Рекреационная деятельность на землях лесного фонда что это – 41. /

Статья 41 ЛК РФ. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

Лесной кодекс>Глава 2 ЛК РФ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ>Статья 41. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

2. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

3. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

4. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.

5. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.




Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным ст. 25 настоящего Кодекса. Лесной кодекс РФ 1997 г. также содержал подобный вид лесопользования, в текст которого вносились изменения, затрагивающие в основном вопрос о статусе возводимых строений на участках с таким видом использования. Например, о необходимости получения положительного заключения государственной экологической экспертизы для строительства объектов или о том, что площадь участка лесного фонда, занятого под строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений, не может превышать 10% общей площади участка лесного фонда, предоставленного для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, что впоследствии также было отменено.

Новая редакция уточнила, на каком виде права должны предоставляться лесные участки для этих целей в зависимости от субъектов лесопользования. Так, для государственных и муниципальных учреждений лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, а другим лицам — в аренду.

Применение настоящей статьи по-прежнему весьма затруднительно. Пункт 2 ст. 41 ЛК РФ устанавливает, что при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение не капитальных, а именно временных построек и осуществление их благоустройства. Лесной кодекс РФ 1997 г. также к правам лесопользователей, независимо от вида прав на участки лесного фонда, относил право возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом в установленном порядке.

«По-видимому, это означает, что по истечении срока договора аренды лесопользователь обязан снести возведенные им постройки. Существование подобного правила вполне оправданно. Возведение арендатором построек в процессе лесопользования должно являться не самоцелью, а лишь дополнительным средством, способствующим эффективной реализации прав в отношении участка лесного фонда. В то же время лесопользователь вправе оставить за собой материалы, сохранившиеся после сноса построек.

Учитывая, что право арендатора в отношении возводимых им строений и сооружений изначально имеет срочный характер, оно не может быть охарактеризовано как право собственности. Скорее указанное право представляет собой особое вещное право. Наиболее близким аналогом ему является право суперфициария в римском праве, которое исключало возможность приобретения права собственности на возводимые постройки каким-либо лицом, кроме собственника земельного участка. В то же время для того, чтобы защитить права пользователей в отношении возводимых построек, им предоставлялся интердикт о находящемся над поверхностью. Появление этого средства защиты привело к созданию нового вещного права (superficies — наследственное отчуждаемое право пользования). Безусловно, данный вывод носит дискуссионный характер. В принципе, действующий ГК не содержит указания на бессрочный характер права собственности. В этом плане за лесопользователем может быть признано и право собственности на возведенные постройки на весь период действия договора аренды» .

———————————

Дроздов И.А. Указ. соч. С. 52, 53.

Еще одним не менее дискуссионным вопросом является правомерность нахождения на участках лесного фонда дачных, садоводческих, огороднических объединений граждан как вид лесопользования для рекреационных целей.

rulaws.ru

Ст. 98 Земельного кодекса. Земли рекреационного назначения

Земельный кодекс>Глава XVII Земельного кодекса. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ >Статья 98. Земли рекреационного назначения

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.03.2009 N 32-ФЗ.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.




1. Земельный кодекс относит к землям рекреационного назначения предназначенные и используемые для таких целей земли. Рекреационная «предназначенность» означает наличие необходимых экологических, пространственных, культурологических и прочих свойств земельного участка, позволяющих использовать его для рекреационных нужд. Другим важным аспектом содержания понятия рекреационного назначения земель является организованный характер осуществляемого на них отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Однако если подобную организованность понимать буквально, то пришлось бы исключить из состава земель рекреационного назначения территории, которые используются населением самостоятельно (неорганизованно). Между тем такие территории часто являются резервом для развития индустрии отдыха и туризма и по этой причине их свойства должны сохраняться в том числе посредством норм о правовом режиме земель рекреационного назначения. В то же время нельзя обойти тот очевидный факт, что неорганизованное рекреационное природопользование осуществляется на любых землях — как отнесенных к данной категории, так и землях лесного, водного фонда и любых других, где это не запрещено и не ограничено законом или собственником. Таким образом, к землям рекреационного назначения как формально определенной подкатегории земель относятся земельные участки под объектами недвижимости рекреационного назначения, перечисленными в п. 2 настоящей статьи.

Расположение на земельном участке капитального объекта недвижимости рекреационного характера не единственный критерий отнесения земель к категории рекреационных. К рекреационным землям настоящей статьей Кодекса относятся учебно-туристические тропы и трассы, лесопарки, пригородные зеленые зоны — земли, которые сами непосредственно обладают рекреационными свойствами и выполняют рекреационные функции. Вместе с тем такие земли с большой вероятностью могут одновременно входить в другие категории и подкатегории земель. Лесопарки, пригородные зеленые зоны могут входить в лесной фонд. Тропы и трассы часто проходят в заповедниках, национальных и природных парках и, следовательно, относятся к землям особо охраняемых природных территорий. А если принять во внимание то, что учреждения и организации отдыха, спорта, туризма часто базируются в лечебно-оздоровительных местностях и курортах, то получается, что даже занятые объектами недвижимости рекреационные земли тоже могут относиться к другой категории. Таким образом, «чистота» деления земель на категории применительно к землям рекреационного назначения объективно невозможна при той конструкции, которая была положена в основу выделения данной подкатегории земель. Впрочем, это не имеет видимых отрицательных последствий, поскольку всегда действует требование целевого использования земель рекреационного назначения, а кроме того, и требования охраны иных видов земель, которые в большинстве ситуаций более многочисленны и строги, что в конечном счете способствует сохранению земель рекреационного назначения.

Рекреационное назначение имеют также рекреационные зоны в составе земель населенных пунктов, включающие в себя земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемыми для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85 ЗК РФ). Эти земли используются в соответствии с градостроительными регламентами и с соблюдением их целевого назначения. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации города об утверждении акта выбора и проекта границ земельных участков, предварительного согласования места размещения жилого комплекса со встроенно-пристроенными коммерческими помещениями на территории лесопарка, расположенного на землях общего пользования. Удовлетворяя требование прокурора, суд сослался, в частности, одновременно на п. 9 ст. 85 и ст. 98 Земельного кодекса РФ .

———————————

Постановление ФАС Уральского округа от 7 июня 2006 г. N Ф09-4626/06-С6.

К землям земель рекреационного назначения могут быть отнесены территории особых экономических зон. Земельно-правовой режим туристско-рекреационных особых экономических зон устанавливается нормами земельного законодательства и специального законодательства о таких зонах. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (п. 2.1 ст. 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Земельные участки, на которых располагаются особые экономические зоны, определяются соглашением о создании таких зон и предоставляются во временное владение и пользование на основании договора аренды. Земельные участки для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны могут относиться к землям особо охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков. В таких ситуациях правовой режим земельного участка, включенного в особую экономическую зону, сохраняет элементы правового режима своей категории земель и может включать дополнительные условия, согласованные в договоре аренды, которые не должны противоречить целевому назначению и разрешенному использованию такого земельного участка.

К настоящему времени особые экономические зоны туристско-рекреационного типа созданы на территории городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, Краснодарского края (Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа), Зеленоградского района Калининградской области, Иркутской области, Алтайского края и в ряде других регионов. На этих территориях осуществляются любые виды деятельности, за исключением запрещенных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту особой экономической зоны на основании соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, составляет 2% их кадастровой стоимости в год.

Земли рекреационного назначения не ограничены в обороте. Например, в собственность общества с ограниченной ответственностью предоставлен земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества, из земель особо охраняемых территорий и объектов под оздоровительный лагерь .

———————————

Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 30 июня 2006 г. N 2823-р.

2. Как отмечалось, принадлежность к данной категории земель предопределяется целевым назначением объектов недвижимости — их направленностью на удовлетворение рекреационных, оздоровительных, спортивных, туристических, познавательных и иных аналогичных нужд. Законодатель стремился дать максимально полный перечень рекреационных объектов, но все же оставил его открытым, исходя из того что возникают новые виды таких объектов (например, не спортивные клубы и др.). Рекреационное назначение является оценочным понятием и в случае возникновения спорных ситуаций должно подвергаться толкованию исходя из целей и содержания деятельности конкретного объекта.

Зависимость назначения земель от назначения объектов недвижимости имеет и обратную сторону: в случае перепрофилирования или прекращения деятельности объекта будет изменяться категорийная принадлежность земельного участка.

В целях предотвращения деградации и обеспечения рационального использования земель рекреационного назначения могут быть приняты нормативы рекреационной нагрузки. В настоящее время нормирование рекреационного воздействия на окружающую среду находится в зачаточном состоянии.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования. Положение Кодекса не содержит указания на то, какой именно сервитут устанавливается в данном случае. Подобные цели не названы в числе оснований установления публичного сервитута (п. 3 ст. 23 ЗК РФ), однако, учитывая неопределенно широкий круг лиц, в интересах которых используются туристические тропы и трассы, и цели такого использования, следует исходить из публичного характера сервитута. Плата за ограничения, связанные с установлением сервитута, которую должен получать правообладатель земельного участка от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, в случае существенных затруднений в использовании земельного участка, должна компенсироваться за счет отчислений от платы туристов за пользование объектами туристского показа.

Свою сферу действия в регулировании рекреационного землепользования имеет Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

4. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду (п. 5 ст. 86 ЗК РФ).

Правовой режим пригородных зеленых зон является, пожалуй, одним из наиболее сложных.

Во-первых, с точки зрения поиска и применения относящихся к нему норм. К пригородным зонам могут относиться различные категории земель. Согласно ст. 86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Как видно, зеленые зоны здесь являются лишь одной из возможных зон, и Кодекс предоставляет особый статус земель рекреационного назначения только им. При этом не исключается нахождение зеленых пригородных зон в составе иных категорий земель. В одних случаях статус зеленой зоны будет иметь характер обременения, например при расположении их на землях сельскохозяйственного или специального назначения. В случае произрастания на территории зеленых зон лесов, состоящих в качестве таковых на кадастровом учете, вступают в действие также нормы ЛК РФ. Леса зеленых зон относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (ст. 102 Лесного кодекса РФ). Лесной кодекс запрещает в зеленых зонах, лесопарках: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработку месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений. В такой ситуации правовая защита зеленых зон несколько усиливается лесным законодательством. Если леса зеленых зон расположены за пределами земель лесного фонда, то пригородные зеленые зоны, на которых эти леса произрастают, будут относиться также к землям природоохранного назначения (п. 1 ст. 97).

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» рассматривает зеленые зоны и в составе территорий населенных пунктов как часть зеленого фонда поселений, и за их пределами в числе различных защитных и охранных зон (п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 61), не регулируя их правовой режим.

Во-вторых, и это гораздо в большей степени осложняет правовую защиту зеленых зон, повсеместно существует неопределенность статуса зеленых зон, связанная с отсутствием необходимых актов об их выделении, что необходимо по закону (см. п. 5 ст. 86 Кодекса), либо с их недостаточностью или противоречивостью. Из судебной практики хорошо видно, насколько значимое место в доводах сторон занимает доказательство наличия либо отсутствия зеленой зоны. Приведем характерный пример. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным приказа областного комитета по лицензированию и природопользованию о предоставлении общественной организации территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, поскольку предоставлена была территория зеленой зоны города Пскова. Прокурор в обоснование своей позиции сослался, в частности, на то, что в зеленой зоне осуществляется определенная деятельность, например туристская, которой может мешать осуществление на этой же территории охоты. Суд при рассмотрении доводов ответчика об отсутствии установленной вокруг города зеленой зоны обратился к обширному перечню действующих и архивных документов (начиная с 1944 г.) и в конечном счете убедился в том, что зеленая зона вокруг города существует и занимает радиус 25 км .

———————————

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 ноября 2007 г. N А52-3948/2006.

В последнее время земельное законодательство совершило ряд уступок потребностям в развитии: прямо допустило использование земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, на которых расположены зеленые зоны, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в целях строительства, реконструкции и эксплуатации аэродромов (Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ). Кроме того, зеленые зоны были исключены из запрета на перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, под запретом остался только перевод лесопарков. Утратил силу Закон Московской области от 29 июля 2003 г. N 100/2003-ОЗ «О пригородных зеленых зонах городов Московской области».

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 727 «О создании и развитии пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области» правительству Москвы и администрации Московской области было поручено разработать положение о пригородных зеленых зонах и проект планировки этих зон и обеспечить утверждение их в установленном порядке. Во исполнение Постановления Правительства РФ правительство Москвы и правительство Московской области Постановлением от 18 мая 1999 г. N 439-40 одобрили проект Положения о пригородных зеленых зонах г. Москвы и городов Московской области. Однако правовое регулирование режима особой охраны пригородной зеленой зоны мегаполиса и прилегающих городов области остается довольно противоречивым .

———————————

См.: Кузнецова О.Н. О некоторых проблемах правового статуса пригородных зон // Правовые вопросы строительства. 2006. N 1.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Запрет нецелевого использования земель рекреационного назначения имеет общий характер, и потому соизмерение действительных целей использования земель с их рекреационным назначением осуществляется оценочно применительно к конкретным ситуациям. Приведем пример деятельности, не соответствующей целевому назначению рекреационных земель. По иску областной прокуратуры к администрации города Брянска суд признал недействительным договор аренды земельного участка, на котором расположен сквер и памятник воинской партизанской славы. Спорный земельный участок выделялся обществу с ограниченной ответственностью для строительства жилого дома. В соответствии с п. 9 ст. 85 и п. 5 ст. 98 ЗК РФ земельные участки, занятые скверами, относятся к рекреационной территориальной зоне и используются для отдыха граждан и туризма .

———————————

Определение ВАС РФ от 8 октября 2007 г. N 12912/07.

Больше определенности в отношении лесов. Лесной кодекс признает осуществление рекреационной деятельности видом использования лесов и допускает на землях лесного фонда строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности (ст. ст. 21, 25 ЛК РФ). Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта РФ определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, то на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

Лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные, лыжные и конные прогулки, занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования, а также другие виды рекреационной деятельности.

Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка, захламление площади предоставленного лесного участка и прилегающих территорий бытовым мусором, иными видами отходов, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности предусматривают при определении размеров лесных участков, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, использование оптимальной рекреационной нагрузки на лесные экосистемы при соблюдении условий ненанесения ущерба лесным насаждениям и окружающей среде .

———————————

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (утв. Приказом Минприроды России от 24 апреля 2007 г. N 108).

rulaws.ru

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 41 ЛК РФ

1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

2. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

3. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

4. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.

5. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к Ст. 41 ЛК РФ

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным ст. 25 настоящего Кодекса. Лесной кодекс РФ 1997 г. также содержал подобный вид лесопользования, в текст которого вносились изменения, затрагивающие в основном вопрос о статусе возводимых строений на участках с таким видом использования. Например, о необходимости получения положительного заключения государственной экологической экспертизы для строительства объектов или о том, что площадь участка лесного фонда, занятого под строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений, не может превышать 10% общей площади участка лесного фонда, предоставленного для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, что впоследствии также было отменено.

Новая редакция уточнила, на каком виде права должны предоставляться лесные участки для этих целей в зависимости от субъектов лесопользования. Так, для государственных и муниципальных учреждений лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, а другим лицам — в аренду.

Применение настоящей статьи по-прежнему весьма затруднительно. Пункт 2 ст. 41 ЛК РФ устанавливает, что при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение не капитальных, а именно временных построек и осуществление их благоустройства. Лесной кодекс РФ 1997 г. также к правам лесопользователей, независимо от вида прав на участки лесного фонда, относил право возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом в установленном порядке.

«По-видимому, это означает, что по истечении срока договора аренды лесопользователь обязан снести возведенные им постройки. Существование подобного правила вполне оправданно. Возведение арендатором построек в процессе лесопользования должно являться не самоцелью, а лишь дополнительным средством, способствующим эффективной реализации прав в отношении участка лесного фонда. В то же время лесопользователь вправе оставить за собой материалы, сохранившиеся после сноса построек.

Учитывая, что право арендатора в отношении возводимых им строений и сооружений изначально имеет срочный характер, оно не может быть охарактеризовано как право собственности. Скорее указанное право представляет собой особое вещное право. Наиболее близким аналогом ему является право суперфициария в римском праве, которое исключало возможность приобретения права собственности на возводимые постройки каким-либо лицом, кроме собственника земельного участка. В то же время для того, чтобы защитить права пользователей в отношении возводимых построек, им предоставлялся интердикт о находящемся над поверхностью. Появление этого средства защиты привело к созданию нового вещного права (superficies — наследственное отчуждаемое право пользования). Безусловно, данный вывод носит дискуссионный характер. В принципе, действующий ГК не содержит указания на бессрочный характер права собственности. В этом плане за лесопользователем может быть признано и право собственности на возведенные постройки на весь период действия договора аренды» <1>.

———————————
<1> Дроздов И.А. Указ. соч. С. 52, 53.

Еще одним не менее дискуссионным вопросом является правомерность нахождения на участках лесного фонда дачных, садоводческих, огороднических объединений граждан как вид лесопользования для рекреационных целей.

leskod.ru

Виды разрешенного использования земель лесного фонда

Лесной участок — земельный участок, расположенный в границах лесничеств/лесопарков и образованный в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного Кодекса.

Законодательство о лесном фонде

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Земли лесного фонда – это особая категория земель, которая регулируется Лесным кодексом и Земельным кодексом.

К лесному фонду относятся участки, покрытые кустарниковой, древесной и травянистой или не покрытые лесной растительностью (но предназначенные для восстановления леса в перспективе), а также используемые для ведения лесного хозяйства участки и размещенные в пределах лесного фонда.

В состав лесного фонда входят участки из нелесного и лесного массива. К нему относят участки без растительности, в частности:

  • с вырубкой – на которых остались пни;
  • с молодым лесом;
  • со сгоревшими и погибшими деревьями;
  • с прогалинами и свободные от лесного массива;
  • с рединами: обособленными деревьями.
В Лесной фонд попадают все леса, кроме лесов на участках оборонного назначения (используются вооруженными силами) и земель поселений.

Они обозначаются на картах спецзнаками.

Права на участки

Лесным фондом России согласно Конституции совместно владеет РФ и субъекты федерации. Если лесной участок расположен на территориях оборонного значения, то владельцем может быть только федерация.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Земли лесного фонда запрещается использовать в свободном обороте: в отношении них не допускается заключение договоров купли-продажи и они не могут являться предметом залога.

При этом законодательство допускает передачу таких земель в пользование физических и юридических лиц по договорам:

  • аренды;
  • бесплатного пользования;
  • концессии;
  • пользования непродолжительного характера.

Россияне могут свободно пользоваться данными землями для удовлетворения своих потребностей: сбора грибов и ягод, занятий охотой и рыболовством.

Ограничивать доступ к лесным участкам гражданам могут только при возникновении жизнеугрожающих ситуаций: например, при лесном пожаре и при угрозе экологической безопасности.

ВРИ у данных земель

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Амнистия лесных участков

В июле 2017 года Госдумой был принят в окончательном чтении законопроект, получивший название Лесной амнистии.

Данный закон должен решить острую проблему незаконности построек на спорных территориях.

Что понимают законодатели под «спорными территориями»?

В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.

В чем суть Лесной амнистии?

Она предполагает, что все спорные ситуации стоит трактовать в пользу ЕГРН. Это значит, что все случаи использования земель из лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, объявляются с этого года законными.

Речь в законе идет об огромных площадях: только в Московской области в спорную территорию попадает свыше 185 га земель, отданных под дачную или частную застройку.

У лесной амнистии есть немало преимуществ. Наконец-то, она позволит разрешить длительные судебные процессы по определению категорий земельных участков. Также закон решит проблему тысяч россиян, которым по ошибке кадастровых инженеров были выделены участки под дачное строительство из земель лесного фонда. В результате у них возникли сложности с узакониванием построек. Амнистия позволит таким гражданам закрепить права собственности за собой.

У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.

Так, по оценкам экологов лесной фонд может сократиться на 1,7-4 га, что имеет весьма негативные экологические последствия.

Закон также уравнивает в правах тех, кто невольно стал владельцем участка в лесном фонде и захвативших эту землю преступным путем в результате использования мошеннических схем.

И те, и другие в результате использования внедренных правовых норм смогут стать полноправными собственниками участков из лесного фонда.

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.
Выписаться из квартиры и прописаться в другую можно достаточно просто, нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться в соответствующие органы.

Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  2. Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  3. Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  4. По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи

Юрист

 

 

zakonguru.com

Статья 41 Лесной кодекс РФ 2016-2017. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности . ЮрИнспекция

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2011 г. N 319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка» Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности 1. Предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30 (ч. I), ст. 3597, 3599; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54) (далее — Лесной кодекс Российской Федерации) . К договору аренды лесного участка (далее — договор аренды) применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации*(1). 2. В аренду предоставляются лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета до 1 января 2012*(2). 3. По договору аренды лесной участок предоставляется для одной или нескольких следующих целей: а) заготовка древесины; б) заготовка живицы; в) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; г) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; д) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; е) ведение сельского хозяйства; ж) осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности; з) осуществление рекреационной деятельности; и) создание лесных плантаций и их эксплуатация; к) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; л) выполнение работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых; м) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; н) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; о) переработка древесины и иных лесных ресурсов; п) выполнение изыскательских работ; р) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) ; с) иные виды использования лесов в соответствии с целевым назначением земель, на которых расположены эти леса. 4. Договор аренды заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение договора, за исключением следующих случаев: а) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; б) использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых; в) использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; г) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов; д) реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; е) заготовка древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 — 46 Лесного кодекса Российской Федерации; ж) выполнение изыскательских работ. 5. Аукционы по продаже права на заключение договора аренды проводятся в соответствии с главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом организаторами аукционов являются: а) в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, соответственно;

www.jurinspection.ru

Особенности рекреационного лесопользования

В статье описаны особенности рекреационного лесопользования.

К рекреационным относятся леса, основное назначение которых — служить местом отдыха населения (от лат. rесrеаtiо — восстановление сил). Рекреационные лесные ресурсы включают «совокупность компонентов леса, которые могут быть использованы для удовлетворения рекреационной потребности населения» [1,2,4-6], а рекреационная территория — «часть государственного лесного фонда, предназначенная для отдыха». Рекреационные функции, прежде всего, выполняют лесопарки, леса лесопарковых частей зеленых зон, зон санитарной охраны курортов и других лечебно-оздоровительных учреждений. Кроме того, рекреационное назначение имеют активно посещаемые леса лесохозяйственных частей зеленых зон, а также отнесенные к II и III группам по сторонам туристских и прогулочных маршрутов, прилегающие к пляжам, местам стоянок туристов, автостоянок в защитных лесах вдоль автомобильных дорог. Такую же роль выполняют леса национальных парков, природных парков, природных заказников и других, особо охраняемых природных территорий [7,8] в местах специально предназначенных для отдыха. По режиму лесопользования и ведения лесного хозяйства [3] рекреационные леса приравниваются к лесопарковым лесам пригородных зеленых зон. [1]

Уровень антропогенных нагрузок в рекреационных лесах определяется, с одной стороны, числом отдыхающих, приходящихся на единицу площади леса, с другой, свойствами самого леса, его устойчивостью к рекреационным нагрузкам. В зависимости от числа отдыхающих территории рекреационных лесов подразделяют на зоны интенсивного (массового) использования, где число посетителей может превышать 6 и более человек на гектар, и зоны умеренного (прогулочного) посещения. Они разнятся особенностями ведения лесного хозяйства [3], режимами пользования и благоустройства.

Насаждения зоны интенсивного использования должны отвечать высокими декоративными качествами [7,8] и быть достаточно устойчивыми к интенсивным нагрузкам. Основное направление ведения лесного хозяйства в этой зоне связано с созданием условий для массового отдыха: прокладкой дорожно-тропиночной сети, устройств мест палаточных городков, кемпингов, спортивно-игровых площадок и др. Наиболее отвечают потребностям массового отдыха леса, находящиеся на берегах водоемов, рек, ручьев, на опушках, полянах. Такие сочетания как лес — вода, лес — открытые пространства разнообразят ландшафт и являются наиболее привлекательными для отдыхающих. В местах массового пребывания отдыхающих проводятся рубки формирования ландшафта и другие разновидности ландшафтных рубок. [9]

Зона умеренного посещения предназначена для тихого прогулочного отдыха. Здесь прокладываются прогулочные маршруты, экологические тропы различной протяженности, связывающие зоны интенсивного использования, живописные ландшафты, памятники природы и культуры. Маршруты оборудуются навесами для отдыхающих, беседками, на продолжительных маршрутах — туалетами, кострищами, обязательно заготавливаются дрова для костров.

Таковы общие требования, относимые к рекреационным лесам, однако, нельзя не признать при этом, что разные формы отдыха и туризма предъявляют различные требования к лесным угодьям. Так, прогулочный отдых или сбор грибов и ягод требуют совсем иных условий по сравнению с познавательным туризмом. Разнятся летний и зимний виды отдыха. Вот почему найти универсальные критерии, пригодные для самых разных видов отдыха в лесу, едва ли возможно, тем более что для массового отдыха, как правило, значение имеют не только эстетические и санитарно-гигиенические свойства леса [7,8], а ландшафт в целом, разнообразие составляющих его урочищ, наличие источников чистой воды, обустроенность мест отдыха и др. Лес в таких случаях может выполнять функцию одного из компонентов ландшафта, важную, но далеко не единственную. Именно этим руководствовались участники экспедиции при выборе объектов исследования и имея в виду в первую очередь возможность организации на территории национального парка мест массового отдыха. Имеющийся опыт при обследовании лесов зеленой зоны города убеждает, что число мест, отвечающих требованиям массового отдыха, весьма ограничено и поэтому фронтальное обследование обширных территорий вне зон пребывания отдыхающих и туристов не оправдано по существу. И то, что в силу объективных причин не удалось обследовать все лесные массивы зоны исторического ландшафта и охраны памятников культуры, несущественно с точки зрения организации отдыха в лесах этой зоны, тем более что результаты исследований подтвердили общие закономерности, присущие лесам рекреационного назначения. [1,9]

Для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно — оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно — массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные, конные и лыжные прогулки, занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, а также другие виды организации рекреационной деятельности. Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде [2,4-6] и здоровью человека.

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесу. [1]

Лесничества должны контролировать соблюдение режима рекреационного лесопользования, а также осуществлять руководство по обустройству мест отдыха.

К лесам рекреационного назначения в области в соответствии с приказом МПР РФ № 108 от 24.04.2007 г. «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности» относятся зеленые зоны городов и других населенных пунктов. [9]

Для осуществления рекреационной деятельности возможно предоставление лесных участков в постоянное пользование либо в аренду на всей территории лесничества [3], кроме участков с эндемическими и реликтовыми породами, генрезерватов и заказников [7,8].

Для выделения зон активного отдыха требуются знания рекреационных нагрузок.

При таксации определяются также тип ландшафта, эстетическая оценка, биологическая устойчивость и проходимость участка. [9]

Под ландшафтом следует понимать вид участка, его структурную форму, определяемую степенью заполнения площади деревьями, характером их пространственного размещения и сомкнутостью древесного полога.

Существуют закрытые, полуоткрытые и открытые типы ландшафтов.

1. Закрытые ландшафты — насаждения с полнотой 0,6 и выше [1]:

  • с горизонтальной сомкнутостью — одноярусные насаждения с полнотой 0,6 и выше, чистые и смешанные по составу пород, всех типов леса.
  • с вертикальной сомкнутостью — двухъярусные разновозрастные древостои и насаждения с подростом высотой более 2 м, преимущественно смешанные по составу, реже чистые из разных поколений теневыносливых пород (ель) кисличной и черничной групп типов леса с групповым размещением деревьев, чем создаётся вертикальность или ступенчатость строения, сомкнутость полога основного яруса по горизонтали 0,6 и выше.

Большая зелёная масса крон деревьев из хвои и листьев в этом типе ландшафтов даёт много тени, прохлады и обладает интенсивным поглощением углекислоты. Лесная тишина, отсутствие ветра, создают здесь благоприятную обстановку для отдыха и прогулок. Группа ландшафтов закрытых пространств характеризуется малой обозреваемостью.

2. Полуоткрытые ландшафты — насаждения с полнотой 0,3 — 0,5:

  • с равномерным размещением деревьев — относятся изреженные древостои сомкнутостью 0,3-0,5 с равномерным размещением деревьев по площади, чистые или смешанные по составу пород, одновозрастные лишайниковой, брусничной, кисличной и черничной групп типов леса.
  • с куртинным размещением деревьев — относятся изреженные древостои с неравномерным размещением деревьев, с чистыми и смешанными по составу группами деревьев брусничной, кисличной и черничной групп типов леса. Особенностью участков этого ландшафта является различная площадь групп со свободной конфигурацией границ и разделение их сообщающимися полянами величиной, равной в среднем двойной и более высоте деревьев в группах. Общая сомкнутость древостоя — 0,3-0,5, в группах — 0,6-0,7.

Полуоткрытые ландшафты более благоприятны по границам с открытыми пространствами, реками, озёрами. Групповое размещение деревьев предпочтительнее равномерного.

Группа ландшафтов полуоткрытых пространств характеризуется средней обозреваемостью.

3. Открытые ландшафты — лесные и нелесные участки с минимальной (до 20%) степенью заполнения территории древесно-кустарниковой растительностью:

  • рединные древостои с равномерным размещением деревьев, горизонтальная проекция крон которых составляет 10-20% площади участка, что соответствует сомкнутости полога 0,1-0,2.
  • не покрытые лесом земли — вырубки, лужайки, сенокосы, болота, поляны, прогалины с единичными деревьями, мелкими группами кустарников. Древесно-кустарниковая растительность занимает здесь менее 10% площади участка
  • участки без деревьев и кустарников. Это пустыри, поляны, сенокосы и другие нелесные земли, в том числе болота и водные пространства.

Группа ландшафтов открытых пространств имеет большую обозреваемость.

При определении размеров лесных участков, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, необходимо руководствоваться оптимальной рекреационной нагрузкой на лесные экосистемы при соблюдении условий ненанесения ущерба лесным насаждениям и окружающей среде.

Рекреационная нагрузка — показатель воздействия на биогеоценоз факторов, обусловленных видом лесной рекреации, определяемый через следующие основные величины — площадь объекта лесной рекреации, количество посетителей и время их пребывания на объекте [1,9]. Различают оптимальную, предельную и деструкционную рекреационную нагрузку. Деструкционная вызывает рекреационную дигрессию — изменение естественных природных комплексов под влиянием их интенсивного использования для отдыха населения. Выделяют несколько стадий рекреационной дигрессии, которые хорошо изучены на примере рекреационных лесов. Считается, что рекреационная нагрузка в лесу достигла критического порога (превысила предельную), когда исчезает лесная подстилка и жизнеспособный подрост.

Следует различать следующие производные величины, применяемые для характеристики рекреационной нагрузки [1]:

  • рекреационная плотность — единовременное количество посетителей вида лесной рекреации на единице площади за период измерения;
  • рекреационная посещаемость — суммарное количество посетителей вида лесной рекреации на единице площади за период измерения;
  • рекреационная интенсивность — суммарное время вида на единице площади за период измерения.

Задача ведения лесного хозяйства заключается в том, чтобы рекреационная нагрузка не превышала предельно допустимую рекреационную нагрузку. Предельно допустимая рекреационная нагрузка — максимальная , при которой биогеоценоз сохраняет свою жизнеспособность [1,9,10].

Информация, полученная в ходе изучения рекреационной нагрузки лесных сообществ, является составной частью кадастровой информации [11-13].

novainfo.ru

Строительство объектов на землях лесного фонда

Земли лесного фонда — это территории, охраняемые Лесным и Земельным кодексом, а также другими нормативными документами, регулирующими управление этими участками. На них предприниматели могут добиться разрешения на застройку только в случае достоверной аргументации ее необходимости и подготовки полного пакета документации, подробно представляющей план будущего строительства.

Режим земель лесного фонда

Землями лесного фонда называют природно-хозяйственные территории. Они  в большинстве своем представляют совокупность разных лесов (как хвойных, так и смешанных, и лиственных), а также залесенных и нелесных земель в границах, описываемых положениями Лесного кодекса и предусмотренных кодексом Земельным, классифицирующим все природные территории страны.

В зависимости от категории лесов определяется возможность их передачи под совершенно другое управление. Так, леса первой категории могут передаваться только для удовлетворения государственных или хотя бы муниципальных нужд и только в исключительных случаях, когда других возможных участков для выполнения поставленных задач попросту нет. Застройка любыми частными организациями таких земель категорически запрещена. Леса остальных категорий в земли не природно-хозяйственного назначения переводятся в соответствии со статьями Лесного кодекса, требующими обязательного сохранения условий окружающей среды и их последующую охрану при возможном создании линейных объектов строительства.

Виды возводимых объектов регулируются также и лесным законодательством. Так, согласно его статьям, земли, не используемые для ведения лесного хозяйства, могут передаваться в аренду юридическим лицам или частным предпринимателям на срок только лишь до пяти лет (но с возможностью его продления) для их использования в сельскохозяйственных целях.

Особенности строительства

В современном законодательстве запрещается частное капитальное строительство лесных территорий, разрешены лишь некоторые отдельные постройки, выполненные в соответствии с нормами и правилами, обеспечивающими защиту окружающей среды:

  1. временные постройки, а также временные жилища лесников и других людей, обеспечивающих контроль за состоянием леса;
  2. кемпинговые участки, создаваемые в рекреационных целях для привлечения туристов без непосредственной вырубки огромных лесных участков;
  3. физкультурно-оздоровительные и профессиональные спортивные площадки для тренировок и другие спортивно-технические сооружения, например стадионы;
  4. лечебно-оздоровительные учреждения, такие как туберкулезный санаторий или санаторий для легочных больных;
  5. рекреационные объекты, позволяющие населению отдыхать и оздоравливаться на территории леса (детские лагеря).

Частная застройка на землях лесного фонда запрещена, но есть возможность обосноваться в тех населенных пунктах, границы которых совпадают с естественным или искусственным лесом. Такой же вариант возможен и для крупных государственных учреждений, не связанных с использование рекреационных насаждений лесов.

Кроме капитального строительства разрешается возведение временных сооружений, используемых для одного из видов деятельности — изучения недр земли геологами, для поиска месторождений необходимых полезных ископаемых, для изучения водохранилищ или создания новых дорог и возведения линий электропередач, для заготовки древесины или же недревесных ресурсов леса.

Подготовка необходимых документов

Для получения разрешения о строительстве временных или рекреационных объектов на землях лесного фонда, а после и для его начала нужно пройти несколько этапов подготовки и предоставления в государственный органы различной документации, среди которой выделяется проектная по возводимому объекту и освоению территории и документы, подтверждающие прохождение государственной экспертизы для выбранного участка; выданный после проведения аукциона или без него договор аренды на конкретный лесной участок и документы о переводе земель лесного фонда в другие категории в случае, если это необходимо. Таких документов очень много и все они получаются в разных уполномоченных органах:

  1. ходатайство заявителя о переводе земель;
  2. копии документов, подтверждающих личность заявителя и работоспособность организации, планирующей застройку;
  3. акт выбора участка земель и решение уполномоченного органа исполнительной власти в данном субъекте России, подтверждающее этот выбор;
  4. согласование с отделом архитектуры и градостроительства;
  5. выписка из государственного кадастра недвижимости;
  6. справка от Роснедра об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  7. справка от главного управления лесами на конкретном субъекте.

Получить разрешение на перевод земель в другую категорию можно по одной из следующих причин с документами, ее подтверждающими и в обязательном порядке указываемыми в подготавливаемом ходатайстве:

  • расширение территории черты поселения, ее изменением или же предварительной установкой, если это нужно для строительства нового поселка;
  • в целях создания природо-охранных территорий или же выделения памятников природы или памятников исторического значения;
  • в целях создания оздоровительных объектов, объектов культурно-бытового строительства или рекреационных сооружений.

Так, первый вариант будет выгоден для застройщика, создающего коттеджный поселок и имеющего справки, доказывающие право на ведение застройки и создание нового населенного пункта, территория которого, согласно планировке, может захватить участок леса. На третий пункт можно «надавить» тем предпринимателям, которые хотят создать только один конкретный объект, непосредственно связанный с природой и ее рекреационными возможностями.

Другие материалы сайта по теме: можно ли оформить земли лесного фонда в частную собственность, смотрите здесь; что такое лесной сервитут, написано здесь; и как осуществляется кадастровая оценка земель лесного фонда, разобрано по ссылке.

Гораздо проще оформить в аренду участки второй и третьей категорий леса. Идеальным вариантом могут стать хозяйственного назначения пустыри или же территории, заваленный мертвой древесиной и заросшие непроходимым кустарником, использовать которые без их облагораживания не представляется возможным.

Главными документами, при подготовке строительства на участке, принадлежащем лесному фонду, можно назвать свидетельства, подтверждающие аренду конкретной территории и перевод земель в другую категорию. Добиться этого сложно, но в целях развития туризма в стране или сохранения лесных массивов, строительство на территории леса вполне возможно.

www.landatlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *