История создания лесничества: История создания Щёлковского учебно–опытного лесхоза. Мытищинский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана (МГУЛ)

История

История школьных лесничеств

 

 Россия является самой богатой лесными ресурсами страной в мире. Площадь лесного фонда Российской Федерации составляет 1,1 млрд. гектаров. В связи с этим, работники лесного хозяйства в своей  деятельности большое внимание придают преемственности, передаче своего опыта подрастающему поколению. В 60-е годы ХХ столетия возникла необходимость создания школьных лесничеств, что стало одной из эффективных форм трудового воспитания детей.

Прообразом первого школьного лесничества был ученический отряд «Лесной патруль», организованный в 1952 году в Жуковском лесхозе Брянской области учителем И.С. Артюховым, лесничим П.П.Мартыновым и директором лесхоза В.А.Николаюком. Под руководством работников лесной охраны ребята сначала помогали выявлять лесонарушения и вести пропаганду по охране лесов от пожаров, знакомились с жизнью леса, слушали беседы ученых Брянского лесохозяйственного института.

В 1966 г. И.С. Артюхов обратился в Министерство лесного хозяйства РСФСР придать этому движению узаконенный статус.

Коллегия Министерства приняла решение впредь именовать эти отряды школьными лесничествами с приданием им ряда  прав и обязанностей. За школьниками были закреплены отдельные близлежащие участки леса, где учащиеся могли заниматься всем комплексом лесохозяйственных работ. Как в настоящем лесничестве здесь  появились  из числа ребят – лесники, участковые техники- лесоводы, помощники лесничих, лесничие.

Школьные лесничества со своим «штатом» и «лесным фондом» появились в Брянской, Свердловской, Рязанской областях, Удмуртии и Карелии. Организаторами их были работники лесного хозяйства и учителя местных школ. В 1967 году, когда Минлесхозом РСФСР, Министерством просвещения и Всероссийским обществом охраны природы было утверждено Положение о школьных лесничествах, в Российской Федерации их было уже 75, объединивших около 1000 учащихся восьмилетних и средних школ.

В 1969 году  министерства лесного хозяйства и просвещения, ВООП по согласованию с ЦК ВЛКСМ утвердили Условия Всероссийского смотра школьных лесничеств. Смотры проводились регулярно, раз в два года, в каждом районе, области, крае, республике. Победителей (коллективы школьных лесничеств) награждали премиями, подарками.

С 1972 года начали проводить Всероссийские конкурсы. Первый – в Матвеев-Курганском районе Ростовской области. В нем участвовало 94 школьника. В следующие годы дети собирались в Карелии, Брянской области, в Башкирии, Волгограде, Удмуртии, Красноярском крае, Ленинградской и Вологодской областях.

В Лесной кодекс, принятый 8 августа 1978 года, вошла статья «Школьные лесничества». Так это общественное движение было узаконено на государственном уровне. В 1979 г. постановлением коллегий Минлесхоза РСФСР и Минпроса РСФСР утверждено новое Положение о школьном лесничестве.

Наибольшей активности движение школьных лесничеств достигло в 70-80-е годы. В 1986 году действовало 6000 школьных лесничеств, которые объединяли более 200 тысяч учащихся 5-10-х классов.

В эти годы школьные лесничества стали формой профориентации молодежи и профессиональной подготовки учащихся, которые получали профессии лесника, рабочего лесокультурника, зеленого строительства, тракториста.

В настоящее время в Российской Федерации действует 3265 школьных лесничеств, объединяющих более 73 тысяч школьников старших и младших классов. Школьные лесничества работают во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области.

В 1999 году, после длительного перерыва, был проведен IX Всероссийский слет членов школьных лесничеств и юных друзей природы, который восстановил общественное движение школьных лесничеств, сложившееся на лучших традициях лесного хозяйства, расширении и углублении знаний по ботанике, биологии и другим естественным наукам, а также профессионально ориентированной работе  со школьниками.

В марте 2004 года на Всероссийском съезде школьных лесничеств были учреждены ежегодные Российский национальный и Международный юниорские лесные конкурсы.

 

Школьные лесничества Иркутской области

 

          По площади лесных пространств и наличию древесных ресурсов на душу населения Иркутская область относится к числу наиболее обеспеченных регионов России, именно по этому одно из важных направлений работы агентства лесного хозяйства Иркутской области и Областного детского эколого-биологического центра является формирование у подрастающего поколения экологической культуры и экологически целесообразного поведения, по средствам различных конкурсов и мероприятий эколого-биологической направленности.

Первое школьное лесничество в Иркутской области появилось в 1948 году на базе Тальцинской средней школы  и Ангарского лесхоза. Наибольшего размаха движение получило в 70-х-начале 80-х годов. Тогда в области количество школьных лесничеств достигало 200, с численностью 8600 человек. Но к 90 м годам начался спад в деятельности школьных лесничеств и в области насчитывалось всего 20 школьных лесничеств.

Приятно отметить, что после некоторого периода забытья школьных лесничеств (80-90е годы), интерес к ним не пропадёт, а наоборот, с каждым годом увеличивается.

Начавшиеся оживление школьного лесничеств в 2000 году привело к тому, что в  лесхозах и лесничествах, подведомственных министерству лесного комплекса Иркутской области ( до июня 2016 года Агентство лесного хозяйства Иркутской области) совместно с образовательными учреждениями организовано и действует:

1996 г. – 28 школьных лесничеств;

2001 г.  – 37 школьных лесничеств;

2002 г.  – 45 школьных лесничеств;

2003 г. — 43 школьных лесничеств;

2005 г. — 39 школьных лесничеств;

2006 г. — 56 школьных лесничеств;

2007 г. —  88 школьных лесничеств, с численностью 1683 человек.

2008 г. — 75 школьных лесничеств;

2010 г. – 55 школьных лесничеств;

2011 г.  – 55 школьных лесничеств;

2012 г. – 54 школьных лесничеств;

2013 г. — 54 школьных лесничеств;

2014 г. — 52 школьных лесничеств, с численностью более 1000 человек;

 

2018 г. — 54 школьных леснчества с численностью  1100 человек;

2019 г. — 52 школьных лесничеств с численностью более 1000 человек;

2020 г .- 48 школьных лесничеств с численностью более 900 человек.

 

        В настоящее время школьные лесничества, реально существующие в лесных посёлках, а во многих случаях и единственные объединения школьников, которые способны нести нагрузку по противопожарной пропаганде, воспитанию бережного отношения к лесу, повышения уровня эколого-лесохозяйственного образования и профессиональной ориентации школьников.

            Бесценный опыт и знания, полученные в школьных лесничествах, помогают основательно подойти к вопросу жизненного выбора, способствуют гражданскому и личностному росту во имя процветания Иркутской области и России.

 

История создания Щёлковского учебно–опытного лесхоза. Мытищинский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана (МГУЛ)

Щёлковский учебно-опытный лесхоз

Щёлковский лесхоз был организован Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 июля 1936 г. «О выделении лесов водоохранной зоны и образовании Главного Управления лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР». В лесхоз включили массивы лесов местного назначения, бывшие ранее в ведении Щёлковского райлесхоза Московского областного земельного отдела. За время с 1936 по 1939 гг. лесхозу были переданы Трубинский, Щёлковский, Свердловский, Огудневский, Фряновский производственные участки райлесхоза общей площадью 35990 га. На их основе были организованы лесничества нового Щёлковского лесхоза: Фряновское, Огудневское, Воря-Богородское, Гребневское, Свердловское, Чкаловское и Щёлковское.

В 1941 г. лесхоз принял от лесопаркового отдела Моссовета расположенные в Мытищинском районе лесные участки площадью 902 га.

В 1944 г. Фряновское лесничество было передано Московскому лесотехническому институту, который нуждался в собственной учебной базе для организации практических занятий со студентами. Отдаленность Фряновского лесничества создавала неудобства в учебной практике и научно-исследовательских работах, поэтому распоряжением Совмина СССР № 881-Р от 27.01.1948 г.

взамен его институту были переданы Воря-Богородское и Свердловское лесничества, из которых был организован учебно-опытный лесхоз.

Небольшая площадь двух лесничеств лесхоза затрудняла организацию учебных практик, ограничивала возможности наглядного изучения разнообразных природных и производственных условий. Эти обстоятельства требовали создания крупного лесхоза с богатой флорой и фауной, с мощной производственной базой, способного самостоятельно вести полный комплекс производственных и лесохозяйственных работ, чтобы максимально обеспечивать учебные практики студентов и научно-исследовательские работы высшего учебного заведения лесотехнической специализации.

В связи с этим по приказу Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 350 от 26 мая 1961 г. учебно-опытный лесхоз МЛТИ и Щёлковский лесхоз Московского управления лесного хозяйства были объединены и на их основе организован Щёлковский учебно-опытный лесхоз МЛТИ (с 1995 г. МГУЛ) (Приказ издан на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 30.03.1960 г. № 1717-Р и письма Комитета лесного хозяйства при Совете Министров РСФСР от 07.04.1960 г. № 4-21/547). По настоящее время Щёлковский учебно-опытный лесхоз входит в состав Московского государственного университета леса и расположен в северно-восточной части Московской области на территории Щёлковского административного района.

Длительное время Щёлковский учебно-опытный лесхоз был разделен на 8 лесничеств (Фряновское — 3401 га; Аксеновское — 4378 га; Огудневское — 6641 га; Воря-Богородское — 5002 га; Гребневское — 3884 га; Свердловское — 5266 га; Чкаловское — 2445 га; Щёлковское — 3188 га).

С 2006 г. в лесхозе были сформированы 5 лесничеств:

    Фряновское лесничество — 7779 га;
    Огудневское лесничество — 6641 га;
    Воря-Богородское лесничество — 4991 га;
    Гребневское лесничество — 7049 га;
    Свердловское лесничество — 7711 га.

Их общая площадь составляет 34171 га.

Учебно-производственная деятельность лесхоза осуществляется 5 лесничествами, лесоперерабатывающим комплексом с нижним складом, ПХС и двумя учебными базами: «Камшиловка» и «Гребнево».

Исторически леса лесхоза складывались в основном как частные владения — дачи: Никольская дача принадлежала товариществу Вознесенской мануфактуры и в настоящее время частями входит в Воря-Богородское и Огудневское лесничества; Брюсовская, Малининская, Щепкинская дачи, названные так по именам их владельцев, входят в состав Свердловского лесничества; были также три казенные дачи: Демиходуменовская, Воря-Богородская (Воря-Богородское лесничество) и Гребневская (Свердловское лесничество).

Наибольший интерес представляет Никольская лесная дача, приобретенная в 1872 г. товариществом Вознесенской мануфактуры (ныне г. Красноармейск) с целью обеспечения ее фабрик дровами.

В 1884 г. под руководством проф. М. К. Турского была начата работа по устройству Никольской дачи. Главное внимание при этом было обращено на создание таких условий эксплуатации леса, которые бы обеспечили легкость ведения хозяйства, постоянство пользования и повышение производительности насаждений.

Исходя из доходности хвойной древесины и возможности обращения смешанных насаждений в хвойные (на момент устройства смешанные насаждения из ели, осины, березы занимали 58 %, сосны и ели — 25 %, осины и березы — 13 % лесной площади), главными породами на даче М. К. Турский избрал хвойные. Был составлен общий обзор порядка эксплуатации дачи в течение 60-летнего оборота рубки.

Главный оборот рубки, по мнению проф. М. К. Турского, должен был обеспечить перевод преобладающих на даче хвойных насаждений III класса возраста (50 лет) в VI класс (70 лет) при сохранении постоянства пользования.

Кроме главных рубок, рекомендовалось проведение рубок ухода (проходных и прореживания), которыми ежегодно предполагалось проходить 1/8 часть площади дачи.

При рубке лиственных насаждений, которая была предусмотрена на первые 8 лет эксплуатации, хозяйство ориентировалось на их естественное возобновление. Рубками ухода возобновившиеся хвойно-лиственные насаждения предполагалось в последующем перевести в хвойные.

В случае, если естественное возобновление леса будет протекать неудовлетворительно, рекомендовалось культивировать участки.

В 1899 г., по окончании первого 15-летнего периода, была произведена ревизия лесоустройства 1884 г. Полевыми работами руководил М. К. Турский, объяснительную записку написал лесничий дачи Г. Сычев. За истекший период повысился средний возраст насаждений, увеличилась площадь хвойных лесов.

В дальнейшем дача содержалась в образцовом порядке заслугой ряда других лесных специалистов. На даче производились разнообразные посевы и посадки леса. В настоящее время насчитывается 859 га высокопродуктивных, высокополнотных лесных культур сосны, ели, лиственницы, посаженных в этот период. Посадки сосны обыкновенной и лиственницы европейской на Никольской даче, по выражению академика ВАСХНИЛ И. С. Мелехова, являются жемчужиной Щёлковского учебно-опытного лесхоза.

В настоящее время восстановлены границы дачи. Никольская дача служит постоянным объектом научно-производственных экскурсий лесоводов и студентов, а также природной лабораторией для изучения динамики лесного фонда за 100 лет.

История

Миссия Общества американских лесоводов состоит в том, чтобы продвигать устойчивое управление лесными ресурсами с помощью науки, образования и технологий, способствуя профессиональному совершенствованию, обеспечивая при этом постоянное здоровье, целостность и использование лесов на благо общества на неограниченный срок.

Гиффорд Пинчот

Профессия лесного хозяйства начала распространяться в Соединенных Штатах в конце 1800-х годов. В 1889 г., Джордж Вандербильт нанял Гиффорда Пинчота (на фото справа), молодого лесника, получившего образование в Европе, для управления лесом в поместье Билтмор. Это был первый в стране профессионально управляемый лес.

В 1891 году Конгресс принял Закон о лесных заповедниках, согласно которому в Соединенных Штатах был создан заповедник площадью 40 миллионов акров лесных угодий. Шесть лет спустя, в 1897 году, Конгресс принял Органический закон, послуживший основой для управления вновь созданными лесными заповедниками.

В то время в стране было менее 10 человек с какой-либо формальной подготовкой по управлению лесами, и все они учились в Европе. Это изменилось в 1898, когда Лесная школа Билтмора и Колледж лесного хозяйства штата Нью-Йорк в Корнелле запустили образовательные программы по лесному хозяйству. Два года спустя Йельская школа лесного хозяйства начала обучать специалистов управлению этим жизненно важным ресурсом.

Пинчот считал, что высокие стандарты необходимы для придания этой новой профессии уровня достоинства, равного уровню других профессий. 30 ноября 1900 года Пиншо попросил семерых профессиональных лесников присоединиться к нему в его офисе в Министерстве сельского хозяйства. Результатом этого сбора стало формирование СВС.

Целью SAF было «продвижение дела лесного хозяйства в Америке путем укрепления духа товарищества среди лесников; путем создания возможностей для свободного обмена мнениями по лесному хозяйству и смежным вопросам; и путем распространения знаний о целях и достижениях лесного хозяйства». Пинчот был первым президентом Общества с 1900 по 1908 год, а затем снова с 1910 по 1911 год.

По мере роста Общества росли и его программы. Национальная встреча, состоявшаяся за пределами Вашингтона, округ Колумбия, состоялась 1914 в Итаке, Нью-Йорк. Журнал лесного хозяйства был опубликован в январе 1917 года, чтобы донести до его членов самую свежую научную информацию об управлении лесами. В 1935 году SAF начал аккредитацию программ лесного хозяйства, которая расширилась до четырех стандартов. В 1994 году SAF создала программу «Сертифицированный лесник» — национальную программу сертификации лесников и других специалистов в области природных ресурсов. В 1995 году SAF выпустила газету The Forestry Source , чтобы сообщать последние новости о лесном хозяйстве и деятельности Общества непосредственно членам.

Сегодня SAF представляет собой сообщество, насчитывающее 10 000 человек, которое верно поставило перед собой первоначальную цель — объединить профессионалов лесного хозяйства и природных ресурсов и информировать их о последних достижениях в области науки и управления лесами.

Лесное хозяйство | История, типы лесов, методы и цели

регистрация на Борнео

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Норман Эрнест Борлоуг Гиффорд Пинчот Патрик Мэтью
Похожие темы:
предписанный огонь лесовосстановление агролесоводство роща национальный лес

См. весь связанный контент →

Последние новости

30 марта 2023 г., 5:49 по восточноевропейскому времени (AP)

Изменение климата способствует возникновению весенних лесных пожаров в Испании

Пожарный Мануэль Рубио никогда не видел такого пожара, как тот, который бушевал за прошедшую неделю в восточной Испании

Самые популярные вопросы

Что такое лесное хозяйство?

Лесное хозяйство – это управление лесными угодьями вместе с сопутствующими водами и пустырями, главным образом для заготовки древесины.

Что такое городское лесничество?

Городское лесное хозяйство – это управление деревьями, находящимися в государственной и частной собственности, в городских районах и на прилегающих к ним территориях. Городские леса включают в себя такие среды, как городские зеленые насаждения, улицы и полосы отчуждения коммунальных служб, покрытые лесом водоразделы муниципальных водоемов, а также жилую, коммерческую и промышленную собственность.

Является ли лесоводство тем же, что и лесоводство?

Лесоводство – это отрасль лесного хозяйства, занимающаяся теорией и практикой управления созданием, составом и ростом леса.

лесное хозяйство управление лесными угодьями вместе с сопутствующими водами и пустырями, главным образом для заготовки древесины. В значительной степени современное лесное хозяйство развивалось параллельно с управлением природными ресурсами. Как следствие, профессиональные лесоводы все чаще вовлекаются в деятельность, связанную с сохранением почвы, воды и ресурсов дикой природы, а также с отдыхом.

В этой статье прослеживается история лесного хозяйства от его зарождения в древней практике до его развития в качестве научной профессии в современном мире, а также подробно обсуждаются виды и распространение лесов, а также основные приемы и методы современного лесопользования. .

История

Древний мир

Считается, что Homo erectus использовали дрова для разжигания огня не менее 750 000 лет назад. Самое старое свидетельство использования дерева для строительства, найденное на месте водопада Каламбо в Танзании, датируется примерно 60 000 лет назад. Ранние организованные общины располагались вдоль водных путей, протекавших через засушливые регионы Индии, Пакистана, Египта и Месопотамии, где деревья, разбросанные по берегам рек, использовались так же, как и сегодня, — в качестве топлива, строительства и ручек для инструментов. Авторы еврейской Библии часто упоминают использование дерева. Изображения в египетских гробницах показывают использование деревянного плуга и других деревянных инструментов для подготовки земли к посеву. Плотники и корабелы изготавливали деревянные лодки еще в 2700 г. до н.э. Теофраст, Варрон, Плиний, Катон и Вергилий много писали о деревьях, их классификации, способах роста и влияющих на них характеристиках окружающей среды.

Римляне проявляли большой интерес к деревьям и импортировали саженцы деревьев по всему Средиземноморью и Германии, создавая рощи, сравнимые с рощами в Карфагене, Ливане и других местах. Падение Римской империи означало прекращение консервационных работ по всему Средиземноморью и возобновление нерегулируемой рубки, поджога и выпаса овец и коз, что привело к уничтожению лесов. Это, в свою очередь, вызвало серьезную потерю почвы, заиление ручьев и гаваней и превращение леса в кустарниковый покров, известный как маквис.

В средневековой Европе лесные законы изначально были направлены на защиту дичи и определение прав и обязанностей. Права на охоту принадлежали феодалу, владевшему собственностью и имевшему исключительное право рубить деревья и экспортировать древесину. Крестьянам разрешалось собирать топливо, древесину и подстилку для использования на своих собственных участках и пасти определенное количество животных. Однако к 1165 году расчистка земель для сельского хозяйства зашла так далеко, что Германия запретила дальнейшую вырубку леса. Однако систематическое управление лесами зародилось в немецких государствах в 16 веке. Каждый лесной участок был разделен на участки для заготовки древесины и восстановления, чтобы обеспечить устойчивый сбор древесины для всего участка. Этот рабочий план требовал точных карт и оценок объема древесины и ожидаемых темпов роста.

Деревья выращивали из семян или черенков с библейских времен, но самое раннее упоминание о запланированном лесном питомнике принадлежит Уильяму Блэру, кладовщику аббатства Купар Ангус в Шотландии, который выращивал деревья для выращивания в горном лесу Фертер. уже в 1460 году. После роспуска монастырей многие недавно разбогатевшие землевладельцы в Шотландии и Англии нашли выгодные долгосрочные инвестиции в искусственные плантации, созданные на бедных землях. Джон Эвелин, придворный во времена правления Карла II, опубликовал свой классический учебник Sylva в 1664 году, призывая их к этому, и сегодня практически все 3,9 миллиона гектаров (9,6 миллионов акров) лесных массивов Великобритании состоят из искусственных плантаций. Другие страны лучше управляли своими естественными лесами и до недавнего времени почти не нуждались в лесонасаждениях на голых землях. Однако в 20-м веке на всех континентах произошло огромное расширение искусственных плантаций, предназначенных для удовлетворения постоянно растущих потребностей в древесине и бумаге как основных материалах современной цивилизации.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Современные разработки

Формальное образование в области лесоводства началось примерно в 1825 году, когда были основаны частные школы лесоводства. Они были результатом старых мастерских школ, таких как Мастерская школа Котта, которая превратилась в лесной колледж в Тарандте — одну из ведущих школ лесного хозяйства в Германии. Национальная школа лесного хозяйства была основана в Нанси, Франция, в 1825 г.

В 19 веке репутация немецких лесников была настолько высока, что они работали в большинстве стран континентальной Европы. Первые американские лесоводы, в том числе великий пионер охраны природы Гиффорд Пинчот, прошли обучение в европейских центрах. Но доктрине ответственного контроля пришлось вести тяжелую борьбу с лесопромышленниками, стремившимися к быстрой наживе.

В ХХ веке неуклонно росло количество национальных лесных законов и политик, направленных на защиту лесных массивов как непреходящих активов. Начало в 19В 40-х годах Греция, Израиль, Италия, Испания и страны Магриба в Северной Африке предприняли обширную мелиорацию земель, чтобы восстановить леса на склонах, обнаженных в результате прошлых злоупотреблений. Основная цель посадки деревьев — сохранить то, что осталось от почвы, и защитить водоразделы. В Китае, где леса когда-то занимали более 30 процентов территории, столетия чрезмерной вырубки, чрезмерного выпаса скота и пожаров сократили эту долю примерно до 7 процентов. Китай предпринял серьезные шаги по улучшению землепользования, включая строительство водохранилищ и масштабную программу посадки лесов, которая к 2015 году увеличила площадь лесов до 20 процентов9.0003

Характер лесной политики во всем мире отражает национальную политическую философию. В коммунистических странах все леса принадлежат государству. В Соединенных Штатах как федеральное правительство, так и правительства штатов сочли разумным владеть значительными участками естественных лесов, в то же время позволяя коммерческим компаниям и частным лицам полностью владеть другими участками. Подобные формы собственности встречаются в большинстве стран Азии, Западной Европы и стран Содружества. В Японии обширные леса в основном принадлежат государству. Племенная собственность встречается во многих африканских странах и во многих местах на Амазонке. Международное сотрудничество осуществляет Департамент лесного хозяйства Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций со штаб-квартирой в Риме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *