Функции леса как природного объекта: Функции леса

73. Понятие и признаки леса как природного объекта. Состав лесного фонда

Лес — это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Лесной фонд – совокупность земельных участков, расположенных в пределах категории земель лесного фонда.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 Лесного кодекса.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Следовательно, формы права собственности на лесные участки, расположенные в пределах таких категорий земель как сельскохозяйственные земли; земли поселений; земли промышленности; земли водного фонда; земли особо охраняемых территорий и земли запаса, соответствуют тем формам, которые установлены для указанных категорий земель.

Граждане, юридические лица, которые используют леса, приобретают право собственности на древесину и иные добытые лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством.

Кроме права собственности на лесные участки возникают следующие имущественные права (данные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом):

1. Право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут). Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;

2) безопасности граждан при выполнении работ.

Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьей 11 Лесного кодекса, не допускается.

Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.

2. Право аренды лесных участков. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса.

Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 43 — 45 Лесного кодекса, — на срок от одного года до сорока девяти лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.

Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 43 — 45 Лесного кодекса;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.

Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками.

4. Право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.

11.1. Понятие леса. Объекты и субъекты лесных отношений

11.1. Понятие леса. Объекты и субъекты лесных отношений

Леса являются одной из наиболее разнообразных и широко распространенных экосистем на земле. Они являются источником получения древесины и продуктов; имеют рекреационное значение и выполняют экосистемные функции, включая регулирование почвенного и водного режимов; служат объектами биоразнообразия и являются поглотителями углекислого газа. По данным Глобальной оценки лесных ресурсов (ГОЛР) Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), общая площадь лесов мира составляет 4 033 060 тыс. га (по методике ФАО в понятие «лес» не входят кустарники и городские леса). В пяти наиболее богатых лесными ресурсами странах (Россия, Бразилия, Канада, США, Китай) произрастает более половины лесов мира. Десять стран и территорий не имеют площадей, которые, согласно определению ГЛОР, классифицируются как леса.

Российская Федерация является мировым лидером по площади лесов — 809 090 тыс. га, или 20,1% общей площади лесов мира. Доля площади лесов Бразилии составляет 12,9%, Канады — 7,7%, США — 7,5%, Китая — 5,1%.
Земли лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, составляют около 70% территории суши Российской Федерации и являются важным стабилизирующим природным комплексом страны <1>.
———————————
<1> Ежегодный доклад Федерального агентства лесного хозяйства «О состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2012 год». URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/docs/other/79.

Основным нормативно-правовым актом в сфере регулирования лесных правоотношений является Лесной кодекс Российской Федерации (далее — ЛК РФ) от 04.12.2006 N 200-ФЗ и Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее — ФЗ «О введении в действие ЛК РФ»). Поскольку лесные насаждения произрастают не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий (например, лесопарки в границах земель населенных пунктов), правоотношения, связанные с охраной и использованием лесов, регулируются также Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ. Правовую основу имущественных отношений, связанных с оборотом лесных насаждений и лесных участков, составляет Гражданский кодекс РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ или Земельным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ вопросы природопользования, в том числе лесопользования, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Субъекты Российской Федерации достаточно активно пользуются своим правом осуществлять правовое регулирования отношений в области охраны и использования лесов. В качестве примера можно привести Закон Нижегородской области от 1 ноября 2007 г. N 143-Э «О порядке и нормативах заготовки древесины, порядке заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, порядке заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд на территории Нижегородской области», Закон Волгоградской области от 7 апреля 2008 г. N 1650-ОД «Об использовании лесов на территории Волгоградской области», Закон Республики Карелия от 21 января 2008 г. N 1165-ЗРК «О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд» и масса других нормативно-правовых актов.
Статья 5 ЛК РФ «Понятие леса» фактически не содержит определения понятия «лес». В данной статье законодатель закрепил, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе, что, естественно, не является корректным определением ни с юридической, ни с биологической точек зрения. Многие теоретики и практики сходятся во мнении, что отсутствие понятийного аппарата в основополагающем нормативно-правовом акте в сфере лесных отношений является серьезным недостатком <1>. Исходя из смысла закона лесэто экологическая система либо лесэто природный ресурс. Данные определения, на наш взгляд, не отражают индивидуальных характеристик, признаков леса. В научном мире существует много точек зрения, что же считать лесом, но нам ближе определение, закрепленное в Лесной энциклопедии: лес — один из основных типов растительности, состоящей из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхи, лишайники), животных, микроорганизмов, биологически взаимосвязанных в своем развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду. Вместе с тем он часть биосферы, элемент ландшафта, сырьевой ресурс, объект ведения лесного хозяйства <2>.
———————————
<1> Пуряева А.Ю. Проблемы определения понятия «лес» в законодательстве РФ // Российский юридический журнал. 2011. N 5. С. 179.
<2> Лесная энциклопедия. М., 1985. Т. 1. С. 503.

Определение «объекты лесных отношений» также не закреплено законодателем. Анализируя нормы ЛК РФ (ст. ст. 6 и 7), можно сделать вывод, что объектами лесных отношений являются:
— земли, на которых произрастают леса;
— лесные участки.
В соответствии со ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статья 23 ЛК РФ определяет, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, соответственно земли лесного фонда должны состоять из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и особо охраняемых природных территориях, на которых расположены леса.
Законодатель не вносит ясности в вопрос, в границах каких именно категорий земель могут находиться леса. Проанализировав действующее законодательство, можно сказать, что законодатель упоминает и подразумевает нахождение «леса», «лесной растительности», «лесных насаждений» и т.д. на площадях практически всех категорий земель, за исключением разве что категории земель водного фонда (поскольку земли водного фонда, по сути, это дно водоемов). И поскольку в лесном законодательстве отсутствует четкий понятийный аппарат, что же считать лесом, лесной растительностью, лесными насаждениями и т.д., в большинстве случаев эти определения являются тождественными друг другу, и, на наш взгляд, можно считать, что леса могут располагаться в границах любой категории земель. Таким образом, можно сделать вывод, что первым объектом лесных отношений являются земли любой категории при условии, что на них произрастают леса, лесная растительность и т.п.
Вторым объектом лесных отношений является лесной участок. Статья 7 ЛК РФ определяет, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства. Как уже отмечалось выше, лесничества и лесопарки располагаются на землях лесного фонда, а также могут быть на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.
В Российской Федерации все леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ст. 108 ЛК РФ). В эксплуатационных лесах допускаются все виды использования лесов, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ.
К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд (ст. 109 ЛК РФ).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
К защитным лесам относятся:
1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;
2) леса, расположенные в водоохранных зонах;
3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:
а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
в) зеленые зоны и лесопарковые зоны;
г) городские леса,
д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
4) ценные леса:
а) государственные защитные лесные полосы;
б) противоэрозионные леса;
в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
г) леса, имеющие научное или историческое значение;
д) орехово-промысловые зоны;
е) лесные плодовые насаждения;
ж) ленточные боры;
з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;
и) нерестоохранные полосы лесов.
К особо защитным участкам лесов относятся:
1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;
2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;
3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства;
4) заповедные лесные участки;
5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;
6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;
7) другие особо защитные участки лесов.
Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
Субъекты лесных отношений или участники лесных отношений определены ЛК РФ в ст. 4. К ним относятся:
— Российская Федерация;
— субъекты Российской Федерации;
— муниципальные образования;
— граждане;
— юридические лица.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Законодатель в ст. ст. 81 — 84 ЛК РФ закрепил полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:
1) установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки;
2) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;
3) утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи;
4) установление правил заготовки древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
5) установление правил для различных видов использования лесов;
6) установление формы отчета об использовании лесов и порядка представления этого отчета;
7) установление порядка определения кадастровой стоимости лесных участков;
8) установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов;
9) установление правил санитарной безопасности в лесах;
10) установление порядка осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов;
11) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды;
12) установление порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
13) утверждение типовых договоров аренды лесных участков;
14) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности;
15) установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;
16) утверждение такс или методик исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;
17) отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение их границ и иные установленные ЛК РФ, другими федеральными законами полномочия.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений:
1) владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
4) утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд;
5) установление порядка заготовки гражданами пищевых и недревесных лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд;
6) установление для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;
7) организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения и на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и иные установленные ЛК РФ, другими федеральными законами полномочия.
В соответствии со ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
5) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ЛК РФ;
7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда, и иные полномочия, предусмотренные ЛК РФ.
Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, которые не могут быть израсходованы на другие цели. Переданные полномочия могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае ненадлежащего осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
4) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
5) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах и иные полномочия (ст. 84 ЛК РФ).

Естественные лесные заповедники

Естественные лесные заповедники служат для изучения развития лесов в условиях, не затронутых вмешательством человека, и развития типа лесопользования, близкого к природе.

Программа природных лесных заповедников

Естественные лесные заповедники ( NFR ) — это лесные массивы, предназначенные для естественного развития лесной экосистемы, где любая прямая форма вмешательства запрещена. Они способствуют поддержанию и естественному развитию биологического разнообразия.

Разработка программы природных лесных заповедников

Подписав Резолюцию h3 Министерской конференции по защите лесов в Европе в Хельсинки в 1993 г., Австрия взяла на себя обязательство создать сеть естественных лесных заповедников.

Целью настоящей Резолюции является сохранение и увеличение биоразнообразия лесов, что является необходимым условием как устойчивого существования лесов, так и их способности выполнять свои функции.

Обязательство по созданию репрезентативной сети естественных лесных заповедников содержится также в Протоколе о горных лесах к Конвенции об охране Альп 1991 года (статья 10).

В 1994 году была проведена подготовительная работа по исследовательскому проекту «Природные лесные заповедники» и была создана целевая группа для разработки «Основных лесных руководящих принципов австрийских федеральных властей для создания общеавстрийской сети природных лесных резерватов».

В течение нескольких десятилетий, предшествовавших 1995 г., было создано 86 заповедников общей площадью около 3220 га (большинство из них благодаря усилиям Австрийского университета природных ресурсов и прикладных наук о жизни). Однако эти, безусловно, очень ценные природные заповедники очень неравномерно распределены между австрийскими федеральными землями; лесные сообщества представлены непропорционально площади, которую они занимают.

Осенью 1995 года тогдашний министр сельского и лесного хозяйства представил общественности Австрийскую программу сохранения природных лесов.

За этой презентацией последовали широкие кампании по предоставлению информации через прессу, заинтересованные группы и лесные агентства.

В 1996 г. после осмотра и предварительной оценки заявленных лесных участков Федеральный исследовательский центр леса (ныне: Федеральное управление и Научно-исследовательский центр лесов) приступил к составлению первых экспертных заключений о пригодности естественных лесных резерватов.

С начала действия Программы природных лесных резерватов заключены договоры, предусматривающие создание более 200 заказников общей площадью около 8600 га.

Основные цели Программы природных лесных заповедников

Целью Программы естественных лесных заповедников является создание как минимум одного репрезентативного природного лесного заповедника на каждое лесное сообщество и лесорастительную зону (всего в Австрии насчитывается 125 лесных сообществ в 22 лесорастительных зонах) , принимая во внимание также репрезентативность лесных сообществ с точки зрения их соответствующих долей.

Высшей целью программы является сохранение и/или улучшение биологического разнообразия (биоразнообразия) лесов.

Это биоразнообразие необходимо, если мы хотим иметь здоровые леса, способные выполнять свои функции и сохранять нашу среду обитания в долгосрочной перспективе.
Следует поощрять сохранение и/или (ре)развитие естественных лесных сообществ.

Программа «Природные лесные заповедники» предназначена для предоставления новых результатов исследований и науки (фундаментальные исследования), которые могут быть использованы в экологически ориентированном, близком к природе лесопользовании.

Организационная структура Программы природных лесных резерватов

Планирование и создание естественных лесных заповедников определяется сотрудничеством с экспертами органов управления лесным хозяйством, представителями лесовладельцев и Федерального управления и научно-исследовательского центра лесов.

Отделу исследований естественных лесов и охраны природы Австрийского научно-исследовательского и учебного центра по лесам, стихийным бедствиям и ландшафтам поручено техническое осуществление Программы природных лесных заповедников.

Административное и финансовое управление осуществляется Федеральным министерством сельского, лесного, регионального и водного хозяйства, Управления II/3 и III/4 .

Лесные органы федеральных земель принимают участие в предварительном отборе возможных участков леса.

Имеются неформальные контакты с представительствами интересов.

Лесовладельцы находятся в контакте с координатором проекта в связи с их обязательствами по регулярной отчетности и постоянным проверкам.

Договор о природном лесном фонде

Согласован и заключен договор о природном лесном фонде с Землей и Forstbetriebe Österreich, Австрийской сельскохозяйственной палаты, Österreichische Bundesforste AG и Федерального министерства финансов Австрии.

Австрийская программа природных лесных заповедников подразумевает договорную охрану лесов, когда лесовладельцы предоставляют участки на добровольной основе.

Австрийская Республика заключает с лесовладельцем частноправовой договор сроком на 20 лет, в течение которого лесовладелец обязуется воздерживаться от любого использования и хозяйственных мероприятий на территории заповедника.

Австрийский научно-исследовательский и учебный центр по лесам, стихийным бедствиям и ландшафтам для определения ежегодной компенсации, причитающейся лесовладельцу, готовит отчет об оценке соответствующих лесных участков.

В обмен на утрату лесовладельцы получают компенсацию, размер которой зависит от экономической ценности площади леса, и базовую сумму 47,24/ га (для площадей площадью 100 га и более  29,07/ га ) за допустимую деятельность и выполнение обязанностей на основании договора.

Оплата производится исключительно из бюджетных средств Федерального министерства сельского, лесного, регионального и водного хозяйства, Управление III/3 . Контактное лицо: Бриджит ЕЛИНЕК.

Перспективы

Поскольку многие из 125 лесных сообществ уже включены в программу, приоритет отдается не созданию новых заповедников, а научному сопровождению существующих.

В будущем главное будет заключаться в том, чтобы получить новое представление о развитии экосистем, установить связи с другими областями исследований и сделать выводы для практического применения в управлении лесами.

Департамент лесной инвентаризации, Отдел исследований естественных лесов и охраны природы Австрийского научно-исследовательского и учебного центра по лесам, стихийным бедствиям и ландшафтам, отвечает за научный надзор за природными лесными заповедниками.

Под руководством доктора Георга Франка резервы выбираются и устанавливаются, экспертные заключения доставляются, а также для программы реализуется на практике.

Уроки, извлеченные из десятилетия мониторинга состояния лесов в NETN (Служба национальных парков США)

Леса в парках NETN поддерживают более старые и сложные функции, чем окружающие земли, но все еще есть пути для достижения полной функции леса.

NPS фото.

Эколог NETN Кейт Миллер.

В качестве эколога растений NETN последние 10 лет я наблюдал за здоровьем лесов в национальных парках на востоке США. в лучшем состоянии и меньше страдают от региональных стрессоров. Общая хорошая новость для всех парков заключается в том, что они сохраняют участки более старой лесной среды обитания, которые имеют региональное значение, постоянно содержат больше грубых древесных остатков, более высокую плотность крупных деревьев и более высокую долю позднего сукцессионного леса, чем окружающие лесные угодья. Тем не менее, наши исследовательские участки показывают, что в этих парках меньше грубого древесного мусора и коряг (стоячих мертвых деревьев), чем необходимо для поддержания всего спектра дикой природы, зависящей от этих особенностей. По мере того, как парковые леса продолжают развиваться, мы ожидаем, что они станут еще более важными местами старой лесной среды обитания.

Плохая новость заключается в том, что леса в парках NETN находятся под угрозой или уже подвергаются нападению ряда серьезных факторов стресса, включая инвазивные виды растений, изобилие оленей, экзотических лесных вредителей и изменение климата, и это лишь некоторые из них. Проблемы переизбытка оленей и инвазивных видов, которые, как правило, идут рука об руку, наиболее остро стоят в NHP Морристаун в Нью-Джерси. На что указывает отсутствие саженцев, саженцев и даже небольших деревьев. В течение многих лет, а возможно, и десятилетий в парковых лесах регенерация деревьев не достигала кроны деревьев. Когда происходят естественные нарушения растительного покрова (провалы и т. д.), деревьев под пологом недостаточно, чтобы заполнить промежутки, и со временем полог может стать более редким. Хотя это менее экстремально, чем в Морристауне, мы также видим значительное воздействие высокого уровня содержания оленей в Нью-Йоркской государственной службе здравоохранения им. Не случайно в этих парках также много инвазивных видов. Заросли экзотических кустарников, которые процветают как при высокой плотности оленей, так и на нарушенных почвах (например, на исторически распаханных полях), создают проблемы во всех парках NETN, в том числе в NHP Морристаун, NHP Minute-Man (Массачусетс) и NHP Саратога. Инвазивные виды и олени менее распространены в более северных парках NETN, включая парки Акадия (штат Мэн), парк Марш-Биллингс-Рокфеллер (Вермонт) и парк Сент-Годенс (Нью-Гэмпшир), и мы призываем менеджеров стараться изо всех сил сохранить его. сюда!

Избыток оленей может усугубить проблемы, вызванные изменением климата.

Вики Гибсон

Неопределенный климат

Хотя мы точно не знаем, как изменение климата повлияет на леса в парках NETN, мы уверены, что последствия произойдут, если они уже не происходят. В краткосрочной перспективе (от нескольких лет до десятилетий) сокращение неклиматических факторов стресса в парках, таких как инвазивные виды растений и экзотические лесные вредители, является одним из лучших управленческих действий, которые могут предпринять руководители парков, чтобы обеспечить устойчивость лесов к реагированию и адаптации. к изменяющемуся климату. В долгосрочной перспективе адаптация к изменению климата будет необходима, и менеджеры должны начать процесс планирования адаптации к изменению климата уже сейчас. Помимо сокращения неклиматических факторов стресса, моя главная рекомендация для управляющих парками в краткосрочной перспективе состоит в том, чтобы в управлении лесным хозяйством в значительной степени соблюдать принцип невмешательства. Другими словами, управляющие парками должны позволять лесам развиваться в соответствии с естественными процессами, такими как сукцессия и естественное нарушение, и должны вмешиваться только тогда, когда естественные процессы нарушаются стрессором, таким как переизбыток оленей. В NHP Marsh-Billings-Rockefeller, где устойчивая заготовка древесины встроена в цели управления парком, мы рекомендуем менеджерам найти способы сохранить или увеличить разнообразие древесных пород и сложную структуру леса посредством своих лесохозяйственных операций. Учитывая, что выборочное лесоводство может сократить разнообразие древесных пород и структуру леса, управление лесами для противодействия этой тенденции может стать проблемой для парка.

Я призываю управляющих землей, от мелких частных землевладельцев до агентств по управлению земельными ресурсами, использовать аналогичный подход невмешательства, особенно если их земля не используется для производства древесины. На протяжении многих лет я наблюдал за многими благонамеренными землевладельцами, которые, пытаясь быть хорошим распорядителем земли, предпринимали действия, которые ухудшали, а не улучшали здоровье экосистемы. Многие из этих ошибок связаны с ошибочным представлением о том, что леса необходимо «очищать», чтобы они были здоровыми. Моя главная цель при написании этой статьи — развеять этот миф и заявить, что здоровые леса — это грязно! Я также предлагаю следующие рекомендации, которых я придерживаюсь на своей территории и которые, я надеюсь, будут полезны для других.

Шесть простых рекомендаций

  • Мертвая древесина — хорошая древесина. Несмотря на то, что неопытному глазу они могут показаться грязными, мертвые и умирающие деревья являются важной составляющей здорового леса. Как утверждают Франклин и др. (1987), «К моменту смерти дерево лишь частично выполнило свою потенциальную экологическую функцию». Валежник (коряги) и валежник обеспечивают важную среду обитания для многих видов птиц, мелких млекопитающих, амфибий, насекомых, мхов и грибов. Пуховая древесина также обеспечивает важную среду для прорастания саженцев деревьев. Насыпи, образованные поваленными деревьями, обеспечивают дополнительные места регенерации для саженцев деревьев и являются важной средой обитания для мелких млекопитающих и птиц, гнездящихся на земле. Фактически, Зимний Крапивник, чьи буйные и мелодичные трели — одна из первых весенних песен, — это вид, который специализируется на гнездовании в корнях поваленных деревьев. По возможности оставляйте умирающие деревья и валежник в лесу.
  • Поощрение местных видов . Инвазивные виды представляют серьезную угрозу здоровью наших северных лесов. Воздержание от посадки неместных видов и удаление инвазивных видов, которые уже присутствуют, являются одними из лучших способов обеспечить здоровый лес. Лично я последние 5 лет борюсь с восточным сладко-горьким на своей территории. Существует ряд отличных веб-сайтов, которые предоставляют полезную информацию о том, как идентифицировать инвазивные растения и управлять ими, в том числе Атлас инвазивных растений Новой Англии (https://www. eddmaps.org/ipane/), Информация об инвазивных видах Нью-Йорка ( http://www.nyis.info/) и Ударной группы по инвазивным видам Нью-Джерси (http://www.njisst.org/).
  • Держите хороших жуков счастливыми, а плохих жуков подальше. Насекомые-опылители имеют решающее значение для функционирования экосистемы, жизненно важны для фермеров и чрезвычайно уязвимы для пестицидов. Соблюдение методов органического садоводства и посадка разнообразных местных цветущих растений — хороший и проверенный способ сделать опылителей счастливыми. Дополнительную информацию о сохранении опылителей можно найти здесь: http://www.xerces.org/pollinators-northeast-region/. Экзотические лесные вредители, которые представляют большую угрозу для нескольких очень распространенных видов на северо-востоке, распространяются главным образом с перемещением дров. Для получения дополнительной информации о конкретных лесных вредителях и о том, как замедлить их распространение, посетите веб-сайт Северной исследовательской станции Лесной службы США по инвазивным видам (http://www. nrs.fs.fed.us/disturbance/invasive_species/). Во многих штатах также есть информационные веб-сайты, посвященные вредителям в их штатах.
  • Защита почвы. Здоровые почвы важны для обеспечения здоровых лесов. Дождевые черви, которые не являются аборигенными для северо-востока США, могут быть полезны для сада, но не годятся для северных лесов. Листовой опад, который снабжает растения питательными веществами и защищает подстилающую почву от высыхания, может быть быстро съеден дождевыми червями. Многие любимые растения подлеска, в том числе форелевые лилии и триллиумы, зависят от толстого слоя опавших листьев и могут быстро исчезнуть после заселения дождевыми червями. Саженцы обычных пород деревьев, включая сахарный клен и северный красный дуб, также чувствительны к дождевым червям. Дождевые черви часто используются в качестве рыболовной наживки, а также могут поступать в компост, мульчу или другие материалы для рассады. Во избежание дальнейшего распространения дождевых червей на северо-восток неиспользованную приманку следует отправлять на помойку, а не в лес. Также не сбрасывайте в лес лишнюю мульчу или компост, содержащий червей. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт программы наблюдения за червями Великих озер (http://www.nrri.umn.edu/worms/).
  • Поддержание лесных буферов. Леса могут замедлить движение и улучшить качество воды, стекающей в ручьи, пруды и болота. Лесные буфера также обеспечивают тень для ручьев, что улучшает среду обитания для холодноводных видов рыб, таких как ручьевая форель. Лесные буфера важны для многих видов амфибий, которые размножаются в водной среде обитания, но проводят большую часть года в горной среде обитания. Поддержание лесных буферов, прилегающих к ручьям, прудам и водно-болотным угодьям, может иметь большое значение для защиты водных экосистем и видов, зависящих от этих местообитаний.
  • Прежде всего, пусть это будет. Бездействие — вполне приемлемый подход к управлению лесами, где производство древесины не является основной целью и где стрессоры не препятствуют естественным процессам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *