Какие машины помогают в лесозаготовках – А мы пойдем своим путем. Почему не все зарубежные лесозаготовительные машины приживаются в России?

Лесотранспортные машины — применение и назначение

Лесной транспорт подразделяется на автомобильный, железнодорожный, водный и, реже, воздушный. Лесотранспортные машины, как говорит само их название, это транспортные средства, применяемые в лесной промышленности для погрузки, разгрузки и перевозки древесины. Иногда их используют как базу для лесосечных машин и оборудования. Эти машины позволяют облегчить труд человека и увеличить его производительность.

Виды лесотранспортных машин

Наиболее популярный транспорт для перевозки леса – это машины (88% всех перевозок), перевозящие лес по специальным лесовозным дорогам или дорогам общего назначения. В перевозках также используется железнодорожный транспорт (9%), состоящий из автомобиля-тягача и железнодорожного прицепа, и тракторы (3%). Некоторые виды древесины сплавляют по рекам. Кое-где еще сохранились узкоколейные железные дороги. Для перемещения древесины в горах используют тракторы, автомобили и канатные установки.

Еще каких-то 100 лет назад для транспортировки древесины использовали лошадей. Сейчас лесная промышленность обладает возможностью использовать широкий ассортимент транспортных средств, помогающих человеку на всех стадиях лесозаготовительного процесса и, в частности, в транспортировке древесины. Перевозка – это один из основных процессов в заготовке древесины, отличающийся высокой трудоемкостью, поэтому производители лесотранспортных машин постоянно их совершенствуют.

Выбор того или иного типа машин зависит от климатических и ландшафтных условий, в которых происходит рубка, а также от технологии рубки и породы древесины. Одни промышленники используют колесную технику, другие – гусеничную.

Так, в зависимости от способа передвижения, выделяют следующие виды лесотранспортных машин:

  • рельсовые
  • безрельсовые

Безрельсовые (тягачи, тракторы, автомобили) являются наиболее используемым видом транспорта на лесозаготовках и, в свою очередь, подразделяются на следующие виды:

  • дизельные
  • карбюраторные

Машины с дизельными двигателями являются более предпочтительными, ввиду своей экономичности. Однако карбюраторные двигатели имеют свои преимущества: возможность работать при низких температурах и более низкий уровень шума.

Безрельсовые лесотранспортные машины также подразделяются на 2 вида:

  • гусеничные
  • колесные

Гусеничные различаются по степени жесткости подвески, а колесные – по количеству колес. Гусеничные традиционно используются в лесной промышленности, так как гусеничный механизм снижает давление на почву, а соответственно имеет лучшую проходимость. Однако гусеничные машины обладают меньшей скоростью.

В зависимости от типа трансмиссии, машины бывают механические, электрические и гидравлические. Самыми широко используемыми являются механические, из-за относительной дешевизны и простоты в использовании и эксплуатации.

Применение лесотранспортных машин

На современных лесозаготовительных производствах используют различные виды лесотранспортных машин. Для трелевки (то есть транспортировки и доставки древесины от места рубки до погрузочного пункта) используют трелевочные тракторы, для вывоза древесины – тракторы и автомобили. Многие машины оснащены манипуляторами.

Лесотранспортные машины – технически сложный механизм, требующий квалифицированных кадров и затрат в обслуживании. Однако эффективность их применения в разы выше, чем ручной труд. Учитывая значение лесной промышленности для России, нельзя не уделять внимание развитию новых технологий в этой сфере.

Для трелевки на лесосеке в качестве базы обычно используют специальные тракторы (например, гусеничный трактор Онежского завода), присоединяя к нему трелевочное оборудование. При механической валке леса схему рубки выбирают исходя их удобства последующего сбора древесины в пачки и транспортировки. Сначала чокерные тракторы закрепляют срубленные деревья при помощи чокеров за верхушки, поднимая их на трактор и образуя пачки. В таком состоянии пачки и перевозятся к погрузочному пункту. Однако чокерная трелевка требует участия человека, который вынужден работать в опасных для жизни условиях, поэтому современные производители предлагают бесчокерные тракторы. Такие тракторы снабжены специальным манипулятором, который захватывает бревна и складывает их на кониках. Кроме того, современное оборудование для валки леса позволяет сразу складывать бревна для удобства последующей трелевки.

На сухих плотных почвах для трелевки используют не гусеничные, а колесные тракторы, которые являются более мобильными. Иногда при лесозаготовке используют сельскохозяйственные тракторы, оборудованные специальными манипуляторами-захватами. Они также прекрасно справляются с трелевкой. В зависимости от вида трактора, к нему может крепиться дополнительная тележка для перевозки пачек древесины.

Наибольшая эффективность работ на лесосеке достигается при полной механизации процессов валки, формирования пачек и последующей трелевки древесины. Однако это не всегда возможно ввиду природных условий, в которых происходит заготовка леса. Поэтому в зависимости от условий окружающей среды, набор используемых лесотранспортных машин может быть разным.

При условии использования при рубке леса валочных машин, сразу формирующих бревна в пачки, для трелевки используют трелевочные тракторы, оборудованные механизмами для захвата готовых пачек.

Заготовительный процесс может проходить по различным схемам:

  • прямолинейная;
  • перпендикулярная или параллельная усу;
  • по кругу.

При перпендикулярной схеме, валка леса происходит на лентах, при этом валочная машина сначала удаляется от уса, а затем приближается к нему, оставляя впереди или позади себя пачки с лесом. Далее в дело вступает трелевочный трактор, собирая пачки вдоль ленты. Эта схема заготовки щадяще воздействует на подрост, оставляя его невредимым.

При параллельной схеме движения машин, валка начинается в конце делянки и продвигается к усу. Пачки укладываются под углом 90 градусов по отношению к ходу машины, после чего начинается их сбор и трелевка. Эта схема считается наиболее высокоскоростной.

При круговой схеме валки машина начинает свою работу на краю делянки и движется по кругу, нарезая лес лентами. Пачки укладываются позади или впереди машины, в зависимости от выбранного направления.

Размер пачек определяется характеристиками деревьев и возможностью трелевочного трактора. При совместной работе валочных машин и лесотранспортных тракторов, нагрузка трактора определяется размером пачки, с учетом характеристик трактора. При правильном захвате пачек, деревья не должны выскальзывать. В горных условиях, где невозможной использовать тракторы с манипуляторами или чокерами, используют канатные технологии захвата пачек. После погрузки пачек, лесотранспортные машины перевозят деревья к погрузочному пункту для следующего этапа транспортировки.

Лесотранспортные машины и экология

Как и другие транспортные средства, лесотранспортные машины оказывают негативное воздействие на окружающую среду и на работников лесозаготовительной промышленности. Можно выделить следующие основные виды вредных факторов, характеризующие эксплуатацию лесотранспортных машин:

  1. выброс в окружающую среду загрязняющих веществ и, в частности, углеводородов;
  2. шум и вибрация, возникающие в процессе работы машин;
  3. выделение продуктов износа металлических и пластмассовых частей машин при их работе, а также продуктов износа шин;
  4. попадание нефтепродуктов в почву и воду при техническом обслуживании машин;
  5. разрушение плодородного слоя почвы.

Таким образом, лесотранспортные машины не только загрязняют окружающую среду выхлопными газами и продуктами работы техники, но и оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека. На рабочих постоянно воздействует уровень шума выше предельно допустимого, а также загрязненные воздух и вода. Поэтому современные производители лесотранспортных машин постоянно разрабатывают новые технологии, позволяющие снизить вредное воздействие машин на человека и окружающую среду.

Таким образом, несмотря на свою неэкологичность, лесотранспортные машины остаются верными помощниками человека в процессе лесозаготовок. Основная задача современных производителей – продолжать увеличивать грузоподъемность лесотранспортных машин, повышать их производительность и экономичность и снижать вредное воздействие на экологию и человека.

wood-prom.ru

Технология и оборудование лесозаготовок

Бензопилы – это вчерашний день в технологии лесозаготовки. Наша компания стремится к новым высокопродуктивным технологиям.

Будущее технологии и оборудования лесозаготовок несомненно за тяжелой техникой – лесозаготовительными комбайнами. Такими, как например Харвестер, Джон Дир и другими.

Харвестер, в переводе с английского значит жнец. Все машины имеют манипуляторные головки, с ее помощью эти машины спиливают лесину и счищаю с поверхности дерева все сучки. Так из лесины получается хлыст. Затем, машина нарезает хлыст, на отрезки заданной длинны. Чаще всего, для удобства транспортировки по технологии это четырех или шести метровые бревна.

На обработку двадцати метровой сосны у лесозаготовительной машины уходит тридцать секунд. А задень одна такая машина заготавливает 120 кубов леса, это порядка десяти тонн древесины. У человека с бензопилой ушло бы на это 5 дней. Вот так современное оборудование лесозаготовок помогает оптимизировать производство.

Управление этой машиной осуществляется без руля при помощи джойстиков, первый джойстик отвечает за движение всего манипулятора. Не двигаясь с места, Харвестер может достать любое дерево в радиусе десяти метров. Второй джойстик управляет непосредственно обрабатывающей головкой. Она работает по следующему принципу: при захвате дерево зажимают четыре острых клыка, они же сучкорезные ножи и два шипованных вальца. Вальцы протаскивают ствол через пасть головки, а ножи очищают его от веток и сучьев. Срезает дерево а затем и распиливает его на бревна встроенная пила.  Бортовой компьютер подсказывает пиле шаг распиловки, то есть в каком мести стоит сделать распил, чтобы все хлысты получались заданной длинны. В конце технологической операции поле компьютера окрашивается в красный цвет.

Собирает распиленный лес на лесозаготовке другая машина – Форвардер.

У нее тоже есть свой манипулятор, причем более мощный чем у Харвестера. За раз в захват влезает до 7 стволов. Большая масс поднимаемых лесин сильно наклоняет машину, однако переворачивания как правило не происходит. Потому, что оборудование лесозаготовок максимально утяжеляют, вес машины без груза 13 тонн, недавно появились и 20 тонные машины.

Технология и оборудование лесозаготовок совершили качественный прорыв в отрасли. Форвардер снабжен полным приводом и блокировками всех 8 колес. Независимое подвижное соединение колесных тележек позволяет преодолевать любые траншеи и уклоны. Придавая машине почти 100% проходимость. Давление на грунт распределяется равномерно, что снижает степень повреждения почвы. Для дополнительной проходимости в грязи или на снегу на колеса одевают алюминиевые гусеницы.

Лесозаготовительная техника рассчитана на круглосуточную работу небольшие перерывы делаются только на заправку и техобслуживание. А вот операторы лесоповальных машин сменяются каждые 12 часов. За это время одному оператору удается обработать 200-500 стволов.

Дальше ценный груз привозят на деревообрабатывающую базу.

С автомашин снимаю лес козловыми кранами.

Потом, за дело берется погрузчик, за раз он способен поднять 9 тонн технологической «сырой» древесины.

Затем бревна сортирует специальная сортировочная машина, она с помощью инфракрасных датчиков раскладывает, по стопкам, бревна различного диаметра и длинны.

Отсортированные хлысты погрузчик транспортирует на пилораму в так называемый накопитель. Отсюда бревна попадают на распиловку.

Ежедневно пилорама обрабатывает от 150 до 200 кубометров древесины. Вся технология от обдирки коры до распилки на доски автоматизирована. В будущем из бревен изготовят окна, двери, лестницы, панели для сборных щитовых домов. Отходы лесной промышленности тоже не пропадают, они измельчаются и прессуются в пелеты – брикеты для растопки печей и каминов.

Наша компания работает в рамках законов РФ. Для защиты нашего лесного богатства были внесены узаконенные нормы для сортовой древесины. Как правило, отдается под вырубку лес не моложе 120 лет. Чтобы компенсировать урон оставляют подсад, молодые деревья для семян. Кроме того на вырубленных пассиках высаживают саженцы, по принципу срубил одно дерево посади два.

www.drovavoz.ru

А мы пойдем своим путем. Почему не все зарубежные лесозаготовительные машины приживаются в России?

ГлавнаяЛесозаготовкаА мы пойдем своим путем. Почему не все зарубежные лесозаготовительные машины приживаются в России?

На этапе валки леса максимально эффективными, по словам специалистов, сегодня считаются комплексные специализированные машины зарубежного производства — харвестеры. Это настоящие лесные комбайны, заменяющие нескольких лесорубов с бензопилами, а также погрузчик. В среднем они способны рубить по десять кубометров леса в час. База у таких машин — колесная, гусеничная или полугусеничная.

Процесс валки полностью автоматизирован и управляется всего одним человеком — оператором. Машина сама захватывает ствол дерева, за несколько секунд спиливает его (большие деревья — по частям), обрезает сучья с помощью ножниц-сучкорезов, выполняет раскряжевку и укладывает отдельные отрезки по сортиментам. Все операции выполняются харвестерной головкой, которая представляет собой металлическую раму со встроенными захватывающими рычагами.

Западный состав

В России сегодня работает довольно много таких «умных» машин известных зарубежных марок: John Deere, Ponsse, Caterpillar и Valmet. Наиболее популярны харвестеры тяжелой и сверхтяжелых категорий. В большинстве своем это подержанное оборудование: цена новой импортной техники сильно «кусается».

Российские производители стараются не отставать и создавать собственные лесные «комбайны». Первый отечественный харвестер Silvatec был презентован в 2009 году Онежским тракторным заводом. Правда, часть комплектующих была импортной.

По сути, все российские харвестеры для сортиментной заготовки леса сегодня — это привычные проверенные временем и отечественным лесом гусеничные валочно-пакетирующие машины, оснащенные харвестерными головками зарубежного производства. Так, Йошкар-Олинский завод «Лестехком» устанавливает на свои ВПМ ЛП-19 харвестерные головки ведущих мировых марок: Waratah, Lako и других.

Решает экономика

Лесопользователи признаются: специализированная зарубежная техника для валки леса работает лучше и эффективнее. И продолжают покупать отечественные машины. Или довольствуются приобретением навесного оборудования, которые устанавливают на российские трактора, хорошо известные и доказавшие свою надежность.

Главный аргумент в пользу такого выбора — цена. «Конструктор», собранный из различных комплектующих, обходится в несколько раз дешевле «умного» харвестера, сделанного за рубежом.

«Конечно, специализированные лесозаготовительные машины работают эффективнее. В случае, когда на колесную или гусеничную базу устанавливается навесное оборудование, надежность и производительность техники снижается. Однако приобретать харвестеры, особенно зарубежных марок, не только дорого, но и в некоторых ситуациях невыгодно. Все зависит от того, на какой объем лесозаготовки рассчитывает покупатель. Если предполагается рубить лес в небольших объемах, то дорогостоящая техника не оправдает потраченных на нее денег. Тогда предпочтение отдается более экономичным тракторам отечественного производства с «навесками» — российскими или импортными. При масштабной лесозаготовке себестоимость древесины снижается, соответственно, покупка харвестеров будет логичным шагом, и техника быстро окупится. В любом случае, все решает экономика», — говорит кандидат технических наук, доцент Сибирского государственного технологического университета Александр Баранов.

Ограниченные возможности

По словам Александра Баранова, грамотные лесопользователи «пляшут» от прибыли, которую они смогут получить, заготовив и продав тот или иной объем древесины. Именно эта цифра определяет, сколько денег можно потратить на оборудование. И поскольку в России сегодня в основном лесозаготовкой занимаются небольшие и средние предприятия, выбор чаще делается в пользу «конструктора» на отечественной базе. А «умные» и высокопроизводительные импортные харвестеры, в основном, можно встретить в технопарках крупных лесных компаний.

«Современная лесозаготовка предъявляет особые требования к производительности и надежности используемого оборудования. Доработанные сельскохозяйственные или строительные машины позволяют снизить затраты на приобретение оборудования, но имеют меньший уровень производительности, надежности и долговечности, по сравнению со специальными машинами, такими как харвестеры и форвардеры, разработанными с учетом условий эксплуатации и нагрузок, характерных для работы на делянке. Сортиментная цепочка, состоящая из харвестера и форвардера, позволяет заготавливать до 100 000 м3 деловой древесины в год силами нескольких операторов», — уверен специалист по продуктовому маркетингу (лесозаготовительная техника) John Deere Никита Назаров.

Если смотреть не на цену машины, а просчитывать затраты на ее эксплуатацию, то машина с навесным оборудованием может в результате обойтись дороже специализированного харвестера.

«Но это отдаленная перспектива, а лесозаготовителям, как правило, важнее, сколько денег они могут себе позволить потратить на технику именно сейчас, в настоящий момент», — добавляет ученый из СибГТУ.

Совместный продукт

Впрочем, как говорят специалисты, политика импортозамещения, на путь которой Россию подтолкнули западные санкции и рост курса доллара и евро, заставляет некоторых зарубежных производителей искать компромиссные варианты. Упускать российский лесной рынок с его громадными лесными запасами и перспективами им не хочется.

Поэтому уже сейчас предпринимаются шаги по реализации в нашей стране совместных проектов, когда из российских и импортных комплектующих создаются новые машины. Стоят они дешевле зарубежных аналогов на 20-30% и более: разница зависит от доли «импорта» в готовых изделиях.

Вывезти с делянки

После того, как лес срублен и, при использовании харвестера рассортирован, лесозаготовка переходит на следующий этап — вывоза древесины с лесосеки и ее доставки на склад или перегрузочный узел.

В России для этого в основном применяются трелевочные трактора отечественного производства. Самая часто встречающаяся модель на лесосеках — ТТ 4 производства Алтайского тракторного завода. Он хорошо «вписывается» в хлыстовую технологию заготовки леса, которая традиционно используется в нашей стране: древесина вывозится с делянок в хлыстах — поваленных стволах, очищенных от веток. Раскряжевка и нарезка выполняются уже на пунктах переработки.

В Европе, где главенствует сортиментная технология, когда спиленные деревья очищаются от сучьев и распиливаются на части по толщине прямо на лесосеке, повсеместно используются форвардеры.
Они начинают набирать популярность и в России. И отечественные предприятия периодически объявляют о выпуске собственных моделей форвардеров. Как и в случае с харвестерами, обычно они создаются на основе зарубежных технологий с использованием импортных комплектующих.

«Эффективность транспортировки древесины зависит от множества переменчивых факторов: качества дорог, климатических и погодных условий и пр. Форвардеры и сортиментовозы должны обладать хорошей проходимостью, безотказностью и высокой экономичностью. Совокупность этих качеств может гарантировать снижение издержек при перевозке леса», — рассуждает генеральный директор ООО «Ивеко Руссия» Альфредо Дэррико.

В 2009 году свой первый форвардер, собранный по технологии датской компании Silvatec, презентовал красноярский завод «Краслесмаш». Спрос на машину прогнозировался большой, однако вскоре завод закрылся, а производство было перенесено на Онежский завод.

Работа с комфортом

Сегодня в России форвардеры производит итальянская компания Iveco — на предприятии полного цикла «ИВЕКО-АМТ» в Челябинской области.

«Они адаптированы к интенсивной эксплуатации в сложных условиях и включают целый ряд конструктивных доработок в соответствии с требованиями российских заказчиков. Пример такой техники — полноприводный сортиментовоз IVECO-AMT 633920 с колесной формулой 6х6, построенный на базе шасси тяжелого грузовика Trakker и предназначенный для перевозки лесного сортимента длиной до восьми метров. Его можно эксплуатировать с двух-, трех- и четырехосными прицепами. Уже в стандартной комплектации доступны такие опции, как блокировка дифференциалов, дополнительная защита наиболее уязвимых узлов, автономный отопитель кабины и моторного отсека, осушитель тормозной системы с обогревом и утеплитель радиатора. Опционально — кондиционер, дополнительная спальная полка, ветровое стекло с обогревом и холодильник. Также компания Iveco является разработчиком и поставщиком уникального оборудования для вывоза леса на базе шарнирно-сочлененных шасси Astra ADT30: перевозки сортимента длиной до 6 м и объемом до 26 м3», — рассказывает Альфредо Дэррико.

Российский экстрим

Лесозаготовительная техника постоянно совершенствуется, однако не все западные новшества приживаются в России одинаково хорошо. Условия лесозаготовки у нас слишком отличаются от европейских и американских. Там, где сосредоточены основные запасы российского леса — в Сибири и на Дальнем Востоке — температура нередко опускается ниже -30 °С, а то и -40 °С. Вдобавок, лесозаготовка часто ведется на холмистой пересеченной местности и в непроходимой тайге. Выдержать такой экстрим способны не все «импортные» технологические решения.

«Периодически со стороны лесозаготовительных предприятий звучал вопрос о возможности изготовления нашим заводом трелевочных тракторов с гидравлической трансмиссией. В 2013 году была проведена большая работа в этом направлении, произведены расчеты, изготовлены и испытаны опытные образцы техники. Результаты испытаний показали высокую надежность, простоту управления с помощью джойстика, плавность хода, удобство работы и отсутствие необходимости периодических регулировок. В 2014 году лесозаготовителям была предложена модификация гусеничного трелевочного трактора МСН-10 с гидравлической трансмиссией», — рассказывает заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту АЗСМ «Прогресс» Игорь Присяжнюк (г. Барнаул).

Приверженцы традиций

По словам лесозаготовителей, новшество не приживается потому, что гидравлическая трансмиссия кажется им очень сложной конструктивно, неремонтопригодной в суровых условиях эксплуатации, капризной при работе на сильном морозе. Хотя, как говорит производитель, на самом деле обслуживание требуется элементарное, надежность узлов и комплектующих системы очень высокая — при условии соблюдения простых правил эксплуатации. И заменить сломавшийся узел достаточно просто.
Но потребитель продолжает покупать трелевочники с проверенной десятилетиями и ставшей уже классической механической трансмиссией. Подобная приверженность традициям прослеживается и в других сегментах отечественного рынка лесозаготовительной техники.

«Сегодня в России выбор лесной техники зависит от вида заготавливаемой древесины (сортимент или хлысты), объема и способа заготовки, а главное — от условий работы. Российская лесозаготовительная техника достаточно надежна в работе, проста и недорога в обслуживании. В условиях бездорожья она показывает очень высокую проходимость и производительность. И, что очень важно, — полностью ремонтопригодна в суровых условиях лесозаготовки бескрайней России. Этого нельзя сказать о какой бы то ни было импортной лесотехнике, для ремонта и обслуживания которой нужны специальные условия, навык и оборудование. Что касается стоимости оборудования, его обслуживания и эксплуатации, то трелевочные трактора, изготовленные, например, нашим заводом, безусловно в несколько раз дешевле, иногда до 10 раз», — резюмирует Игорь Присяжнюк.

Текст: Наталья Демшина

теги

lesks.ru

2. Классификация машин и оборудования для лесосечных работ.

Применяемые на лесосечных работах машины, механизмы и оборудование весь­ма разнообразны. По технологическому назначению их можно объединить в 8 групп:

В первую группу входят маши­ны и механизмы для валки и пакетирования деревьев. К ним относятся специа­лизированные и универсальные бензиномоторные пилы, валочные и валочно-пакетирующие машины.

Вторая группа включает машины и механизмы для трелевки (и подвозки) заготовленной древесины из лесосеки к лесовозной дороге (усу или ветке). Это — тракторы для трелевки и подвозки древесины различных типов, канат­ные трелевочные и трелевочно-транспортные установки.

К третьей группе относятся машины и механизмы для первичной обработ­ки спиленных деревьев (очистки от сучьев, раскряжевки хлыстов на сортимен­ты). К ним относятся сучкорезные, сучкорезно-раскряжевочные и валочно-сучкорезно-раскряжевочные машины, универсальные бензиномоторные пилы.

Четвертая группа объединяет машины смешанно­го типа, т. е. машины, производящие первичную обработку и транспорт заго­товленной древесины. Это — валочно-трелевочные и валочно-сучкорезно-рас­кряжевочные машины.

В пятую группу входят машины и механизмы для штабелевки древесины и погрузки ее на лесовозный транспорт: самоходные челюстные лесопогруз­чики, самоходные стреловые краны-манипуляторы с челюстным захватом и навесные стреловые гидрокраны-манипуляторы с челюстным захватом.

К шестой группе относятся лесовозные автопоезда для вывозки хлыстов и деревьев, сортиментов и щепы. Автопоезд состоит из автомо­биля-тягача и прицепа или полуприцепа специальной конструкции.

В седьмую группу входят колесные тракторы общего назначения, осна­щенные прицепами для вывозки сортиментов. Применяются они на вывозке сортиментов сравнительно редко, в основном в лесхозах при расстоянии вывозки до 30 км.

Восьмая группа объединяет узкоколейные и ширококолейные тепловозы со специальным подвижным составом для перевозки лесных грузов.

3. Общие понятия о системах машин, принципы формирования машин и механизмов в системы.

Созда­ние и внедрение на лесосечных работах систем машин, исключающих руч­ной труд, является новым этапом технического развития отрасли. Чтобы сис­тема машин была эффективной в данных конкретных природно-производственных условиях, она должна формироваться с соблюдением следующих основных условий:

  1. База лесозаготовительных машин и оборудования в системе должна быть по возможности однотипной, что позволит лучше организовать их техничес­кое обслуживание и текущий ремонт.

  2. Производительность машин и оборудования в системе должна быть равной или кратной, и они должны быть эффективными при данном объеме производства. Это обеспечит полную загрузку машин и оборудования и уменьшит затраты на выпуск продукции.

  3. Машины и оборудование, включаемые в систему, по своим конструк­тивным и технологическим параметрам должны соответствовать данным при­родно-производственным условиям, т. е. рельефу местности, почвенно-грунтовым и лесорастительным условиям, и виду вывозимой из лесосек древесины. Это позволит свести к минимуму отрицательные воздействия лесозагото­вительных машин на окружающую среду, сохранить в требуемом количестве жизнеспособный подрост и подлесок хозяйственно ценных пород и таким образом сократить сроки выращивания леса на вырубках и затраты на лесовосстановление.

4. При формировании машин и оборудования в системы использовать как существующие, так и перспективные лесозаготовительные машины и обору­дование, что позволит планировать своевременную замену устаревшей тех­ники в системе.

Специфичность лесозаготовительного производства и разнообразие природно-производственных условий вынуждают применять несколько систем машин и оборудования для заготовки древесины.

Исходя из применяемых технологических процессов лесосечных работ и номенклатуры выпускаемых технологических машин и механизмов для реа­лизации этих процессов, комплектование систем машин может производить­ся по следующим основным вариантам технологических процессов лесосеч­ных работ:

  1. валка деревьев и очистка их от сучьев бензиномоторными пилами, трелевка хлыстов тракторами или канатно-блочными установками, погрузка хлыстов на лесовозный транспорт челюстными погрузчиками;

  2. валка деревьев бензиномоторными пилами, трелевка деревьев трактора­ми, очистка деревьев от сучьев сучкорезными машинами, погрузка хлыстов челюстными лесопогрузчиками или стреловыми гидрокранами-манипуляторами;

  3. валка деревьев валочными или валочно-пакетирующими машинами, трелевка деревьев тракторами, очистка деревьев от сучьев сучкорезными машинами, погрузка хлыстов челюстными лесопогрузчиками или стреловыми гидрокранами-манипуляторами;

  4. валка и трелевка деревьев валочно-трелевочными машинами, очистка деревьев от сучьев сучкорезными машинами, погрузка хлыстов челюстными лесопогрузчиками или стреловыми гидрокранами-манипуляторами;

  5. валка деревьев и очистка их от сучьев валочно-сучкорезными маши­нами, трелевка хлыстов тракторами, погрузка хлыстов челюстными лесопогрузчиками или стреловыми гидрокранами-манипуляторами;

  6. валка деревьев бензиномоторными пилами, трелевка деревьев тракто­рами, измельчение деревьев на щепу с подачей ее в автощеповоз передвиж­ными рубительными машинами;

  7. валка деревьев, обрезка сучьев, раскряжевка хлыстов бензиномотор­ными пилами, подвозка сортиментов на погрузочный пункт или верхний склад с подсортировкой и укладка доставленных сортиментов в штабель погрузочно-транспортными машинами;

  8. валка деревьев, очистка их от сучьев, раскряжевка хлыстов на сорти­менты валочно-сучкорезно-раскряжевочными машинами (харвестерами), подвозка сортиментов на придорожный склад с подсортировкой и укладка доставленных сортиментов в штабель погрузочно-транспортными машинами;

  9. валка деревьев бензиномоторными пилами или валочно-пакетирующи­ми машинами, трелевка деревьев тракторами, очистка деревьев от сучьев и раскряжевка хлыстов на сортименты сучкорезно-раскряжевочными машина­ми (процессорами), подсортировка и штабелевка сортиментов стреловыми гидрокранами-манипуляторами;

10) валка и трелевка деревьев валочно-трелевочными машинами, очистка деревьев от сучьев и раскряжевка хлыстов на сортименты сучкорезно-раскря­жевочными машинами (процессорами), подсортировка и штабелевка сорти­ментов стреловыми гидрокранами-манипуляторами.

studfiles.net

Виды и применение лесозаготовительной техники

В лесозаготовительной промышленности техника и оборудование имеет свое строго определенное функциональное назначение и выбирается исходя из способа заготовки древесины, вида лесоматериалов, производственных условий и типа технологических процессов. Основные виды техники — валочные и погрузочные машины, лесовозы для транспортировки, а также техника для первичной обработки древесины.

Валочная техника заменила и облегчила тяжелую работу лесорубов, что значительно увеличило показатели и снизило временные затраты. В лесозаготовительном производстве применяются валочные машины и валочные головки. Валочные головки предназначены для заготовки хлыстов и закрепляются на тракторах и манипуляторах. Благодаря валочным головкам обеспечивается высокая скорость вала деревьев в любых условиях. Валочные имеют большую производительность и различают пакетирующие и трелевочные. Такой вид техники предназначен для спиливания, направленного вала деревьев, для очистки рабочей зоны от завалов и т.д.

Техника первичной обработки древесины применяется для очистки стволов деревьев от сучьев и других обдирочных операций. Существует как многооперационное передвижное оборудование, устанавливаемое непосредственно на лесосеке, например, манипуляторный тип машин как харвестеры, предназначенные для раскряжевки, очистки и вала, так и стационарное на лесных складах. Благодаря высокой производительности и мощности, харвестеры — незаменимая техника в лесозаготовках.

Для погрузки леса, лесосеки оборудуются различными передвижными погрузочными манипуляторами (на постоянных складах устанавливаются стационарные), а также навесными устройствами, погрузчиками-штабелерами, перегрузчиками и форвардерами. Зачастую при выборе передвижной техники немаловажна ее способность выполнять широкий спектр задач, при значительной производительности и надежности, как например, форвардеры, благодаря чему они и получили большое распространение в лесозаготовительной промышленности. Они способны на любых тяжелых и трудных участках совершать сборку, подсортировку и штабелирование сортимента.

Для транспортировки и вывоза лесоматериалов на протяжении всех технологических процессов, используют лесовозы с цельным кузовом и прицепом-роспуском. Наиболее востребованы лесовозы с гидравлическими манипуляторами. Они перевозят по труднопроходимым лесным дорогам и массивам материал быстрее, и не требуют дополнительных затрат.

Лесозаготовительная промышленность контролируется законом и законодательными актами. Современный подход заменить человека, особенно, в тяжелых условиях, механикой и инновационными технологиями, которые способны выполнять больше операций за меньшее количество времени, значительно эффективней по производственным показателям и снижают затраты.   

maz-ladoga.ru

Лесозаготовительная техника — Госстандарт

Одним из самых прибыльных и приносящих доход производством является лесозаготовительное. Везде, где только можно происходит применение материалов из дерева, и здесь конечно не обойтись без лесозаготовительной техники.

Эксплуатация лесозаготовительной техники

Лесозаготовительная отрасль, так налаженная повсеместно, приносит немалую прибыль и является настолько популярной, потому что дерево это экологически чистый материал. И промышленность, основанная на лесозаготовках, всегда будет на первых местах среди прочих отраслей.

Лесозаготовительные работы ведутся настолько давно, что корни начала ее освоения уже давно канули в лету. Из дерева мы строим жилище, делаем мебель, возводим всевозможные архитектурные и другие сооружения, дерево это наше все. Именно поэтому с каждым днем растет число техники, которую используют на лесозаготовках. По каждому отдельному элементу лесозаготовительной техники ранее было сказано достаточно много. Теперь обобщим все ранее сказанное в одну интересную статью о лесозаготовительной технике. Можно сказать, приведем небольшой обзор техники, которая используется на лесозаготовках.

На сегодняшний день существует огромное количество всевозможного технического оснащения, которое используется в лесозаготавливающей промышленности. Как правило, с каждым днем происходит ее модернизация, повышаются качества и рабочие характеристики, происходят нововведения и модернизация. Особенно это касается тех деревообрабатывающих и лесозаготовительных предприятий, объемы которых достигают достаточно больших размеров. На таких предприятиях отлично зарекомендовало себя применение такого направления лесозаготовительной техники как модульные агрегаты.

Во-первых, использование таких технологий достаточно выгодно, поскольку модульная техника способна к видоизменениям и одна основная машина может служить сразу на нескольких поприщах. То есть достаточно иметь один, обладающий высоким уровнем качества работы трактор, и уже к нему цеплять дополнительное оборудование. Этим оборудованием могут быть всевозможные манипуляторы, ковши, рубщики деревьев, захваты.

Виды лесозаготовительной техники

На сегодняшний день самой популярной и востребованной на данном виде производства лесозаготовительной техникой являются форвардеры и харвестеры. Данные машины способны выполнять огромное множество операций. Они осуществляют такие работы, как валка, раскряжевка, выравнивание бревен, после их спила, погрузка, вытягивание бревен с труднодоступных мест, транспортировка бревен. То есть весь основной цикл лесозаготовительных работ. При имении уже хотя бы одной из названных машин, можно смело начинать вырубку одной небольшой пасеки, поскольку каждое из вышеперечисленных технических устройств осуществляет все операции по обработке дерева.

Существует немало инструмента для обработки сваленного леса, который необходим работникам на лесозаготовительных работах. Ведь машина не в состоянии выполнить некоторые работы, которые требуют непосредственного участия человека. Для данных работ существует большое разнообразие моторной техники.

Существует несколько основных видов лесозаготовительной техники: валочные машины, оборудование для первичной обработки, погрузочная техника и лесовозы. У каждого вида свои задачи и своя область применения.

Валочная техника для заготовки леса пришла на смену лесорубам и ускорила не только вырубку массива, но и весь процесс лесозаготовки. Выделяют валочные головки и валочные машины. Валочные головки могут крепиться на трактор или манипулятор и обеспечивать вал деревьев с высокой скоростью. Такое оборудование предназначено в первую очередь для заготовки хлыстов. Валочные машины (пакетирующие или трелевочные) способны не только валить лес, но и укладывать его, а также производить расчистку местности.

Оборудование для первичной обработки — это обдирочные и сучкорезные машины, стационарные станки для тех же целей и многофункциональные харвестеры. Последние относятся к машинам так называемого манипуляторного типа. Харвестеры способны осуществлять сучкорезные и раскряжевочные операции, также с их помощью можно проводить валочные работы. Это самая удобная и надежная техника для работы в лесу, если необходима высокая производительность.

К погрузочной лесозаготовительной технике относят разнообразные манипуляторы, перегрузчики, штабелеры и форвардеры. Гидравлические манипуляторы могут иметь вид навесного оборудования, т.е. их можно устанавливать на лесовозы. Также гидроманипуляторы могут быть отдельными единицами техники или стационарными установками. Сегодня более востребована такая техника для заготовки леса, которая способная работать в любых условиях и даже в самых труднодоступных местах. Поэтому и стали довольно популярны в последнее время форвардеры. Это многофункциональные машины для сбора, подсортировки и штабеллирования сортамента. Они имеют высокую проходимость, надежны в работе и невероятно производительны.

Лесовозы — это специальная техника для работы в лесу, обеспечивающая транспортировку хлыстов и сортамента на всех этапах лесозаготовки. В качестве лесовозов используются цельнокузовные машины или с прицепом-роспуском. Они могут быть оснащены гидроманипулятором, что намного выгоднее в плане времени и средств.

Современная лесозаготовительная техника все больше приобретает черты многофункциональных роботов, вытесняющих человека с самых тяжелых работ и обеспечивающих невиданно высокую эффективность.

Не всегда для выполнения поставленных задач требуется применение именно всех перечисленных видов лесозаготовочной техники. В некоторых случаях, дабы сэкономить на затратах на оборудование, используют экскаваторы, которые могут оснащаться харвестерными головками. Таким образом, удается использовать машину по принципу два в одном. Она и режет, и выдергивает и транспортирует. К тому эксплуатационные характеристики такого оборудования являются круглогодичными.

В заключении стоит отметить, что ни одно лесозаготовительное производство не обходится без такой техники, как лесовозы. После того как лесозаготовки прошли всю необходимую обработку, их нужно доставить на место складирования. Посредством лесовозов и осуществляется транспортировка бревен.

auto.gosstandart.info

Как правильно выбирать лесозаготовительные машины? |

Ответить на этот и другие вопросы мы попросили председателя совета директоров канадско-российского холдинга «Канадские лесные технологии» Юрия Торохова.

– Юрий Андреевич, в вашей компании есть лесозаготовительное предприятие. Хотелось бы узнать ваш ответ на вопрос, который часто бывает предметом обсуждения и споров в лесном сообществе: как правильно выбирать лесозаготовительную технику? Чем руководствуетесь вы?

– Руководство одно – здравый смысл. Есть вечные критерии в подходе к выбору любой техники. Они известны и просты. Это 5 критериев.

Первый критерий. Машина должна быть прочной, надежной и безопасной. Если этого нет, то все другие характеристики бесполезны и не имеют смысла. Потеря денег наступает уже в момент покупки, как бы «выгодно» вы ни покупали. Плюс – постоянно нарастающие потери в запчастях и обслуживании.

Второй критерий. Техника должна быть простой в управлении и обучении. Если техника сложна, то вы не сможете ее использовать с полной отдачей. Продавцы техники рассказывают о замечательных возможностях машин, но сможет ли обычный оператор на практике реализовать все эти замечательные вещи?! Количество ошибочных действий будет превышать количество правильных действий. Результатом будет брак, убыток. Возникает зависимость от кадров. А где их взять? Вместо приобретения инструмента для решения проблем вы приобретаете новую проблему.

Третий критерий – это простота ремонта и обслуживания. Техника всегда нуждается в обслуживании и ремонте. У каждой вещи есть свой ресурс, и в природе не существует абсолютно одинаковых вещей; всегда имеются те или иные отклонения или отличия. Ремонт будет рано или поздно, как плановый, так и внеплановый. Если ремонт и обслуживание сложны, это всегда приводит к увеличению временных и финансовых затрат. Поэтому так важно то, как быстро вы сами сможете произвести ремонт, так как именно простота ремонта и обслуживания делает вас наименее зависимыми от специалистов сервиса той техники, которой вы владеете.

Четвертый критерий. Эксплуатационные затраты, или как дорого вам обходится решение ваших задач. Что самое важное в лесозаготовке? Это достичь минимальной стоимости куба древесины при максимальном объеме заготовки. Если эксплуатационные затраты больше, чем у другой техники, то это означает, что вы переплачиваете за результат работы машин каждый раз, когда их используете.

Пятый критерий – это стоимость техники. Если вы приобретаете лесозаготовительные машины, и в этих машинах отсутствуют или все выше указанные критерии хуже, то вы вместо приобретения инструмента для решения задач заготовки леса приобретаете проблемы значительно частых поломок и простоев. Только выбирая наиболее надежную и простую технику, вы сможете уменьшить финансовые и временные затраты, ведь в итоге мы заплатим за потерянное время. А в экономике время – самый ценный и невоспроизводимый ресурс…

Вот этими простыми критериями мы и руководствуемся в выборе любой техники или оборудования.

– И всё же в России при выборе техники решающим фактором является цена, вы согласны?

– Да, согласен. Многие лесозаготовители в России чаще всего ставят этот фактор на первое место, и это является самой большой ошибкой. Небольшие компании, где финансовые возможности ограничены и денег хватает, как правило, на б/у комплекс, чаще всего попадают в эту ловушку: как меньше потратить, чтобы потом больше потерять!

Удивляет…, хотя нет, меня уже не удивляет то, как крупные компании приобретают технику или оборудование. Например, крупнейшая целлюлозно-бумажная компания приобретает для своих лесозаготовительных предприятий технику. Как правило, это происходит через тендер. В компании работают опытные специалисты, знающие лесную специфику, но их мнение на втором плане. Тендер проводит специалист по закупкам, и его основная задача – максимально сэкономить, получить минимальное по цене предложение. И эта уважаемая компания, лидер в лесной отрасли России, приобретает машины, которые стоят меньше. Главным критерием становится цена. Но как только цена становится определяющим фактором при выборе техники, срабатывает правило: стоимость техники уже не важна, если отсутствуют факторы надежности и простоты. Вы уже потеряли деньги. Убытки в разы превысят ту экономию, которую вы получили при покупке более дешевой техники. И главная задача – как можно больше заготовить леса – не выполняется.

Нам часто приходится консультировать разные лесные проекты, и всегда решения, связанные с использованием тех или иных машин, – это технические и технологические решения. Например, в компании «Сургутнефтегаз» методика правильного подхода к принятию решений, связанных с приобретением техники или оборудования, очень точно соответствует тем критериям, о которых я говорил.

Основная задача применения здесь машин – прорубка лесных трасс под трубопроводы. Условия работы очень жесткие, слабые грунты, заболоченность, сильнейшие температурные перепады, большие переходы, тяжелые условия эксплуатации. Как происходит выбор техники? Специалисты компании разбирают критично все детали тех машин, которые им необходимы, сравнивают технические параметры и определяют, какие машины более надежны. Только первые лица компании лично проводят работу и принимают решения, руководствуясь технической надежностью машин, поэтому и выбор был сделан в пользу машин, которые показали большую надежность, – это канадская техника. Хочу отметить, что за зимний период эксплуатации замена запчастей и обслуживание машин были минимальными, не считая расходных материалов (шланги, фильтры, зубья). Потребовались лишь две запчасти и один выезд механика сервисной службы. Сегодня в этой ответственной компании работает около 50 машин канадского производства.

– Исходя из ваших критериев, какая техника достойна вашего выбора?

– Российские леса – это перестойные разновозрастные смешанные леса, а не европейская парковая зона, где неспешно работают колесными харвестерами. Это необходимо учитывать при выборе техники и технологии заготовки. Наш выбор сделан давно. Поскольку мы используем канадский лесозаготовительный опыт в схожих лесах с Россией, это канадская техника Тайгеркэт. Эта компания занимает особое место на мировом рынке как производитель особо прочных и надежных машин для работы в наиболее тяжелых условиях, в том числе при пониженных температурах. Это закономерно: производитель – из Канады, а страна находится в Северном полушарии, где резкие отрицательные температуры – явление обычное и общие условия лесозаготовок требуют прочных, выносливых и надежных машин.

– В чем основные преимущества машин Тайгеркэт? И как это соответствует критериям, о которых вы говорили, на практике в России?

— Они будут соответствовать тем критериям, о которых я уже говорил. Преимуществ тоже пять.

Первое – это высокопрочный металл. Единственной возможностью добиться высоких прочностных характеристик является использование высокопрочной стали. Конструкции и узлы, несущие наибольшее напряжение, делаются с запасом прочности и реально рассчитаны на заявленные температуры -40оС. Даже одного взгляда достаточно, чтобы увидеть очевидное преимущество: в машинах Тайгеркэт не экономят на металле, а сами машины мощнее и крупнее всего того, что существует на мировом рынке техники для леса. Именно поэтому машины Тайкеркэт называют «неубиваемыми».

Второе – это минимум электроники. Все современные машины «набиты» электроникой, но канадцы и здесь нашли свой путь. Жизнь машины, ее силу и работоспособность определяют гидравлические системы. У электроники здесь другие задачи: она не управляет машиной, а лишь снимает показания, дает информацию о состоянии узлов, поэтому сбой электронных «мозгов» не приводит к остановке машины, как это происходит у других производителей лесной техники, когда машины «набиты» электроникой и оператор не может обойтись без помощи особого специалиста. Российские владельцы Тайгеркэт отмечают, что они не боятся канадских машин, так как они просты и их можно разобрать и собрать в лесу, и электроника не делает владельцев машин зависимыми от специалистов сервисной компании.

Третье – простота в управлении. На валочно-пакетирующих машинах Тайгеркэт работает уникальная запатентованная «система сохранения и перераспределения энергии», которая позволяет с помощью гидравлики управлять подходом насадки к дереву не двумя, как это делают все, а одним джойстиком. Просто и быстро. А в последних моделях трелевщиков осталась только одна педаль управления скоростью и кнопка-переключатель направления движения. Так еще проще и удобнее. Эта разноскоростная гидростатическая трансмиссия сделала трелевщики Тайгеркэт самыми простыми, надежными и производительными в мире.

Четвертое – высокая проходимость и всесезонность. Гусеничное шасси машин Тайгеркэт – это не экскаваторное шасси, как у других производителей. Одно дело, когда машина (экскаватор) работает на одном месте и копает землю, другое дело – когда машина движется по лесу, где не видно, какие препятствия под снегом. У машин Тайгеркэт шасси приспосабливается к неровностям почвы. Кроме Тайгеркэт никто не выпускает трехосный трелевщик. Он выполняет работу за две машины на любой (!) местности. Канадские трелевщики любой модели – абсолютные лидеры по работоспособности, одна из вершин инженерного искусства. Посмотрите сайт www.tigercat.com, раздел media. Ничего более совершенного в лесу нет.

Пятое – экономические показатели. То, ради чего приобретается техника: сколько заготовил – столько заработал . Машины Тайгеркэт являются максимально выгодным приобретением потому, что быстрее себя окупают, обеспечивают больший объем заготовки, чем машины других производителей, и дают самую низкую стоимость куба заготовленного леса.
Эти преимущества дают канадским машинам право занимать 70% мирового рынка валочно-пакетирующих машин и 65% – трелевщиков.

– Линейка машин Тайгеркэт впечатляет. Мне кажется, если собрать всех других уважаемых производителей лесной техники, мы не найдем столько лесной техники у них.

– Мы с уважением относимся к технике других производителей. Но именно канадская техника будет востребована в России все больше, так как условия заготовки Канады схожи с Россией, а не с европейскими (парковыми) лесами. В России, как и в Канаде, промышленная заготовка ведется в больших объемах и в тяжелых природно-производственных условиях лесосырьевых территорий. Условия эксплуатации техники, температурные режимы, снежный покров, преобладание заболоченных участков или глиняных грунтов – именно с учетом этих особенностей в конструкциях машин реализованы решения, обеспечивающие высокие показатели долговечности и простоты обслуживания. Поэтому даже в острой конкурентной среде есть вещи, о которых просто давно не спорят, и все согласны: это действительно надежнее. Сила, мощь и надежность канадских машин очевидна. Посмотрите – и сравните сами. Сегодня в России работают уже сотни машин. Канадским «тиграм» – как их называют русские заготовители – нет альтернативы по надежности и простоте.

ООО «Лесные машины»
г. Пермь, тел.: +7 (324) 210-55-81
г. Сургут, тел.: +7 (3462) 65-30-30
г. Красноярск, тел.: +7 (391) 281-74-44
г. Иркутск, тел.: + 7 (3942) 742-200
e-mail: [email protected]
www.tigercat.ru
www.тайгеркет.рф

На правах рекламы

теги

lesks.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *