Что отдает лес людям – Проект Богатства отданные людям 3 класс Окружающий мир- где найти?

Что даёт лес? Можно подробно….

Промышленность Благодаря лесу, заводы и фабрики получают основные продукты промышленности, состоящие из древесины. Это древесные смолы, древесная мука, из которой изготавливают линолеум, древесно-слоистый пластик, целлюлоза, скипидар, спирт, древесностружечные, древесноволокнистые плиты и др. Список можно еще долго продолжать. Древесину используют в хозяйстве, она выступает в роли строевого леса и пиломатериалов, таких, как: брус, фанера, доски. Что даёт нам лес в промышленной сфере? Железные дороги, строительные здания, мосты, опоры линий электропередачи и многое другое.

Из продуктов переработки и из самой древесины изготавливают множество необходимых человечеству предметов: стулья, школьные доски, учительские кафедры, парты, потолки, полы, рамы для окон, школьные крыши, стены. Более мелкие предметы: материалы для кроссовок, портфели, игрушки, ткани для верхней одежды, лыжи, клюшки, сани, мячи для игры в футбол. Этот список также далеко не полный. Какую пользу приносит лес народному хозяйству Народное хозяйство не обходится без лесных материалов, из которых создаются: ручки для лопаты, лодки, сани, спички, телеги, фанера, мебель, лаки, рыболовные поплавки, колесные ободья и т. д. Каждый из нас может сам продолжить этот список. Задумайтесь хотя бы на минуту, чтобы было, если бы не было древесины? К чему бы мы пришли в конечном итоге? Еловая древесина Белая с желтоватым оттенком, имеющая шелковый отлив, податливая и звучная, еловая древесина ценится человечеством издавна. Из нее строили царские палаты, храмы, избы, мосты и сараи. Еловая древесина дала нам возможность развиваться творчески, благодаря таким инструментам: гитара, скрипка, балалайка и другим музыкальным источникам. Всего один кубический метр такой древесины даёт 600 костюмов из полушелка, 400 пар великолепных чулок из шелковых тканей и 250 кг целлюлозы. Сосновая смола Для хозяйства, в лесах добывают живицу (сосновую смолу). Для этого специально приготовленными насечками, надрезают кору дерева и собирают смолу в посудину. Из соснового сока получается канифоль – вещество, производящее на свет садовую замазку, сиккативы, качественное мыло, синтетический каучук, пластмассу, лаки, искусственную кожу. Польза леса Вы еще спрашиваете, что даёт лес человеку? Лес кормит человека! Ягоды, грибы, звериное и птичье мясо – это все заслуга лесов. Лес одевает человека! Лесные животные богаты теплым натуральным мехом, в который одевают людей в стуженную зимнюю пору. Лес учит человека, он даёт ему все необходимые школьные предметы. Лес лечит своими полезными лечебными травами. Лес насыщает наши легкие углекислым газом и кислородом. О пользе лесов можно говорить очень долго. Но вывод всегда будет один – их нужно охранять и не забывать о том, насколько это важно для каждого из нас.

otvet.mail.ru

Что дает людям лес | Путешествие по Карелии

Читайте о жизни леса

 

Лесные диковинки
Листья деревьев в картинках
Русский лес в картинках
Что такое лес, многоярусность, семена леса
Дубрава. Рассказ о жизни дуба.
Жизнь березового леса. Березовая роща.
Липа. Рассказ о жизни липы.
Рассказ об осине.
Сосна. Сосновый бор.
Рассказ о кедре. Где растут кедры?
Рассказ о ели. Жизнь елового леса
Что дает людям лес
Барсук, кабан, ландыш, чечетки
Дятел. Друг или враг леса?
Ёж, кукушка, заяц, барсук, филин
Кто живет в еловом лесу

Что людям дает лес

Человек во все времена пользовался дарами леса, и прежде всего — древесиной. Едва ли удаст­ся перечислить все основные промышленные продукты, получаемые на заводах и фабриках из древесины: целлюлоза, спирт, скипидар, древес­ная мука для изготовления линолеума, древесные смолы, древесноволокнистые и древесностру­жечные плиты, древесно-слоистый пластик, мно­гое другое.

Да и сама древесина постоянно ис­пользуется в хозяйстве в качестве строевого леса, пиломатериалов (досок, фанеры, бруса). Все это необходимо для строительства зданий, железных дорог, мостов, для установки опор линий электро­передачи, для выполнения крепежных работ в различного рода шахтах и во многих других под­земных и надземных сооружениях.

Кроме того, можно насчитать десятки пред­метов, изготовленных из древесины или из про­дуктов ее переработки. Это книги, тетради, руч­ки, карандаши, ластики, географические карты, школьные доски, школьные парты, стулья и ка­федры для учителя, оконные рамы, а нередко и полы, и потолки, и стены, и крыши школы. К этому списку нужно добавить портфели, ткани для курток, материалы для кроссовок, игрушки, футбольные мячи, лыжи, санки, клюшки. И это далеко не полный список вещей и предметов, изготовляемых из дерева и материалов из него, которыми пользуются школьники.

Многие предметы, широко используемые в быту и народном хозяйстве, тоже делают из дре­весины: фанера, хохломская посуда, ручки для лопат, веники, кошёлки, дрова, спички, дуги, те­леги, сани, колесные ободья, лодки, оснастка для судов, ружейные ложа, катушки для ниток, внутренняя обшивка железнодорожных ваго­нов, мебель, хвойные лечебные экстракты, кор­зины, кормовые дрожжи, лаки, канифоль, сур­гуч, поплавки для рыболовных снастей.
Можно ли на этом ставить точку? Конечно, нет. Представляем возможность читателям про­должить список получаемых из древесины продук­тов и изготовляемых из нее вещей. Не исключено, что список станет в несколько раз больше.

«ИЗБА ЕЛОВАЯ, ДА СЕРДЦЕ ЗДОРОВОЕ»

Желтовато-белую еловую древесину с шел­ковистым отливом, смолистую и звучную, подат­ливую в обработке, человек всегда высоко це­нил. В народе говорят: «Изба еловая, да сердце здоровое».
В старину из еловой древесины строили хра­мы, царские палаты, мосты, избы, сараи, изго­товляли из нее сани, телеги, лодки, мебель, мас­терили игрушки, домашнюю утварь.

Строевой лес, доски различной длины, ши­рины, а также тысячи других нужных и полезных вещей и поныне получают из еловой древесины, ее хвои и корней. Как из самой звучной, то есть резонансной, из еловой древесины изготовляют балалайки, гитары, лучшие в мире скрипки и дру­гие музыкальные инструменты. Она является так­же чудесным сырьем для целлюлозно-бумажной и химической промышленности.
Из одного кубиче­ского метра древесины можно получить 250 кило­граммов целлюлозы, сшить 600 полушелковых ко­стюмов, выпустить 400 пар шелковых чулок или полторы тысячи метров шелковой ткани. Деше­вая одежда, прочные подкладки к покрышкам для велосипедов и автомашин — все это можно изго­товить из дешевого вискозного волокна.

Этиловый спирт, ацетон, глицерин, кормо­вые дрожжи тоже являются продуктами из
еловой древесины. Из одной тонны опилок по­лучают столько же спирта, сколько из тонны картофеля. Эта древесина идет на производст­во бумаги, картона, целлофана, искусственной кожи, целлулоида для кинопленки, негорюче­го целлофана и даже ацетатного шелка, а так­же обуви, одежды, сумок, мебели и многих дру­гих изделий.

Из елового корня извлекают дубильные ве­щества — их там содержится до 10-12 процен­тов. Из еловой хвои получают эфирные масла и витамин С. На севере России еловую лапку пус­кают на подстилку скоту. Кроме того, из еловой же хвои для животных готовят полезные душис­тые корма.

Ель оказывается незаменимой при сооруже­нии живой изгороди, защищающей от снежных заносов железнодорожные пути и автомобиль­ные дороги.
Чтобы убедиться в непроницаемости живых защитных еловых стен, достаточно на элект­ричке проехать, например, из Москвы в сторо­ну Твери. Конечно же, посаженная защитная еловая полоса — это еще не лес, но все же она долговечна, так как растет долго — лет сто или двести — и стоит еще лет сто пятьдесят.

ОТЧЕГО ПЕНИТСЯ МЫЛО?

Если в мыло, изготовленное из животных жиров, добавить канифоль, оно лучше мылится и дает много пены.

Канифоль — это желтовато-красное или темно-коричневое твердое и хрупкое вещество, которое получают из смолистого сока сосны.

Если на сосновом стволе появляется рана, будь то морозобоина или след от топора, дере­во горько «плачет», прямо-таки «утопает в сле­зах». Его обильные «слезы», а точнее — желто­ватый прозрачный сосновый сок — тягучей струей стекают по коре к поврежденному мес­ту. Сок, застывая, образует густую смолу. Ее на­зывают живицей — она заживляет, лечит раны на стволе.

Сосновую смолу, или живицу, добывают в ле­сах для хозяйственных нужд. Делают это мето­дом так называемой под­сечки. Чтобы вызвать течение смолистого со­ка, кору на стволе надре­зают, делают это специ­альными насечками. И смола стекает в специ­ально поставленную воз­ле дерева посудину.

Заботливые хозяева берут смолы у дерева ровно столько, чтобы не повредить дерево, не за­тормозить его дальней­ший рост. Как у человека-донора, отдающего

часть своей крови для больных, количество ее восстанавливается, так и молодая здоровая сосна, отпустившая немного смолы, набирает постепенно силу и мощь.
Из живицы методом перегонки получают и канифоль, и скипидар. Канифоль нужна не только для изготовления хорошего мыла, но и для производства синтетического каучука, ре­зины, пластмасс, искусственной кожи, лаков. Она необходима при лужении медной посуды, для паяльного дела, употребляется при изготов­лении бумаги, для придания ей лоска.
Спортсме­ны натирают канифолью подошвы тапочек — это спасает от предательского скольжения ног по полу. Музыканты ею натирают смычки на скрипках, виолончелях, контрабасах. Применя­ют канифоль и при монтаже радиоприемников.

Из растопленной канифоли с добавлением све­жего сала и воска получают хорошую садовую замазку. А из канифоли и скипидара изготовля­ют сиккативы — вещества, ускоряющие высыха­ние масел и красок.
Идут в дело и старые, покрытые смолой пни на лесосеках. Их называют смольняками. Очис­тив лесную делянку от таких пней, их, в свою очередь, тоже пускают на переработку. При су­хой перегонке смольняка получают смазочные масла, уголь, вар, колесную мазь.

Вот сколько прекрасных продуктов дает че­ловеку сосновая живица!

ПРО УЗОРЧАТЫЕ ЗОЛОЧЕНЫЕ КАРНИЗЫ

Зимой, когда лиственный лес стоит голый, бывает непросто определить породу деревьев. И всё же у каждого из них есть свои приметы. Липу, например, можно узнать по коричневым маленьким орешкам, которые висят на ветках.
Они опадают постепенно — до самой весны тем­ными точками виднеются на снегу вокруг дере­ва.
В тихую погоду их собирают мыши, полевки, бурундуки, охотно склевывают дятлы, сойки, ведь в их орешках спрятаны сладкие, маслянис­тые и очень питательные зернышки. Стоит по­дуть ветру, как орешки вместе со снегом разлета­ются в разные стороны. У каждого орешка для полета имеется собственное крылышко. Эту роль выполняет засохший, легкий, как паутин­ка, листик, называемый соплодием. И если уле­тевшему орешку повезет, если он приземлится в хорошем месте, то даст жизнь новому дереву.

Человек с незапамятных времен пользуется дарами липы. Когда-то липа обувала в лапти всех простых людей на Руси. Для их изготовле­ния наши предки использовали лыко — прочную лубяную часть липы, которая располагалась под наружным слоем липовой коры.
Они рубили не­толстые молодые липы, сдирали лыко, разделя­ли его на удлиненные полосы и плели из них лапти, и не только лапти, но и другие полезные предметы домашнего обихода. Остается только восхищаться смекалкой простого человека, ко­торый догадался добыть лыко и сплести из него доступную, недорогую и легкую обувь.
Древесина у липы белая, очень легкая, мяг­кая. Хотя она не отличается прочностью и кре­постью, но зато не коробится и не дает трещин. Она легко пилится, строгается, хорошо колет­ся.

Из липовой древесины изготовляют игруш­ки, мебель, долбленые чаши, блюда, корыта, не­превзойденные бочки для меда и сливочного масла, лучшие чертежные доски, сапожные ко­лодки, фанеру. Искусные золоченые украшения для мебели, узорчатые карнизы во многих ста­ринных дворцах делали именно из липы. Лег­кую «золотую» хохломскую роспись накладыва­ют на мягкую податливую липовую древесину. Свои самые изящные и легкие узоры резчики выполняют на липовой древесине.

Весной липа дает вкусный, ароматный сок. В прежние времена в деревнях, особенно в Сред­нем Поволжье, люди собирали липовый сок, хранили его в липовых бочках с весны до само­го сенокоса и до жнивья. Готовили из него вкус­ный и полезный липовый квас.

«В ЛЕСУ ДУБ — РУБЛЬ, А В СТОЛИЦЕ — ПО РУБЛЮ СПИЦА»

Дубовая древесина испокон веков ценилась очень высоко. Узорчатая, плотная и долговеч­ная, она долгие годы исправно служила людям — ее использовали в домах, хозяйственных пост­ройках, в оборонительных укреплениях.

Древ­ние славяне для передвижения по воде мастери­ли долбленки, то есть долбленые лодки. Их дол­били из цельного ствола, чаще всего из дубово­го. Ствол был непомерной толщины и длины. По словам византийского императора Констан­тина Багрянородного (905-954 гг.), в походы на Царьград ходили долбленые челны, в каждом из которых помещалось до 60 русских дружинни­ков. И спустя 500 лет венецианец Иосиф Барбо, путешествовавший в Азов, писал, что на Руси выдалбливали из цельных стволов лодки для пе­ревозки 8-10 всадников с лошадьми.

Статую языческого бога Перуна вырубали из лучшего дубового ствола, а его голову и усы ук­рашали серебром. В народных сказках и были­нах подчеркивалось, что царь с царицей, а так­же их сыновья и невестки, гости садились пиро­вать за столы дубовые. Предметы утвари, ме­бель в царских палатах — стулья, лавки, шка­фы — изготовлены из долговечного дуба.

Да и в домах простого народа всегда было много дубовых вещей — лавки, столы, оконные рамы, двери, лохани, ушаты, бочки, телеги, сани, колесные ободья, цепи для молотьбы, зубья для грабель, детали прялок ткацких станков и другие предметы.

Для настилки богатого паркета и отделки до­рогой мебели во дворцах использовалась знаме­нитая мореная дубовая древесина — черная и се­рая. Чтобы получилась твердая и красивая мо­реная древесина, дубовые стволы и доски десят­ками лет мочили в воде — опускали на дно реки или пруда. В настоящее время дубовые доски на­учились «варить» ускоренным методом — в спе­циальных ваннах, в воде с добавлением серно­кислого железа.

Все части спиленного старого дуба идут в де­ло. Дубовая кора ценится как отличный дубитель, используемый для выделки различных кож и овчин. Тулупы, шубы, полушубки, сшитые из выдубленных овчин, не боятся дождя, очень прочны и носки.
Из дубовой коры и листьев дуба готовят це­лебные экстракты, помогающие при различных недугах. Рассказывают такой случай. На одном из заводов, производящих дубовый экстракт, от­работанную воду сбрасывали в лощину на бере­гу реки. Вытекающая из заводских труб вода бы­ла очень приятная — теплая и мягкая.
Местные жители быстро смекнули, что ее можно исполь­зовать в лечебных целях. Нашлись старатель­ные умельцы, и возле реки устроили из песка и камней запруды. В самодельных бассейнах с теп­лой дубовой водой все желающие стали бесплат­но принимать целебные ванны.

На листьях дуба вырастают иногда круглые зеленые «орешки»-галлы. Они образуются в ре­зультате поражения дерева вредителями — бак­териями, грибами, насекомыми. Было время, когда из таких зеленых дубовых орешков полу­чали отличные чернила, и все школьники писа­ли в тетрадях дубовыми чернилами.

В средние века в Московском государстве ве­ковые дубы использовали для постройки надеж­ных оборонительных сооружений. На южных рубежах страны — примерно там, где располо­жены современные Тульская, Курская, Орлов­ская области, — возводилась так называемая Засеченная черта. Дубы рубили и клали их вер­шинами по направлению движения неприятеля. В результате получались непроходимые для кон­ницы завалы.
Как следует из старинных литера­турных источников, устраивались специальные валы, надолбы из дуба, частоколы, в ров с во­дой спускалось множество плавающих бревен «с гвоздьем дубовым частым». Таким образом наши предки оборонялись от набегов степных кочевников.
Возможно, что уже тогда сложили в народе присказку: «Не бей в чужие ворота пле­тью, не ударили б в твои дубиной».

Спелая, ядреная дубовая древесина ценится и по сей день. Народная пословица: «В лесу дуб — рубль, а в столице — по рублю спица» — не устарела. И на мировых рынках, и в народном хозяйстве России дуб до сих пор в цене. Дубо­вая древесина необходима для деревянных час­тей морских и речных судов, железнодорож­ных вагонов, гидротехнических сооружений. Лучшую мебель изготовляют из дуба. Из него делают также фанеру, лыжи, шпалы, телеграф­ные столбы, рудостойку, паркет, бочонки, боч­ки и многое другое.


Стоит посмотреть следующий материал:

kartravel.ru

Что дает нам лес? Основные богатства лесных массивов

Роль леса в жизни человека сложно переоценить, деревья издавна использовались в качестве строительного материала, из них делали доски, которые в дальнейшем шли на постройку удобных домов, предметов мебели, посуды, украшений. Лес – это легкие планеты, именно зеленые листья растений насыщают атмосферу кислородом. Наконец, в лесных чащах нашли свое убежище различные виды животных. Предлагаем узнать более подробно, что дает людям лес.

Без лесных массивов сама жизнь на планете Земля была бы невозможной. Деревья, кустарники и травы благодаря своим зеленым листьям способны к фотосинтезу – поглощению из атмосферы углекислого газа и выделению кислорода. Поэтому на уроках природоведения, рассматривая в 3 классе, что дает нам лес, необходимо донести до детей мысль о том, что растения очень важны, без них людям стало бы нечем дышать. Среди живых организмов только зеленые представители флоры способны синтезировать кислород, обогащать им атмосферу.


В экономике

Наши далекие предки жили в лесах, используя их дары в качестве пищи. Современный человек также продолжает пользоваться природными ресурсами. Что дает нам лес? Очень многое:

  • материалы для строительства;
  • бумагу;
  • древесное топливо;
  • мебель.

Конечно, в целях экономии люди научились создавать искусственные материалы, но все равно натуральная древесина ценится очень высоко.

Лекарства

Работая над проектом «Что дает людям лес», следует обязательно раскрыть еще один аспект – лекарственные растения. Столетия назад народные знахари использовали мать-и-мачеху, василек, ромашку, аир и других представителей флоры для лечения многочисленных недугов. Сейчас же лечебные свойства этих и многих других растений научно доказаны, поэтому их экстракты и масла широко применяются не только в фармакологии, но и в косметологии.

Так, черника является отличным средством, позволяющим предотвратить заболевания сердца и сосудов.

Пища

В лесах растет большое количество грибов, которые очень вкусны, их можно пожарить, замариновать, засолить. Особой любовью пользуется наваристый грибной суп. Без лесов люди никогда бы не узнали этого необычного вкуса!

В лесных чащобах имеются деревья, кустарники и травянистые растения:

  • черника;
  • рябина;
  • малина;
  • голубика;
  • земляника.

Их ягоды отличаются целым набором полезных свойств, любимы детьми и взрослыми.

Наконец, дикие звери, которые нашли свое жилище среди деревьев – источник пищи для людей с незапамятных времен, наши предки использовали в пищу их мясо, из шкур делали одежду и обувь, из костей, клыков и бивней – орудия и оружие. Именно возможность создавать их и является ключевым отличием человека от животных. Поэтому, изучая в 3 классе, что дает людям лес, необходимо озвучить детям идею о том, что без леса и его обитателей стало бы невозможным само существование человека. Но и это еще не все, лесные ресурсы поистине огромны.

Полезные свойства ягод

Рассматривая, что дает нам лес, следует отметить, что большая часть лесных ягод обладает большим количеством полезных свойств. Так, брусника, предпочитающая произрастать в сосняках, содержит много сахара, поэтому активно используется для приготовления варенья. Кроме того, в медицинских целях используются и листья растения, они обладают дезинфицирующим эффектом.

Черника – замечательный дар леса. Ее вкусные ягоды помогают улучшить зрение, используются в борьбе с цингой, являются отличным способом профилактики раковых заболеваний. Само растение предпочитает влажные леса.

Лесная малина – натуральное жаропонижающее.

Также ягоды, выращенные в лесах, обладают большим числом преимуществ:

  • Благодаря произрастанию в удалении от цивилизации они экологически чисты и полностью безопасны для здоровья.
  • За счет содержания большого числа антиоксидантов эти дары леса являются замечательным средством профилактики старения.
  • Они богаты витаминами, при этом не накапливают в своем составе вредных веществ и тяжелых металлов.

Все это позволяет ответить на вопрос, что дает нам лес: полезную для здоровья продукцию, большое число витаминов.

Роль в жизни аборигенных народов

Есть некоторые народности, которые до сих пор выживают только за счет лесов: они охотятся, собирают ягоды и грибы, нередко именно такие виды деятельности являются основными способами добычи пищи.

Такая зависимость от природы присуща прежде всего коренным аборигенным народностям, которые проживают вдали от цивилизации и не имеют возможности существовать каким-то иным способом. Иногда такие народности контактируют с внешним миром, обменивая добытые ими в лесах растения или животных на блага цивилизации: одежду, обувь, технику.

Другие полезные свойства

Завершая рассмотрение вопроса, что дает нам лес, отметим еще несколько моментов:

  • Большое количество деревьев является препятствием для рек, не давая воде возможности разливаться на большие расстояния.
  • Корни деревьев и кустов защищают почвенный покров от вымывания.
  • В лесной глуши находит себе дом большое количество живых существ: зверей, птиц, насекомых, многие виды относятся к числу редких или вымирающих. Поэтому именно за счет лесов удается сохранить видовое многообразие растений и животных. Активная вырубка деревьев приводит к тому, что животным становится негде жить.
  • Рекреационный туризм. Возможность уехать на время в лес, поставить палатку – отличный вариант для оздоровительного отдыха, который подарит массу положительных эмоций.
  • Использование для обустройства жилья в популярном сейчас эко-стиле.

Все это доказывает, что лесные массивы имеют огромную важность для человека, вот почему к богатству, дарованному самой природой, следует относиться бережно, сознательно и рационально использовать данный ресурс.

Ответ на вопрос, что дает нам лес, не может быть однозначным. Без деревьев и кустарников, трав и диких животных не представляется возможной сама жизнь на планете.

autogear.ru

«Что дает нам лес» (2 класс)

«Русский лес»

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить,

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться —

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану —

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших.

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Автор: С.Никулин.

Леса украшают нашу землю.

 Леса украшают нашу землю. Да и как им не быть украшением, если любоваться лесом можно во все времена года: летом он манит в зеленую чащу, зимой притягивает нас сказочной тишиной и белизной. Осенью лес сверкает яркостью желтых и красных листьев рядом с зеленью хвойных деревьев. Недаром о лесе написано немало восторженных стихотворений, лес воспет в музыке, в песнях, в пословицах, в поговорках, кистью художника. 

Что дает лес человеку.

Леса –хранители влаги. Они оберегают родники, ручьи, реки от высыхания. Они охраняют почвы от оврагов и ветров.

Лес- хорошее место для отдыха, кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу почувствуешь, как здесь легко дышится. Тебя окутает приятная прохлада, а шелест листьев щебетание птиц успокоят, поднимут настроение. Лес угощает нас земляникой, малиной, орехами, радует целым хороводом грибов. Немало здесь целебных растений, излечивающих человека от разных болезней.

В лесах заготавливают древесину, из которой делают мебель, бумагу, картон и другие нужные человеку изделия. Ученые подсчитали, что для каждого человека в течении жизни нужно не менее 200 деревьев на жилище мебель, газеты и журналы, спички и карандаши и другие предметы из дерева, которыми мы повседневно пользуемся. Было время, когда древесина служила основным материалом для строительства.

Искусство резьбы по дереву.

Русские мастера создали чудесные деревянные строения, на которые сейчас приезжают любоваться гости из разных стран мира. Издавна на Руси дома украшали деревянной резьбой: вырезали ажурные наличники, украшение на карнизы, фронтоны и даже хитроумные и вполне надёжные замки. Вырезались также ложки, ковши, чашки, шкатулки и различные игрушки. И все это делалось ножом да топором или другим нехитрым инструментом. Хорошо знали мастера, что лучшая древесина для резьбы- это липа, осина, ольха, берёза. Искусство резьбы по дереву, созданное русскими мастерами, живет и в наши дни.

Охрана лесов.

Как видишь, лес человеку приносит большую пользу. Не случайно говорят: «Лес- богатство народа». Поэтому в нашей стране все леса охраняются. Государство строго контролируют вырубку леса. На вырубленных участках сажают новые леса. Охота на животных разрешается только в определенные сроки. Организуются леса-заповедники, где не разрешается рубить деревья и охотиться на животных.

Долг каждого человека- бережно относиться к лесным богатствам. В любом лесу нельзя собирать сок деревьев, рвать цветущие травянистые растения, ломать ветки деревьев и кустарников, так как среди них много редких. И не только поэтому нельзя в лесу делать сборы. Все , что есть в лесу, тесно связано друг с другом. Уничтожишь одно ,погибнет другое, за ним –третье , и пойдет дальше цепочка, пока не погибнет весь лес.

Пришли как- то в один лес люди. Решили там вырубить все кустарники! Зачем они здесь? Ведь лес- это деревья! Вырубили . Улетели из леса птицы, которые вили в кустарниках гнезда. Набросились на деревья насекомые- вредители. Погибли деревья, погиб и весь лес.

Экологическая сказка «Плач березы».

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.

Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями.

По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.

Красная книга.

Многие растения и животные леса охраняются особо: их на земле стало очень мало. Эти растения и животные занесены в Красную книгу. Красный цвет- цвет опасности. Опасно! Могут исчезнуть! Береги! Защищай! Вот к чему призывает эта книга.

(2 класс)

infourok.ru

Что природа дает человеку

Природа своего рода абсолют для человека, без нее жизнь человека попросту невозможна, эта истина не для всех является очевидной, судя по тому, как люди заботятся о природе. Человек получает все необходимое для жизнедеятельности из окружающей среды, природа обеспечивает условия для процветания всех форм жизни на земле. Роль природы в жизни человека основополагающая. Стоит упомянуть безапелляционные факты и посмотреть на конкретных примерах, что дает человеку природа. В природе все взаимосвязано, исчезнет один элемент, даст сбой вся цепочка.

Что дает человеку природа

Воздух, земля, вода, огонь – четыре стихии, вечные проявления природы. Не стоит объяснять, что без воздуха жизнь человека попросту невозможна. Почему же люди выруливая леса не беспокоятся о новых насаждениях, чтобы деревья дальше работали во благо очищения воздуха. Земля дает человеку столько благ, что сложно пересчитать: это полезные ископаемые, возможность выращивать с помощью сельского хозяйства разнообразные культуры, жить на земле. Еду мы получаем из лона природы, будь то растительная пища (овощи, фрукты, злаки) или пища животного происхождения (мясо, молочные продукты). Материальные блага имеют источником сырья блага природы. Одежда шьется из тканей основой, которых выступают природные материалы. Мебель в домах производиться из дерева, бумага изготовляется из дерева. Косметические средства, бытовая химия имеют в основе растительные компоненты. Вода воплощается в океанах, морях, реках, озерах, подземных водах, ледниках. Питьевая вода удовлетворяет потребности людей по всему миру, люди состоят из воды, от чего прожить без воды человек не может и дня.  Без воды невозможно представить жизнь в бытовых реалиях: при помощи воды люди моются, стирают, моют все что угодно, вода незаменима на производстве. Природа дает человеку тепло в виде огня, дерево, уголь, нефть и газ тоже источники энергии.

Природа заряжает человека энергией, вдохновляет на новые свершения, наполняет силой. Чего стоят закаты и рассветы, моменты наполнены огромным смыслом, конца дня и начало нового, когда все становится возможным, несмотря на день прошедший. Солнце источник радости, счастья, вспомните в солнечную погоду, как-то особенно прекрасно все вокруг. Солнце дает жить и развиваться всему живому на земле. Есть люди, которые отказались от привычной пищи и питаются солнечной энергией.

Природа способна восстанавливать человеческие силы после изматывающей работы умственной или физической, неспроста многие люди едут отдыхать в горы, в лес, к океану, к морю, реке или озеру. Гармония природы вносит баланс и в бешеный ритм человеческого существования.

Пребывание на природе в одном из выше перечисленных ареалов благоприятно влияет на здоровье человека, проходят головные боли, улучшается общее состояние, самочувствие человека. Неспроста многие люди стремятся проводить время на природе. В эти формы досуга входят: кемпинг, пикник, просто поездка за город на пару часов. В местах удаленных от городской суеты, можно обновиться, разобраться в мыслях, чувствах, эмоциях, заглянуть внутрь себя. Множество уникальных трав, цветов деревьев окружают человека, даря благоухание и пользу, находите время насладиться, полюбоваться ими.

Люди неразрывно связаны с природой, она на протяжении всего существования человека заботиться о нем, почему же человек только берет и ничего не дает взамен. Люди загрязняют экологию ежедневно, бездумно обращаются с дарами природы. Возможно, стоит остановиться, подумать, раз природа столько дает человеку, разве не стоит ответить ей взаимностью и заботиться о ней так же трепетно, как она заботиться о нас.

Читайте также

lifemotiv.ru

Что дает лес человеку. | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Что даёт лес человеку?

Слайд 2

Автор Савельев Станислав, ученик 2 «В» класса.

Слайд 3

Что такое лес? Сосны до небес, Березы и дубы, Ягоды, грибы.. Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник с живой Ключевой водой. В.СТЕПАНОВ. Как воспевают красоту леса поэты?

Слайд 4

Я задумался над вопросом: Где легче дышится в городе или в лесу? Почему?

Слайд 5

Я засел за книги. Вот что я узнал: Удивительно красивы и богаты широколиственные леса, кото-рые растут на Дальнем Востоке! Леса называют «легкими плане-ты» за то, что они являются источниками кислорода на земле.

Слайд 6

Берегите лес! Главное богатство растительного ми-ра – леса. Лесами занято более поло-вины территории нашей страны .

Слайд 7

Зеленая аптека Лес-это еще и зеленая аптека. Когда ты входишь в лес, там очень чистый воздух, им так приятно дышать!!!! И очень много лекарственных растений (ромашка, мать и мачеха, лопух, подорожник, шалфей и множество других…)

Слайд 8

Давайте я загадаю вам загадки. Про лекарственные растения! Стоит в лесу кудряшка – Белая рубашка, В середине золотая , Кто она такая? (Ромашка) Тонкий стебель у дорожки. На конце его сережки . На земле лежат листки- Маленькие лопушки . Нам он ,как хороший друг , Лечит ранки ног и рук. (Подорожник )

Слайд 9

Значение зеленых растений Без зеленых растений на земле не было бы пищи ,необходимой для жизни всех живых существ. Зеленые насаждения обогащают атмосферу кислородом,необходимым для дыхания ,очищают воздух , поглощая из него углекислый газ .

Слайд 10

Вывод Теперь я понял, что в лесу воздух чистый, поэтому там дышится легко . Я советую всем ребятам проводить свои выходные дни в лесу с родителями. Это очень весело и здорово! Но не забывайте убирать за собой мусор, потому что ЛЕС НАДО БЕРЕЧЬ!!!!!

nsportal.ru

Урок по окружающему миру «Россия – страна лесов. Что дает лес человеку»

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить со значением леса в природе и для человека.

Задачи:

  • закрепить отличие тайги, смешанного и широколиственного лесов;
  • рассмотреть экологические проблемы в лесной полосе, возникающие по вине человека;
  • развивать познавательный интерес к изучению природы;
  • воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения .

Оборудование: карта «Природные зоны России», мультимедийный учебник «Окружающий мир» для 4 класса, плакат с изображением леса, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Звучит запись голосов птиц)

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой,и не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. В этом стихотворении «спрятана » тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Ученики. В стихотворении говорится о лесе, значит,мы сегодня опять отправимся в лесную зону.

III. Актуализация знаний учащихся

– Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
– Покажите на карте лесную зону: тайгу, смешанный лес, широколиственный лес.

Проводится конкурс рисунков «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Учащиеся комментируют рисунки.
Учитель предлагает заслушать несколько сообщений о жителях леса, подготовленных учащимися дома.
По выбору учителя несколько учащихся работают по карточкам.

1) Напишите 2-3 цепи питания в лесной зоне.
2) Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Пихта
Береза тайга
Кедровая сосна
Липа
Ольха
Сосна
Лиственница
Ель
Дуб
Клен
тайга

смешанный лес

широколиственный лес

– А сейчас мы разгадаем кроссворд.

1. Какое дерево является символом России?
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.
3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.
4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
5. Хвойный лес.
6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.
7. Живет в глуши лесной, и летом, и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.
9. Дерево с листьями в форме сердечка.
10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.

Отгадка. Берегите лес.

IV. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.
Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.
Работа в группах. Нужно выбрать животных леса (I группа), растений леса (II группа), цветов и ягод (III группа)

V. Чтение стихотворения С.Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,

Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея, ног,
А если я устану –
Присяду на пенек!

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (Об отношениях между человеком и лесом.)
– Какую роль выполняет лес в жизни людей?

По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса».

Физкультминутка

У оленя дом большой.
Он глядит в свое оконце –
Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит :
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай!»

VI. Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте разговор деревьев. «Дуб и Рябина».

– Ой, Рябинушка, рябинушка, что взгрустнула ты?
– Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился.
– Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.

VII. Работа в группах

– О каких экологических проблемах идет речь:

I группа

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из – за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. (Н.Некрасов.)

– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)

– Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Картина «Лесозаготовки») Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (показ фотографий). Людям казалось, что лесов очень много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Н.Некрасова, ей было жаль и птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей). Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема – это значит, что вы будете искать пути ее решения. Это ваше домашнее задание.

II группа

– Послушайте стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»:

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.)

– А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Вам предстоит дома для таких горе –охотников и туристов составить памятку «Как разводить костер».

III группа

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?

Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем смогли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. В Красную книгу занесены:

  • Растения: женьшень, венерин башмачок.
  • Жуки: жук-коростел, жук-олень, дровосек реликтовый.
  • Птицы: филин, утка-мандаринка.
  • Звери: зубр, амурский тигр.

Заполняем схему.

VIII. Закрепление

– Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?

Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.

IX. Итог урока

– Какое значение имеет лес для людей?
– Какие растения и животные леса занесены в Красную книгу.

18.01.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *