Лес где растут только ели – КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА? ЕЛОВЫЙ И СОСНОВЫЙ ЛЕСА — ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА — Каталог статей

Конспект занятия для средней группы «Берегите лес – лес наше богатство»

Задачи:

— Закреплять  знания детей  о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.         

— Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу.

— Формировать  у детей знания  о значении деревьев в жизни человека;        желание самим посадить дерево, ухаживать за ним.

— Развивать любознательность, память, умение делать выводы.

— Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:

Посещение территории школы для сравнения хвои ели и сосны , рассматривание лиственных деревьев на территории детского сада, рассматривание иллюстраций энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы природоведческого характера, изготовление наглядного пособия родителями.

Оборудование:

Картинки:  к игре «Назови дерево», к подвижной игре « Создай лес: хвойный и лиственный»,   «Правила поведения в лесу», саженцы  (берёзки, ели, кедра), ведёрки с водой, лопатки, костюм лесовичка, корзина со сладостями.

Интеграция областей: познание, безопасность, труд, чтение художественной  литературы, коммуникация.

Ход:

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наше хорошее настроение,  с воздушным поцелуем  пошлём друг другу и нашим гостям. Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что оно пройдёт на улице.                                                 

Воспитатель:  Как вы думаете,  где воздух чище в городе или в лесу? Почему? 

Дети: В лесу воздух чище, потому что там много деревьев.           

Воспитатель: А  что надо сделать , чтобы в городах воздух стал чище?        

Дети: Посадить разные деревья.

Воспитатель: Как вы думаете, человек может прожить без леса?      

Дети: Нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты».

Воспитатель: Что же  даёт человеку лес?

Дети:  Свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.

Воспитатель: Ребята,  Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. Деревья – большие друзья и человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.

Воспитатель:  Перед  тем  как посадить дерево, надо выяснить, будет ли оно расти в наших условиях . Вырастет ли у нас пальма, апельсиновое дерево?        

Дети:  Нет. Эти деревья растут  в жарких странах, при тёплом климате.               

Воспитатель: Правильно,  значит, нам надо посадить деревья, которые не бояться морозов и сильных холодных ветров. Назовите, какие это деревья?          

Дети: Берёзы, дубы, рябина, сосны, ели.                                                              

Воспитатель: Скажите, как называется лес,  где растут берёзы, рябины, дуб?

Дети: Лиственный.    

Воспитатель:  Как называется  лес,  где растут ели, сосны, кедр?

Дети: Хвойный.    

Воспитатель:  Молодцы. Предлагаю поиграть в игру « Создай лес»

Игра «Создай лес»

дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.           

Воспитатель:  Ребята, а теперь мы  пойдём на  участок,  и посмотрим , какие  деревья растут у нас на участке.  

Дети: Одна маленькая ёлочка.  

Воспитатель: Ей, наверное,  скучно. Что делать? (высказывания детей)                    

У меня есть знакомый  лесовичок,  давайте его попросим принести нам маленькие деревца. Давайте свяжемся с лесовичком по сотовому телефону. Кто хочет с ним поговорить?

Разговор по сотовому телефону.  Приходит лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, в какой детский сад я пришёл? А где он находится?      (ответы детей)    

Лесовичок: Я выполнил вашу просьбу и принёс маленькие деревца. Посмотрите на них и скажите как они называются?                                                                                 

Дети: Берёзка, сосна, кедр.                                                                                         

Лесовичок: А какие деревья вы ещё знаете?  

Дети: Тополь, осину, ель, дуб.    

Лесовичок: Молодцы! Ещё я хочу посмотреть, умеете ли вы отгадывать загадки. А отгадки находить на картинках.

— Стоит в белой одёжке, на ветвях серёжки. ( берёзка)

— Что же это за девица не швея не мастерица . Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (ель)                                                                                                                       

— Развесила бабуся оранжевые бусы,  прилетели свиристели, все бусы съели. (рябина)                                                                                                                                                                   

У меня длинней иголки, чем у ёлки, очень прямо я расту в высоту. (сосна)                                                                                                                                                                 Лесовичок : Молодцы. А сейчас  я предлагаю рассмотреть деревья, которые я принёс.     

                              Игра: «Что  есть у дерева?» (строение дерева)

 –Есть у дерева  крепкие корни,                         –Есть ствол, а на стволе кора,     

 глубоко схоронились в земле,                            если жара укроет она,                  

чтобы дерево крепко стояло,                              ну а если сильный мороз,                

чтобы ветки и листья питало.                          ствол защитит, чтобы он  не замерз.                                                                                                                                                                       Лесовичок: Кто скажет, в какое время года лучше сажать деревья?                          

Дети: Весной или осенью.                                                                                          

Лесовичок: Для чего вы решили посадить деревья?                                                    

Дети: Чтобы  у нас было больше кислорода,  воздух был чище, любоваться красотой деревьев, чтоб к нам чаще прилетали птицы и насекомые.      

Лесовичок: Пришло время посадить деревья.

Девочки придерживают саженцы и поливают, а  мальчики, засыпают корни землёй.

Лесовичок:  Деревья мы посадили, но чтобы они выросли большими, надо их почаще поливать, следить , чтобы никто их не ломал, а то приходят ко мне в лес люди, ветки ломают, костры разжигают, цветы рвут, прямо не знаю что и делать?  

Воспитатель:  Лесовичок, мы тебе подарим запрещающие знаки, которые ты можешь разместить в лесу.

Дети описывают знаки       Лесовичок:  Спасибо, ребята, мне очень пригодятся эти знаки. Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, 

 и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!   

Лесовичок:  Мне пора возвращаться в лес. За вашу работу, хочу угостить вас моими лесными сладостями. До свидания.

Угощает детей сладкими орешками. Дети прощаются с лесовичком.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Как мы с вами будем ухаживать за нашими саженцами?

Фото отчет:

Авторы: Колтакова Асиля Карамовна, Корчуганова Лилия Алексеевна,

воспитатели МБДОУ «детский сад № 61 комбинированного вида»,

г. Ленинск-Кузнецкий, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Урок по окружающему миру «Лес, лесные опасности и человек». 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Посвящается моему отцу
лётчику – наблюдателю,
«Почетному работнику леса»,
человеку любившему русский лес

Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, показать важность рационального использования и охраны лесов, воспитывать любовь к природе, к русскому лесу, развивать познавательный интерес.

Оборудование: семена ели, клёна дуба, фотографии лесных пожаров и воздушных защитников леса, схема-таблица «Этажи леса», репродукции русских художников И.Шишкина, А. Рылова, Ю.Клевера, индивидуальные доски с маркерами, проекционная доска, фоновые экраны, круговая диаграмма «Причины возникновения лесных пожаров», материалы из книги О.В.Коняевой « Азбука живой природы», С.Лавровой «Загадки леса»..отрывок из стихотворения О.Куликовой «Авиалесоохрана».

Ход урока

Организационный момент.

На столах у учащихся в пластиковых контейнерах лежат семена растений ели, клёна, дуба.

У. Что лежит у вас на столах?

Д. Семена.

У. Определите, каких растений?

Д. Семена деревьев: ели, клёна и дуба.

На проекционной доске показаны репродукции картин русских художников.

У. Посмотрите внимательно на картины , что на них изображено?

Д. Лес.

У. Сегодня, мы с вами будем говорить о лесе. Каждый лес когда- то начинался с маленького зёрнышка. Оно может быть принесено ветром, как у клёна, например, ведь у него есть специальные крылышки для полёта. Его могут принести муравьи — они способны тащить груз несколько километров. Его может уронить птица или зверёк –вкусная мякоть специально «обрастает»косточку рябины или боярышника, чтобы животное его съело, а потом «потеряло» в другом месте. Но не всякое семя может прорасти на открытом месте , некоторые боятся прямых солнечных лучей.

Берёза, например, легко заполняет прогалины — любит солнышко. Но несколько тоненьких сеянцев — это ещё не лес. Постепенно молодые деревца растут, в их тени поселяются тенелюбивые растения. Лес всё гуще – всё больше тенелюбивых пород, всё меньше любителей солнышка. Наконец несколько деревьев упали от старости или от сильной бури – и в образовавшееся окошко хлынули прямые солнечные лучи. На этом месте опять могут расти солнцелюбивые породы. Так постепенно образуется пёстрая смесь из больших и маленьких, тенелюбивых и солнцелюбивых деревьев разных пород, кустарников, трав. Взрослому лесу не меньше 200 лет.

Работа на фоновых экранах.

Перед вами напечатаны различные породы деревьев, объедините их в сообщества и найдите верное название лесу.

Ребята объединяют карточки:

  • дуб, липа ясень, клён, берёза — лиственный лес;
  • сосна, ель, пихта — хвойный лес;
  • лиственные и хвойные деревья – смешанный лес

Беседа

У. Как называется лес, где растут одни ели?

Д. Ельник.

У. Как называется лес, где растут сосны?

Д. Сосновый бор.

У. Как называется лес, где растут берёзы?

Д. Берёзовая роща.

У. Как называется лес, где растут дубы?

Д. Дубрава.

Работа в командах.

На доске две таблицы, на которых изображены лесенки. Рядом на столе лежат карточки с названиями: деревья, кусты, травы, кустарнички, мхи, лишайники.

Ребята заполняют лесенку карточками.

Нижний ярус – мхи, лишайники.

Второй ярус — кустарнички, травы.

Третий ярус — кустарники.

Верхний ярус — деревья.

Физкультминутка.

Лес смеётся, лес смеётся!
Над поляной пчёлка вьётся.
Лес смеётся — гриб растёт,
Ручеёк журчит, поёт.
Солнце листья золотит,
Ветерок в ветвях шалит.
Сердце радостное бьётся-
Это значит — лес смеётся!

У. Лес играет важную роль в жизни человека. Что даёт лес человеку?

Д. Лес даёт человеку кислород, древесину, лекарственные растения, смолу, грибы орехи, ягоды, дичь, одежду.

У. При Иване Грозном армия отправлялась в военный поход без запасов продовольствия. Ведь дорога шла через лес. Это одежда — без тёплой меховой шубы в русские зимы грустно. Это всё для хозяйства – от дома до ложек. Это дороги – из стволиков на болотистых местах и деревянные тротуары в древнем Новгороде. Это берёзовый дёготь, которым смазывали тележные оси, сапоги и даже больные места. Это письменность – берестяные грамоты, найденные в Новгороде, в этом городе была поголовная грамотность! Потому что писали на дешёвой бересте .Это лекарства – лечились травами, медвежьим и барсучьим салом, кедровыми орешками и смолой. Жевательную резинку изобрели не в США, а изобрели наши предки , они варили смолу пихты и жевали, чтобы десны не кровоточили, чтобы зубы не болели, чтобы запах был приятный.

Работа с досками и маркерами. Блиц-опрос.

У. В этом лесу нет никакого подлеска.

Д. Еловый.

У. Из какого дерева можно смастерить барометр?

Д. Из ели. В сухую погоду ветка загибается вверх, в сырую – вниз.

У. Чем лечат деревья свои раны?

Д. Смолой.

У. Это дерево называют хлебным деревом Сибири.

Д. Кедр.

У. Это дерево соперничало в прочности и надёжности с камнем.

Д. Лиственница.

У. По какому дереву люди научились делать долговременные прогнозы погоды?

Д. По берёзе. Если осенью листья берёзы начинают желтеть с верхушки – весна будет ранняя, если осенью сохраняется зелёная листва вверху, а снизу всё облетело, жди ранней зимы.

У. Какая бывает реклама в лесу?

Чтобы птицы обратили внимание на ягоды, они должны быть яркие, блестящие, а цветок – большой рекламный щит, привлекающий внимание к малюсенькой щепотке пыльце.

Заключительная часть

У. Какие опасности может подстерегать лес?

Д. Пожары.

У. Пожары – самая частая причина гибели лесных массивов. Каждый год тысячи гектаров леса превращаются в пепел, в золу. Гибнут деревья, гибнут птицы, лесные зверушки, горят жилые дома, построенные недалеко от леса, гибнут люди!

У. По каким причинам возникают лесные пожары?

Д. По причине неосторожного обращения человека с огнём, от молний.

На проекционной доске показана круговая диаграмма, на которой видно, что 72% лесных пожаров возникают по вине человека (рис.1).

Рисунок 1

У. Знаете ли вы, что есть люди ,которые спасают леса от пожаров. Это доблестные, мужественные люди – пожарные-парашютисты, лётчики – наблюдатели, десантники – пожарные, которые спасают лес от разбушевавшегося огненного зверя – от сильного пожара, грозящего сожрать всё живое вокруг – не только лес , но и дикую и домашнюю живность, и население близлежащих деревень. Эти люди живут среди нас. Долг, совесть ,честь, верность выбранной профессии – вот что помогает им побеждать в нелёгкой борьбе со страшной стихией, но и позволяет оставаться людьми, ЧЕЛОВЕКАМИ, в самом высоком смысле слова.

Есть люди, что видят, как птицы

Земли красоту с небес
Цель «Авиалесоохраны» —
Сберечь от пожара лес!
Летнаб даст точный расчёт,
Парашютисты готовы
Инструктор ПДПС-
За ним последнее слово!
Не каждый прыгнет в огонь
Бороться с лесным пожаром
Здесь сила и храбрость нужны,
И чувство родства с Земным шаром.

Просмотр небольшого документального фильма о лётчиках-наблюдателях, о пожарных-парашютистах.

Практическая работа

На столах контейнеры с семенами и стаканчики с землёй.

У. Пусть каждый из Вас посадит семечко , поливает его и вы увидите, как на ваших глазах произойдёт чудо .Когда появятся ростки , мы с вами посадим их в школьном саду.

Пусть останется память о вас, ведь вы наши выпускники!

Итог.

Любите лес, оберегайте его и он поделится с вами своими богатствами и жизнь на земле будет продолжаться!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

описание, свойства, фото. Какие загадки таит еловый лес?

образ Ели

С самого детства на Рождество и Новый год люди привыкли ощущать запах еловых веток. Смешиваясь с запахом мандаринов, этот душистый хвойный аромат был предвестником чуда, подарков, новых впечатлений и Нового года.

Много веков Ель олицетворяла собой символ нового цикла. В давние времена, оставаясь вечнозеленой, Ель была аллегорией вечной молодости и бессмертия, долголетия и верности.

По этим же причинам Еловый «лапник» был и остается во многих деревнях признаком ушедшей жизни. Во время хода похоронной процессии «лапник» из еловых веток бросают под ноги, прощаясь с ушедшими. Их век закончился, но перешел в вечность.

В Скандинавии Ель использовали для обрядовых костров. Смолистые дрова придавали костру неповторимую силу.

названия Ели

Слово «Ель» произошло от старинного славянского слова «jedlъ», что означает «колючий».

Впервые упоминание этого дерева в русских писаниях появилось в XI веке. Однокоренные слова встречаются во всех языках славянской группы.

Латинское название Ели – Picea, что означает «смолистый».

Где растет Ель?

Еловые леса встречаются по всей России. В основном это густые, дремучие чащи с небольшим количеством подлеска.

Несмотря на то что Ель лучше всего развивается на открытом месте, встречаются ее теневыносливые собратья.

Наиболее распространенный вид дерева – «Ель Обыкновенная». Она встречается в европейской части России, в Финляндии и северной Европе. Еловые рощи встречаются и в Сибири, и на Урале.

Собратьев Ели Обыкновенной можно встретить на Кавказе и на Дальнем востоке, на Курильских островах и на Сахалине. Даже в Северной Америке и Китае произрастают отдельные виды этого колючего душистого дерева.

Как выглядит Ель?

Ель представляет собой высокое статное дерево с прямым крепким стволом и густой кроной. Ветви расположены в виде пирамиды и имеют колючие иголки. Кора Ели плотная и покрыта чешуйками.

Высота Ели может достигать 30 метров, в то время как объем ствола многих видов превышает 1,5 метра

Средняя продолжительность жизни дерева составляет 250 – 300 лет. Встречаются долгожители 600 летнего возраста.

После 10 – 15 лет жизни дерево меняет корневую систему, избавляясь от главного корня. Именно поэтому в лесу можно встретить этих поваленных ветром гигантов с вывороченными корнями.

Когда цветет Ель?

Женские цветки образуют небольшие шишки, которые после опыления превращаются в те самые еловые украшения.

Мужские цветки образуют вытянутые сережки, которые разбрасывают пыльцу в мае.

В октябре в шишках созревают семена и становятся добычей лесных грызунов. Пушистые белки стремятся заготовить семена на зиму.

Лечебные свойства Ели

В лечебных целях используют еловые шишки, хвою и смолу.

В хвое содержатся бактерицидные вещества, аминокислоты, хлорофилл, витамины и фитонциды. Еловая хвоя богата витамином С, концентрация которого возрастает к зиме, поэтому с давних времен хвойный «чай» был отличным средством от цинги и попутно укреплял весь организм.

Ежедневное употребление 3 – 4 еловых иголок в течение месяца способно восстановить иммунитет и повысить сопротивляемость к ряду вирусных болезней.

Несколько веток лапника, поставленных в комнате в вазу, способны убить вредные бактерии в помещении, оставив в воздухе приятный аромат.

Еловые шишки богаты дубильными веществами и эфирными маслами. Они также содержат медь, марганец, алюминий, железо.

Эфирные масла используют при борьбе с ОРЗ и заболеваниями верхних дыхательных путей.

Сироп из почек Ели назначают при микроинфарктах.

Отвар из хвои используют при ингаляции для лечения ангины и гайморита.

Смола или живица Ели обладает антисептическими свойствами и может быть использована в составе мазей для заживления ран и язв.

Применения Ели

Древесина Ели – самый распространенный материал для строительства и топлива. Древесину также используют для производства бумаги.

Еловая древесина очень мягкая и прямослойная. Несмотря на широкое использование в строительстве, необработанная древесина недолговечна и быстро загнивает. Именно поэтому еловую древесину обрабатывают антисептиками и протравами.

При этом древесина Ели входит в состав многих современных материалов, таких как ДВП, ДСП, клееный брус и другие.

Музыкальные свойства еловой древесины были замечены давно, поэтому из этого ароматного дерева изготавливают деки, корпуса и другие детали музыкальных инструментов.

Противопоказания

Несмотря на огромное количество полезных свойств, препараты из Ели обладают противопоказаниями. Ингаляции из еловой хвои противопоказаны больным астмой.

При наличии индивидуальной непереносимости веществ, содержащихся в еловых шишках и иголках, необходимо отнестись с осторожностью к использованию Ели в лечебных целях.

Слишком частое употребление отваров и напитков из Ели может быть опасно для почек.

Интересные факты о Ели

В давние времена на новогодние праздники Ель подвешивали корнями вверх, а не устанавливали в углу, как в нынешние времена.

В Скандинавии лапником устилают пути, по которым следуют кортежи правителей.

Голубая Ель получила свое распространение в городах не только из-за красоты хвои, но и благодаря стойкости к загазованному воздуху.

Из погибшего корня Ели могут вырасти молодые побеги, которые впоследствии становятся настоящими деревьями. Таким образом, дерево клонирует самого себя.

В Швеции растет подобное дерево, возраст которого приближается к 10 тыс. годам.

Шишки Ели часто изображают на флагах разных стран. Этот плод символизирует собой высокую цель и вершину.

travel.xn--e1aaqjt5d.xn--p1ai

Хвойные леса — описание, значение, защита ~ Русло.info

Между тундрой на севере и лиственным лесом на юге тянутся обширные и живописные хвойные леса. Один вид такого леса называют северным бореальным лесом, расположился он между 50° и 60° северной широты. Другой тип — хвойный лес умеренного пояса, растет в более низких широтах Северной Америки, Европы и Азии, на высоких возвышенностях гор.

Хвойные леса встречаются главным образом в северном полушарии, хотя некоторые из них можно встретить и в южном.

Эти леса состоят в основном из хвойных деревьев — деревьев, на которых растут иголки вместо листьев, вместо цветов — конусы, а семена развиваются в шишках. Хвойные деревья имеют тенденцию быть вечнозелеными, то есть их хвоя держится на ветвях круглый год. Исключением можно считать только род лиственниц, хвоя которых желтеет и осыпается в конце каждого лета. Такие приспособления помогают растениям выживать в очень холодных или сухих районах. Некоторые из наиболее распространенных пород — ели, сосны и пихты.

Осадки в хвойных лесах варьируются от 300 до 900 мм в год, а в некоторых лесах умеренного пояса — до 2000 м. Количество осадков зависит от местоположения леса. В северных бореальных лесах зимы длинные, холодные и сухие, а лето короткое умеренно теплое, с обилием влаги. В более низких широтах осадки равномерно распределяются в течение года.

Температура воздуха в зонах произрастания сосновых и еловых лесов колеблется от -40° C до 20° C, средняя летняя температура составляет 10° C.

 

Вечнозеленое царство

Хвойные деревья произрастают там, где лето короткое и прохладное, а зима длинная и суровая, с сильным снегопадом, который может продолжаться до 6 месяцев. Иглообразные листья имеют воскообразное наружное покрытие, которое предотвращает потерю воды в морозную погоду. Ветви, в свою очередь, мягкие и гибкие и обычно направленны вниз, так что снег без труда скатывается с них. Лиственницы были найдены в некоторых из самых холодных регионов нашей планеты.

Вечнозеленые леса состоят в основном из таких пород как ели, пихты, сосны и лиственницы. Листья этих деревьев являются маленькими и похожими на иглы, либо на чешуйки, и большинство из них остаются зелеными круглый год (вечнозеленые). Все хвойные породы способны жить в холодной и кислой почве.

Все хвойные леса в мире можно классифицировать согласно следующим типам:

  • Евразийский хвойный лес с доминирующей на востоке сибирской сосной, сибирской пихтой, сибирской и даурской (Лиственница Гмелина) лиственницами. Сосна обыкновенная и ель обыкновенная являются важными лесообразующими видами в Западной Европе.
  • Североамериканский хвойный лес с преобладанием белой ели, черной ели и пихты бальзамической.
  • Тропический и субтропический хвойный лес с обилием кипарисов, кедров и секвой.

Северные хвойные леса, такие как хвойный лес в сибири, называются таежными или бореальными лесами. Они охватывают обширные районы Северной Америки от Тихого до Атлантического океана и расположены по всей Северной Европе, Скандинавии, России и по всей Азии через Сибирь и Монголию до северного Китая и северной Японии.

Продолжительность вегетационного периода в бореальных лесах составляет 130 дней.

Кипарисы, кедры и секвойи растут строго вертикально. Самые высокие из них могут достигать 110 м в высоту. Деревья обычно пирамидальные. Короткие боковые ветви растут довольно близко друг к другу, но они настолько гибки, что снег просто соскальзывает.

Светлохвойный лес (преобладает сосна и лиственница):

ruslo.info

Ель обыкновенная

Ель обыкновенная (Picea abies). Это изящное стройное дерево особенно красиво выглядит, когда растет на совершенно открытом месте. Крона такого дерева имеет форму правильного узкого конуса. Длинные нижние ветви несколько наклоняются к земле, как будто не в силах нести тяжкий груз хвои. Ветви, расположенные выше, становятся все короче и короче и постепенно приподнимаются кверху. Верхушка дерева всегда острая, она никогда не притупляется, даже когда дерево старое. Кроны елей похожи на гигантские острые пики, нацеленные в небо. Высокой и стройной ель вырастает лишь тогда, когда самая верхняя почка дерева каждый год нормально распускается и дает начало новому побегу. Это самая главная почка дерева, она обеспечивает рост ели в высоту. Если у молодой ели верхушечная почка была повреждена или срезан побег, на котором она находится, — внешний облик дерева резко меняется: рост главного ствола прекращается, ближайшие к верхушке боковые ветви постепенно приподнимаются вверх. В результате вместо высокого и стройного дерева получается низкое и уродливое. У лиственных деревьев такого не бывает. Если «обезглавить» молодую березу или дуб, это впоследствии никак не отразится на облике дерева и оно вырастет вполне нормальным. Иногда человек стремится специально получить уродливую ель с низкой широкой кроной. Именно такая ель нужна, например, в посадках вдоль линий железных дорог. Чтобы: получить нужную форму кроны, у молодых елей срезают верхушки.
Область естественного распространения обыкновенной ели в нашей стране довольно велика — почти вся северная половина европейской части Союза. На Урале и в Сибири растет близкий вид — ель сибирская (Picea obovata). Необозримы северные еловые леса — угрюмая и мрачная тайга. На почве — часто сплошной зеленый ковер мхов и заросли черники. Ветви и стволы деревьев покрыты хлопьями лишайников. Чем дальше к югу, тем выше становится еловый лес. Меняется состав растений, поселяющихся под деревьями. Появляется много кислицы, тут и там видишь травы, характерные для дубрав. Местами встречается дуб, а кроме него, другие широколиственные деревья: клен, липа. В Московской области, на южном пределе своего распространения, ель достигает внушительной высоты — до 30 м (почти как 10-этажный дом). Здесь обычны ельники с травяным покровом из дубравных растений. В европейской части страны ель не идет далеко на юг, так как довольно влаголюбива. Она не выносит сухости почвы. В этом отношении ель гораздо прихотливее сосны, которая отлично растет на очень сухих песках. У ели, как и у сосны, на поперечном разрезе ствола отчетливо выделяются годичные кольца древесины. Одни годичные кольца более широкие, другие — более узкие. Широкие образуются во влажные годы, благоприятные для роста ели, узкие — в засушливые, неблагоприятные. Особенно узкие кольца соответствуют крайне засушливым, критическим для ели годам. Если тщательно исследовать пень старой ели, можно высчитать, в какие именно годы была сильная засуха. Следовательно, ель как бы записывает погоду. И если дерево старое, эти «записи» охватывают не только предшествующие десятилетия, но даже целые столетия. В Московской области однажды решили проверить правильность показаний ели. Для этого взяли данные метеорологических наблюдений на протяжении более чем 100 лет и выяснили, в какие годы была засуха. Затем то же самое стали определять по стволам ели. Данные метеорологов и результаты исследования еловых деревьев полностью совпали. Ширина годичного кольца у ели определяется не только количеством осадков. Она в сильной степени зависит также от условий освещенности, в которых растет дерево. В лесу, например, годичные кольца будут более узкими, чем на открытом месте. Иногда по кольцам на пне ели можно проследить «биографию» самого дерева, условия его жизни в разные периоды. Допустим, в центре пня мы видим только одни узкие годичные кольца, а затем сразу начинается древесина с широкими кольцами. Это значит, что сначала ель росла в лесу и была затенена соседями, а затем окружающие деревья вырубили (или они сами погибли). Ель очутилась на свободе и стала расти при лучшем освещении. Ель требовательна не только к влажности почвы, но и к ее плодородию. Это дерево не растет на крайне бедных питательными веществами верховых (сфагновых) болотах и на бесплодных песках. Очень чувствительна ель к поздневесенним заморозкам, они губят ее молодые, только что появившиеся, еще не окрепшие побеги. В начале лета вам, возможно, приходилось видеть поврежденные заморозками молодые елочки где-нибудь на открытом месте (на вырубке, на большой поляне среди леса и т.д.). Молодые побеги их засохшие, бурые, словно подпаленные огнем. Хвоинки ели живут на ветвях довольно долго — обычно до пяти — семи лет. Они значительно короче, чем у сосны. Стебель покрыт ими густо, но все же можно рассмотреть, что располагаются они поодиночке. Концы хвоинок очень колючие. Недаром еловыми ветвями покрывают на зиму декоративные растения на клумбах, чтобы предохранить их от повреждения мышами. Колючих иголок мыши остерегаются. У ели густая, плотная крона, создающая сильное затенение. Под пологом елового леса царит таинственный полумрак. Там, где молодые ели растут очень густо и затенение особенно сильно, в лесу нет никаких растений. Только толстый слой сухой опавшей хвои покрывает почву. Здесь не могут существовать даже самые теневыносливые лесные травы и мхи. В еловом лесу из-за сильного затенения погибают и молодые деревца (подрост) почти всех древесных пород. Однако молодняк самой ели очень долго сохраняется в этих условиях. Впрочем, он имеет чахлый, сильно угнетенный вид. Деревца меньше роста человека, похожи по форме на зонтик, крона у них словно приплюснутая, очень рыхлая. Живые ветви совсем тонкие, с редкой короткой хвоей. Стволик — как лыжная палка. Если острым ножом срезать такой стволик в нижней части, то на поперечном разрезе можно увидеть необыкновенно узкие годичные кольца, почти неразличимые простым глазом. Подсчитать их удается лишь с помощью сильной лупы. Почему они такие узкие понятно. В глубокой тени деревце почти не вырабатывает органических веществ, а следовательно, не может производить много древесины. Если вы попробуете заняться подсчетом годичных колец у такой елочки, чтобы определить, сколько ей лет, вас ждет удивительный сюрприз. Деревцу может быть 40-50 и даже 70-80 лет. Так долго борется за жизнь в глубокой тени леса подрост ели. Поразительная живучесть и теневыносливость! Сверстники этой елочки, выросшие при нормальном освещении, — мощные деревья высотой 20-25 м. А она лишь убогий карлик. Интересно, что хилые деревца-зонтики не потеряли способности стать настоящими деревьями. В благоприятных условиях они могут вырасти в высокие стройные ели. Нужно только дать молодым елочкам достаточно света, освободить от затеняющего материнского полога. Несколько слов еще об одном «секрете» ели — ее способности реагировать на изменение погоды. В старом еловом лесу кроны деревьев начинаются не у земли, а довольно высоко. Ниже крон на стволах обычно можно видеть длинные и тонкие отмершие сучья, лишенные хвои. Они отходят во все стороны в горизонтальном направлении. Эти, казалось бы, ничем не примечательные сухие прутья имеют, однако, одну интересную особенность: они меняют свое положение в зависимости от изменения влажности. Если погода сырая, дождливая, веточки располагаются горизонтально или даже слегка изогнуты кверху, как сабли. Но когда долго нет дождя, ветки поникают и изгибаются в обратную сторону. Зная эту особенность ели, можно по фотографии, сделанной в еловом лесу, сказать, какая была погода во время съемки — дождливая или сухая. Теперь о так называемом цветении ели. Слово «цветение» по отношению к хвойным деревьям употреблять не совсем правильно: у них не бывает настоящих цветков. Но тем не менее нередко говорят о цветении ели, сосны и других голосеменных растений. А говорят так потому, что весной на их ветвях появляются органы размножения, отчасти напоминающие цветки и выполняющие сходные функции. Ель цветет в мае, примерно в то время, когда и черемуха. Цветение у нее заметное, красочное. На концах ветвей в верхней части кроны появляются ярко-красные величиной с наперсток женские шишечки, торчащие вверх. Это ранняя стадия той самой еловой шишки, большой и бурой, которую мы видим осенью. Каждая женская шишечка до своего появления на свет находится внутри особой почки и составляет все ее содержимое. Перед цветением почка сильно увеличивается, набухает и наконец сбрасывает свои защитные покровы рыжеватый остроконечный колпачок. Только теперь женская шишечка полностью освобождается. Строение ее, если не вдаваться в ботанические детали, несложно: в середине находится стержень, на нем сидит множество тонких нежных чешуек, напоминающих лепестки цветков (есть еще и другие чешуйки, более мелкие). Если аккуратно разломить юную шишечку и рассмотреть отдельный «лепесток», то на его внутренней поверхности можно увидеть в лупу два крохотных бугорка. Это семяпочки, которые впоследствии превращаются в семена. Через полторы-две недели после появления на свет шишечки меняют свое положение на ветках: они уже не торчат вверх, а свешиваются вниз. Мужские шишечки мельче женских, имеют красную или зеленовато-желтую окраску. Они также состоят из стержня и сидящих на нем чешуек, но только чешуйки здесь другого строения: на наружной стороне каждой из них можно увидеть с помощью лупы два продолговатых мешочка — вместилища пыльцы. Кроны некоторых елей в период цветения бывают украшены множеством ярко-красных мужских шишечек, красиво выделяющихся среди зеленой хвои. «Пылит» ель очень обильно. Порошкообразная пыльца далеко разносится вокруг, оседает на различных предметах. Посмотришь в это время на листья лесных трав — они как бы припудрены сверху еловой пыльцой. Наблюдать вблизи мужские и женские шишечки ели трудно: ведь они находятся в кроне дерева, высоко над землей. Однако их можно увидеть совсем близко, если вам удастся найти весной лежащее на земле взрослое дерево ели, поваленное ветром предыдущей осенью или зимой (именно поваленное, но не сломанное на некоторой высоте). Почки такого дерева нормально распускаются, и вы сможете без труда рассмотреть во всех подробностях шишечки обоего пола. У ели, в отличие от сосны, шишки созревают в первый же год. В них образуются мелкие крылатые семена, похожие на семена сосны. Выпав из шишки, они точно так же крутятся в воздухе, подобно пропеллеру. Вращение их очень быстрое, а падение замедленное. Подхватываемые ветром, семена могут улететь от материнского дерева на расстояние примерно в 2-3 раза большее, чем высота самого дерева. Рассеивание семян происходит у ели в конце зимы, в сухие солнечные дни. Семена ели дают начало крохотным проросткам, которые очень похожи на всходы сосны. В лесу проростки ели довольно редки. Объясняется это тем, что тонкий, слабый корешок молодого растения часто не в состоянии пробить мощный слой сухой опавшей хвои. Зато много всходов бывает там, где этого препятствия нет — на гнилых, лежащих на земле стволах деревьев, на пнях, на недавно обнажившихся участках почвы и т.д. — словом, всюду, где не накапливается хвоя. Чтобы резко увеличить количество всходов ели под пологом леса, лесоводы применяют особый прием — сдирание подстилки. Ель имеет широкое применение в народном хозяйстве. Ее древесина в больших количествах идет, например, на изготовление бумаги. В наш век бурного прогресса цивилизации потребность в бумаге исключительно велика и ее нужно огромное количество. Статистики подсчитали: за один год во всех странах мира вырабатывают столько бумаги, что, если из нее сделать один целый лист обычной толщины, он будет иметь фантастические размеры — в него можно завернуть весь земной шар, как головку сыра! В мировом производстве бумаги большая часть приходится на долю ели. Из древесины ели вырабатывают также целлюлозу, искусственный шелк и многое другое, она широко применяется в строительстве. Еловая древесина — незаменимый материал для изготовления некоторых музыкальных инструментов (из нее делают, например, верхние деки скрипок).Ель является также важным поставщиком дубильных веществ, необходимых при выделке кожи. Эти вещества в нашей стране получают главным образом из еловой коры. Другие отечественные растения в качестве источников дубильных веществ имеют гораздо меньшее значение (используется кора дуба, ивы, лиственницы, корневище травянистого растения бадана и т.д.).

www.protown.ru

Летний лес. Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном темном лесу


Летний лес.

Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном темном лесу? Примолкли самые голосистые птицы – певцы, уже не поют по закрайкам леса звонкоголосые соловьи.

Идешь по лесу, хорошенько приглядываясь, — нужно уметь находить грибные места, знать, где какой растет гриб. Вот под деревьями смешанного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнешься, срежешь ножом толстую ножку гриба, аккуратно положишь находку в корзинку. Кое – где попадаются крепкие боровики. Вот широким хороводом рассеялись по поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бору попадаются рыжики. В молодом березовом лесу, под листьями высокого папоротника, густо сидят грибы – подберезовики.

На лесных открытых полянах зреет душистая вкусноя земляника. В середине лета поспеет лесная малина. А по закрайкам болот созревает черника, краснеют на зеленых ветках ягоды брусники.

^

В лесу деревья высокие, со стройными гладкими стволами. Они тянутся к солнцу, затеняя друг друга. В тени нижние ветки с листьями опадают. Посмотрите на сосну или березу, выросшие на опушке леса. Они ниже, но сплошь покрыты ветвями. Кроны с листьями у них широкие, круглые.

Глядишь на сосну и невольно думаешь. Как из маленького семечка выросла такая могучая сосна.

Леса бывают разные – лиственные, с березами, ольхой, осиной и хвойные: сосновые и еловые. Сосновый бор – светлый и сухой лес. Еловый лес – темный, мрачный, сырой. Есть и смешанные леса, где растут и хвойные и лиственные деревья.

^

Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Сказочными великанами стоят старые сосны среди молодого подрастающего леса. В сосновых борах собирают летом ягоды – бруснику и чернику, крепконогие боровики и скользкие маслята. Там и здесь виднеются розоватые, хрупкие шляпки сыроежек. На высоких старых соснах селятся, строят гнезда хищные птицы – ястребы и орлы.

Хорош и подрастающий мелкий сосновый лес. Одна к одной тесно жмутся покрытые зеленой хвоею молодые сосенки. В тени этих деревьев весною и летом нужно искать грибы. Ранней весною здесь растут сморчки, летом – красивые желтые рыжики.

На болотистых, покрытых кочками местах растет низкорослая болотная сосна.

Ель.

Ель обычно растет на влажных низменных местах. В густой тени елового леса растут лишь немногие растения, нет надежды набрать летом много грибов. В густых колючих ветвях ели ютятся птицы, строят свои домики – гнезда проворные белки.

В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы – беляки.

В еловых и смешанных лесах живут рябчики, вьют гнезда хлопотливые дрозды. Весною из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк. Очень красивы, веселы молодые елочки. Они растут очень быстро.

Береза.

Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Множество пролетных певчих птиц собираются в березовых рощах. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром расстилаются, цветут внизу под березами голубые и белые подснежники.

В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи.

Клен.

Красивы широкие лапчатые листья клена, гладкий и чистый ствол. Крепка и прочна его древесина. Растет клен вместе с другими деревьями – березой, осиной, дубом, ольхою. Крепки и туги кленовые ветви.

Клен любит солнечный свет. Красивые клены сажают люди в городских парках, украшают ими парковые дорожки, берега прудов.

Далеко разлетаются крылатые семена клена. Семена эти разносит по полям и лугам ветер. Там, где упадет на удобное место крылатое семечко, вырастает на другой год молодой тоненький кленок.

Ольха.

Темно – зеленые заросли молодой ольхи принято называть сорняками. Молодой ольхою зарастают заброшенные луга и поля, почва под ольхой заболачивается, разводятся комары и другие насекомые.

Серой мелкой ольхою зарастают большие пространства. Такая ольха годится лишь на хворост и на дрова, которые почти не уступают хорошим березовым дровам.

В зарослях ольхи скрываются зайцы, живут и кормятся рябчики. В старых ольховых деревьях дятлы выдалбливают для своих гнезд опрятные дупла. Часто в ольховых лесах вырастают густые заросли лесной сладкой малины, а на моховых кочках спеет черника.

Дуб.

Народ сложил о нем много сказок, песен, поговорок.

Он связывает с дубом силу, могущество и долголетие.

В русских лесах нет дерева мощнее зеленого дуба. Крепок ствол старого дуба.

Когда – то дубов росло много в лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав осталось очень мало.

Весною позже других деревьев распускаются на дубах почки.

Под развесистым дубом летом цветут ландыши, созревает земляника.

Дуб – теплолюбивое и светолюбивое дерево. В лесах далекого севера дубов не увидишь.

Древесина дуба применяется при строительстве кораблей, железнодорожных вагонов. Дубовая мебель и дубовый паркет считаются лучшими.

В отличие от других деревьев, дуб не гниет в воде.

Дуб растет очень медленно. Тот, кто захочет вырастить дуб, должен запастись терпением. Нужна не одна человеческая жизнь, чтобы вырос настоящий дуб.

А знаете ли вы, что в одни деревья молнии ударяют чаще, в другие реже, а третьи почти не трогают. Об этом старожилы дорог и опушек рассказывают сами, выставляя напоказ рубцы грозобоин. Особенно значительны боевые шрамы у дуба.

Кроме дуба наиболее часто молния поражает ель, сосну, реже березу и почти не трогает тополь, вяз, орешник.

www.velikol.ru

Урок окружающего мира по теме «Деревья. Лес». 4-й класс

Разделы: Логопедия


Цель: Развитие устной монологической речи.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умения и навыки пересказа.
  • Формировать умение составлять рассказ по аналогии.
  • Учить грамматически правильно оформлять речь.

Коррекционные:

  • Развивать зрительную и слуховую память, внимание.
  • Расширять лексический словарь учащихся по теме.
  • Учить интонационной выразительности речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: схемы, сигнальные карточки, иллюстрации с изображением деревьев в разное время года, таблицы; ветки березы, сосны, ели, рябины. А также оборудование кабинета: массажные дорожки и коврики, сенсорный крест, офтальмотренажер.

I. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся путешествовать по лесу.

Физ.минутка с использованием массажного оборудования (Рисунок1):

— Наступила зима. В лесу выпал первый снежок. Все тропинки и дорожки замело. Звери сами решили проложить себе тропинку.

За мамой-медведицей шел медвежонок.
За мамой-лисицей крался лисенок.
За мамой-ежихой бежал ежонок.
За мамой-зайчихой прыгал зайчонок

II. Вступительная беседа.

На доске фотоиллюстрации с изображением леса.

— Лес красив в разное время года: и весной, и осенью, и летом, и зимой.

— Что является главным украшением леса? (Деревья).

— Какие деревья растут в наших лесах?

III. Основная часть.

— В наших лесах очень много разных деревьев. И каждое дерево, как и человеческая жизнь, имеет свою историю и свою судьбу.

Самое красивое, загадочное дерево — береза.

Обучение пересказу (по методике Ефименковой Л.Н.).

1. Сейчас я прочитаю рассказ «Березка». Будьте внимательны, послушайте, чтобы потом пересказать. В этом рассказе встретится слово «лаковые» (слово записано на доске), вы можете объяснить значение этого слова? Лаковые - покрытые блестящей пленкой, как лаком.

«Березка.

На опушке леса растет молодая березка. Ствол у нее прямой и тонкий. Кора белая с черными пятнышками. Ветки тонкие и гибкие.

Листочки круглые с зубчатыми краями. Они блестят, как лаковые. Весной березка цветет, и цветы ее похожи на длинные сережки.

Люди называют березку белоствольной красавицей».

2. Работа со схемой на доске.

— Какой у березки ствол?

— Какая кора?

— Какие листочки?

— Как называют цветы березки?

— Как называют люди березку?

3. Пересказ с опорой на схему.

Работа над лексическим словарем

— Как можно ласково назвать березку? (березонька).

— Как называется лес, в котором растут только березки? (березовый, березняк) «березняк» — слово записано на доске.

4. Работа над графической памятью

— Про березку люди сложили много песен и стихов. Вспомните:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную:
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках:

— Запишите первую строчку по памяти.

5. Физминутка с использованием офтальмотренажера

Упражнение «Полет бабочки».

6. Развитие мелкой моторики.

Составление букета из веток березы, сосны, ели, рябины.

7. Активизация лексического словаря.

1) — Ветки каких деревьев вы использовали? (березы, сосны, ели, рябины).

— Чем отличаются ветки сосны и ели? (Они покрыты иголками: хвоей, хвоинками).

— Какие еще деревья покрыты хвоинками? (пихта, лиственница).

— Как называется лес, в котором растут ели и сосны? (еловый лес, ельник (на доске), хвойный лес сосновый лес, сосновый бор).

2) — В хвойном лесу всегда сумрачно (обратить внимание детей на иллюстрацию соснового леса). Деревья стоят близко друг к другу и тянутся к солнцу. А тяжелые ветки не пропускают свет. Сумрак царит вокруг. Птицам летать по такому лесу нелегко.

Объяснение значения слов «сумрак» — полумрак, неполная темнота, «сумрачный» — угрюмый, печальный.

— Составьте предложения о хвойном лесе, используя слова из таблицы .

Воздух чистый

Тишина волшебная

Сумрак загадочный

Полумрак таинственный

8. Составление рассказа по схеме (по методике Ефименковой Л.Н.).

1) Звукобуквенный анализ.

— Главная обитательница хвойного леса — ель.

Составьте с помощью сигнальных карточек схему слова «ель».

2) Работа со схемой

— Придумайте рассказ «Ель» по схеме . Первое предложение этого рассказа: «В хвойном лесу выросла красавица-ель».

— Ствол у ели какой? (тонкий, прямой, темно-коричневый).

— Кора какая? (толстая, шершавая).

Объяснение значения слова «шершавая» (слово записано на доске).

— Какие ветки? (тяжелые, мохнатые).

— Чем покрыты ветки? (иголками). Какими? (тонкими, колючими).

— Чем украшает себя ель зимой? (шишками). Какими? (чешуйчатыми). Слово записано на доске.

Объяснение лексического значения слова «чешуя».

Чешуя — мелкие, твердые пластинки.

3) Самостоятельное составление рассказа с опорой на схему.

9. Физ.минутка с использованием упражнений на дыхание.

Прогулка по хвойному лесу.

— Воздух хвойного леса самый чистый. Он насыщен кислородом, поэтому детские лагеря, санатории, дома отдыха строятся рядом с ними. Представим, что и мы находимся в хвойном лесу.

Упражнение: глубокий и медленный вдох через нос и быстрый выдох через рот.

10. Исключение лишнего. Работа у сенсорного креста.

— Прочитайте, определите лишнее слово. Почему оно лишнее?

  • карточка 1: ЛИПА ЕЛОВЫЙ ЕЛЬ БЕРЕЗА
  • карточка 2: ОСИНА ДУБ КЛЕНОВЫЙ ТОПОЛЬ
  • карточка 3 ШЕРШАВЫЙ ЧЕШУЙЧАТЫЙ МАТОВЫЙ ШИШКА
  • карточка 4: БЕРЕЗНЯК ЕЛЬНИК ДУБНЯК ЛЕСНИК

Матовый — слово записано на доске.

Объяснение значения слова «матовый» - неблестящий.

При объяснении значения слова «дубняк» обратить внимание на фотоиллюстрацию.

11. Анализ текста

1) Чтение текста.

— Посмотрите на наш букет. Про какое дерево мы еще не говорили? (Про рябину). Прочитайте текст о рябине.

— Что нового вы узнали про это дерево?

РЯБИНА

Рябина — одно из самых любимых деревьев на Руси. Ствол ее покрыт серой гладкой корой. Листья продолговатые, сверху — матово-зеленые, снизу - серо-зеленые.

Цветки мелкие, белые, с сильным запахом, плоды сочные. По тому, как обильно цветет она, определяли раньше многое: и погоду, и каков урожай овощей и хлебов ожидается. А нет рябины какой год, и осень не осень — так привычен на Руси рябиновый огонь.

Плоды рябины собирают после первых заморозков, когда они приобретают горько-кислый вкус. Из них варят варенье, начинки для конфет, а также используют как витамины и применяют при заболеваниях сердца, крови, суставов, почек, желудка.

Ягодой рябину называют лишь в обиходе, а строго говоря, ее плоды — маленькие яблочки: мясистые, с семечками внутри.

Живет рябина долго — сто-двести лет.

2) Анализ текста.

— Какой у рябины ствол?

— Какие цветы? Листья? ( Матово-зеленые).

— Матовые. Это какие? (Неблестящие).

— Какие плоды? Где они применяются?

— Сколько живет рябина?

3) Вы когда-нибудь видели рябиновый лес, где растут одни рябины? (Нет). У рябины всегда много друзей и она растет в смешанном лесу.

IV. Заключительная часть:

— Ребята, о каких деревьях мы сегодня говорили?

— С какими новыми словами познакомились?

V. Домашнее задание.

— Составьте рассказ или сказку о рябине.

Использованная литература

  1. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. Издательство: Владос, 2006.
  2. А.И. Максаков. Правильно ли говорит ваш ребенок. «Просвещение» 1988.
  3. Л.И. Марченко. Осень. Методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников. Москва «Дрофа» 1996.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *