Трелевание леса – 28. Трелёвка леса. Схемы расположения трелёвочных волоков на лесосеке и определение среднего расстояния трелёвки.

Содержание

Транспортировка леса, деревьев — описание процесса

Трелевка леса — это транспортировка дерева, хлыстов или сортиментов из участка валки до места погрузки. Главная задача трелевки заключается в сборе древесины со всей площади лесосеки на погрузочные пункты, находящиеся у лесовозных дорог. За счет трелевки уменьшается протяженность лесовозных усов и дает возможность использовать эффективные методы погрузки.

Устройства для трелевки леса

Главный трелевочный механизм сегодня – это трактор. В нашем государстве используются главным образом гусеничные тракторы, а за границей, к примеру, в США, Канаде, Швеции, Финляндии, — колесные. Тракторы разных видов – это единственное средство трелевки в равнинной и пересеченной местности. Тракторы осуществляют перевозку леса и в горах. Согласно правилам техники безопасности гусеничные трелевочные тракторы используются на склонах крутизной до 25 градусов, а в зимний период и в сырую погоду летом — до 15 градусов. 

Колесные тракторы используются, если подъем составляет не более 7 градусов, для спуска в сухую погоду летом — допускается до 17 градусов, зимой и в сырую погоду летом — до 13 градусов. Чаще всего трелевка осуществляется в полупогруженном положении, т. е. один конец пачки загружен на трелевочный механизм, а второй конец волочится по земле или снегу. Трелевку леса в полностью загруженном положении можно осуществлять на транспортных средствах, имеющих прицепы или специальные платформы.

Последовательность работ

Трелевка тракторами, которые имеют чекер для трелевки, включает следующие этапы:

  • приезд не загруженного трактора на место сбора пачки
  • разворот и осаживание трактора
  • оттаскивание тягового каната и чокеров
  • чокеровка хлыстов (деревьев)
  • сбор пачки
  • движение трактора с грузом на погрузочную площадку
  • отцепка пачки
  • выравнивание комлей. 

Существует несколько видов чекеров:

  • стандартный чекер
  • с плавающим крюком
  • с клиновым (съемным) креплением
  • из переплетенного каната
  • с крюком ”восьмеркой”.

К месту работы трактор двигается на 3—4-й передачах. Около места сбора, на расстоянии 5—15 м, трактористу нужно развернуть трактор и подать его назад к комлям (вершинам) срубленных деревьев или хлыстов. Тяговый канат трактора должен оттянуть работник (чокеровщик). Канат нужно оттянуть примерно на 10—15 м. Если расстояние будет больше, то стоит собирать пачку двумя приемами с заездом трактора на пасеку. Осуществляется чокеровка деревьев за комель примерно 0,5—0,7 м от торца.

Чтобы отвести комель дерева из-за пня крюк чокера нужно зацепить с противоположной движению стороны дерева, с целью поворота его при натяжении каната. Чокеровка за вершину осуществляется на расстоянии 0,7 — 1,2 м от торца. Небольшие деревья, которые лежат на близком расстоянии, зацепляют одним чокером. Чтобы уменьшить износ тягового каната нужно, чтобы разбег комлей (вершин), а именно расстояние между ними по длине ствола, не превышал 6—8 м.

В процессе сбора пачки внимательно следите, чтобы не случилось саморасцепки чокеров, упора деревьев в пни, а также заклинивания их между пнями. Если это все же случится, нужно срочно выключить тракторную лебедку и исправить ошибку. Чтобы сохранить маневренность трактора собирать пачку нужно с поднятым щитом, и опускать его только для того, чтобы затащить сформированную пачку.

С грузом трактор должен передвигаться на 2—3-й передачах. На сложных участках транспортировка леса осуществляется следующим образом:

  • трактор сбрасывает пачку со щита
  • проезжает сложный участок пустым
  • подтаскивает пачку лебедкой снова на щит. 

Главный недостаток тракторов с чокерным оборудование заключается в том, что им необходимо выполнение ручных приемов (оттаскивание каната, чокеровка, отцепка пачки). Этого недостатка можно избежать используя бесчокерную трелевку.

Бесчокерная трелевка леса

Бесчокерная трелевка леса – это обязательное звено технологического процесса, который проводится на лесосеках при помощи современных устройств. Такие машины полностью исключают ручной труд. Этот процесс демонстрирует высокую эффективность и при обычных методах лесосечных работ с валкой деревьев пилами. Бесчокерная трелевка осуществляется гусеничными или колесными трелевочными тракторами, которые оборудованы специальным технологическим оборудованием для автоматического создания или захвата пачки, ее удержания при трелевке и разгрузке в назначенном участке.

Сегодня для бесчокерной трелевки используют такое технологическое оборудование:

  • гидроманипуляторы и зажимные коники на гусеничных тракторах (ТБ-1)
  • гидроманипуляторы и трососъемники (ЛП-18А)
  • пачковые захваты на колесных тракторах (ЛТ-157)
  • пачковые захваты на гусеничных тракторах (ЛТ-154). 

Манипуляторы осуществляют поштучный сбор деревьев и создание из них пачки в конике трелевочного трактора. Пачковый захват для трелевки предназначен для работы с заблаговременно сформированной пачкой. Следовательно, принципиальная разница между манипулятором и пачковым захватом состоит в принципе формирования пачки: в первом случае пачку формирует сами трелевочный трактор, во втором — еще одной, чаще всего, валочно-пакетирующей машиной. Бесчокерная трелевка выполняется также валочно-трелевочными машиными, на которые для этого устанавливают гидроманипуляторы с захватно-срезающей машиной и зажимным коником (ЛП-17, ЛП-49) или погрузочным рычагом и зажимным, коником (ВМ-4А).

Трактор для трелевки леса ЛТ-157 или ЛТ-154 рекомендуют применять вместе с валочно-пакетирующими устройствами ЛП-19 и валочно-трелевочными устройствами ЛП-49. Тракторы ТБ-1 применяют вместе с валочно-трелевочными машинами ЛП-17, которые работают в режиме валочных или валочно-пакетирующих, а также с бензопилами.

Валочно-пакетирующие машины ЛП-19 обладают способностью класть пачки под любым углом к направлению своего движения. Технологические схемы предопределяют два метода укладки пачек:

  • «под углом» 
  • «за собой». 

Метод укладки влияет на деятельность трелевочных тракторов.

Валка леса при помощи пил на трелевке тракторов с гидроманипуляторами осуществляется с таким расчетом, чтобы гарантировать трактору, двигающемуся при сборе пачки вдоль группы поваленных деревьев, поочередный и беспрепятственный сбор их и укладку в коник.

Применение пачковых захватов

Когда трактор ЛТ-154 приближается к пачке на расстояние 5—8 м технологическое оснащение из транспортного положения переходит в рабочее. Чтобы это произошло, растормаживается барабан лебедки, а захват, который подтянут к стреле канатом для порожнего переезда, высвобождается, стрела отклоняется назад. В результате этого, захват раскрывается на ширину, которая нужна для взятия пачки. Данные мероприятия можно выполнять как последовательно, так и одновременно. Отметим, что единственное обязательное условие – это растормаживание барабана лебедки и ослабление каната, перед тем, как включить цилиндры захвата и стрелу.

Чтобы погрузить пачку используется прием подъездa трактора под пачку. Пачка стрелой поднимается вверх, в это же время трактор двигается назад. Деревья, которые примерзли к земле или занесенные снегом, заранее, перед захватом нужно сдвинуть с места толкателем. Чтобы сдвинуть пачку трактор подъезжает к пачке сбоку, примерно на 5—7 м от комлевого торца. После того, как пачку и элементы технологического оснащения полностью подготовят для грузового хода, стрелу нужно уложить на упоры на корпусе лебедки, пачку зажать в захвате и затянуть канатом. При этом комлевую часть пачки для сохранения маневренности трактора нужно держать на весу, не допуская касания стрелы.

В процессе погрузки, трелевки и разгрузки пачек стрелу и лебедку нужно применять по их конструктивному предназначению. Стрела необходима, чтобы поднимать и опускать пачку. Не стоит тянуть пачку с помощью стрелы, в особенности, если пачка расположена под углом к трактору, к примеру, на поворотах.

Также не стоит забывать, что верхняя часть стрелы (кронштейн) совершенно не предназначен для передачи тяговых усилий. Она нужна только в качестве опоры для навешивания захвата и «накидывания» его на пачку. Стрелу можно использовать и для подъема пачки в процессе погрузке.

Методы трелевки

Результатом трелевки является концентрация древесины в определенных участках у лесовозных дорог, что дает возможность использовать в лесу новейшие технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев. Таким образом, без трелевки все эти операции невозможно было бы механизировать.

Существует несколько средств и способов трелевки. Их классифицируют следующим образом:

  • по тиру перемещаемого леса — трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов
  • по методу трелевки — комлями или вершинами вперед
  • по техническим средствам — трелевка тракторами, колесными тягачами, лебедками, при помощи воздушно-трелевочных установок и гравитационных устройств
  • иногда трелевку осуществляют лошадьми
  • технически возможна трелевка при помощи вертолетов и аэростатных систем
  • по методу перемещения груза — трелевка волоком, в полупогруженном, погруженном, полуподвешенном и подвешенном состоянии.

Различие в типах трелевочных устройств вызвано колоссальным разнообразием производственных условий, в которых осуществляются заготовки леса.

Трелевочные лебедки применяют на лесосеках со слабыми грунтами.

На сегодняшний день свыше 90% всего объема работ по трелевке леса осуществляется при помощи тракторов.

wood-prom.ru

Способы трелевки — Лесосечные работы

Навигация:
Главная → Все категории → Лесосечные работы

Способы трелевки
Способы трелевки
Трелевкой называется перемещение древесины из лесосеки от мест валки деревьев до погрузочных пунктов. Трелевка является важнейшей операцией в лесозаготовительном процессе — на долю ее приходится 25-30% трудозатрат по лесосечным работам и 9- 11% всех трудозатрат по комплексу лесозаготовок.

Необходимость этой операции очевидна, так как с помощью лесовозных автомобилей или узкоколейного транспорта нельзя взять древесину непосредственно на лесосеке. Ее предварительно нужно собрать. Целью трелевки как раз и является сбор древесины с относительно большой площади на специально подготовленные погрузочные площадки у лесовозных дорог.

Трелевка является транспортной операцией, но она резко отличается от других видов транспорта. В силу того, что трелевочные средства перемещаются по обширной территории и работают на одной лесосеке в течение короткого периода, здесь не делается и не может быть сделано ‘никаких капитальных затрат на устройство пути. Поэтому трелевка проводится в исключительно трудных условиях-при полном бездорожье, на любых грунтах летом или по снежной целине зимой, с преодолением многочисленных препятствий в виде пней, валежника, валунов и т. д. Трелевочные машины работают на очень невысоких скоростях (1-1,5 м/сек), но развивают значительные тяговые усилия. Трелевка ведется на сравнительно небольшие расстояния: обычно до 300 м, иногда до 500-700 м и лишь в очень редких случаях — до 1 км.

Благодаря трелевке достигается концентрация древесины в определенных местах у лесовозных дорог, что позволяет применить в лесу современные технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев. Очевидно, что без трелевки (непосредственно у пня) все эти операции было бы очень трудно механизировать.

Существуют различные средства и способы трелевки. Их можно классифицировать следующим образом:

по виду перемещаемой древесины — трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов;

по способу трелевки — комлями вперед, вершинами вперед; по техническим средствам — трелевка тракторами, колесными тягачами, лебедками, при помощи воздушно-трелевочных установок и гравитационных устройств; в некоторых случаях трелевка производится лошадьми; технически возможна трелевка с помощью вертолетов и аэростатных систем;

по характеру перемещения груза — трелевка волоком, в полупогруженном, погруженном, полуподвешенном и подвешенном состоянии.

Различие в видах трелевочных средств вызвано большим разнообразием производственных условий, в которых проводятся лесозаготовки. Технически и экономически обоснованный выбор трелевочных средств для тех или иных условий представляет достаточно сложную задачу, В качестве исходных моментов при этом принимаются почвенно-грунтовые условия и рельеф.

Трелевочные тракторы применяют в равнинной местности, а также на горных склонах крутизной до 22° (зимой и в сырую погоду -до 14°). Применение на трелевке леса тракторов в ряде случаев ограничивается несущей способностью грунтов там, где требуется выстилка волоков; использование тракторов связано с дополнительными затратами труда и денежных средств и иногда может оказаться менее эффективным, чем примене^е лебедок.

Трелевочные лебедки используют на лесосеках со слабыми грунтами.

В горных условиях используют специальные трелевочные средства. Известно много различных видов первичного лесотранслорта в горах: воздушно-трелевочные установки, канатные дороги, ка-натно-рельсовые дороги, лесоспуски, лотки.

Трелевку леса в сортиментах производят в горных условиях при применении воздушно-трелевочных и других установок.

В большинстве случаев лес трелюют в полупогруженном состоянии («полуволоком»), т.е. один конец трелюемой пачки погружен на трелевочный механизм, а другой конец волочится по земле или снегу. Этот способ применяют при работе специальных трелевочных тракторов. Тракторы, не имеющие специального оборудования (Т-100), трелюют лес волоком.

Трелевочные лебедки, работающие с мачтой, трелюют лес в полуподвешенном состоянии: передний конец трелюемой пачки несколько приподнимается за счет вертикальной составляющей от натяжения троса, что облегчает перемещение пачки, особенно на подходе к мачте.

В полностью подвешенном состоянии трелюемая древесина перемещается при трелевке лебедками с использованием несущих тросов, а также при работе воздушно-трелевочных установок.

Перемещение древесины в полностью погруженном состоянии возможно при использовании на трелевке транспортных средств (например, колесных тягачей) с прицепами.

В настоящее время более 90% всего объема работ по трелевке леса выполняется тракторами.

Похожие статьи:
Основные принципы выбора расчетных деревьев

Навигация:
Главная → Все категории → Лесосечные работы

Статьи по теме:

Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум

stroy-spravka.ru

28. Трелёвка леса. Схемы расположения трелёвочных волоков на лесосеке и определение среднего расстояния трелёвки.

Трелевка леса. Существуют следующие способы трелевки леса: по виду перемещаемого груза – трелевка деревьев, хлыстов; по способу зацепа – за ко- мель, за вершину; по положению пачки деревьев или хлыстов относительно земли – волоком, в полупогруженном, в полуподвешенном, в погруженном и подвесном положениях; по способу формирования пачки – с помощью канатно- чокерного оборудования, манипуляторов, пачковых захватов. К трелевочным средствам относятся: тракторы, канатные установки, воздухоплавательные ап- параты. Тракторы классифицируются по типу ходовой части и установленному на них технологическому оборудованию. Канатные установки бывают стацио- нарные и самоходные. Для перемещения пачки хлыстов или деревьев на делянке прокладывают- ся трелевочные волока. Они должны располагаться таким образом, чтобы обеспечивались минимальное расстояние трелевки, сохранность подроста и направленная валка деревьев. Схемы расположения трелевочных волоков раз- личаются между собой направлением этих волоков по отношению к сторонам делянки. На практике наиболее часто встречаются параллельная, диагональная и веерная схемы. Параллельная схема чаще всего применяется при тракторной трелевке на небольших лесосеках с сохранением и без сохранения подроста. Диагональная схема используется в равнинной местности при наличии на лесо- секе неэксплуатационных площадей. Веерная схема расположения трелевоч- ных волоков является основной при трелевке леса канатными установками в горных лесах. Среднее расстояние трелевки определяется по имперической формуле в зависимости от размеров делянки и схемы расположения трелевоч- ных волоков и погрузочных пунктов на делянке.

29. Измерители работы сухопутного транспорта леса. Основные показатели, характеризующие работу лесовозных дорог.

Измерители работы сухопутного транспорта леса – это показатели, харак- теризующие транспортную работу, выполняемую лесовозными дорогами. Гру- зооборотом дороги называют общее количество древесины, вывезенное по до- роге за единицу времени (сутки, год и т.д.). Грузовая работа дороги есть сумма произведений объемов древесины, отгружаемой с каждого погрузочного пункта лесовозной дороги, на расстояние вывозки от этого пункта до нижнего склада. От величины грузовой работы зависят количество энергии, затрачиваемой на перевозку древесины, потребность в топливе, количество подвижного состава, штат работников дороги и т.д. Средневзвешенное расстояние вывозки древесины по лесовозной дороге опре- деляется как частное от деления грузовой работы на грузооборот дороги. Кроме этих основных измерителей, лесовозная дорога характеризуется эксплуатаци- онной длиной дороги, коэффициентом пробега лесных грузов, грузонапряжен- ностью, интенсивностью движения и удельной протяженностью.

На вторую часть вопроса точно ответ не знаю, поэтому есть 2 варианта ответа:

1) Измерители работы сухопутного транспорта леса – это показатели, харак- теризующие транспортную работу, выполняемую лесовозными дорогами. Гру- зооборотом дороги называют общее количество древесины, вывезенное по до- роге за единицу времени (сутки, год и т.д.). Грузовая работа дороги есть сумма произведений объемов древесины, отгружаемой с каждого погрузочного пункта лесовозной дороги, на расстояние вывозки от этого пункта до нижнего склада. От величины грузовой работы зависят количество энергии, затрачиваемой на перевозку древесины, потребность в топливе, количество подвижного состава, штат работников дороги и т.д. Средневзвешенное расстояние вывозки древесины по лесовозной дороге опре- деляется как частное от деления грузовой работы на грузооборот дороги. Кроме этих основных измерителей, лесовозная дорога характеризуется эксплуатаци- онной длиной дороги, коэффициентом пробега лесных грузов, грузонапряжен- ностью, интенсивностью движения и удельной протяженностью.

2) К основным показателям, характеризующим использование лесовозных дорог, относят грузооборот дороги, грузовую работу, средневзвешенное (среднее) расстояние вывозки, эксплуатацион­ ную длину дороги, коэффициент пробега лесных грузов на доро­ ге, грузонапряженность пути и интенсивность движения

Грузооборот дороги — общее количество леса (хлыстов, сор­ тиментов и др.)» вывозимое по дороге за единицу времени (на­ пример, день, месяц, год) и измеряемое в тоннах или кубометрах.

Грузовая работа дороги — сумма произведений объемов леса, отгружаемого с каждого погрузочного пункта п, на расстояние вывозки от этого пункта до места разгрузки.

studfiles.net

Трелевка леса в горных районах

В горных районах для трелевки леса применяются тракторы класса 3, 4 и 5 тс тяги. Из гусеничных машин наиболее распространены трелевочный ТТ-4 и тракторы Т-100 и Т-130 (класс тяги 5 тс) общего назначения.

Эти тракторы снабжены тросовым оборудованием, состоящим из собирающего каната и комплекта из 6—10 чокеров. Хорошие результаты, особенно в лесах Восточной Сибири и Дальнего Востока, показала бесчокерная машина ЛП-18А (на базе трактора ТТ-4) с гидрофицированным стреловым манипулятором для бесчокерной трелевки леса. В мелких древостоях применяется аналогичная по конструктивной схеме и назначению, но меньшей мощности бесчокерная машина ТБ-1 на базе трелевочного трактора ТДТ-55.

Гусеничные тракторы хорошо работают вдоль склона на уклонах до 15°, не требуя существенного развития волоков. При уклонах 16—25° и свыше требуется прокладка волоков со значительным их развитием. На Дальнем Востоке и Сахалине широко применяются трелевочные тракторы, волоки для которых нарезаются бульдозером косогорными ходами.

В горных лесах все шире применяются колесные трелевочные тракторы с тросовым оборудованием, а также с клещевым гидрофицированным захватом. Отдельные модели их могут работать по волокам на склонах до 35°. Однако на уклонах более 25° производительность их заметно снижается, работа тракториста усложняется, ухудшается проходимость и устойчивость трактора, требуется соблюдение особой осторожности.

Из колесных тракторов наиболее распространены в лесу четырехколесный трелевочный трактор модели ЛТ-157 (класс тяги 3 тс) мощностью 105 кВт. У лесного трактора этого класса тяги намечается увеличить поперечную базу колес до 2300—2400 мм, продольную — до 3200 мм, перейти на шины размером 1900×760 мм и внести ряд других конструктивных изменений. На основе агрегатов и узлов этой машины испытывается также модель шестиколесного (трехосного) лесного трактора.

На трелевке леса в крупных древостоях и на строительстве и содержании лесных дорог применяется более мощный колесный трактор класса тяги 5 тс модели К-703.

Среднее расстояние тракторной трелевки леса в горах составляет: для гусеничных тракторов 250—350 м, для колесных— 400—500 м. На горных склонах, где лесосеки значительно удалены от лесовозных дорог, а строить их трудно и дорого, расстояния трелевки возрастают. При этом снижается производительность тракторов, особенно гусеничных, и повышается себестоимость стрелеванной древесины. Колесными тракторами иногда трелюется лес по магистральным волокам даже на расстояние до 5 км. Колесный трактор имеет на рейс в 1,5 раза меньшую нагрузку (в горах 4 м3), чем гусеничный того же класса тяги (6—8 м3), однако, обладая значительно большими скоростями и маневренностью, вырабатывает в смену в 1,5—2 раза больше гусеничного при более значительных расстояниях трелевки.

Согласно правилам техники безопасности и охраны труда, действующим в стране, гусеничные тракторы могут работать на волоке с уклонами, не превышающими 22° при сухой погоде и 15° в зимний период и дождливую погоду. По условиям устойчивости и опрокидывания колесные трелевочные тракторы также отвечают этим нормам. Но в снежную и дождливую погоду для работы на крутых склонах колеса трактора, поскольку они имеют меньшие опорную поверхность и коэффициент сцепления с почвой по сравнению с гусеницей, снабжаются цепями противоскольжения, браслетами и другими устройствами, повышающими их проходимость (т. е. сцепление с почвой, управляемость, устойчивость от опрокидывания). На устойчивость трактора и его опрокидывание при движении поперек склона большое влияние оказывает груз (хлысты). Под действием сил гравитации и тяги трактора хлысты стремятся скатываться вниз и двигаться не по оси движения трактора, что способствует скольжению и даже опрокидыванию трактора и приводит к повреждению почвы подроста.

Для тракторной трелевки горные лесосеки разбиваются на пасеки шириной 30—50 м в форме прямоугольника или сектора. На склонах до 15° пасеки длинной стороной могут располагаться вдоль склона, при склонах 15° длинную сторону пасеки обычно располагают под углом или поперек склона. Вдоль каждой пасеки, посередине или по ее границам прокладывается трелевочный волок. При расположении поперек склона трелевочные волоки прокладываются параллельно или под небольшим углом к горизонталям и примыкают к магистральному трелевочному волоку чаще всего под углом 30—40°. Магистральные волоки на крутых склонах трассируются серпантинными ходами для уменьшения уклонов до допускаемых величин.

Хлысты трелюют за комли или за вершины. При трелевке за комли нагрузка на рейс несколько снижается, чокеровка хлыстов и сбор пачки становятся более трудоемкими. Однако реже происходит отцепка чокеров и потеря хлыстов на волоке, а также снижаются затраты и упрощается выравнивание комлей на погрузочной площадке. При трелевке хлыстов за вершины нагрузка на рейс трактора повышается до 30—40% по сравнению с трелевкой за комли. Около 70% заготавливаемой в горах древесины трелюют за вершины. Трелевка за комли в основном применяется там, где на погрузочный пункт доставляются деревья.

Лесозаготовительные работы выполняются комплексными бригадами, численный состав которых рассчитывается на основании норм выработки и с учетом конкретных условий. Для мелких разбросанных лесосек бригада комплектуется из 4—5 человек: на валке и обрезке сучьев 2, на трелевке и погрузке 2—3 человека. На более крупных, концентрированных лесосеках работы выполняются укрупненной бригадой из 12—15 человек при трех-четырех трелевочных тракторах.

Работы на лесосеке ведутся в следующей технологической последовательности. Валка леса начинается с нижней пасеки. Деревья валят в направлении вниз по склону и под углом 30—45° к трелевочному волоку. После повала 10—15 деревьев звено вальщиков обрезает сучья, а звено трелевщиков, подготовив трактора, по сигналу вальщиков собирает хлысты и формирует пачку, которую затем отвозят на погрузочную площадку. При сборе и формировании пачки хлыстов трактор не сходит с трелевочного волока, чтобы меньше повреждать местную среду.

Звено вальщиков приступает к валке очередной партии деревьев только после того как трактор уйдет с пасеки. Так осваивается вся пасека, за ней следующая, расположенная выше по склону. Тракторист, доставив очередную пачку хлыстов на погрузочную площадку, сбрасывает хлысты и щитом трактора выравнивает их комли, затем снова отправляется на лесосеку. По условиям охраны труда работающие трелевщики должны находиться в 50 м от места валки.

Погрузка хлыстов и деревьев на автопоезда осуществляется челюстным погрузчиком, смонтированным на трелевочном тракторе. В концентрированных древостоях и местах значительного сосредоточения заготовки леса этот способ погрузки дает наилучшие результаты.

В последнее время в горных лесах внедряются многооперационные машины (валочно-трелевочные, валочно-пакетирующие сучкорезные и др.). Эти машины существенно изменяют условия работы: повышается уровень механизации труда, труд лесозаготовителя становится безопасным и высокопроизводительным, снижаются отрицательные последствия на окружающую лесную среду.

lsdinfo.org

ПромЛесСервис | Трелевка леса | Валка леса и трелевка

Выполнение трелевки

В связи со спецификой валки леса, трелёвка леса проводится на труднодоступных участках. О капитальном устройстве пути обычно речи не идет, поскольку валка леса выполняется в течение одного сравнительно небольшого периода.

Операции по заготовкам выполняются в труднодоступных местах, в условиях болотистой местности или в покрытом снегом лесу.  При этом специальные машины преодолевают серьезные препятствия в виде пней, валунов и так далее. Скорость такого транспорта совсем невысока, но тяговые возможности максимально высоки.

Существуют такие объекты, где выполнить трелевку леса при помощи механизированной техники практически невозможно. Тогда на помощь приходит бригада опытных вальщиков, работающих в нашей компании.

При формировании команды руководством компании уделяется большое внимание личности сотрудника, его профессиональной подготовленности. Поэтому у нас работают только опытные сотрудники, с большой ответственностью подходящие к выполнению своих трудовых задач.

Техника безопасности соблюдается на объекте строго, уровень дисциплины и ответственности работников высок. За счет профессионального отбора кадров, сбоев в работе за счет недисциплинированности сотрудников в нашей компании не бывает.

Как вы понимаете, в сложных условиях выполнения валочно-трелевочных работ чрезвычайно важен профессиональный тандем в виде специальной техники и опытного персонала. Большое значение играет и грамотное руководство лесозаготовительными операциями.

xn--b1afanlfnhjfjae.xn--p1ai

Технология трелевки леса тракторами (Часть 2) — 3 Ноября 2009

Технология трелевки леса тракторами (Часть 2)

На пасеке трактор разворачивают и устанавливают так, чтобы обеспечить формирование пачки с наименьшими затратами труда и времени. Тракторы ТДТ-55 и ТТ-4 с чокерным технологическим оборудованием разворачивают и подают задним ходом на расстояние от щита до первого хлыста или дерева 2…4 м. При трелевке вершиной вперед продольная ось трактора должна по возможности совпадать с направлением движения каната лебедки; в этом случае облегчается формирование пачки и, что очень важно, лучше сохраняется жизнеспособный подрост. Если деревья трелюют комлем вперед, трактор устанавливают под углом 50.. .60° к направлению подтаскивания, чтобы комель не упирался в пни во время формирования пачки. Установив трактор, тракторист опускает щиТ. При бесчокерной трелевке тракторы ТБ-1 и ЛП-18А устанавливают с таким расчетом, чтобы на одной стоянке захватить возможно большее число деревьев. Передвигаясь к месту стоянки, трактор раздвигает поваленные деревья и хлысты бульдозером или манипулятором.

Формирование пачки чокерным технологическим оборудованием включает три приема: оттаскивание каната, чокеровку (прицепку) деревьев или хлыстов и сбор их лебедкой с одновременным подтаскиванием. Канат разматывают с барабана с помощью лебедки. Включая ее на 2…3 с, тракторист облегчает оттаскивание каната. При трелевке вершиной вперед деревья чокеруют на расстоянии 0,7…1,2 м от среза, при трелевке комлем вперед — на расстоянии 0,5…0,7 м от комлевого торца. Для облегчения отцепки чокер зацепляют так, чтобы захват крюка был обращен наружу от ствола. Близко лежащие хлысты или деревья, особенно мелкие, зацепляют одним чокером. Если хлысты расположены с правой стороны от тягового каната по отношению к направлению сбора пачки, правой рукой берут чокер у основания крюка, подводят его под ствол со стороны каната и принимают с другой стороны левой рукой. Вытянув наружу и удерживая левой рукой крюк, правой заводят канат чокера в зев крюка и перемещением кольца по тяговому канату в сторону трактора создают натяжение чокера. Если хлысты или деревья расположены с левой стороны от тягового каната, чокером охватывают ствол со стороны противоположной канату. Правой рукой подводят крюк под ствол, берут его левой рукой, вытягивают наружу и соединяют с чокером.

Другие статьи

les.do.am

Трелевка леса лебедками — Лесосечные работы

Навигация:
Главная → Все категории → Лесосечные работы

Трелевка леса лебедками
Трелевка леса лебедками
В некоторых леспромхозах для трелевки леса очень эффективно используются лебедки (ТЛ-4, ГИЛМ-4).

Применение лебедок целесообразно при трелевке леса на слабых заболоченных грунтах. Однако в некоторых случаях лебедки могут конкурировать с тракторами и на плотных грунтах.

Трелевка лебедками имеет ряд преимуществ по сравнению с тракторной: независимость от грунтовых условий, более простая конструкция лебедки по сравнению с трактором, меньшие затраты энергии на трелевку (перемещается только трелюемая древесина и тросы, а сама лебедка в отличие от трактора не переме-

Недостатки тросовой трелевки заключаются в обязательной прямолинейности трелевочных волоков, что не позволяет огибать препятствия, участки молодняка, семенные деревья и куртины. К числу недостатков лебедок, применяемых на трелевке, относятся также сравнительная сложность и трудоемкость монтажно-демонтажных работ и большая единовременная потребность в тросах. Последним обстоятельством в основном и объясняется очень ограниченное распространение лебедок на трелевке леса.

Трелевочные лебедки устанавливают обычно в центре лесосеки, точнее — делянки. Перед установкой лебедки производится подготовка лесосеки и площадки под погрузочный пункт. На место установки лебедку привозят на узкоколейных платформах или на автомобилях, а на небольшие расстояния — на буксире трактором.

Трелевочные мачты имеют высоту от 10 до 20 м. Обычно в качестве мачт используют растущие деревья со спиленными вершинами; иногда применяют и искусственные мачты. Мачту укрепляют растяжками и монтируют на ней необходимую оснастку: укрепляют блоки, пропускают через них тросы, в некоторых случаях на вершину мачты надевают наголовники и хомуты. Растяжки прикрепляют к пням или анкерам. Затем прокладывают трос по лесосеке, пропуская его через заранее укрепленные угловые блоки. Сначала прокладывают холостой трос, а затем с его помощью лебедкой протягивают грузовой.

Все монтажные работы по установке лебедок и тросо-блоч-ного оборудования производят специальные монтажные бригады. В состав монтажных работ входят установка и крепление лебедки, оснастка трелевочных и погрузочных мачт, крепление блоков.

Существует несколько тросовых систем или, как их обычно называют, трелевочно-погрузочных установок.

Если лес вывозят в хлыстах, то используют трелевочно-погрузочные установки со стреловой погрузкой. Это полуподвесная система, на ней занято 6-7 человек.

При вывозке деревьев применяют ТПУ-7 или ТПУ-3. Установка ТПУ-7 имеет несущий канат, оба конца которого крепятся на мачтах. По канату перемещается каретка, деревья чокеруют за комли и комлевую часть пачки сразу же укладывают на коник сцепа, затем грузят вершинную часть. Установка ТПУ-3 — полуподвесная (т. е. с одной мачтой). Для погрузки здесь используют кабель-кран, который приводится в действие той же лебедкой. На ТПУ-7 работают 3 человека, на ТПУ-3-5.

Большое место в трелевке леса лебедками занимает такелажное оборудование — тросы, блоки, чокеры, стяжки и т. д. Общий вес тросов для одной лебедки составляет 800-1200 кг, а общая длина тросов 1500 м.

Диаметр троса берется в зависимости от назначения барабана и мощности лебедки. Грузовой трос обычно имеет диаметр 15- 20 мм, возвратный 9-12 мм, погрузочный и разворотный 15-17 мм.

Похожие статьи:
Основные принципы выбора расчетных деревьев

Навигация:
Главная → Все категории → Лесосечные работы

Статьи по теме:

Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум

stroy-spravka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *