ТЕМА . Лес. Деревья, кусты, травянистые растения. Хвойные и лиственные леса. Встреча инопланетян с землянами.
ТЕМА . Лес. Деревья, кусты, травянистые растения.
Хвойные и лиственные леса. Встреча инопланетян с землянами.
Цели:
Формирование у детей понятия „лес”, „лиственные леса”, „хвойные леса”, „смешанные леса”, „деревья”, „кустарники”, „травянистые растения”;
— обогащать знания учеников о растительности леса своей местности;
— воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к природе;
— научить классифицировать предметы.
Оборудование: Картины леса, гербарий, работы из засушенных растений и цветов, иллюстрации, выставка книг о растениях.
ХОД УРОКА.
Вся классная комната оформлена в виде лесной поляны. Парты стоят полукругом, стены украшены картинами с изображением леса, цветов, кустов; много разнообразной зелени, вазонов. На выставке выставлены книги о природе и Лесе.
Дети поделены на группы: травы, кусты, деревья, сидят за партами.
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок. На нем мы будем говорить о лесе. Узнаем о разных видах деревьев, кустов, трав. О хвойных и лиственных лесах. О пользе которую приносят они нам. О лесах нашей местности.
Родная природа… Родная земля… Зеленый лес, журчащий Родничок, синеглазая речка, чистые озера, пруды…
Эти слова полны глубокого волнующего смысла. Перед каждым из нас предстает необъятный, разнообразный мир растений и животных, волшебные пейзажи, чистые источники, глубокие озера, дремучие леса, высокие горы.
Природа исконно не жалеет нам ничего, даря щедро все свои дары…
А от нас ежедневно просит только одного, чтобы к ней люди добрыми были.
( Звучат мелодии леса: голоса птиц, роднички) Учитель :
Вспомните свою прогулку в лес. Вы заметили, что самые высокие растения-деревья. Под деревьями растут кусты. А ниже стелются разноцветным ковром травы, зеленеют мхи. Между мхами, под листьями растут грибы. Каждая группа растений образует свой „этаж» — ярус.
Леса делятся на хвойные, лиственные и смешанные. А почему? Вы догадались?
Шумит верхами буйный лес -Дубы, березы, буки. Поет сойка, свищет Дрозд и воркотят голуби. Прыгает белка по верхам, Детей кукушка зовет.
Ветерок шепчет в ветвях, в овраге поток мужичье. Целует солнышко листья, В каждой, теплой ласке. Грибы надели шапочки, Так же как в сказке.
(Г. Подгорянка)
(Шум, лязг, космический звук. В классе появляется инопланетянин). Инопланетянин:
Ой! Куда это я попала? Какая кругом красота! Все такое зеленое красочное, шумит звенит, качается! Я такого еще нигде, ни на какой планете не видела. Что это за планета такая?
Мудрец: (выходит из-за дерева).
А ты кто такой? Откуда ты тут взялся?
Инопланетянин:
Я инопланетянин! Я житель планеты «Омега „из созвездия”Центавра». Летела в своем космическом корабле в космосе и увидела зелено-голубую планету. Она мне так понравилась, что я и решила приземлиться. Но куда я села, где приземлилась не знаю. А ты кто такой?
Мудрец:
Я, мудрец! Старожил лучшей планеты во Вселенной, это планета Земля. Априземлилась ты в волшебный Маньковский лес „Стрелица”. Он очень большой и
красивый. Площадь его . В нем богатая растительность. Растут преимущественно
лиственные, широколиственные деревья: липа, граб, ясень, дуб, клен, береза, осина; попадаются ели, сосны; много кустов: черемухи, ольхи, орешника, калины, шиповника; и очень большое разнообразие целебных трав. В этом лесу есть 15 лесных полян. Вот на одну из них „солнечную поляну” ты и попала.
Инопланетянин:
Ой! Как здесь красиво, как я хотела бы узнать про ваш лес побольше. Мудрец:
Сегодня у тебя есть такая возможность. Потому что сегодня необычный день. Это день когда все растения могут между собой разговаривать. Сегодня заседание „солнечной поляны». Если хочешь все узнать так тихая садись и слушай.
Стихотворение Лины Костенко «этот лес живой»
Этот лес жив. У него добрые глаза. Шумят ветры у него в голове дряхлые пни, лохматые поторочьи, летопись тишины живут в траве.
Дубовий Нестор смотрит сквозь пальцы На белые вальсы радостных берез. И сонный гриб в изумрудной куфайке дождя напился и за день подрос. Багровое солнце сумра Лесная в просвет облаков показывает кино. И где-то на пне под седой сосной медведи забивают домино. Малые озерца сверкают не злобно, колышет туча усталые громы. Пойдем поговорим с лесом, А уж тогда я могу и с людьми
А присмотрись, пожалуйста в лесу везде сказка.
Сосна:
— я сосна. Одно из самых лучших деревьев на земле. Я росла еще тогда, когда не было на Земле еще зеленых лесов. У меня крепкие, длинные корни, которыми я достаю из глубин зеленые питательные вещества. Мой ствол очень стройный и высокий, почти весь без веток. По нему взбираются питательные вещества. И весь он пропитан пахучим клейким соком, моей смолой. Смола помогает мне быть очень крепкой и мой ствол не портят вредители. А высоко в вершинах у меня есть вечнозеленая крона. С длинными пахучими, и колючими иголками. Украшают мою крону кругленькие шишки — это мои дети. Там прячутся семечки. Я многолетнее дерево. Люблю расти на песчаных почвах. Моя хвоя и смола очищают и освежают воздух. Делает его целебным. Когда нас растет много то нас называют — сосновым бором.
У меня есть много родственников хвойных их на земле насчитывается около 560 видов: это и ель, ель, тис, можжевельник, кедр, лиственница. И знаете вы что самое высокое дерево Украины является лиственница европейская которая в 140 лет имела высоту 54 метра. А дольше всего живет в Украине тис ягодный, более 4 тысяч лет. Растет он в Ивано-Франковской области.
Дуб:
А я-дуб! Самое мощное дерево леса! Я расту очень медленно. Но я старожил этой поляны. Дубы могут жить до тысячи лет. Мой ствол не очень стройный, но он широкий и коренастый и очень крепкий, шороховатый с глубокими бороздами. Ветви мои широко разбросаны и покрыты зелеными вощаными твердыми листьями. Осенью на них появляются мои дети — желуди. В Маньковке на улице Павлова растет дубовая аллея, которой уже 200 лет. Когда нас много растет вместе нас называют дубравами. Мы многолетние деревья. Так в Черкасской области в селе Медведевка в урочище Холодный яр растет дуб, которому более тысячи лет.
Береза:
А я-береза! У меня белый стройный деревянистый ствол, покрытый тонкой берестой. Ветви мои тонкие и длинные — будто косы, спускаются к Земле. Ранней весной на них отекают смоляные, пахучие почки и появляются длинные серьги. Листья мои мелкие сердцевидные. А по белому стволу течет целебный березовый сок. Когда нас растет вместе много, нас называют березняком. Живем мы около 50 лет.
Калина:
А я, калина! Я куст. Я не такая высокая и стройная как березка. Потому что у меня много стволов. Я люблю обычно расти на склонах лесов, на берегах глухих лесных рек. Густые кусты калины покрываются красивой широкой листвой. Если меня выкопать в лесу и посадить у колодца, в саду, то я хорошо приживусь и там. Цвету я на весне красивыми белыми цветами, похожими на мережковый венок. Поздней осенью на мне созревают большие красные ягодки собранные у китягу. Я многолетнее растение. Живут кусты калины до ЗО лет.
Ландыш:
А я, ландыш! Я травянистое растение. У меня есть мягкий стебель. Широкие продолговатые темно-зеленые листья. Славлюсь я тем, что имею очень душистые меленькие цветы-колокольчики. У украинцев есть легенда, будто цветы ландыша выросли там где плакала девушка, не дождавшись казака из похода. Мои цветы имеют очень сильный, пьянящий запах. Я не терплю цветов соседей возле себя.
Я многолетнее растение. Хотя имею стебель и пропадаю на поверхности Земли. Зато корень мой живет в земле и чикает весны, чтобы снова прорасти.
Мы травянистые растения делимся на три вида:
Однолетние-это те, которые живут один год и прорастают на следуя весну из семян которая упала в землю. Это : горох, подсолнечник, щирица, лебеда …
Двухлетние-это те, которые первого года жизни прорастают из семени, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появятся в них на второй год. Дав семена, они отмирают это : морковь, капуста, петрушка, свекла. ..
Многолетние — эти травянистые растения имеют луковички, клубни, корневища. Из них каждый год вырастают новые растения. Они цветут, дают плоды с семенами и отмирают. Это: земляника, сон-трава, одуванчик, пырей, крапива, подснежник, подснежник, осот, тюльпан и другие.
(Дети — растения делают выставку этажей леса).
Инопланетянин:
Ой, как это все интересно!
Мудрец :
Тихо-тихо! Вон там кто-то шепчет между собой. (Диалог между елью и рябиной)
— Привет, красавица-соседка, рябина!
— Привет, ялино!
— Ты почему так наклонилась, согнулась?
— Ой подружко. Так вот тяжело мне стоять. Мои веточки налились красными тяжелыми китягами ягод. Тебе вон как хорошо, ты свободна.
— Но у меня тоже есть плоды. Правда их не так много как у тебя. Это мои шишки. В них я храню свое семя. А зимой и птицам для еды сгодятся. Зато ты подружка вон какая красивая. Нарядная. В ожерелье.
Пришли на луг маленькие дети и из них веночки наплели.
Дуб:
Могучий дуб, древний дуб Стоит возле оврага. Раскинул свой листатый чуб, лбом касающийся облако.
Ландыш:
Из зеленой рубахи, соткавшей весною рощу, белые смотрят колокольчики, как зовут их Отгадай. Это ландыши у рощи на поляне цветут и нигде — нигде нет лучших цветочков пожалуй. В них так благовоний много, Цвета свежего, росы, Пусть растут не буду рвать Жалко их красоты.
Дети: а я знаю скороговорки про цветы-как — то Яков сеял мак, так-сяк, кое-как. Вырос Яровой Яков мак и что-то поле как еж.
В садике барвинок, на барвинке — побег. Заберем побег, вырвем барвинок.
Флоксы, флоксы на фланеле фартучек зацвел у Нели. Из шифона шарфик в Галочки. А на нем обильные фиалочки.
Мудрец:
Сейчас я проверю хорошо ли вы себя знаете. Отгадайте загадки: Горел в траве росистой Фонарик золотистый Светил и вдруг потух и Превратился в пух. (Одуванчик)
Береза:
А я-береза! У меня белый стройный деревянистый ствол, покрытый тонкой берестой. Ветви мои тонкие и длинные — будто косы, спускаются к Земле. Ранней весной на них отекают смоляные, пахучие почки и появляются длинные серьги. Листья мои мелкие сердцевидные. А по белому стволу течет целебный березовый сок. Когда нас растет вместе много, нас называют березняком. Живем мы около 50 лет.
Калина:
А я, калина! Я куст. Я не такая высокая и стройная как березка. Потому что у меня много стволов. Я люблю обычно расти на склонах лесов, на берегах глухих лесных рек. Густые кусты калины покрываются красивой широкой листвой. Если меня выкопать в лесу и посадить у колодца, в саду, то я хорошо приживусь и там. Цвету я на весне красивыми белыми цветами, похожими на мережковый венок. Поздней осенью на мне созревают большие красные ягодки собранные у китягу. Я многолетнее растение. Живут кусты калины до ЗО лет.
Ландыш:
А я, ландыш! Я травянистое растение. У меня есть мягкий стебель. Широкие продолговатые темно-зеленые листья. Славлюсь я тем, что имею очень душистые меленькие цветы-колокольчики. У украинцев есть легенда, будто цветы ландыша выросли там где плакала девушка, не дождавшись казака из похода. Мои цветы имеют очень сильный, пьянящий запах. Я не терплю цветов соседей возле себя.
Я многолетнее растение. Хотя имею стебель и пропадаю на поверхности Земли. Зато корень мой живет в земле и чикает весны, чтобы снова прорасти.
Мы травянистые растения делимся на три вида:
Однолетние-это те, которые живут один год и прорастают на следуя весну из семян которая упала в землю. Это : горох, подсолнечник, щирица, лебеда …
Двухлетние-это те, которые первого года жизни прорастают из семени, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появятся в них на второй год. Дав семена, они отмирают это : морковь, капуста, петрушка, свекла…
Многолетние — эти травянистые растения имеют луковички, клубни, корневища. Из них каждый год вырастают новые растения. Они цветут, дают плоды с семенами и отмирают. Это: земляника, сон-трава, одуванчик, пырей, крапива, подснежник, подснежник, осот, тюльпан и другие.
(Дети — растения делают выставку этажей леса).
Инопланетянин:
Ой, как это все интересно!
Мудрец :
Тихо-тихо! Вон там кто-то шепчет между собой. (Диалог между елью и рябиной)
— Привет, красавица-соседка, рябина!
— Привет, ялино!
— Ты почему так наклонилась, согнулась?
— Ой подружко. Так вот тяжело мне стоять. Мои веточки налились красными тяжелыми китягами ягод. Тебе вон как хорошо, ты свободна.
— Но у меня тоже есть плоды. Правда их не так много как у тебя. Это мои шишки. В них я храню свое семя. А зимой и птицам для еды сгодятся. Зато ты подружка вон какая красивая. Нарядная. В ожерелье.
Пришли на луг маленькие дети и из них веночки наплели.
Дуб:
Могучий дуб, древний дуб Стоит возле оврага. Раскинул свой листатый чуб, лбом касающийся облако.
Ландыш:
Из зеленой рубахи, соткавшей весною рощу, белые смотрят колокольчики, как зовут их Отгадай. Это ландыши у рощи на поляне цветут и нигде — нигде нет лучших цветочков пожалуй. В них так благовоний много, Цвета свежего, росы, Пусть растут не буду рвать Жалко их красоты.
Дети: а я знаю скороговорки про цветы-как — то Яков сеял мак, так-сяк, кое-как. Вырос Яровой Яков мак и что-то поле как еж.
В садике барвинок, на барвинке — побег. Заберем побег, вырвем барвинок.
Флоксы, флоксы на фланеле фартучек зацвел у Нели. Из шифона шарфик в Галочки. А на нем обильные фиалочки.
Мудрец:
Сейчас я проверю хорошо ли вы себя знаете. Отгадайте загадки: Горел в траве росистой Фонарик золотистый Светил и вдруг потух и Превратился в пух. (Одуванчик)
Береза:
А моими листочками, сережками, соком лечат болезни печени и желудка, почек и кожи.
Сосна и ель:
А из нашей хвои делают успокаивающие ванны. Лечат болезни кожи. Шиповник:
А во мне очень много витаминов, особенно витамина С. Во мне используют и цветы и особенно плоды шиповника для лечения болезней почек.
Инопланетянин:
Я поняла, что вы все-все очень полезны в лечении. А какие из вас можно приготовить блюда для птиц, зверей, людей.
Учитель:
Дети, давайте напишем нашему инопланетному гостю, что можно из растений леса приготовить. Составим меню.
Учитель:
А теперь зачитайте свои блюда. (Дети читают) инопланетянин:
О, это должно быть очень вкусно. Я вижу вы все о себе знаете. А есть ли о вас песни, или стихи, загадки или пословицы ?
Мудрец:
Конечно есть, да еще и так много. Ты вот только послушай. Береза:
Обо мне есть песни: в поле береза стояла,
В поле кудрявая стояла, Люли — люли, стояла / 2р.
Калина:
Зацвела в долине Красная калина…
Дуб:
Ой на горе, на высокой
Кудрявый дуб стоял…
Подснежник:
Я первый цветочек весны я подснежный цвет.
Одуванчик:
Как солнышко, волшебные цветы-одуванчики в Лугу зацвели.
— Моя красота не надолго! Осенью осыпится мое меленькое листечко. Ягодки об»едят птицы. И буду я совсем не красива. Да еще и ветер будет хлестать зимой меня.
— Не грусти сестренка. Мои ветви всегда зеленые. Я прижму тебя к себе и защищу от ветра. А сейчас склоняй на меня свои тяжелые веточки с ягодами. Смотри как они красиво на моих ветках манятся. Словно новогодние украшения.
Физкультминутка.
Учитель:
Дети, вы уже знаете, что растения называют зеленым чудом Земли. Деревья-это легкие планеты.
Давайте мы представим себя на месте растительного мира леса.
— Как по вашему мнению ведут себя цветы, трава, когда на них светит весеннее теплое солнышко?
— А когда повеял ветерок?
— А как ведет себя Березка, Ива, когда ветер расчесывает ее косы?
— А коренастый дуб, как стонет?
— А как шумит ель или сосна?
— А что они делают когда дует сильный ветер?
— А как закрывается на ночь одуванчик? (Дети демонстрируют)
— А кто из вас больше всего знает названий деревьев, кустов, трав. (Дети называют)
— Я вижу что вы много знаете деревьев. Но чтобы о них знать больше и изучать их люди собирают гербарии с разных растений. Вот я вам их покажу.(Демонстрация гербариев). Делают из засушенных цветов и растений различные аппликации, картинки, поделки. (Демонстрация изделий).
Мы с вами тоже их делали.
— А сейчас мы увидим кто из вас хорошо разбирается в растениях. Я завяжу вам глаза, а вы на ощупь попробуйте узнать листик с какого дерева.
(Учитель дает поторгать листок, а ученик на ощупь узнает).
Инопланетянин:
Ой какие вы все красивые. Ой какие вы все умные.
— а скажите, а польза от вас какая есть , или нет?
Подснежник:
Конечно, есть ! Мы все очень полезны. Нас используют как корм для птиц и зверей, а также потребляют в пищу люди.
Мы все являемся лекарственными растениями. Нами лечатся,птицы, звери, люди.
Птицы и звери нас употребляют в сыром виде. А люди готовят из нас отвары, настойки, мази, варенье от разных болезней. И мы им обязательно помогаем.
Вот меня например используют как лекарственное растение от нервных болезней и в хирургии.
Ландыш:
А меня называют цветком больного сердца. Я лечу сердечные заболевания.
Пора мне возвращаться домой. Чтобы вы посоветовали мне рассказать о вас моим друзьям? А еще лучше давайте ему запишите. (на доске таблица начертана, дети ее заполняют )
Учитель:
Пока те ученики пишут с другими поиграем: продолжите предложение:
1. Леса из лиственных деревьев называют…(лиственными)
2. Леса из хвойных деревьев называют…(хвойными)
3. Леса из хвойных и лиственных деревьев называют…(смешанными)
Инопланетянин:
Мне у вас очень понравилось на этой солнечной поляне. И на память о себе я оставлю вот эти космические зори, (раздает зари всем детям ) и читает стихотворение : Какая природа! Лучшего нет, как река и поле лесом окутаны и лучшего нет ничего в мире, когда человек творит это сам. Спасибо людям, которые взрастили лес, За все дубы, ели в пишнім ветвях И за красоту этих зеленых кос, В которых стоят гибкие березки белые.
Стебелек-шершавая лесенка. В середине-красный уголек, лепестки блестящие, как лак,
Это цветет красный…. (Мак)
На просторах поля золотого
Синие звездочки дрожат.
Словно кусочки неба голубого,
Выигрывают, сверкают, горят. (Васильки )
На стебельке мохнатой
6 лепестков лиловатых.
Красивый цветок — даже во сне
Улыбается весне.
Кто это? (Сон-трава )
И маленькие, и старенькие летом, зимой, весной везде одеты хорошенько и зеленые платья все. (Ель)
Стремительно выбежали на гору
Две подружки белокорые
Дождик им полощет косички.
Зовут подружек этих … (Березки )
В каком лесу нет листьев? (В хвойном )
Сам маленький, а шуба деревянная. (Орешниковый орех )
Инопланетянин:
А скажите мне пожалуйста, вы целый год такие или нет?
— какие краски в лесу преобладают весной?
— Дети ( салатовые, коричневые, синие, белые)
— а летом?
(зеленые, разноцветные цветы )
— а осенью?
( золотистые, багровые, желтые, пурпурные)
— а зимой?
(белые и черные и немножко красные)
Учитель :
Уважаемый инопланетянин. Мы для тебя зашифровали названия деревьев. Попробуй прочитай их. А вы лесные жители помогите ему. (Ребусы )
Инопланетянин:
Использованная литература:
1. Г. Шандровская, Г. Лясковская. „Я и Украина» — Тернополь, 2002. Сек. 20-23.
2. Н. Наумчук, И. Наумчук. «Книжечка выручалочка» 4 класс-Тернополь, 2000. С. 75-76. «
3. А. Савченко. „Урок в начальных классах» — Киев, 1993. Сек. 78-89.
4. Н. Лысенко. „Экологическое воспитание дошкольников» — Киев, 1993.
5. Е. Шморгун. «Ключ-трава» — Киев, 1990.
6. В. Мартыненко, В. Волощук. «Твоя планета Земля». Киев, 2002. С. 151-168.
7. В. Скуратовский. „Венец».- Киев, 1994.
8. Журналы: „ Расскажите внуку» — Киев. №7.2002. С. 2-77.
№15-16. 2002. С. ЗЗ. №13.2003. Сек.17-52. №35-36. 2003. Сек.29-30.
Зона смешанных и широколиственных лесов
Смешанный лес — это лес, который характеризуется смешением хвойных и лиственных древесных пород. Хвойные породы деревьев вместо листьев имеют иглы, которые за счёт своей маленькой площади прекрасно сохраняют тепло и влагу. А смола, укутывающая хвойные деревья, позволяет свободно переносить продолжительные морозы. Типичные представители: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Лиственные породы — это цветковые деревья и кустарники, покрытые листвой. Лиственные породы могут составлять чисто лиственные леса, в которых они являются лесообразующими, или произрастать в составе смешанных лесов. Как правило, лес можно назвать смешанным только в том случае, когда примесь хвойных и лиственных деревьев составляет более чем пять процентов от общего количества.
По характеру облиственения лиственные породы разделяют на широколиственные и мелколиственные. К первым относят породы с относительно широкими листьями, такие как: дуб, клён, липа, ясень, ко вторым — с относительно мелкими листьями, это обычно все виды берёзы, осина, ольха.
Увеличение доли в видовом составе широколиственных пород происходит в направлении удаления от полюсов и при увеличении влажности климата.
Смешанные лесные массивы формируются в умеренном климатическом поясе с чёткой сменой сезонов года — сравнительно жарким летом и холодной зимой.
Распространены в приокеанических и переходных климатических областях материков на территории Европы, Северной Америки, Южной Америке, Новой Зеландии, о-ва Тасмания.
Зима в полосе смешанных лесов короче, чем в тайге, менее сурова. Часто дуют ветры с тёплых морей, они приносят оттепели. Под их влиянием снег уплотняется, а на побережьях иногда сходит совсем. Лето продолжительное, тёплое, с обильными дождями.
В этой природной зоне много рек и озёр. Болот меньше, чем в тайге.
Благодаря обилию тепла и влаги растительность богатая и разнообразная.
Здесь встречаются древесные и кустарничковые породы, цветы и ягоды. Их размещение зависит от характера рельефа и почв.
На лёгких песчаных подзолистых почвах в смешанном лесу преобладают сосны со стройными золотистыми стволами. Кроме примесей других древесных пород, в таком лесу богатый кустарничковый подлесок, а также встречаются заросли черники, брусники, земляники. На тяжёлых суглинистых почвах в смешанному лесу чаще всего встречается ель. В таком лесу даже в ясный день сумрачно. Густые еловые лапы слабо пропускают свет, и поэтому под ними чаще всего растут зелёный мох и кукушкин лён.
Для смешанных лесов характерны: умеренный климат, наличие оптимального коэффициента увлажнения, произрастание большого разнообразия деревьев в пределах одного лесного массива.
В местах, где почвы наиболее плодородны, произрастают дубы, осины и берёзы.
Из широколиственных лесов примечательны дубравы, густые, с богатым кустарниковым ярусом и ковром разнообразных травянистых растений. В качестве трав очень распространены папоротники. Ранней весной, когда ещё лежат пятна снега, здесь появляются голубые звёздочки перелески благородной. За ней выбрасывает лилово-пурпурную кисть хохлатка, гордо раскрывает нежные белые цветки ветреница дубравная. Они светолюбивы, поэтому торопятся отцвести до того, как дуб своей пышной кроной накроет землю густой тенью. Позже зелёной дымкой окутываются кустарники — лещина, крушина, черёмуха. Затем распускается дуб.
Дуб
Дуб живёт примерно 400 лет (хотя есть экземпляры, возраст которых приближается к 1000 лет), у них толстый ствол и крепкая древесина. Их плоды — жёлуди — излюбленный корм для многих лесных животных.
Примечательны и спутники дуба — липа и клён.
В полосе смешанных и широколиственных лесов обитают лось, белка, рысь и другие животные. В густых труднопроходимых зарослях скрываются стада кабанов.
Животные смешанного леса
В тёмных подземных тоннелях почти всю жизнь проводит крот. Под пнём, среди валежника, делает гнездо хорёк — страстный охотник на мышей и мелких птиц. В дуплах деревьев проводит светлое время суток куница.
На берегах речек селятся бобры, которые строят плотины, чтобы поддерживать уровень воды в реке на уровне, необходимом для того, чтобы скрыть вход в хатку — убежище.
Круглый год в лесу живут дятлы, пищухи, поползни, синицы. Так же в этих лесах обитает множество певчих птиц.
Одним из наиболее крупных представителей отряда совообразных является хищная птица — филин. Места обитания этой птицы различные: лесная зона, степи и даже пустыни. Ведя оседлый образ жизни, эти птицы привязываются к своим участкам обитания, хотя смена мест гнездования происходит ежегодно. Стоит отметить, что филин занесён в Красную книгу Российской Федерации.
Филин
В лесах встречается один из самых крупных наземных хищников — бурый медведь. Он имеет густую шерсть. К зиме медведь нагуливает подкожный жир (до 180 кг) и с осени залегает в берлогу. Берлоги располагаются на сухом месте, в большинстве случаев в ямах под защитой бурелома или под вывороченными корнями деревьев.
Несмотря на неуклюжий вид, бурый медведь иногда может быстро бегать — со скоростью до 50 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотней). Одним ударом лапы матёрый медведь может сломать хребет кабану, оленю или лосю.
Все мы любим отдыхать в лесу, собирать ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения.
Лес даёт человеку древесину для постройки домов, мебели, изготовления бумаги и многого другого.
Около восьмидесяти килограмм переработанной макулатуры способны спасти от вырубки одно дерево.
Благоприятный климат и плодородие почв привели к активному заселению и освоению этой природной зоны, расширению пахотных земель и сведению лесов, поэтому место естественной растительности на большей части широколиственных лесов заняли антропогенные комплексы.
Нужно помнить, что потребительство губительно для природы. Поэтому нужно беречь природное богатство. Каждый человек может внести свой вклад в возрождение лесов планеты тем, что посадит хотя бы одно дерево.
Бореальные леса от хвойных до лиственных
Бек, Питер С.А., Гленн П. Джудей, Клэр Аликс, Валери А. Барбер, Стивен Э. Уинслоу, Эмили Э. Соуза, Патрисия Хайзер, Джеймс Д. Херригес и Скотт Дж. Гетц, 2011 г. Изменения в продуктивности лесов на Аляске в соответствии со сдвигом биома. Экологические письма, нет. 14: 373-379. Blackwell Publishing Ltd, Хобокен, Нью-Джерси.
Бек, Питер С.А., Гленн П. Джудей, Клэр Аликс, Валери А. Барбер, Стивен Э. Уинслоу, Эмили Э. Соуза, Патрисия Хайзер, Джеймс Д. Херригес и Скотт Дж. Гетц, 2011 г. Изменения в продуктивности лесов на Аляске в соответствии со сдвигом биома. Экологические письма, нет. 14: 373-379. Blackwell Publishing Ltd, Хобокен, Нью-Джерси.
Чапин, Ф. Стюарт III, Сара Ф. Трейнор, Орвилл Хантингтон, Эми Л. Лавкрафт, Эрика Завалета, Дэвид С. Натчер, А. Дэвид Макгуайр, Джоанна Л. Нельсон, Лили Рэй, Моника Калеф, Нэнси Фреско, Генри Хантингтон , Т. Скотт Рупп, Ла’Она ДеУайлд и Розамонд Л. Нейлор, 2008 г. Рост лесных пожаров в бореальных лесах Аляски: пути к потенциальным решениям серьезной проблемы. Бионаука, том. 58, нет. 6: 531-540. Американский институт биологических наук.
Hartmann, B., and G. Wendler, 2005. Значение изменения климата в Тихом океане в 1976 г. для климатологии Аляски. Журнал климата, вып. 18: 4824–4839.
Холлингсворт, Тереза Н., Джилл Ф. Джонстон, Эмили Л. Бернхардт, Ф. Стюарт Чапин III, 2013 г.: Сила пожара фильтрует признаки регенерации для формирования общины в бореальных лесах Аляски. PLoS ONE 8(2): e56033. doi:10.1371/journal.pone.0056033
Хантсингер Э., Н. Фрид и Д. Робинсон. 2007. Экономические тенденции Аляски. Департамент труда и развития рабочей силы Аляски, Джуно, Аляска, США.
IPCC (Межправительственная группа экспертов по изменению климата), 2007 г. Изменение климата, 2007 г.: Основы физической науки, Кембридж (Массачусетс): Издательство Кембриджского университета, (8 мая 2008 г.; www.climatescience.gov/Library/ipcc/wgl4ar-review.htm)
МГЭИК, 2011 г. Резюме для политиков. В: Эденхофер, О., Р. Пичс-Мадруга, Ю. Сокона, К. Зейбот, П. Матшосс, С. Каднер, Т. Цвикель, П. Эйкемайер, Г. Хансен, С. Шлемер, К. фон Штехов ( ред.): Специальный отчет МГЭИК о возобновляемых источниках энергии и смягчении последствий изменения климата. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США.
Джонстон, Джилл Ф., Ф. Стюарт Чапин III, Тереза Н. Холлингсворт, Мишель С. Мак, Владимир Романовский и Меррит Турецкий, 2010 г.: Пожары, изменение климата и устойчивость лесов во внутренних районах Аляски. Канадский журнал лесных исследований, вып. 40: 1302-1312. NRC Research Press, Оттава, Онтарио.
Касишке, Эрик С., Дэвид Л. Вербила, Т. Скотт Рупп, А. Дэвид Макгуайр, Карен А. Мерфи, Рэнди Джандт, Дженнифер Л. Барнс, Элизабет Э. Хой, Пол А. Даффи, Моника Калеф и Мерритт Р. Турецкий, 2010. Изменение режима пожаров на Аляске: влияние на уязвимость ее бореальных лесов. Канадский журнал лесных исследований, вып. 40: 1313–1324.
Касишке, Эрик С., Т. Скотт Рупп и Д.Л. Вербила, в печати. Тенденции пожаров в бореальных лесах Аляски. В: Ф.С. Чапин III, Дж. Ярие, К. Ван Клив, Л. А. Вирек, М. В. Освуд и Д. Л. Вербила (ред.). Меняющийся бореальный лес Аляски. Издательство Оксфордского университета.
Келли, Р., М.Л. Чипман, П.Е. Хигера, И. Стефанова, Л.Б. Брубейкер и Ф. С. Ху, 2013. Недавнее сжигание бореальных лесов превышает пределы пожарного режима за последние 10 000 лет. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки, том. 110, нет. 32: 13055–13060.
Кейзер, А. Р., Дж. С. Кимбалл, Р. Р. Немани и С. В. Бег, 2000. Моделирование воздействия изменения климата на баланс углерода в лесах высоких широт Северной Америки. Биология глобальных изменений, том. 6: 185-195. Blackwell Science Ltd, Хобокен, Нью-Джерси.
Линч, Дж. С., Дж. Л. Холлис и Ф. С. Hu, 2004. Климатический и ландшафтный контроль режима бореальных лесных пожаров: записи голоцена на Аляске. Журнал экологии, вып. 92, нет. 3: 477–489.
Манн, Дэниел Х., Т. Скотт Рупп, Марк А. Олсон и Пол Даффи, 2012 г. Преодолели ли бореальные леса Аляски главный экологический порог? Арктические, антарктические и альпийские исследования, том. 44, нет. 3: 319-331. Институт арктических и альпийских исследований (INSTAAR), Университет Колорадо.
Маккой, В. М. и К. Р. Берн, 2005: Потенциальное изменение в результате изменения климата режима лесных пожаров в бореальных лесах центральной территории Юкон. Арктика, т. 2, с. 58, нет. 3: 276-285. Арктический институт Северной Америки.
McCullough, D.G., R.A. Werner and D. Neumann, 1998. Пожары и насекомые в северных и бореальных лесных экосистемах Северной Америки. Ежегодный обзор энтомологии, том. 43: 107–27.
Макгуайр, А. Дэвид, Лейф Г. Андерсон, Торбен Р. Кристенсен, Скотт Даллимор, Лаодонг Го, Дэниел Дж. Хейс, Мартин Хейманн, Томас Д. Лоренсон, Роби В. Макдональд и Найджел Руле, 2009 г. : Чувствительность углерода цикла в Арктике к изменению климата. Экологические монографии, т. 1, с. 79, нет. 4: 523-555. Экологическое общество Америки.
Рупп, Т. Скотт, А. М. Старфилд, Ф. Стюарт Чапин III и Пол Даффи, 2002 г.: Моделирование воздействия черной ели на пожарный режим бореальных лесов Аляски. Изменение климата, том. 55: 212-233. Академическое издательство Клювер.
Шур, Эдвард А. Г., Джейсон Г. Фогель, Кэтрин Г. Краммер, Ханна Ли, Джеймс О. Сикман и Т. Э. Остеркамп, 2009 г.: Влияние таяния вечной мерзлоты на высвобождение старого углерода и чистый углеродный обмен в тундре. Природа, том. 459: 556-559. Macmillan Publishers Ltd, Лондон.
Волкен, Джейн М., Тереза Н. Холлингсворт, Т. Скотт Рупп, Ф. Стюарт Чапин, III, Сара Ф. Трейнор, Тара М. Барретт, Патрик Ф. Салливан, А. Дэвид Макгуайр, Юджини С. Ойскирхен, Пол Э. Хеннон, Эрик А. Бивер, Джефф С. Конн, Лиза К. Кроун, Дэвид В. Д’Амор, Нэнси Фреско, Томас А. Хэнли, Кнут Килланд, Джеймс Дж. Круз, Триста Паттерсон, Эдвард А. Г. Шур, Дэвид Л. Вербила и Джон Яри, 2011 г. Доказательства и последствия недавнего и прогнозируемого изменения климата в лесных экосистемах Аляски. Экосфера 2:арт124. http://dx.doi.org/10.1890/ЭС11-00288.1
Хвойные и лиственные леса Северной Анатолии
Площадь земель экорегиона указана в единицах по 1000 га. Целью защиты является зона Глобальной сети безопасности (GSN1) для данного экорегиона. Уровень защиты указывает процент цели GSN, которая в настоящее время защищена, по шкале от 0 до 10. N/A означает, что в настоящее время данные недоступны.
Биорегион: Черное море, Кавказско-Анатолийские смешанные леса и степи (PA17)
Царство: Западная Евразия
Размер экорегиона (1000 га):
10,152
. Уровень защиты:
0
Штаты: Турция
Этот завораживающий горный пейзаж с высокими соснами и глубокими ущельями — настоящий кладезь дикой природы. Медведи, волки, косули и дикие козы бродят по склонам, покрытым густым лесом, а в кронах хвойных деревьев обитает множество хищников: белоголовый сип, бородач и орел-карлик. Черные стервятники с темными перьями патрулируют небеса; огромный размах крыльев этих величественных падальщиков позволяет им парить исключительно высоко в теплых воздушных потоках.
Ведущим видом экорегиона хвойных и лиственных лесов Северной Анатолии является черный гриф. Изображение предоставлено: Packa, Wikimedia Commons
Эти леса раскинулись на южных склонах Понтийских гор, обширного хребта, протянувшегося через регион Северной Анатолии в Турции. Засушливые условия поддерживают в основном хвойный лес из анатолийской черной сосны, калабрийской сосны, ели восточной и сосны обыкновенной, смешанной с лиственными деревьями, такими как дуб и восточный бук. Для Запада характерно большое разнообразие деревьев: всего на 500 м 9 произрастает 12–15 различных видов9.0137 2 в некоторых регионах. На востоке преобладают старовозрастные леса. Средиземноморские кустарниковые сообщества сохранились в сильно изолированных ущельях рек Келкит и Корух, где растут земляничное дерево, турецкая сосна, греческий можжевельник и ливанский кедр.
Значительная часть леса нетронута, особенно на востоке, где обитает множество крупных животных; здесь можно встретить серого волка, золотого шакала, альпийскую серну, благородного оленя и основную популяцию бурых медведей Турции. Турецкий ложный аргус — эндемичная бабочка, а в горах Ильгаз обитает эндемичный подвид снегиря Pyrrhula pyrrhula Paphlagonia. Гора Туркменбаба и Кызылкахамам являются местами обитания великолепного черного стервятника. Турция является домом для второй по величине популяции этих огромных падальщиков в Европе, и считается, что в Западной Палеарктике проживает до 22% из них.
Заготовка древесины является основной антропогенной нагрузкой в регионе, при этом восточный бук, восточная ель и сосна обыкновенная входят в число основных коммерческих пород деревьев в Турции. В результате, хотя регион в целом практически не пострадал, некоторые участки интенсивно использовались для производства древесины; это особенно ухудшило районы Артьин, Ризе и Кастамону. Сельские общины также используют древесину в качестве топлива, причем пятая часть заготавливаемой древесины производится нелегально.
В регионе отсутствуют строго охраняемые территории, хотя природный заповедник Сюлюклюгёль-Болу известен разнообразием видов деревьев, а в заповеднике Кёкез-Болу процветают старовозрастные леса. Национальный парк Согуксу считается очень важным для черного стервятника, и им следует управлять с учетом этих животных.
Золотой шакал. Изображение предоставлено: R.M.S. Ratnayake, Creative Commons
Остальным участкам нетронутых лесов, вероятно, будет угрожать заготовка древесины. Неправильное землепользование уже приводило к частым оползням и наводнениям, поэтому проекты по борьбе с оползнями были в центре внимания Министерства лесного и водного хозяйства Турции. Изысканная природная красота региона сделала его мишенью для экотуризма. Хотя это стимулирует местную экономику, повышая уровень жизни местного населения, это также может беспокоить дикую природу; Известно, что черные стервятники особенно чувствительны к беспокойству в результате рекреационной деятельности человека.
Незаконная охота представляет собой еще одну угрозу для крупных животных, и конфликты между людьми и медведями часты; на медведей охотятся из-за их жира, который, как считается, имеет лечебную ценность, а также в отместку за то, что они питаются посевами и ульями. Однако с 2003 года бурые медведи находятся под защитой закона, а штрафы служат сдерживающим фактором для браконьеров.
Приоритетными природоохранными действиями на следующее десятилетие будут: 1) обеспечение ответственного управления экотуризмом с учетом потребностей приоритетных охраняемых видов; 2) охранять коридоры малонарушенных лесов, управляя лесным хозяйством в ландшафтном масштабе; и 3) установить строго охраняемые территории, регулируемые строгим правовым принуждением.