Алюминий-литиевые сплавы – легки на подъём
Интервью с кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником, начальником сектора алюминий-литиевых сплавов Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) Михаилом Сергеевичем Оглодковым.
Ученый специализируется на разработке алюминий-литиевых сплавов. Дважды награжден премией им. И.Н. Фридляндера. Лауреат премии «Авиастроитель года–2016» в номинации «За создание новой технологии». Соавтор одного из «Лучших инновационных проектов» ВИАМ по итогам 2015 года, Михаил Оглодков разработал высокопрочный свариваемый алюминий-литиевый сплав В-1461 третьего поколения и технологии изготовления из него полуфабрикатов для перспективных изделий авиационной техники.
МеталлоЕд
Московский институт стали и сплавов (МИСиС), на кафедре металловедения и термической обработки металлов которого я получал высшее образование, стал моим вектором в науке. Хотя тогда я не задумывался о таком серьезном пути. Когда поступал в институт, мною двигал только интерес к химии. Меня захватывало все, что было связано с составом вещества. В школе я несколько лет был единственным в классе, чьи познания нашим строгим учителем по химии оценивались на «отлично». Все, что связано с неорганикой, у меня, как говорится, от зубов отскакивало.
В ВИАМ я попал совершенно случайно. К четвертому курсу каждый студент должен был выбрать направление и писать так называемую «КНИР» – курсовую научно-исследовательскую работу. Я долго тянул с выбором темы и научного руководителя. А когда «проснулся», оказалось, что преподаватели «закончились». Вариант остался только один: писать КНИР где-то вне института.
Я выбрал… нет! ВИАМ выбрал меня. Оказалось, что заведующий в те годы нашей кафедрой металловедения Вадим Семенович Золотаревский когда-то учился вместе с Николаем Ивановичем Колобневым, который на тот момент работал в ВИАМ и возглавлял лабораторию алюминиевых сплавов. Как-то я заглянул к Золотаревскому, а у него в гостях был Николай Иванович. Слово за слово – и мой педагог предложил Колобневу взять меня на поруки. С того момента прошло 13 лет, а я до сих пор в ВИАМ.
Для меня было открытием: всему, чему меня научили в вузе – я в ВИАМе нашел подтверждение и дальнейшее развитие. Считаю, что профильная кафедра МИСиС – самая сильная из всех ныне существующих в российских вузах металловедческих кафедр. То понимание металловедения, которое буквально вживляется в студентов МИСиС, до сих пор очень помогает в работе. Студентом я думал, что металловедение – это некая такая теоретическая наука: будешь знать, какие металлы существуют, какие у них свойства, где они применяются. Но уже тогда нас учили, что металловедение – это наука о взаимосвязи химического состава, структуры и свойств, а также влияния различных внешних воздействий на характеристики этих материалов. Помнится, доцент нашей кафедры Юрий Владимирович Евсеев в шутку называл нас, студентов, «металлоедами». Вот «металлоедом» я до сих пор и остался.
Уже при написании курсовой научно-исследовательской работы я понял, что ВИАМ, а также выбранное направление – это, как говорится, мое. С первых же дней в институте – с 19 февраля 2004 года я окунулся в структурные исследования. Сначала на световом микроскопе. Это было очень любопытно. В 2005 году, буквально сразу после защиты диплома, я начал ездить в командировки: активно работать с конструкторскими бюро (КБ) и металлургическими заводами. Мне сразу открылась взаимосвязь между учебным процессом и тем, как полученные ранее знания помогают придать материалу ту форму, которая воплотится в изделие. А дальше было все интереснее и интереснее.
Я попал в очень профессиональный и увлеченный коллектив – в Лабораторию алюминиевых деформируемых сплавов, где оказался под началом доктора технических наук, профессора Николая Ивановича Колобнева и начальника сектора – моей наставницы кандидата технических наук, доцента Ларисы Багратовны Хохлатовой. Я наблюдал уникальное взаимодействие ученых и был причастен к невероятно емкому и всестороннему их опыту. То огромное количество прикладных знаний в области материалов авиационного назначения, которое я перенял, работая с этими людьми, конечно, ни в каких книжках не прочитаешь! Каждый день были постоянные беседы, рассказы, объяснения – все эти обсуждения восполняли пробелы и наполняли меня новыми знаниями.
Все начинается с микроскопа
В лаборатории Н.И. Колобнева я попал на интереснейшее направление: алюминий-литиевые сплавы – их применяют только в авиации и ракетно-космической отрасли. Технология изготовления полуфабрикатов из алюминий-литиевых сплавов сложна. Технология термической обработки полуфабрикатов из алюминий-литиевых сплавов – в целом сложнее, чем для любых других алюминиевых сплавов. Но это и придает интерес в работе!
Все начинается с микроскопа, в который ты разглядываешь структуру материала, строишь миллиарды графиков и выбираешь какую-то маленькую циферку, которая дальше пойдет в дело. Она проверяется в заводских условиях при изготовлении различных полуфабрикатов. Там изделие «проворачивается» через местную «мясорубку» мнений и опыта, наполняется новым смыслом, вопросами, идеями, замечаниями. Следующая стадия – отработка режимов термической обработки этих материалов. Снова этап построения миллиардов графиков. И, наконец, появляется оптимальный режим, по которому в дальнейшем и происходит рождение материала.
Конечно, к моменту моего прихода в ВИАМ отечественная наука как минимум 40 лет занималась алюминий-литиевыми сплавами. В свое время в изучении и использовании их был совершен прорыв благодаря Иосифу Наумовичу Фридляндеру – академику, «отцу всех отечественных алюминиевых сплавов для авиации», как называют его в научном сообществе. Он около 60 лет возглавлял лабораторию алюминиевых сплавов ВИАМ, где им и были разработаны первые сплавы с литием. Например, уникальный сплав 1420 системы Al–Mg–Li. За рубежом такие сплавы не стали применять из-за очень сложной технологии изготовления полуфабрикатов. Но у нас в России, благодаря таким энтузиастам как Фридляндер и его коллеги, смогли эту технологию отработать и поставить на поток. Это самый легкий сплав, который существенно снижает вес конструкции.
Сегодня мы занимаемся модификацией этих сплавов: при всем прогрессе минусы остались прежними – очень сложная технология изготовления полуфабриката. К счастью, не только металловеды идут вперед, но и промышленность. Появляются новые приемы и технологии. За счет их анализа и корректировки химического состава сплавов удается создать более совершенные композиции алюминий-литиевых сплавов и, конечно же, повысить технологичность при изготовлении новых полуфабрикатов. Конечно, мы до сих пор догоняем 1990-е. До того времени наша страна была впереди планеты всей по применению этих сплавов в авиации и в космонавтике, но затем нас сильно обогнали. Не по количеству разработок, а именно по их внедрению. В мировой практике был сделан поворот в сторону сплавов системы алюминий-медь-литий. Они характеризуется большей технологичностью при изготовлении. Мы не отставали в исследованиях, но отсутствие условий для практического использования наработок сводило на нет все достижения. С начала 2000-х наши зарубежные коллеги из Airbus и Boeing стали активно применять полуфабрикаты из алюминий-литиевых сплавов для изготовления элементов конструкции своих самолетов. Нам пока такое внедрение нелегко дается. И новых самолетов пока нет в таком количестве. Но на месте мы не стоим. Есть уникальные разработки, которые уже заинтересовали конструкторов и будут использованы в реальных изделиях.
Новые материалы в разы увеличат полезный груз самолета
Это, например, сплав В-1461 – материал, на котором я защищал кандидатскую диссертацию («Закономерности изменения структуры и свойств катаных полуфабрикатов из сплава В-1461 в зависимости от технологических параметров производства и термической обработки») по режимам термической обработки и технологии изготовления полуфабрикатов из него. За последнее время это первый алюминий-литиевый сплав, который уже нашел-таки применение в военной авиации.
За последние два года были разработаны еще несколько перспективных сплавов. Один из них – В-1480 – невероятно прочный. Хочу отметить его разработчиков: небольшой сектор лаборатории под началом Геннадия Геннадьевича Клочкова. За рубежом разработано что-то подобное, но там не удалось добиться такого уровня прочности. Из той же серии высокопрочный алюминий-литиевый сплав В-1469. Конечно, это очень дорогие в производстве материалы. Но если современные сплавы начать использовать массово, цена обязательно отрегулируется. Существенное снижение массы конструкций авиационной техники в любом случае перекроет своей пользой высокую цену. Облегчение только лишь сварного бака ракетоносителей – это добавленные сотни, а, возможно, и более тысячи дополнительного полезного веса. За рубежом такие баки уже стали частью практики. Ведь для космонавтики – это колоссальное преимущество! Применение новых материалов способно существенно увеличить полезный груз. Большая разница – выводить на орбиту не два спутника за один раз, а 10!
Думаю, что благодаря российским ученым эти планы как можно скорее воплотятся в жизнь. В этой связи надо сказать огромное спасибо Николаю Ивановичу Колобневу и Ларисе Багратовне Хохлатовой за заметный прорыв, который они совершили для развития авиационных материалов. В этой работе мне удалось принять участие. Я имею в виду создание сплава В-1481. Получился лучший сплав, который мне приходилось видеть. Потрясающие характеристики: сверхвысокая вязкость разрушения, высокая технологичность. Снизили содержание лития, ввели добавки новых элементов, в том числе серебро и скандий в небольших количествах. Материал получился прочнее известных ресурсных сплавов 1163 (на 20–30%), при этом вязкость разрушения выше на 20%. Осталось только отработать технологию изготовления полуфабрикатов на металлургическом заводе и получать стабильные характеристики. Корректировки химического состава и режимов термической обработки сплава Николай Иванович провел блестяще после скрупулезного анализа всей возможной литературы. В создании сплава В-1481 он применил весь свой грандиозный опыт работы в ВИАМ, теперь переданный нам, тем, кто продолжает «грызть металл» науки! Надеюсь, этот сплав заменит нынешние материалы, которые применяются в обшивке самолета.
Сварить несвариваемое
Скоро будет запущена в реальный проект и наша новая технология сварки трением с перемешиванием. Благодаря энергии Генерального директора ВИАМ Евгения Николаевича Каблова, который ратует за внедрение новых материалов, разработками нашей лаборатории и лаборатории сварки, позволяющими отказаться от сварки плавлением, всерьез заинтересовались на одном из ракетно-космических предприятий.
Индентор вращается и погружается в металл, который, в свою очередь, за счет трения нагревается, размягчается и уже далее его свариваемые части перемешиваются. Материал как будто «сшивается». С помощью сварки трением с перемешиванием можно сварить все, и даже несвариваемое! Теперь ряд сплавов с высокой горячеломкостью, трудно поддающиеся свариванию – В95, 1163, которые широко применяются в авиации, получат новый шанс. А те материалы, которые хорошо свариваются плавлением – при сварке трением с перемешиванием будут иметь более высокую прочность сварного соединения. Этот метод избавляет нас от множества сопутствующих проблем: получается качественный шов, исключается процесс окисления материала, как при сварке плавлением.
Наша лаборатория активно развивает еще одно перспективное направление – производство деталей из алюминиевых сплавов с помощью аддитивных технологий. Мы разрабатываем химический состав сплава, из которого потом будет изготавливаться порошок, для «выращивания» детали. Нельзя переоценить вклад, который несут аддитивные технологии. Потому что ряд конструкций можно сделать только аддитивным способом, в данном случае это селективно-лазерное спекание. Иным методом практически невозможно изготовить некоторые детали, а если и можно, то будет неоправданно дорого и очень долго. В ВИАМ это пока больше экспериментальное направление. Но некоторые КБ уже заинтересовались аддитивными возможностями нашей лаборатории. В основном это материалы для деталей механизмов двигателей, например, сложная тонкостенная деталь с внутренними перемычками, которые кроме как выращиванием не получается сделать. Тут открываются новые горизонты конструирования. В настоящее время аддитивные технологии активно внедряются в сфере жаропрочных сплавов применительно к изготовлению элементов двигателей.
В последние годы ходит много разговоров, что полимерные композиционные материалы (ПКМ) заменят традиционные алюминиевые сплавы в конструкциях авиационной техники. Наши зарубежные коллеги из Airbus и Boeing в этом плане продвинусь очень далеко – из ПКМ делают и крылья, и фюзеляж, которые раньше изготавливались из алюминиевых сплавов. Однако у ПКМ намного больше проблем, чем у металлов, так как требуется невероятно тщательный постоянный контроль над каждым технологическим процессом – от волокна до конструкции. А этапов между ними очень много. А алюминиевые, в том числе алюминий-литиевые сплавы, при всех трудностях производства, это все-таки металл, полуфабрикат.
Конечно, мечта любого материаловеда – создать самый легкий материал, а еще лучше такой, который не будет иметь аналогов. Такая возможность есть. Это называется – экспромт на основе глубокого понимания процесса. Об этом очень точно говорит великолепный, интересный, опытный человек Роберт Иосифович Гирш, который сегодня, в возрасте 85 лет, работает в ВИАМ советником Генерального директора, а до этого много лет проработал в самолетных КБ в качестве главного технолога изделий. Он говорит: «Не бойтесь предлагать безумные идеи. Чем больше их выдвинуто в ходе научных мозговых штурмов, тем выше шанс на успех». Источником вдохновения может стать коллектив представителей различных направлений. Однако чтобы быть способным выловить то самое зерно, необходимо провести титаническую методическую работу: годы ежедневной рутины. В нашей лаборатории сегодня много талантливых, оптимистично настроенных молодых специалистов. Вполне возможно, что кому-то из них удастся совершить невероятные открытия. Благо, опыта, накопленного в стенах ВИАМ, хватит еще не одному поколению ученых.
Основные публикации Оглодкова М.С.:
1. Оглодков М.С., Хохлатова Л.Б., Самохвалов С.В. Об изготовлении прессованных профилей из высокопрочного сплава В-1461 // Международный научно-технический журнал «Металлургия машиностроения». М., №6, 2008 г. С. 41–43.
2. Оглодков М.С., Хохлатова Л.Б., Колобнев Н.И., Попов В.И. Влияние НТМО на свойства и структуру сплава системы Al-Cu-Li-Zn // Сборник трудов международной научно-технической конференции «Современные проблемы металловедения сплавов цветных металлов». М., 2009. МИСиС, С. 119–123.
3. Сетюков О.А., Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б., Оглодков М.С. Влияние кристаллографических ориентировок на свойства плит из Al-Li сплавов В-1461 и 1424 // Научно-технический журнал «Технология легких сплавов». М., 2010. №1, С. 100–106.
4. Оглодков М.С., Хохлатова Л.Б., Колобнев Н.И., Алексеев А.А., Лукина Е.А. Влияние термомеханической обработки на свойства и структуру плит из сплава системы Al-Cu-Mg-Li-Zn // Научно-технический сборник «Авиационные материалы и технологии». М., №4, 2010. С. 7–11.
5. Лукин В.И., Иода Е.Н., Базескин А.В., Лавренчук В.П., Котельникова Л.В., Оглодков М.С. Повышение надежности сварных соединений из высокопрочного алюминий литиевого сплава В-1461 // Научно-технический журнал «Сварочное производство», М., 2010, №11. С. 14–17.
6. Хохлатова Л.Б., Колобнев Н.И., Антипов В.В., Каримова С.А., Рудаков А.Г., Оглодков М.С. Влияние коррозионной среды на скорость роста трещины усталости в алюминиевых сплавах // Научно-технический сборник «Авиационные материалы и технологии». М., 2011, №1. С. 16–20.
7. Хохлатова Л.Б., Колобнев Н.И., Оглодков М.С., Лукина Е.А., Сбитнева С.В. Изменение фазового состава в зависимости от многоступенчатого старения и структуры полуфабрикатов сплава В-1461 // Научно-технический журнал «МиТОМ». М., 2012, №6. С. 20–24.
8. Хохлатова Л.Б., Оглодков М.С., Пономарев Е.К. Влияние режимов старения на коррозионную стойкость листов из сплава В-1461 системы Al-Li-Cu-Zn-Mg // Металлургия машиностроения. 2012, №3. С. 22–26.
9. Хохлатова Л.Б., Колобнев Н.И., Оглодков М.С., Михайлов Е.Д. Алюминий-литиевые сплавы для самолетостроения // Металлург. 2012, №5, С. 31–35.
10. Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б., Оглодков М.С., Клочкова Ю.Ю. Высокопрочные сплавы системы Al-Cu-Li с повышенной вязкостью разрушения для самолетных конструкций // Цветные металлы. 2013, №9, С. 66–71.
11. Лукина Е.А., Алексеев А.А., Хохлатова Л.Б., Оглодков М.С. Закономерности формирования основных упрочняющих фаз в сплавах 1424 системы Al-Mg-Li-Zn и В-1461 системы Al-Cu-Li-Zn-Mg // Металловедение и термическая обработка металлов. 2013, №9. С. 12–17.
12. Хохлатова Л.Б., Колобнев Н.И., Оглодков М.С., Филатов А.А., Попова Ю.А. Перспектива применения плит из высокопрочного сплава В-1461 пониженной плотности в самолетных конструкциях // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2014, №2. С. 16–22.
13. Рябова Е.Н., Колобнев Н.И., Хохлатова Л.Б., Оглодков М. С. Особенности структуры и свойств листов из сплавов системы Al-Cu-Li-Mg // Металлургия машиностроения. 2015, №1. С. 17–19.
14. Бецофен С.Я., Антипов В.В., Князев М.И., Оглодков М.С. Исследование влияния термической обработки на фазовый состав, текстуру и механические свойства сплава В-1461 системы Al-Cu-Li // Металлы. 2015, №6. С. 77–84.
15. Оглодков М.С., Рябова Е.Н., Романенко В.А. Усиление слоистым алюмо-стеклопластиком сварного соединения панели из Al-Li-сплава // Металлургия машиностроения. 2016, №5. С. 35–38.
16. Антипов В.В., Вахромов Р.О., Оглодков М.С., Романенко В.А., Пантелеев М.Д. Свариваемые алюминий-литиевые сплавы третьего поколения // В сборнике: Роль фундаментальных исследований при реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года». Сборник докладов III Всероссийской научно-технической конференции. ФГУП «ВИАМ». 2016. С. 2.
Интервью подготовила Светлана Офитова.
Алюминий-литиевые сплавы нового поколения и слоистые алюмостеклопластики на их основе
Journals → Цветные металлы → 2016 → #8 → Back
Металлообработка | |
ArticleName | Алюминий-литиевые сплавы нового поколения и слоистые алюмостеклопластики на их основе |
DOI | 10.17580/tsm.2016.08.13 |
ArticleAuthor | Каблов Е. Н., Антипов В. В., Клочкова Ю. Ю. |
ArticleAuthorData | ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ), Москва, Россия: Е. Н. Каблов, генеральный директор |
Abstract | В статье представлены основные направления развития в области перспективных алюминий-литиевых сплавов. ![]() Работа выполнена в рамках реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» по комплексным научным проблемам «Слоистые |
keywords | Стратегические направления, алюминий-литиевые сплавы, алюмостеклопластик, крыльевая панель, плотность, прочность, трещиностойкость, коррозионная стойкость, весовая эффективность, несущая способность, сварка трением с перемешиванием |
References | 1. 3. Фридляндер И. Н. Алюминиевые сплавы с литием и магнием // в кн. Создание, исследование и применение алюминиевых сплавов : избранные труды к 100-летию со дня рождения. 2013. С. 133–138. 4. Оглодков М. С., Хохлатова Л. Б., Колобнев Н. И., Филатов А. А., Попова Ю. А. Перспектива применения плит из высокопрочного сплава В-1461 пониженной плотности в самолетных конструкциях // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2014. № 2. С. 16–22. 5. Лукин В. И., Иода Е. Н., Пантелеев М. Д., Скупов А. А. Влияние термической обработки на характеристики сварных соединений высокопрочных алюминийлитиевых сплавов // Труды ВИАМ. ![]() 6. Cross C. T., Loechel L. W., Braun G. F. Weldalite 049 Weld Development for aerospace tankage // Proc. of the 6th International Al – Li Conference. 1991. GPK (FRG). P. 1165–1170. 7. Prasad N. E., Gokhale A., Wanhill R. J. H. Aluminium-lithium alloys: processing, properties, and applications, 2013. — 608 p. 8. Фридляндер И. Н. Алюминиевые сплавы в летательных аппаратах в периоды 1970–2000 и 2001–2015 гг. // Технология легких сплавов. 2002. № 4. С. 12–17. 9. Bois-Brochu A., Tchitembo Goma F. A., Blais C., Larouche D., Gauvin R., Boselli J. Al – Li alloy 2099-T83 extrusions: static mechanical properties, microstructure and texture // Advanced Materials Research. 2012. Vol. 409. P. 29–34. 10. Хохлатова Л. Б., Лукин В. И., Колобнев Н. И., Иода Е. ![]() 11. Авиационные материалы : справочник в 12 томах / под общ. ред. Е. Н. Каблова. 7-е изд., перераб. и доп. — М. : ВИАМ, 2009. Т. 4. Ч. 1. Кн. 1. —170 с. 12. Лукин В. И., Оспенникова О. Г., Иода Е. Н., Пантелеев М. Д. Сварка алюминиевых сплавов в авиакосмической промышленности // Сварка и диагностика. 2013. № 2. С. 47–52. 13. Лукин В. И., Иода Е. Н., Базескин А. В., Лавренчук В. П., Котельникова Л. В., Оглодков М. С. Повышение надежности сварных соединений из высокопрочного алюминиево-литиевого сплава В-1461 // Сварочное производство. 2010. № 11. С. 14–17. 14. Романенко В. А., Клочкова Ю. Ю., Клочков Г. Г., Бурляева И. П. Прессованная панель из алюминий-литиевого сплава В-1469 // Труды ВИАМ. 2016. № 8. Ст. 01. ![]() 16. Fibre Metal Laminates an introductions / еd. A. Vlot, J. W. Gunnink. — Kluwer Academic Publishers, 2001. — 527 p. 17. Ерасов В. С., Нужный Г. А., Гриневич А. В., Терехин А. Л. Трещиностойкость авиационных материалов в процессе испытания на усталость // Труды ВИАМ. 2013. № 10. Ст. 06. 18. Plokker M., Daverschot D., Beumler T. Hybrid structure solution for the A400M wing attachment frames // 25th ICAF Symposium. Rotterdam, 27–29 May 2009. 19. Roebroeks G. H. J. J., Hooijmeijer P. A., Kroon E. J., Heinimann M. B. The development of central // First International Conference on Damage Tolerance of Aircraft Structures. 2009. 20. Проектирование, конструкции и системы самолетов и вертолетов. Книга 2. Самолеты и вертолеты. Том IV-21. Машиностроение. Энциклопедия в сорока томах. ![]() 21. Серебренникова Н. Ю., Антипов В. В., Сенаторова О. Г., Ерасов В. С., Каширин В. В. Гибридные слоистые крыльевые материалы на базе алюминий-литиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2016. № 3. С. 3–8. |
Language of full-text | russian |
Full content | Buy |
Back
литий-алюминиевый сплав | AMERICAN ELEMENTS®
РАЗДЕЛ 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Наименование продукта: Литий-алюминиевый сплав
Номер продукта: Все применимые коды продуктов American Elements, например ЛИ-АЛ-02 , ЛИ-АЛ-03 , ЛИ-АЛ-04 , LI-AL-05
Номер CAS:
Соответствующие установленные области применения вещества: Научные исследования и разработки
Информация о поставщике:
American Elements
10884 Weyburn Ave.
Los Angeles, CA
Тел.: +1 310-208-0551
Факс: +1 310-208-0351
Телефон службы экстренной помощи:
Внутренний, Северная Америка: +1 800-44 -9300
Международный: +1 703-527-3887
РАЗДЕЛ 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТИ
Классификация вещества или смеси
Классификация в соответствии с Регламентом (ЕС) № 1272/2008
Вещество не классифицируется как опасное для здоровья или окружающей среды в соответствии с регламентом CLP.
Классификация в соответствии с Директивой 67/548/ЕЭС или Директивой 1999/45/ЕС
Н/Д
Информация об особых опасностях для человека и окружающей среды:
Нет данных
Опасности, не классифицированные иначе
Нет данных
Элементы маркировки
Маркировка в соответствии с Регламентом (ЕС) № 1272/2008
Н/Д
Пиктограммы опасности
Н/Д
Сигнальное слово
Н/Д
Указания на опасность
Н/Д
Классификация WHMIS
Не контролируется
Система классификации
Рейтинги HMIS (шкала 0–4)
(Система идентификации опасных материалов)
ЗДОРОВЬЕ
ПОЖАР
РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ
0
0
0
Здоровье (острые воздействия) = 0
Воспламеняемость = 0 9 0
Физические опасности Результаты оценки PBT и vPvB
PBT:
N/A
vPvB:
N/A
РАЗДЕЛ 3.

Вещества
CAS No.
Идентификационный номер(а):
Номер ЕС:
231-072-3
7439-93-2 Литий 5%
Идентификационный номер(а):
Номер ЕС:
231-102-5
Индексный номер:
003-001-00-4
РАЗДЕЛ 4. МЕРЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Описание мер первой помощи
Общие сведения
Никаких специальных мер не требуется.
При вдыхании:
В случае жалоб обратиться за медицинской помощью.
При попадании на кожу:
Обычно продукт не раздражает кожу.
При попадании в глаза:
Промыть открытый глаз в течение нескольких минут под проточной водой. Если симптомы сохраняются, обратитесь к врачу.
При проглатывании:
Если симптомы сохраняются, обратитесь к врачу.
Информация для врача
Наиболее важные симптомы и эффекты, как немедленные, так и замедленные
Нет данных
Указание на необходимость немедленной медицинской помощи и специального лечения
Нет данных
РАЗДЕЛ 5.

Средства пожаротушения
Подходящие средства пожаротушения
Специальный порошок для сжигания металлов. Не используйте воду.
Неподходящие средства пожаротушения по соображениям безопасности
Вода
Особые опасности, исходящие от вещества или смеси
Если этот продукт вовлечен в пожар, могут выделяться следующие вещества:
Дым оксида металла
Рекомендации для пожарных
Защитное оборудование:
Никаких специальных мер требуется
РАЗДЕЛ 6. МЕРЫ ПРИ СЛУЧАЙНОМ ВЫБРОСЕ
Меры личной безопасности, защитное снаряжение и чрезвычайные меры
Не требуется.
Меры предосторожности по охране окружающей среды:
Не допускать попадания материала в окружающую среду без официального разрешения.
Не допускайте попадания продукта в канализацию, канализационные системы или другие водотоки.
Не допускайте проникновения материала в землю или почву.
Методы и материалы для локализации и очистки:
Собрать механически.
Предотвращение вторичных опасностей:
Никаких специальных мер не требуется.
Ссылка на другие разделы
Информацию о безопасном обращении см. в разделе 7
Информацию о средствах индивидуальной защиты см. в Разделе 8.
Информацию об утилизации см. в Разделе 13.
РАЗДЕЛ 7. ОБРАЩЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ
Обращение
Меры предосторожности для безопасного обращения
Держите контейнер плотно закрытым.
Хранить в прохладном, сухом месте в плотно закрытой таре.
Информация о защите от взрывов и пожаров:
Никаких специальных мер не требуется.
Условия безопасного хранения, включая любые несовместимости
Требования, которым должны соответствовать складские помещения и емкости:
Нет специальных требований.
Информация о хранении в одном общем хранилище:
Не хранить вместе с кислотами.
Хранить вдали от окислителей.
Дополнительная информация об условиях хранения:
Хранить контейнер плотно закрытым.
Хранить в прохладном сухом месте в хорошо закрытых контейнерах.
Особое конечное использование
Данные отсутствуют
РАЗДЕЛ 8. КОНТРОЛЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ/СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Средства контроля воздействия
Средства индивидуальной защиты
Соблюдайте стандартные меры защиты и гигиены при обращении с химическими веществами.
Поддерживайте эргономически подходящую рабочую среду.
Дыхательное оборудование:
Не требуется.
Защита рук:
Не требуется.
Время проницаемости материала перчаток (в минутах)
Данные отсутствуют
Защита глаз:
Защитные очки
Защита тела:
Защитная рабочая одежда
РАЗДЕЛ 9. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Информация об основных физико-химических свойствах
Внешний вид:
Форма: Твердое вещество в различных формах
Цвет: Серый
Запах: Без запаха
Порог восприятия запаха: Данные отсутствуют.
pH: неприменимо
Точка плавления/диапазон плавления: данные отсутствуют
Точка кипения/диапазон температур кипения: данные отсутствуют
Температура сублимации/начало: данные отсутствуют
Воспламеняемость (твердое вещество, газ)
данные отсутствуют.
Температура воспламенения: Данные отсутствуют.
Температура разложения: Данные отсутствуют.
Самовоспламенение: Данные отсутствуют.
Опасность взрыва: Данные отсутствуют.
Пределы взрываемости:
Нижний: Данные отсутствуют
Верхний: Данные отсутствуют
Давление паров: Н/Д
Плотность при 20 °C (68 °F): Данные отсутствуют
Относительная плотность
Данные отсутствуют.
Плотность паров
Н/Д
Скорость испарения
Н/Д
Растворимость в воде (H 2 O): Не растворим
Коэффициент распределения (н-октанол/вода): Данные отсутствуют.
Вязкость:
Динамическая: Н/Д
Кинематическая: Н/Д
Другая информация
Нет данных
РАЗДЕЛ 10. СТАБИЛЬНОСТЬ И РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ
Реакционная способность
Нет данных
Химическая стабильность
Стабилен при соблюдении рекомендуемых условий хранения.
Термическое разложение / условия, которых следует избегать:
Разложение не происходит, если используется и хранится в соответствии со спецификациями.
Возможность опасных реакций
Реагирует с сильными окислителями
Условия, которых следует избегать
Нет доступных данных
Несовместимые материалы:
Кислоты
Окисляющие вещества
Опасные продукты разложения:
Пары оксидов металлов
РАЗДЕЛ 11. ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Информация о токсикологическом воздействии
Острая токсичность:
Воздействие не известно.
Значения LD/LC50, важные для классификации:
Нет данных
Раздражение или разъедание кожи:
Может вызывать раздражение
Раздражение или разъедание глаз:
Может вызывать раздражение
Повышение чувствительности:
Неизвестно о сенсибилизирующем воздействии.
Мутагенность зародышевых клеток:
Эффекты неизвестны.
Канцерогенность:
ACGIH A4: Не классифицируется как канцероген для человека: Недостаточно данных для классификации агента с точки зрения его канцерогенности для людей и/или животных.
Репродуктивная токсичность:
Реестр токсического воздействия химических веществ (RTECS) содержит репродуктивные данные для этого вещества.
Специфическая токсичность для системы органов-мишеней — многократное воздействие:
Неизвестно никаких эффектов.
Специфическая токсичность системы органов-мишеней при однократном воздействии:
Эффекты неизвестны.
Опасность при вдыхании:
Эффекты неизвестны.
От подострой до хронической токсичности:
Реестр токсических эффектов химических веществ (RTECS) содержит данные о многократных дозах токсичности
для этого вещества.
Дополнительная токсикологическая информация:
Насколько нам известно, острая и хроническая токсичность этого вещества полностью не известна.
РАЗДЕЛ 12. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Токсичность
Акватоксичность:
Нет данных
Стойкость и способность к разложению
Нет данных
Способность к биоаккумуляции
Нет данных
Мобильность в почве
Нет данных
Дополнительная экологическая информация:
Не допускать попадания материала в окружающую среду без официального разрешения.
Избегайте попадания в окружающую среду.
Результаты оценки PBT и vPvB
PBT:
Н/Д
vPvB:
Н/Д
Другие неблагоприятные воздействия
Нет доступных данных
РАЗДЕЛ 13. ИНФОРМАЦИЯ О УТИЛИЗАЦИИ
Методы обработки отходов
Рекомендация
Обратитесь к официальным правилам, чтобы обеспечить надлежащую утилизацию.
Неочищенная упаковка:
Рекомендация:
Утилизация должна производиться в соответствии с официальными правилами.
РАЗДЕЛ 14. ИНФОРМАЦИЯ О ТРАНСПОРТИРОВКЕ
Номер ООН
DOT, ADN, IMDG, IATA
N/A
Надлежащее отгрузочное наименование ООН
DOT, ADN, IMDG, IATA
N/A
Класс(ы) опасности при транспортировке 90 DOT, ADR, ADN, IMDG, IATA
Class
N/A
Группа упаковки
DOT, IMDG, IATA
Н/Д
Опасность для окружающей среды:
Н/Д
Особые меры предосторожности для пользователя
Н/Д
Транспортировка навалом в соответствии с Приложением II MARPOL73/78 и Кодексом IBC
Н/Д
Транспорт/Дополнительная информация:
DOT
Загрязнитель морской среды (DOT):
№
РАЗДЕЛ 15.

Правила/законы по безопасности, охране здоровья и окружающей среды, относящиеся к веществу или смеси
Национальные правила
Все компоненты этого продукта перечислены в Перечне химических веществ Агентства по охране окружающей среды США.
Все компоненты этого продукта перечислены в Канадском перечне веществ для внутреннего потребления (DSL).
Раздел 313 SARA (списки конкретных токсичных химических веществ)
7429-90-5 Алюминий
Предложение штата Калифорния 65
Предложение 65 — Химические вещества, вызывающие рак
Вещество не указано в списке.
Prop 65 — Токсичность для развития
Вещество не указано.
Prop 65 — Токсичность для развития, женщины
Вещество не указано.
Prop 65 — Токсичность для развития, мужчины
Вещество не указано.
Информация об ограничении использования:
Только для использования технически квалифицированными лицами.
На этот продукт распространяются требования к отчетности в соответствии с разделом 313 Закона о планировании действий в чрезвычайных ситуациях и праве общества на информацию от 1986 г. и 40CFR372.
Другие правила, ограничения и запретительные положения
Вещество, вызывающее особую озабоченность (SVHC) в соответствии с Регламентом REACH (ЕС) № 1907/2006.
Вещество не указано.
Необходимо соблюдать условия ограничений согласно Статье 67 и Приложению XVII Регламента (ЕС) № 1907/2006 (REACH) для производства, размещения на рынке и использования.
Вещество не указано.
Приложение XIV Регламента REACH (требуется разрешение на использование)
Вещество не указано.
REACH — Предварительно зарегистрированные вещества
Вещество указано.
Оценка химической безопасности:
Оценка химической безопасности не проводилась.
РАЗДЕЛ 16. ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Паспорт безопасности в соответствии с Регламентом (ЕС) № 1907/2006 (REACH). Приведенная выше информация считается верной, но не претендует на полноту и должна использоваться только в качестве руководства. Информация в этом документе основана на современном уровне наших знаний и применима к продукту с учетом соответствующих мер предосторожности. Это не является гарантией свойств продукта. American Elements не несет ответственности за любой ущерб, возникший в результате обращения или контакта с вышеуказанным продуктом. Дополнительные условия продажи см. на обратной стороне счета-фактуры или упаковочного листа. АВТОРСКОЕ ПРАВО 1997-2022 АМЕРИКАНСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЛИЦЕНЗИЯ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ НЕОГРАНИЧЕННОГО БУМАЖНОГО КОПИЯ ТОЛЬКО ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Алюминиево-литиевый сплав (Al-Li Alloy)
Алюминиево-литиевый сплав (Al-Li Alloy) — Stanford Advanced Materials Кат.![]() | ЛМ1298 |
---|---|
Номер CAS | 87871-87-2 |
Химическая формула | Аль-Ли |
Плотность | 1,56 г/см3 |
Форма | Частица, порошок, стержень |
Точка плавления | 718°С |
Алюминиево-литиевые сплавы (сплавы Al-Li) или литий-алюминиевые сплавы представляют собой серию сплавов алюминия и лития. Stanford Advanced Materials (SAM) может предоставить различные алюминиево-литиевые сплавы по конкурентоспособной цене.
Другие алюминиевые сплавы: иттрий-алюминиевый сплав (сплав Y-Al), проволока из цинка/алюминия (проволока Zn/Al)
Алюминиево-литиевый сплав Описание
Алюминиево-литиевые сплавы (сплавы Al-Li) или литий-алюминиевые сплавы представляют собой серию сплавов алюминия и лития, часто также включающих медь, цирконий и магний. Коммерческие алюминиево-литиевые сплавы часто используются в качестве передовых материалов для аэрокосмической техники, прежде всего, из-за их низкой плотности, высокого удельного модуля и превосходных характеристик усталостной прочности и криогенной вязкости.
Некоторые типичные примеры алюминиевых литий-сплавов: Weldalite 049, Alloy 2090, Alloy 2091, Alloy 8090
Aluminum Lithium Alloy. 2
Температура плавления: 718℃
Негорючий
Условия хранения: Хранить контейнер плотно закрытым в сухом, хорошо проветриваемом месте, вдали от воды.
Применение алюминиево-литиевого сплава
9Сплавы 0005 Al-Li в первую очередь представляют интерес для аэрокосмической промышленности из-за их преимущества в весе. Совсем недавно они были исследованы для использования в криогенных приложениях.
Упаковка из алюминиево-литиевого сплава
При необходимости.
ПОСЛЕДНЯЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ
AL3478 7A04 порошок алюминиевого сплава
AL3536 Алюминиевый титаново-борный слиток (AlTiB)
AL3537 Проволока из алюминиево-титанового сплава бора (AlTiB)
Слиток алюминиево-кремниевого сплава AL3538 (AlSi20)
AL3539 Стержень из алюминиево-титанового углеродного сплава (AlTiC)
AL3746 Стеарат алюминия (CAS № 637-12-7)
LAB4080 Непрерывный алмазный шлифовальный круг (форма чашки)
AL4144 Псевдобемит
AL4310 Сферический алюминиевый порошок
ЗАПРОСИТЬ ЦЕНУ
Пожалуйста, заполните ваши данные, и один из наших экспертов по материалам свяжется с вами в течение 24 часов.