Экосистема леса – «Экосистема леса Экосистема леса. Вопросы Каковы особенности круговорота веществ в экосистеме леса? Как связаны живые организмы в экосистеме леса? Какую.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Экосистема леса. Виды лесных экосистем, их характеристики

Леса занимают огромную часть суши нашей планеты — более 4 млрд. гектар суши. Лесные экосистемы (ЛЭ) — это уникальные сообщества животных и растений, соединенных множеством видов связей для обмена энергией. Главную роль в любой лесной экосистеме играют растения. По их доминирующим видам представителей флоры принято выделять следующие виды:

  1. Экосистема смешанных лесов
  2. Экосистема хвойных лесов
  3. Экосистема тропических лесов
  4. Экосистема широколиственных лесов

Для лесных экосистем характерна ярусность: на верхнем располагаются деревья, средний ярус составляют кустарники, нижний — травы. Уникальность ЛЭ можно объяснить тремя факторами:

  • Во-первых, это практически единственный вид экосистемы, сохранившийся в первозданном и практически неизмененном человеком виде.
  • Во-вторых, ЛЭ являются одними из крупнейших на планете.
  • В-третьих, ЛЭ считаются одними из самых продуктивных для человечества.

Рассмотрим каждый из видов лесных экосистем подробнее.

Экосистема смешанного леса

Смешанные леса представляют собой симбиоз экосистем хвойных и лиственных лесов. Они дополняют друг друга, укрепляют, поэтому такая экосистема считается наиболее устойчивой из всех лесных.

Смешанными леса считаются, если к основному виду деревьев добавляются другие породы, но в численном коэффициенте — не более 5%. Поэтому такие леса располагаются между хвойными на севере и широколиственными на юге — в полосе, где расположены территории юга Скандинавии, Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, Карпат, Кавказа, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. На американском континенте это территория Великих озер и Калифорнии. В южном полушарии экосистема смешанных лесов располагается в большей части Южной Америки и в Новой Зеландии.

Доминантами в этой экосистеме являются такие деревья как дуб, клен, ель, сосна, липа, вяз. В Америке — секвойя, в горах — лиственница, на Кавказе и дальнем Востоке — бук и пихта.

Потребителями, или консументами в экосистеме смешанных лесов являются животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые, грибы. Замыкают пищевую цепочку могильщики: черви, личинки, микроорганизмы.

Главная особенность экосистемы смешанного леса — устойчивость, которая обуславливается способностью полного заменения вида. То есть, если популяция какого-либо вида исчезнет, ее место спокойно замещается возросшим количеством особей другого вида.

Уязвимое место такой экосистемы — насекомые. Если они исчезнут, то экосистема смешанного леса станет затухать и погибнет.

Экосистема хвойного леса

Для формирования экосистемы хвойного леса необходим холодный климат. Поэтому такие образуются в основном на севере, где средние колебания температуры воздуха колеблются в пределах от -5°C до +5°C. Осадков мало — до 200 мм в год, и чаще всего они выпадают в виде снега. Лето в таких краях холодное и короткое, а зима — продолжительная и морозная.

Эти климатические условия великолепно подходят для произрастания хвойных пород деревьев: сосен, елей, пихт, кедров, лиственниц. Именно они занимают доминирующее положение в данной экосистеме и расположены на верхнем ярусе.

Хвойные леса, объединенные в массивы, называют тайгой. Эта экосистема распространена в северном полушарии, в основном, в Сибири и в Канаде. В южном полушарии хвойные леса не создают таких массивов и встречаются в виде отдельных участков. А в Австралии и Южной Америке хвойные леса произрастают в горах.

Хвойные породы деревьев вместо листьев имеют иглы, которые. За счет своей маленькой площади прекрасно сохраняют тепло и влагу. А смола, укутывающая хвойные деревья позволяет свободно переносить продолжительные морозы. Фотосинтез в этих деревьях не замирает даже при 0°C.

В экосистеме хвойных лесов практически не присутствует средний ярус. А нижний заселяют мхи и лишайники. Вместе с деревьями эти виды растительности являются продуцентами — они активно участвуют в фотосинтезе, перерабатывая солнечную энергию. Кроме того, они являются кормом для следующего звена экосистемы — животных.

Вершиной пищевой цепочки в таких лесах являются хищники: рыси, тигры, медведи, волки, лисы. Из травоядных млекопитающих особенно распространены парнокопытные: олени, лоси, изюбры. Много животных с ценным мехом: соболей, куниц, белок, ласок. Это организмы-потребители.

К организмам-разрушителям относятся грибы, бактерии и черви.

Пищевые цепочки в экосистеме хвойных лесов зачастую короткие. Например, дерево — травоядное животное (белка) — хищник (лиса).

Если человек не вмешивается в экосистему хвойного леса, то здесь происходит процесс саморегуляции: один вид животных никогда не уничтожает полностью особей другого вида. Что делает этот вид экосистемы очень устойчивым.

Экосистема широколиственного леса

Широколиственные леса распространены на большей части Европы и Восточной Азии, в Северной Америке и к югу от Чили.

Доминирующую роль играют листопадные деревья — те, которые сбрасывают листву с наступлением холодов. Это липы, дубы, ясени, вязы, клены, каштаны. На среднем ярусе растут черемуха, берескеты. Нижний полностью занимают травы и ягоды: пролесник, медуница, земляника и пр.

Класс потребителей в этой экосистеме представлен млекопитающими (лисы, волки, тигры, медведи, ежи, еноты, кабаны, зайцы, белки), птицами (соловьи, снегири, чижи, глухари, кукушки, аисты), рептилиями, амфибиями и рыбами.

Редуцентами являются все те же могильщики, черви и микроорганизмы.

Экосистема широколиственного леса весьма устойчива. Уязвимой она становится во время холодов, когда деревья сбрасывают листву и процесс фотосинтеза замирает. В этот период особая роль отводится редуцентам, которые преобразуют органику в неорганические вещества.

Экосистема тропического леса

Тропические леса опоясывают нашу планету по экватору и захватывают субтропическую, тропическую и экваториальную климатические зоны. При этом огромную роль играет влажность воздуха. Во влажном климате тропические леса вечнозеленые, в сухом (вдали от океанов и морей) леса зеленые только в теплое время года.

Экосистема тропического леса самая богатая из всех лесных ЭС по видовому разнообразию. Доминируют здесь пальмы, миртовые, бобовые, в сухих тропиках — бамбук, лавр, альбиции.

Одна из особенностей экосистемы тропического леса: смазанность границ ярусов. Так, травы могут вырастать до 6 м в высоту, забираясь на средний ярус. Папоротники вообще могут занимать сразу все три яруса. Добавляет размытости и обилие лиан, эпифитов, которые плотной сетью окутывают все растения.

Еще одна особенность экосистемы тропического леса в том, что большинство видов потребителей обитают сразу на деревьях. Это и многочисленные животные (обезьяны, ленивцы, белки-летяги), птицы (попугаи, колибри, дятлы, туканы), пресмыкающиеся (змеи, ящерицы, гекконы, хамелеоны). Даже лягушки — и те стремятся забраться повыше. Сухопутных животных в этой экосистеме мало, зато все они очень крупные: слоны, жирафы, носороги, бегемоты, буйволы.

Редуцентами являются, в основном, грибы и термиты.

Устойчивость лесных экосистем

(схема устойчивости экосистем России)

Среди всех лесных экосистем наиболее устойчивой является экосистема смешанного леса. Далее, в порядке убывания следуют широколиственные, хвойные и тропические леса.

Это объясняется плотностью произрастания деревьев и степенью проникновения солнечных лучей в самые нижние ярусы леса. Так, например, в смешанных лесах деревья растут не плотно, оставляя свободное пространство для солнечных лучей. Лучи проникают до самой земли, оказывая значительное влияние на деятельность редуцентов, которые, в свою очередь, вырабатывают полезные вещества для роста самих деревьев.

В хвойных лесах макушки деревьев нередко смыкаются, препятствуя солнечному свету. То же происходит и в тропиках, где из-за обилия растений редуценты просто не в состоянии перерабатывать такое огромное количество органики. А потому в тропиках, несмотря на то, что растения здесь вырабатывают самое большое количество кислорода, и углекислый газ консервируется в огромных количествах. 

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Экосистема леса (смешаного, хвойного, тропического, широколиственного): картинки, характеристика

Общие данные

Экосистема леса – это совокупность живых организмов, основной жизненной формой которой являются деревья. Леса занимают третью часть суши Земли, что составляет 38 млн.км2. Половина этой площади занято тропическими, остальное хвойными, смешанными, лиственными и широколиственными лесами.

По своей структуре экосистема леса делится на ярусы. Высота каждого яруса и состав живых организмов в нем, находится в зависимости от видового разнообразия растений его формирующих.

Главными в экосистеме в целом и в ее пищевой цепи, очевидно, являются растения — продуценты. Остальные звенья трофической цепи — потребители и разрушители экосистемы леса, играют в ней хотя и зависимую, но важную роль. И если «деятельность» потребителей во всех видах экосистем приблизительно одинакова, то «существование и работа» разрушителей различна в каждом виде.

Хвойный

Экосистема хвойного леса формируется в холодных климатических условиях. Среднегодовая температура этой природной зоны от +50С до – 50С. Небольшой уровень осадков – до 200 мм. В основном они выпадают в виде снега. Зима долгая. Лето короткое. Но световой день длинный. Такой температурный и световой режим не дают влаге быстро испаряться с поверхности почвы, а это прекрасные условия для роста хвойных пород деревьев.

Распространены они в Северной Америке и Евразии. В южном полушарии такие леса не создают единого массива. В Южной Америке и в Австралии встречаются в основном в горах.

Еще одно название хвойного  леса – тайга. В ней множество видов растений, но деревья хвойных пород доминируют и занимают верхний ярус в экосистеме. Иголка, которая в этих породах заменяет лист, не опадает в зависимости от времени года. По ней легко скатывается снег. Она «укрыта» от морозов слоем смолы, а небольшая поверхность позволяет хорошо переносить холода и отдавать меньше влаги при испарении. Фотосинтез эти деревья не прекращают даже при температуре 0

0С.

В тропиках, на определенных видах почв, могут расти сосновые леса. Они имеют свой видовой состав.

Основные виды такие: пихта, сосна, ель, тсуга и лиственница. Еще одной их отличительной чертой, кроме иголок вместо листьев, являются шишки. Наличие иголок вместо листьев еще не говорит о том, что все хвойные вечнозеленые. Есть породы деревьев, которые сезонно сбрасывают иголки.

Хвойные лесные экосистемы населяют мхи и лишайники, которые вместе с деревьями также относятся к продуцентам. Они не только участвуют в процессе фотосинтеза, но и являются питательной базой для следующего звена пищевой цепи – потребителей — животных.

Главными и вершиной трофической цепи этого вида леса являются хищники, в частности, кошачьи — тигр и рысь. Водятся волки, медведи, лисы и другие хищники. Травоядные млекопитающие в основном из семейства оленьих. Есть заяц, белка, куница, соболь, еж и древесный дикобраз, разные виды птиц.

«Работа» редуцентов или разрушителей в них зависит от плотности сомкнутости крон или полога. Есть леса темнохвойные и светлохвойные. Первые состоят из сортов теневыносливых деревьев, которые тесно сомкнуты, отчего плотность полога высокая. Это замедляет процессы переработки органических веществ и формирование гумуса. Почвы потому менее плодородны. В светлохвойных солнечный свет проникает к почве легче и процессы в ней идут быстрее.

Южнее хвойного располагается смешанный.

Смешанный

Экосистема смешанного леса представляет собой смешение двух экосистем, обусловленное наличием в ней лиственных и хвойных пород. Так, экосистемы дополняют и укрепляют друг друга, а образовавшаяся в результате общая становится более устойчивой. Смешанным он считается тогда, когда к одному виду деревьев примешивается другой в объеме не менее 5%. Потому неслучайно, что такие леса располагаются между хвойными с севера и широколиственными с юга. В основном они встречаются в климатических зонах с теплым летом и холодной зимой. Со среднегодовым количеством осадков до 700 мм. Почвы их произрастания – дерново-подзолистые или бурые с большим количеством перегноя.

Природная зона этих лесов – умеренного пояса: южная часть Скандинавии, Восточно-Европейская и Западно-Сибирские равнины, Карпаты, Кавказ, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия. На Американском континенте – Аппалачи, регион Великих озер и Калифорния в Северной Америке, большая часть Южной Америки и Новая Зеландия.

Основными породами деревьев являются: ель, сосна, дуб, клен, липа, ясень и вяз. На Кавказе и Дальнем Востоке добавляются бук и пихта. В горных регионах – лиственница, а в Америке – секвойя. Растения, представляющие нижние ярусы также имеют широкое видовое разнообразие.

Богатый растительный мир смешанных лесов – это продуценты и автотрофы, то есть организмы, которые синтезируют с помощью солнечной энергии кислород и органические вещества из неорганических. Они — основа любой экосистемы, и смешанные леса не являются исключением.

Следующий этап в пищевой цепи принадлежит потребителям или консументам, организмам гетеротрофным. Их общая масса на порядок меньше растительной – зеленой, что является основным правилом жизнеспособности экосистемы. К ним относят: животных, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся, насекомые, грибы и бактерии. Он менее разнообразен. Это: грызуны — зайцы, белки, мыши; млекопитающие — олени, лоси, волки, лисы; пернатые – сова, дятел; насекомые – клещи, комары, пауки; простейшие – бактерии.

Замыкают пищевую цепь – могильщики — разрушители или редуценты: личинки насекомых, черви, микроорганизмы.

Особенностью пищевой цепи смешанного леса является устойчивость, за счет видового взаимного дополнения и, если необходимо, замены. При снижении популяции или исчезновении какого-либо вида продуцентов, он замещается количеством особей другого. Такое правило не работает в отношении насекомых. Они являются опылителями растений, а их личинки — редуцентами. Их исчезновение приведет к затуханию экосистемы.

Смешанные лесные экосистемы сменяют широколиственные.

Широколиственный

У широколиственного леса экосистема характеризуется видовым разнообразием растений листопадных или летне-зеленых, то есть сбрасывающих листву в осенне-зимний период. Их листья имеют широкие листовые пластины. Произрастают такие леса во влажном и умеренно влажном климате с высокой температурой. Лето продолжительное. Зима – мягкая. Почвы они предпочитают серые, подзолистые, бурые или, даже, черноземы.  Ареалы распространения – Европа, Северная Америка, Восточная Азия, Новая Зеландия и юг Чили.

Основу леса и его верхние ярусы представляют: граб, липа, ясень, вяз, клен, бук, дуб и каштан. Ниже идут лещина, черемуха и бересклеты. «Первый этаж» у пролесника, сныти, зеленчука, медуницы и так далее. Все это продуценты.

Потребители – консументы, это такие млекопитающие, как: кабан, олень, лось, зубр, бобр, белка, еж, лисица, рысь, волк, тигр, скунс, енот и бурый медведь. Птицы: чиж, рябчик, соловей, синица, снегирь, глухарь, тетерев, сова, филин, аист, утка и другие. Рептилии, амфибии и рыбы также являются потребителями. Это уж, гадюка, медянка, лягушка, жаба, саламандра, сом, щука, карповые и лососевые.

Редуценты или могильщики широколиственного леса практически все те же, что и в других экосистемах – черви, личинки насекомых, микроорганизмы.

Экосистема широколиственного леса также устойчива и хорошо себя регулирует. Особенностью является период, когда деревья без листы. Процесс фотосинтеза останавливается. «Главная» роль переходит к редуцентам, которые должны максимально преобразовать органические соединения в неорганические.

На экваторе лиственные меняют тропические лесные экосистемы.

Тропический

У тропического леса экосистема сформировалась на основе теплого тропического, субтропического и экваториального климата. Они опоясывают Землю по экватору. Разнообразие флоры и фауны продиктовано исключительно количеством и распределением осадков по временам года. Есть леса влажного экваториального пояса и сухого тропического. Если влажность примерно одинакова в течение года, то они стоят вечнозеленые. Если нет, то зеленые только зимой.

Влажные тропические леса имеют очень разнообразную флору. Доминируют в ней деревья, которых может быть до 100 видов на га. Основные виды деревьев — это: диптерокарповые, бобовые, миртовые и пальмы. Из остальных видов растительности необходимо выделить папоротники, которые существуют на разных ярусах тропического леса. Всего таких ярусов три. Верхний достигает 55 метров в высоту, следующий до 30 и нижний до 20. Травы здесь могут достигать высоты 6 метров. Например: банан. Размывают границы ярусов такие растения, как лианы, эпифиты, бамбук, папоротник и так далее.

В сезонных листопадных лесах растут терминалии, далбергии, альбиции, бамбук, тиковое и эбеновое дерево, пальмы, лавр и сахарный тростник. Основными травами являются злаки. Иногда, для удержания влаги, растения покрыты колючками.

Видовое разнообразие потребителей тропических превосходит любые другие леса. Многие виды животных большую часть времени проводят на деревьях. Самые известные – обезьяны, белки-летяги, ленивцы. Там живут и птицы – попугаи, дятлы, туканы, колибри и много других. Пресмыкающиеся также обитают в местах максимального «скопления» пищи, то есть на деревьях. Это – хамелеоны, змеи, гекконы, ягуаны, агамы и, даже земноводные лягушки, пытаются взобраться повыше. Исключительно наземных видов животных не много, но они очень крупные. Основные их виды: слон, носорог, бегемот, буйвол, жираф. Многообразны по внешнему виду беспозвоночные – муравьи, термиты, многоножки и бабочки.

Растения второго яруса, обычно столь плотно смыкают полог, что не пропускают солнечного света. Это отрицательно сказывается на «деятельности» разрушителей. В листопадных лесах редуценты, а это в основном грибы и термиты, которые также не могут переработать такой огромный объем органической массы. Потому тропические, при столь интенсивном «производстве» кислорода – около 55,5 Гт в год, «консервируют» в своем органическом веществе до 4,6 Гт углекислого газа.

Вывод

Общая для экосистемы леса характеристика может быть такой. Все они строятся на основе доминирования растительного мира над животным. Среди растений основную роль играет один или несколько видов деревьев. В зависимости от этого системы относят с одновидовым или смешанным. Экосистема любого вида имеет ярусы. От плотности смыкания крон деревьев зависит количество солнечного света и кислорода, проникающие в его нижние ярусы. Особенно, в слои населенные редуцентами – разрушителями. А это, в свою очередь, сказывается на количестве синтезируемой ими неорганической «пищи» для самих же деревьев. Экосистемы, в которых существует дисбаланс в пользу каких-либо живых организмов, недостаточно устойчивы и могут быть повреждены и уничтожены. Самыми устойчивыми являются лесные экосистемы со смешением видов и их взаимозаменяемостью.

Видео — Лесные экосистемы

ecology-of.ru

Из чего состоит экосистема леса | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Характерным признаком, по которому лес отличается от дру­гих экосистем, является то, что на его территории растет много деревьев и кустарников. Это сказы­вается на других растениях, а также на животных - обитателях леса.

Рис. 56. Лютик

Лес можно сравнить с многоэтаж­ным домом, где каждый из «эта­жей» образуют определенные расте­ния и населяют животные. На каж­дом «этаже», имеющем название ярус, разнос освещение, а поэтому различны и его обитатели.

Верхний ярус леса обрадуют самые высокие деревья. Это преимущественно дуб, сосна, ель, граб, клен, липа, ясень, береза, оси­на. «Этажом» ниже растут кустарники - лещина, боярышник, черемуха, бузина, терн, шиповник, волчеягодник и другие.

Кроны деревьев верхних ярусов леса и ветви кустарников за­слоняют травянистые растения от солнечного света. Поэтому их в лесу обычно немного. Густую траву можно увидеть только на открытых полянах. Травянистые растения образуют отдельный ярус леса. Лесные травянистые растения имеют преимуществен­но широкие листья (ландыш, лютик (рис. 56), барвинок, плющ, лесная земляника, орляк, кислица и другие). Это помогает им поглощать как можно больше солнечной энергии в условиях постоянного затенения. Ранневесенние растения — подснежни­ки, пролеска, хохлатка, ветреница лютиковая - успевают прорасти и отцвести раньше, чем на деревьях рас пустится листва. Самый низкий ярус леса состоит из мхов и лишайников (рис. 57).

Рис. 57. Ярусы леса: 1 - деревья; 2 - кустарники; 3 - травянистые растения; 4 - мхи и лишайники

В лесу обитают дикий кабан, медведь, лось, олень, волк, лиса, белка, куница, косуля, заяц, еж, мышь лесная, гадюка, различ­ные птицы и насекомые, дождевые черви и другие животные. Как видите, животный мир леса богат (рис. 58) Поэтому и цепи питания здесь достаточно разнообразны. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Наше государство заботится о сохранении и приумножении лесов и других природных экосистем. Для этого создают запо­ведники. Заповедный - значит «охраняемый законом». На тер­ритории заповедника не разрешается охотится на птиц и зверей строить дома, рубить деревья, распахивать земли, прокладывать большие дороги и пр. Больше всего заповедных лесов в Украинс­ких Карпатах и Крымских горах.

Рис. 58. Обитатели леса: 1 - олень; 2 - лиса; 3 - горлица; 4 - муравьи; 5 - волк; 6 - заяц
На этой странице материал по темам:
  • Волк в экосистеме леса

  • Животные леса кратко 3 класс

  • Рефервт второй этаж экосичтемы леса

  • Презентация на тему лесная экосистема

  • Тема об экосистеме леса, луга, озера

Вопросы по этому материалу:
  • Как растения леса приспособились к разным условиям освеще­ния? Раскройте это на примерах.

  • Подготовьте рассказ о растениях и жи­вотных леса.

  • Приведите примеры цепей питания в эко­системе леса.

  • Спрогнозируйте, что может случиться, если в предложенных вами цепях питания исчезнет какое-либо звено.

worldofschool.ru

Лес. Экосистема леса

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


“Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит...”
(С. Никулин)

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: Формировать представление о лесе, как экосистеме, о нормах и правилах взаимодействия человека с природой.

Форма подачи учебного материала: Интегративная. Прослеживается межпредметная интеграция. С предметом окружающий мир были интегрированы такие дисциплины, как литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

Задачи:

  • С помощью художественных, музыкальных и литературных средств создать эмоциональное воздействие на детей, развивать любознательность и познавательный интерес у учащихся, воспитывать интерес к живописи, к музыке, поэзии.
  • Создать условия для формирования умения видеть прекрасную, удивительную, и в то же время, хрупкую и беззащитную природу в образе русского леса.
  • Способствовать самостоятельному поиску решения вопросов по установлению связей в природе.
  • В атмосфере сотворчества, взаимодействия и дискуссии создать предпосылки для формирования творчески активной личности.
  • Формировать универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УД: проявлять интерес к новому содержанию занятия; оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей;

Метапредметные УД:

  • регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
  • познавательные: определять лесные объекты по признакам, названным в загадках; сопоставлять различные художественные образы леса; устанавливать причинно-следственные связи;
  • коммуникативные: работать в паре, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Предметные УД: формировать представление об экосистеме леса; формулировать правила поведения в природе.

Технологии: Используются информационно-коммуникационные и интерактивные технологии обучения, личностно-ориентированные, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии урока.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, 3 конверта, репродукции картин русских художников (Приложение1(1): И.И.Левитан “Весна. Последний снег”, И.И. Шишкин “Золотая осень”, “Зима”; стихотворения (Приложение 1(2): “Вот уж снег последний в поле тает…” (отрывок) А.К. Толстой, “Листопад” И.Бунин, “Чародейкою Зимою” Ф.Тютчев; музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” темы: “Октябрь”, “Январь”, “Март”; аудиозапись пения лесных птиц; сигнальные карточки на 3 группы: с буквами А, Б, В; знаки-символы с изображениями правил поведения в лесу; искусственная елка, елочные шарики синего и красного цвета по количеству учащихся, игрушка Лесовичок, настоящие еловые и сосновые шишки.

ХОД УРОКА

Организационный момент. (Подготовка учащихся к работе на уроке).

Дети разделены на 3 группы.

Учитель (У): Здравствуйте, ребята! За окном хорошая погода, и я желаю вам отличного настроения!

Подготовка к основному этапу занятия. (Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности).

У: Сегодня мы с вами попадем в мир загадочного и прекрасного. В мир природы. Но мир природы человек изучает всю свою жизнь, и каждый раз узнает что-то новое. Вот и сегодня кто-то из вас узнает что-то новое и интересное, а кто-то может и совершит для себя открытие.

У: Прочитайте выдержки из словарей и подумайте, куда мы направимся (слайд 1).

У: Кто догадался, о чем эти строки?

Ведение в тему урока.

У: Да, мы отправимся в лес. И тема нашего урока звучит необычно (слайд 2):

У: А помогать нам весь урок будет Старичок – Лесовичок. Он принес вам настоящие сосновые и еловые шишки, и за каждый правильный ответ вы будете получать по одной шишке.

Актуализация знаний. Составление динамической картины “Лес”.

У: Кто объяснит, что же такое лес?

У: Однажды главный хозяин леса Старичок-Лесовичок попросил художника нарисовать лес. Тот взялся за работу, и вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Лесовичок посмотрел на картину и сказал: “Лес – это не только деревья”.(слайд 3)

У: Как вы думаете, почему так сказал Лесовичок?

У: Ребята, давайте оживим наш лес. Лесовичок приготовил вам свои загадки. За правильные ответы он будет давать вам шишки. (Курсивом - загадки автора)

1)

Под сосною у дорожки
Что стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Грибы).

2)

Растут и в поле, и в лесу.
Их любят все недаром.
Пчелу и бабочку, осу-
Всех угостят нектаром. (Цветы)

3)

Очень маленького роста.
Разглядеть совсем не просто.
Крылышками машут.
По цветочкам пляшут. (Насекомые)

4)

Они вам всем давно знакомы
И лес для них явился домом.
Одни зимой все время спят,
И даже кушать не хотят.
Другие рыщут по дороге-
Их прокормить помогут ноги. (Звери)

5)

Они летают и поют.
На деревьях гнезда вьют.
Весело щебечут,
И природу лечат. (Птицы)

У: Послушайте голоса лесных птиц. (Пауза для прослушивания)

У: Какой чудесный уголок природы у нас получился!

Первичное закрепление новых знаний.

У: Кто теперь сможет дополнить фразу лесовичка: “Лес – это не только деревья, но и ...” (слайд 4)

У: Вывод: ЛЕС – это природное сообщество растений, животных и микроорганизмов, жизнь которых тесно взаимосвязана.

Экологическая задача. Работа по определению взаимосвязи в природе.

У: Представьте, что в лесу вырубили все кустарники.

-Что произойдет с птицами, гнездящимися в них?

- Какая опасность появляется для леса?

- К какой беде это может привести?

У: Мы показали невидимые нити, ту связь, которая существует в природе.

У: Какое значение имеет лес в жизни животных и людей? (слайд 5)

Работа с учебником.

У: Давайте об этом прочитаем в учебнике.

Сопоставление репродукций картин художников.

У: Многие люди, и, наверное, вы тоже, гуляя по лесу, не раз были очарованы его красотой. Лес - это источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихотворения, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к нему.

У: И сейчас мы вместе с Лесовичком совершим экскурсию по лесной картинной галерее.

У: Вы видите репродукции картин известных русских художников. (Слайд 6)

Работа в группах.

(Детям предлагаются по1 репродукции русских художников и по 3 стихотворения известных поэтов в индивидуальных конвертах).

Учитель:

  • Положите содержимое конверта под названием “Лесная картинная галерея” на стол.
  • Рассмотрите данную вам репродукцию.
  • Прочитайте 3 стихотворения известных русских писателя.
  • Определите то, которое наиболее точно отражает содержание вашей репродукции.
  • Выполните задание в карточке с выбранным стихотворением.
  • Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы передать его настроение.

У: Соблюдай правила работы в группе.

Распределите все действия между собой по силам.

Работайте в группе дружно.

Проектная деятельность в группах. (Выполнение задания детьми)

Презентация результатов работы в группе. (Группа 1).

У: Перед вами репродукция картины великого русского художника-живописца Ивана Ивановича Шишкина “Золотая осень”. Шишкин был настоящим певцом русского леса. (Слайд 7)

У: А музыку, которую вы слышите – написал Петр Ильич Чайковский. Он передал звуками то же, что художник – красками: красоту осеннего леса. Звучит тема “Октябрь” из цикла “Времена года”.

Релаксация.

У: Прислушайтесь. Вы слышите звуки осени? Вытяните свои ладошки, представьте, что это осенние листики, которые сорвал ветер и они, плавно кружатся и тихо опускаются на землю.

У: Стихотворение какого поэта наиболее точно отражает содержание этой репродукции?

У: Кто из вашей группы прочитает выразительно стихотворение Бунина?

У: Какие слова наиболее ярко передали краски осени?

Презентация результатов работы в группе. (Группа 2).

У: Перед вами репродукция другой картины этого художника под названием “Зима”. Музыка из цикла “Времена года” тема “Январь”. (Слайд 8)

Релаксация.

У: Закройте глаза, представьте, себя в зимнем лесу. Идет снегопад. Вот одна резная снежинка опустилась вам на ладошку, другая, третья, и от вашего тепла он тает.

У: Какое стихотворение передает тишь и благодать, царящее в это время года?

У: Кто из вашей группы прочитает стихотворение Тютчева выразительно?

У: Какие слова наиболее точно описывают состояние зимнего леса?

Презентация результатов работы в группе. (Группа 3).

У: Следующая репродукция картины “Весна. Последний снег”, которую написал другой известный художник–живописец Исаак Ильич Левитан. Звучит тема “Март” из цикла “Времена года” Петра Ильича Чайковского. (Слайд 9)

У: Прислушайтесь, попробуйте услышать звуки весны. Кто может их описать?

У: Стихотворение какого поэта наиболее точно отражает содержание репродукцию картины Левитана “Весна. Последний снег”.

У: Кто из вашей группы прочитает стихотворение Толстого выразительно?

У: Какие слова передают радостное весеннее настроение?

У: Побывав в картинной галерее, мы увидели, что композиторы звуками, художники красками, а поэты словами передают красоту и величие русского леса.

У: А теперь давайте погуляем по нашему лесу.

Д И Н А М И Ч Е С К А Я Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А (сл. автора)

Физминутка Действия детей
Дружно по лесу гуляли (Шаги на месте.)
Свежим воздухом дышали. (Руки вверх-вдох.)
Вот высокая сосна (Потянуться на носочках.)
Глянь, макушка не видна. (Потянуться на носочках.)
Мимо птицы пролетали (Взмахи руками.)
Крыльями вот так махали. (Взмахи руками.)
Вдруг, увидели грибок. (Посмотреть вниз.)
Сели, взяли в кузовок. (Присесть, имитация собирания грибов.)
Мы пошли по лесу дальше, (Шаги на месте.)
Там медведь гуляет в чаще. (Имитация ходьбы косолапого медведя.)
Прыгает зайчишка серый. (Прыжки на месте.)
Ну а мы тихонько сели. (Сесть на место за парты.)

Работа в группах. Игра “Брейн-ринг/Знатоки леса”. (Развитие познавательного интереса к объектам лесного сообщества).

У: Гуляя по лесу, замечаешь, что ни дерево, то загадка; что ни животное, то удивление.

- Хотите попробовать разгадать лесные тайны?

У: Лесовичок предлагает поиграть в Игру “Знатоки леса”.

- Приготовьте карточки с буквами. (У каждой группы по 3 карточки с буквами А, Б, В)

У: Я читаю вопрос. Вы в группе обсуждаете ответ. Выбираете карточку с нужной буквой. По сигналу колокольчика поднимаете ее вверх.

(Слайд 10). Вопрос 1. У  этой птицы очень длинный и липкий язык. При поиске пищи она методично обследует стволы деревьев в поисках вредителей - короедов, усачей, листоедов издавая при этом характерный стучащий звук. Ее называют лесным доктором. (Дятел)

(Слайд 11). Вопрос 2. Это дерево растет очень долго - 500-600 лет  древесина тяжелая и тонет в воде. Иголочки у него мягкие и на зиму оно сбрасывает свою хвою. (Лиственница)

(Слайд 12). Вопрос 3. Это ягодный кустарник используют в медицине для лечения проблем зрения. Оставляет темно-красные следы на руках и языке, поэтому так и называется. (Черника)

(Слайд 13). Вопрос 4. Одна такая птица за один год уничтожает 1000 грызунов. Ее называют “Ночная охотница”. (Сова)

Экологическая задача. Игра: “Бывалые туристы”

У: Вы устали. Давайте устроим привал на лесной опушке.

У: Конечно, туристами быть непросто, много надо знать и уметь. А вот вы умеете правильно собирать походный рюкзак? Это мы сейчас и проверим. Возьмите только самое необходимое. (Слайд 14)

(Либо переход к интерактивной доске, где расположен набор карточек: телевизор, миска и ложка, пакет для мусора, утюг, палатка. Дети должны отобрать только те предметы, которые необходимы в походе, объяснить, почему и перетащить правильные картинки за рюкзак.) (Приложение 2)

Экологическая задача. Правила природы. Работа с учебником и со знаками-символами.

У: Молодцы! Особенно важно, что вы не забыли взять с собой пакеты для мусора. Много гостей приходит в лес, но не все знают как себя вести.

У: Давайте вспомним правила поведения в лесу.

У: Откройте учебник и прочитайте привила друзей природы.

У: Возьмите из конверта другие знаки, помогите их распознать.

(Каждой команде выдается по 2 знака-символа. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам.)

Подведение итогов занятия. (Анализ и оценка успешности достижения цели.)

У: Молодцы, хорошо справились с заданием.

У: Давайте сделаем вывод.

У: Наша прогулка по лесу заканчивается. Давайте вспомним, что нового о лесе вы узнали на уроке?

У: Лес, как природное сообщество, находится в состоянии равновесии. Но как легко нарушить это равновесие, если не выполнять правила поведения в лесу. Вот почему наш урок так необычно называется.

У: Подведем итог вашей работе.

- Назовите количество шишек, заработанные вашей группой.

- Вы отлично поработали.

Рефлексия. Экологическая задача. (Мобилизация учащихся на рефлексию своего результата деятельности, общения).

У: Посмотрите, Лесовичок принес из своего леса елку, и скоро она придет к каждому в дом на новогодний праздник.

У: А вы, какую елку украшаете дома живую или искусственную?

У: Да, люди используют искусственные елки. А живые елки, которые продают на елочных базарах к празднику, специально выращивают в лесных питомниках, и самостоятельно вырубать елки в лесу запрещено.

У: Давайте украсим нашу елочку к празднику:

У: Те, кто считает, что сегодня хорошо потрудился, узнал много нового и интересного, полученная информация вам будет полезна в жизни, повесьте на елку красный шарик. Тот, кто считает, что узнал много нового, но для жизни эта информация не очень важна, повесьте синий шарик.

Целевой итог урока. Чтобы лес жил ВЕЧНО мы должны беречь и охранять его. И закончить хочу словами, с которых начался наш урок. Отрывком из стихотворения Сергея Никулина “Русский лес”: (слайд 15)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ЛЕСНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

Количество просмотров публикации ЛЕСНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ - 3764

Лесные экосистемы очень важны для жизни биосферы: они обогащают атмосферу кислородом и поддерживают уровень содержания в ней диоксида углерода. Леса играют большую роль в круговороте воды: покрытая подстилкой поверхность лесных почв впитывает дождевые осадки и снеговые воды, пополняя запасы подземных вод. Лесные почвы фильтруют воды, стекающие с полей и промышленных площадок, и очищают их от многих вредных примесей. Лесные экосистемы испаряют в атмосферу влагу и благотворно влияют на климат, повышая влажность воздуха.

По способу хозяйственного использования и крайне важно сти охраны различают три группы лесов.

Леса первой группы располагаются вдоль рек и по побережьям озер, а также вдоль крупных шоссейных дорог, в зелœеных зонах городов, в заповедниках. Их вырубать нельзя.

Леса второй группы называют защитно-эксплуатационными. В таких лесах проводят рубки, но так, чтобы древостой полностью не уничтожался, и шел процесс его самовосстановления.

Леса третьей группы – эксплуатационные. В таких лесах древостой можно вырубать почти полностью, оставляют лишь отдельные деревья как источники семян для восстановления леса естественным путем или проводят посадку деревьев.

Леса – важный объект хозяйственной деятельности человека (рис. 73). Различают главное и побочное лесопользование. При главном лесопользовании в лесах заготовляется древесина, при побочном – грибы и ягоды, лекарственные растения. К побочному лесопользованию относится и охота на лосœей, кабанов, зайцев, куниц, колонков, глухарей, рябчиков и других промысловых животных.

Леса играют рекреационную роль - ϶ᴛᴏ место отдыха городского и сельского населœения. Обогащенный кислородом и насыщенный целительными выделœениями растений (фитонцидами) лес – источник здоровья.

При рациональном использовании лесных экосистем в них поддерживается экологическое равновесие, и естественным путем возобновляются популяции деревьев, промысловых животных, лекарственных трав, грибов. В итоге сохраняется биосферная роль лесов. При этом принципы рационального использования лесов соблюдаются далеко не всœегда.

Познакомимся с основными нарушениями принципов рационального использования лесных экосистем и способами их исправления и предотвращения.

Превышение расчетной лесосœеки. Расчетная лесосœека - ϶ᴛᴏ план заготовки древесины в пределах годичного прироста͵ при котором лесу не будет нанесен существенный урон, и он сможет восстановиться. В России на площади 1,7 млрд. га ежегодный прирост составляет 830 млн. м3, но используется только треть расчетной лесосœеки. Древесина заготавливается в основном на территориях, приближенных к транспортным узлам (европейская часть, районы вдоль желœезных дорог и рек Сибири). В этих районах расчетные лесосœеки ценных пород (ель, сосна, пихта͵ кедр, лиственница) часто превышаются. В итоге вырубки зарастают березой и другими малоценными породами. Для того чтобы предотвратить данный процесс, называемый сменой пород, крайне важно при рубке специально оставлять крупные деревья. Из их семян сможет восстановиться лес с преобладанием нужной породы. Там, где уже нет возможности обеспечить восстановление леса естественным путем, проводят посадки ценных пород.

Лесные пожары. Лесные пожары ежегодно уничтожают десятки тысяч гектаров лесов. Хозяйства терпят убытки – гибнут древесина, промысловые звери и птицы, в горных лесах в результате пожаров развивается эрозия склоновых почв. Причиной пожаров бывают молнии, однако сегодня их роль незначительна, большая часть пожаров начинается из-за неаккуратного обращения человека с огнем. Для профилактики пожаров запрещается в сухое время года в лесу разводить костры. В крупных лесных хозяйствах есть специальные пожарные бригады, в распоряжении которых вертолеты и современные огнетушители. Низовые пожары (когда выгорает только напочвенный покров и подлесок, а деревья сохраняются) бывают даже полезны для леса, так как уничтожают избыток детрита͵ скапливающегося на поверхности почвы, и ликвидируют пристанища для размножения лесных вредителœей, но они случаются редко.

Уменьшение водоохранной роли лесов. При полном или частичном сведении лесов первой и второй группы высыхают родники и колодцы, падает водность рек и нарушается равномерность стока (высокие весенние паводки и большие наводнения чередуются с сильным обмелœением рек летом). Сегодня проводятся работы по восстановлению лесов вдоль рек. В России увеличивается доля лесов второй группы.

Выпас скота. При выпасе погибают молодые деревца, которые скот объедает и вытаптывает, ухудшаются условия для роста взрослых деревьев, исчезают птицы и массово размножаются вредители. В лесах на склонах гор выпас вызывает смыв почвы (эрозию). Для исправления ситуации выпас в лесах прекращают. Скот обеспечивают кормом на сенокосах и пастбищах, продуктивность которых повышают использованием специальных приемов улучшения лугов: 1 га улучшенного луга в лесной зоне дает столько же корма скоту, сколько 20 га леса.

Влияние на леса пыли и ядовитых газов. Отрицательно влияют на лесные экосистемы выбросы в атмосферу токсичных газов и пыли промышленными предприятиями и транспортом. Эти загрязняющие вещества попадают из атмосферы в леса чаще всœего с кислотными дождями. В непосредственной близости от промышленных предприятий, загрязняющих атмосферу, возможны ожоги листьев деревьев ядовитыми газами и пылью. Устойчивость разных деревьев к атмосферным загрязнителям различна. Устойчивы тополи, ивы, малоустойчивы ель, пихта͵ липа. Для уменьшения количества промышленных выбросов в атмосферу строят очистные сооружения и внедряют новые малоотходные технологии.

Влияние подтопления. Леса могут погибать при строительстве водохранилищ или крупных дорог, нарушающих подземный сток грунтовых вод. В прилегающих к водохранилищу низких местах и вдоль дорог к поверхности приближаются грунтовые воды. Это принято называть подтоплением. Такие породы, как липа, дуб или сосна, не приспособлены к жизни на переувлажненных почвах и погибают. Для уменьшения вреда от подтопления на таких участках высаживают деревья, которые меньше страдают от избытка влаги (тополь, ольха, ива).

Истощение ресурсов побочного лесопользования. При чрезмерной заготовке даров леса: грибов, ягод, лекарственных растений и ненормированном отстрелœе дичи ресурсы леса истощаются. Заготовку растительного сырья и охоту в лесах организуют так, чтобы не подрывать способность популяций к возобновлению, ᴛ.ᴇ. не превысить максимально допустимую долю изъятия урожая. Органы исполнительной власти контролируют использование лесных богатств, выдают специальные разрешения (лицензии) на отстрел животных и на заготовку определœенного количества растительного сырья. В результате во многих регионах России в последние годы увеличилась численность таких животных, как лоси, кабаны. Населœение должно знать способы и сроки заготовки растительного лекарственного сырья, бережно обращаться с кустарниками при сборе плодов черемухи, калины, лещины и др.

Обеднение видового состава лесов при использовании химических препаратов. В современном лесоводстве применяют химические средства борьбы с насекомыми-вредителями. В год использования пестициды подавляют вредителœей, но вместе с ними уничтожают множество ʼʼврагов наших враговʼʼ – хищных насекомых (муравьев, ос) и птиц. На следующий год более массовые популяции вредителœей могут вновь быстро восстановиться, а контролирующие их плотность менее многочисленные виды вообще исчезнут. Экологическое равновесие будет нарушено, и пестициды придется применять каждый год, всœе более ухудшая экологическую ситуацию в лесу и уменьшая разнообразие обитающих в нем животных. При соблюдении правил лесозаготовок и обеспечении охраны муравейников нет крайне важно сти применять в лесу пестициды. Плотность насекомых-фитофагов регулируется механизмами экологического равновесия.

Захламление лесов. Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни становятся местами размножения лесных вредителœей. Бытовой мусор, оставленный в пригородном лесу отдыхающими, туристами или сваленный из автомашин, ухудшает эстетический вид леса, а при сильном захламлении способствует смене лесных трав растениями мусорных местообитаний – рудералами (в первую очередь крапивой и чистотелом). Для предотвращения захламления нужно строго контролировать соблюдение правил заготовки древесины, всœе древесные остатки использовать для приготовления древесностружечных плит или отправлять на химическую переработку. Ветки хвойных деревьев - ϶ᴛᴏ ценный корм, из них приготовляют витаминные концентраты.

Влияние отдыха и туризма. Лес – место отдыха сельского и особенно городского населœения. В случае если леса будет посœещать чрезмерно много отдыхающих, это приведет к ухудшению их состояния, и произойдет рекреационная сукцессия. Экологи определяют норматив – предельно допустимую рекреационную нагрузку на лес, при которой он сохранится. Этот норматив определяет число посœещений отдыхающими 1 гектара леса за месяц или день. В случае если массив леса расположен в городской черте, его называют лесопарком. Экосистемы лесопарков испытывают самые большие рекреационные нагрузки. Для их уменьшения лесопарки благоустраиваются (проводятся пешеходные дорожки, создаются игровые площадки, оборудуются места отдыха – беседки, скамейки и т.д.). Для предотвращения захламления лесопарков бытовым мусором устанавливают контейнеры для его сбора, проводят очистку замусоренных лесов.

Существуют правила поведения туристов в лесу, которым они должны строго следовать. Больший вред лесным экосистемам может наносить неорганизованный туризм.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается биосферное значение лесов?

2. Что такое побочное использование лесов?

3. Какие группы лесов различаются по их хозяйственному использованию?

4. Как в России нарушается расчетная лесосœека?

5. Может ли пожар быть полезными для леса?

6. Как можно снизить рекреационное влияние на лес?

Справочный материал

Чтобы компенсировать потери лесов из-за рубок, нужно ежегодно сажать 1,5 млн. га леса. Лидерами посадки леса сегодня стали Южная Корея и Кения. Компания из Коннектикута (США), которая производит электрооборудование, вложила 2 млн. долларов в посадку лесов в Гватемале. На площади 960 км2 посажено 52 млн. деревьев.

Леса России ежегодно поглощают 262 млн. т углерода, однако данный показатель можно удвоить, в случае если улучшить возрастную структуру лесов и перестойные леса заменить на более молодые древостои. Чем продуктивнее лес, тем благотворнее его влияние на атмосферу. Древостой среднего возраста поглощает диоксида углерода больше, чем молодая посадка: 1 га 20-летнего сосняка поглощает 9 т диоксида углерода в год, а 60-летнего – 13 т. У старого перестойного древостоя способность поглощать диоксид углерода и выделять в атмосферу кислород снижается. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, вовремя срубить лес - ϶ᴛᴏ получить не только экономическую выгоду (древесину высокого качества), но и экологический выигрыш. Между тем в ряде районов России (Западная Сибирь, Башкортостан, Татарстан) много перестойных березняков.

Лес – санитар атмосферы: 1 га придорожного елового леса задерживает 30 т пыли в год, соснового бора – 38 т, а дубравы – 54 т. Зелœеный фильтр леса шириной 100 м снижает запыленность воздуха до 65% от запыленности на открытом месте; шириной 400 м – до 38%, шириной 1000 м – до 25%, шириной 3 км – до 5%.

Важным источником кислорода и поглотителœем диоксида углерода являются тропические леса, однако из-за хищнического использования они исчезают со скоростью 23 га в минуту. Каждый день в тропических лесах безвозвратно исчезают 3 биологических вида. В случае если положение не изменится, то эти леса исчезнут в начале следующего столетия, что резко усилит проявление парникового эффекта.

Когда Гималаи были покрыты деревьями, территория современного государства Бангладеш страдала от больших наводнений дважды за 100 лет. Сейчас там одно крупное наводнение происходит в среднем раз в четыре года.

Финляндия имеет всœего 2% лесных запасов мира и производит 25% мировой бумаги. В этой стране 100 крупных предприятий по производству целлюлозы, бумаги, картона. Углубляя переработку древесины, Финляндия сокращает лесосœеку и восстанавливает вырубаемые леса. Наша страна в основном торгует круглым лесом, стоимость которого 33 доллара за 1 м3. Кубометр целлюлозы, которую продает Финляндия, стоит 500 долларов. При этом финские целлюлозно-бумажные комбинаты экологически чистые и практически не загрязняют среду.

Расчетная лесосœека России в 1998 ᴦ. была использована только на 20%.

В России используют от 50 до 70% биомассы срубленных деревьев, остальное гниет на вырубках или сжигается. В Японии используют до 99%, включая пни и кору, из которой готовят субстрат для выращивания грибов. После того как грибы используют нужные им питательные элементы, порошок коры можно использовать как органическое удобрение. Та часть древесины, которую нельзя использовать для изготовления пиломатериалов, становится сырьем для производства спирта и различных прессованных изделий (древесноволокнистых плит и т.д.).

Леса России богаты орехами, ягодами и грибами. Сегодня учтено свыше 8485 тыс. т. клюквы, черники и брусники, 2759 тыс. т орехов, 4326 тыс. т грибов. Из 600 видов лекарственных растений, которые заготавливают на территории России, одна треть – лесные виды, в т.ч. 10 – древесные. При этом использование этих ʼʼдаров лесаʼʼ крайне неполное. Используется примерно треть урожая ягод, пятая часть урожая орехов и десятая часть урожая грибов. Ценнейшего продукта леса – кедрового ореха, обладающего редким комплексом полезных для здоровья человека качеств, заготавливается не более, чем четверть от возможного количества. В то же время популяции клюквы вблизи городов и дорог в значительной мере подорваны варварским сбором (ʼʼвычесываниемʼʼ).

В лесу урожайность (на 1 га) грибов – 150–250 кг, ореха лещины – до 500 кг, брусники и черники – 300–350 кг (на вырубках – до 1,5–2 т), малины – 200–600 кг (на вырубках — до 3 т), кедрового ореха — от 250 до 600 кг (рекордный сбор – до 1,2–2 т). С 1 га зрелого березового леса можно получить 20–30 т сока.

Урожай лесных ягод в районах их интенсивной заготовки должна быть повышен при применении удобрений: урожай малины, ежевики, смородины – в 2–3 раза, черники – на треть.

Одно взрослое дерево липы ʼʼдаетʼʼ 70 кг меда, это столько же, сколько пчелы могут собрать с 1 га посœевов гречихи. 1 га липняка - ϶ᴛᴏ 1 т меда. Липовыми лесами богаты Дальний Восток и Башкортостан.

В неприспособленном для отдыха лесопарке в течение года могут отдыхать не более 10–25 человек на 1 га, а при обустройстве его дорожками 1 га леса может выдержать 50 отдыхающих.

Разные типы леса различаются по предельно допустимым рекреационным нагрузкам. Так, в средней полосœе России сосняк может выдержать 7, ельник – 15, осинник и березняк – до 20–30 человек на 1 га одновременно и ежедневно в течение 5–7 лет.

Семья синиц за лето съедает 35 тыс. гусениц, лазоревка в период кормления птенцов уничтожает до 250 тыс. гусениц. Добыча муравьев одного большого муравейника в сутки составляет 6500 гусениц, 28000 куколок и 2600 бабочек дубовой листовертки. Пять муравейников средней величины гарантируют здоровье целому гектару леса.

(ДОП.) § 46. РАЗНООБРАЗИЕ ЛЕСОВ РОССИИ

Основные производственные массивы лесов России связаны с умеренными широтами. Οʜᴎ представлены следующими типами.

Хвойные леса – еловые, сосновые, пихтовые, кедровые, лиственничные. Эти леса занимают северную часть лесной зоны России, называемую тайгой, и верхнюю часть лесного пояса гор – Кавказа, Карпат, Памира и Тянь-Шаня. Οʜᴎ дают наиболее ценную древесину, и потому именно в тайге ведут основные лесозаготовки, часто истощающие леса.

Широколиственные и смешанные леса. Основные породы этих лесов – дуб, липа, вяз. Οʜᴎ размещаются к югу от тайги. На севере ареала к широколиственным породам примешиваются ель, пихта͵ сосна.

Мелколиственные леса. Древостой в этих экосистемах состоит из разных видов березы, ольхи, осины. Чаще всœего мелколиственные леса вторичны, ᴛ.ᴇ. растут на месте вырубленных широколиственных или хвойных лесов. При этом в Западной Сибири есть и первичные березовые леса.

Пойменные леса. Эти лесные экосистемы формируются в частях речных долин, заливаемых в весеннее время паводковыми водами. В составе пойменных лесов – различные виды ив, тополей, ольха черная. На высоких заливаемых на короткое время участках пойм в зоне тайги формируются еловые и лиственничные леса, в зоне широколиственных лесов – липняки.

Контрольные вопросы

1. Какие основные породы формируют хвойные леса России?

2. Какие основные породы формируют широколиственные леса России?

3. Какие основные породы формируют мелколиственные леса России?

4. Какие основные породы формируют пойменные леса России?

Справочный материал

Лесные экосистемы занимают почти 40% территории планеты. На их долю приходится 44% территории России, 14,1% – Украины, 33,9% – Белоруссии. Много лесов в странах Балтии. Значительные массивы лесов расположены в горах Кавказа, на Памире и Тянь-Шане. Все эти леса растут в условиях умеренного климата. Вместе с тем, лесами покрыты значительные площади в тропическом поясе, где деревья остаются зелœеными в течение всœего года или сбрасывают листья на непродолжительное время в период летней засухи.

В России – 22% площади лесов мира и 25% древесных запасов мира. При этом 40% наших лесов находится в зоне вечной мерзлоты, и потому их продуктивность сравнительно низка, а запасы древесины не превышают 70-80 м3/га (для сравнения: леса из секвойи, дугласовой пихты и хемлока в Северной Америке имеют запас 1000-1200 м3/га). Тем не менее, лесных богатств в России достаточно, и главным бичом лесного хозяйства остается их нерациональное использование.

Самый богатый лесом район России – Сибирь, так как в европейской части лесные богатства в значительной степени подорваны сплошными рубками, и ценные хвойные породы на больших площадях сменились мелколиственными – осиной, ольхой, березой. В Сибири ежегодно вырубают 600 тыс. га леса, столько же гибнет от пожаров. Искусственное восстановление не превышает 200 тыс. га. При таком режиме эксплуатации и ресурсы лесов Сибири за 30 – 40 лет будут подорваны.

Гидроэлектростанции в Сибири строили без расчистки леса на дне будущих рукотворных морей. Так, при строительстве Братской ГЭС было затоплено 40 млн. м3 прекрасной древесины хвойных пород. В случае если бы эту древесину использовали, то стоимость продуктов ее переработки смогла бы покрыть всœе расходы на строительство ГЭС. Примерно 20 млн. м3 древесины осталось на дне водохранилища при Усть-Илимской ГЭС, без расчистки дна были заполнены и водохранилища Вилюйской и Саяно-Шушенской ГЭС. Затопление леса не только лишает страну ценной древесины, но и ухудшает качество воды в водохранилищах и препятствует судоходству.

referatwork.ru

Презентация - Экосистема леса

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Экосистема леса

Слайд 2

Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Слайд 3

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Слайд 4

Ель
Ель - вечнозеленое хвойное растение, до 60 м в высоту, с прямым стволом 1,2 метра в диаметре. Растение долговечно, возраст может достигать 500-600 лет. Ели теневыносливы, но лучше развиваются при достаточном освещении. Хвоя игловидная, 2-3 см длины.

Слайд 5

Дуб
Дуб — дерево из семейства буковых. Оно относится к лиственным породам. Живёт в среднем 1000 лет. Дубовый плод – жёлудь.

Слайд 6

Сосна
Сосна - хвойное вечнозеленое дерево высотой до 50 м. Живет 350—400 лет. Растет на песчаных и торфяно-болотных почвах. 5 видов сосны охраняются законом.

Слайд 7

ПОТРЕБИТЕЛИ

Слайд 8

Лесная мышь
Небольшой зверек, внешне похожий на домовую мышь, но крупнее ее. Длина тела 7-11,5 см; хвост примерно равен длине тела. Уши большие. Задние лапы длинные. Окраска верха рыжая, брюхо белое, на груди между передними лапами желтое пятно.

Слайд 9

Пеночка
Мелкая лесная птица с зеленовато-бурым верхом и беловатым низом. Длина тела 10—12 см. Вес до 8 г. Питается насекомыми и ягодами бузины.

Слайд 10

РАЗРУШИТЕЛИ

Слайд 11

Дождевой червь
Семейство дождевых червей состоит из 170 видов. Длина тела от 2 см до 3 м. Живут в почве, ведут ночной образ жизни.

Слайд 12

Сыроежка.
Известно около 150 разновидностей сыроежек, большинство грибов этого рода съедобны. Шляпки их различных окрасок, диаметром 2–20 см. Эти грибы растут поодиночке и большими группами.

Слайд 13

Бактерии
Бактерии- обширная группа одноклеточных микроорганизмов. Считается, что это первые организмы, появившиеся на Земле. Имеют палочковидную форму. Участвуют в круговороте веществ в природе

Слайд 14

КАК ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ ЛЕС
Лес — бесценное всенародное достояние, наш зеленый друг. Он создает среду, благоприятную для жизни человека, его здоровья. Гектар зеленых насаждений поглощает из воздуха столько углекислоты, сколько выдыхают 200 человек, и обеспечивает 30 человек воздухом. Леса— замечательные природные фильтры пыли, вредных газов, дыма.

lusana.ru

Экосистема хвойного лесаХвойные

Экосистема хвойного леса весьма разнообразна. Хвойные леса распространены по всему миру: от северных районов Северной Америки до Европы и Азии и занимают примерно 44 миллиарда квадратных километров по всему миру. Богатство хвойного леса включает в себя не только невероятное количество всевозможных растений, а так же многочисленные виды животных, насекомых и птиц.

Так как климат, где  произрастают хвойные леса, сезонный, и выпадает много снежных осадков, а в летнее время часто идут дожди, то тепло очень хорошо сохраняется в почве, что дает живым организмам и растениям прекрасно развиваться. Хвойные леса умеренного пояса имеют теплое лето и прохладную зиму, в отличие от тропических коллег.

Экосистема хвойного леса – сложная, саморазвивающаяся,  самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система. Главной характеристикой экосистемы хвойного леса является взаимодействие всех живых организмов и растений между собой. В экосистеме хвойных лесов можно выделить два составляющих — биотический компонент и абиотический. Биотический компонент делится на гетеротрофный (организмы, приобретающие энергию вследствие процессов окисления органических веществ. И на автотрофный компонент — организмы, живущие за счет первичной энергии, получаемой из фото и  хемосинтеза, формирующие трофическую структуру экосистемы.

Растительность хвойного леса разнообразна и состоит преимущественно из хвойных деревьев, таких как сосна, кедр, ель, лиственница и  пихта. Растут в тайге и кустарники: жимолость, можжевельник, смородина, черника, брусника и пр. Из травянистых растений в хвойном лесу можно встретить болиголов, кислица, грушанка, кедровый стланик, рододендрон даурский и др.

Животный мир хвойного леса тоже не лишен разнообразия. В тайге проживают травоядные животные —  это лось, олень, заяц, белка, грызуны, а так же хищники — рысь, волк,   лиса, медведь, норка, росомаха.

Множество птиц населяют ветви хвойных деревьев и кустарников: рябчики, глухари, дятлы, большие рогатые совы, и клест. Естественно всем этим птицам необходимо питание, поэтому насекомые тоже нашли «приют» в гостеприимном хвойном лесу. Насчитано более  40 видов насекомых и мошек, обитающих в тайге.

Все эти живые существа и растения тесно связаны между собой и составляют единую экосистему хвойного леса. Понимая это, экологи и ученые настаивают на государственной охране хвойного леса, чтобы защитить все живые организмы и растения от вымирания.

hvoinie.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о