Карта лесная промышленность россии: Карта лесной промышленности России, смотреть онлайн или скачать бесплатно

Содержание

Конспект урока по географии 9 класс Лесная промышленность россии

Тема урока: «Лесной комплекс России»

Цели урока:
1. Сформировать представления о составе лесного комплекса, его специфики в России;
2. Познакомить учащихся с главными районами лесозаготовок и потребления древесины;
3. Научить находить взаимосвязи между размещением крупных ЛПК (лесопромышленными комплексами), предприятиями ЦБК (целлюлозно-бумажных комбинатов), распространением лесов и плотности населения;
4. Выявить факторы размещения различных отраслей лесной промышленности
5. Определить проблемы и перспективы лесного комплекса.

Новые понятия и представления: лесопромышленный комплекс, материало-, водо-, энергоемкое производство, внутриотраслевые связи, межотраслевые связи, Лесной кодекс.

Опорные знания: лесные богатства России, лесохозяйственные районы, лесопользование, лес и окружающая среда, рекреационное значение леса.


Задачи урока:
а)Образовательные: сформулировать понятия «Лесопромышленный комплекс», «Внутриотраслевые связи», обучить учащихся находить взаимосвязи между объектами, явлениями и процессами; формировать умение работать с картами.
б) Развивающие: продолжать развивать умение выделять главное и обобщать, стимулировать любознательность, способствовать формированию самостоятельности суждений школьников при решении познавательных задач.
в) Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, создавать условия для развития коммуникативной компетенции учащихся (взаимоконтроль).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карты атласа, учебник, интерактивная доска, физическая карта России, политическая карта мира.
Ход урока:

Изучение нового материала;
1. Вводное слово учителя.

— Я хочу начать урок с замечательного стихотворения (слайд 3) Вс. Рождественского.

-Вспомните, какое значение имеет лес для человека, хозяйства и природы?

— промышленное сырье
— защита почвы от водной и ветровой эрозии
— сберегает влагу в земле (почве)
— сдерживает разливы рек
— охраняет поля от суховеев
— дом и убежище для животных
— лекарственные растения
— ягоды, грибы
— выработка кислорода и т. д.

Т.е, является источником конструкционных материалов и сырья и в поддержании жизни на Земле.

— Для чего используется древесина? (слайд 4)

Россия обладает крупнейшими запасами древесины – около ¼ от мировых запасов. (слайд 5,6).

-Также значение лесной индустрии определяется широким распространением лесов по огромной территории России (особенно в ее Азиатской части). (слайд 7,8). Объяснить таблицу

— Итак, все леса делятся на 3 группы (слайд 9)

-Какое дерево является самым распространенным в России? (слайд 10)

— Как используются различные виды древесины в хозяйстве, прослушаем сообщение на эту тему (просмотр коллекции древесины)

— Можно ли заменить древесину другими материалами, какими? (бетон, стекло, пластмасса)

— Итак, все леса делятся на 3 группы (слайд 9)

Также Россия является крупнейшим экспортером лесобумажной промышленности на мировом рынке. (слайд 11) Объяснить таблицу

— Но доля ЛПК в общем объеме промышленного производства невелика (слайд 12)

-Практически нет ни одной области народного хозяйства, где бы не использовались древесина или продукты ее переработки.

— Кто является потребителем продукции лесной промышленности и что получает лесная промышленность от других отраслей? Слайд 13,14).

— Познакомимся с отраслями, входящими в состав лесного комплекса. Название отраслей, связанных с переработкой древесины, отражают три стадии производства: заготовку древесины, ее механическую обработку и химическую переработку. (слайд 15)

— Познакомимся с географией лесной промышленности, т. е. выявим основные базы заготовок древесины. (слайд 16), (слайд 17,18)

— Что учитывается при заготовке древесины? (транспортные пути и источники сырья)

— Каким образом можно транспортировать лес? (ж/д, автомобильным, речным или морским транспортом, сплав по реке: молевый и плотами).(слайд 19-24)

— Какие производства включает деревообработка?(Лесопиление, мебельная промышленность, спичечная. Из древесины какого дерева делают спички? -осина).(Слайд 25-27)

— Следующая стадия обработки леса – целлюлозно-бумажное производство, которое является важнейшей отраслью лесного комплекса. Исторически производство бумаги возникло в Центральном районе, однако в настоящее время больше всего бумаги производится в Северном, Уральском, Волго-Вятском и Сибирском районах.

— У ребят часто возникает вопрос: «Что такое целлюлоза, как и из чего она делается?», «Из чего делается бумага?»
Процесс получения целлюлозы основан на выделении из древесины чистой клетчатки. Для этого измельчают древесину, варят в присутствии химикатов (кислоты, серы, известняка). Многократно промывают целлюлозу после варки (т. е. это какое производство?- водоемкое производство). Сырьем для производства служат ель и пихта (если идет для производства бумаги)

— Что можно отнести к особенностям этой отрасли? (Эта отрасль является материало-, энерго- и водоемкой т. е. 1 тонна целлюлозы = 5 м3 древесины + 350 м3 воды + электроэнергия; или 1 тонна бумаги = 3,5 м³ древесины + 25 м³ воды + 1800 кВт/ч электроэнергии)

— Используя тематическую карту «Лесная промышленность России» назовите города – центры производства бумаги (т. е. города, в которых размещены ЦБК).

-Одним из крупнейших ЦБК является Архангельский ЦБК (слайд 28-31)

-Здесь производят бумагу (слайд 32-33), тетради (слайд 34-35), картон (слайд 36-39).

— Надо сказать, что целлюлозно-бумажные комбинаты являются одним из главных загрязнителей окружающей среды. Поэтому, при выборе места строительства новых ЦБК, должен обязательно учитываться экологический фактор.

— Еще одной стадией обработки древесины можно назвать лесохимию. Какую продукцию производит лесохимия? Это производство канифоли, скипидара, кормовые дрожжи .(где используется?) (слайд 40)
-Определите по карте центры лесохимического производства. (Лесосибирск, Барнаул, Новая Ляля, Аша, Нижний Новгород, Медвежьегорск, Онега)

— Мыживеи в районе, достаточно обеспеченном лесными ресурсами. Какие отрасли лесной промышленности у нас представлены?

— Подведем итоги. (Слайд 41)

— А теперь применительно к лесной промышленности стрелками отметим факторы размещения различных отраслей лесной промышленности. (слайд 42)

отрасли факторы размещения

производство мебели

целлюлозно-бумажная

потребительский

энергетический

лесозаготовка

водный

транспортный

— Для комплексного использования древесины выгоднее создавать не обособленные производства, а объединяющие их комплексы – ЛПК.

— Что же такое ЛПК (территориальное сочетание лесозаготовок и различных производств лесной промышленности.). (слайд 43-44)

— Назовите крупнейшие лесопромышленные комплексы России. Выделяются Братский, Усть-Илимский, Енисейский, Асиновский ЛПК – в Сибири; Амурский ЛПК – на Дальнем Востоке; Архангельский и Сыктывкарский ЛПК – в Северном экономическом районе.

— Где наиболее перспективно строительство ЛПК? (Лесопромышленные комплексы особенно перспективны для районов, имеющих богатые лесные ресурсы, но отличающиеся нехваткой трудовых ресурсов, слабой степени освоенности, суровыми климатическими условиями. Это преимущественно Сибирь и Дальнем Востоке).

— В России выделяют 4 лесные базы. Самостоятельная работа в группах.(слайд 45)

— В чем заключаются проблемы и каковы их причины? (слайд 46)

— Эти проблемы отражены в новой редакция Лесного кодекса России, которая вступила в действие с 1 января2007 года. Что такое кодекс? Что регулирует Лесной кодекс? (состояние леса: уход, посадка, очищение, сроки вырубки и т.д)

— Подумайте, как уменьшить отрицательное влияние лесной промышленности на окружающую среду? (слайд 47)

-Закрепление (слайд 48)

— Архангельск называют «российской лесопилкой». Какие факторы способствовали формированию в Архангельске центра лесной промышленности».

(Архангельск расположен в устье Сев. Двины, сплавной реки; кроме этого, Архангельск — морской порт, центр области, имеющей богатые лесные ресурсы.)

Почему на дне некоторых рек образуются «запасы» древесины?

(Причина -молевой сплав леса. В том числе и Западная двина)

3. Разбейте города: а)Архангельск, б)Байкальск, в)Сыктывкар, г)Комсомольск –на -Амуре, д)Красноярск, з) Лабытнанги, к)Смоленск, л)Олекминск, м)Усть-Илимск

на группы в зависимости от их специализации в химико-лесном комплексе:
1)лесозаготовка и деревообработка;
2)производство мебели;
3)целлюлозно-бумажная промышленность;
4)лесохимия.
Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.

1-а,в,г,д,з, л, м
2-к
3-а,б,в,д, м
4-а,д.


Урок закончить мне бы хотелось стихами (слайд 49)

«Леса уходят. Жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы.
Рябины гасят пламенные гроздья.
Осинников смолкают голоса.
Когда-то жили в тех лесах дубы,
и ясени, и золотые клены.
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают — океан зеленый.
А может, надо сохранить леса?
А не деревьев ценные породы?»
С. Орлов

Рефлексия (слайд 50) .
Домашнее задание: §27

Технологическая карта урока География 9 класс «Лесная промышленность» | План-конспект урока по географии (9 класс):

Технологическая карта урока

Столярова Ольга Владимировна, учитель географии, МАОУ ФМШ № 56 г. Улан-Удэ

Предмет: география, 9 класс.

Учебник: «География», 9 кл, Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К., «Просвещение»

Тема урока: Лесная промышленность.

Цели урока : формирование знаний о лесной промышленности, ее значении в экономике, факторах его размещения отрасли, проблемах и перспективах развития.

Задачи: закрепление умений работать с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с факторами, влияющими на размещение предприятий лесной промышленности, умение делать вывод, выделять, описывать и объяснять особенности размещения предприятий лесной промышленности.

Тип урока: урок новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование: карта «Лесная промышленность России», атласы, контурные карты, учебник Ром, Дронов. География. Население и хозяйство. 9 класс. М.: 2013г., мультимедиа, презентация

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

регулятивные УУД: Самостоятельно ставят новые задачи, путем задавания вопросов, корректируя свои знания по данному материалу,

самостоятельное действие учащихся по плану;

познавательные УУД: Извлекают информацию из прослушанных текстов; структурируют информацию в виде схемы, таблицы; самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

предметные УУД: умеют вести самостоятельный поиск, отбор информации по предмету, её преобразование и передачу.

коммуникативные УУД: Эффективно сотрудничать; выполнение действий по алгоритму (плану) под управлением учителя;

личностные УУД: Развитие эстетических чувств в отношении к природе и деятельности человека (продуктам деятельности человека).

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УУД

1.Выделить особенности лесной промышленности.

2. Выписать состав и факторы размещения

3.Составить характеристику лесных баз России;

4.Нанести на к\к центры баз ЛП.

5.Т.З мини-проекта по 3 основным отраслям ЛП

1.Будут иметь представление о роли и значении ЛП для промышленности и населения страны;

2. Уметь давать характеристику основных лесных баз  страны

3.Уметь работать с картой и текстом;

4. Знать особенности ЛП.

5.Знать ее отраслевой состав; факторы размещения основных производств, географию отрасли, проблемы и перспективы развития

Регулятивные УУД

1.определять цель урока

2.планировать деятельность

3.выдвигать версии решения проблемы

4.работать по предложенному алгоритму

5.оценивать успешность выполнения задания

Будут уметь выявлять проблему, определять границу «знания-незнания», определять цель урока, формулировать учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

уметь работать по предложенному алгоритму;

уметь контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Познавательные УУД

1.находить информацию в учебнике, отделять известное от неизвестного

2.анализировать и обобщать полученную информацию

Будут понимать информацию, представленную в виде текста. Сравнивать предметы: находить общее и различие. Группировать, классифицировать предметы на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД

1.излагать своё мнение, аргументировать

2.вступать в беседу, участвовать в диалоге

3.слушать и понимать других

4.договариваться о правилах общения, работать в паре

Будут доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Личностные УУД

1.объяснять своё отношение к изучаемой теме.

2.выражать уважительное отношение к ответам своим и товарищей

Будут уметь продуктивно сотрудничать со сверстниками и учителем, формировать интерес к теме, выражая собственные мысли и чувства.


 


 


 


 

Этап

Задачи урока

Методы, приемы

обучения

Формы учебного

взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой

7мин.

обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; вызвать познавательный интерес к проблеме; организовать самостоятелное формулирование проблемы и постановку цели.

создание проблемной ситуации

слайды 1,2,3

парная, индивидуальная

1.Организует деятельность обучающихся по актуализации знаний.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

2. Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

1.Работают в парах.

Записывают в тетради.

Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

2. Говорят, что должны узнать больше о лесной промышленности и ее особенностях.

Работают в группах.

Читают розданный текст, обсуждают его в группах.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока

Записывают в тетрадях тему урока.

Формулируют цель урока.

Предметные УД: воспроизводить знания в письменной форме.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез; доказательств.

Регулятивные УУД: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому знанию.

определять цели учебной деятельности.

Ориентировоч-ный

3мин

организовать самостоятель-ное планирование и выбор методов исследования.

беседа.

Слайды 4,5

фронтальная

1.Организует обсуждение способов получения нового знания.

2.Организует проверку домашнего задания

1.Называют известные им способы получения нового знания и определяют последовательность действий.

2. Выполняют тест, выполняют взаимопроверку,

по готовым ответам. Предъявляют результат

Регулятивные УУД: составлять план действий с учётом конечного результата

Поиско-во-исследователь-ский

15 мин

организовать поиск решения проблемы.

Исследова-ние

работа со слайдами 6,7

работа со слайдами 8,9,10

индивидуальная групповая, фронтальная

1. Организует деятельность учащихся по работе с текстом учебника п.30

2.Организует выполнения задания в рабочей тетради стр.41 (1)

3.Организовать выступления учащихся

4.Организует деятельность учащихся по работе с текстом учебника п.30.

5. Организует выполнения задания в рабочей тетради стр.42 (3).

1.Работают с текстом учебника п.30.

2. Выполняют задание в рабочей тетради стр.41 (1) 3.Выступают со своими проектами.

4. Выделяют и записывают в тетради проблемы.

5. Выполняют задание в рабочей тетради стр.42 (3), с помощью учебника

6 работа со слайдами

Предметные действия:

построение нового знания, анализ информации по учебнику

Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание в устной форме,извлечение необходимой информации из текста.

Коммуникативные УУД: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

умение выступать перед аудиторией

Личностные действия

стремление к речевому и письменному самосовершенствованию.

Практический

15мин

обеспечить применение полученных знаний для выполнения заданий

 

поисковый

слайды №11

слайды № 12,13

слайд №14

групповая

1.Организует совместную работу по заполнению таблицы.

2.Организация и проведение физминутки.

3. Организует работу с контурными картами 4.Предлагает выполнить тест.

5.Организует самооценку усвоения

1. Заполняют совместно с учителем таб. в тетради.

2.Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения

3.Выполняют работу с контурными картами 4.Выполняют тест

5.Сверяют результаты с ответами на листочках.

Предметные УУД: знать состав, факторы размещения, проблемы развития, изображать объекты на контурной карте. Понимать особенности размещения и причины кризиса.

Познавательные УУД: умение доказывать, анализировать, сравнивать.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли .

Личностные УУД:

Способность взаимодействовать

с товарищем в паре в соответствии с нормами

Рефлек-сивно-оценоч-ный

5 мин

осмыслить процесс и результат деятельности.

создание устного текста.

Критерии оценки: оценка

Понял, но не могу применить 3

Понял, могу применить, но

объяснить другому не могу 4

Понял, могу применить и

объяснить 5

индивидуальная фронтальная

1.Организует диалог, позволяющий обучающимися осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения. Удалось ли нам решить задачи, поставленные на уроке?

2.Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

3.Организация домашней работы

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ РОССИИ «ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ». ( 9 КЛАСС)

«ТЕМА: Реальный урок географии»

«ТЕМА: Реальный урок географии» В.Б. Пятунин, учитель географии Лицея МПГУ, к.п.н. доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ Корпорация «Российский учебник» План изучения темы 1) Сырьевая база

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Блок «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «География России» является адаптированной, разработана на основе авторской программы для 9 класса И.В. Душиной. Программа общего образования по «Географии

Подробнее

УДК :91 ББК 26.8я72 Б24

УДК 373.167.1:91 ББК 26.8я72 Б24 В оформлении обложки использована картина Ю. Пименова «Новая Москва» Б24 Баринова, И. И. География : География России : Хозяйство и географические районы. 9 класс : рабочая

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС

МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6» г.о. ТРОИЦК «Утверждаю» «Утверждаю» Согласовано РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС УЧИТЕЛЯ БУСЛЕНКО ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ 204 205 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа учебного курса «География России. Хозяйство и географические районы» для 9 — го класса составлена в соответствии с авторской программой к линии УМК под редакцией

Подробнее

Рабочая программа по географии. 9 класс.

Тема 3. Географические особенности экономики Российской Федерации (3 часа) Рабочая программа по географии. 9 класс. Тема урока Тип / форма урока Требования к уровню подготовки учащихся Раздел I. Общая

Подробнее

Рабочая программа по географии. 9 класс.

Рабочая программа по географии. 9 класс. Тема урока Тип / форма урока Требования к уровню подготовки учащихся Раздел I. Общая часть курса (28ч) Тема 1. Геополитическое положение России (2 часа) 1 Введение.

Подробнее

Пояснительная записка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ: НАСЕЛЕНИЕ и ХОЗЯЙСТВО» 68 часов (2 часа в неделю) Пояснительная записка Курс «География России. Население и хозяйство» это четвертый по счету школьный курс

Подробнее

Тестовые вопросы по географии

Тестовые вопросы по географии 9 класс Хозяйство России 1. В России самые мощные ГЭС построены 1) в Западной Сибири 2) в Восточной Сибири 3) на Дальнем Востоке 4) в Поволжье 2. Большая часть электроэнергии

Подробнее

География России (102 ч, 3 ч в неделю)

География России (02 ч, 3 ч в неделю) Пояснительная записка. Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Курс «География России»

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка 1. Цели и задачи курса. освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине России во

Подробнее

Общая характеристика учебного предмета

География Пояснительная записка 9 класс Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа учебного предмета «География» для учащихся 9А,Б классов разработана на основе примерной программы «География» автор В.П. Дронов — М.: Дрофа, 200, рекомендованной

Подробнее

Рабочая программа по географии 9 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 636 с углубленным изучением иностранных языков Центрального района Санкт-Петербурга Рабочая программа по географии

Подробнее

п. Поспелихинский 2015г.

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение «Поспелихинская сельская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинского района Алтайского края Рабочая программа предмета география 9 класс на

Подробнее

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование п./п. Название тем Содержание уроков Сроки изучения Тип урока Требования к уровню подготовки По плану По факту Домашнее задание Примечания ВВЕДЕНИЕ Место России в мире

Подробнее

9 класс. Пояснительная записка

9 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы Бариновой И. И. и Дронова В. П., опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений», География 6- класс.

Подробнее

Содержание: Пояснительная записка.3

Содержание: Пояснительная записка.3 Перечень практических работ.5 Практическая работа 1 «Ознакомление с географическими картами различной тематики»..6 Практическая работа 2«Составление карт (картосхем),

Подробнее

1. Пояснительная записка

1. Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по географии

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы В.П. Дронова, представленной в сборнике Программы География 6-11, для общеобразовательных учреждений. Классическая

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа линии УМК «География. Сфера». Рабочая программа составлена в соответствии с учебником В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой География Россия: природа, население, хозяйство,

Подробнее

Урок «Лесная промышленность»

Лесная промышленность.

Ф.И.О. учителя: Анферова Галина Викторовна. Предмет: География 9  класс

Цели и задачи: Познакомить обучающихся со спецификой лесной промышленности России, составом отрасли и закономерностями их размещения. Сформировать представление об ЛПК и необходимости комплексной переработки древесины. Выполнить практическую работу в контурной карте.

Оборудование: административная  карта РФ, электронная карта «Лесная промышленность РФ», учебник, атлас, контурная карта, компьютер, мультимедийный проектор.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание целостности природы и хозяйства  страны воспитывать настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.

Метапредметные: развивать навыки и умения работать с атласом, текстом учебника, контурной картой, составлять «тонкие» и «толстые» вопросы и анализировать, развивать умение работать в группе и в парах, свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки

Предметные: приводить примеры закономерностей размещения отраслей лесной промышленности, центров производства, оценивать особенности развития данной отрасли в нашей стране.

Деятельностный компонент: практическая работа в контурной карте «Оценка лесистости различных регионов РФ. Крупнейшие центры целлюлозно-бумажной промышленности».

 

 Тип урока: комбинированный с открытием новых знаний.

Ход урока.

1. Работа у карты «Географическая разминка». (Один из учеников показывает на политико-административной карте РФ территории субъектов и их столицы, которые задают ему одноклассники. Приём используется на каждом уроке в течение 5 минут, поэтому отработана очерёдность и система оценивания).

    2. Актуализация знаний. Определение темы. (На доске тема закрыта четырьмя пронумерованными карточками. Ребята выбирают карточку, отвечают на вопрос, открывая название темы).

      — химико-лесной комплекс состоит из двух отраслей — ….

      — к особенностям химической промышленности относится создание материалов, которых нет в природе, неограниченная сырьевая база и …..

      — крупнейшие заводы по производству калийных удобрений находятся в городах … и ….

      — перечислите химические базы России. Поочерёдно снимает карточки с названия темы на доске.

      Итак, что мы будем изучать?

      — Какова цель нашего урока?

      — Какой план мы используем для изучения отраслей? Вывешивает план на доску.

      3. Приём «Удивляй» — проекция слайда на экран, факты из «Занимательной географии Пармы» с.81

      4. Изучение нового материала.

        — Сегодня в классе присутствуют мои помощники, которые каждый в своей группе, объяснят вам новую тему.

        Ваша задача, слушая своего тьютора, составить по одному «тонкому» и «толстому» вопросу. После объяснения нового параграфа, вы в группе обсуждаете составленные вопросы и выбираете одну пару. Затем транслируете его на класс и даёте объяснение, почему это вопрос «тонкий», а этот «толстый».

        Работа в группах.

        Трансляция вопросов.

        Физкультминутка.

          — Все встали. Руки вверх, затем вперёд, приседает весь народ.

          Встали дружно, повернулись и друг другу улыбнулись.

          Садитесь, продолжаем работать.

          Тьюторы выставляют оценки в открытый журнал членам своей группы.

          5. Закрепление знаний.

            — Откройте учебник на стр.112. Поработайте с карточками по тексту параграфа. Выполняем задание «Вставь пропущенное слово».

            Тьюторы получают лист с ответами и критериями оценивания. Проверяют и выставляют оценки в Открытый журнал.

            6. Практическая часть.

              — Все, кто закончил работу с карточкой, открывают атлас стр.21 и к/карту на стр. 15 карта 3. выполняем практическую работу.

              Анализ карты «Лесная промышленность» (карта выведена на экран):

              -Назовите территории, имеющую площадь лесистости 30% и более.

              — Назовите центры целлюлозно-бумажной промышленности России.

              -Закончив работать с к/картой, передайте ее друг другу и поставьте оценку товарища. Каждый свою оценку товарища выставляет в Открытый журнал и подводит итог работы на уроке.

              7. Рефлексия.

              — Пожалуйста, встаньте у кого сегодня «5»… «4»…. «3». Поздравляю с хорошими оценками.

              — Что на уроке было главным? А что – интересным?

              — Что нового узнали и чему научились?

              8. Домашнее задание.

                — Запишите на дом параграф 26 прочитать, стр.116 «Вопросы и задания для самоконтроля»: вопросы 1 и 2 – на «3», вопросы 1-4 – на «4», на «5» + «Моя география».

                Какую Информацию Можно Получить из Карты и Рисунка Лесная Промышленность

                👜 Какую Информацию Можно Получить из Карты и Рисунка Лесная Промышленность

                Подробное решение параграф § 49 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016

                • Гдз мой тренажер (тетрадь) по Географии за 8 класс можно найти тут

                1. Древесина – универсальное сырье. Как использовалась древесина в хозяйстве в различные исторические периоды?

                В нашей северной стране дерево издавна использовали не только для построек, но и для обогрева, и в быту, и как материал для народного творчества. Позже древесину стали применять во многих отраслях, прежде всего как сырьедля химической промышленности. В современное время химическая переработка древесины позволяет утилизировать отходы лесопиления и деревообработки: опилки, стружки, щепки.

                Из этого дешевого сырья можно получить этиловый спирт, глицерин, скипидар, деготь и другие продукты.

                2. Выберете верный ответ. В состав лесопромышленного комплекса входят: а) лесохимия и металлургия; б) деревообработка и лесохимия; в) деревообработка и горнодобывающая отрасль.

                Верный ответ б) деревообработка и лесохимия.

                3. Где и почему размещаются предприятия, перерабатывающие древесину?

                Механическая обработка древесины производится как в районах лесозаготовок, так и в районах потребления.

                Целлюлозно-бумажная промышленность отличается высокой материалоемкостью, большой водоемкостью и значительной энергоемкостью. Эта отрасль наиболее развита на Европейском Севере, который дает более половины всей целлюлозы. Особенно выделяется Архангельская область, где работают три огромных целлюлозно-бумажных комбината.

                На втором месте Иркутская область, на третьем – Республика Коми.

                Таким образом, переработка леса в основном сосредоточена там же, где и его заготовка. Дополнительный фактор размещения – водные ресурсы, поэтому крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты находятся на крупных реках.

                4. Назовите основные центры целлюлозно-бумажной промышленности. Объясните особенности их размещения.

                В Архангельской области работают три огромных целлюлозно-бумажных комбината: В самом Архангельске, в его пригороде Новодвинске, и близ Котласа (Коряжма). В Иркутской области заводы размещены в Братске, Усть-Илимске и Байкальске. В республике Коми заводы в Сыктывкаре, В Карелии – в Сегеже и Кондопоге.

                Все населенные пункты обеспечены необходимым количеством сырья и водными ресурсами.

                5. С какими отраслями наиболее тесно связана лесная промышленность? Почему?

                Лесопромышленный комплекс состоит из отраслей – лесозаготовительной (валка леса, трелевка), деревообрабатывающей (лесопильная, фанерная, мебельная, домостроительная), лесохимической (канифольная, гидролизная), целлюлозно-бумажной (производство целлюлозы, бумаги), где химическая переработка древесины сочетается с механической обработкой. Названия этих отраслей отражают три стадии производства: заготовку древесины, ее механическую обработку и химическую переработку.

                6. Какие проблемы стоят перед лесопромышленным комплексом? Как вы думаете, каковы возможные пути их решения?

                Лесозаготовители далеко не по-хозяйски распоряжаются лесными запасами. В одних лесах, ближе к центрам и транспортным магистралям, — «переруб», они истощены, а в других, в отдаленных районах, древесина гниет на корню. Много древесины портится в процессе лесозаготовок.

                Очень много отходов остается и на лесосеках, и вдоль трасс транспортировки леса, и при лесопилении.

                Еще одна проблема – неполная переработка древесного сырья. В российском экспорте преобладает либо просто круглый лес, либо полуфабрикат – целлюлоза. Развитые страны же вывозят готовую продукцию в несколько раз большую по стоимости.

                Кром этого очень острой проблемой остается охрана лесов от пожаров, вредителей и браконьеров.

                7. Как вы думаете, почему сейчас особенно ценятся изделия, изготовленные из цельного натурального дерева?

                В наше время их ценят из-за того что они прочны, экологичны и очень красивы.

                8. Какие народные промыслы, связанные с использованием древесины, вы знаете? В каких районах они находятся?

                Село Богородское (Московская обл., Сергиево-Посадский район). Скульптурная резьба. Специализация: деревянная игрушка.

                Села: Абрамцево, Кудрино, Ахтырка и пос. Хотьково. (Сергиево-Посадский район) Плоскорельефная резьба. Возникла в конце 19 века.

                Тематика: растения и птицы. Основное изделие: шкатулка.

                Город Киров — основной центр. Промысел возник в начале 19 века. Также в городе Уфа (Башкирия) Специализация: художественные изделия из капа и капокорня, (наросты на стволах и корнях березы, ореха и ильма. Основные изделия: шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов

                Великий Устюг (Вологодская обл.), Семенов (Нижегородская обл.), Архангельская, Томская области и Якутия: изделия из бересты. Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения меда и сметаны. Бересту заготавливают на рубеже весны и лета.

                Сергиев Посад. Роспись по дереву с выжиганием. Возникла в конце 19 века, начале 20 века.

                Изделия: шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов «Золотого кольца» России.

                Киров, Сергиев-Посад, г. Семенов, село Полхов-Майдан: матрешка.

                Подробное решение Параграф § 7 по географии для учащихся 9 класса, авторов А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким, Г. Я. Лисенкова, В. И. Сиротин 2016

                Вопросы в параграфе

                1) Можно ли заменить древесину другими материалами?

                Частично сделать это возможно (при изготовлении мебели), но полностью нет.

                2) Где и почему размещены крупные ЛПК и основные предприятия целлюлозно-бумажной промышленности? Сопоставьте рисунок 22 с картой плотности населения.

                В целом для лесного комплекса страны характерно несовпадение размещения лесных ресурсов, лесозаготовок и переработки древесины. В богатых лесами районах страны — в Северном, в Сибири и на Дальнем Востоке — возникли лесопромышленные комплексы (ЛПК), представляющие собой территориальные сочетания всех трех стадий производства: заготовки, механической переработки и химической обработки древесины.

                Вопросы и задания

                1. Древесина — универсальное сырье. Как менялось использование древесины по мере развития хозяйства?

                В древности древесина использовалась в качестве топлива, изготовления орудий труда. Позже ее использование расширилось. Древесина стала основным строительным материалом.

                Из нее изготавливают мебель. На сегодняшний день использование древесины крайне разнообразно. Наиболее емким потребителем древесины является деревообрабатывающая промышленность, состоящая из ряда отраслей: лесопиления, производства древесностружечных и древесноволокнистых плит, фанеры, сборных домов, мебели и спичек.

                Важнейшей отраслью лесного комплекса является целлюлозно-бумажная промышленность, которая производит главным образом целлюлозу, бумагу и картон. Химическая переработка древесины позволяет утилизировать отходы лесопиления и деревообработки: опилки, стружки, щепки. Из этого дешевого сырья можно получить этиловый спирт, глицерин, скипидар, деготь и другие продукты.

                2. С какими отраслями наиболее тесно связана лесная промышленность и почему?

                Лесная промышленность связана с транспортом, поскольку ее отрасли часто разобщены территориально. Тесны связи лесной промышленности с химической промышленностью. Химическая промышленность дает сырье для лесохимии.

                Лесная промышленность поставляет сырье для химической промышленности (к примеру, изготовления химических волокон). Существуют связи с легкой промышленностью и пищевой, которые активно использую бумажные и картонные упаковки.

                3. Покажите на карте крупнейшие лесопромышленные комплексы. Оцените их размещение с точки зрения экономической целесообразности, экологии.

                Наиболее крупные комплексы лесной промышленности сложились в следующих экономических районах страны:
                Север — многолесный район, обеспечивающий вывоз древесины, производство пиломатериалов, фанеры, картона и почти половину бумаги в стране;

                Урал — многолесный район, который специализируется на вывозе древесины и пиломатериалов, производстве фанеры и бумаги в России;
                Сибирь (Западная и Восточная) — многолесный район, поставляющий на российский рынок пиломатериалы, картон и целлюлозу;

                Волго-Вятский район — многолесный район, который на собственном и привозном сырье дает почти пятую часть бумаги в России;
                Северо-Запад — многолесный район, где преимущественное развитие получила деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

                Центр — малолесный район, специализирующийся на выпуске из привозного сырья разнообразной продукции деревообрабатывающей промышленности;
                Дальний Восток — многолесный район, где преобладает заготовка древесины, поставляемая в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

                С экономической точки зрения все лесопромышленные комплексы размещаются достаточно выгодно. Они ориентированы на лесные зоны, источники води и энергии. Недостаток расположения Сибирского лесопромышленного комплекса в удаленности от потребителя.

                4. Как вы думаете, почему сейчас особенно ценятся изделия, изготовленные из цельного натурального дерева?

                Объемы потребления древесины каждый год растут. Площади лесов сокращаются. Стоимость натурального дерева растет, особенно это касается ценных пород.

                Мебель или другие изделия из цельного массива дерева ценятся очень дорого и часто изготавливаются вручную.

                5. Какие народные промыслы, связанные с использованием древесины, вы знаете? В каких районах России они развиваются?

                Подольский край: токарные игрушки. Крупное производство деревянной игрушки, сосредоточенное на Подольском объединении игрушек в городе Климовске и деревне Бабенки, является преемником и продолжателем знаменитого традиционного народного промысла токарной игрушки Подольского края.

                Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области — центр сбыта изделий хохломской росписи 18 — начале 20 вв.

                Богородская резьба по дереву – Сергиев Посад (изготовление игрушек).

                Матрешки — в нашей стране есть несколько городов и деревень, где производятся матрешки. Эти куклы везде имеют какие-либо особенности. К примеру, умельцы из села Крутец проводят эксперименты с формой матрешек и с раскраской. Матрешка из села Полховский Майдан является опорой и кормилицей села, так как его жители живут на доходы, которые получают от продажи куколок

                Яворовская резьба — зародилась в городе Яворове Львовской области. Яворовская резьба является противоположностью кудринской резьбы. Основные элементы резьбы по очертаниям напоминают кудринские растительные гирлянды, но узор не выпуклый, а углубленный в плоскость фона.

                Код Активации в вашем регионе:

                Лесная промышленность России — презентация онлайн

                1. География

                9 класс
                «Лесная промышленность
                России»
                Автор: Кондрашкина Татьяна Владимировна, учитель
                географии ГБОУ гимназия «ОЦ «Гармония»
                г.о. Отрадный, Самарская область
                «Привет тебе, приют
                свободы и покоя,
                Родного Севера
                неприхотливый лес!
                Ты полон свежести, и всё
                в тебе живое,
                И сколько у тебя загадок и
                чудес!
                Ты испокон веков
                сдружился с человеком,
                Берет он для себя от
                «щедрости» твоей
                Грибы и ягоды по
                солнечным просекам,
                И пищу , и жильё, и мачты
                кораблей!»
                В. Рождественский

                3. Что я знаю?

                4. Что я хочу узнать?

                5. География лесной промышленности

                Учебник стр. 152 рис. 49
                1. Обеспечена ли наша страна лесом?
                2. Определите, где в России имеются
                лесодефицитные районы,
                лесообеспеченные районы,
                лесоизбыточные районы?

                6. География лесной промышленности

                Атлас: стр. 15 карта «Лесная промышленность»
                Определите лесистость (в %) для
                следующих городов:
                1) Саратов, Оренбург, Волгоград — ?
                2) Братск, Якутск, Нижний Тагил — ?
                Данные запишите в тетрадь
                Определите, к какому району
                ( лесоизбыточному или лесодефицитному)
                относится Самарская область?
                Атлас: стр. 15 карта «Лесная промышленность»

                8. Основные древесные породы

                1.
                2.
                Какое дерево
                является самым
                распространенным
                в России?
                Какое наоборот,
                является самым
                редким?
                Проверка: Атлас:
                стр.15, диаграмма

                9. Дыхательная гимнастика

                «Чудо-нос»
                «Ныряние»
                «Шарики»

                10. Использование древесины в хозяйстве

                По тексту карточки, выясните и запишите в
                тетрадь:
                1 ряд: Почему ценится древесина сосны; где
                используют смолу сосны и её древесину.
                2 ряд: Древесину каких пород деревьев
                используют для изготовления музыкальных
                инструментов?
                3 ряд: Что такое «моренный» дуб? Что из него
                делают?

                11. Отраслевой состав лесной промышленности

                Лесозаготовка
                (круглый лес)
                Деревообработка
                (мебельная, лесопиление)
                Переработка древесины
                лесохимия
                целлюлозно -бумажная промышленность

                12. Где могут размещаться отрасли лесной промышленности?

                Найдите в тексте учебника стр. 153 факторы и
                принципы размещения стадий производства лесной
                промышленности:
                Заготовка леса (сырьевой) -…
                Лесопиление (в районах заготовки леса) -…
                Мебельное производство (потребительский)-…
                Производство целлюлозы и бумаги(сырье, вода,
                дешевая электроэнергия) -…

                13. Лесопромышленные комплексы

                Для комплексного
                использования
                древесины выгоднее
                создавать не
                обособленные
                производства, а
                объединяющие их
                лесопромышленные
                комплексы
                Учебник, стр. 154
                рис. 50
                Схема Братского
                лесопромышленного
                комплекса

                14. Лесопромышленные комплексы России

                Атлас: стр.15
                1.
                Как на карте обозначаются
                лесопромышленные комплексы?
                2.
                Равномерно ли распределены
                лесопромышленные комплексы по
                территории России?
                3.
                Перечислите все города, которые являются
                лесопромышленными комплексами.

                15. Взаимопроверка

                1.
                2.
                3.
                4.
                5.
                6.
                7.
                Архангельск
                Сыктывкар
                Нарым
                Енисейск
                Усть-Илимск
                Братск
                Комсомольск-наАмуре

                16. Внимание! Проблема!

                Общий запас древесины в российских лесах огромен 80 млрд. кубических метров. Но из-за низкой цены на
                лес отношение к заготовке древесины варварское.
                Через несколько десятков лет европейской части
                России грозит истощение запасов древесины. Не
                очищаются площади для посадки саженцев. Часто
                при рубке леса уничтожаются молодые деревья.
                Вырубка лесов у берегов рек приводит к обмелению
                рек. В районах лесозаготовок скапливаются отходы
                производства.
                Подумайте, как сберечь леса от варварской вырубки и
                уменьшить отрицательное влияние лесной
                промышленности на окружающую среду.

                17. Сплав леса по реке

                18. Закрепление

                1.
                2.
                3.
                4.
                5.
                6.
                Обеспечена ли наша страна лесом?
                Какое дерево является самым
                распространенным в нашей стране?
                Что производят из древесины?
                Назовите три стадии лесной
                промышленности?
                С учетом каких факторов целесообразно
                построить лесопромышленный комплекс?
                Какие проблемы существуют в лесной
                промышленности?

                19. Домашнее задание

                1. П. 30, читать, отвечать на вопросы.
                2. Найти информацию: из какой
                древесины делают спички и привести
                примеры городов в которых делают
                спички. Посмотреть, спичками какой
                фабрики вы пользуетесь дома.

                Павильон №17. Галерея «Лес» на ВДНХ

                Когда построен, кто автор

                Павильон построен в 1954 году по проекту архитектора В.В. Толкушкина в стилистике сталинского ампира.

                Изначально экспозиция рассказывала о посадках и восстановлении леса, а затем тематика была расширена, и в экспозиции также стали демонстрироваться методы использования и переработки древесины. Впоследствии именно эта тематика стала основной.

                Смена названия

                В 1954–1955 годах — «Лесное хозяйство», в 1958–1966 годах — «Лесная и деревообрабатывающая промышленность», с 1967 года — «Лесная промышленность».

                Современное состояние

                В павильоне в техническом режиме работает галерея «Лес».

                История создания

                Современный павильон «Лесная промышленность» был построен по проекту архитектора В. В. Толкушкина на месте павильона «Агролесомелиорация» (1937) в стилистике сталинского ампира. Его композиция симметрична. Центральную часть, возвышающуюся над изогнутыми боковыми крыльями, подчеркивает четырехколонный портик. До середины 1980-х годов портик венчала скульптурная группа работы О. А. Иконникова и Ю. Г. Ушкова: пара комсомольцев, поддерживающих карту сталинского плана лесопосадок, обрамленную венком из дубовых листьев.

                До наших дней сохранились элементы первоначального внутреннего убранства павильона: резные двери и лепные потолки с орнаментом из цветов и листьев. Вводный зал по-прежнему украшает роскошное панно «Лес» работы В. Е. Панфилова, а в круглом купольном зале остался плафон, расписанный растительными композициями.

                История экспозиций

                Экспозиция утопающего в зелени павильона «Лесное хозяйство» рассказывала о значении, способах использования и методах восстановления лесов в Советском Союзе. На открытых участках демонстрировались различные виды применяемой в отрасли техники, а также полезащитные полосы, плодово-ягодные и технические культуры, противоэрозийные насаждения и живые изгороди.

                До 1956 года, то есть до введения раздела «Лесное хозяйство» в состав Всесоюзной промышленной выставки, эта экспозиция также включала в себя тему гидрометеорологии.

                Спустя два года акцент в тематике экспозиции был смещен в сторону переработки и использования древесины, что повлекло изменение названия павильона — «Лесная и деревообрабатывающая промышленность, лесное хозяйство», которое постепенно сократилось до современного «Лесная промышленность».

                В конце 1960-х годов в павильоне №17 гости Выставки знакомились с состоянием и перспективами развития лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, опытом передовых предприятий отрасли. Значительная часть экспозиции была посвящена борьбе с вредителями деревьев и кустарников и методам скорейшего восстановления лесов. Здесь также демонстрировались деревообрабатывающие инструменты и модели типовых строений из дерева и продуктов его переработки.

                Изменение лесного покрова с советских времен

                Когда в 1991 году распался Советский Союз, политические и экономические последствия для 290 миллионов человек, находившихся под его властью, были огромными. Но последствия не ограничивались людьми. Изменение политических времен также привело к быстрым изменениям в отношении лесов в России и странах Восточного блока.

                После составления нового набора спутниковых данных группа ученых опубликовала карты, показывающие, как леса Восточной Европы изменились за 27 лет. Исследовательская группа под руководством Петра Потапова из Мэрилендского университета проанализировала 52 539 снимков, сделанных спутниками Landsat в период с 1985 по 2012 год. зеленый. Области, где лесной покров увеличился, имеют более темные оттенки зеленого, а потери показаны оттенками коричневого.Обратите внимание, что некоторые районы были вырублены, а затем снова покрыты лесом, в то время как другие сначала получили лесной покров, а затем потеряли его.

                «Леса в целом восстанавливались быстро, — отметил Потапов. «Только 12 процентов площадей, где леса были вырублены до 1995 года, еще не восстановились к 2012 году». Загрузите большое изображение, чтобы увидеть все изменения лесов в России и Восточной Европе.

                Площадь лесного покрова на исследуемой территории выросла на 4,7 процента, увеличившись с 216 миллионов гектаров (533 миллиона акров) в 1985 году до 226 миллионов гектаров (558 миллионов акров) в 2012 году.Однако обстоятельства значительно различались в зависимости от страны, как показано в таблице ниже. В стране, на долю которой приходится почти три четверти всех лесных угодий Восточной Европы, — России — лесной покров увеличился на 4 процента.

                Заготовка древесины была основной причиной изменения лесов, составляя более 90 процентов. Лесные пожары вызвали около 6 процентов потерь, а ураганы уничтожили 1 процент. Большая часть ущерба от пожаров пришлась на лето 2010 года, когда на западе России бушевали масштабные лесные пожары.

                Распад Советского Союза прокатился по лесной промышленности разных стран. В то время как в России вскоре после коллапса лесозаготовки сократились на 30 процентов, в нескольких странах Восточного блока, включая Латвию, Литву, Эстонию, Польшу и Словакию, наблюдался быстрый рост по мере открытия новых рынков. К 2012 году все бывшие страны Восточного блока как минимум вдвое увеличили лесозаготовки по сравнению с советским периодом. В Эстонии лесозаготовки увеличились в три раза. В Латвии рост был четырехкратным.

                На карте вверху этой страницы показаны различия в динамике лесов вдоль границы между Латвией и Россией. На латвийской стороне, где леса, как правило, небольшие и находятся в частной собственности, лесозаготовки ведутся интенсивно. На российской стороне лесозаготовки получили гораздо меньшее распространение. Однако размер каждой расчищенной области больше.

                Второй подробный вид (ниже) показывает лесозаготовки к юго-востоку от Архангельска, российского города на Белом море. Образцы шахматной доски свидетельствуют о широко распространенной сплошной рубке; узкие линии — это проселочные дороги.Слабый точечный рисунок вблизи некоторых участков вырубки, вероятно, был вызван заражением еловым короедом. По данным The Moscow Times, в Архангельской области широко распространены проблемы с незаконными рубками, хотя рубки в данном конкретном районе велись на законных основаниях.

                На третьем детальном изображении (вверху) показаны молодые леса, выросшие на заброшенных сельскохозяйственных полях в Кировской области России.Это один из многих районов, где после распада Советского Союза земля, возделываемая крупными колхозами, осталась под паром. В целом около 34% всех пахотных земель в России были заброшены после 1991 года. На сегодняшний день только около 14% этих заброшенных сельскохозяйственных угодий было преобразовано обратно в леса, что позволяет предположить, что возобновление роста лесов может представлять собой значительный «поглотитель углерода» для России в будущее.

                Другие факторы сыграли важную роль в некоторых странах. Например, в Боснии, Хорватии и Сербии большие территории вернулись в леса из-за вооруженных конфликтов 1990-х годов.В то же время в Венгрии значительно увеличился лесной покров из-за повсеместного преобразования пахотных земель в лесные фермы.

                Чтобы увидеть наземные фотографии меняющихся лесов в Восточной Европе, прочитайте этот пост в блоге.

                Изображения Земной обсерватории НАСА, сделанные Джесси Алленом и Джошуа Стивенсом на основе данных Potapov et al. Подпись Адама Войланда.

                Перспективное исследование лесного сектора России до 2030 г. — Российская Федерация

                Инновации и инвестиции призваны модернизировать российский лесной сектор

                25 сентября 2012 г., Рим — Лесной сектор в Российской Федерации необходимо модернизировать с использованием инноваций и прорывных технологий, чтобы максимально использовать его потенциал в качестве глобального фактора смягчения последствий изменения климата и важного источника древесины, говорится в новом исследовании, представленном сегодня Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) и Правительство Российской Федерации.

                Раскинувшись от Балтийского моря до Тихого океана, Россия обладает более чем пятой частью мировых лесов, что делает ее крупнейшей лесной страной в мире. Однако значительный потенциал российских лесов используется недостаточно, и доля России в мировой торговле лесопродукцией составляет менее четырех процентов. Согласно отчету, отсутствие управления, устаревшее оборудование и недостаточное финансирование являются одними из основных факторов, препятствующих развитию российского лесного сектора.

                Исследование «Перспективы лесного сектора России до 2030 года» призывает к незамедлительным действиям по модернизации российского лесного сектора, повышению его инвестиционной привлекательности, стимулированию внутреннего спроса на лесную продукцию, такую ​​как деревянное жилье и мебель, решению проблемы незаконных рубок и реформированию лесных государственных институтов и законодательства.

                «Исследование расширяет наши знания об огромных возможностях и возможном потенциале развития лесного сектора Российской Федерации, — сказал помощник Генерального директора ФАО по лесному хозяйству Эдуардо Рохас-Бриалес. «Модернизация российских лесов окажет положительное влияние на социальные, экономические и экологические условия в Российской Федерации и будет способствовать развитию мирового лесного хозяйства, лесной промышленности, торговли древесиной и окружающей среды».

                Требуются дополнительные инвестиции

                Согласно исследованию, к 2030 году площадь лесов в Российской Федерации увеличится почти на 1.5 процентов с 882 млн га в 2010 году до 895 млн га, это годовой прирост на 660 000 га. Это увеличение произойдет в основном за счет искусственного и естественного лесовосстановления заброшенных сельскохозяйственных угодий и в результате расширения лесов на нелесных землях и в тундре.

                По оценкам исследования, если поток инвестиций в лесной сектор увеличится в пять раз с нынешнего уровня примерно в 2 миллиарда долларов США до примерно 10 миллиардов долларов США в год, производство круглого леса в Российской Федерации удвоится к 2030 году со 143 миллионов кубометров в 2010 году до более 300 миллионов кубометров.При таких благоприятных условиях производство целлюлозы и бумаги должно вырасти к 2030 году с 7,7 млн ​​тонн в 2010 году до 25,5 млн тонн, говорится в отчете. Для достижения этих целей необходимо радикальное улучшение инвестиционного климата в России.

                Глобальное внимание к последствиям изменения климата в России

                Леса Российской Федерации играют важнейшую роль в стабилизации климата земного шара. Например, в 2000-2007 годах страна обеспечивала более 90 процентов стока углерода бореальными лесами мира.Оценки среднего стока углерода в российских лесах за последние 10 лет составляют от 500 до 700 миллионов тонн в год.

                Однако существует серьезный риск того, что выбросы углерода из вечной мерзлоты в России могут в несколько раз превысить нынешние выбросы от вырубки тропических лесов, если глобальное потепление станет реальностью.

                Это проблема глобального значения, еще не признанная международным сообществом, говорится в докладе. Рекомендован дальнейший анализ проблемы вечной мерзлоты на международном уровне и ее включение в текущий переговорный процесс по изменению климата.

                Вторжение России в Украину, вероятно, остановит запланированные инвестиции в российскую лесную промышленность

                Вторжение России в Украину, вероятно, повлияет на мировую торговлю в ближайшие месяцы. Усиление санкций против торговли с Россией и трудности с финансовыми операциями, вероятно, прервут и перенаправят поставки лесной продукции по всему миру. В результате торговля с Россией, вероятно, сократится, что повлияет на давно сложившиеся международные торговые потоки лесной продукции.

                Такие страны, как Китай и Индия, которые неохотно поддержали Россию в конфликте, также могут быть затронуты ограниченными торговыми санкциями. Это развитие в основном затронет Китай, который зависит от импорта лесной продукции, включая бревна, древесную щепу, пиломатериалы, целлюлозу и бумагу из Северной Америки, Европы, Океании и Латинской Америки для внутреннего потребления. Эти регионы мира рассматривают возможность расширения санкций в отношении России и стран, которые прямо или косвенно поддерживают нападение России на Украину.

                Правительства Северной Америки и Европы также серьезно рассматривают возможность исключения России из международной системы денежных переводов SWIFT. Если это произойдет, российским компаниям будет сложно торговать с миром.

                Россия экспортировала лесоматериалы на сумму более 12 миллиардов долларов в 2021 году, а импорт бумажной продукции (в основном) оценивается примерно в 2 миллиарда долларов, по данным Wood Resource Quarterly. Большая часть этой торговли находится под угрозой.

                Россия является крупнейшим экспортером пиломатериалов в мире и занимает седьмое место в мире по экспорту лесоматериалов.За последние пять лет экспорт лесной продукции из России быстро увеличился, в первую очередь за счет пиломатериалов хвойных пород и изделий из бумаги (см. таблицу).

                Примечание. По оценкам, 40% экспорта предназначалось для Китая, а остальная часть была отправлена ​​преимущественно на европейские рынки.

                В России крайне недоиспользованы лесные ресурсы, и у нее есть потенциал увеличить заготовку древесины для снабжения отечественной промышленности. Чтобы удовлетворить растущий мировой спрос на лесную продукцию, российское правительство недавно инициировало программы поощрения инвестиций в этот сектор как для расширения/модернизации существующих производственных предприятий, так и для строительства новых объектов.

                Однако вполне вероятно, что многие инвестиционные проекты в секторе производства лесоматериалов в России будут остановлены по мере вступления в силу растущего списка санкций и ограничений на финансовые операции.
                Источник: Wood Resources International

                Нанесено на карту 90 000 разрушительных лесных пожаров в России — раскопано 90 001

                Только в Амурской области около четверти выявленных пожаров – с площадью пожаров 2,8 млн га – были пространственно связаны с территориями, где лесная служба провела предписанные тушения.В картографическом центре заявили, что это указывает на то, что предписанные сжигания «либо вызвали пожары, либо не выполнили своей предполагаемой функции, которая заключается в предотвращении сжигания сухих лесов».

                В каждом из четырех проанализированных регионов несколько лесных пожаров были пространственно связаны с лесосеками, общая площадь пожаров от которых составила от 139 000 га в Забайкальском крае до 200 000 га в Амурской области.

                Как было рассчитано

                По оценкам, ежегодно в России из-за лесных пожаров теряется около 2 миллионов гектаров леса.

                Чтобы лучше понять причины этих пожаров, картографический центр проанализировал данные дистанционного зондирования для четырех огромных регионов Сибири общей площадью 3,9 миллиона квадратных километров, которые больше всего пострадали от лесных пожаров.

                Используя комбинацию изображений со спутников Sentinel-2 и данных о горячих точках из Системы управления информацией о пожарах для управления ресурсами (FIRMS) НАСА, эксперты ГИС нанесли на карту все лесные пожары 2018 года в этих регионах площадью более 1000 гектаров.Общая площадь, выгоревшая в результате этих пожаров, составила 9,4 млн га, из них 6,1 млн га леса.

                Затем были нанесены на карту все идентифицируемые следы человеческой деятельности вблизи исходных точек этих пожаров, включая населенные пункты, вырубки и дороги, а также данные лесных служб о местах «запланированных сжиганий». Предписанное сжигание — это практика, направленная на снижение риска возникновения горячего и неконтролируемого пожара путем разжигания небольших костров для сжигания потенциального топлива, такого как опавшие листья и упавшие ветки.

                Свидетельства человеческой деятельности вблизи места возникновения лесного пожара не являются убедительным доказательством того, что он был вызван людьми, но, согласно картографическому центру, указывают на высокую вероятность того, что это было, особенно в очень малонаселенных регионах.

                Вы можете более подробно ознакомиться с анализом и его результатами на интерактивной карте выше.

                Вторжение России в Украину может сократить экспорт лесной продукции: WRQ

                Вторжение России в Украину, вероятно, повлияет на мировую торговлю в ближайшие месяцы.Усиление санкций против торговли с Россией и трудности с финансовыми операциями, вероятно, приостановят и перенаправят поставки лесной продукции по всему миру. В результате торговля с Россией, вероятно, сократится, что повлияет на давно сложившиеся международные торговые потоки лесной продукции.

                Такие страны, как Китай и Индия, которые неохотно поддержали Россию в конфликте, также могут быть затронуты ограниченными торговыми санкциями. Это развитие в основном затронет Китай, который зависит от импорта лесной продукции, включая бревна, древесную щепу, пиломатериалы, целлюлозу и бумагу из Северной Америки, Европы, Океании и Латинской Америки для внутреннего потребления.Эти регионы мира рассматривают возможность расширения санкций в отношении России и стран, которые прямо или косвенно поддерживают нападение России на Украину.

                Правительства Северной Америки и Европы также серьезно рассматривают возможность исключения России из международной системы денежных переводов SWIFT. Если это произойдет, российским компаниям будет сложно торговать с миром.

                Россия экспортировала лесоматериалы на сумму более 12 миллиардов долларов в 2021 году, а импорт бумажной продукции (в основном) оценивается примерно в 2 миллиарда долларов, согласно Wood Resource Quarterly .Большая часть этой торговли находится под угрозой.

                Россия является крупнейшим экспортером пиломатериалов в мире и занимает седьмое место в мире по экспорту лесоматериалов. За последние пять лет экспорт лесной продукции из России быстро увеличился, в первую очередь за счет пиломатериалов хвойных пород и изделий из бумаги (см. таблицу).

                Примечание. По оценкам, 40 процентов экспорта предназначалось для Китая, а остальная часть в основном отправлялась на европейские рынки.

                В России крайне недоиспользованы лесные ресурсы, и у нее есть потенциал увеличить заготовку древесины для снабжения отечественной промышленности.Чтобы удовлетворить растущий мировой спрос на лесную продукцию, российское правительство недавно инициировало программы поощрения инвестиций в этот сектор как для расширения/модернизации существующих производственных предприятий, так и для строительства новых объектов.

                Однако вполне вероятно, что многие инвестиционные проекты в секторе производства лесоматериалов в России будут остановлены по мере вступления в силу растущего списка санкций и ограничений на финансовые операции.

                Вас интересует информация о мировом рынке изделий из дерева? Wood Resource Quarterly представляет собой ежеквартальный отчет на 75 страницах, выпущенный в 1988 году и имеющий подписчиков более чем в 30 странах.Издание отслеживает цены на пиловочник, балансовую древесину, пиломатериалы и пеллеты, а также сообщает о торговле и развитии рынка древесины в ключевых регионах мира. Для получения дополнительной информации о последних тенденциях на международном рынке лесных товаров посетите сайт www.WoodPrices.com.

                Картографирование лесов средневекового Новгорода

                Новгород — известный средневековый город, построенный почти полностью из дерева, который активно эксплуатировал свои леса. Из-за отличной органической сохранности были раскопаны, изучены и опубликованы деревянные предметы всех видов, что указывает на то, как разные породы и размеры деревьев выбирались для конкретных целей (Брисбен и Хатер, 2007 г.).

                Город был основан, согласно русским летописям, в 862 году нашей эры, хотя археологические данные свидетельствуют о том, что он начинается с вырубки деревьев и расчистки территории только в первой половине 10 века. Однако близлежащие более ранние поселения начали оказывать ограниченное влияние на лес, поскольку в 8-м и начале 9-го веков была расчищена небольшая земля для ведения сельского хозяйства. Но примерно с 1000 года нашей эры, с быстрым ростом города, ростом населения и, как следствие, спросом на древесину для артефактов, строительства и топлива, действительно начинается воздействие на местные леса.

                Троицкая стоянка в Новгороде с раскопанными деревянными постройками.

                Используя археологические данные из Новгорода и его внутренних районов, а также пыльцу и другие экологические исследования, в настоящее время осуществляется проект по попытке нанести на карту лес и его эксплуатацию. Используя новый подход, редко используемый в археологическом контексте, имитационная модель леса создается с использованием программы, известной как LANDIS II.

                Эта программа обычно используется экологами для прогнозирования воздействия различных режимов лесопользования в будущем.Однако в этом исследовании будет использоваться LANDIS II для моделирования изменения лесов примерно с 800 по 1500 год нашей эры с использованием различных сценариев, чтобы увидеть, как это повлияло на основные виды.

                Использование хвойных (преимущественно сосны и ели), ключевых лиственных пород (дуб, липа и др.) и других пород, с учетом типов почв, высоты ОП, гидрологии, климата и доступности леса, три-четыре возможных сценария для будет исследована лесопользование, каждое из которых имеет разную степень интенсивности эксплуатации.Они будут сверены с историческими обзорами и картами Новгородского леса XVIII, XIX и начала XX веков.

                Хотя, возможно, никогда не удастся точно воссоздать общий лесной покров внутренних районов средневекового Новгорода, должна быть возможность предложить способы использования леса, которые кажутся достоверными при оценке других типов доказательств. Таким образом, должна появиться более четкая модель, которая поможет показать, как интенсивность расчистки земель — вместе с экстенсивной эксплуатацией лесных угодий посредством такой деятельности, как ремесленное производство и городское строительство — все это повлияло на лес, его способность к регенерации, упадок отдельных пород (в основном лиственных), а также преднамеренное удаление старых и крупных деревьев для строительства и других целей.Эта работа поддерживается стипендией Leverhulme Emeritus Fellowship.

                Сопоставление лесных земель, отображение лесного хозяйства

                Español

                Дистанционное зондирование для лесного хозяйства

                Многие правительства, государственные и частные организации по лесному хозяйству и агентствам сегодня используют геопространственные технологии, такие как ГИС (географические информационные системы) и спутниковые снимки для различных приложений. оценка и управление нашими лесами.

                Многие области применения лесного хозяйства и природных ресурсов требуют точного анализа растительного покрова и изменений. Изменяющиеся условия из-за разрастания городов, а также увеличивающаяся фрагментация лесов делают земной покров и анализ обнаружения изменений чрезвычайно важным фактором для управления, планирования и картирования инвентаризации. Это включает разнообразие экосистем и видов, продуктивность лесов, лесовосстановление, здоровье лесов, сохранение почвы, водных ресурсов и круговорот питательных веществ.

                спутниковый снимок (0.7 м) леса Ортигейра, Бразилия

                Copyright © Satellogic. Все права защищены.

                Картирование пожаров и чрезвычайных ситуаций

                Спутниковые изображения и карты ГИС помогают пожарным и аварийным службам реагировать на чрезвычайные ситуации, уменьшать использование опасных видов топлива, оказывать помощь населению, тушить пожары, реабилитацию и восстановление. Для моделирования лесного пожара необходимы методы получения, анализа и отображения пространственной информации своевременным и экономичным способом, которые оказались не только возможными, но и невероятно эффективными и действенными.

                Коротковолновое инфракрасное излучение (SWIR)

                Спутниковые изображения SWIR позволяют видеть сквозь плотный дым лесных пожаров, обнаруживать пламя и горячие точки. SWIR-изображение представляет собой композицию «ложного цвета», состоящую из трех из восьми каналов SWIR (каналы 6, 3 и 1), которые по совпадению придают огню оранжевый цвет.

                WorldView-3 SWIR (3,7 м) Спутниковый снимок лесных пожаров в Национальном лесу Кламат в Калифорнии, США

                Авторские права © MAXAR.Все права защищены.

                Приведенное ниже SWIR-изображение WorldView-3 представляет собой пример тепловой карты, использующей все восемь спектральных цветовых диапазонов SWIR, где лесные пожары наиболее интенсивны во время лесных пожаров в комплексе Happy Camp в 2014 году в Национальном лесу Кламат, Калифорния.

                WorldView-3 SWIR (3,7 м) Спутниковый снимок лесных пожаров в Национальном лесу Кламат в Калифорнии, США

                Авторские права © MAXAR. Все права защищены.

                Спутник WorldView-3 обеспечивает панхроматическое разрешение 30 см, 1.Мультиспектральное разрешение 24 м, коротковолновое инфракрасное разрешение 3,7 м (SWIR). Спутник способен собирать до 680 000 км2 в сутки.

                Дистанционное зондирование и искусственный интеллект (ИИ) для вырубки лесов

                Вырубка лесов объясняется социально-демографическими факторами, такими как рост населения и политическая экономия классовой структуры, а также конкретными эксплуататорскими видами деятельности, такими как коммерческие лесозаготовки, лесоводство, сбор топливной древесины, сельское хозяйство и расчистка пастбищ для животноводства.

                Используя многоспектральные спутниковые изображения высокого разрешения в средах глубокого обучения, таких как алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ), машинного обучения (МО) и компьютерного зрения (CV), данные изображения собираются и обрабатываются, извлекаются спектральные данные и передаются в управление решения для управления обезлесением и мониторинга. ИИ использовался для изучения изменения климата, чтобы помочь в прогнозировании и мониторинге засух, парниковых газов, облачного покрова и погодных условий.

                Инструменты искусственного интеллекта и географических информационных систем (ГИС) могут поддерживать мониторинг лесов и управление деятельностью по вырубке лесов за счет использования данных изображений, собранных со спутников, самолетов с неподвижным крылом или беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).Эти данные собираются и обрабатываются для получения NDVI и многих других индексов растительности для определения земель, расчищенных законно или незаконно. Способность ИИ и ГИС анализировать и визуализировать среду и рабочие процессы оказалась очень полезной для тех, кто работает в лесной отрасли.

                Добавить комментарий

                Ваш адрес email не будет опубликован.