Конспект урока по окружающему миру
Тема: Мир глазами эколога
Цель: дать представление о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать и общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать и сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать свое единство с окружающим миром.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для проверки домашнего задания, рисунки с изображениями пустой банки, пальмы, капли воды, вопросы на листочках для каждой группы, листы ватмана, фломастеры, гуашь, краски, карандаши, мелки, конверты с деформированными предложениями, флаг Земли в миниатюре для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1. Тест
2. Работа по карточкам
1. С помощью учебника запиши римскими цифрами, какой век соответствует данной исторической дате.
Год | 1861 | 2001 | 1097 | 1359 | 1242 |
Век |
2. Отметь на ленте времени следующие даты. 74 г. до н. э.; 1380 г.; 114 г. до н. э.; 1537 г.
3. Напиши века римскими цифрами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
4. Отметь на ленте времени исторические даты и реши задачи.
• Сколько лет прошло с начала восстания рабов под предводительством Спартака, если оно началось в 74 г. до н. э.?
• Сколько лет правил римский император Октавиан Август, если императором он стал в 30 г. до н. э., а умер в 14 г. н. э.?
3. Работа в парах
(Проверка задания 4 на с. 20 рабочей тетради.)
Игра «Ты — мне, я — тебе»
(Проверка задания 2 на с. 40 учебника. Один ученик называет даты жизни известного человека и выбирает того ученика, кто определит век. Игра проводится в темпе.)
III. Самоопределение к деятельности
Серьезные проблемы будем мы решать —
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Экология — это важно или нет?»
— Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. )
— Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)
— Мы уже смотрели на мир глазами географа, историка. Кто догадался, с точки зрения кого мы сегодня посмотрим на мир? (С точки зрения эколога.)
— Почему человека не может не волновать состояние окружающей среды? Обоснуйте свой ответ.
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели ?
IV. Открытие нового знания
1. Работа по учебнику С. 41
— О ком говорится в загадке?
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (Человек.)
— Как вы думаете, является человек властелином природы? Докажите свои высказывания словами из текста.
2. Работа в группах (Каждая группа получает рисунок.)
— Догадайтесь, что символизирует изображенный предмет, с чем связан, какую проблему олицетворяет.
Первая группа получает рисунок, на котором изображена капля воды (символ океана). Вторая группа — пальма (символ тропиков). Третья группа — пустая банка (символ мусора).
(Далее каждой группе предлагается сформулировать проблему. Выявленные проблемы учитель фиксирует на доске. Каждая группа получает свое название, соответственно первая группа — «Океан», вторая — «Лес», третья — «Город».)
— Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы? (Ответы детей.)
Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый еще в XI в. законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. Указ Петра I, изданный в 1718 г., предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно другому указу об охране водоемов, «…если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».
Как видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно-технического прогресса.
Вопросы для первой группы по проблеме загрязнения океана
1. Что поразило путешественников?
2. Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?
3. Как страдают от загрязнения живые существа, обитающие в океане?
4. Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?
Вопросы для второй группы по проблеме исчезновения тропических лесов
1. О каком чуде природы вы узнали?
2. Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов.
3. Как называют джунгли?
4. Ради чего люди уничтожают тропические леса?
5. Сколько деревьев гибнет ежедневно под пилой человека?
6. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?
Вопросы для третьей группы по проблеме мусора
1. Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год?
2. Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор?
3. Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?
4. Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?
V. Первичное закрепление
(Каждая группа делится новыми знаниями, отвечает на поставленные вопросы.)
Проблема загрязнения океана.
Ежегодно в океан попадают огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы — бутылки, банки, сети — тоже серьезная опасность. В 1972 г. в Бразилии было обнаружено мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. 80% загрязнений океана — результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря.
Решение. Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные суда -«губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и объемы добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга России.
Проблема исчезновения тропических лесов.
Тропические леса — это легкие нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных нужд, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных. Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке продовольствия. На нашей планете уже уничтожено больше 50% тропических лесов.
Решение. Глобальные проблемы мира должны решать вce страны вместе, одновременно и сообща. Действия должны быть хорошо организованы, и все последствия должны быть предусмотрены. Иначе выйдет, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку, т. е., если каждая страна будет решать проблему самостоятельно, «воз» никуда не двинется. Необходимо переводить методы ведения хозяйства в тропической зоне на новую ступень развития с целью уменьшения последствий хозяйственной деятельности и предотвращения глобальной катастрофы.
Проблема мусора.
Загрязнение никогда не было простой проблемой. Замерить уровень загрязнения можно при помощи экотестера. Несмотря на то, что Москва — один из самых дорогих городов в мире, но это также один из самых загрязненных городов на нашей планете. Много людей болеет из-за загрязнения воздуха и источников воды.
(Можно привести данные своего города. )
Решение. Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки. Эти предметы вновь послужат людям как вторичное сырье.
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Творческая работа
(Каждая группа получает по пол-листа ватмана, рисует плакат «Планета заболела», отражая свою проблему. Перед началом работы учитель подробно инструктирует учеников, обсуждает с ними выбор материала, содержание плаката и распределение между детьми работы, расположение элементов на листе и пр. Затем проводят защиту плакатов и взаимное обсуждение отраженных в плакатах экологических проблем, предлагают меры по защите окружающей среды.)
2. Работа по учебнику
— О том, что предпринимают люди всего мира, обеспокоенные состоянием природы на Земле, мы узнаем на с. 44—46 учебника. (Чтение текста детьми вслух.)
— Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.
3. Работа с деформированными предложениями
(Каждая группа получает конверт с отдельными словами. Задача — составить фразу. Получается фраза: «Люди! Планета — наш дом. Содержите ее в чистоте, оберегайте и любите».)
— Ребята, по-вашему, лично от каждого из вас зависит спасение природы? Какой вклад в дело охраны природы можете внести вы? (Высказывания детей.)
— Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не испортить природу. Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.)
4. Работа с CD (Просмотр презентации.)
VIII. Рефлексия
— Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
— О чем хотите рассказать родителям?
— О чем заставил вас задуматься наш урок?
— Как работала ваша группа?
22 апреля был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. Из таких кусков, собранных по всему миру, составили флаг Земли — символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 м2.
Нам тоже небезразлична судьба планеты, поэтому я приготовила вам небольшой подарок: такой же флаг, только в миниатюре. Пусть этот флаг символизирует наше единство в заботе о будущем планеты и веру в то, что люди обязательно найдут способ помочь природе Земли.
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 41—47 учебника, ответить на вопросы.
2. Выполнить задания 4—6 на с. 22 рабочей тетради.
Дополнительный материал
Тревожные факты
За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем все человечество за предыдущие 2—3 млн лет.
Леса — «легкие планеты» — вырубаются быстрее, чем вырастают, ежегодно площадь лесов уменьшается на 2% (это 20 га за сутки).
Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2%.
Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, всего через 10—15 лет он покроет ее всю слоем толщиной 5 м.
От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.
Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно — 1 вид растений.
Памяти вымерших. Животные, которых мы больше никогда не увидим
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,65 миллионов лет назад вымерли динозавры
Принято считать, что массовое вымирание видов является редким и катастрофическим событием, вроде внезапной гибели динозавров. Однако в природе вымирание видов происходит постоянно.
По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), ежегодно около 10 тысяч видов исчезает с лица Земли.
- Исполинской саламандре угрожает полное вымирание
- Лемурам грозит вымирание
- «Размер имеет значение»: каким животным угрожает вымирание
- Ученые узнали, сколько на Земле видов деревьев
Однако в WWF считают, что эта цифра не является точной, так как мы просто не знаем, сколько видов существует на планете.
В День поминовения утраченных видов, который отмечается 30 ноября по инициативе ООН, давайте вспомним о некоторых животных, когда-то в изобилии водившихся в диких условиях.
Обезьяна красный толстотел — Гана и Кот-д’Ивуар
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Занзибарская разновидность этих обезьян еще сохранилась
Эта средних размеров обезьяна с красной гривой считается вымершей с начала 2000 годов. Она обитала на границе между Ганой и Кот-д’Ивуаром и считалась уникальным видом, так как не имела больших пальцев на конечностях.
Мирная по натуре обезьяна обитала большими популяциями в верхних кронах деревьев в тропическом лесу. Когда люди стали уничтожать эту естественную среду обитания, вырубая джунгли, обезьянам пришлось приспосабливаться к новым условиям.
Сокращение площади лесов привело к тому, что численность групп этих обезьян стала уменьшаться. Это вызвало рост опасности от хищников и появление генетических дефектов из-за инбридинга.
Дельфин озерный китайский — Китай
Подпись к фото,Китайский озерный дельфин считается одним из древнейших видов пресноводных млекопитающих
Этот редкий вид дельфинов в 2006 году был объявлен вымершим. Озерный дельфин имел бежево-серую окраску и был мало похож на своих стройных морских сородичей.
При этом его невзрачный вид скрывал тот факт, что этот дельфин обладал в высшей степени развитой системой эхолокации, которая намного превосходила по точности схожие органы других видов дельфинов. С ее помощью озерные дельфины могли определять местоположение отдельных рыб в мутной воде.
Его крайняя чувствительность, однако, обернулась в какой-то момент недостатком, так как среда обитания этих дельфинов стала для них опасной из-за обилия крупных судов, лодок, рыболовецких траулеров и мусора.
Озерные дельфины не могли выжить в условиях такого шумового и иного загрязнения.
Карибский тюлень-монах — риф Серранилла между Ямайкой и Никарагуа
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Когда-то в бассейне Карибского моря обитало множество подобных тюленей
Этот вид карибских тюленей когда-то встречался во всей акватории Мексиканского залива, у восточного побережья Центральной Америки и на северных берегах Южной Америки.
Однако они сильно пострадали в результате охоты, так как считались ценным источником животного жира, а оскудение рыбных запасов сильно сократило численность этих тюленей.
Последний такой тюлень наблюдался в 1952 году в районе рифа Серранилла в Центральной Америке.
Алабамские речные устрицы — США
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Эти речные моллюски напоминают гигантских устриц
Эти примитивные моллюски обитали в реке Мобил в штате Алабама примерно до 2006 года.
Они фильтровали речную воду, извлекая из нее питательные вещества, но когда речная вода стала слишком грязной, эти моллюски оказались на грани уничтожения.
Гибель этих устриц стала недвусмысленным признаком присутствия в речной воде опасных химических загрязнителей, производимых заводами и фабриками, которые приводили к смертельно опасным заболеваниям среди афроамериканцев, в основной проживающих на берегах реки.
Птица дронт — Маврикий
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Птица додо, или дронт, стала символом вымирания видов
Этой гигантской птице принадлежит сомнительная слава самой знаменитой из вымерших птиц. О додо, как и о динозаврах, по какой-то причине знают все.
Эти нелетающие крупные птицы когда-то обитали на острове Маврикий, где они не имели естественных врагов.
Когда на остров высадились европейцы со своими животными и страстью к охоте, птица дронт оказалась обреченной.
В последний раз её видели в конце XVIII века.
Стеллерова корова — Берингов пролив между Аляской и Россией
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Натуралист Георг Стеллер, потерпевший кораблекрушение у острова Беринга в 1741 году, первым описал этот вид морских коров
Если бы вам удалось увидеть это редчайшее морское млекопитающее, вы бы сразу поняли, кто это.
Этот родственник ламантинов, или дюгоней, является мирным вегетарианцем и может достигать 9 метров в длину. Выглядит он очень странно — обладает прочной шкурой и большими запасами жира, которые делают его привлекательной добычей для охотников. Мясо этой морской коровы напоминает по вкусу говядину, маринованную в миндальном масле.
Считается, что стеллерова корова исчезла примерно в то же время, что и птица дронт, из-за уничтожения ее охотниками и изменений в среде обитания.
Зебра квагга — Южная Африка
Подпись к фото,Квагга Амстердам умерла в зоопарке в Амстердаме в 1883 году
Красота этого животного стала главной причиной его вымирания.
Эта африканская разновидность зебры имела окраску в виде черно-белых полос, которые переходили в равномерный бурый цвет на спине, как у обычной лошади.
Она была уничтожена браконьерами, ценившими ее шкуру из-за необычной окраски, а последняя квагга умерла в неволе в 1880-е годы.
Большерогий ирландский олень — Ирландия
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Ирландский олень был похож на европейского оленя, но был намного крупнее
Многие из самых замечательных вымерших животных были похожи на те виды, которые известны нам сейчас.
Мамонты, например, были похожи на больших слонов, но имели плотный волосяной покров.
Ирландский олень — или лось, как его еще называли, — очень похож на обычных оленей, но имел высоту холки более 2 метров, а размах рогов достигал 3,65 метров.
Он вымер около 7700 лет назад — видимо, в результате охоты со стороны человека и изменения климата.
Орлан-белохвост — Британия
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Белохвостый орлан охотится в Норвегии
Но не всё так плохо — например, орлан-белохвост, который был почти полностью уничтожен в Британии в начале ХХ века, все же смог избежать вымирания.
Эта величественная птица, размах крыльев которой превышал 2 метра, в течение столетий была объектом безжалостной охоты. Помещики и фермеры особенно поощряли ее уничтожение, считая этих орлов опасными для домашнего скота хищниками.
К тому времени, как охота на орланов попала под запрет, было уже поздно — их численность упала до критической отметки.
К счастью, белохвостные орланы сохранились в других европейских странах, и их популяцию удалось восстановить в Британии.
К сожалению, не все вымершие животные получают повторный шанс на жизнь.
***
Wings of Paradise: Привлечение внимания к уничтожению тропических лесов
GlobalAfricaArabicArgentinaAustraliaAustriaBelgiumBrazilBulgariaCanadaChileChinaColombiaCroatiaCzech RepublicDenmarkEast AsiaEUFinlandFranceGermanyGreeceGreenlandHong KongHungaryIndiaIndonesiaInternationalIsraelItalyJapanKoreaLuxembourgMexicoNetherlandsNew ZealandNorwayPeruPhilippinesPolandPortugalRomaniaRussiaSlovakiaSloveniaSoutheast AsiaSpainSwedenSwitzerlandTaiwanThailandTurkeyUKUSA
Александра Наварро
17 сентября 2018 г.
- фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Уличные художники и волонтеры со всего мира — от Мельбурна до Тайбэя, Вены, Окленда и Лос-Анджелеса — создали экстравагантные граффити, чтобы привлечь внимание к райским птицам, выживанию которых угрожает опасность из-за производства пальмового масла.
Художник Рики Ли Гордон рисует фреску «Крылья рая» на здании в Лонг-Бич, Калифорния.
Слишком долго история индонезийских лесов была окрашена мраком горящих тропических лесов, исчезающих видов и перемещенных сообществ. Важную роль в этом сыграли жадные компании по производству пальмового масла, которые, кажется, движимы только конечным результатом, независимо от того, чего это стоило человечеству или биоразнообразию.
Мало или совсем ничего не известно о красоте впечатляющих райских птиц, обитающих в лесах Папуа. На сегодняшний день обнаружено около 40 различных видов этих птиц, и некоторые считают их одними из самых красивых существ на земле.
После опустошения лесов Борнео и Суматры, производство пальмового масла достигло последнего рубежа, Папуа, где обитают эти райские птицы. И птицы, и лес могут быть потеряны, если мы позволим этим компаниям продолжать свою деятельность.
Вот почему уличные художники и волонтеры со всего мира, от Мельбурна до Тайбэя, Вены, Окленда и Лос-Анджелеса, берут дело в свои руки.
Художник Vogue позирует перед своей фреской Wings of Paradise на здании в Окленде, Калифорния.
Wings of Paradise — это глобальная интервенция уличного искусства, привлекающая внимание к разрушительному уничтожению тропических лесов руками гигантов пальмового масла в Индонезии.
Их миссия проста – воссоздать суть экстравагантного яркого оперения, безумных брачных танцев и причудливого поведения этих птиц в наших городах с помощью огромных произведений искусства на стенах. Чтобы напомнить нам о постоянной угрозе дикой природе Индонезии, а также вдохновить нас на действия по ее защите.
Пришло время всем вместе выступить за будущее индонезийских лесов. Художники, студенты, любители птиц или потребители, покупающие продукты из пальмового масла в супермаркетах, мы должны объединиться и действовать.
Присоединяйтесь к этому массовому движению. Полюбуйтесь и погрузитесь в произведения искусства #WingsOfParadise в своем родном городе или в социальных сетях, или поделитесь своим любимым произведением с друзьями и начните свой собственный разговор о защите будущего лесов и нашей планеты.
69326 none true true true true Close Next Previous Запрошенное содержимое не может быть загружено. Пожалуйста, попробуйте позже.
Александр Наварро
Александр Наварро является руководителем отдела цифровых технологий в международной команде по лесному хозяйству.
Нам нужен ваш голос. Присоединяйтесь к нам!
Хотите узнать больше о необлагаемых налогом пожертвованиях, пожертвовании акций и планировании имущества?
Visit Greenpeace Fund, некоммерческая, 501(c)(3) благотворительная организация, созданная для повышения осведомленности общественности и понимания экологических проблем с помощью исследований, средств массовой информации и образовательных программ.
Воздействие | Rainforest Alliance
Измеримые преимущества для лесов, фермеров и сообществ.
Информационная панель
Истории
Метод
Информационная панель
Наша работа приносит реальную, измеримую пользу фермерам, лесным сообществам и коренным народам во всем мире. Изучите нашу информационную панель и карту, чтобы узнать, как и где мы это делаем.
35 ЛЕТ
работа над сохранением биоразнообразия и устойчивыми средствами к существованию во всем мире
*Rainforest Alliance был основан как некоммерческая организация 501(c)(3) в 1987 г. сельскохозяйственные угодья, сертифицированные в соответствии с нашими стандартами устойчивого развития по всему миру
* Данные верны на декабрь 2021 года. Включают фермы, сертифицированные как Rainforest Alliance, так и UTZ. Фермы, которые достигли обоих стандартов, учитываются только один раз, чтобы избежать двойного учета.
175+ СТРАН
, где вы можете приобрести продукты со знаком Rainforest Alliance Certified или знаком UTZ
*Данные верны на декабрь 2021 г.
*Данные актуальны на декабрь 2021 г.
66 ПРОЕКТЫ
с участием фермеров и лесных сообществ по улучшению условий жизни и охране природы
*Данные актуальны на декабрь 2021 г.
70 СТРАН
где у нас есть проекты устойчивого развития и/или сертифицированные фермеры
*Данные верны на декабрь 2021 года укрепляют управление ландшафтом и связи между местными сообществами и более ответственными покупателями и другими инвесторами на основе критериев экологической устойчивости, определенных для ландшафта.
Наш глобальный охват
Исследуйте нашу карту, чтобы найти фермы, сертифицированные Rainforest Alliance, а также наши ландшафтные и общественные проекты.
Истории
За каждой точкой данных стоит дальновидный член нашего альянса.
Посмотрите их истории
Как мы работаем
С 1987 года Rainforest Alliance работает над созданием глобального союза людей, разделяющих наше видение мира, в котором люди и природа процветают в гармонии. Сегодня мы работаем более чем в 70 странах мира, чтобы защищать леса, улучшать условия жизни фермеров и лесных сообществ, продвигать их права человека и помогать им смягчать климатический кризис и адаптироваться к нему.
НАШ ПОДХОД
Мы являемся союзом фермеров, лесных сообществ, компаний и потребителей, стремящихся создать мир, в котором люди и природа процветают в гармонии. Объединяя различных союзников, мы вносим глубокие изменения в решение некоторых из самых насущных социальных и экологических проблем нашего времени.