Охрана и защита лесов от пожаров, загрязнения, вырубки, вредителей и болезней
Лес – это удивительная экосистема, и в каждом уголке нашей планеты можно встретить различные леса: от тропических на экваторе, в тропиках и субтропиках до хвойных в тайге. Основа каждого леса – это деревья, но также здесь встречаются кустарники и травы, мхи и лишайники, грибы и другие формы жизни. Для многих людей лес имеет важнейшее значение для жизни, ведь с древних времен люди собирали здесь ценные ягоды, грибы, орехи, охотились на зверей. Со временем деревья в лесу стали активно вырубаться, ведь древесина ныне имеет ценное экономическое значение. Он используется в строительстве и энергетике, в изготовлении мебели и бумаги, в химической и других видах промышленности. Лес заготавливается такими темпами, что это наносит огромный ущерб для экологии.
Особенности леса
Для природы полноценное развитие лесов просто незаменимо. Помимо того, что в лесах можно найти множество уникальных растений, он является домом для многих животных и микроорганизмов. Главными функциями экологической системы являются очистка воздуха и выработка кислорода.
Не менее значимым является то, что с помощью деревьев можно уменьшить количество пыли, которое содержится в воздухе. Всего 1 гектар леса способен уничтожить 100 т пыли. Вместе с тем неоценимый вклад со стороны лесов делается в гидросистему планеты. Насаждения способны регулировать и улучшать водный баланс водоема, расположенного рядом. Это объясняется тем, что лесные растения способны накапливать влагу в определенный период года, а это в свою очередь способствует сохранению полноводья близлежащих рек и водоемов.
Лесной массив способен подавлять шум, не пропускать сильный ветер, улучшать качество воздуха, повышать влажность и даже изменять климат в благоприятную сторону. Лес является фильтром и прекрасно справляется с устранением вредных химических веществ в воздухе. Насаждения также препятствуют образованию оползней, селей и других неблагоприятных процессов.
Значимость леса для человека можно рассмотреть с трех точек: экономической, экологической и социальной. Первая из них позволяет обеспечить население бумагой, строительными материалами, мебелью, лекарственными продуктами и другими жизненно необходимыми товарами. И даже нанося непоправимый вред природе, люди идут на вырубку лесов, так как преследуют цель обеспечить человека всем необходимым и, конечно же, хорошо заработать.
С экологической точки зрения лес – это источник кислорода и гарант сохранения природы. Система обеспечивает людей необходимыми условиями для жизни.
В социальном ключе лес – это наследие человечества. С былых времен он считался источником ресурсов, помогавшим нашим предкам выжить, а именно: найти еду, воду и безопасное убежище.
Но, несмотря на необходимость охраны леса и осуществления искусственных насаждений, лес был и будет востребован, так как из него изготовляются различные товары и материалы, а лесная промышленность становится всё более популярной.
Лес – это удивительная экосистема, и в каждом уголке нашей планеты можно встретить различные леса: от тропических на экваторе, в тропиках и субтропиках до хвойных в тайге. Основа каждого леса – это деревья, но также здесь встречаются кустарники и травы, мхи и лишайники, грибы и другие формы жизни. Для многих людей лес имеет важнейшее значение для жизни, ведь с древних времен люди собирали здесь ценные ягоды, грибы, орехи, охотились на зверей. Со временем деревья в лесу стали активно вырубаться, ведь древесина ныне имеет ценное экономическое значение. Он используется в строительстве и энергетике, в изготовлении мебели и бумаги, в химической и других видах промышленности. Лес заготавливается такими темпами, что это наносит огромный ущерб для экологии.
Проблема сохранения леса
Дело в том, что деревья – это легкие планеты, ведь только они способны очищать воздух от вредных веществ и выделять кислород, необходимый людям и фауне для жизни. Чем меньше деревьев остается на планете, тем грязнее будет атмосфера. Оставшиеся леса просто не в состоянии фильтровать воздух, учитывая, что с каждым днем деревьев становится все меньше, загрязнений происходит все больше.
К сожалению, главной проблемой на сегодняшний день являются лесные пожары. Они оказывают губительное влияние на деревья и могут полностью уничтожить всё вокруг, либо сильно повредить растительность. Как следствие, главные функции леса – защитная и водоохранная – снижаются, а порой и вовсе исчезают. Всё потому, что отдых на природе стал довольно популярен и в результате халатности людей происходит не только замусоривание окружающей среды, но и увеличивается вероятность возгорания леса. Данная проблема остается одной из главных для всех стран мира. Государства разрабатывают специальные мероприятия, направленные на предотвращение пожаров, их минимальное распространение и своевременное выявление.
Следующей проблемой лесов являются бытовые отходы и отходы, возникающие в результате заготовки древесины. Кора, пни, сучья – идеальное место для размножения лесных вредителей. Бытовой мусор не только ухудшает эстетический вид, но и в большинстве случаев долго перерабатывается или не перегнивает вовсе.
Лес важен не только тем, что в нем растут деревья, но и тем, что это дом для многих животных. Кроме того, корни растений защищают землю от разрушения (водной и ветровой эрозии, деградации, опустынивания). Не последнюю роль флора играет в процессе круговорота воды в природе. Если исключить лес из любой экосистемы, то все формы жизни погибнут.
Начинать заботу о лесе необходимо с каждого человека в частности. Экологическая система требует должного ухода и заботы, но люди не только не ценят дары природы, но и способствуют ухудшению состояния окружающей среды. Контролировать соблюдение правил и состояние леса должно государство страны. Для предприятий, занимающихся лесной промышленностью, должны быть созданы специальные нормы и правила заготовки древесины.
Природоохранные действия для леса
Сегодня охрана леса является одной из актуальных глобальных проблем. Как бы общественность не обсуждала этот вопрос, все равно еще не удается остановить массовую вырубку лесов. Чтобы сохранить лес, необходимо следовать таким рекомендациям:
- сократить вырубку лесов;
- создавать специальные древесные формы, где выращивать деревья на продажу;
- засаживать новыми деревьями безлесные территории;
- использовать альтернативные материалы в тех сферах, где требуется древесина;
- вводить высокую пошлину на ввоз древесины в ту или иную страну;
- проводить акции, способствующие увеличению площадей зеленых насаждений;
- проводить образовательные и воспитательные беседы, которые помогут людям сформировать понятие ценности леса и природы в целом.
Таким образом, качество воздуха и целостность природы, в том числе и леса, зависит от нас самих. Рубить или не рубить дерево – это наш выбор. Конечно, массовое уничтожение леса – это дело огромных корпораций, но каждый человек на локальном уровне может постараться не причинять вреда окружающей среде, а это уже имеет большое значение для сохранения лесов нашей планеты.
ecoportal.info
54. Правовая охрана и защита лесов.
(гл. 3 ЛК РФ). Статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов
1. Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
2. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст 81- 84 ЛК.
3. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Статья 52. Охрана лесов от пожаров
1. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
2. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с ЛК, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон «О пожарной безопасности»).
3. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом «О пожарной безопасности».
Статья 53. Пожарная безопасность в лесах
1. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
1) предупреждение лесных пожаров;
2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
2. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
3. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификацияпожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 53.1. Предупреждение лесных пожаров
1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
5. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:
1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;
2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения;
3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
6. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 53.2. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
3) организацию патрулирования лесов;
4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
3. По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
4. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 53.3. Планы тушения лесных пожаров
1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
5) иные мероприятия.
2. В случае, если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
3. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на основании планов тушения лесных пожаров разрабатывает межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
Статья 53.4. Тушение лесных пожаров
1. Тушение лесного пожара включает в себя:
1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
3) локализацию лесного пожара;
4) ликвидацию лесного пожара;
5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
6) предотвращение возобновления лесного пожара.
2. Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Статья 53.5. Ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах
Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 54. Защита лесов
1. Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, — на их локализацию и ликвидацию.
Статья 56. Государственный лесопатологический мониторинг
1. В целях охраны и защиты лесов проводятся сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (государственный лесопатологический мониторинг).
1.1. Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Статья 57. Авиационные работы по охране и защите лесов
1. Авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя:
1) авиационное патрулирование;
2) тушение лесных пожаров;
3) доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно;
4) осуществление государственного лесопатологического мониторинга с использованием авиационных средств и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов.
Статья 58. Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами
1. В целях охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами осуществляется радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения.
Статья 59. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений
В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.
Статья 60. Отчет об охране и о защите лесов
1. Отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 настоящего Кодекса.
2. Форма отчета об охране и о защите лесов, а также порядке его представления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
studfiles.net
Охрана леса | Экология. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Леса нуждаются в особой охране. В соответствии с Лесным кодексом РФ (2004) разработан и осуществляется комплекс мер, который включает: рациональное использование и восстановление лесов, борьбу с пожарами, защиту от вредителей и болезней, мониторинг лесов и др.
Восстановление леса после вырубки
Важнейшим условием для сохранения лесов является их своевременное восстановление после рубки. В России около трети ежегодно вырубаемых лесов восстанавливаются естественным путём, остальные требуют специальных мер по их возобновлению. Там, где естественное возобновление леса на вырубках не происходит, производят посев семян или посадку саженцев, выращенных в питомниках. Таким же способом восстанавливают леса на гарях, осушенных болотах, полянах и других участках. Положительно сказываются на восстановлении лесов очистка их от оставшихся после вырубки ветвей, коры, хвои, осушение переувлажнённых почв, посадка улучшающих почву деревьев, кустарников и травянистых растений.
Рациональное использование леса
Вторая по важности мера для охраны леса — повышение эффективности использования. Важные меры по рациональному использованию лесов — это борьба с потерями древесины при её заготовке, перевозке и сплаве, ликвидация переэксплуатации в малолесных районах, улучшение их состава и состояния. Нередко при заготовке древесины в местах рубок остаются ветви, повреждённые молодые деревья, хвоя, которые могут быть использованы для получения ценных продуктов.
Повышение продуктивности лесов достигается и правильным подбором, и внедрением быстрорастущих ценных пород, а также своевременным проведением санитарных рубок, в результате которых лесоводами вырубаются малоценные деревья, вследствие чего создаются благоприятные условия для роста и развития доброкачественного древостоя.
Борьба с лесными пожарами
В целях борьбы с пожарами разработана целая система мер, включающая наземную и авиационную охрану лесов от пожаров, мероприятия по предупреждению лесных пожаров и своевременному их обнаружению, профилактическую работу с населением и т. д.
Охрана лесов от пожаров осуществляется на 65% площади лесного фонда РФ. Поскольку 80-90% всех пожаров происходят по вине человека, большое значение имеет разъяснительная работа среди населения. Люди должны знать и соблюдать правила противопожарной безопасности в лесу. Этими правилами запрещается разводить костры в пожароопасных местах (вблизи деревьев, на сухой лесной подстилке, на торфяных почвах и др.) и в пожароопасный период, бросать окурки, оставлять непогашенные костры и др.
Борьба с вредителями и болезнями леса
Большой вред лесам наносят вредители и болезни. Нередко в результате массового размножения вредителей, сотни тысяч гектаров леса становятся непригодными для использования. В связи с этим борьбе с вредителями и болезнями леса и других растительных сообществ в нашей стране придают большое значение. Мероприятия по защите растений от вредителей и болезней подразделяют на лесохозяйственные, биологические, химические, физико-механические и карантинные.
Лесохозяйственные мероприятия направлены на предупреждение распространения вредителей и болезней, на повышение устойчивости растений. В период закладки питомников и создания лесокультур тщательно отбирается высококачественный посевной и посадочный материал, уделяется внимание агротехническим приёмам посева и посадки деревьев. Предупреждает массовые появления некоторых вредителей своевременное проведение санитарных рубок и т.д.
В основе биологических методов лежит использование хищных и паразитических насекомых, насекомоядных птиц и зверей, патогенных вирусов и бактерий. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
На небольших участках, поражённых вредителями, используются физико-механические меры — соскабливание кладок яиц насекомых, удаление паутинных гнёзд и поражённых побегов растений, сбор личинок и т.п. Для предотвращения завоза из-за рубежа на территорию нашей страны вредителей и болезней, отсутствующих в России, создана Государственная карантинная служба. Она осуществляет контроль и проверку грузов, с которыми могут распространяться карантинные объекты. При обнаружении очагов вредителей и болезней карантинная инспекция организует их ликвидацию.
Рекреационное использование лесов
В связи с ростом численности городского населения с каждым годом возрастает площадь лесов, используемых в рекреационных целях, растут нагрузки на них. В связи с этим для снижения ущерба лесам рекреационными воздействиями разрабатываются и проводятся специальные мероприятия. Важнейшие из них: нормирование нагрузок через допустимое количество людей, посещающих лес, регулирование потоков отдыхающих с учётом допустимых нагрузок, строительство подъездных путей, прокладка пешеходных троп и туристских маршрутов, обустройство мест отдыха, разъяснение правил поведения в лесу и т. д.
На этой странице материал по темам:Защита леса реферат
Почему гибель лесов является одной из важнейших экологических проблем?
doklad-referat.ru
как его спасают от вредителей и пожаров
Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики Блога Андрея Ноака. Я стал чувствовать что немного отдаляюсь от темы блога, нет тематика у нас с вами деревообработка, но вот задача этого блога это новые технологии и повышение эффективности производства в деревообрабатывающей промышленности. На блоге же выходят последнее время статьи маленько другой специфики. Обещаю, в ближайшее время исправимся. Сегодня мы рассмотрим такой вопрос как защита леса. Кстати в конце поста интересное видео, туристы были окружены огнем в лесу. Видео просто жесть! Советую посмотреть!
Германия является одной из самых лесных стран Европейского Союза. Лес здесь растет более чем на 30 процентах земли. И самое главное лес продолжает расти, только за последние четыре десятилетия площадь лесов увеличилась до одного миллиона гектаров, что эквивалентно двум миллионам футбольных полей.
Лес и его функции
Лес имеет много функций:
- Это среда обитания для многих животных и растений.
- Дерево это невозможность образования пустынь и сохранение почвы.
- Отдых и зоны отдыха.
- Выработка азота и кислорода.
Но различные виды отдыха и обитание редких растений и животных, не всегда совместимы.
К примеру производство древесины и большое количество лосей в лесу это несовместимо. Многие опасаются, что увеличение вырубки лесов в последние годы наносит колоссальный ущерб лесу, и считают что защита леса должна быть увеличена. Хотя площадь занимаемая лесом и увеличилась с 39,5 миллионов квадратных метров в 2001 году до 62,3 млн. в 2006 году. Данная площадь увеличилась за счет посадок, и тем не менее вырубка древесины превышает объемы выращенного леса. Каждый год в Германии растет в среднем десять квадратных метров леса на один гектар.
Вредители леса
Экстремальные погодные условия, вредители, лесные пожары и изменение климата наносят непоправимый ущерб природе. Например, погода в период с 2001 по 2008 была значительно теплее. В результате кроны деревьев поредели. Но все чаще большое влияние оказывают насекомые и других иностранные теплолюбивые вредители леса.
Если посмотреть за пределы Германии, на большие площади лесов в тропиках, то здесь 13 миллионов гектаров ценных природных лесов уничтожаются ежегодно. То есть около 35 процентов размера Германия. Причины уничтожения это отсутствие устойчивого землепользования, отсутствие стабильного лесопользования со стороны предприятий, а также слабая защита леса с стороны государственных структур. Кроме этого повышается мировой спрос на корма и биоэнергетику. Коренные леса развивающихся стран превращаются в пахотные земли. Последствия всем хорошо известны: усиление изменения климата.
Лес нуждается в защите?
Сегодня под девизом «дерево как качество источника энергии » работает большинство министерств энергетики Европейского Союза, страны стремятся к устойчивому развитию и использованию энергии биомассы. Поэтому в этих странах большие средства инвестируются в отопление на пеллетах.
Правительства разных стран в настоящее время работают вместе с неправительственными организациями и научными кругами в поисках новых стратегий использования леса.
Цель состоит в том, чтобы найти способы использования леса с тем условием чтобы и будущие поколения были в состоянии использовать лес в качестве источника энергии и строительных материалов. А это будет возможно только при правильно выработанной стратегии лесопользования и лесовосстановления.
Видео пожара в лесу:
Комментируем данный пост!!! Удачи и до новых встреч, с вами был Андрей Ноак!
andreynoak.ru
Защита леса от вредителей и болезней.
При выращивании лесных насаждений необходимо постоянно следить за их состоянием, чтобы вовремя обнаружить появление вредителей и болезней и своевременно принять меры по борьбе с ними.
В период несомкнутого роста лесное насаждение может подвергаться нападению некоторых вредителей (проволочники и другие). В период сомкнутого роста появляются сначала листогрызущие — листовертки, шелкопряды, пяденицы, листоеды, пилильщики, а затем и стволовые — златки, короеды, стеклянницы и некоторые другие.
Лесозащитные мероприятия могут быть профилактические и истребительные. Наиболее эффективны первые из них. Они предусматривают создание смешанных лесных насаждений, подбор древесных растений, наиболее приспособленных к данным условиям среды и друг к другу, использование здорового посевного и посадочного материала, борьбу с сорной растительностью и с захламленностью насаждения, своевременные рубки ухода и санитарные.
Вредители в чистых насаждениях из березы
Чистые насаждения больше поражаются вредителями и болезнями, чем смешанные. Это объясняется видовой специализацией энтомофауны и микроорганизмов, которая сложилась в ходе эволюции. Каждая древесная порода имеет свою вредную энтомофауну, каждый вид которой повреждает определенные органы или зоны кормящего его дерева. В чистом насаждении из-за обилия пищи создаются условия для массового размножения вредных насекомых. В смешанных насаждениях энтомофауна разнообразнее, чем в чистых, но общее ее количество меньше. Объясняется это обилием врагов из мира насекомых и птиц, находящих лучшие условия для жизни в смешанном насаждении. Однако некоторые факты дают основание полагать, что к этому причастны и фитонциды.
Например, в Краснодарском крае наблюдалось сильное (до 90%) повреждение чистых культур ясеня зеленого древесницей въедливой, в то время как в смешении с гледичией повреждения ясеня были единичны. В Воронежской области обнаруживалось сильное повреждение чистых насаждений тополя стеклянницей, а на участках, где был подлесок из бузины красной, тополь не повреждался. Подобных примеров много не только в лесоводстве, но и в садоводстве и полеводстве.
Можно полагать, что фитонциды одних видов растений отпугивают или на какой-то стадии развития убивают энтомовредителей других видов растений. Это можно объяснить узкой специализацией вредителей определенному виду растения, поэтому фитонциды другого вида будут для них чуждыми или даже ядовитыми. Правда, есть насекомые многоядные, но и они при переходе с одного кормящего вида на другой проходят длительный период привыкания. Для них тоже можно подобрать такой вид растения, фитонциды которого будут их отпугивать.
Еще в большей степени, чем у насекомых, проявляется видовая специализация у болезнетворных микроорганизмов (бактерий и грибов). Фитонциды растения-хозяина для них привычны, а фитонциды других видов могут вызывать гибель. Поэтому растения, по выражению Б. П. Токина, своими фитонцидами предохраняют друг друга от заболевания. Таким образом, создание смешанных насаждений является одной из важнейших мер обеспечения биологической устойчивости лесного насаждения.
Истребительные меры
Истребительные меры направлены на непосредственное уничтожение вредных насекомых химическими и биологическими методами. Для борьбы с корневыми вредителями применяется затравка почвы, предпосадочная обработка сеянцев и семян (плодов). Для борьбы с хрущами, кроме перечисленных приемов, применяют опрыскивание раствором химикатов крон кормящих деревьев (береза) во время лёта жуков. Для борьбы с листо- и хвоегрызущими применяют опыление или опрыскивание растворами различных химикатов. Химические методы борьбы применяются в исключительных случаях, так как они могут приносить вред полезным насекомым и человеку.
К биологическим методам относится привлечение птиц в лесные полосы устройством скворечников, синичников, а также использование паразитов, хищных насекомых и болезнетворных для вредителей микроорганизмов. Наибольшее значение в борьбе с вредителями имеют профилактические и биологические методы.
eko-forest.ru
Защита леса от вредителей и болезней.
1. Болезни лесных древесных видов.
2. Насекомые вредители леса.
3. Организация лесозащиты в Беларуси.
На протяжении всей жизни леса подвергаются воздействию многих отрицательных факторов, что часто приводит к снижению их продуктивности, ухудшению санитарного состояния, потере потребительских качеств заготовляемых лесоматериалов и другим негативным последствиям. В лесном хозяйстве имеются два сходных по звучанию, но разных по содержанию термина – «охрана леса» и «защита леса». Термин «охрана леса» означает охрану лесов от пожаров и браконьерства, в то время как термин «защита леса» или «лесозащита» подразумевает защиту лесов от болезней и вредителей.
Защита леса является неотъемлемой составной частью лесного хозяйства и в то же время представляет собой самостоятельное учение о методах, технике и организации борьбы с вредными для леса животными и микроорганизмами. Защита леса – это комплексное понятие, включающее в себя несколько взаимосвязанных компонентов: а) защиту лесов от болезней; б) защиту лесов от насекомых-вредителей; в) систему организации мероприятий по защите лесов.
1 Болезни лесных древесных видов.
Понятие «болезнь растения» до сих пор не является твердо установившимся, так как не всегда можно провести резкую грань между больным и здоровым организмом. По мнению большинства фитопатологов, болезнь растения характеризуется нарушением физиологических функций или отклонением в его структуре, которые причиняют вред растению либо отдельным его органам, ухудшают качество получаемых продуктов либо материалов или снижают их товарную ценность
Болезнь, как правило, сопровождается патологическим процессом, который возникает и развивается в растении в результате его реакции на внедрение в него инфекционного (болезнетворного) начала. От понятия «болезнь растения» отличают понятие «повреждение растения». Под ним понимают реакцию растения на кратковременное воздействие неблагоприятных факторов внешней среды (высокие и низкие температуры, засуха, дефицит влаги или элементов питания в почве и другие), которые могут вызвать ослабленное или болезненное состояние. Однако, в лесной фитопатологии, повреждения растений под действием неблагоприятных факторов среды рассматриваются также как болезнь, объединяя их в группу «неинфекционных болезней». Собственно «повреждениями растущих деревьев» считаются те повреждения, которые вызваны в результате развития вредных насекомых (объедание хвои, скелетирование листьев, образование червоточин в древесине) либо в результате проводимых в лесу различных лесохозяйственных работ (зарубы, затески и т. п.)
Болезнь при развитии на растении может вызывать отмирание отдельных органов или тканей, приводить к сильному ослаблению или отмиранию всего растения. Однако лесоводам при выращивании лесных насаждений чаще приходится иметь дело не с отдельными деревьями, а с большой совокупностью их, произрастающих на определенных площадях.
В каждом здоровом лесу можно встретить ослабленные, усыхающие и усохшие деревья, которые возникают в результате конкуренции между растущими деревьями за источники питания, свет и жизненное пространство. Единичные деревья могут быть поражены фитопатогенными грибами или вредными насекомыми. Однако в здоровом лесу количество усохших и пораженных болезнями деревьев, как правило, не превышает величины среднего естественного отпада деревьев, который зависит от древесной породы, возраста и условий произрастания насаждения.
Больной лес отличается от здорового количеством усохших и пораженных болезнями (вредителями) деревьев, характером развития у них крон, поврежденностью хвои или листьев и другими признаками патологического состояния деревьев. Больным насаждение считается в том случае, когда в нем количество отмерших и зараженных деревьев превышает в 2-3 раза величину естественного отпада. Такие участки лесных насаждений по своему состоянию требуют проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и ставятся на учет как очаги болезни.
studfiles.net
Глава 3. Охрана и защита лесов
Статья 51. Общие положения об охране и о защите лесов
Комментарий к статье 51
1. Лесные отношения — это отношения не только по использованию, но и по охране лесов (см. комментарий к статье 3 ЛК). Использование лесов должно сопровождаться их охраной либо воздержанием от причинения вреда. Несоблюдение этих требований влечет ответственность за нарушение лесного законодательства.
Статья 51 ЛК открывает статьи ЛК об охране и защите лесов. Они должны осуществляться соответствующими органами, то есть за счет бюджетных средств. Но если лесопользование осуществляется на лесном участке, то есть конкретным лицом, то невыполнение им охранно-защитных мероприятий, предусмотренных лесохозяйственным регламентом или проектом освоения лесов, является основанием досрочного прекращения (не ограничения и не приостановления) такого лесопользования.
В чем отличие охраны лесов от защиты лесов? Леса подлежат защите от вредных организмов, названных в статье 54 (часть 1) ЛК. Охране леса подлежат от любых вредных воздействий, в том числе от вредных организмов (часть 1 статьи 51 ЛК). Следовательно, по смыслу положений ЛК охрана лесов подразумевает и их защиту.
К общим положениям об охране и защите лесов можно отнести и статью 49 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.
2. Все ЗЛФ находятся в федеральной собственности (статья 3 Вводного закона). Установление на ЗЛФ собственности означает рассмотрение их законодательством как имущества.
В связи с этим к ЗЛФ и другим занятым лесами землям в полной мере применима статья 210 ГК, согласно которой «собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором». Это значит, что охрана лесов должна производиться за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче федеральных лесных полномочий ОГВ субъектов РФ (см. комментарий к статье 83 ЛК).
В настоящее время федеральным ОГВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, является МПР. Находящийся в ведении МПР Рослесхоз реализует государственную политику в сфере лесного хозяйства. Надзор и контроль в сфере природопользования, в том числе за надлежащей охраной лесов, всеми органами и лицами возложен на находящийся в ведении МПР Росприроднадзор.
Охране подлежат любые леса — как используемые, так и не используемые. Это особенно важно подчеркнуть, так как многие леса значительно отдалены от мест проживания, хозяйственной и иной деятельности человека, а на лесовосстановление в случае ненадлежащей охраны лесов уходит много времени и средств. Не случайно статья 109 ЛК требует охранять даже не подлежащие использованию резервные леса. Естественно, неиспользуемые леса не нуждаются в интенсивной охране. Их охрана будет выражаться в основном в сохранении естественного состояния, предотвращении пожаров и болезней леса.
3. В части 2 комментируемой статьи речь идет об охране лесов ОГВ. Но ОГВ не могут работать без сотрудников. Достаточно ли их и могут ли они эффективно охранять леса?
Как отметил заместитель руководителя Росприроднадзора О. Митволь в телепередаче «Момент истины» 7 мая 2006 года (канал ТВЦ), «Хабаровский край, 62 тысячи гектар, охраняют 6 человек. Тверская область — охраняют 4 человека… На территории Тверской области работают нелегальные лесопилки в количестве 1300 штук… Эти лесопилки рубят 700 кубометров леса. Каждый месяц. Это десятки миллионов долларов в год». Его дополняет А. Исаев, директор Международного института леса, академик РАН: «Работники лесного хозяйства, они не имеют никаких прав сейчас. Они видят, как рубят этот лес, видят, как его тащат, но они должны бежать за милиционером, они должны куда-то звонить, с тем чтобы пресечь вот это безобразие. Причем это творится сейчас на больших территориях. Ну, особенно, конечно, там, где поближе граница». Можно добавить, что связаться из леса по мобильному телефону нередко невозможно.
Острая нехватка сотрудников лесной охраны возникла начиная с 2004 года вследствие реорганизации системы исполнительной власти по указам Президента и соответствующего изменения ЛК-97. В статью 77 ЛК-97 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми государственная лесная охрана была передана от Рослесхоза Росприроднадзору, образованному Указом Президента от 9 марта 2004 года N 314 и не имевшему сотрудников лесной охраны в требуемом количестве.
4. Невыполнение покупателем по договору купли-продажи лесных насаждений лесохозяйственного регламента или проекта освоения лесов является основанием досрочного расторжения такого договора (часть 3 статьи 51 ЛК).
ЛК не содержит оснований расторжения договора купли-продажи лесных насаждений в случае нарушения покупателем своих обязанностей. Соответствующие положения отсутствуют и в главе 30 ГК «Купля-продажа». Поэтому договор купли-продажи лесных насаждений может быть расторгнут на основании общего положения о расторжении договора, содержащегося в статье 450 (подпункт 1 пункта 2) ГК, то есть судом по требованию одной из сторон договора — ОГВ субъекта РФ — в связи с существенным нарушением договора другой стороной — лесопользователем.
О лесохозяйственных регламентах и проектах освоения лесов см. комментарии к статьям 87 и 88 ЛК; о порядке прекращения прав аренды, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования лесными участками — к статье 9 ЛК.
Статья 52. Охрана лесов от пожаров
Комментарий к статье 52
1. Пожары — основная угроза лесам. На охрану лесов от пожаров распространяется ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии с ним государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченным ФОИВ (часть девятая статьи 6). Данное положение действует в редакции статьи 17 Вводного закона.
Кроме того, в соответствии со статьей 18 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям ОГВ субъектов РФ относится «организация тушения лесных пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров)». Аналогичное положение закреплено в подпункте 31 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Однако согласно статье 83 (пункт 4 части 1) ЛК организация тушения лесных пожаров возложена на ОГВ субъектов РФ, в то время как осуществление государственного пожарного надзора в лесах — на федеральные ОГВ (пункт 37 статьи 81 ЛК). В силу статьи 13 Вводного закона в данном случае следует руководствоваться ЛК. Поскольку организация тушения без самого тушения лесных пожаров бессмысленна, следует исходить из того, что и тушение лесных пожаров ЛК возложил на ОГВ субъектов.
2. В первоначальной редакции проекта ЛК (статьи 30 и 31) охрана лесов от пожаров была «разделена»: от пожаров, возникших вследствие нарушения лесного законодательства, леса обязывался охранять уполномоченный ФОИВ, а от пожаров вследствие «вредных воздействий природного характера» — лесопользователь. Принятие таких положений поставило бы российские леса под угрозу полного выгорания, поскольку время тратилось бы не на тушение пожаров, а на выяснение причины пожара — природная (обычно от удара молнии) или «лесонарушительная». Кроме того, практически ни один лесопользователь не располагает всеми необходимыми средствами для тушения крупных лесных пожаров (спецавиацией и др.).
В окончательной редакции нового ЛК такие положения не сохранены. Но их наличие в правительственном (!) проекте ЛК свидетельствует о пренебрежительном отношении исполнительной власти к российским лесам.
Статья 53. Пожарная безопасность в лесах
Комментарий к статье 53
1. В соответствии с комментируемой статьей в лесах должны осуществляться все меры пожарной безопасности, способствующие их охране. Причем тушению лесных пожаров должны предшествовать профилактические меры, предусмотренные пунктами 1 — 4 части 1 комментируемой статьи.
Возникновение лесного пожара свидетельствует о неосуществлении (нефинансировании) таких мероприятий либо о нарушении правил пожарной безопасности в лесу; несвоевременное тушение лесного пожара — и об одном, и о другом. В любом из указанных случаев необходимо выявление виновных и привлечение их к ответственности. Исключение составляют довольно редкие случаи лесных пожаров вследствие природных явлений (обычно от удара молнии).
Лесной пожар является чрезвычайной ситуацией. Поэтому для его тушения и борьбы с его последствиями допускается привлечение любых лиц в соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров отнесено к операциям, не облагаемым НДС (подпункт 19 пункта 3 статьи 149 НК).
2. По общему правилу все мероприятия пожарной безопасности в лесах должны осуществляться ОГВ субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета (см. комментарий к статье 83 ЛК). Однако на арендованных лесных участках они должны осуществляться арендаторами либо за их счет на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53 ЛК). Следует отметить, что бездействие или неготовность арендатора к тушению лесного пожара на своем участке может привести к выгоранию леса не только на нем, но и за его границами, а также к пожарам за пределами лесов.
В отношении лиц, использующих лесные участки на праве безвозмездного срочного использования или постоянного (бессрочного) пользования, обязанность осуществления мер пожарной безопасности за свой счет частью 3 статьи 53 ЛК не предусмотрена. Однако часть 1 статьи 88 ЛК обязывает составлять проект освоения лесов не только арендаторов лесных участков, но и лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование. В проекте освоения лесов они обязаны предусмотреть осуществление мероприятий по охране лесов (часть 1 статьи 88 и пункт 3 части 5 статьи 12 ЛК). Означает ли это обязанность лиц, использующих лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществлять за свой счет охрану лесов, в том числе и от пожаров? В ЛК нет однозначного ответа на этот вопрос. Полагаем, что он должен быть решен правилами пожарной безопасности в лесах, установленными Правительством (часть 4 статьи 53 ЛК), порядком разработки и составом проекта освоения лесов, установленного уполномоченным ФОИВ на основании части 2 статьи 88 ЛК, либо соответствующим изменением положений ЛК.
Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации утверждались Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 9 сентября 1993 года N 886 еще до ЛК-97 в соответствии с Основами лесного законодательства РФ. Очевидно, в связи с принятием нового ЛК потребуется их замена либо изменение в соответствии с ним. До вступления в силу новых утвержденных Правительством правил пожарной безопасности в лесах продолжают применяться прежние Правила, но в части, не противоречащей новому ЛК и Вводному закону.
Инструкция по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утверждалась Приказом Рослесхоза от 3 апреля 1998 года N 53. Но она не прошла регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не была официально опубликована. Поэтому ею нельзя руководствоваться, в том числе судам. Но до настоящего времени в этом вопросе не было единообразия. Например, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа Постановлением от 24 февраля 2000 года оставил без изменения решения нижестоящих инстанций, взыскавших с ответчика деньги на основании в том числе указанной Инструкции. Однако Постановлением Федерального арбитражного суда того же округа от 19 апреля 2004 года по другому лесному делу довод о применении указанной Инструкции был отклонен, «поскольку эта Инструкция не зарегистрирована в установленном законом порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации».
Статья 54. Защита лесов
Комментарий к статье 54
1. Вредные организмы, указанные в комментируемой статье, в ЛК-97 именовались вредителями леса. Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней леса регламентировались Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, утвержденными Приказом МПР от 27 декабря 2005 года. Указанные Правила должны быть заменены на правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Правительством, а не уполномоченным ФОИВ (часть 3 статьи 55 ЛК).
Письмом Рослесхоза от 24 марта 1998 года сообщалось об утверждении Рослесхозом 19 марта 1998 года Положения о защите лесов от вредителей и болезней леса. Однако этот документ не был официально опубликован и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, поэтому не мог и не может считаться общеобязательным и применяться.
2. На защиту лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, распространено действие ФЗ «О карантине растений». Это значит, что правила санитарной безопасности в лесах, которые утвердит Правительство, к карантинным растениям могут применяться, если не противоречат ФЗ «О карантине растений».
В соответствии с ФЗ «О карантине растений» карантин растений — это правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории РФ; карантинные объекты — вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории РФ. К подкарантинным объектам ФЗ «О карантине растений» относит, в частности, земли любого целевого назначения, а значит, и занятые лесами, в том числе на ЗЛФ.
ФОИВ, вырабатывающим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области карантина растений, определен Минсельхоз РФ (пункт 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 24 марта 2006 года N 164). В ведении Минсельхоза РФ находится Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), обеспечивающая карантин растений.
Исходя из ФЗ «О карантине растений», при выявлении заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами Россельхознадзор устанавливает карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим, делает представление в орган исполнительной власти субъекта РФ, налагающий карантин. Например, Постановлением Правительства Тюменской области от 15 января 2007 года «О наложении карантина по вредителям леса» был наложен карантин по большому черному еловому усачу, черному сосновому усачу, черному хвойному усачу, малому сосновому лубоеду, большому сосновому лубоеду на территории Уватского района Тюменской области.
В карантинной фитосанитарной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами, локализации, ликвидации их очагов, вводятся запреты на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), запреты на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ограничения такого использования и вывоза и иные запреты и ограничения. Лица, осуществляющие производство, заготовку, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ, перевозки, хранение, переработку, использование и реализацию подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), обязаны, в частности, немедленно извещать Россельхознадзор об обнаружении признаков заражения подкарантинных объектов карантинными объектами. Мероприятия по выявлению карантинных объектов и борьбе с ними, локализации, ликвидации их очагов осуществляются за счет средств владельцев, пользователей подкарантинных объектов.
Статья 55. Санитарная безопасность в лесах
Комментарий к статье 55
Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень мероприятий санитарной безопасности в лесах. Поэтому Правительство, которому предстоит утвердить правила санитарной безопасности в лесах, не вправе установить дополнительные меры санитарной безопасности в лесах, а может лишь детализировать установленные в части 1 статьи 55 ЛК.
Санитарно-оздоровительные мероприятия по вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений и очистке лесов должны осуществляться арендаторами лесных участков (за их счет). Как и в отношении тушения лесных пожаров, остается пока не решенным вопрос о наличии такой обязанности у лиц, использующих лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования (см. комментарий к статье 53 ЛК). Иные меры санитарной безопасности в лесах должны осуществляться ОГВ субъектов РФ за счет субвенций из федерального бюджета (часть 1 статьи 83 ЛК).
Статья 56. Лесопатологический мониторинг
Комментарий к статье 56
Лесопатологический мониторинг — одна из мер защиты лесов от карантинных объектов (часть 1 комментируемой статьи) и санитарной безопасности в лесах (пункт 2 части 1 статьи 55 ЛК), организация которой возложена на ОГВ субъектов РФ. Однако организация защиты лесов посредством лесопатологического мониторинга не передана ОГВ субъектов РФ (пункт 4 части 1 статьи 83 ЛК), то есть должна осуществляться за счет федерального бюджета.
Положение о лесопатологическом мониторинге, которое не было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ и официально опубликовано и поэтому не может применяться, утверждалось Рослесхозом 12 сентября 1997 года. Вместо него уполномоченный ФОИВ должен утвердить порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга. Очевидно, лесопатологический мониторинг должен «вписаться» в государственный экологический мониторинг, Положение об организации и осуществлении которого утверждено Постановлением Правительства от 31 марта 2003 года N 177.
Статья 57. Авиационные работы по охране и защите лесов
Комментарий к статье 57
Для охраны лесов (в основном от пожаров), которая возложена на субъекты РФ (см. комментарий к статье 52 ЛК), создаются государственные учреждения авиалесоохраны субъектов РФ.
Инструкция по авиационной охране лесов была утверждена Приказом Рослесхоза от 22 сентября 1997 года N 122 и подлежит замене на порядок организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов, который должно утвердить Правительство до 1 июля 2007 года.
Статья 58. Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами
Комментарий к статье 58
Зоны радиоактивного загрязнения, на которых могут оказаться леса, устанавливаются в соответствии и во исполнение ФЗ «О радиационной безопасности населения», ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории», ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ «Об охране окружающей среды» применение в лесном хозяйстве токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, запрещается.
Особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов предстоит установить уполномоченному ФОИВ. Они не должны противоречить статьям 13 ЗК («Содержание охраны земель») и 14 ЗК («Использование земель, подвергшихся радиационному и химическому загрязнению») и принятым в соответствии с ними Постановлениям Правительства от 2 октября 2002 года N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» и от 27 февраля 2004 года N 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов».
Статья 59. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений
Комментарий к статье 59
Статья 59 ЛК допускает установление особой охраны только для отдельных лесных растений, но не леса в целом. Между тем особой охране подлежат и в целом леса, включенные в Список всемирного природного наследия (пункт 3 статьи 4 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Для особой охраны таких лесов и лесных растений, очевидно, потребуется признание их особо охраняемыми природными территориями.
Статья 60. Отчет об охране и о защите лесов
Комментарий к статье 60
Содержание статьи 60 ЛК аналогично статье 49 ЛК «Отчет об использовании лесов» (см. комментарий к ней).
studfiles.net