Лес и человек – Лес и человек

Лес и человек

Привет, ребята!

На прошлом уроке мы говорили о лесной зоне и узнали о том, что зона лесов находится южнее тундры и включает в себя 3 природных зоны: тайгу, зону смешанных лесов и зону широколиственных лесов. Мы также познакомились с растениями и животными леса.

А сегодня мы поговорим о том, какую роль играет лес в жизни природы и человека, какие экологические проблемы существуют в лесной зоне и как человек должен заботиться о лесе.

Лес играет очень важную роль в жизни людей. Прежде всего, лес — это защитник воздуха. Растения леса поглощают углекислый газ и выделяют огромное количество кислорода, необходимого для дыхания человека.

Один гектар леса поглощает за 1 час столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек. Одновременно лес очищает воздух от пыли. Она оседает на поверхности листьев, а потом смывается на землю дождями. Листья многих деревьев выделяют особые вещества, фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные бактерии. Можно, наверное, сказать, что лес — это здоровье человека. Санатории, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря обычно строят среди леса, потому что здесь самый чистый воздух.

Не менее известна роль леса как защитника водоёмов. Людьми давно было замечено, что реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу дождевая и талая вода сначала медленно просачивается в почву, а затем оттуда постепенно попадает в реку, питая её.

А когда лес вырублен, вода по поверхности почвы быстро, потоками стекает в реку. Может даже возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет. Таким образом, лес предотвращает разрушительные наводнения, а также пересыхание рек и ручьёв в засуху.

Лес играет большую роль в защите почв и сельскохозяйственных растений. Словно могучий богатырь, стоит он зелёной стеной на пути сильных ветров и потоков воды, разрушающих почву и губящих урожай.

Лес является природным домом для многих видов растений, животных и грибов, существующих на нашей планете. Большинство этих живых организмов без леса существовать просто не может.

Лес издревле делится с человеком всеми своими богатствами. Люди собирают в нём грибы, ягоды, орехи, заготавливают различные лекарственные растения: зверобой, валериану, чистотел, боярышник и многие другие.  

Лес является источником древесины, из которой делают строительные материалы, мебель, бумагу, топливо.

Для большинства людей лес — одно из любимых мест отдыха и прогулок. Лес радует своей красотой, улучшает настроение и самочувствие. Даже современная медицина вполне официально признаёт ценность нахождения в лесу для восстановления и поддержания здоровья человека.

В зоне лесов, как и в других природных зонах, к сожалению, существуют экологические проблемы. Они связаны в основном с вырубкой леса, а также незаконной охотой — браконьерством.

Раньше человек думал: «Лесов так много, вырубить их все просто невозможно». Шло время, и стало ясно, что леса в опасности! Поэтому на месте вырубленных лесов проводят лесовосстановительные работы, т.е. высаживают новые леса. Необходимые для этого саженцы выращивают в питомниках. Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона. Одна тонна макулатуры спасает от вырубки десять взрослых деревьев.

Леса запрещено вырубать по берегам рек, вокруг городов, уничтожать лесные полосы, которые защищают поля от ветров. В лесных зонах создано большое число заповедников и национальных парков. Среди них Приокско-Террасный заповедник, национальный парк «Лосиный остров». Под особой охраной находятся лесные растения и животные, внесённые в Красную книгу России: женьшень, венерин башмачок, амурский тигр, зубр, утка-мандаринка, жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень.

Жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Человек должен всегда помнить, что он в гостях у природы и должен выполнять определённые правила. Одно из самых простых и важных правил: не оставляй мусора! Лес утрачивает свою природную привлекательность и красоту, если он захламлён. Разбитое стекло, вскрытые консервные банки, оставленные в лесу, могут стать причиной травмы другого человека или животного.

Кроме того, осколки стекла, как известно, собирают солнечные лучи. От этого могут загореться сухие листья или сухие травинки. Тогда в лесу начнётся пожар. Часто причиной пожара в лесу становится разведение костров. Одна малюсенькая искорка или тлеющий уголёк могут стать причиной большого пожара. Зачастую, люди, разводя костёр, выбирают неправильное место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это наспех. Всё это приводит к пожару. Не все ребята знают, как правильно разводить костёр. Поэтому, мы с Сашей решили подготовить вот такую памятку.

Дети не должны разводить костёр одни, без старших.

Нельзя разводить в лесу костёр без необходимости. Он нужен только для того, чтобы приготовить еду или обогреться.

Место для костра нужно выбирать тщательно. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, нужно снять лопатой дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшемся углублении.

Уходя, нужно обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

А сейчас давайте выделим самое главное в сообщении ребят и запомним.

Лес играет важную роль в природе и жизни людей. Он очищает воздух, защищает водоёмы и почвы. Лес — это природный дом для многих растений и животных, а кроме того, это замечательное место отдыха для человека. Лес даёт человеку древесину, грибы, ягоды, лекарственные растения.

Основные экологические проблемы лесных зон — это вырубка лесов и браконьерство.

Человек должен бережно относиться к лесу.

videouroki.net

Презентация по окружающему миру «ЛЕС И ЧЕЛОВЕК»

Урок 17. ЛЕС И ЧЕЛОВЕК

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека.

3. Показать важность рационального использования и охраны лесов.

4. Сформулировать и обосновать правила поведения в лесу.

5. Познакомить с редкими растениями и животными леса.

6. Развивать познавательный интерес.

7. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

О б о р у д о в а н и е: рисунки и фотографии с изображением животных, занесенных в Красную книгу; схема «Значение леса»; гербарий.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей экскурсии.

Учитель читает стихотворение С. Никулиной «Русский лес»:

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Учитель. О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Ученики. В этом стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.

Учитель. Сегодня на уроке мы выясним, чем является лес для человека.

II. Проверка знаний и умений.

Учитель. Перед тем как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.

Проводится конкурс рисунков «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Учащиеся комментируют рисунки.

Учитель предлагает заслушать несколько подготовленных учащимися дома сообщений о жителях леса.

По выбору учителя несколько учащихся работают по карточкам.

1) Напишите 2–3 цепи питания в лесной зоне.

2) Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

(О т в е т:

тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница, ель;

смешанный лес – пихта, сосна, береза, ольха, лиственница, ель, кедровая сосна;

широколиственный лес – липа, дуб, клен.)

Учитель предлагает классу решить кроссворд и прочитать ключевые слова:

Вопросы к кроссворду:

1. Какое дерево является символом России?

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

5. Хвойный лес.

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.

9. Дерево с листьями в форме сердечка.

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.

Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.

С помощью лесов наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли, и это еще не все.

Учитель предлагает учащимся прочитать статью «Роль леса в природе и жизни людей» на с. 106–107 учебника.

После чтения статьи учитель открывает на доске схему:

Учитель. Опираясь на схему «Значение леса», покажите, какую роль играет лес в природе и жизни людей.

Ученики.

1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.

2) В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.

3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.

4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.

5) Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.

6) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

7) Лес –защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

8) Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.

9) Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.

Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – и вон убежал.

Ученики. В стихотворении говорится о вырубке леса.

Учитель. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!».

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учащиеся заполняют схему:

Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:

  растения – женьшень, венерин башмачок;

  жуки – жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;

  птицы – филин, утка-мандаринка;

  звери – зубр, амурский тигр.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Учитель. О каких правилах поведения в лесу рассказывает это стихотворение?

Ученики. Нельзя разорять птичьи гнезда, ловить зверей, топтать траву, загрязнять реки.

Учитель. На следующей страничке урока мы выясним, что зависит от каждого из нас. Как мы должны вести себя в лесу?

Ученик читает рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида.

Учитель. Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Ученики. Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.

Учитель. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте, какой поступок человека стал грозной бедой для леса.

Ученик читает стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Учитель. Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Дома составьте памятку «Как разводить костер».

IV. Закрепление.

Учитель. Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?

Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.

Учащиеся показывают экологические знаки и комментируют свои работы.

Учитель. О чем должны помнить люди, приходя в лес?

Ученики. Лес – наше богатство, это «легкие нашей планеты».

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 112 учебника.

Домашнее задание.

С. 106–113. Ответы на вопросы «Проверь себя».

infourok.ru

Открытый урок «Лес и человек»

Тема: Лес и человек.

Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Формируемые УУД: познавательные – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира; коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – приобретать новые знания, умения.

Оборудование: Красная книга РФ и выставка книг; экологические знаки «Правила друзей леса» ; учебник; рабочая тетрадь для самостоятельной работы; презентация; карта природных зон России; дерево с листочками для рефлексии.

Ход урока.

-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали урок звуками леса?

2. Актуализация и повторение пройденного материала.

Учитель. Перед тем как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.

1.Работа с картой.

— Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Южнее зоны тундры и лесотундры располагается зона лесов)

— Каким цветом она обозначена на карте? Покажите на карте.(Леса занимают больше половины территории России. Они составляют две природные зоны: зона тайги — темно-зелёного цвета и зона смешенных и широколиственных лесов-свело-зелёного цвета)

— Какая у зоны лесов земная поверхность? (Почвы в лесных зонах богаче питательными веществами, чем в тундре)

— Какая она в сравнении с другими природными зонами? (Растительный и животный мир гораздо разнообразнее по сравнению с др. природными зонами)

2.Разгадывание кроссворда.

Учитель предлагает классу решить кроссворд и прочитать ключевые слова:

1. Какое дерево является символом России?

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

5. Хвойный лес.

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.

9. Дерево с листьями в форме сердечка.

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.

III. Сообщение темы, цели урока.

Учитель. А сейчас послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» и сделайте предположение, о чём пойдет речь на уроке?

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

Учитель. О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Ученики. В этом стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.

Учитель. Чем является лес для человека? ( Это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь». Лес излечит, напоит чистой водой. В лесу человек находит себе пищу – ягоды, грибы, орехи)

Учитель. А как вы считаете, велика ли роль леса в природе и жизни человека?

Учитель: Какая же тема нашего урока? (Лес и человек). Исходя из темы, подумайте, чему мы должны сегодня вместе научиться на уроке? (научиться бережно относиться к лесу)

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить и об охране леса, и о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.

— А кто знает, как живёт лес?

Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.

— А с помощью чего «дышит» наша планета?

С помощью лесов наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли.

— И это еще не все. Я предлагаю обратиться к нашему помощнику – учебнику.

1.Работа с учебником. Работа в паре.

— Прочитайте, что предлагают авторы учебника на с.103( С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей)

— Какое условное обозначение находится справа от этих слов? (Работаем в паре)

— Вы готовы поработать друг с другом? Итак, прочитайте текст на с.103-104 и с помощью схемы ответьте на пять пунктов, раскрывая их подробнее с помощью текста)

После чтения статьи учитель открывает слайд со схемой:

2.Коллективная работа со схемой.

Учитель. Опираясь на схему «Значение леса», покажите, какую роль играет лес в природе и жизни людей.

Ученики.

1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.

2) В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.

3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.

4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.

5) Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.

6) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

7) Лес – защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

8) Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.

9) Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.

Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – и вон убежал.

Ученики. В стихотворении говорится о вырубке леса.

Учитель. Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.

Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении «Береги природу!».

Ты видел, в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальный будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?

Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены:

растения – женьшень, венерин башмачок;

жуки – жук-красотел, жук-олень, дровосек реликтовый;

птицы – филин, утка-мандаринка;

звери – зубр, амурский тигр.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.

V. Физкультминутка.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

А в лесу растут цветы.

А в лесу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания – руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. ( Потягивания – руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Учитель. На следующем примере мы выясним, что зависит от каждого из нас. Как мы должны вести себя в лесу?

Ученик читает рассказ В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида.

Учитель. Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Ученики. Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку.

Учитель. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте, какой поступок человека стал грозной бедой для леса.

Ученики читают стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Учитель. Этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Дома изучите памятку «Как разводить костер» на с.107 учебника и придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради на с.52 з.5

VI. Самостоятельная работа.

1.- Как вы думаете, что могут обозначать эти знаки?

— Я предлагаю самостоятельную работу. Запишите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками. (Дайте краткие формулировки)

— Сравните их с правилами в учебнике на с. 104-106.

— Озвучьте первое правило, второе, третье, четвёртое и пятое.

— Дайте им общее название. (Правила друзей леса)

Учащиеся показывают экологические знаки и комментируют свои работы.

Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.

VII. Экологическая игра «Собери пословицу».

На магнитной доске слова. Учитель вызывает несколько человек: по сигналу на скорость ребята вставляют по одному слову в пословицу. Получается:

МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ,

МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ,

НЕТ ЛЕСА – ПОСАДИ!

VIII.Обобщение.

Что получилось в результате игры?

— Кому нужен лес? (людям, животным, птицам, планете)

— Значит для кого нужно его охранять? (для будущих поколений)

— Каков вклад каждого человека в дело охраны леса? (важно участие каждого человека)

О чем должны помнить люди, приходя в лес?

(Лес – наше богатство)

IX. Рефлексия. Итог урока.

— Вам понравилось сегодня работать на уроке?

— Оцените свою работу: если урок понравился и вы работали хорошо, прикрепите свой кленовый листик к верхушке нашего дерева, если работали в пол силы – к середине, а если не довольны собой сегодня – к корням?

— Урок закончить хочется красивыми словами Надежды Филимоненко:

И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем —
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай,
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки —
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько говорить об этом.
И поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:

Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку —
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня —
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!

X. Домашнее задание.

Дома изучите памятку «Как разводить костер» на с.107 учебника и придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради на с.52 з.5

infourok.ru

Классный час (4 класс) по теме: Лес и человек

Лес и человек

Цель:

  1. Привлечение внимания учащихся к охране.
  2.  Изучению и восстановлению лесных экологических систем Башкортостана
  3. Воспитание чувства настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края.
  4. Расширение кругозора, наблюдательности.

Задачи:

Осветить актуальные экологические проблемы лесов, в том числе городских.

Повысить уровень знаний о роли каждого человека в защите леса.

Активизировать гражданскую позицию обучающихся по вопросу защиты леса.

Оформление:

1. Презентация  о родном крае.

2. Фотостенд “Тебе, родной край, посвящается”.

4. Памятка “ Культура общения с природой”.

5. Плакаты с цитатами.

Ценности формируемые ВД:

  • любовь к  своему краю, народу, природе;
  • воспитание ценностного отношения к  заповедной природе;
  • экологическое сознание.

Ожидаемые результаты:

  1. получат возможность углубить  исходные представления детей о защите природы;
  2. Обретут чувство гордости за свою Родину;
  3. Научатся определять характер взаимоотношении человека и природы.

Форма ВД:  Беседа, стихи, игры, просмотр презентации про родной край;

 Оборудование: Оборудование: презентация к уроку, картинки с    изображение    

         природы родного края,  лекарственные растения.

Подготовительная работа:  найти материал про лекарственные растения,  какие достопримечательности  есть в Башкортостане.

Список используемой литература:   Учебник  Природоведение,

Ход воспитательного дела

Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя К.Паустовского есть такие слова: «И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».

          Красота русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины и музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Попытайтесь ответить на вопросы:

Что такое природа?
Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?

(Примерные ответы учащихся:

— Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.
— Без леса, природы человек не может жить, все взаимосвязано.
— Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений).

1 чтец.  

А сколько тайн хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок!

        Вы проходите мимо цветка?

        Наклонитесь, поглядите на чудо,

        Которое видеть раньше вы нигде не могли.

        Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

        Например, он берет крупинку мягкой черной земли,

        Затем он берет дождя дождинку,

        И воздуха голубой лоскуток,

        И лучик, солнышком пролитый.

        Все мешает потом (но где и когда?!)

         (Где пробирок, и колб, и спиртовок ряды?)

          И вот из одной и той же черной земли

          Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой.

                                                          В.А.Солодухин.

Ребята, не рвите зря охапками цветы. Пусть они цветут те недолгие мгновения, которые отпущены им природой, и радуют нас.

Рубрика «Знаете ли вы растения?”. Слайды  
Учитель показывает картинки растений, учащиеся называют их. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка).
— В какую группу их можно отнести?
(Лекарственные растения).  Презентация.

Учитель:

Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения к себе. Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно, расточительно веду себя по отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное отношение к природе приносит большие беды. Ученые с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, некоторые реки загрязняются, а это ведет к гибели в них всего живого. На земле уже исчезли многие виды животных и растений. Поэтому ученые составили Красную книгу, в которой перечислены те виды растений и животных, которые оказались на грани исчезновения.

2 чтец.

Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатство и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно. Сейчас натиск человека на природу усилился. Леса вырублены, реки мелеют, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.

                Богаты мы!

                Но считанные птицы

                Над считанными рощами летят.

                Дрожит камыш на считанных озерах,

                И считанные рыбы плывут в реке.

                И восковые считанные зерна

                Неслышно зреют в малом колоске.

                Неужто внуки лишь в Красной книге

                Узнают, как богаты были мы!!!

                                        Р.Рождественский.

Учитель:

 Люди не могут обойтись без леса. Без него уже давно прекратилась бы жизнь на Земле. Ведь листья деревьев поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем и который выбрасывают заводы, фабрики, автомобили, и выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода не более трех минут. Лес – это легкие нашей планеты.

         Лес помогает сохранять в почве влагу, без него бы реки и озера пересохли, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут ягоды и грибы, лекарственные травы, живут звери и птицы.

         Из древесины люди изготовляют множество вещей: дома, мебель, бумагу, ткани, спирт, карандаши, спички и т.д.

        Вот почему так важен для человека лес.

  • Почему охрана природы стала одной из главнейших задач нашего времени? (Воздух загрязняется бытовыми и промышленными отходами, заражается вода, исчезают растения и животиые…)

(Ответы детей)

конкурс – «Вода – не вода»

  • Задание:  игра на внимательность.

                 Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – учащиеся должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – учащиеся поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз.

Учитель:

Многое сделано для охраны природы: посажены новые леса, созданы новые заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных (бобры, лоси, сайгаки).   А что интересного вы знаете о природе Башкирии?

Презентация.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверёк –

Будь то ласка иль хорёк,

Ёж лесной, речная рыба –

Скажет: “Ты – мой друг!

Спасибо”


Учитель:

Я люблю тебя большое время,

Но прошу – прислушайся ко мне:

Не губи последнего тайменя,

Пусть гуляет в тёмной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то

От чего щемит в моей груди.

Учитель:

– Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.

Звучит песня “Солнечный круг”. Дети поют, взявшись за руки.

nsportal.ru

Окружающий мир по теме «Лес и человек». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучат голоса птиц.

С. Погорельский

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь –мы свои! Слайд 1

II. Сообщение темы и целей урока.

– Почему мы начали наш урок со стихотворения С.Погорельского?

(Это стихотворение о лесе. Лес с удовольствием открывает нам все свои тайны. Он дарит нам чудеса, и мы должны его беречь.)

– А кто должен беречь лес (Это должны делать люди.)

Тема нашего урока: “Лес и человек”.

Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни человека и природы; познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

III. Проверка знаний и умений.

1.Фронтальная работа. /Одновременно идёт работа по карточкам./ Приложение 1.

– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

(Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно –Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)

Леса

Тайга Смешанный лес Широколиственный лес
ель берёза клён
сосна лиственница дуб
лиственница пихта липа
пихта ольха  
кедровая сосна сосна  

2. Групповая работа.

Вопросы для ботаников:

I-я Группа ботаников

Карточка-помогайка:

  1. Что называют тайгой?
  2. Природные условия тайги.
  3. Что общего у всех растений тайги?
  4. Какие растения растут в тайге?

(Тайга – это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето тёплое, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд 2

Ель – всем известная новогодняя ёлка. У ёлки хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Слайд 3

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

II-я группа ботаников

Карточка-помогайка:

  1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
  2. Природные условия в этих лесах.
  3. Что объединяет растения этих лесов?
  4. Какие растения растут в этих лесах?

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Слайд 4

Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами. Слайд 5

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании “кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы. Слайд 6

Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.

Зоологи

Карточка-помогайка:

  1. Птицы тайги, что их объединяет.
  2. Животные тайги, что их объединяет.
  3. Животный мир смешанного и широколиственного леса.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Слайд 7

Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками. Слайд 8

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

3. Блиц-турнир “Я знаю лес”.

– Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)

– Назовите дерево: “Высокое, стройное, с желтовато– красноватой или бурой корой.

Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (Сосна)

– Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

– Какое дерево является символом России? (Берёза)

– Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)

– Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба)

– У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук)

– Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

– Узнай животное по описанию: “Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (Рысь)

4. Работа с тестом. Приложение 2.

– Какой лес мы называем тайгой?

IV. Работа с новой темой

С.Никулина “Русский лес” Слайд 9

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
 

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

(Между человеком и лесом)

– Чем является лес для человека?

Лес – место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь”…

Место отдыха

– А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит .)

Аптека

– В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: “накормит русский лес”, “Нагнулась к нему напиться…”

Источник чистой воды и пищи

А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)

– Значит, лес для человека – это источник топлива.

Источник топлива

– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

– Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. “Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…”

– Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)

– Чем для них является лес?

– Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.)

– Значит, лес – это ещё и дом для растений, животных, грибов.

Дом для растений, животных, грибов

– Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё!

Статья “Роль леса в природе и жизни людей”

Значение леса место отдыха
  аптека
  источник чистой воды и пищи
  источник древесины
  источник топлива
  дом для растений, животных, грибов
  защитник воздуха, водоёмов, почв

– Какие роли выполняет лес? Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

– Чем является лес для воздуха? (Защитник)

– Чему ещё лес является защитником? (Водоёмов и почв).

Защитник воздуха, водоёмов и почв

– Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют)

– Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)

Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха. Слайд10

– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. Слайд 11

– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса)

– Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

– Какое чувство у вас вызывает эта проблема?

– Вам небезразлична судьба леса, вас волнует создавшаяся проблема– это значит, что вы будете искать пути её решения.

Проблема леса вырубка
  незаконная охота (браконьерство)

– Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

жуки – жук-кросотел, дровосек реликтовый, жук-олень; Слайд12

растения – женьшень, венерин башмачок; Слайд 13

птицы – филин, утка-мандаринка; Слайд 14

звери – зубр, амурский тигр. Слайд 15

– В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику в учебнике на странице 112, 113 “Приокско-Террасный заповедник”.

V. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.

VI. Работа по теме.

Продолжение изучения новой темы.

– Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.

– Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

– Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы поговорить ещё об одном поступке человека.

В. Шефнер “Лесной пожар” Слайд16

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И

urok.1sept.ru

Лес и человек

Тема урока: Лес и человек.

Цель урока: Изучить значение леса для человека.

Знать: правила разведения костра.

Понимать: зачем нужно беречь лес..

Применять: умение находить экологические проблемы.

Анализировать: стихотворения, картины, видеосюжет.

Оценка: своей деятельности, творческой работы.

Оборудование: карточки со словами (схема), картина «Лесозаготовка», фотографии, рисунки жуков, растений, птиц и животных занесенных в Красную книгу, видеосюжет «Лесной пожар».

Литература: учебник Плешакова 4 класс, рабочая тетрадь, стихотворение С.Никулиной «Русский лес»; стихотворение Н.Некрасова; стихотворение В.Щефнера «Лесной пожар».

  • 1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна. Сегодня я проведу у Вас урок природоведения. Проверяется готовность к уроку.

— Послушайте внимательно стихотворение С.Никулиной «Русский лес» и попробуйте предположить о чем пойдет речь на нашем уроке:

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

  • 2.Постановка темы урока.

— О чем говориться в этом стихотворении? (В стихотворении говориться об отношениях между человеком и лесом.)

— Сегодня мы с Вами будем говорить об отношениях между человеком и лесом.

  • 3.Изучение нового материала.

— Так чем же является лес для человека? (Лес – это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…»). Открывается первая карточка – «место отдыха»

— А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. Открывается вторая карточка –«аптека». В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес», «нагнусь к нему напиться…» …»). Открывается карточка –«источник чистой воды и пищи».

— А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу.)

— Значит, лес для человека – это источник топлива. Открывается карточка – «источник топлива».

— Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.)

— А что у вас на столах изготовлено из дерева? (Карандаш, линейка. Тетради и книги тоже сделаны из дерева.)

— А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении. («Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея ног…»)

— Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)

— Чем для них является лес? (Это их дом.)

— Для кого еще лес является домом? (Лес является домом для птиц, животных, насекомых.)

— Значит, лес – это еще и дом для растений, животных, грибов. Открывается карточка – «дом для растений, животных, грибов.

Работа по учебнику.

На доске – схема:

Значение леса место отдыха

аптека

источник чистой воды и пищи

источник древесины

источник топлива

дом для растений, животных, грибов

защитник воздуха, водоемов и почв

(открывается после обсуждения прочитанного.)

— Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни человека» на стр. 106-107 – и вы узнаете, какую еще роль играет лес.

— Какие роли выполняет лес? (Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)

— Чем является лес для воздуха? (Для воздуха лес – защитник.)

— Чему еще лес является защитником? (Лес – защитник водоемов и почв.)

Открывается карточка – «защитник воздуха, водоемов и почв».

— Как лес защищает водоемы? (Там, где растет лес, не мелеют реки, лес «питает» их.)

— Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)

— Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. Какие роли выполняет лес? (Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха.)

— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные грозди калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – и вон убежал.

(Н.Некрасов)

— О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке лесов.)

— Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины (картина «Лесозаготовка»). Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (показ фотографий). Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

— Какие чувства у вас взывают фотографии? (Свободные высказывания детей.)

После обсуждения заполняется схема:

Проблемы леса вырубка

незаконная охота (браконьерство)

Давайте разберем вторую экологическую проблему незаконная охота (браконьерство). Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Что же происходит сейчас? Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану. А растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

Жуки – жук- коростел, дровосек реликтовый, жук – олень;

Растения – женьшень, венерин башмачок;

Птицы – филин, утка –мандаринка;

Звери – амурский тигр, зубр.

(Перечисление сопровождается рисунками жуков, растений, птиц и животных, занесенных в Красную книгу.)

В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику «Приокско-Террасный заповедник» на стр. 112.

— Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Рассказ читает ученик:

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

— Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст.

Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

— Стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

— Что произошло в рассказе Сухомлинского? Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

(Правильно поступила Лида, собрав мусор. Если вы будете поступать как Оля, то лес превратится в свалку.)

— Почему это произошло?

— Какими возможны последствия? Во что может превратиться лес? (показ фотографий несанкционированных свалок в пригородной зоне.)

— Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

Хотелось бы сегодня поговорить еще об одном поступке человека.

Послушайте стихотворение В.Щефнера «Лесной пожар»:

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

— Что произошло в лесу?

— Почему это произошло? Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер)

— Какими были последствия? (Не затушенный костер, разгорелся и превратился в пожар.)

Показ видеосюжета «Лесной пожар»

— Что вы заметили, при просмотре видеосюжета?

– Почему это произошло? Какими были последствия от несоблюдения правил разведения костра?

— А ведь этого могло бы не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедится в том, что костер не разгорится вновь.

Работа в рабочей тетради.

Стр. 35, № 1

— Прочитайте.

— Используя текст учебника, сформулируйте определение. Что такое фитонциды? (Фитонциды – это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.)

— Запишите определение в тетради.

Стр. 35, № 2

— Прочитайте.

— В середине тетради найдите плакат «Красная книга России».

— Найдите в нем редкие виды растений и животных. Подпишите их названия. (жук- коростел, дровосек реликтовый, жук – олень, женьшень, венерин башмачок, филин, утка –мандаринка, амурский тигр, зубр.)

Стр. 35, № 3

— Прочитайте.

— Рассмотрите знаки – рисунки.

— Какие экологические проблемы выражены этими знаками – рисунками.

— Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисунке. (Чрезмерная вырубка лесов для заготовки древесины.)

— Запишите в тетради.

— Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисунке. (Вырубка лесов по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог.)

— Запишите в тетради.

— Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисунке. (Незаконная охота — браконьерство.)

— Запишите в тетради.

— Назовите экологическую проблему, выраженную на четвертом рисунке. (Загрязнение лесов консервными банками, стеклами, о которые может поранится человек или животное .)

— Запишите в тетради.

— Назовите экологическую проблему, выраженную на пятом рисунке. (Разведение костров в лесу. Уходя, многие забывают погасить костер. Это приводит к пожару.)

— Запишите в тетради.

— Прочитайте, что у нас получилось.

  • 4.Закрепление.

— Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (Ответы детей.)

Творческое задание.

— А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отображали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия? (Вырубка деревьев на берегах водоемов. Вырубка деревьев и груды мусора, оставленные человеком после работы. Загрязнение леса бытовым мусором. Разведение костров.) Работа выполняется в творческих группах.

После выполнения задания, проходит небольшая выставка работ.

— О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес – наше богатство. Лес – легкие нашей планеты. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.)

Подведение итогов.

— Назовите значение леса для человека.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

— Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (стр. 106-113)

— Выполнить задание № 4 в рабочей тетради (стр. 36)

infourok.ru

Урок №17. «Лес и человек», 4 класс

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника, раскрывать роль леса в природе и жизни людей. Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране, обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне». Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения. Обсуждать экологические проблемы национального парка «Лосиный остров». Характеризовать лесные зоны по плану.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать роль растений в природе и жизни людей, правила поведения в лесу.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.

Р. – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

К. – определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

Дом для растений, животных, грибов

Защитник воздуха, водоёмов ипочв.

Подготовка к усвоению нового материала

С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. Некоторые пункты раскройте подробнее с помощью текста учебника


1.Дом для растений, животных, грибов.

2.Защитник воздуха, водоёмов и почв.

3.Место для отдыха человека

4.Источник ягод, грибов, лекарственных растений.

5.Источник древесины

Изучение нового материала

РОЛЬ ЛЕСА В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Лес — «лёгкие» нашей планеты, защитник воз­духа. Растения леса выделяют огромное количе­ство кислорода и поглощают много углекислого газа. Один гектар леса за час поглощает столь­ко углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек! Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дож­дями смывается на землю. Листья многих де­ревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии. Хорошо очищают воздух леса, распо­ложенные возле городов и вдоль дорог.

Лес — защитник водоёмов. Люди давно заме­тили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу талая и дожде­вая вода медленно просачивается в почву и от­туда постепенно попадает в реку, «питает» её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку дол­го нет притока воды, и она мелеет.

Лес — это и защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

Людей лес радует своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здо­ровье человека. А сколько грибов, ягод, ле­карственных растений дарит нам лес!

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОХРАНА ПРИРОДЫ В ЛЕСНЫХ ЗОНАХ

Экологические проблемы в этих природных зонах связаны в основном с вырубкой леса, а также с незаконной охотой — браконьерством.

Раньше людям казалось: лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Поэтому на мес­те вырубленных лесов проводят лесовосстанови­тельные работы, то есть высаживают новые ле­са. Необходимые для этого саженцы деревьев выращивают в специальных питомниках.

Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно ши­ре использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона. Одна тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрос­лых деревьев.

Под особой охраной находятся лесные растения и животные, внесённые в Красную книгу России, например венерин башмачок ( ), женьшень ( ), жук-красотел (3), дровосек реликтовый ( ), жук-олень (5), утка-мандаринка (6), филин (7), зубр (8), амурский тигр (9).

В лесных зонах создано большое число запо­ведников и национальных парков. Среди них Приокско-Террасный заповедник, националь­ный парк «Лосиный остров».

Осмысление и понимание полученных знаний

ЗАВИСИТ ОТ КАЖДОГО!

Жизнь леса, его обитателей зависит от каж­дого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила.

Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою кра­соту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар

К пожару часто приводит разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк может вызвать большой пожар. Если и не возникнет пожар, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет.

Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы.

Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.

Самостоятельное применение знаний

 

Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

Изучите памятку в учебнике. Какие правила вы уже знали, а какие оказались для вас новыми?

 

Придумайте условные знаки к этим правилам. Нарисуйте их в рабочей тетради

Как разводить костёр

1.Дети не должны разводить костёр одни, без старших.

2.Костёр нужен для того, чтобы пригото­вить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности.

3.Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

4.Лучше разводить костёр на старом кост­рище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке.

5.Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

Обсудим!

1.Чистота воздуха во многом зависит от «здоровья» леса. А зависит ли «здоровье» леса от чистоты воздуха

2.Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в природе? Что нужно делать для того, чтобы все относились к природе бережно?

Проверь себя

.1.Какую роль играют леса в природе и жиз­ни людей?

2.Объясни, почему лес называют защитником воздуха, водоёмов и почв.

3. Как правильно вести себя в лесу?

4. Дай краткую характеристику лесных зон по плану, приведён­ному в учебнике.

Вывод

Леса очищают воздух, поддерживают полно- водность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой ле­са, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречают­ся растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу — обязанность каждого человека.

Задания для домашней работы

1.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Свой мусор — всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализи­руй своё поведение в лесу. Чему могут научить тебя эти рассказы?

2.С помощью дополнительной литературы, Ин­тернета подготовь сообщение об одном из лес­ных растений или животных, внесённых в Крас­ную книгу.

3.С помощью Интернета соверши вообража­емое путешествие в национальный парк «Ло­синый остров». Какие программы и экологиче­ские проекты сотрудники национального парка предлагают детям?

Лес и человек

 

 

 

Значение лесов

 

 

 

«Лес и его значение» 1965 г.

 

 

 

Рациональное использование и охрана лесов

 

 

 

Защита лесов

 

 

 

Мероприятия по охране леса

 

 

 

Источники информации:

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *