Государственная инвентаризация лесов Южный ФО
1 187,6 МЛН ГА
Площадь лесов России
820,9 МЛН ГА
Покрытых лесной растительностью
5,6 ГА
Покрытых лесом территорий приходится на каждого жителя России
84
Субъекта Российской Федерации от Калининграда до Чукотки
69 100
Пробных площадей
Результаты ГИЛ
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург, Республика Коми, Республика Карелия, Псковская область, Новгородская область, Мурманская область, Ленинградская область, Калининградская область, Вологодская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ
Дальневосточный ФО
Забайкальский край, Республика Бурятия, Хабаровский край, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Чукотский автономный округ, Магаданская область, Камчатский край, Еврейская автономная область, Амурская область
Центральный ФО
Ярославская область, Тульская область, Тверская область, Тамбовская область, Смоленская область, Рязанская область, Орловская область, Московская область, Липецкая область, Курская область, Костромская область, Калужская область, Ивановская область, Воронежская область, Владимирская область, Брянская область, Белгородская область
Уральский ФО
Ямало-Ненецкий автономный округ, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Тюменская область, Свердловская область, Курганская область
Приволжский ФО
Чувашская Республика, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Саратовская область, Самарская область, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Республика Башкортостан, Пермский край, Пензенская область, Оренбургская область, Нижегородская область, Кировская область
Северо-Кавказский ФО
Чеченская Республика, Ставропольский край, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика
Сибирский ФО
Томская область, Республика Хакасия, Республика Тыва, Республика Алтай, Омская область, Новосибирская область, Красноярский край, Кемеровская область, Иркутская область, Алтайский край
Южный ФО
Севастополь, Ростовская область, Республика Крым, Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Краснодарский край, Волгоградская область, Астраханская область
Итоги первого цикла ГИЛ
Работы по определению количественных и качественных характеристик лесов в рамках первого цикла ГИЛ Рослесинфорг проводил в России с 2007 по 2020 годы. Государственной инвентаризацией охвачено 1187,6 млн гектаров, то есть 100% от площади российских лесов, заложено 69,1 тысяч пробных площадей.
По итогам первого цикла ГИЛ Рослесинфорг актуализировал цифровые данные о площади российских лесов, их количественных и качественных характеристиках, экологическом и биологическом состоянии.
По предварительным данным госинвентаризации, общий запас древесины составил 112 млрд кубометров. Это на 35,6% больше зафиксированного показателя в Государственном лесном реестре (ГЛР). Запас спелого леса составил 69,1 млрд кубометров.
Биоразнообразие лесов России исключительно, на территории страны произрастает: 93 породы и 373 подвида деревьев и кустарников.
В породном составе преобладают хвойные насаждения, лиственницы и сосны – по 20%, из мягколиственных преобладает береза – 20%. Ель, осина, кедр и пихта занимают по 10% в общем запасе стволовой древесины.
Запас хвойных пород – 71,3 млрд м3, твердолиственных – 3,6 млрд м3; мягколиственных – 36,3 млрд м3
Погрешность определения общего запаса древесины по Российской Федерации при ГИЛ составила 0,35%.
Инвентаризация лесов как метод государственного управления и контроля стратегических лесоучетных работ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»
Новый университет
Экономика и право 2015. № 8-9 (54-55)
ISSN 2221-7347
УДК 330
С.А. Филенко , Т.В. Ялялиева
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЛЕСОВ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЛЕСОУЧЕТНЫХ РАБОТ
Государственное регулирование лесопользования, государственный контроль за ним невозможны без полной, достоверной информации о количественных, качественных параметрах лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, происходящих в них изменениях (лесная информация). Такая информация необходима и для лесопользователей. Сбор и накопление лесной информации обеспечивается за счет ведения инвентаризации лесов. Особенности проведения этого вида лесоучетных работ для целей государственного управления лесом рассмотрены в этой статье.
Ключевые слова: лесоуправление, лес, инвентаризация, этапы работ, государственная программа.
Изучение государственного лесоуправления как системы предполагает определение цели, объединяющей систему в единое целое, ее структурных элементов, направленных в своем функционировании на достижение общей цели, ресурсное обеспечение системы. Следовательно, государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства леса (государственное лесоуправление, государственное управление лесами) — это целенаправленное воздействие государственных институтов на деятельность физических и юридических лиц, связанную с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, в которой реализуются их потребности и интересы в неразрывной связи с сохранением окружающей природной среды.
Отнесение лесов к государственной собственности предполагает необходимость организации государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Россия — лесная страна и ее леса, как важнейший возобновляемый ресурс и регулятор глобальных биосферных циклов, имеют огромное экологическое, экономическое и социальное значение планетарного масштаба. Поэтому государственная лесная политика должна обеспечивать сохранение, эффективное использование и воспроизводство лесов в строгом соответствии с научно обоснованными экологическими рекомендациями и нормативами. Не секрет, что Российская Федерация оказалась неважным собственником лесов, занимающих почти 70% общей площади земель нашей страны. По масштабам производства лесной продукции и вкладу лесов в бюджетную систему она далеко отстает от развитых стран с рыночной экономикой. Опыт этих стран свидетельствует о том, что эффективность лесного сектора экономики определяется, прежде всего, качеством государственного управления лесами и грамотной организацией хозяйственной деятельности в них.
Государственная инвентаризация лесов является важнейшим элементом системы лесоучетных работ в Российской Федерации. Она представляет собой мероприятия по оценке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик, является стратегическим видом лесоучетных работ.
© Филенко С.А., Ялялиева Т.В., 2015.
DOI: 10.15350/2221-7347.2015.8-9
Филенко Сергей Александрович — магистрант, Поволжский государственный технологический университет, Россия.
Ялялиева Татьяна Валерьевна — кандидат экономических наук, профессор, Поволжский государственный технологический университет, Россия.
74
New university
Economics & Law 2015. № 8-9 (54-55)
ISSN 2221-7347
Государственная инвентаризация лесов в Российской Федерации начала проводиться с 2008 г., а ее составная часть — дистанционный мониторинг использования лесов — с 2005 г.
Работы по государственной инвентаризации лесов проводятся Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием методов математической статистики.
Цели государственной инвентаризации лесов. Своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса.
Оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Информационное обеспечение федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
Результаты государственной инвентаризации лесов используются для:
разработки перспективных планов, создание моделей развития лесной отрасли и обоснования лесной политики России;
-единовременной оценки запасов древостоев и текущих изменений в лесах;
-оценки комплексного экологического состояния лесов;
-проверок расходования субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета, выделенных для исполнения отдельных полномочий в области лесных отношений; -проверки соблюдения качества и технологий лесохозяйственных работ;
-выявления и мониторинга незаконных рубок лесных насаждений и использования земель лесного фонда по ст. 29, 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Государственная инвентаризация лесов проводится по следующим направлениям:
-определение количественных и качественных характеристик лесов;
-дистанционный мониторинг использования лесов;
-оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами;
-формирование федеральных информационных ресурсов.
Исполнителем работ по государственной инвентаризации лесов с 2008 года и до настоящего времени является Федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг». Выполнение работ осуществляется в соответствии с ежегодно заключаемыми государственными контрактами. Получателем результатов работ является Федеральное агентство лесного хозяйства. Для проведения государственной инвентаризации лесов ежегодно запрашивается необходимая информация у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в чьем ведении находятся леса.
Планирование объектов и объемов работ по государственной инвентаризации лесов осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства, ежегодно, в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы.
Итоги работ. Ежегодно по итогам выполнения мероприятий по государственной инвентаризации лесов составляются отчеты о результатах государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств.
Отчеты государственной инвентаризации лесов направляются в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, и органы местного самоуправления.
Информация о нарушениях лесного законодательства, полученная при проведении государственной инвентаризации лесов и требующая принятия неотложных мер, в оперативном порядке направляется в соответствующие органы государственной власти в области лесных отношений и органы местного самоуправления.
Государственная инвентаризация лесов.
75
Новый университет
Экономика и право 2015. № 8-9 (54-55)
ISSN 2221-7347
Определение количественных и качественных характеристик лесов. В 2014 году продолжились работы по созданию национальной системы инвентаризации лесов.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 318, показатель (индикатор) «доля площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов» составил в 2014 году 23%.
В 2011-2014 годах была завершена закладка расчетного количества постоянных пробных площадей в 30 субъектах Российской Федерации.
Дистанционный мониторинг использования лесов. Дистанционный мониторинг использования лесов является одним из основных мероприятий Плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2011-2014 годы.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы» показатель (индикатор) «доля площади земель лесного фонда, на которых осуществляется дистанционный мониторинг использования лесов, в площади земель лесного фонда, переданных в аренду» составил в 2014 году 43%.
Впервые, в рамках плановых работ в 2014 году в целях повышения оперативности выявления случаев незаконной заготовки древесины и своевременного направления материалов в правоохранительные и надзорные органы для привлечение к ответственности виновных лиц проводился непрерывный дистанционный мониторинг использования лесов с ежемесячным использованием материалов космических съемок с разрешением не хуже 2,5 м в границах Дальнереченского и Рощинского лесничеств Приморского края на площади 2,6 млн га. Данная технология направлена на усиление борьбы с незаконными рубками уникальных лесных массивов, являющихся ключевыми местами обитания амурского тигра и дальневосточного леопарда.
Оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами. В 2014 году работы по оценке мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использования лесов проведены на территории 39 субъектов Российской Федерации в 88 лесничествах. Всего было обследовано около 7 тыс. лесных участков, что составило примерно 10% от всех лесных участков с выполненными мероприятиями.
Формирование федеральных информационных ресурсов. В 2014 году по 6 субъектам Российской Федерации сформированы аналитические обзоры о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках (Липецкая, Орловская, Рязанская, Тульская, Новгородская области и Республика Карелия).
Таблица 1
Динамика объемов работ по государственной инвентаризации лесов в Российской Федерации за 2013-2014 годы
Год Исполнитель работ Лесные районы Субъекты Российской Федерации Лесничества (объекты работ), шт. Площадь, млн.га Пробные площади, шт.
2013 ФГУП «Рослесин-форг» 14 28 234 21,8 2 428
2014 ФГУП «Рослесин-форг» 17 28 330 42,0 4 800
76
New university
Economics & Law 2015. № 8-9 (54-55)
ISSN 2221-7347
Таблица 2
Оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами
Год Исполнитель работ Субъекты Российской Федерации Лесничества, шт. Лесные участки, шт.
2013 ФГУП «Рослесинфорг» 44 100 7 972
2014 ФГУП «Рослесинфорг» 39 88 6 738
Таблица 3
Дистанционный мониторинг использования лесов
Год Исполнитель работ Субъекты Российской Федерации Лесничества, шт. Площадь, млн.га
2013 ФГУП «Рослесинфорг» 12 40 30,0
2014 ФГУП «Рослесинфорг» 26 103 74,8
Библиографический список
[1] Федеральное агентство лесного хозяйства. Официальный сайт. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/inventory/stat. (дата обращения 11.09.2015).
[2] Кошаева И.П., Мурзина Е.А. Пути повышения рентабельности сельскохозяйственных предприятий // Вестник магистратуры. — 2014. — № 4-2 (31). — С. 140-143.
[3] Бурков А.В., Мурзина Е.А. Интегрированная система учета на малых предприятиях как способ совмещения бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов // Инновационное развитие экономики. — 2012. — № 2 (8). — С. 104-116.
UDC 330
S.A. Lysenko, T. V. Yalyaliyeva
FOREST INVENTORY AS A METHOD OF STATE MANAGEMENT AND CONTROL STRATEGIC WORK ACCOUNTING FOREST
State regulation of forest exploitation, the state control of it are impossible without full, reliable information about the quantitative, qualitative parameters offorest fund and the woods which aren’t entering into forest fund, occurring in them changes (forest information). Such information is necessary and for forest users. Collecting and accumulation offorest information is provided due to conducting inventory of the woods.
Keywords: forest management, wood, inventory, stages of works, state program.
77
Инвентаризация и анализ леса | Исследования и разработки Лесной службы США
Программа инвентаризации и анализа лесов (FIA) Лесной службы США предоставляет информацию, необходимую для оценки лесов Америки.
Долгая история научно достоверных данных FIA предоставляет важную информацию о состоянии и тенденциях для управляющих ресурсами, политиков, инвесторов и общественности посредством системы ежегодной инвентаризации ресурсов, которая охватывает как государственные, так и частные лесные угодья в Соединенных Штатах.
Отчеты FIA о состоянии и тенденциях в отношении площади и расположения лесов; в видах, размерах и состоянии деревьев; по общему приросту, отмиранию и вырубке деревьев при сборе урожая; в производстве древесины и коэффициентах использования по различным продуктам; и в собственности на лесные угодья.
Что такое ФИА?
Программа лесной инвентаризации и анализа (FIA) Лесной службы Министерства сельского хозяйства США непрерывно работает с 1930 года с целью:
«составлять и поддерживать в актуальном состоянии всеобъемлющую инвентаризацию и анализ текущих и перспективных условий и требований к возобновляемые ресурсы лесов и пастбищ США».
Программа FIA собирает, анализирует и сообщает информацию о состоянии и тенденциях развития лесов Америки: сколько существует лесов, где они существуют, кому они принадлежат и как они меняются, а также как деревья и другая лесная растительность растут и сколько умерло или было удалено за последние годы. Эту информацию можно использовать по-разному, например, для оценки условий среды обитания диких животных, оценки устойчивости методов управления экосистемами и поддержки планирования и принятия решений, предпринимаемых государственными и частными предприятиями.
Лесная служба значительно расширила программу FIA, перейдя от периодического обследования к ежегодному обследованию, увеличив наши возможности для анализа и публикации данных, а также расширив объем сбора данных, включив в него дополнительный набор атрибутов в часть наших участков, таких как почвы, растительность подлеска, состояние кроны деревьев, пуховый древесный материал и инвазивные виды. Программа FIA также расширилась и теперь включает выборку городских деревьев на всех типах землепользования в отдельных городах.
FIA находится в ведении Научно-исследовательской организации Лесной службы Министерства сельского хозяйства США в сотрудничестве с государственными и частными лесными хозяйствами и Национальными лесными системами. FIA ведет свое происхождение от Закона МакСвини-Макнари об исследованиях лесов 1928 года (PL 70-466). Этот закон инициировал первые инвентаризации, начиная с 1930 года.
Чтобы узнать больше о типах данных, которые FIA собирает, и процессах, которые мы используем, ознакомьтесь с информационными бюллетенями по сбору данных FIA, которые можно найти в библиотеке FIA.
Национальная система диапазонов
Целью системы диапазонов FIA является разработка общенациональной, эффективной и полной программы FIA CORE. Группы работают вместе, чтобы администрировать процесс управления изменениями, который представляет собой систематический подход ко всем предлагаемым добавлениям, исключениям или модификациям любого компонента национальной программы FIA. Система диапазонов FIA состоит из четырех диапазонов:
- Диапазон анализа : фокусируется на разработке статистически обоснованных подходов к обобщению основных данных FIA, включая идентификацию новых переменных (либо измеренных в полевых условиях, либо рассчитанных), необходимых клиентам FIA. Дополнительную информацию о группе анализа можно найти в Уставе группы анализа или связавшись с руководителем группы анализа Джейн Терзибашян.
- Группа управления информацией: Основное внимание уделяется поддержке систем управления данными для основных данных FIA, включая системы редактирования и проверки данных, внутренние и внешние базы данных и веб-приложения, позволяющие внешним пользователям получать доступ и анализировать данные FIA. Дополнительную информацию о группе управления информацией можно найти в Уставе группы управления информацией или связавшись с руководителем группы управления информацией Крейгом Дауни.
- Группа исследования методов : Сосредоточено на повышении эффективности, своевременности и качества программы FIA путем решения соответствующих проблемных областей, как указано в стратегическом плане FIA или определено руководителями программ и национальным руководством FIA. Дополнительную информацию о группе исследования методов можно найти в Уставе группы исследования методов или связавшись с руководителем группы исследования методов Джеймсом Вестфоллом.
- Группа сбора данных: Основное внимание уделяется разработке, тестированию и документированию стандартных подходов к сбору основных данных FIA, собранных в полевых условиях. Это включает в себя разработку документации, учебных программ и подходов к обеспечению качества, а также выявление проблем, которые должны решить аналитики или консультанты по индикаторам. Дополнительную информацию о группе сбора данных можно найти в Уставе группы сбора данных или связавшись с руководителем группы сбора данных Энджи Роу.