40 тонн тонар – Аренда тонара в Москве | Цены на услуги тонаров заказать на сайте объявлений Перевозка24.ру

Карьерный самосвал ТОНАР-45251

Семейка рыжих монстров

Карьерный самосвал ТОНАР-45251

Даниил Минаев
Фото автора и Юрия Петрова

В России исстари масштабность неординарного проекта как конфетку оборачивали в красивую обёртку: Царь-пушка, Царь-колокол, царь-танк Лебеденко, царь-паровоз АА, хрущёвская царь-бомба. Семейство царей! Теперь вот – царь-самосвал ТОНАР…

Впервые подмосковный завод из Губино озадачился выпуском большегрузных самосвалов 8 лет назад, когда был создан многозвенный автопоезд для транспортирования горной массы на дальние расстояния.

В 2013 году увидел свет карьерный самосвал ТОНАР-4525 внедорожного габарита. Тогда объявлять машину «своей» на заводе не спешили, поскольку кабинный модуль и агрегатную базу пришлось собирать от Ярославля до Китая.

Но в прошлом году с подачи АЛРОСА оба конструкторских подхода были объединены в один, благодаря чему получился уникальный многозвенный карьерный монстр. Автопоезд ТОНАР-95405 внедорожного габарита в составе капотного седельного тягача ТОНАР-45252 с кабиной собственного производства.

Поправка на современность

В этот раз компания вернулась к исходной точке и решила проработать ещё и варианты самосвалов серии ТОНАР-4525, но с собственной кабиной. Таким образом, ООО «Машиностроительный завод «Тонар» становится первой и единственной российской компанией с оригинальными карьерными машинами собственной разработки.

Стимулом к созданию машин послужил интерес Daimler AG к российскому рынку. На СТТ-2014 концерн проверял реакцию горняков, представив 40-тонный самосвал Western Star 6900XD для работ вне дорог общего пользования. В «Тонаре» не стали дожидаться времён, когда придётся замещать и этот импорт, благо рынок лежит под ногами.

Набор решений, применяемых в американском самосвале, широко используется в мире, а по массогабаритным параметрам, компоновке и расположению кабины Western Star 6900XD во многом похож на МАЗ-530, который выпускали в 1950–1960-х годах в Минске и Жодино. Даже странно, что на протяжении 60 лет эту концепцию считали в России тупиковой.

Новинка, получившая обозначение ТОНАР-45251, выполнена в стиле классического американского технологического грузовика с огромным 2-метровым капотом. Глядя на него, ожидаешь, что интерьер будет выполнен в ключе американских полстелларов.

Для того чтобы забраться в брутальную кабину, цепляюсь за хромированные поручни и, использовав целый каскад ступеней, оказываюсь в кабине на рабочем месте.

Интерьер оказался таким же брутальным, как и в прошлогоднем ТОНАР-45252 – со стёганой кожаной обивкой стен и потолка, с хромированными панелями, в которые вписаны круглые приборы с аналоговыми шкалами, и мощными тяжёлыми дверями на массивных петлях, что убедительно свидетельствует о неординарности этого гиганта. Водителю в кабине вполне комфортно, если, конечно, не появляться на дорогах общего пользования – это будет слон в посудной лавке. В кабине никакой экзотики – причудливых органов управления и никакого дефицита обзора.

Полностью подвесной педальный узел и мощный ГУР позволяют не думать о перемещении в пространстве такого гиганта. По правую руку обычный селектор АКП марки Allison со светящимся окошком индикации и кран стояночного тормоза. Имеется даже пара специально закреплённых на панели подстаканников, а кондиционер входит в базовую комплектацию. На верхнем выступе кабины перед водителем закреплено УСПВЛ – устройство сигнализации приближения автосамосвала к ЛЭП.

Круги по полигону

Если многотонные специализированные карьерники значительно отличаются от грузовиков силовыми схемами и органами управления, то ТОНАР-45251 шириной около 3,5 м, длиной почти 11 м, высотой 4,7 м и полной массой 69 т воспринимается как обычный самосвал, только очень большой…

Устраиваюсь поудобнее. Кресло фирмы Grammer с поддержкой на спинке и подушке сиденья. Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона. Ремень безопасности закреплён на изголовье спинки.

Теперь запускаю двигатель и ставлю ногу на тормозную педаль. Далее перевожу рычаг 6-ступенчатого «автомата» в положение «DRIVE», сбрасываю курок стояночного тормоза и осторожно, чтобы никого не задеть и ничего не разворотить, пячусь задним ходом на тестовую трассу.

Сначала надо протянуть назад по прямой. «Здесь всё понятно и даже неплохо», – думал я, глядя в широкие зеркала заднего вида, которые выдвинуты на стойках вперёд. Далее следует небольшая змейка с заездом на пересечённую местность, чтобы окончательно прикинуть радиус поворота. Даже на порожней машине руль немного туговат и его приходится размашисто вращать с перехватом, пока не почувствуешь предел поворота колёс. Впрочем, управление без зверских усилий как на педалях, так и на рулевом колесе.

Ориентироваться можно по правому габаритному усу, но это не заменит водителю глазомера. Затем следует упражнение «разворот в ограниченном пространстве». Для лучшего привыкания к габаритам надо бы ещё раз оглянуться в окна и сориентироваться по зеркалам.

А теперь самое захватывающее – прямик длиной 500 метров и правую педаль в пол!

С набором скорости эмоции только нарастают: кажется сам медведь на двухметровом капоте наливается силой. Разгон 40, 45, 50, 55 км / ч! Рокот тутаевского мотора переходит в солидный рёв, а колёса выбивают пыль из бетонки. Тут же выявляется специфика машины: переключение происходит при повышенных оборотах двигателя. Но самосвал без рыскания уверенно продолжает разгоняться до 60-ти и тесная территория заставляет сбросить скорость, а так хотелось разогнаться ещё!

Повторные заезды и маневрирование позволили более тонко оценить манеру езды этого гиганта. Акселератор работает своенравно и весьма интересно. Для того чтобы держать под контролем четыре с лишним сотни лошадей, которые приводят в движение почти 24 тонны порожнего самосвала, нужно аккуратно дозировать тягу. Поэтому правая педаль в начале хода чуть упирается, словно намекая, мол, ты точно всё продумал, уверен, что справишься, тогда жми сильнее, я откликнусь, не сомневайся!

Позже, возвращаясь на стоянку, неожиданно понял, что за каких-то 30 минут я полностью привык к тяжёлой и габаритной машине и готов прямо сейчас отправиться в забой на погрузку, чтобы оценить езду в загруженном состоянии. Однако, увы. Этих двух, только что построенных самосвалов, уже ожидают заказчики, один в Бурятии, другой в Ростовской области. Вот там водители и наберутся впечатлений.

Семейные узы и десятки отличий

Инструментальные обмеры показали отличия машин по всем параметрам кроме кабины. Для наглядности лучше их привести на схеме в сравнении с прошлогодним автопоездом ТОНАР-95405 для транспортировки горной массы на дальние расстояния.

Кстати, первенец этой рыжей семейки – самосвальный автопоезд с седельным тягачом ТОНАР-45252, невзирая на скепсис критиков, очень полюбился водителям АЛРОСА, где он проходил опытную эксплуатацию. Сдельная зарплата зависит от тоннажа и кубатуры перевезённого груза, и перевозимые 130 т в кузове автопоезда ТОНАР за одну ходку, в два раза выше, чем у европейских автопоездов. Как всегда бывает, за схожей внешностью близнецов скрываются разные характеры и судьбы. Все три самосвала таят в себе десятки отличий комплектации, деталировки и технических решений, причём не все отличия так заметны глазу, как например, зеркальные стойки и оптика.

Протестированный угольный самосвал с рамой № 41 на момент тест-драйва уже проходил испытания как «Тонар-45253». Мы даже глянули на все замечания: проблемы с электрикой стеклоочистителей, вентилятором кондиционера, расширительным баком антифриза и тугим рулём… Мелочные гаражные придирки. Пока обе машины, согласно обозначению, нанесённому на рамах, несут индекс 45251ОН. Второй скальный самосвал с рамой № 52 позволяет судить о том, сколько же всего машин серии ТОНАР-4525, включая капотные, было выпущено с 2013 года. О нём судить ещё рано, он первый раз выехал на улицу!

Отличия коснулись и ходовой части. Обе машины отличаются конструкцией передней балки и механизмами рулевого управления. С учётом тяжёлых условий работы, гидроусилители с сошками и тягами продублированы и стоят по обе стороны моста. На тестируемом «угольке» классические рулевые редукторы с рулевой трапецией. А на скальном варианте гидравлическая рулевая рейка. Оба самосвала одинаковой грузоподъёмности оборудованы кузовами ковшового типа и рассчитаны на транспортировку крупнокусковой породы в карьерах, но имеют разную конфигурацию и геометрию. При снаряжённой массе в 23,5 т автомобили способны перевезти до 45 т породы.

С миру по нитке

Глядя на происхождение узлов, агрегатов, приборов и компонентов этого эксклюзивного самосвала, кажется, что весь мир постарался для ТОНАРов модели 45251. На сегодняшний день предлагается два варианта двигателей. Нашему «угольку» достался 8-цилиндровый 17,24-литровый квадратный тутаевский турбодизель ТМЗ-8437.10 (ход поршня и диаметр цилиндра 140 мм) мощностью 425 л.с. Самосвалу для скальной породы досталась 450-сильная длинноходная «шестёрка» Cummins QSZ13-450-II родом из КНР.

Два варианта двигателей:

Необходимо сказать, что «скальный» самосвал с «Камминзом» мы не рискнули прогнать в тестовом режиме. Машину собрали буквально за пару дней до презентации и видно, что не все метизы с крепежом и деталями установлены – их всегда ставят по месту. На самосвал не заведён даже бортовой журнал, и заводским испытателям ещё предстоит машину научить ездить.

Централизованная система смазки Lincoln

На все технологические самосвалы ТОНАР устанавливается система централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklube, обеспечивающая подачу смазочного материала в 24 точки. Герметичное оборудование исключает попадание абразива в пары трения, снижает расход материалов из-за точной дозации, снижает трудозатраты на техобслуживание. При этом повышается срок службы таких узлов, как шкворни, пальцы, рулевые тяги и наконечники, серьги рессор, опоры подвесок и кабин.

Коробка передач у обеих машин одна – американский автомат Allison венгерской сборки. Передние балки различимы по толщине. Ведущие мосты одинаковые марки Hande из Поднебесной. Тормозное и пневмооборудование построено в основном на компонентах Wabco из Германии. Гидроцилиндры подъёма кузова итальянские, марки Penta. Многие РТИ и силиконовые детали прибыли из Санкт-Петербурга, от компании «Хорс». Радиатор системы охлаждения двигателя, масляный теплообменник и интеркулер ТАСПО изготовлены в белорусских Смолевичах. Кстати, было заметно, что все трубопроводы изготовлены и прилажены на ТОНАРе прямо по месту. А вот сиденья водителя и пассажира, носящие марку Grammer были сделаны в Республике Татарстан, в городе Елабуга. Шины марки AEOLUS, консолидированного предприятия, учреждённого Таможенной администрацией Народной Республики Китай.

И опять немного матчасти

Бесспорно, что главные достоинства этого специфического грузовика кроются отнюдь не в кабине. Наиболее интересны здесь надстройка и ходовая часть. Но стоит сказать о деталировке. Многие узлы закрыты толстыми металлическими листами или упрятаны в бронированные короба, как, например, аккумуляторная батарея или топливный бак. Впечатляют толстенные стойки зеркал заднего вида.

Тестовый автомобиль для Ростова-на-Дону был оборудован цельнометаллическим кузовом ковшового типа геометрической вместимостью 35 м3, предназначенным для сыпучих грузов. Как было сказано – преимущественно угля. На втором автомобиле, изготовленном для Бурятии, кузов вместимостью 27 м3 предполагает перевозку крупнокусковой скальной породы с фракциями большого диаметра.

Кузова изготовлены из стали 09Г2С, толщина бортов – 6 мм, толщина днища – 12 мм. Для подъёма используется пара подпольно (!) установленных гидроцилиндров Penta, оба кузова с подогревом от выхлопных газов. Грузоподъёмность самосвальной платформы, как уже говорилось, составит 45 т.

Передняя балка на пневморессорной подвеске грузоподъёмностью 13 т. Толстенные карданные валы вращают два ведущих моста задней балансирной тележки на рессорах с резиновыми упругими элементами. В отличие от гидропневматической подвески такое решение проще, практически не нуждается в обслуживании и работает в диапазоне температур от –60 до +50 °С. Ведущие мосты – Hande 25T с межколёсными и межосевыми блокировками. Конструкция довольно традиционная для самосвала, причём не только карьерного, а и общестроительного. Только все детали более крупные и массивные, под стать грузоподъёмности и полной массе машины.

Карьерный и дорожный, привычный и родной

Подобная техника производится малыми сериями. Увидеть такой транспорт на обычной дороге, что в лотерею выиграть. На заводской площадке они надолго не задерживаются – машина изготовляется строго на заказ. Сейчас в России существует порядка 100 компаний, занятых в добыче полезных ископаемых (без учёта 6 монополистов в нефтегазодобыче). Этот рынок очень критичен и тендеры на разработку месторождений недропользователи в регионах зачастую выигрывают безальтернативно. Для увеличения рентабельности бизнеса ГОКи пытаются снизить расходы не только через закупку экономичной техники, но и большегрузных экспериментальных образцов, на которые имеются налоговые преференции.

«Малотоннажный» карьерный самосвал (70 т полной массы для карьерника не так много) по набору конструкторских решений похож на обычный самосвал, который накачали стероидами. А ещё плюс ко всему у «4525-х» серий в активе двухосная задняя тележка, а значит, показатель сцепной массы 0,8 позволит более безопасно работать на рудных спусках и обледенелых технологических дорогах – типичной среде обитания для БелАЗов с колёсной формулой 4х2, у которых коэффициент едва дотягивает до 0,7. А вот мягкие грунты такие машины в отличие от шарнирно-сочленённых ADT не любят.

Мотор-колёса, электротяга, дистанционное управление – такие конструкции свойственны ещё более тяжёлой специальной технике, и здесь, конечно, этого не будет. Предел применения гидромеханики мы видели в прошлом году на тесте 90-тонного Terex TR100.

Вот и получается, что при желании специальный транспорт можно сконструировать, широко используя традиционные решения, характерные для массового автотранспорта. Это удобно в эксплуатации, если не ставить во главу угла узкую специализацию такой техники.

Автопоезд ТОНАР-95405 внедорожного габарита в составе капотного седельного тягача ТОНАР-45252 с кабиной собственного производства.

www.gruzovikpress.ru

экскаваторы, автокраны, строительная техника в Слободском на Avito

По умолчаниюПо датеДешевлеДороже

Транспорт, перевозки

1 час назад

Транспорт, перевозки

1 день назад

Транспорт, перевозки

1 неделю назад

Транспорт, перевозки

1 неделю назад

Транспорт, перевозки

1 неделю назад

Транспорт, перевозки

2 недели назад

Транспорт, перевозки

2 недели назад

Транспорт, перевозки

2 недели назад

Транспорт, перевозки

2 недели назад

Транспорт, перевозки

3 недели назад

Транспорт, перевозки

3 недели назад

Транспорт, перевозки

3 недели назад

Транспорт, перевозки

3 недели назад

Транспорт, перевозки

3 недели назад

Транспорт, перевозки

3 недели назад

Транспорт, перевозки

3 недели назад

Транспорт, перевозки

3 октября 15:28

Транспорт, перевозки

3 октября 12:36

Транспорт, перевозки

2 октября 20:28

www.avito.ru

ТОНАР-7501: 60 тонн за один прогон!

Машиностроительный завод «ТОНАР» 18 мая показал потенциальным покупателям новую, без преувеличения уникальную для нашей страны модель карьерного самосвала. Это ТОНАР-7501 с колесной формулой 6х4, рассчитанный на перевозку рекордных 60 тонн. Впрочем, все карьерные самосвалы завода ТОНАР по грузоподъемности становятся рекордсменами: в России попросту никто другой подобную технику не выпускает.

В 2013 году машиностроительный завод «ТОНАР»  приступил к выпуску ТОНАР-45251 – бескапотного трехосного карьерного самосвала грузоподъемностью 40 тонн. Это был по сути клон одной из китайских моделей, но с отечественным дизелем, а также рамой, кузовом и подвеской собственного производства завода.

В прошлом же году под тем же индексом на ТОНАРе уже самостоятельно разработали самосвал аналогичной грузоподъемности. Его выполнили по капотной схеме: расчет строился на увеличении подкапотного пространства с целью установки под капот двигателей разной мощности и разных производителей. У этого карьерника к изготавливаемым машиностроительным заводом «ТОНАР» раме, подвеске и кузову добавилась кабина собственной разработки и производства.

Ее сделали унифицированной: такую кабину можно ставить на самую разную создаваемую предприятием автотехнику, включая уже выпускаемые 40-тонные самосвалы, трехосные седельные тягачи для работы в составе сверхтяжелых автопоездов и, уже теперь новые 60-тонные самосвалы.

В остальном, то есть за исключением кабины, ТОНАР-7501 – принципиально другая машина, помимо компоновки не имеющая с ТОНАР-45351 ничего общего. В сравнении с последним у новичка более массивная и длинная рама, более грузоподъемные мосты и более мощный силовой агрегат.

Это тоже 6-цилиндровый рядный Cummins и тоже в паре с автоматической гидромеханической коробкой передач  Allison. Но если у 40-тонника рабочий объем двигателя 13 л, но у новой машины – все 15 л. Понятно, что мощностные характеристики у ТОНАР-7501 за счет этого выше: его дизель развивает 540 л.с. и 2344 Нм/1400 мин-1 против 450 л.с. и 2100 Нм/1100 — 1600 мин-1 у ТОНАР-45251.

Теперь – о гидромеханической коробке передач. В отличие от 40-тонника с 6-диапазонным автоматом Allison 4500 здесь применен уже рассчитанный на более высокий крутящий момент 7-диапазонный автомат Allison 4700. В его конструкцию строен трансмиссионный тормоз – ретардер, помогающий экономить ресурс основных тормозов на продолжительных спусках.

Интересно, что снаряженная масса ТОНАР-7511 по сравнению с ТОНАР-45251 выросла не столь сильно, как грузоподъемность: c 24,2 до 27,5 тонн. То есть увеличение грузоподъемности – на 20 тонн, а снаряженной массы – всего на три с небольшим тонны!

За счет чего же удалось добиться существенного повышения грузоподъемности? Конструкторы сделали более массивной раму, усилили подвеску, а главное, использовали 35-тонные ведущие мосты вместо 25-тонных. Допустимая нагрузка на управляемый мост увеличена с 13 до 17,5 тонн. Отметим, что мосты для всех карьерников марки ТОНАР поставляет известная китайская компания Hande Axle.

Несколько слов о кабине. В отличие от самой первой карьерной модели, здесь кабина не одноместная, а более просторная, двухместная. Приборная панель хотя и выглядит простовато, но выполнена с должным качеством.

Справа от руля – место для крепления смартфона – так его удобнее использовать в качестве навигатора или как монитор для получения данных от системы управления парком. Немного ниже – панель управления автоматической коробкой передач. На центральной консоли – рычаг управления ретардером. А еще ниже – спрятанные под предохранителями рычажки для включения механизмов блокировок межосевого и межколесных дифференциалов.

Еще одна интересная особенность капотных самосвалов ТОНАР: если спереди использована пневморессорная подвеска, то сзади – весьма необычная для российской или европейской техники подвеска на резиновых упругих элементах. У такой подвески вертикальная нагрузка на каждый из мостов передается через четыре упругих элемента, а продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами.

В результате подвеска с резиновыми упругими элементами получается гораздо выносливей классической рессорно-балансирной, а в сравнении с гидропневматической подвеской, как правило применяемой на схожей по тоннажу технике, она отличается более простой конструкцией, лучше ведет себя в условиях холода и фактически не требует обслуживания.

Кузов, как я уже говорил, изготавливает сам завод ТОНАР. Поскольку выросла грузоподъемность нового самосвала, выросла и вместимость самосвальной платформы: для перевозки скальной породы – с 22,5 до 27 кубов, для перевозки угля – с 35 до 48 кубов.

Кстати, именно на перевозке угля новому самосвалу как раз предстоит потрудиться. Для эксплуатационных испытаний ТОНАР-7501 скоро отправится в Кемерово, на угольный разрез. Туда, где сегодня уже работают несколько первых капотных 40-тонников, выпущенных машиностроительным заводом «ТОНАР».

Константин Закурдаев


Интересное от редакции:

05.03.2018 в 05:30

07.11.2017 в 08:13

22.05.2017 в 08:43

22.08.2016 в 07:05

21.12.2015 в 07:54

18.05.2015 в 06:20

15.07.2014 в 11:01

Читайте также:

01.07.2016 в 06:00

20.06.2018 в 05:30

06.09.2018 в 08:54

14.06.2017 в 05:00

25.05.2018 в 05:30

30.06.2016 в 08:40

18.08.2016 в 06:00

05.06.2017 в 06:00

06.07.2016 в 12:30

25.05.2016 в 08:50

st-kt.ru

ООО МЗ «ТОНАР»

ООО МЗ «ТОНАР»

Центральный офис

Белгородская обл.

Кемерово

Краснодар

Красноярск

Санкт-Петербург

Симферополь

Поиск техники:

Ваш выбор – наши гарантии

Мы своих не бросаем

Вы в любой момент сможете приобрести
оригинальные запчасти «ТОНАР»

Транспортные решения

Выберите вид перевозок, а мы подскажем решение
  • для перевозки металлолома
  • для технологических дорог
  • для перевозки картофеля
  • для перевозки скоропортящихся продуктов
  • для перевозки спецтехники и негабаритных грузов
  • для перевозки живой рыбы
  • для перевозки силоса
  • для перевозки свеклы
  • для перевозки леса
  • для перегрузки и упаковки зерна
  • для перевозки навоза
  • для перевозки контейнеров
  • для перевозки птицы на убой
  • для перевозки угля
  • для разбрасывания дефеката
  • для перевозки корнеплодов
  • для перевозки щепы
  • для перевозки песка, щебня, нерудных материалов
  • для перевозки свиней
  • для перевозки КРС
  • для магистральных перевозок
  • для перевозки зерна
Показать

Новости

29.10.2018

Видеоотчёт

Специалисты МЗ «Тонар» провели переоборудование стандартного кузова автомобиля МАЗ-4371

26.10.2018

С днём автомобилиста!

Дорогие друзья, уважаемые партнёры!
Поздравляем всех автомобилистов с профессиональным праздником!
Это праздник всех, для кого автомобиль стал верным другом и помощником в жизни и профессиональной деятельности!
Желаем Вам крепкого здоровья, преданных друзей, надёжных автомобилей и радости от встреч с родными и любимыми!

Подписка на новости

Вся представленная на сайте информация, касающаяся техники и сервисного обслуживания, носит информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями
ст. 437 (2) ГК РФ. Опубликованная на данном сайте информация может быть изменена в любое время без предварительного уведомления.

www.tonar.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *