Экосистема леса – «Экосистема леса Экосистема леса. Вопросы Каковы особенности круговорота веществ в экосистеме леса? Как связаны живые организмы в экосистеме леса? Какую.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

к уроку окружающего мира Экосистема леса


Сегодня на  уроке по окружающему миру мы отправляемся с вами в …лес. Что такое лес? Кто обитает в лесу? Какое значение имеет лес для человека? Обо всём об этом на нашем уроке… Лес- это экосистема, которая состоит из несколько этажей или ярусов.

Деревья составляют самый верхний «этаж» леса.

Им достаётся больше всего солнечного света. Кустарники и травы должны мириться с затенением. Зато деревья дают им прохладу и влажность в жару, защищают от сильных ветров. Каждое растение приспособилось к своему «этажу» и не может жить вне леса. 
Главные производители леса — деревья.

Деревья — это многолетние растения с крупным, твёрдым стеблем — стволом.

В кроне дерева кипит работа. Ветви подставляют листья солнцу, пытаясь уловить каждый луч. Именно листья производят органические вещества и снабжают ими все остальные части дерева.

Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит дерево?

Дерево отличается от других растений, прежде всего, наличием твёрдого стебля. Ствол служит опорой. 

Кора дерева не только защищает ствол. По внутреннему слою коры проходят соки, богатые органическими веществами, от листьев вниз по стволу. А от корней вверх поднимается вода с минеральными веществами к листьям.

Какие же деревья растут в лесу? Следует сказать, что деревья делятся на лиственные и хвойные деревья.

Хвойные деревья. Название происходит от слова «хвоя» — это листья иглообразной формы. Семена хвойных деревьев развиваются в шишках. Хвойные деревья называют «вечнозелёные». Вы знаете почему?….

Наиболее известные хвойные деревья:

сосна

кедр

Относится к семейству Сосновые. Древесина высоко ценится и используется с древнейших времён. Она очень прочная, идёт на постройки, мебель, кораблестроение и другие вещи. 

кипарис

Кипарисы выращивают в садах и парках как декоративные растения, в качестве живых изгородей. К семейству Кипарисовые принадлежат вечнозелёные деревья — туя.

пихта

Относится к семейству Сосновые. Характерная особенность пихт — шишки у них, в отличие от других хвойных, растут вверх. Учеными самых разных отраслей был доказан лечебный эффект, который производят содержащихся в дереве пихты.

лиственница

Относится к семейству Сосновые.  Названа так потому, что является единственным хвойным деревом, которое сбрасывает хвою на зиму. Древесина лиственницы твёрдая, прочная, чрезвычайно стойкая против гниения. Поэтому пользуется большим спросом в строительстве. Из лиственницы делают полы, лестницы, отделку и мебель для ванных комнат и душевых, бани, сауны, бассейны, открытые террасы и т.д.


Уникальные свойства лиственницы проверены временем. Лиственницу широко использовали в кораблестроении, изготовлении свай. Неслучайно Венеция стоит на сваях из лиственницы.

Вы знаете, что город Венеция находится в Италии и известен прежде всего тем, что историческая часть расположена на островах и каналах.

ель

секвойя

Относится к  семейству Кипарисовые. Секвойя растёт только в лесах Тихоокеанского побережья Северной Америки. Отдельные экземпляры секвойи достигают высоты более 110 м — это одни из самых высоких деревьев на Земле.

 тис

Медленнорастущие деревья или кустарники высотой от 1 до 10 м. Ствол высотой 4 м растёт за 4000 лет. Тис ягодный чуть не был истреблён человеком из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами. Она убивает даже те микроорганизмы, что имеются в воздухе. Дом, в котором хотя бы потолочные балки сделаны из тиса, надёжно защищён от болезнетворной инфекции, что чрезвычайно ценилось во время массовых эпидемий. В Древнем Египте из тиса делались 

саркофаги (гроб, в котором хоронили египетских царей — фараонов).

Наиболее известные лиственные деревья: 

берёза

Береза — любимое дерево нашего народа, олицетворяющее русскую душу, дерево необыкновенной доброты. Из древесины березы (практически во всех странах Европы!) делали колыбели для новорожденных.

Береза вынослива, неприхотлива, может расти в самых неудобных местах -на крыше городских домов, даже в дупле старых деревьев. Из берез можно высадить аллеи в городе, так как они растут очень быстро и через 10-15 лет появятся березовые насаждения, которые украсят наш город.

дуб

Характерная особенность дуба — плод — жёлудь. Особенностью дуба как строительного материала та, что в воде он не гниет, может простоять тысячу лет, две тысячи, пять тысяч (максимально зафиксированный срок). Но стоит ему оказаться на воздухе либо просто подвергнуться смене режимов, он очень быстро, в течение двух ≈ трех десятков лет, сгнивает, превращаясь в труху.

Северные европейцы почитали дуб как символ огромной жизненной силы и стабильного успеха. Считалось, что дуб отдает предпочтение воинам, борцам, сильным и здоровым людям, заряжая жизненной энергией и даруя частичку своего долголетия.

Дуб — это, пожалуй, наиболее величественное дерево, обладающее магической силой. Могучий дуб считается царем лесов.

клён

Клен растёт в зонах с умеренным климатом Европы, Америки и Азии. Клёны известны своей красотой кроны, ажурную листву, яркий осенний наряд. Почти все виды клёнов используются как декоративные деревья.

Некоторые виды клёна используются для получения кленового сиропа и сахара. Клён — отличный медонос. Клёны являются важными источниками пыльцы и нектара для пчёл.


А вы знаете, что на государственном флаге Канады изображён лист клёна, который также является национальным символом этой страны.

тополь

Быстрорастущее дерево семейства Ивовые.  Известен своими семенами, которые при основании имеют пучок многочисленных тонких шелковистых волосков («тополиный пух»).

Древесина у тополей лёгкая, белая, мягкая, хорошо обрабатывается и используется очень широко в технических целях: как сырьё для бумаги, фанеры, простой мебели, лодок и многого другого.

осина

У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра. Например, считалось, что Крест Господень был сделан из осины, и «с тех пор ветви этого дерева охвачены страхом и беспрестанно дрожат».

каштан

Каштан — дерево тёплого умеренного климата. Известен своими плодами, которые богаты углеводами и белками, их жарят и пекут, из них получают высококачественные добавки в муку и кондитерские изделия.

К тому же, каштан представляет большую ценность в садах и парках.

ива

Ива, символ солнца и весны, — одно из первых деревьев, распускающих свои нежные листья под лучами весеннего солнца. Она может расти почти везде, обладает особой жизнеспособностью. Ива- дерево женской магии.

липа

Самое высокое из широколиственных деревьев. Ива  дерево видное, особенно в июне, когда она цветет желтыми душистыми цветками. Липа- дерево своеобразное. Ее сразу узнаешь по листьям сердцевидной формы. Или по плодам, маленьким, величиной с горошину, собранным по несколько штук на отдельных стебельках, и каждый стебелек снабжен тонким крылышком — «парашютиком». Липа цветет позднее всех остальных наших деревьев, уже в середине лета. Ее небольшие бледно-желтые цветки имеют неповторимый аромат и богаты нектаром. Липа один из лучших наших медоносов. Ее цветки известны своей целебностью. Липовый чай пьют при простуде.

ясень

Свыше 60 видов растут в Евразии, Северной Америке и Северной Африке. В России 11 видов.

вяз или ильм

Ильмы появились около 40 миллионов лет назад и включают в себя несколько десятков видов. Некоторые виды более известны под названиями вяз, берест, карагач.

Лесные кустарники занимают второй этаж лесного дома.

Кустарник — многолетнее растение, у которого несколько твёрдых стеблей ответвляются от общего корня.

Известные лесные кустарники:

орешник или лещина

Кустарник с простыми — круглыми или широкоовальными, довольно большими листьями. Форма листьев как туловище у рыбы леща, вот откуда пошло название «лещина».

 Орех фундук, или его дикорастущий «родственник» — лещина (орешник), в настоящее время всё более широко используется в кондитерской и молочной промышленности.

можжевельник

Вечнозелёный хвойный кустарник семейства Кипарисовые . Он чрезвычайно полезен и издавна применяется в медицинской практике.

бузина

Некоторые виды используются как лекарственные растения; бузина (особенно красная и чёрная) в пчеловодстве используется как источник пыльцы и нектара. Некоторые виды культивируют как декоративные растения.

бересклет

У славян бересклет имеет множество народных названий: куриная слепота, кислянка, кизлянка, волчье лыко и множество других.

Почти все виды бересклета ядовиты. Поэтому его используют только как декоративное растение.

малина 

Растёт по вырубкам, лесам, кустарникам, берегам рек. Часто разводится в садах..

Плоды малины употребляют как свежими, так и замороженными или используют для приготовления варенья, желе, мармелада, соков. В медицине используются сушёные плоды, готовится сироп — для улучшения вкуса микстур.

В народной медицине используются плоды и листья при простуде, гриппе, как жаропонижающее средство.
Лесные травы…

Травы — это растения с мягкими зелёными стеблями.

Какие из этих лесных трав вы знакомы?…

 Это ландыш. Его аромат является одним из широкоиспользуемых в парфюмерной промышленности.

Внимание! Всё растение ландыша ядовито!

 Это купальница из семейства Лютиковые. Известны как медоносы.

 Это хохлатка.

 Это седмичник. Чаще растёт в еловом лесу.

 Это башмачок или венерин башмачок.

 Это ветреница из семейства Лютиковые.

Это Майник, который растёт в  тенистых лесах. 

 Верно, это земляника

Рассмотрите рисунок, где представлены обитатели экосистемы леса. Назовите цепи питания…
 А вы знаете, что в лесу живут потребители — короеды

 Здоровому растению эти насекомые не страшны. Любые повреждения коры тут же заливаются смолой, и насекомые не могут проникнуть в тело растений. Иное дело, когда дерево стареет. Множество короедов нападает на старое растение. Тем самым они помогают разрушать сухостой, который мешает расти молодым растениям. Маленькие потребители-короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме.

Если в лесу количество насекомых, поедающих кору и листья деревьев, чрезмерно увеличится, они начнут вредить здоровым растениям. Но если насекомых будет очень мало, некому станет уничтожать старые растения. Снова нарушится круговорот. Какой выход придумала умная природа? ….

Верно, регулируют обилие насекомых в лесу птицы. Если вредителей много, то и птиц в этом месте загнездится много. Но если насекомых мало, то и птиц будет мало, ведь пищи всем не хватит. Круговорот в экосистеме не нарушится.

Известные лесные птицы:

кукушка

Известна как самая плохая мама, так как не имеет своего гнезда. Мама-кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнёзда.

зарянка вертешейка дятел поползень дрозд иволга пеночка глухарь королёк соловей
Кто же в лесу является разрушителем? Да, это дождевой червь. Грибы тоже являются мусорщиками. Они усваивают готовые органические вещества, созданные растениями.
Итак, лес- это устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ…. Хотя, бывают случаи, когда система рушится и виноват в этом …. человек.
Решите экологическую задачу: «Однажды в одном месте люди вырубили леса, и число белок уменьшилось. Люди решили спасти белок — истребить куниц, врагов белок. Но ситуация сала ещё хуже. Почему?»
Ответ: После того, как изчезли куницы число белок возросло. Они стали  чаще болеть и заражать друг друга. Заразные болезни, которые быстро передавались друг другу привели к резкому сокращению численности белок.
Запомните! Лес наше богатство! Берегите его!

1b-step.blogspot.com

Структура экосистемы леса - Информация

Оглавление

 

Введение

. Структура древостоя, насаждения (фитоценоза) лесной экосистемы

. Фауна как составная часть лесной экосистемы

. Трофические цепи

. Почва

. Свет

. Тепло

. Влага

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Любую совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот вещества, называют экологической системой или экосистемой. Впервые понятие экосистема ввел в науку английский ботаник А. Тенсли. Природные экосистемы могут быть разного объема и протяженности: небольшая лужа с ее обитателями, пруд, океан, луг, лес, степь - все это примеры разномасштабных экосистем. Любая экосистема включает живую часть - биоценоз и его физическое окружение. Общий биологический круговорот вещества на нашей планете складывается из взаимодействия множества более частных круговоротов. Экосистема может обеспечить круговорот вещества только в том случае, если включает необходимые для этого четыре составные части: запасы биогенных элементов, продуценты, консументы и редуценты. Потоки энергии и вещества, связывающие живые организмы друг с другом и средой их обитания, обеспечивают целостность биогеоценозов. Разные экосистемы отличаются друг от друга по видовому составу организмов, так и по свойствам среды их обитания. В данном реферате будет рассмотрена структура лесной экосистемы. Рассматривая лес как биогеоценоз, или экосистему, состоящие из многих компонентов с их многочисленными организмами, т. е. понимая, что за деревьями надо видеть лес, нельзя считать равнозначными все слагаемые лесного биогеоценоза, или лесной экосистемы. Хотя число взрослых деревьев на единице площади, составляющих древостой, может быть в тысячи или даже миллионы раз меньше числа особей других компонентов биогеоценоза, биологическое и экологическое значение древостоя от этого не снижается. Древостой как основной компонент лесного фитоценоза является и связующим звеном в биологической системе леса. Древостой - экологический доминант леса среди биотических компонентов.

1. Структура древостоя, насаждения (фитоценоза) лесной экосистемы

 

Основной признак леса - древесная растительность, поэтому при разбивке леса на категории прежде всего следует выявить сходства и различия и сгруппировать их по характеру древесной растительности. В лесу на одном участке древесная растительность бывает представлена сосной, на другом елью, на третьем сосной и елью. Кроме того, одна и та же древесная порода растет в одних участках хорошо, в других плохо. Таким образом, в зависимости от различий в характере древесной растительности лес можно разделить на участки, примерно однородные внутри и заметно отличающиеся друг от друга. Элементарные однородные участки растительного покрова в геоботанике называют фитоценозами, в данном случае это - лесные фитоценозы. Фитоценоз нельзя рассматривать как простое, механическое скопление растений. Он представляет совокупность растений, лесное сообщество, обусловленное средой, естественным отбором и борьбой за существование. Здесь проявляются многочисленные взаимосвязи как между растениями, так и между ними и окружающей средою.

Вертикальное разделение лесного фитоценоза.

В зависимости от наличия древесных ярусов древостой делят на простые (одноярусные) и сложные - 2-, 3-, 4- и 5-ярусные. Это деление называется формой или строением древостоя. Различают следующие ярусы древостоя:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(верхний) ярус, состоящий из крон наиболее высоких пород - сосны, дуба, ели и др. В его пределах различают два полоза: а) господствующий, состоящий из крон деревьев I и II классов по классам роста, и б) подчиненный, состоящий из крон деревьев IV-V классов по классам роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

ярус состоит из крон более теневыносливых, чем первый, и медленнее растущих пород, например из дуба и ели - под сосной и березой, полевого клена, липы и граба - под пологом дуба и ясеня. Очень часто во II ярусе господствуют кроны пород второй величины (например, полевого клена, яблони, рябины) или пород первой величины, неспособных в данных климатических или почвенных условиях вырасти на уровень I яруса (например, дуба на бедных песчаных и супесчаных почвах).ярус состоит из еще более теневыносливых деревьев, чаще всего третьей величины с примесью кустарников. Он занимает около 1/з высоты I яруса.

Подлесок состоит из кустарников или низкорослых деревьев, не поднимающихся выше 5 м, обычно достигающих высоты 1,5-2,5 м. Он может быть создан также и древесными породами первой, второй и третьей величины, если только в данных условиях они не могут вырасти выше 3-5 м, как, например, дуб и бук на бедных боровых (песчаных или щебневатых) почвах.

Самосев - молодые деревца главных и второстепенных пород, появившиеся из семян под пологом леса или на лесосеке. Во взрослых древостоях при неравномерной изреженности полога может появиться сосновый самосев, чаще всего группами, в окнах полога. Такой самосев называют подростом. Сеянцы на первом году жизни называют всходами.

Подлесный (напочвенный) живой покров - травянистые растения, мелкие кустарники и полукустарники типа ракитника, дрока, брусники, черники, голубики, багульника, а также мхи, напочвенные лишайники и грибы. Растения покрова в ряде случаев могут подниматься на урове

www.studsell.com

Обитатели экосистемы леса. Связи и пищевые цепи | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Познакомимся с некоторыми обитателями леса.

Основные «кормильцы» в лесу — деревья. Но они бывают разные.

Посмотри на хвойные деревья. Обычно они не сбрасывают зимой свою хвою (иголки) — видоизменённые листья. Какие ты знаешь хвойные деревья?

Хвойные деревья (ель, сосна, кедр)

А теперь посмотри на лиственные деревья.

В холодном климате они всегда на зиму сбра­сывают листья. Посоревнуйся с друзьями, кто из вас назовёт больше лиственных деревьев.

Лиственные деревья (береза, клен, липа, дуб)

 «Едоки», в отличие от «кормильцев», пугли­во прячутся. Ведь множество различных хищников норовят их съесть. «Едоков» в экосистеме леса немного, но их роль никак нельзя назвать маленькой. Ведь без «едоков» не получит­ся замкнутого круговорота веществ. «Едо­ки»активные участники круговорота.

Короед
Работа муравьёв в лесу

Посмотри внимательно на экосистему леса. Деревья борются с поедающими кору жуками-короедами. Они заливают смолой ходы этих насекомых и замуровывают жуков и личинок в стволе.

Когда дерево стареет, оно начинает мешать росту других «кормильцев» и замедляет круго­ворот веществ. Вот тут-то множество короедов и нападает на старое растение. Разрушая ещё растущее дерево, они помогают «мусорщикам» перерабатывать древесину. Маленькие «едоки»-короеды ускоряют большой круговорот веществ в экосистеме.

Животные-«едоки» не только участвуют в круговороте веществ, но и влияют на его ход.

На первом рисунке показаны экосистема ле­са и пищевые связи её обитателей. Но между лесными животными и растениями существуют и другие отношения. Давай разберёмся, какие же ещё связи имеются в экосистеме леса.

Жёлуди дуба довольно тяжелы и поэтому не могут разлетаться по ветру. Сойка запасает жёлуди на зиму, и из её запасов вырастают новые дубы.

Муравьи поедают насекомых, которые пита­ются растениями. Муравьи помогают деревьям.

Поедая больных мелких животных и их ли­чинки, муравьи действуют как настоящие са­нитары леса. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Снова посмотри на первый рисунок, изображающий экосистему леса, попробуй найти там «мусор­щиков». К ним относится и известный тебе дождевой червь. Пища этого «мусорщика» — остатки мёртвых растений, которые он затас­кивает в норку. Многие грибы поселяются на гнилых или больных деревьях, иногда на кор­нях. Они усваивают готовые органические ве­щества, созданные растениями.

Лес вырастает там, где нет избыточного количества воды — такого, как в болоте. Но в лесу не должно быть и излишне сухо, как, например, в степи или пустыне. Поэтому «мусорщики» (грибы, дожде­вые черви и микробы) могут трудиться в лесу активно. Они перерабатывают умершие орга­низмы и их части в минеральные вещества, которые растворяются в воде и в растворённом состоянии поступают в растения.

Всё это приводит к тому, что круговорот в лесу становится замкнутым. Поэтому лес может очень долго оставаться устойчивой экосистемой.

Лес — устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.

На этой странице материал по темам:
  • Мусорщики лиственных лесов

  • Лесная экосистема и ее обитатели

  • Лес лиственный пищевые цепи

  • Роль едоков в экосистеме пример

  • Почему лесная экосистема не может существовать без короедов птиц

Вопросы по этому материалу:
  • О каких растениях можно сказать, что они «зимой и летом — одним цветом»?

  • Как животные могут влиять на кру­говорот веществ в лесу. Как сойки помогают дубу?

  • Почему лесная экосистема может существовать, не заменяясь другой экосистемой, в течение очень большого периода времени?

  • Перечисли известные тебе грибы, которые рас­тут только возле определённых деревьев.

worldofschool.ru

Экосистема леса. Лесные производители

Тема: «Экосистема леса. Лесные производители»

Дидактическая цель: создать условий для открытия обучающимися новых знаний по теме урока

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока:

  • предметные: Формировать представление о лесе, как экосистеме, о нормах и правилах взаимодействия человека с природой.

  • метапредметные:

  • личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия; оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;

  • регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

  • коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

  • познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Методы обучения: проблемный, словесный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии: Используются информационно-коммуникационные и интерактивные технологии обучения, личностно-ориентированные, игровые технологии, здоровье-сберегающие технологии урока.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир. Обитатели Земли» А.А.Вахрушев 3 класс., рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли», мультимедийный проектор, презентация к уроку.

1 слайд (Урок окружающего мира. 3 класс)

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Пусть будет урок познавательным
И каждого ждёт лишь успех!

-Ребята! На уроке у нас присутствует много гостей. Повернулись. Поздоровались.

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблёмы.

-Над каким большим разделом мы с вами работаем? ( Экосистемы)

-Что такое экосистема? (Содружество живой и неживой природы)

-Какие экосистемы мы уже знаем?( Экосистемы озера, болота, луга)

-Что может произойти с экосистемами озера, болота, луга с течением времени? ( Одна экосистема может перейти в другую экосистему)

-Почему? Назовите причину. ( Не полностью замкнут круговорот веществ в данных экосистемах)

III. Формулирование темы урока

-Правильно. Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной экосистемой, самой сложной и интересной, а какой, вы догадаетесь сами. Закройте свои глазки. Расслабьтесь и послушайте.

( звучат лесные звуки).

- Где мы можем услышать такие звуки? (Такие звуки мы можем услышать в лесу.)

- Молодцы. Назовите тему нашего урока. (Тема урока «Экосистема леса».)

2 слайд (Экосистема леса. Производители леса)

- Правильно, ребята.

Б) Работа по учебнику.

- Откроем учебник на стр. 58 и прочитаем диалог папы и Лены.

-Какое противоречие вы заметили? ( Лена неправильно утверждает)

- А какой вопрос возникает у вас? ( Какие производители населяют экосистему леса?)

3 слайд( Цель урока)

-Цель нашего урока: познакомиться с экосистемой леса

изучить производителей леса.

III. Совместное открытие нового

4 слайд( И. Шишкин и его картины)

Лес – это самая сложная экосистема на Земле. С давних времён люди воспевали лес. Особенно часто к этой теме обращались художники – пейзажисты. Одним из таких художников является величайший русский художник - Иван Иванович Шишкин . Его называли «художником русского леса» .

-Посмотрите внимательно на его работы , подумайте и скажите какая отличительная особенность есть в экосистеме леса, чего нет в других изученных нами экосистемах? (В этой экосистеме много деревьев, чего нет в других экосистемах )

Тема леса притягивала не только художников и музыкантов, о лесе писали свои произведения и писатели – натуралисты, среди них известный писатель, который сочинял свои рассказы и для детей это Михаил. Пришвин.

5 слайд (М . Пришвин и его книга).

6 слайд (Лесовик)

- Посмотрите, кто к нам спешит из леса ? ( Лесовичок .)

- Лесовик – хозяин леса, он приготовил задания для вас .

Лесовик предлагает вам послушать отрывок из рассказа Михаила Пришвина «Этажи леса», и помочь Лесовичку ответить на вопрос: О каких этажах идёт речь в этом отрывке?

А прочитает нам этот отрывок Эрдынеева Галсана.

«У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы - еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.
     Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже…».

- О каких этажах идёт речь в этом рассказе? ( Речь идёт об этажах среди растений.)

А этажи в лесу ещё называют ярусами.

Лесовичок доволен вашим ответом. Он будет наблюдать за вашей работой.

А сейчас он предлагает вам физминутку.

Ф и з м и н у т к а

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

Каждое старается –

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки.

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперёд

Так деревья ветер гнёт.

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

- Мы отдохнули. Давайте будем разбираться с этажами леса.

-Какие этажи можно выделить в экосистеме леса ? ( Деревья, кустарники, травы)

7 слайд ( Этажи леса)

Правильно. Самый верхний этаж- деревья. Это светолюбивые растения. Они получают много солнечной энергии. Деревья считают самыми главными производителями леса. Они определяют всю обстановку в лесу. Без деревьев нет леса.

- Какие деревья вы знаете?( Берёза осина, ель, сосна, пихта,…)

- А на какие 2 группы их можно разделить ?

1. Работа с учебником

-Рассмотрите рисунок в учебнике на стр 59.

-Что изображено? ( Деревья)

-Назовите части дерева.( Корень , ствол, ветви, листья)

-Как называть листья и ветви одним словом?( Крона)

Возьмите в руки карандаш. 1 вариант - Найдите и подчеркните названия хвойных растений. 2 вариант - Названия лиственных растений.

-Молодцы. А как вы определили?

-Хвоя это тоже видоизмененные листья деревьев. В листьях происходит очень сложный процесс обмена веществ. А называется он фотосинтез.

Обратимся к учебнику и прочитаем определение данного слова. Стр.142

-А сейчас вы самостоятельно прочитаете на стр 59 текст и узнаете, только ли в листьях кипит работа?

-Расскажите, какая же работа происходит в корне, в стволе дерева?

8 слайд( Работа в стволе дерева)

-Ребята, что же такое деревья? (Многолетнее растение с крепким одревесневшим стволом).

- С одним этажом леса мы познакомились

-Переходим к следующему «этажу» леса, среднему. Что растёт на этом «этаже»?( Средний этаж – кустарники.)

- Правильно. Почти все кустарники, которые встречаются в наших лесах,— растения листопадные. Лишь некоторые из кустарников - вечнозеленые. Примером может быть обыкновенный можжевельник. Общая черта всех лесных кустарников - теневыносливость. Ведь всем этим растениям приходится жить под пологом деревьев, где сравнительно мало света. Однако кустарники хорошо приспособлены к этим условиям. В лесу они не только нормально растут, но даже цветут и плодоносят. Правда, вне леса, на открытом месте, те же растения развиваются значительно лучше. Это многолетние растения. Рассмотрим некоторых представителей лесных кустарников.

Рассмотрите на стр.60 лесные кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев?(У кустарника несколько твёрдых стеблей отходят от одного корня.)

- Как использует человек эти кустарники?( Собирает Ягоды. Некоторые кустарники используются в медицине.)

-Прочитайте названия этих кустарников. А какие кустарники вы можете назвать ещё.

( черёмуха, смородина, еживика, голубика, жимолость)

-Так что же такое кустарники? (Кустарник- это многолетнее растение, у которого несколько твёрдых стеблей, которые отходят от корня)

-Молодцы. А теперь мы познакомимся с самым нижнем этажом – травянистые растения.

- Рассмотрите травянистые растения на стр 61.

-Подумайте, а что же для всех трав, растущих в лесу, будет общего? ( Мягкий зелёный стебель).

На почве в лесу развиваются разнообразные травянистые растения, образуя нижний ярус. Этот покров часто бывает густым, сплошным, почти целиком закрывает почву, но иногда он может быть и сравнительно редким. Травы господствуют обычно в лиственных лесах. Лесные травы очень разнообразны по внешнему облику, особенностям строения, размножения, развития, по требовательности к условиям окружающей среды .

Мы с вами тоже живем в зоне лесов. Многие растения леса стали очень редкими из-за нерадивых посетителей леса, поэтому они занесены в Красную книгу Бурятии, а некоторые даже в Красную книгу России .

Долг каждого гражданина нашей страны, а не только государства охранять, оберегать лес.

9 слайд (Красная книга)

«Красная книга» - красная!

Значит природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно,

«Красная книга!» Красная !

Ребята приготовили небольшие сообщения об этих растениях .

10 слайд (Голубая ель)

Представитель верхнего этажа - Голубая ель.- Степанов Дима

11слайд (Родендрон Дайурский)

Представитель среднего этажа - Родендрон даурский- Аксёнова Ангелина

12 слайд (Венерин башмачок)

Представитель нижнего этажа- Венерин башмачок- Богданов Алёша

IV. Самостоятельное применение знаний.

2. Работа в рабочей тетради.

А сейчас , применяя новые знания выполним задания в тетради на стр. .

Слайд 13(Рабочая тетрадь №1)

Слайд14(Рабочая тетрадь №2)

Слайд 15 ( вывод)

-Давайте сделаем вывод нашего урока

Вы много интересного сегодня узнали на уроке. Я предлагаю выполнить интересное задание.

Слайд 16 ( тесты)

V. Рефлексия

-Над какой темой мы работали?

-Какие новые знания получили?

-Где эти знания могут пригодиться?

-У вас на столах лежат листочки трёх цветов.

Если у вас настроение отличное, всё получилось на уроке приклейте листочек зелёного цвета

Если у вас хорошее настроение , но вы считаете, что нужно на уроке работать лучше приклейте листочек жёлтого цвета.

Если у вас настроение ниже среднего, и вы считаете ,что мало принимали участия в работе приклейте листочек красного цвета.

VI.Итог урока

- Как должны люди вести себя в лесу по отношению к производителям леса?( бережно относиться к лесу и его обитателям)

Каждый куст берегите, ребята.

Где росток ты увидишь какой,

Может вырасти дуб в три обхвата.

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать – не сочтёшь.

Свято помни, что лес наша радость!

Вместе с лесом и сам ты растёшь

Ребята! лесовичок доволен вашей работой и прощается с вами.

Урок окончен

Поиграем в игру и посмотрим кто самый внимательный

1. Игра « Верите ли вы…» ( если верите - хлопок, если нет -молчок )

1. Верите ли вы, что корень дерева находится на поверхности земли? (нет)

2. Верите ли вы, что корень глубоко проникает в почву и может служить «домом» для мышей, кротов, ежей?(Да)

3. Верите ли вы, что корень добывает из земли только воду? (нет)

4. Верите ли вы, что корень добывает из земли минеральные вещества и воду? (Да)

5. Верите ли вы, что крона дерева – это ветви и листья, которые служат местом обитания птиц, белок? (Да)

6. Верите ли вы, что листья производят минеральные вещества? (нет)

7. Верите ли вы, что листья производят органические вещества? (Да)

8. Верите ли вы, что ветви деревьев опадают вместе с листьями? (нет)

9. Верите ли вы, что ствол служит опорой для дерева? (Да)

10. Верите ли вы, что по стволу вода с минеральными веществами поднимается вверх? (Да)

11. Верите ли вы, что у дерева может быть несколько стволов? (нет)

12. Верите ли вы, что в стволе дерева образуются органические вещества? (Да)

13. Верите ли вы, что кора служит защитой ствола, а также является местом обитания некоторых жуков и личинок? (Да)

14. Верите ли вы, что поранив кору, дереву не будет нанесён вред? (нет)

15. Верите ли вы, что внутренний слой коры проводит соки, богатые органическими веществами, от листьев вниз по стволу? (нет)

16. Верите ли вы, что по коре вода с минеральными веществами поднимается вверх? (нет)

«У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы - еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястребы и орлы.
     Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, у зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже…».

infourok.ru

Лес — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Лес — экологическая система, биоценоз, в которой главной жизненной формой являются деревья[1].

Лес — составная часть природы, понятие «лес» можно рассматривать на разных уровнях. В глобальном масштабе — это часть биосферы, в локальном — это может быть насаждение. Лес также можно рассматривать как природно-зональное подразделение, как провинциальное подразделение, как лесной массив (Шипов лес, Шатилов лес, Чёрный лес), как экосистему[2]. Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн км²[3]. Из них 264 млн га, или 7 %, посажены человеком[4], к началу XXI века человек уничтожил около 50 % площадей лесов, ранее существовавших на планете[5]. Половина лесной зоны принадлежит тропическим лесам. Площади, занятые деревьями с сомкнутостью крон менее 0,2—0,3, считаются редколесьем[2].

ru.wikipedia.org

Лесная экология. Предмет и задачи лесной экологии. Лес как экологический фактор. Соотношение понятий «функция» и «роль» леса, страница 2

В пределах групп определены частные функции леса. Все эти функции прямо или косвенно взаимообусловлены и взаимосвязаны. Это связано с тем, что компоненты биосферы связаны друг с другом биохимическими циклами миграции веществ и энергии.

В отличие от функции, роль леса обусловлена его значением для человека. В связи с огромным значением леса в формировании природной окружающей среды, выделены две суперроли: средообразующая и социальная. Суперроли леса обусловлены всеми его функциями. Это особенно характерно для средообразующей роли леса, так как окружающая человека природная среда – это неотъемлемая и наиболее активная нижняя часть биосферы, объединенная с ней обменом веществом и энергией.

Средообразующая заключается в том, лес формирует природную среду, благоприятную для существования человеческого общества.

Социальная состоит в том, что лес формирует социальную среду, благоприятную для духовных и материальных условий существования, формирования и деятельности человеческого общества. Социальная роль подразделяется на группы и частные роли, аналогично классификации функций леса. Выделяют следующие группы: санитарно-гигиеническую, духовную, народнохозяйственную. Частные роли леса обусловлены его конкретными функциями.

4 Специфика лесной окружающей среды

Специфика лесной окружающей среды заключается в том, что под влиянием фитоценоза и, прежде всего лесной древесной растительности, существенно трансформируются все факторы внешней среды.

Каждое дерево в лесу изменяет окружающую среду, в которой оно растет. Атмосфера вокруг него становится более влажной, прежде всего за счет транспирации. Древостой своим пологом затеняет почву, изменяя световой, температурный и гидрологический режим почвы. Корневые системы иссушают почву и обедняют их питательными веществами.

Только в лесу образуется лесная подстилка, которая обладает большой влагоемкостью и способна удержать большое количество воды. Благодаря этому, а также фильтрационной способности поверхностный сток переводится во внутрипочвенный.

Лесные экосистемы оказывают комплексное влияние на окружающую среду. Они создают особый микроклимат, который наиболее благоприятен для человека. Трансформация лесными экосистемами всех факторов внешней среды создает тем самым специфическую окружающую лесную обстановку.

Изменив окруж среду, лесные экосистемы испытывают на себе влияние уже измененной ими среды и изменяются сами. В этом проявляется явление экогенеза. Экогенез формулируется как необратимый процесс развития и смены биогеоценозов, сущность которого проявляется в способности сообществ организмов изменять условия своего существования и на определенных рубежах этих изменений перестраивать свой состав, структуру и продуктивность в направлении большего соответствия изменившимся условиям среды.

Таким образом, рост и развитие растений – это непрерывный процесс приспособления к новым, изменившимся условиям среды. Подобное приспособление никогда не бывает полным, так как среда всегда изменяется первой и растения должны приспосабливаться к ней.

5 Понятие о лесной экосистеме

Лесная экосистема – это сообщество лесной растительности, животных и микроорганизмов, занимающие определенное местообитание и связанное с ним обменом веществ и потоками энергии.

Лес-это экосистема с взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами живой и неживой природы деревья, кустарники, травы, микроорганизмы, почва, атмосфера), то есть природное единство организмов и среды. Сообщество лесных организмов и физическая окружающая среда – это нераздельные компоненты лесной экосистемы.

Ведущим компонентом экосистемы выступает фитоценоз как основа трофической пирамиды и среда обитания всех организмов. Другие компоненты экосистемы (зооценоз, микробоценоз и т.д.) связаны с фитоценозом прямыми и обратными связями, в результате чего оказывают влияние на устойчивость всей системы и обеспечивают ее саморегуляцию и устойчивость.

Экосистемы безразмерное понятие. В связи с этим принято различать три категории экосистем: микроэкосистема (пень, валежина, муравейник), мезоэкосистема (лесной массив, фитоценоз), макроэкосистема (притундровые леса, зона тайги, горные леса).

В лесу, когда необходимо одну экосистему отделить от другой, то раздел проводят по границам растительности, т.е. фитоценозу. Границы между экосистемами могут быть достаточно четкими, но чаще всего – размытыми, т.к. лесные экосистемы переходят одна в другую постепенно. При этом образуется переходная полоса, которая получила название экотона.

Применительно к лесу, экосистемой в нем является лесное насаждение и биогеоценоз. В связи с этим лесной экосистеме присущи все свойства леса: устойчивость, самовозобновляемость, круговорот веществ и обмен энергией и др.

Лесная экосистема, как саморегулирующаяся биологическая система, по любому из своих параметров (например, численность насекомых, млекопитающих) обладает определенной областью устойчивости, в рамках которой она не претерпевает существенных изменений.

Главным процессом, протекающим в любой экосистеме, является круговорот веществ и потоки энергии. Интенсивность этого процесса обуславливает биологическую продуктивность лесных экосистем.

Любая лесная экосистема имеет определенную вертикальную и горизонтальную структуру. Вертикальная проявляется в ярусности надземных ее частей и подземных корней. Горизонтальная структура экосистемы выражена в мозаичности растительного покрова, что в первую очередь связано с неоднородностью условий местопроизрастания.

Пространственная динамика лесных экосистем в географическом плане наиболее ярко проявляется в зональности и высотной поясности растительности.

Лесные экосистемы постоянно меняются во времени. Бывают суточные, сезонные, годичные изменения, которые обусловлены циклами активности живых организмов и изменениями погодных условий. Существуют долгосрочные изменения, вызванные динамикой климата, а также эволюционные изменения живых организмов и т.д.

vunivere.ru

Экосистема леса - презентация к уроку Окружающий мир

Экосистема леса - презентация к уроку Окружающий мир

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Экосистема леса

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ЭКОСИСТЕМА ЛЕСА Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!

2 слайд

Я и цель Познакомиться с животными и растениями леса. Выяснить какие «профессии» выполняют растения и животные в экосистеме леса. Учиться находить связи и взаимные приспособления животных и растений в экосистеме леса.

3 слайд

Главные производители леса- деревья

4 слайд

ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА

5 слайд

Работа по ИОУП Внимательный Добросовестный Наблюдательный Молодец Прочитай с.59 Выполни - Рабочая тетрадь С.22, упр.2 Рассмотри рисунки с.59 – 61 Выполни – Рабочая тетрадь С.22, упр.3 Учебник с. 61 Составь рассказ Выслушай и задай вопросы

6 слайд

Реши кроссворд и определи загаданное слово. 1. Дикая лесная свинья. 2. Охотница за белками. 3. Сеятель дуба. 4. Лесная «корова». 5. Уничтожитель старых деревьев. 6. Санитар леса. 5  6  2   3 4      1 Р     Г    В      О                                      

7 слайд

Проверь кроссворд 5 К 6 Д К  3С 4 Л О Я 1К Р  У  Г  О  В  О  Р  О  Т А  Н Й С О  Е  Б  И  К Ь Е Л  А  Ц  А  Д  Н  А 

8 слайд

Внимательный Производители Потребители

9 слайд

Добросовестный Лесная птица, помогающая дубу расселиться Сойка Съедобный лесной разрушитель Гриб Многолетнее растение с крупным твёрдым стеблем, который называют стволом. Дерево Лесной потребитель, запасающий орехи и грибы. Белка Мелкие животные, повреждающие кору деревьев. Короед

10 слайд

Роль птиц в экосистеме леса Если в лесу количество насекомых, поедающих кору и листья деревьев, чрезмерно увеличится, они начнут вредить здоровым растениям. Круговорот нарушится. Но если насекомых будет очень мало, некому станет нападать на старые растения. Снова нарушится круговорот. Как же его сохранить? Оказывается, регулировать обилие насекомых могут птицы. Если вредителей много, то в этом месте загнездится много птиц , и на всех птенцов хватит пищи. Но если насекомых будет мало, многие пары птиц откажутся от гнездования. Малочисленные насекомые останутся целы. Круговорот в экосистеме не нарушится.

11 слайд

ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА

12 слайд

Спасибо за урок! Молодцы! Желаю достичь лучшего результата!

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

832883469518990610804119761219014159

341673418734230343133434034354343573438134388344033441634426

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *