Лесовозы СССР и СНГ | обзор mpark.pro
«Лес — наше богатство» — знакомый всем лозунг. И важная составляющая нашей экономики последние пятьсот лет. Какими же грузовиками его возили в СССР и возят сейчас?
Для вывоза леса используют две технологии — хлысто- и сортиментовозы. Могучий СССР с его бесконечными объемами, огромными расстояниями и труднодоступностью лесов в основном использовал первую. Сейчас в моде вторая, соответственно, изменился и парк. Мы рассмотрим оба вида, и сперва остановимся на отечественном автопроме, иначе конца видно не будет.
01. До, и сразу после войны лес вывозили на чем придется — подводами, любыми тракторами и грузовиками, и даже верблюдами (был такой эксперимент в Якутии). Первым грузовиком, специально разработанным для вывоза леса, стал появившийся в 1955 году МАЗ-501. Полноприводный грузовик имел 120-сильный двухтактный дизель ЯАЗ-204А, новый передний мост и раздаточную коробку. Двускатная ошиновка заднего моста позволила повысить массу груза: допустимая нагрузка на заднюю ось возросла с 3600 до 8350 кг. С роспуском
02. В 1967 году Минский автозавод начал серийный выпуск бескапотных хлыстовозов МАЗ-509П, а опытные образцы лесовозов 500-го появились еще на несколько лет раньше. МАЗ-509П был «переходным» вариантом (отсюда и буква П в обозначении).
03. С 1969 года в серии стоял уже «правильный» МАЗ-509. Буква П из индекса исчезла, а новым словом в советском лесовозном деле стал «самоскладывающийся» прицеп-роспуск . Это и есть важнейшее отличие МАЗ-509 от МАЗ-509П, который системой складывания не оснащался. Еще с 18,4 до 20 тонн подняли паспортную грузоподъемность.
04. Индекс МАЗ-509 сохранился и после, как сказали бы сейчас, «рестайлинга» 500-го семейства. Именно в таком виде МАЗ-509 провел свой «Золотой век» и достиг пика массовости. Если лесовозов МАЗ-501 делали в среднем 1700 штук в год, то ежегодный тираж лесовоза МАЗ-509 составлял 2700 штук +/- несколько единиц.
05. В 1976-м году МАЗовский лесовоз опять обновился. Тогда сделали первые пять таких машин. Еще на тонну выросла грузоподъемность, появилась новая тормозная система (раздельная, своя у каждого моста).
Начиная с 1977-го года «тираж» новых МАЗ-509А вышел на «госпланово-утвержденную» цифру, как и прежде, в 2700-2800 экземпляров в год. В таком виде МАЗ-509А выпускался до 1990-го года.
07. Любопытно, что МАЗ-5434 до середины 1990-х изготавливали со «старой мордой», а «осовремененной» кабиной 6422 его стали оснащать только в конце 1990-х
08. Разразившийся рынок заставил заводы резко меняться, самим предлагать решения транспортникам. В 1992 году юридически уже на МЗКТ, но еще под маркой МАЗ попробовали поразить лесовозников мощью, и построили автопоезд-монстр МАЗ-73136 + МАЗ-83851. Конечно, разработанная для армии на совсем иных принципах в 1960-е машина в экономику не вписывалась никак. Позже были и другие попытки приспособить военные тяжеловозы, все они успехом не увенчались.
09. А вот первый МАЗовский трехосный полноприводный лесовоз МАЗ-64255 в середине 1990-х в экономику вписался. Узкоспециализированный рынок его принял.
10. МАЗ и до сих пор активно производит лесовозы (уже сортиментовозы, в основном). Самая ходовая его модель — МАЗ-6317Х9 6х6. На вот этом экземпляре написано «Убийца КАМАЗа», что, в общем-то, правда — сегодня МАЗ самый распространенный после КАМАЗа лесовоз в стране.
Фото Михаила Архипова
11. С 2004 года в программе МАЗа появился лесовоз с новой кабиной MАЗ-641808. Но его выпуск был штучным. Эпоха хлыстовозов уже тогда начала стремительно уходить.
12. В 2015 году МАЗ поставил на производство новое поколение внедорожных грузовиков с совершенно новым передним мостом и межколесными блокировками. В декабре прошлого года новое внедорожное семейство пополнилось и сортиментовозом. Индекс этой машины — МАЗ-6302H9. Грузоподъемность — 20150 кг. Первый образец уже работает в России.
13. Отделившийся от МАЗа Минский Завод Колесных Тягачей тоже в свое время не хотел упускать эту нишу. В 1997 году он показал свой «полностью гражданский» сортиментовоз МЗКТ-69238. Его техническая полная масса вместе с прицепом составляла 69 т, объем вывозимого сортимента — 43,5 куб.м. Но тогдашние лесовозники ничего не слышали об осевых нагрузках и ограничении полной массы, и дорогая машина с избыточным количеством осей «не пошла».
14. Сейчас в программе есть автопоезд-сортиментовоз МЗКТ-6903 (8х4) с 4-осным раздвижным прицепом 61011, общей грузоподъемностью 39800 кг. Но его продажи тоже единичны. Странно, что МЗКТ до сих пор не предлагает полноприводную модель для лесозаготовителей.
15. Теперь о «лесовозе №1». В шорт-листе страны с большим отрывом лидирует КАМАЗ 6х6. Наиболее продвинутая версия модели 43118 называется «Бизнес», и оснащается дизелем Cummins челнинской сборки. Грузоподъемность достигает 11200 кг, плюс еще 16 т на прицепе. Надстройки делают десятки производителей, не считая кустарей-одиночек. На этом стоит облегченная, от НАБИ Вологодской области, с собственным именем «Леший».
16. Конечно, где возможно, используются и автопоезда, для которых выпускаются специальные полуприцепы. Этот челябинский
17. Еще одним важным игроком в отрасли был, конечно, КрАЗ. В 1969 году был разработан специальный автопоезд: КрАЗ-255Л с прицепом-роспуском ТМЗ-803К. Мощность дизеля ЯМЗ-238 составляла 240 л.с. С учетом широких шин, централизованной подкачки и полного привода «Лаптежник» мог вывезти до 40 куб.м. хлыстов.
18. Его преемник, КрАЗ-6443 выпускается до сих пор. Полная масса хлыстовоза составляет 59 т, но эта чисто справочная информация владельцев обычно не интересует. Грузят сколько можно — эти парни в Гане и по семьдесят.
19. Несколько лет назад кременчужане начали обновлять программу лесовозов. Появились как обновленные капотники ( В18) с собственным пластиковым обвесом, так и бескапотники Н23 (у этого кабина от Renault Kerax). Увы, но пока продажи на нашем рынке встали…
20. Конечно, лесовозники не обошли вниманием общесоветский вездеход, Урал. Грузоподъемность у классика невелика, но цена и проходимость делают его бестселлером. Рецепт прост: списанное армейское шасси Урал-375Д получает ярославский дизель вместо бензинового ужаса, обретает примитивную надстройку и отечественный манипулятор. Дешевле ничего не найти…
21. А шасси его позднего собрата, Урал-4320, еще более популярно, и его модернизируют, как могут. Этому, например, удлинили раму и «подкатили» четвертую ось, конечно, неприводную.
22. А вот гражданская разработка завода, бескапотный Урал-63685 6х4, особым успехом не пользуется, невзирая на приличную грузоподъемность в 20,7 т. Ну какой же это Урал, без полного-то привода?
23. Когда в начале 90-х образовалось первое российское грузовое СП, IVECO-УралАЗ, оно начало со сборки самосвалов IVECO 330-30, копий знаменитого «бамовского» Магируса. Одной из первых иных модификаций стал капотный сортиментовоз IVECO-Урал-5531 в комплекте с прицепом «Сибирь-трейлер» 8343 и манипулятором Loglift.
24. С тех пор заводчане перешли на сборку современных аналогов материнских машин. Этот IVECO-AMT 633920 + 84343 выпускается в различных вариантах по заказу, а его полная масса (в составе автопоезда) достигает 90 тонн.
Конечно, мы рассмотрели здесь только основные тенденции с привязкой к шасси отечественных марок. И обзор далеко не закончен, ведь импорт тоже активно и повсеместно используется на вывозе леса, но это уже отдельная тема.
mpark.pro
Лабораторная работа № 10 Подготовка автолесовоза маз-509а к работе и основные правила эксплуатации
Цель работы: изучить и научиться выполнять основные правила эксплуатации автолесовозов, порядок пуска и остановки двигателя.
Оборудование: автолесоеоз МАЗ-509А, комплект инструментов, инструкция по эксплуатации, плакаты и учебные пособия.
Техника безопасности и противопожарные требования.
К работе на лесовозном тягаче допускаются лица, ознакомленные с особенностью
конструкции автопоезда и прошедшие стажировку по погрузке-разгрузке роспуска на шасси.
Запрещается выпускать на линию автопоезд с неисправностями, указанными в
Правилах дорожного движения.
Автолесовоз должен быть оборудован кониками, снабженными приспособлениями для открытия стоек по стороны, противоположной направлению разгрузки, и верхними увязочными средствами.
Во время погрузки леса грузоподъемными машинами запрещается находится в кабине и на площадке тягача. В момент погрузки и разгрузки роспуска нахождение людей ближе 15 м от движущихся конструкций недопустимо.
Запрещается производить прогрев двигателя в закрытых помещениях с плохой вентиляцией во избежание отравления отработанными газа.
Не допускается подтекание топлива из топливопроводов двигателя.
Запрещается подогревать агрегаты лесовоза открытым пламенем (факелом, паяльной лампой и др.).
Буксировка тягача, перевозка людей и лесоматериалов и их расположение на тягаче должны соответствовать требованиям Правил дорожного движения
4. Порядок выполнения работы
4.1 Общие указания и технические требования сводятся к следующему.
Смазку тягача следует производить в соответствии с картой смазки. Применение загрязненных или несоответствующих сортов смазки и топлива категорически запрещается.
Следует постоянно контролировать давление масла в системе смазки двигателя, которое на минимальных оборотах коленвала быть не менее 0,1 МПа
Воду из системы охлаждения следует сливать через 5 кранов. При этом пробка радиатора должна быть открытой.
Поднимать кабину при включенной передаче запрещается.
Нельзя начинать движение тягача, если давление в пневмосистеме тормозов ниже 0,45 МПа, а во время движения не следует допускать уменьшения этого давления ниже 0,45 МПа. При длительных спусках нельзя глушить двигатель во избежание расхода воздуха из пмевмосистемы. Ручным (стояночным) тормозом пользоваться при движении разрешается только в аварийных ситуациях.
При длительных стоянках тягача нужно обязательно выключать выключатель массы батарей и вынимать ключ из замка-включателя электрической цепи и стартера.
Эксплуатация тягача должна производиться с роспуском, оборудованным пневмоприводом тормозов.
Включать механизм блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки следует только в тяжелых дорожных условиях. Использование лебедки в других целях, кроме погрузки роспуска, категорически запрещается
При включенном тормозе-замедлителе запрещается выключать сцепление и переключать передачи во избежание вывода из строя фрикционных дисков сцепления. При необходимости переключения передач следует выключать тормоз-замедлитель.
Контрольный осмотр тягача перед выездом на линию.
Осмотреть автомобиль снаружи (кабину, коники, сцепку), проверить целость стекол кабины и фар, удалить пыль (снег, влагу).
Проверить крепление аккумуляторных батарей и наконечников проводов на выходных зажимах.
Поднять кабину автомобиля и протереть двигатель. Проверить нет ли течи масла из картеров агрегатов, а также проверить состояние и натяжение ремней вентилятора и привода компрессора.
Проверить люфт рулевого колеса, давление воздуха в шинах, надежность крепления гаек колес, сочленений тяг рулевого управления, рулевом сошки.
При остановках в пути водитель обязан уделить внимание вышеперечнисленным работам, а также нагреву агрегатов и состоянию их крепления.
Пуск и остановка двигателя
4.3.1 Перед пуском двигателя ежедневно следует проверять: уровень масла в поддоне двигателя и картера, топливного насоса и регулятора; наличие охлаждающей жидкости и топлива в топливных баках.
Пуск двигателя выполнить в следующей последовательности: включить включатель аккумуляторных батарей, проверить положение рычага механизма переключения передач (рычаг должен быть в нейтральном положении), проверить положение рукоятки останова двигателя и включения моторного тормоза, (рукоятка должна быть вдвинута до упора), нажать на педаль управления подачей топлива, т.е. вдвинуть рейку топливного насоса в положение умеренной подачи.
Вставить ключ в замок — включатель электрических цепей и стартера и повернуть его по часовой стрелке до упора, педаль управления подачей топлива отпустить до минимально устойчивых оборотов сразу же после запуска, не допуская работы двигателя на повышенных оборотах. Продолжительность одного пуска не должна превышать 20 секунд. Если двигатель не запустился, то через 1-2 минуты пуск следует повторить. Выдержка необходима для полной остановки якоря стартера и предотвращения поломки зубьев маховика и шестерен стартера. Рукоятка ключа включателя стартера после запуска двигателя должна вернуться в исходное положение. При пуске двигателя следует выжать педаль сцепления для облегчения его запуска.
Прогреть двигатель до температуры воды 50°С на минимальных оборотах с постепенным увеличением до средних. При низких температурах при запуске применять пусковой подогреватель.
Перед остановкой двигатель должен поработать 3-5 мин на средних оборотах, а затем, уменьшив их до минимальных, потянуть на себя рукоятку остановки двигателя и включения тормоза замедлителя.
Ответить на контрольные вопросы.
Какие требования предъявляются к техническому состоянию автолесовозов Правилами дорожного движения?
Основные требования, предъявляемые к технологическому оборудованию лесовозов.
Как и в какой последовательности производится пуск и остановка двигателя тягача МАЗ-509А?
Техника безопасности при эксплуатации автолесовоза MA3-509A-TM3-803.
4.4 Оформить отчет по работе.
В отчете студент должен дать ответы на контрольные вопросы.
Изучить и изложить в отчете порядок предпусковой подготовки двигателя с помощью подогревателя при низких температурах и дать его схему.
5. Литература
Тягач лесовозный МАЗ-509А. Техническое описание и инструкция
по эксплуатации. /Отв. И.Г. Высоцкий. — Минск: Полымя, 1980. — 240 с.
Автомобиль-лесовоз МАЗ-509А /М.С. Высоцкий, Л.Х. Гилелес, Г.В. Мартыненко. С. Г. Херсонский. — М.: Лес. пром-сть, 1983, — 216 с.
studfiles.net
Лесовоз МАЗ 509А история автомобиля видео Приколы видео смотреть.
…
3 лет назад
http://auto-salon.kz — Грузовые автомобили и спецтехника в Казахстане
…
4 меc назад
Легендарная советская техника, вызывающая уважение и трепет даже у лесорубов 21 века.
…
1 лет назад
МАЗ 509А «Лесовоз»
…
2 лет назад
Автомобили на полном приводе. Самая большая коллекция автомобилей. Тюнинг автомобилей на гусеничном ходу….
…
12 меc назад
Вот на таких машинах мужики все еще во всю работают! Старичок по-прежнему в деле!
…
2 лет назад
http://www.newscale.pro/catalog/products/our_automotive/maz_509_lesovoz_nap/ Масштабная модель автомобиля МАЗ 509 лесовоз Производитель: Наш.
…
10 меc назад
МАЗ 500 — легендарный советский грузовик произведенный Минским автомобильным заводом. Именно его ведет даль…
…
4 лет назад
Интересные ролики о российских и зарубежных грузовиках. Обзоры вездеходов. Также сюжеты об уникальных…
…
1 лет назад
Фрагменты оцифровки 16 мм фильма Казанцева Ивана Ивановича. Композиция «Green Leaves» принадлежит исполнителю…
…
1 меc назад
ДОНАТ—DONATION ALERTS : http://www.donationalerts.ru/r/driver_51rus Ссылка на автора мода : https://vk.com/sonchak_roman Группа в VK Spintires …
…
4 лет назад
Русские вездеходы ручной сборки. Огромные русские грузовики пользуются популярностью во всем мире. Полно…
…
4 лет назад
Мощные грузовики преодолевают сложнейшие маршруты. Автомобили ограниченной серии и русские концепты….
…
3 лет назад
Уникальные вездеходы со всего мира. Камаз и Зил на соревнованиях. Самые проходимые автомобили УАЗ и Нива….
…
4 лет назад
Огромные и мощные русские грузовики. Автомобили ограниченной серии и концептуальные модели. Уникальные…
…
2 лет назад
Маз54341 лесовоз.
…
3 лет назад
Автомобили ограниченной серии и концептуальные модели. Самая большая коллекция автомобилей. Самые популя…
prikoly2016.ru