Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов. | Планируемы результаты УУД | |
I этап — мотивационно-целевой (10 минут) | |||||
1.Организационный момент Цель этапа: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | -Приветствует учеников; проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; -создает эмоциональный настрой на работу на уроке; — проверяет явку учащихся. | -Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку; -настраиваются на предстоящую работу в классе; -определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Подготовить учебные принадлежности к уроку (дневник, учебник, тетрадь, линейка , ручка, простой карандаш). | Личностные: умение слушать, концентрировать внимание, организовать рабочее место, эмоциональный положительный настрой на урок, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | |
2.Актуализация опорных знаний Цель этапа: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания | — выявляет знания учащихся по данной теме и готовность к восприятию нового материала и его практическому применению; -объясняет задание- дидактическая игра. | — работают в парах, выполняют задание. -отвечают на вопросы учителя. | Работа в парах. Игра «Лабиринт» (Приложение 1) Назовите слова, которые вы составили, объясните значение слов. Определите тему урока. | Личностные: самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные: мотивация учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
II этап – целеполагание (3 минуты) | |||||
1.Формулирование темы урока, постановка цели Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока. | — Создает условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока) учащимися поставленных целей урока; -формулирует цель урока, знакомит с планом урока; — уточняет понимание; | — Выдвигают варианты формулировок цели урока; — формулируют тему и цель урока; — определяют, какие знания и умения необходимы для работы; — записывают тему урока в тетрадь. | Тема: Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Цель: Знать: процесс заготовки и обработки древесины. Уметь: определять объем заготовленной древесины. План урока. (слайд) | Регулятивные: постановка целей осознание учебной задачи; выбор рационального и оптимального пути их достижения; развитие самостоятельности в учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
III этап — основной этап со средствами ИКТ (27 минут) | |||||
1.Изучение нового материала Цель: организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала. | -объясняет новый материал с опорой на личные знания учащихся и показ мультимедийной презентации; -организует самостоятельную работу по поиску ответов на вопросы ; -организует самостоятельную работу с учебником, в парах, групповую работу учащихся;
| -Слушают объяснение учителя; -отвечают на поставленные вопросы; -выступают с сообщениями, показ мультимедийной презентации; — работают с учебником – заполняют в тетради таблицу; — работают в группах, в парах; -работают с раздаточным материалом.
| 1.Объяснение учителя по теме урока сопровождается показом мультимедийной презентации.
2.Сообщения учащихся сопровождаются показом презентации «Использовании древесины в быту», «Значении леса в жизни человека» 3.Работа по учебнику. Прочитайте §1, стр.8-12, прочитать. Ответить на вопросы устно: -Назвать виды обработки древесины. -Назвать виды продукции из древесины. -Назвать профессии рабочих деревообрабатывающей и лесной промышленности. Определение объема древесины. Записать в тетрадь формулу вычисления объема древесины. 4.Игра «Ромашка» — объяснить значение терминов (приложение 2) 5.Работа в тетради. Рассмотрите рисунок 2 стр.11 и по карточкам составьте схему распиловки хлыстов (приложение 3) Проверка выполненной работы (слайд) 6.Итог. -Чем занимается лесная промышленность? — Какие изделия из древесины вы знаете? | Личностные : самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные : мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного. | |
Физкультминутка (3 минуты) | -Организуетет проведение физкультминутки; — создает условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания. | -Выполняют физкультминутку; — выполняют комплекс упражнений для глаз. | Физкультминутку выполняют под музыкальное сопровождение. | ||
2. Закрепление изученного материала. Цель: Проверка усвоения учащимися нового материла. | -Формулирует задание по закреплению изученного материала; -организует самостоятельную работу по карточкам; — контролирует выполнение работы; -организует взаимопроверку;
| — выполняют задание; — выполняют КОЗ; — выполняют задание в тетради; — использует приобретенные знания для — Выполняют задание и обмениваются карточками для взаимопроверки; — отвечают на вопросы учителя. | Работа по карточкам: дописать слова в текст по теме урока. (приложение 4) Работу выполняет каждый ученик индивидуально. Взаимопроверка. Итог. | Личностные : осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению,применение на практике и последующее повторение нового материал,формирование умения высказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного. | |
IVэтап – практическая часть ( минут) | |||||
1.Практическая работа «Определение размеров и объема лесоматериала» Цель: проверить умения работать по алгоритму, организовать самопроверку работы, по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. | — организует практическую работу учащихся; -проводит инструктаж; — контролирует выполнение работы; — организует проверку практической работы. проверку . | — слушают инструктаж по выполнению работы; -применяют на практике полученные знания; ——планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -работают в группах; -выполняют практическую работу; -выступают с сообщениями. | 1.Практическая работа «Определение размеров и объема лесоматериала» (стр.13) Вводный инструктаж учителя: сообщение темы, цели и задачи работы обсуждение порядка её выполнения сообщение оценивания этой работы. Деление учащихся на группы (по 4 человека), повторить «Правила работы в группе» (приложение ) Инструктаж по ТБ. В ходе выполнения практической работы осуществляется контроль: -за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены; -за организацией рабочего места; -за соблюдением последовательности технологических операций; -за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями; -за трудовой дисциплиной. Текущий инструктаж: контроль правильности выполнения работы ( по мере необходимости проведение индивидуальных инструктажей) Заключительный инструктаж: Проверка выполнения практической работы. 2.Сообщения учащихся с сопрвождением мультимедийной презентации о профессиях — плотник, лесничий, вальщик леса. 3.Итог. -Почему важно вести учет древесины? -Как пригодится вам в жизни материал изученный на уроке? | Личностные : самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные : мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности,самоконтроль. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного. | |
Vэтап – рефлексивно-оценочный этап (10минут) | |||||
1.Итог урока Цель: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Подводит итог урока, выставляет и комментирует оценки за урок. | Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности; -проводят анализ достижения цели урока. | 1.Ответить на вопросы: -Для чего проводят инвентаризацию леса? -Когда проводят таксацию леса? 2.Оценки практической работы учащихся с учетом работы на уроке. | Познавательные: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; рефлексивный анализ учебной деятельности. Коммуникативные: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения; умение отстаивать свою позицию. | |
2.Рефлексия Цель: Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. | -Организует рефлексию и самооценку учащихся. | -Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… теперь я могу… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни… | Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексивный анализ учебной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли; умение отстаивать свою позицию. | |
3.Домашнее задание Цель этапа: Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания, включить новый способ действий в систему знаний. | -Инструктаж по выполнению домашнего задания; -задание учащимся на подготовку к следующему уроку; -сообщение темы следующего урока. | -Записывает домашнее задание в дневник. | Домашнее задание: знать основные понятия по теме урока. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Глава XI. Лесная и деревообрабатывающая промышленность
торговли и общественного питания. 29. Производство технологического оборудования для полиграфической промышленности. 30. Производство бытовых приборов и машин. 31. Производство санитар-но-технического оборудования и изделий. 32. Авиационная промышленность. 34. Судостроительная промышленность. 35. Радиопромышленность. 36. Электронная промышленность. 37. Прочие отрасли машиностроения.
освоения сырьевой
Рис. 17. Схема базы
В машиностроении под воздействием научно-технической революции просходят крупные качественные изменения. Все большее место в станкостроении занимают место станки-автоматы, станки с числовым программным управлением, автоматические линии, которые перевооружают само машиностроение. Резко увеличиваются параметры выпускаемой техники и оборудования, особенно для энергетики, металлургической, химической и других отраслей, что делает его более производительным и требует меньших издержек на производство в расчете на единицу мощностей. В технологических процессах широко стали применяться ультразвук, рентгеновские лучи, химические методы обработки материала и др.
XI. 1. Значение и состав отрасли
Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность включает заготовку древесины и ее переработку. Продукция отрасли широко используется в строительстве, производстве мебели, машиностроении, производстве бумаги, искусственных волокон, пластмасс, этилового и метилового спирта, уксусной кислоты, фурфурола и других.
Заготовленная в лесу древесина подвергается механической переработке: это лесопиление, производство мебели, спичек, фанеры, древесной массы — или химической переработке: получение целлюлозы, дубильных веществ, хвойно-эфирных масел, спирта, канифоли, скипидара и др. На долю отрасли приходится 4,1% валовой продукции и 4,5% основных производственных фондов промышленности 1.
,’ Указанные показатели относятся к группировке отраслей леспой, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
НО
XI. 2. Заготовка и вывоз древесины
Лесозаготовительная промышленность относится к числу добывающих отраслей промышленности и включает заготовку, вывоз и сплав леса. Заготовку и вывоз древесины осуществляют леспромхозы, каждый из которых заготавливает и вывозит от 100 до 500 тыс. м3 древесины в год.
Леспромхозы для заготовки леса получают лесной фонд от лесхозов, которые подготавливают делянки спелого леса для рубки. Перед началом рубки леса леспромхозы строят дороги, создают лесопункты с жилищным и культурным фондом, ремонтные мастерские и проводят другие подготовительные мероприятия. Заготовка древесины включает рубку леса, трелевку, или транспортировку древесины к верхним складам, и вывоз древесины из леса к местам сплава или железным дорогам.
Леса делятся на три группы: 1-я группа — леса, не подлежащие рубке (водоохранные и др.), 2-я группа лесов с ограниченной рубкой и 3-я группа лесов, где проводится заготовка древесины в больших масштабах.
Рубка (валка) леса может быть главного и промежуточного пользования (или рубки ухода). Рубка главного пользования может быть выборочной, применявшейся до революции, и сплошной, применяемой ныне почти повсеместно, кроме отдельных районов (на склонах гор и т. п.). Сплошные рубки, в свою очередь, могут быть сплошные концентрированные, сплошные лесосечные и условно-сплошные. Сплошные концентрированные рубки проводятся в лесах 3-й группы на больших площадях — по 50, 100 га и более. Ширина лесосек составляет 100—500 м, а длина — 1000—2000 м. Форма лесосек прямоугольная или трапециевидная. Условно-сплошные рубки проводятся в малоосвоенных районах, когда вырубается 10—40% общего запаса леса. Вырубаются наиболее ценные и крупные деревья.
При выборочной рубке вырубаются лишь отдельные деревья, как правило, с лесохозяйственными целями.
Рубка леса осуществляется двумя видами пил — электро- или мотобепзиновой пилой. Режущей частью пилы является цепь. Для работы электропил необходим источник электроэнергии — передвиж-иыо электростанции. Механизированная валка леса в 10—15 раз производительнее ручной.
Скаленное и очищенное от сучьев и вершины дерево называется хлыстом. Из мест рубки леса хлысты трелевочными тракторами вы-iioiditch на верхние склады, где они распиливаются на бревна различной длины. При заготовке леса порубочные остатки в виде сучьей, нершин и пней составляют до 30% веса вывозимой древесины.
К верхним складам подходят лесовозные автомобильные лежне-иые пли узкоколейные железные дороги. По ним бревна поступают к железным дорогам или водным путям. Места разгрузки и штаблов-кп леса называются нижними складами. В зимнее время лес переводит но ледяным дорогам, а в горной местности — по подвесным ка-iiutiimm дорогам.
Ш
studfiles.net
Презентация по технологии. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины (6-7 классы)
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 323ЛЕСНАЯ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ 6 -7 класс Учитель технологии Селиверстов Ю.И. Заслуженный учитель РФ Москва 2014 Тема занятия. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины.Цель занятия:Обучающая – познакомить со структурой лесной и деревообрабатывающей промышленности, со способами заготовки древесины.Развивающаяся – дальнейшее развитие умения применять знания полученные при изучении природоведения, биологии и географии при изучении технологии обработки древесины, развивать логическое мышление, формирование умения анализировать осуществлять умозаключение, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать способность выражать свою точку зрения, умения общаться, сравнивать, делать выводы. Умения получать дополнительные знания с использованием информационных технологий через интернет.Воспитательная – прививать обучающимся интерес к труду и желания к познанию нового материала, формирования воли, настойчивости и самостоятельности, воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении практического задания, умения работать в коллективе. Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Им поклонялись друиды и древние славяне, позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Трудно удержаться от восторженного возгласа, глядя на нарядную корзинку, сплетенную из прутьев или бересты. Не меньшее восхищение вызывает изящная деревянная шкатулка, резной столик, да и простые предметы обихода. Начиная с древних времен, до сегодняшних дней, мы отдаем предпочтение древесине, несмотря на разнообразие альтернативных материалов, предлагаемых современным рынком. Древесина традиционно является одним из важнейших строительных материалов, чему способствует ее прекрасные декоративные свойства, широкое распространение, легкость добычи и обработки. Лесное хозяйство Лесхозы ⇨ Лесничества ⇨ Деревообрабатывающая промышленность ⇩ Лесная промышленность Федеральной лесной службы России сосредоточена в лесхозах и лесничествах. Лесхозы организуют и осуществляют необходимую рубку леса и отпускают его заготовителям. В местах вырубок производят посадку леса, собирают семена деревьев и выращивают молодые саженцы, осушают и подготавливают лесные земли к посадкам леса, охраняют лес от пожаров, заготавливают грибы, собирают ягоды и лекарственные растения. В лесхозах перерабатывают низкосортную древесину, корни, ветви, листья, хвою, кору и получают деготь, скипидар, витаминную муку, технологическую щепу для изготовления древесно-стружечных плит (ДСП, ДВП) и другую продукцию. Производят подсочку (подрезание коры) хвойных деревьев и собирают смолу (живицу), из которой получают канифоль. В лесхозах работают специалисты и рабочие различных профессий: машинисты лесоповалочных и лесопосадочных машин, водители лесопогрузчиков и лесовозо
«Презентация по технологии: «Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины». (6 класс)»
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Урок технологии 6 Класс Учитель технологии: Еременко Александр Владимирович 2016 годТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ Тема урокаЛесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Цель урокаЗнать: структуру лесной и деревообрабатыающей промышленности, способы, процесс заготовки и обработки древесины.Уметь: определять объем заготовленной древесины.Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к людям труда. Лесная и деревообрабатывающая промышленность, лесхозы, лесничества, лесник, рамщик, станочник, плотник, таксатор, вальщик леса, спелость древесины, хлыст, трелевка, раскряжевка, бревно, комель, кряж, чурак, штабель, лесоматериал. Пороки, свилеватость, двойная сердцевина, ложное ядро, кармашки, рак, прорость.Опорные понятия: Содержание 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. 2. Заготовка древесины. ЛЕС – наше богатство Лес является источником получения древесины – ценного конструкционного и строительного материала, сырья для изготовления многих полезных продуктов. Но если бы люди только вырубали деревья и не заботились об их выращивании, леса на Земле давно бы исчезли.
schoolfiles.net
Урок по технологии в 5 классе на тему «Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины» Цель: ознакомить учащихся с инфраструктурой и основами функционирования лесной и деревообрабатывающей промышленности; сформировать знания о заготовке древесины. Предмет: технология. Класс: 5. Дата проведения: Учитель: Хаматгалеев Э. Р. Ход урока
— Какие виды пиломатериалов вы знаете? — Покажите, где в классе применены древесные материалы и какие. — Что такое шпон и где он применён в классе, у вас дома?
Рассказ с элементами беседы. Лесная промышленность Федеральной лесной службы России сосредоточена в лесхозах и лесничествах. Лесхозы организуют и осуществляют необходимую рубку леса и отпускают его заготовителям. В местах вырубок производят посадку леса, собирают семена деревьев и выращивают молодые саженцы, осушают и подготавливают лесные земли к посадкам леса, охраняют лес от пожаров, заготавливают грибы, собирают ягоды и лекарственные растения. В лесхозах перерабатывают низкосортную древесину, корни, ветви, листья, хвою, кору и получают дёготь (тёмный смолистый жидкий продукт с резким запахом, получаемый путём сухой перегонки дерева, торфа или каменного угля; перегнать – обработать, разделяя на составные части нагреванием, кипячением, изменением температур), скипидар (жидкость с едким запахом, получаемая главным образом путём перегонки живицы), витаминную муку, технологическую щепу для изготовления древесно-стружечных плит (ДСП) и другую продукцию. Производят подсочку (подрезание коры) хвойных деревьев и собирают смолу (живицу), из которой получают канифоль. В лесхозах работают специалисты и рабочие различных профессий: машинисты лесоповалочных и лесопосадочных машин, водители лесопогрузчиков и лесовозов, вальщики леса. Лесничества занимаются охраной и выращиванием леса. Работой лесников руководят лесничие. Деревообрабатывающая промышленность занимается производством пиломатериалов, плит, различных изделий из древесины (таблица 1). Здесь работают люди таких профессий, как рамщики (на лесопильных рамах – станках для пилы), станочники, столяры (столяр), плотники и др. Таблица 1 Виды продукции из древесины в зависимости от способа её обработки и профессии рабочих
Каждое растущее дерево создаёт вокруг себя микроклимат, где во взаимосвязи развивается растительный и животный мир. Деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим, и поглощают углекислый газ. Если учесть, что древесины вырубается и губится пожарами больше, чем вырастает вновь, то проблема восстановления лесов становится первоочередной. Для строительства зданий и изготовления изделий заготавливают только спелую древесину, возраст которой составляет, в зависимости от породы, от 80 до 120 лет. Спелость древесины определяют специалисты лесного хозяйства – таксаторы (слово «таксация» переводится с немецкого как «оценивание»). Во время заготовок древесины стараются не портить плодородный слой почвы и не загрязнять почву сучьями. Спиливают деревья вальщики леса бензомоторными и электрическими цепными пилами (рис. 1). Для этих целей применяют также лесоповалочные машины. Они не только спиливают деревья, но и укладывают их в нужном направлении, не портя другие деревья, а также обрезают сучья. Таким образом получают хлысты (хлыст – срубленное дерево вместе с вершиной, очищенное от сучьев). Трелевочными машинами (термин «трелевать» произошёл от немецкого слова «тащить») или на лесовозах хлысты транспортируют на раскряжевку, где их распиливают на брёвна, кряжи (короткие обрубки толстого бревна), чураки, дрова (рис. 2). Все материалы из древесины, сохранившие её природное состояние, называют лесоматериалами. Из брёвен рубят стены деревянных зданий, изготавливают различные деревянные конструкции, получают пиломатериалы. Кряжами называют лесоматериалы длиной 2…4 м, предназначенные для изготовления строганого (обработанного строганием) шпона, лыж, карандашей. Чураками называют короткие лесоматериалы, применяемые для изготовления лущёного (лущёный – очищенный от шелухи, скорлупы, лузги) шпона. Склеивая листы шпона, получают фанеру. Хранят древесину в штабелях (штабель – правильно сложенный ряд чего-нибудь) в уложенном виде («штабель» в переводе с немецкого – «склад»). Диаметр лесоматериала измеряют метром, мерной вилкой (рис. 3, а) или мерной скобой (рис. 3, б). При этом замеряют диаметры D1 и D2 в вершинной части бревна во взаимно перпендикулярном направлении, потому что сечение бревна часто имеет овальную (некруглую) форму. Затем вычисляют средний диаметр как полусумму: D = (D1 + D2)/2. Длину брёвен измеряют рулеткой, мерной рейкой (рис. 3, в) или метром. Зная диаметр и длину бревна, можно ориентировочно рассчитать его объём V в м3: V = *D2*L/4, где = 3,14; D – средний диаметр бревна в м; L – длина лесоматериала в м. На практике более точно объём лесоматериала определяют по специальным таблицам в зависимости от его диаметра D в вершинной части и длины L. Эти таблицы учитывают уменьшение диаметра в вершинной части бревна относительно диаметра в более толстой комлевой части. Правила безопасности При нахождении в лесу не заходите в опасную зону валки леса.
Оценка практической работы учащихся. |
cl.rushkolnik.ru
Урок по технологии на тему «Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины»
Урок по технологии на тему «Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины»
Цель: изучить структуру лесной и деревообрабатывающей промышленности; виды лесоматериалов, технологию производства и область применения; ознакомиться с профессиями, связанными с заготовкой древесины.
Предмет: технология.
Класс: 6.
Дата проведения:
Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
I. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам:
Из каких частей состоит дерево?
Какие породы древесины вы знаете?
Где применяется древесина?
Что показывают годичные кольца?
Что называют текстурой древесины?
В сказках и рассказах русских писателей вы встречали слова «береста» и «лыко». Что они значат? Какие изделия изготавливают из бересты и лыка? (Лыко – луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы (лапти из лыка).
2. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
Рассказ с элементами беседы.
Лес является источником получения древесины – ценного конструкционного и строительного материала, сырья для изготовления многих полезных продуктов. Но если бы люди только вырубали деревья и не заботились об их выращивании, леса на Земле давно бы исчезли.
Восстановлением, расширением и использованием лесных насаждений занимаются работники лесной промышленности (лесное хозяйство). Основными предприятиями лесной промышленности являются лесхозы, состоящие из лесничеств.
В лесхозах проводят рубку для ухода за лесом и отпускают лесоматериалы заготовителям; организуют сбор семян и выращивание посадочного материала; создают искусственные лесные насаждения в местах вырубок, на песках, у оврагов; организуют сбор и заготовку грибов, ягод, лекарственных трав; охрану леса от пожаров и вредителей; проводят осушение лесных земель; инспектируют охотничьи хозяйства.
Кроме того, работники лесхозов занимаются переработкой низкосортной древесины, ветвей с листьями, корней для получения различных продуктов (дёгтя, скипидара), подсочкой (искусственное ранение деревьев) хвойных пород для добычи смолистых веществ (живицы).
В лесхозах трудятся работники различных профессий, но основной является профессия лесовода. Она разделяется на ряд специальностей – лесничий, лесник и др.
В лесхозах работают также машинисты лесопосадочных машин, вздымщики (сборщики живицы), аппаратчики лесотехнических установок и др.
Обработкой древесины занимаются труженики деревообрабатывающей промышленности, включающей в себя производства пиломатериалов; клеёных слоистых материалов; ДСП и ДВП; изделий из древесины; специальные производства.
Сырьём в производстве пиломатериалов являются хлысты и брёвна. На окорочных станках с них снимают кору, а на лесопильных рамах, ленточно- и круглопильных станках получают различные пиломатериалы. Здесь заняты люди таких профессий, как вальщики леса, машинисты трелёвочных машин, раскряжевщики, штабельщики древесины и др. Клееные слоистые материалы и древесные плиты изготавливают операторы и прессовщики.
Производство изделий из древесины и специальные производства основаны на получении готовой продукции в зависимости от способа обработки (табл. 9).
Ведущие профессии деревообрабатывающего производства – столяр и плотник.
Они должны в совершенстве владеть как ручным, так и механизированным режущим инструментом, приёмами разметки заготовок, контроля готовых изделий.
Заготовка древесины
Заготовку древесины для работы начинают с определения её спелости, т. е. состояния деревьев, при котором они наиболее пригодны для использования.
После выбора деревьев их спиливают с помощью электрических или бензомоторных пил и на мощных трелёвочных (термин «трелёвка» происходит от немецкого «тащить»). тракторах оттаскивают к сучкорезным машинам. Здесь обрезают ветви, сучья, вершины. Полученные хлысты на лесовозах отправляют для дальнейшей обработки. Материалы из древесины, сохранившие её природную структуру и состав, называются лесоматериалами или лесными сортиментами. С учётом назначения лесных сортиментов для них устанавливают номинальные (стандартные) размеры (от лат. «именной»).
К номинальным размерам сортиментов делают обязательные прибавки – припуски, необходимые для сохранения номинальных размеров при обрезке (торцовке) загрязнённых или расколовшихся торцов лесоматериалов.
При раскряжевке хлысты разделяют на отрезки различной длины: брёвна, кряжи, чураки (рис. 40).
Брёвна – круглые деловые сортименты, предназначены для использования в круглом виде или же для получения пиломатериалов. Из них делают мачты судов, элементы мостов, столбы, строят жилища. Брёвна, идущие на распиливание, получили название пиловочника (длина их – 2…6,5 м).
Кряжи – круглые деловые сортименты, предназначены для получения фанеры, лыж, клёпки, карандашей и др.
Длина чураков (круглых сортиментов, отрезков кряжей) соответствует размерам, достаточным для обработки на станках.
Толщину сортиментов измеряют с помощью мерной вилки, скобы, складного метра, а длину – складным метром, мерной рейкой, рулеткой (рис. 41). Толщину брёвен и кряжей измеряют в тонком торце (верхний отрез) и рассчитывают среднее значение между наибольшим и наименьшим диаметрами. Зная диаметр и длину сортимента, по специальной таблице определяют его объём в кубических метрах плотной древесной массы (плотный объём).
Заготовленную древесину укладывают в штабели (от нем. «складочное место»), объём которых определяют по измерению ширины, высоты и длины. Между сложенными сортиментами имеются пустоты, поэтому такой объём называется складочным. Для перевода его в плотный объём пользуются специальными таблицами.
Много различных специалистов принимают участие в заготовке древесины. Спелось её определяют таксаторы (от лат. «оценивать»). Спиливают деревья вальщики леса, а к сучкорезным машинам их отвозят трелёвщики. Хлысты из спиленных деревьев получают операторы сучкорезных машин. Раскряжевкой хлыстов занимаются раскряжевщики.
III. Итог урока.
Вопросы самоконтроля:
Люди каких профессий заняты охраной и развитием лесных насаждений?
Проведение каких работ организуют лесхозы?
Назовите основные производства деревообрабатывающей промышленности.
Работники каких профессий занимаются обработкой древесины?
Что такое лесные сортименты и как их получают?
Какие деревья надо спиливать для получения древесины?
Что такое раскряжевка?
В чём различие между брёвнами, кряжами, чураками?
В каких единицах измеряют заготовленную древесину?
Как определить объём древесины?
Какие специалисты принимают участие в заготовке древесины.
Оценивание ответов учащихся.
Домашнее задание.
cl.rushkolnik.ru