности во время работы асфальтоукладчика, придания ему более мягкого хода, повышения сцепления с поверхностью и увеличения транспортной скорости, траки гусеничных асфальтоукладчиков изготавливают из резины или снабжают резиновыми накладками. Так как резиновые гусеницы со временем подвергаются растяжению, асфальтоукладчик оснащают гидроцилиндрами автоматического натяжения гусеничных траков.
  • Колесные асфальтоукладчики — относятся к группе машин малой и средней производительности, работающих в городских условиях, где требуются частые перемещения с объекта на объект. Транспортная скорость колесного асфальтоукладчика может достигать 20 и более км/ч (в отличие от тихоходных гусеничных машин). Асфальтоукладочные машины на колесном ходу бывают двух-, трех- и четырехосными, с одной или двумя ведущими осями.
  • Комбинированные — имеют гусеницы в качестве рабочего и пневмоколесную часть в качестве транспортного хода. Такое сочетание позволяет достичь высокого качества непосредственного выполнения асфальтоукладочных работ в сочетании с высокой скоростью транспортировки техники между строительными объектами.
  • Рельсовые — применяются довольно редко, как правило при строительстве крупномасштабных объектов, асфальтировании больших площадей, реконструкции или капитальном ремонте дорог. Объясняется это наличием дополнительных расходов на прокладку путей для движения асфальтоукладчика и сложностью транспортировки такой техники непосредственно на объект. В современном дорожном строительстве рельсовые асфальтоукладчики наиболее часто применяются при укладке литых асфальтобетонных смесей (гусасфальта).

Тип ходовой части является одной из главных характеристик определяющих выбор асфальтоукладчика для выполнения тех или иных дорожно-строительных работ. Гусеничные асфальтоукладчики способны обеспечить более высокое качество укладки по сравнению с колесными, позволяя создавать идеально ровное покрытие, т. к. более стабильны и устойчивы в работе за счет своего веса и высокого тягового усилия. К минусам гусеничных асфальтоукладчиков можно отнести низкую маневренность и большой вес. Практически все современные асфальтоукладчики с шириной укладки более 7 метров являются гусеничными. Таким образом можно говорить о том, что асфальтоукладчики на гусеничном ходу, являются более эффективными по сравнению с колесными, особенно там, где требуется обеспечить высокое качество дорожного покрытия.

По способу подогрева выглаживающей плиты
  • С газовым подогревом — дает возможность быстро нагревать плиту не влияя при этом на расход топлива асфальтоукладчика (в качестве газа используется пропан). Зажигание газа в системе обогрева плиты и контроль ее температуры, как правило автоматизированы. С другой стороны возникает необходимость периодически менять газовые баллоны. Следует также отметить, что газ относится к взрывоопасным веществам и поэтому требует постоянного контроля и соблюдения дополнительных мер безопасности со стороны оператора асфальтоукладочной техники.
  • С электрическим подогревом — более удобное решение, т. к. не требует постоянного контроля со стороны оператора. С другой стороны, электрический нагрев плиты увеличивает расход топлива, к тому же, элементы для подогрева выглаживающей плиты также требуют периодической замены.

Газовая система обеспечивает более быстрый и равномерный подогрев плиты, кроме того, она конструктивно проще, более ремонтопригодна и позволяет сэкономить на более дорогих компонентах системы электроподогрева.

Асфальтоукладчики специального назначения

  • Малогабаритные тротуарные асфальтоукладчики. Довольно часто возникает необходимость асфальтирования пешеходных дорожек, тротуаров, небольших участков возле строений, спортивных площадок, т. е. таких мест где возможность маневра крупной дорожной техники ограничена. В этих случаях укладка асфальта и его выравнивание может производится вручную, а уплотнение с помощью виброплит или ручных катков. Но при таких условиях невозможно обеспечить ровность поверхности и равномерность распределения укладываемого материала. Для решения этих проблем и были специально разработаны малогабаритные тротуарные асфальтоукладчики с шириной укладки от 0,6 м. Данный тип асфальтоукладчиков может быть как на гусеничном так и на колесном ходу.
  • Асфальтоукладчики для укладки двух слоев (компакт-асфальт). Некоторые модели асфальтоукладчиков имеют возможность производить укладку двух слоев асфальта одновременно (базового слоя и слоя износа). Преимущество такого подхода, в сокращении времени на выполнение всех работ по асфальтированию, снижении стоимости работ, увеличении качества и долговечности дорожного полотна. Данный тип укладчиков в основе своей имеет двухбункерную конструкцию (для крупнозернистой и мелкозернистой или песчаной асфальтобетонной смеси), а также две выглаживающие плиты для равномерного распределения смеси. Некоторые модели оснащаются системой распыления горячего битума, для предварительной обработки нижележащего слоя асфальтируемой поверхности.

Основные технические характеристики асфальтоукладчиков

  • Тип ходовой части (колесный, гусеничный, комбинированный, рельсовый)
  • Ширина укладки, мм
  • Толщина укладываемого слоя, мм
  • Производительность, т/час
  • Способ приема смеси (бункерный, безбункерный)
  • Вместимость приемного бункера, м3
  • Рабочая скорость укладки, м/мин
  • Транспортная скорость, км/ч
  • Мощность двигателя, кВт/л.с.
  • Тип подогрева выглаживающей плиты (газовый, электрический)
  • Эксплуатационная масса, т
  • Габаритные размеры, мм

Ввиду сезонного характера асфальтировочных и других дорожно-строительных работ, рабочее место оператора асфальтоукладчика как правило остается открытым, либо оснащается солнцезащитным тентом. Некоторые производители асфальтоукладчиков по предварительному заказу или в расширенной комплектации предусматривают возможность оснащения рабочего места оператора жесткой закрытой кабиной.

Покупка, лизинг и аренда асфальтоукладчика

Современная дорожно-строительная техника, и в первую очередь — асфальтоукладочные машины, являются высокотехнологичной и соответственно весьма дорогостоящей продукцией. В связи с этим, лишь крупные государственные предприятия и большие частные компании имеют возможность приобретать новую дорожную технику в нужном, для выполнения всего спектра строительных работ количестве. В случае же мелкого и среднего бизнеса, особенно на ранних этапах развития, можно рассчитывать либо на покупку б/у техники, либо на различные формы аренды. При этом, под арендой асфальтоукладчика и другой дорожно-строительной техники может подразумеваться как краткосрочный (от 1 до 14 дней), так и долгосрочный прокат или же лизинг. Лизинг — долгосрочная аренда с последующим выкупом, удобная форма аренды для профильных предприятий, эксплуатирующих дорожную технику на регулярной основе. При отсутствии постоянных работ, выгоднее арендовать технику на краткосрочный или долгосрочный период.

Аренда асфальтоукладчика и другой дорожной спецтехники с последующим выкупом (т.е. лизинг) позволяет снизить объемы инвестирования и покрыть расходы на приобретение техники из поступающей прибыли. Таким образом, небольшое предприятие при минимальных единовременных затратах, получает возможность приобрести современную технику в достаточных количествах. Особенно актуальна такая форма эксплуатации техники для малого и среднего бизнеса с числом рабочих до 150 человек. Услуги по аренде асфальтоукладчиков и другой дорожной техники на условиях лизинга активно продвигаются и самими производителями, которые заинтересованы в реализации своей продукции и предоставляют различные программы лизинга.

При оформлении договора аренды по условиям лизинга, аванс может составлять от 0 до 30 %. Срок аренды, как правило, не превышает 5 лет. В большинстве случаев, аренда асфальтоукладчиков и другой спецтехники осуществляется при посредстве лизинговых компаний и банков. При этом возможна аренда как новой, так и б/у техники. Аренду на условиях лизинга может оформлять как компания производитель продукции, так и банки или лизинговые компании.

Несмотря на всю привлекательность, на данный момент (2015 г.) украинский рынок лизинговой аренды спецтехники переживает существенный спад, связанный в первую очередь с тяжелой экономической ситуацией. Как следствие, более актуальными становятся услуги краткосрочной и долгосрочной аренды. Так, одной из наиболее востребованных услуг на киевском рынке аренды спецтехники, на сегодняшний день, является краткосрочная аренда колесного и гусеничного асфальтоукладчика (на срок от 1 до 14 дней). Обусловлено это снижением числа муниципальных и госзаказов на асфальтирование, ремонт и строительство дорог.

В большинстве случаев, краткосрочная аренда предполагает прокат техники с оператором. По арендным условиям, оператор должен пройти обучение и иметь соответствующую аттестацию подтверждающую его квалификацию и возможность допуска к работе с конкретной техникой. Также, по условиям договора аренды спецтехники, транспортные расходы по доставке и возврату дорожной техники оплачивает арендатор.

По состоянию на 2015 год среднерыночная стоимость аренды асфальтоукладчика в Киеве и по Киевскому региону колебалась в диапазоне от 3500 до 7000 грн за смену, в зависимости от типа и модификации асфальтоукладочной техники. Предприятие «Регдорстрой» предоставляет в краткосрочную и долгосрочную аренду асфальтоукладчик по наиболее выгодным ценам в Киеве и Киевской области. Вся дорожная техника предоставляется с высококвалифицированными операторами.

Популярные отечественные и зарубежные производители асфальтоукладчиков

Европа, США: Vögele (концерн Wirtgen Group), ABG (концерн Volvo), Dynapac (концерн Atlas Copco Group), Bitelli, Bomag, Marini, Demag, Volvo, Caterpillar, Roadtec, Cedarapids (корпорация Terex).

Страны СНГ: ОАО «Брянский арсенал», «Дороги России», «Радицкий машиностроительный завод», ЗАО «ПО «Ирмаш», ОАО «Дормашина», ООО «Будшляхмаш».

В последние годы количество предложений на рынке дорожно-строительной техники существенно выросло за счет появления продукции китайского производства (XCMG, Zoomlion, Changlin, Jiangsu Huatong). Значительную долю этой продукции составляют гусеничные и колесные асфальтоукладчики. Несмотря на заявляемое качество и надежность продукции, изготовленной со слов поставщиков по чертежам таких известных производителей как Vögele и Dynapac, с применением европейских комплектующих Sauer Danfoss, Deutz, Cummins, Bosch-Rexroth, и даже с использованием японской технологии фирмы «NIIGATA», данная продукция на сегодняшний день может составлять конкуренцию более именитым европейским производителям только в цене, но не в качестве производимых работ и надежности (в том числе и ремонтопригодности) самой техники.

На сегодняшний день безусловными лидерами по качеству и надежности производимой техники завоевавшими мировое признание, являются представители германских и шведских машиностроительных компаний Vögele и Dynapac. Асфальтоукладочная техника американского производства также достаточно качественна и высокотехнологична, но ее существенным минусом, влияющим на выбор отечественного потребителя, является высокая цена и нехватка комплектующих.

Аренда асфальтоукладчика в г. Киев: услуги механизированной укладки асфальта. Тел.: 044 222-72-76

www.regdorstroy.kiev.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *