Россияне назвали вырубки и халатность властей основными причинами пожаров — РБК
Опрошенные граждане связывают лесные пожары с желанием скрыть незаконные вырубки и с халатностью властей, показал опрос Левада-центра. Самыми серьезными последствиями респонденты назвали гибель леса и животных
Фото: Кирилл Шипицин / ТАСС
Подавляющее большинство россиян — 83% — обеспокоены лесными пожарами в Сибири и на Дальнем Востоке, следует из опроса Левада-центра, имеющегося в распоряжении РБК.
Не беспокоит эта тема 11% опрошенных, еще 6% слышат о проблеме впервые.
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Больше всего россиян беспокоят гибель леса и природы (22%), а также животных (20%), проблемы экологии, страдания людей, бездействие властей (по 17%). Среди прочего респонденты упоминали коррупцию и скрытие незаконной вырубки (12%), экономический ущерб (7%), масштабы бедствия (6%), плохую работу лесных служб и страх перед стихией (по 4%).
Основными причинами распространения лесных пожаров в этом году респонденты считают желание скрыть незаконные вырубки леса (51%), халатность властей (44%), неосторожное обращение с огнем (40%).
Далее идут погодные условия, грозы (26%), нежелание властей бороться со стихией (24%), сокращение штата лесничих (22%), труднодоступность районов, где происходят пожары (19%), отсутствие денег на тушение пожаров (16%), отсутствие специальной техники (14%), глобальное изменение климата и законодательство, которое разрешает не тушить пожары в отдельных зонах (по 12%). Всего 2% назвали умышленные поджоги.
Опрос был проведен 22–28 августа 2019 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1608 человек в 137 населенных пунктах в 50 регионах. Исследование проводилось на дому у респондентов методом личного интервью.
Россияне в первую очередь связывают пожары с незаконными вырубками, поскольку эта тема задевает общественное сознание, чаще всего обсуждается в СМИ и интернете, говорит заведующий отделом социально-культурных исследований Левада-центра Алексей Левинсон.
«Что касается халатности властей, то массовое сознание охотно признает дурную работу всех уровней власти, тут снимается ответственность с общества и переносится на власть, — рассуждает социолог. — Важно, что версии, предлагаемые профессионалами, о естественном характере возгораний и глобальном изменении климата не принимаются массовым сознанием. Ответы показывают, что тема используется в массовом сознании в первую очередь как обвинение в адрес «коррумпированной и неэффективной властной верхушки, пренебрегающей народным достоянием — лесами».
То, что тема пожаров, согласно данным опроса, для россиян важна в первую очередь по причинам гибели леса, животных и проблем экологии, а не по материальным аспектам, Левинсон связал с тем, что в выборку попали россияне, не находящиеся в зоне возгораний.
Летом 2019 года в четырех регионах — Иркутской области, Красноярском крае, Бурятии и Якутии — из-за пожаров был объявлен режим ЧС. Над крупными городами Сибири появился смог от пожаров.
По решению региональных властей пожары не тушили на труднодоступных и удаленных землях. Президент России Владимир Путин в конце июля дал указание Минобороны подключиться к тушению в Сибири и на Дальнем Востоке. Первый замглавы МЧС Александр Чуприян говорил, что экономические доводы не должны мешать оказывать помощь населению, которое страдает от задымления.
Greenpeace России подготовила петицию с требованием к властям начать активные действия по борьбе с пожарами, которую подписало более 400 тыс. человек.
«Нет необходимости комментировать опрос, глас народа — глас божий», — прокомментировала РБК опрос Левада-центра начальник управления пресс-службы губернатора Красноярского края Елена Уляшева. Глава региона Александр Усс в конце июля сравнил ситуацию с природными пожарами с попыткой «топить айсберги».
Губернатор заявил, что во всем мире не принято тушить пожары на труднодоступной территории.Тема сибирских пожаров в обществе с этого года стала значимой и волнующей, хотя несколько лет назад все попытки экологов привлечь внимание к этой проблеме не приводили к успеху, отмечает руководитель противопожарного проекта Greenpeace России Григорий Куксин. Важно, что респондентов в первую очередь беспокоят вопросы экологии и ценности леса, а не материального ущерба, указал эксперт. По его мнению, рассуждая о причинах пожаров, россияне черпают информацию из СМИ, что видно по высокой доле ответов о незаконных вырубках, чья роль, по его мнению, преувеличена. Многие респонденты связывают пожары с человеческим фактором, и это дает надежду на улучшение ситуации, резюмировал эколог.
экологическая катастрофа или острая необходимость?
Вырубка леса на Байкале ради БАМа: экологическая катастрофа или острая необходимость?- Все материалы Новости Интервью Комментарии Мнения Обзоры Исследования 5o’clock Куда поехать
- ЖД Транспорт Новости ИнтервьюКомментарииМненияОбзоры
- АвтоНовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры
- Водный транспорт НовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры
- Логистика НовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры
- Авиация Новости Интервью КомментарииМненияОбзоры
- Разное Новости Интервью Комментарии Мнения Обзоры Статистика Новости Интервью Комментарии Мнения Обзоры Статистика
- Спецпроекты
- Справочник
- Главная /
- Новости ЖД транспорта /
- Комментарии /
- Вырубка леса на Байкале ради БАМа: экологическая катастрофа или острая необходимость?
20. 07.2020 09:26:54
ЖД Транспорт / Комментарии
Как и ожидалось, большой резонанс не только у представителей транспортной отрасли, но и в целом у всей общественности вызвали поправки в ФЗ «Об охране озера Байкал», одобренные 15 июля депутатами Госдумы в рамках принятия поправок к закону «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
До 31 декабря 2024 года разрешают выводить строительство проекта Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей из-под целого ряда экологических ограничений, в частности, позволяя сплошную вырубку леса на Байкале.
«Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры (объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры), необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на землях лесного фонда допускаются с проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий», – гласит закон.
Отмечается, что перечень объектов инфраструктуры, устанавливается правительством РФ в соответствии с ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В указанный перечень наряду с такими объектами включаются мероприятия по охране окружающей среды, связанные со строительством, реконструкцией таких объектов. При этом не допускается включать в этот перечень объекты, предназначенные для постоянного или временного проживания граждан, а также для осуществления рекреационной и иной деятельности, не связанной с обеспечением функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в составе БАМа и Транссиба.
Новость о разрешении вырубки подняла волну негодования. Но на следующий день после принятия поправок в ответ на просьбу журналистов прокомментировать данную законодательную инициативу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал: «Не знаком, не буду комментировать. Фактически давайте ознакомимся и потом будем об этом говорить».
Хотя о том, что правительство намерено разрешить вырубку леса на Байкале для БАМа и Транссиба, широкой общественности стало известно еще годом ранее – в июле прошлого года, когда были опубликованы соответствующие поправки. Уже тогда экологи предупреждали, что это разрушит экосистему региона. В ответ они предложили рассмотреть другие варианты размещения объектов железнодорожной инфраструктуры.
При этом в ОАО «РЖД» тогда пояснили, что расположенные на территории Иркутской области, Республики Бурятии и Забайкальского края участки БАМа и Транссиба исторически оказались включенными в границы Байкальской природной территории. «Для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба необходимы модернизация и расширение отдельных объектов инфраструктуры, проведение работ вдоль полосы отвода существующих железных дорог, для чего требуются изменения в федеральный закон «Об охране озера Байкал», – отмечал представитель монополии.
Кроме того, в конце июля 2019-го председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, заявлял, что депутаты проследят, чтобы вырубки леса для расширения БАМа и Транссиба не нанесли вред экосистеме Байкала. «Чтобы расширить БАМ, нужно убрать полоску леса. Хочу напомнить, что согласно принятому закону об обязательном лесовосстановлении эта полоска должна быть в обязательном порядке высажена на территории данного региона. Изначально эта железная дорога строилась как магистраль, которая связывает Дальний Восток с Центральной Россией. И это единственная подобная магистраль», – сказал тогда он.
О том, что депутаты Госдумы обещают контролировать вырубку леса, говорит и заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту и строительству Владимир Афонский. Он отмечает, что БАМ, который огибает озеро Байкал с севера, никогда не был чисто коммерческим проектом. «Это проект, скорее, инфраструктурно-геополитический. Сейчас принята программа модернизации дороги, ключевой момент которой – создание двух путей по всей ее протяженности. Программа направлена на увеличение пропускной, провозной способности узких мест, которые сильно сдерживают прогнозируемый грузовой поток. Мы сегодня видим, что даже при падении объемов перевозок БАМ и Транссиб работают на пределе своей возможности», – говорит депутат.
Он подчеркивает, что еще в прошлом году Владимир Путин поручил правительству до следующего года начать реализацию мер по сохранению и воспроизводству уникальных водных и биологических ресурсов озера Байкал. «Это значит, что правительство обязательно будет учитывать поручение президента при проектных работах», – поясняет В. Афонский.
Депутат напоминает о планах по увеличению провозной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т к 2024 году, а также подходов к портам Азово-Черноморского бассейна. «Развитие Байкало-Амурской магистрали многие эксперты называют «великим будущим России». Реконструированная магистраль сегодня должна служить не только внутренним интересам страны, она призвана расширить торговые связи с нашими восточными партнерами – Китаем, Кореей, Японией», – резюмирует он.
Вместе с тем не все депутаты Госдумы изначально поддерживали данные изменения. Но несмотря на это поправки все же были приняты. За проголосовали всего 313 парламентариев, против – 41 и еще один воздержался. Одним из противников стал депутат от КПРФ, член комиссии Госдумы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства и член комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов. По его мнению, которое он в том числе выражает на своей странице в Facebook, закон позволяет строить экологически опасные объекты прямо рядом с озером, не спрашивая чьего-либо мнения.
По мнению многих экологов, вырубка леса скажется на экологии. Одним из главных пострадавших станет само озеро Байкал. Исчезновение леса по берегам втекающих в него рек является важной причиной наблюдаемого в последние годы обмеления «великого моря», пишут авторы петиции, созданной сегодня на change.org.
«Учитывая, что центральная экологическая зона непосредственно примыкает к озеру, почти полностью расположена в пределах горной территории и в сейсмически опасной зоне, сплошные рубки увеличивают опасность развития и активизации опасных геологических процессов и явлений (эрозии, селей, оползней и др. ) и создают значительные дополнительные риски для экосистем Байкальской природной территории», – отмечает, описывая характер поправок, эксперт-аналитик департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Елена Васенькина.
Признавая стратегическую важность развития БАМа и Транссиба для экономики страны, нельзя не отметить, что предложенные авторами поправки по упразднению ГЭЭ для таких объектов существенно сокращают возможности для хеджирования экологических рисков, что особенно важно с учетом международного статуса Байкала как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Эколог и председатель правления АНО «Равноправие», помощник зампреда комитета Совета Федерации по АПК и природопользованию Наталья Соколова считает, что закон не будет негативно влиять на биоценоз озера и почву. Однако при этом говорит о том, что потенциальные экологические риски для байкальской природы несет другая поправка законопроекта в закон об экологической экспертизе, по которой проводить экспертизу при модернизации магистральной инфраструктуры БАМа и Транссиба в границах заповедных территорий до 2025 года не требуется.
«На мой взгляд, строительство портов может повлечь загрязнение как непосредственно вод озера Байкал, так и прибрежных почв. Кроме того, дальнейшая эксплуатация портов неизбежно повлечет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух центральной экологической зоны Байкальской природной территории. А это уже повлечет при переносе загрязнений негативные изменения как для читинской флоры и фауны, так и для проживающего населения Бурятии и Иркутской области», – комментирует эколог.
Критику этих поправок РЖД-Партнер освещал ранее.
Председатель межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фонд» Олег Иванов согласен, что изменения природоохранного законодательства увязаны с целым рядом факторов, призванных найти компромисс между динамичным развитием России и сохранением ее уникального природного богатства. Но в отличие от Н. Соколовой отмечает, что сама суть изменений не столько ослабляет, сколько увеличивает груз ответственности тех компаний, которые будут реализовывать проекты Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Поэтому главный вопрос не в том, что написано, а в том, как это будет исполнено.
Он обращает внимание на необходимость общественного контроля и глубокого информирования жителей байкальской территории о том, что и как планируется делать, для того чтобы в случае некорректных исходных данных в проектировании или ненадлежащей работы подрядных организаций у общественности была возможность повлиять на гарантии экологической безопасности. «К сожалению, не во всех регионах дочерним компаниям и подрядчикам ОАО «РЖД» до настоящего момента удавалось вести работу в строгом соответствии с требованиями по охране окружающей среды», – высказывается он.
О наличии экологических рисков говорит и заместитель директора центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрий Агафонов. Но при этом отмечает, что наибольший вред наносит отсутствие инфраструктуры по сбору, обработке отходов и стабильно растущий туристический поток. В таких условиях многое зависит от контроля и мониторинга за подрядчиками РЖД со стороны профильных ведомств, в частности от Росгидромета, Росприроднадзора и Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов подчеркивает: давать оценку результативности принятых решений можно только по итогам анализа их применения в ходе строительства и реконструкции соответствующей инфраструктуры железнодорожного транспорта. Как он рассказал нашему изданию, в связи со сложившейся в стране эпидемиологической ситуацией Счетной палатой было принято решение перенести с 2020 на 2021 год контрольное мероприятие в отношении хода реализации инфраструктурного проекта по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Выводы о влиянии принятых мер законодательного регулирования на ход реализации указанного проекта будут сделаны Счетной палатой по итогам проверки в 2021-м.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Байкал, экология, БАМ
ЖД Транспорт
Арбитражная практика в поисках справедливости
Авто
От ABS отказываются российские автоперевозчики грузов
Авто
Грузоперевозчики: спецстоянки для коммерческого транспорта – это коррумпированная схема
Логистика
Страховщики России отказываются от автотелематики
Логистика
Кадровый голод тормозит развитие проектов ТЛЦ Нижнеленинское – Тунцзян
ЖД Транспорт
Невыгодная конкуренция с Китаем: производство контейнеров в России пока сложно и локально
ЖД Транспорт
Разрыв логистических связей, разворот товарных потоков и развитие поставок через третьи страны: итоги контейнерных перевозок в 2022 году
Логистика
Для лесопромышленников расширят действие транспортных субсидий
Авиация
Авиация России: планы на следующие 100 лет
Водный транспорт
Спрос на речные туры требует пополнения флота
Новости
- 18:00На севере Бурятии создадут новый центр питания для развития БАМа
- 17:42Серийные поставки самолета Sukhoi Superjet New планируется начать с 2024 года
- 17:24Россия нарастила экспорт нефти в Китай в 2022 году до 67 млн т
- 16:51На безбумажный документооборот переходят Египет и Россия
- 16:28Металлургам приходится лавировать между санкционной Сциллой и государственной Харибдой
- 16:21ЕК рекомендует Финляндии перевести колею на железной дороге на европейский стандарт
- 15:48На линии Ванино – Холмск сократится количество паромных судов
- 14:50Против договоров вези или плати выступил РСПП
- 14:34В Саратове линия скоростного трамвая составит 67 км
- 13:55Пропускная способность Восточного полигона в 2024 году может составить 180 млн т
- 13:43РСА назвал регионы – лидеры по частоте страховых случаев по ОСАГО
- 13:22Установка пунктов весогабаритного контроля осложнилась из-за санкций
- 12:53Первый полет SSJ-100 с российским двигателем пройдет в течение трех месяцев
- 12:40Северного широтного хода еще три года ждать
- 12:16Инфраструктурные объекты, запланированные к реализации по КПМИ, могут попасть под секвестр
- 12:06Оборот грузового вагона на сети РЖД вырос в феврале на 6,6%
- 11:17Стоимость авиабилетов зависит не от дальности перелета
- 10:52Динамическая модель загрузки инфраструктуры приведет к снижению объемов производства и отгрузки, убыткам и потере имиджа металлургических предприятий
- 10:27Ремонт мостов в рамках нацпроекта Безопасные и качественные автомобильные дороги в этом году увеличат
- 10:02До 46% выросла доля авто китайских брендов на российском рынке
- 09:30До конца 2024 года участок подъездной дороги к Владикавказу станет четырехполосным
- 09:02Стоимость авиабилетов из РФ за рубеж снизилась примерно на 20% за год
- 22/03 13:58 В Турции спустили на воду крупнейшее в мире судно для перевозки живой рыбы
- 22/03 13:35 РФ и Грузия находятся на пороге возобновления прямого авиасообщения
- 22/03 13:11 Сначала дефицит и ограничение, затем профицит и рост спроса: где найти баланс вагонного парка?
Спецпроекты
- Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
На портале РЖД-Партнер. ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
- Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
- Перевозки зерна и удобрений
Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ >>
КАЛЕНДАРЬ ОТРАСЛИ
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Чтобы обеспечить лучшие Ваши возможности просмотра на веб-сайте rzd-partner. ru, мы используем файлы-куки (англ. cookies). Своё согласие на них Вы подтвердите оставаясь на веб-сайте для дальнейшего просмотра или нажимая «Я согласен».
Я согласен
В этом разделе разрешена авториразация не более, чем с 2-х разных устройств.
Агробизнес и вырубка лесов — Гринпис США
- фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Агробизнес, в котором огромные площади леса сжигаются или расчищаются, чтобы освободить место для сельскохозяйственных культур и скота, является движущей силой обезлесения номер один во всем мире.
Пень виден в районе, который недавно был вырублен для расширения плантации пальмового масла Duta Palma на Суматре, Индонезия.
© Гринпис / Натали Беринг
Поскольку мы полагаемся на промышленные сельскохозяйственные товары, такие как пальма, соя, мясо и молочные продукты промышленного производства, мы теряем леса и ускоряем климатическую и экологическую чрезвычайную ситуацию.
Около 80% мирового обезлесения является результатом сельскохозяйственного производства, которое также является основной причиной разрушения среды обитания. Животноводство — животноводство и корма для животных являются важным фактором обезлесения, а также ответственны примерно за 60% прямых глобальных выбросов парниковых газов (ПГ). В целом выбросы от продовольственной системы в целом, включая производство и потребление, составляют до 37% от общих глобальных антропогенных выбросов ПГ.
Мировая сельскохозяйственная система все больше расширяет свое присутствие на суше для производства кормов для скота, которые удовлетворяют растущий спрос на мясные и молочные продукты или биотопливо из сельскохозяйственных культур. Этот тип роста только увеличивает нагрузку на леса и увеличивает разрушение критически важных экосистем. В отчете Межправительственной группы экспертов ООН по землепользованию в связи с изменением климата за 2019 год сделан вывод о том, что защита и восстановление лесов и срочная модернизация глобальной продовольственной системы путем изменения рациона питания являются ключевыми решениями эскалации кризисов биоразнообразия, климата и продовольственной безопасности.
Начиная с 2010 года, ряд компаний обязались помочь остановить вырубку лесов к 2020 году за счет ответственного поиска товаров, наиболее связанных с уничтожением лесов, — крупного рогатого скота, пальмового масла, целлюлозы и бумаги и сои.
Эти обещания не были выполнены.
Мировое производство товаров остается основной причиной уничтожения лесов. Недавний анализ Greenpeace International показал, что к началу 2020 года около 50 миллионов гектаров леса — площадь размером с Испанию — вероятно, будет уничтожено для глобального производства товаров, поскольку эти обещания были сделаны в 2010 году9.0011
Между тем, торговля продуктами, связанными с вырубкой лесов, деградацией лесов или нарушениями прав человека, которые часто называют «товарами высокого риска», процветала: с 2010 года площади, засеянные соей в Бразилии, увеличились на 45%, в то время как производство пальмового масла в Индонезии выросло на 75%, а след какао в Кот-д’Ивуаре вырос на 80%. Эта тенденция сохранится: к 2050 году мировое потребление мяса (и, следовательно, производство) вырастет на 76%, производство сои — почти на 45%, а производство пальмового масла — почти на 60%.
Пальмовое масло
Пальмовое масло является ключевым ингредиентом практически каждого продукта, продаваемого на полках супермаркетов по всему миру. Он содержится почти во всем, от мыла до шампуней и закусок, таких как печенье и крекеры.
Пальмовое масло получают из плодов, выращенных на масличных пальмах. Спрос на пальмовое масло резко вырос с конца 1990-х годов, что сделало Индонезию крупнейшим производителем в мире, и в результате растущий спрос на пальмовое масло стал основным фактором уничтожения тропических лесов в Индонезии.
Садоводы, производители и торговцы пальмовым маслом вырубают леса для выращивания пальмового масла, а разрушения происходят из-за вырубки и сжигания лесов, освобождающих место для крупномасштабных плантаций. В Индонезии пальмовое масло поставило орангутанов и другие виды диких животных на грань исчезновения. Плантации пальмового масла в промышленных масштабах привели к эксплуатации рабочих, нарушениям прав человека и перемещению коренных и сельских общин с их земель.
Компании, которые используют, производят и продают пальмовое масло, десятилетиями знают об этой проблеме и продолжают обещать решить ее, однако расследования Гринпис продолжают показывать, что они не справились. Отчет Greenpeace International «Обратный отсчет до вымирания» показывает, что, несмотря на установленный крайний срок почти 10 лет назад, компании не выполняют свои обязательства по устранению вырубки лесов из своих цепочек поставок, включая пальмовое масло, сою, какао, мясо и молочные продукты, к 2020 году. Крупные компании по производству потребительских товаров, такие как Unilever, Nestle, Mondelez и Mars, взяли на себя корпоративные обязательства по обеспечению того, чтобы уничтожение тропических лесов не было частью их цепочек поставок на любом этапе процесса. Однако они продолжают сотрудничать с поставщиками грязного пальмового масла.
В отчете МГЭИК «Изменение климата и земля» изложено воздействие, которое человечество оказывает на окружающую среду. Вырубка лесов для сельскохозяйственных товаров, таких как пальмовое масло, соя и крупный рогатый скот, уничтожает биоразнообразие и вызывает эту чрезвычайную климатическую ситуацию. Мы находимся в моменте, когда необходимо полное прекращение вырубки лесов и серьезные усилия по восстановлению, чтобы предотвратить массовое вымирание видов, если мы хотим ограничить глобальное потепление ниже 1,5 ° C в мире.
Щелкните здесь, чтобы загрузить полную оценочную карту компании.
Разведение крупного рогатого скота
Разведение крупного рогатого скота — и выращивание сои, необходимое для кормления скота, — является основной причиной обезлесения практически во всех странах Амазонки. Около 90% сои используется на корм животным для производства мясных и молочных продуктов.
Вырубка лесов во всем мире из-за разведения крупного рогатого скота ежегодно выбрасывает в атмосферу 340 миллионов тонн углерода, или 3,4 процента глобальных выбросов парниковых газов. Большая часть этого поступает из региона Амазонки.
В 2009 году Гринпис опубликовал знаменательное трехлетнее расследование под названием Забой амазонки . В том же году ведущие упаковщики мяса в Бразилии обязались положить конец вырубке лесов, рабскому труду и вторжениям на земли коренных народов в Соглашении о скотоводстве. Хотя отчет и последующее обязательство вызвали более пристальное внимание к производству крупного рогатого скота в Амазонии, Соглашение о крупном рогатом скоте все еще не полностью реализовано. Из-за невыполнения Соглашения о рогатом скоте и других факторов крупный рогатый скот остается серьезной угрозой для лесов и природных экосистем.
Каковы причины и последствия обезлесения?
Леса являются важнейшим глобальным ресурсом, покрывающим около 30 процентов планеты или 4,06 миллиарда гектаров. Растущие темпы обезлесения угрожают этому важному ресурсу, но также и гораздо большему, поскольку леса тесно связаны с последствиями изменения климата, биоразнообразия и средств к существованию людей, которые зависят от этих ценных и мощных экосистем.
Что такое вырубка лесов?Вырубка лесов — это преднамеренная вырубка деревьев для расчистки земли для других целей. За последние 10 000 лет мир потерял 2 миллиарда гектаров — или одну треть — своих лесных угодий, и половина этого количества приходится на период с 1900 года. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в среднем 10 миллионов гектаров леса вырубаются каждый год, но некоторые годы намного хуже, чем другие. 2016 год остается худшим за всю историю вырубки лесов на 29,7 млн га, частично из-за крупных лесных пожаров.
Каковы последствия обезлесения?Последствия обезлесения ощущаются во всей окружающей среде и естественных циклах, регулирующих жизнь на Земле, а также в человеческих сообществах и животных, среда обитания которых зависит от лесов.
Каковы негативные последствия обезлесения для окружающей среды? Эрозия почвы и опустыниваниеДеревья и естественная растительность помогают удерживать почву на месте. Когда их удаляют, богатый питательными веществами верхний слой почвы разрушается и легко смывается проливными дождями или сдувается ветром. Грубые песчаные частицы, которые не могут удерживать воду, остаются позади, что делает землю непригодной для выращивания сельскохозяйственных культур, поскольку со временем она превращается в пустыню. Поскольку леса также регулируют круговорот воды, их вырубка приводит к более сухому местному климату, что еще больше увеличивает риск опустынивания.
Изменение климатаЛеса хранят огромное количество углерода, который может быть выброшен в атмосферу при их вырубке. На вырубку лесов приходится около 10 процентов антропогенных выбросов углерода. Тропические леса подвергаются такому серьезному нападению, что они превратились из чистого поглотителя в чистый источник выбросов углерода, теперь выбрасывая больше, чем они могут хранить.
НаводненияЗнаменательное исследование, опубликованное в журнале Global Change Biology в 2007 году, обнаружило данные со всего мира о том, что вырубка лесов увеличивает частоту наводнений, а также делает их последствия более серьезными — увеличивая продолжительность наводнений, количество людей перемещены и убиты, а также причиненный физический ущерб. Различные дальнейшие исследования также выявили различные способы, которыми вырубка лесов увеличивает наводнения. Например, исследование 2012 года, опубликованное в журнале Water Resources Research по обезлесению в Канаде, показало, что вырубка больших участков леса в заснеженных регионах может удвоить или даже в четыре раза увеличить количество крупных наводнений вокруг ручьев и рек, протекающих через эти леса, из-за воздействия на снег солнечного света. и заставить его таять быстрее. Исследование 2022 года, опубликованное PNAS, показало, что в прибрежных городах Западной Африки чаще бывают грозы и внезапные наводнения из-за вырубки лесов, что изменяет местный климат.
Как обезлесение влияет на нас? ЗдравоохранениеОбезлесение оказывает негативное воздействие на здоровье населения несколькими способами. Фрагментация среды обитания диких животных из-за вырубки лесов увеличила распространение новых патогенов от диких животных к людям. По данным Всемирного фонда дикой природы, потеря леса также может привести к потере потенциальных медицинских ресурсов в будущем. Способствуя и усугубляя последствия изменения климата, такие как наводнения, вырубка лесов увеличивает риск смерти, особенно для людей в тех частях мира, которые более уязвимы к экстремальным погодным условиям. Когда мы теряем леса, мы также теряем источник более прямых преимуществ для здоровья, таких как улучшение психического и физического самочувствия и более чистый воздух.
Отсутствие продовольственной безопасностиЛеса обеспечивают пищу для миллионов людей и дрова для приготовления пищи для 2,4 миллиардов человек, особенно в развивающихся странах. Поддерживая качество почвы, регулируя климат и обеспечивая среду обитания и пищу для различных видов, леса также являются важным компонентом производства продуктов питания за их пределами. Всем этим благам угрожает вырубка лесов, что также увеличивает нагрузку на глобальные запасы продовольствия из-за изменения климата.
Местное население и средства к существованиюСообщества, живущие в лесах и вблизи них, сильно страдают от обезлесения. По данным Всемирного банка, сельские домохозяйства, живущие рядом с лесами, могут получать до 22 процентов своего дохода от лесных ресурсов, включая древесину, продукты питания, топливо, корма, строительные материалы и лекарства. Поскольку этих ресурсов становится все меньше из-за вырубки деревьев, общины от Камеруна до Индии с трудом сводят концы с концами. Обезлесение также может привести к миграции, социальным потрясениям и конфликтам.
Воздействие обезлесения на биоразнообразие Утрата среды обитанияЛеса являются одними из самых разнообразных экосистем на Земле, в которых живут деревья, растения, животные, насекомые, микроорганизмы и грибы, связывающие углерод. Вырубка лесов фрагментирует и ухудшает эту среду обитания, уменьшая или уничтожая ее способность поддерживать другие виды.
Исчезновение дикой природыКогда их среда обитания уничтожается, многие обитающие в лесах виды борются за выживание в оставшихся участках леса. Меньшие площади среды обитания могут поддерживать только меньшие популяции вида, сокращая их генофонд и делая их более уязвимыми для охоты, браконьерства и хищников. Поскольку некоторые виды являются уникальными для определенных лесных районов, они могут легко исчезнуть, когда их среда обитания будет разрушена.
Кислотные океаныКогда углекислый газ из атмосферы растворяется в океанах, он снижает pH воды и вызывает ее подкисление. Поскольку леса являются такими важными поглотителями углерода, еще одним результатом вырубки лесов является то, что больше углекислого газа попадает в океаны, поскольку деревья поглощают меньше.
Какие животные страдают от вырубки лесов?Обезлесение и нерациональные вырубки угрожают более чем 4000 видов. Зависящие от леса животные, которые вымерли только в этом столетии, включают формозского дымчатого леопарда на Тайване, загадочную птицу-охотника за деревьями в Бразилии и горную лягушку с горы Глориус в Австралии.
Каковы причины обезлесения? ЖивотноводствоЖивотноводство является основной причиной обезлесения. Огромный 41 процент вырубки тропических лесов — 2,1 миллиона гектаров в год — напрямую связан с расширением пастбищ для выпаса мясного скота, в основном в Бразилии. Кроме того, ежегодно для выращивания сои вырубается около 500 000 гектаров леса, большая часть которого — около 77 процентов — идет на корм скоту.
Лесные пожарыПожары являются естественным явлением в некоторых лесных экосистемах, и контролируемые пожары также веками использовались общинами коренных народов для расчистки небольших участков земли для сельскохозяйственных нужд. Но лесные пожары становятся все более частыми и свирепыми, вспыхивая в новых регионах по мере высыхания влажных лесов. Оставшиеся фрагментированные леса более подвержены пожарам, поскольку изменение климата делает условия более сухими и жаркими, что, в свою очередь, способствует возникновению пожаров и их бесконтрольному распространению.
В 2021 году в России был самый сильный пожароопасный сезон за всю историю наблюдений (мониторинг начался должным образом в 2001 году), когда было уничтожено 18,13 млн га леса. В тропических лесах Амазонки в 2019 году было особенно много пожаров: в одной точке бушевало более 9000 пожаров. В прошлом месяце во Франции сгорело дотла 17 000 гектаров соснового леса.
Незаконная вырубка лесаСуществует многомиллиардная индустрия, основанная на незаконно заготовленной древесине и сопутствующих товарах, таких как бумага и упаковка. Также происходят незаконные рубки, чтобы заменить естественные леса монокультурными плантациями.
Добыча полезных ископаемыхОколо 44 процентов крупномасштабных операций по добыче полезных ископаемых осуществляются в лесах, и эксперты предупреждают, что выдача новых лицензий на добычу полезных ископаемых в ныне охраняемых районах Амазонки, как того хочет президент Бразилии, приведет к гибели тысяч квадратных километров новой вырубки леса. Незаконная добыча, в основном золота, привела к уничтожению более 40 000 гектаров леса в национальном заповеднике Тамбопата в Перу с 2001 по 2014 год.
ПеренаселениеЧисленность населения уже приближается к отметке в 8 миллиардов человек и, по прогнозам, достигнет пика в 10,88 миллиарда человек на рубеже следующего столетия. Если нынешнее нерациональное использование земли будет продолжаться быстрыми темпами, включая вырубку лесов для нужд сельского хозяйства и эксплуатации других ресурсов, рост населения будет оказывать дополнительное давление на лесные экосистемы.
Пальмовое маслоЕжегодно производится около 66 миллионов тонн пальмового масла для использования в бытовых товарах, продуктах питания, кормах для животных и в качестве топлива для электростанций и транспортных средств. Площадь земель, используемых для выращивания масличной пальмы, выросла с 4 млн га за 19 лет.от 80 до 19 миллионов в 2018 году. Наряду с соей, расширение плантаций масличных пальм является второй по величине причиной обезлесения в мире после животноводства, хотя на его долю приходится менее половины обезлесения, вызванного разведением крупного рогатого скота. Тем не менее, это стало катастрофой для лесной дикой природы, угрожающей почти 200 видам, занесенным в красный список МСОП, включая тигров и орангутанов.
БумагаЕжегодно производится около 405 миллионов тонн бумаги и картона, что составляет от 13 до 15 процентов от общего потребления древесины, и спрос на эту продукцию растет. Леса вырубаются в горячих точках биоразнообразия для выращивания целлюлозных плантаций. В нескольких лесных районах, в том числе в старовозрастных бореальных лесах Канады, также ведется сплошная вырубка для производства целлюлозы для производства туалетной бумаги и других салфеток.
УрбанизацияКогда-то надеялись, что урбанизация, процесс перемещения населения в городские районы, уменьшит нагрузку на леса, замедлив расчистку земель для сельского хозяйства. Но вместо этого изменились и ключевые факторы обезлесения: более густонаселенные городские районы повышают спрос на такие продукты, как говядина, как показано в исследовании, опубликованном в 2010 году в журнале Nature Geoscience, и в более позднем исследовании, опубликованном в журнале Environmental Science and Pollution Research International в 2010 году. 2020.
Где происходит вырубка лесов? Вырубка лесов в Южной АмерикеВ Бразилии самый высокий уровень обезлесения в мире, с чистой потерей 1,45 миллиона гектаров леса в год. Но вся Южная Америка, за исключением нескольких стран, включая Чили и Коста-Рику, теряет больше леса, чем приобретает. Около 17 процентов территории Амазонки, большая часть которой находится в Бразилии, было очищено к 2018 году — в том же году, когда Жаир Болсанаро был избран президентом, с тех пор он ослабляет экологическую защиту тропических лесов и поощряет их развитие. Вторым по величине лесом в Южной Америке является Серрадо, который покрывает более 20 процентов территории Бразилии, но его часто упускают из виду. С 2008 года она пострадала в два раза больше от вырубки лесов, чем Амазонка, в основном из-за расширения животноводства.
Вырубка лесов в Юго-Восточной АзииИндонезия является еще одной горячей точкой вырубки лесов, темпы которой сопоставимы с Южной Америкой. Пальмовое масло и вырубка леса являются основными причинами обезлесения в Индонезии, а также в Малайзии. Больше половины естественного лесного покрова Юго-Восточной Азии было потеряно — катастрофа для дикой природы региона.
Обезлесение в АфрикеТемпы обезлесения сильно различаются между африканскими странами. Расширение сельского хозяйства является основным фактором, при этом какао играет значительную роль, особенно в Кот-д’Ивуаре, Гане, Нигерии и Камеруне. Для производства почти 3 миллионов тонн какао в год требуется огромное количество земли. Охраняемые территории и их дикая природа были опустошены производством какао в Кот-д’Ивуаре, и 10 процентов лесов Ганы были вырублены для производства какао в период с 2001 по 2014 год. Заготовка древесины и спрос на древесный уголь в качестве топлива для приготовления пищи также являются важными факторами обезлесения. в разных частях континента.
Как остановить вырубку лесов? Потреблять меньше и больше осознанноЕсть несколько действий, которые люди могут предпринять как личности, чтобы предотвратить дальнейшее обезлесение, в том числе покупать меньше и делать более осознанный выбор в отношении того, что покупать. Например, вы можете искать подержанные изделия из дерева, такие как мебель и переработанные салфетки и бумажные изделия, или сократить потребление продуктов, содержащих пальмовое масло.
Ешьте меньше мясаПоскольку животноводство является основным фактором обезлесения, сокращение или отказ от мяса является еще одним ключевым действием, которое могут предпринять люди. Даже если само мясо не было импортировано из страны, в которой наблюдается вырубка лесов, корма для сельскохозяйственных животных, включая молочных коров, свиней и кур, часто поступают из обезлесенных районов. Исследование 2021 года, опубликованное в журнале Nature, показало, что замена половины мирового потребления мяса белком, полученным из грибов, может предотвратить 82 процента вырубки лесов в будущем.
Постановления правительстваПравительства должны сделать больше, чтобы положить конец вырубке лесов. На Саммите ООН по климату 2021 года, COP26, более 100 мировых лидеров взяли на себя обязательство остановить и обратить вспять процесс обезлесения и деградации земель к 2030 году, предложив для этого миллиардные инвестиции. Но аналогичное обязательство в 2014 году, Нью-Йоркская декларация по лесам, потерпело неудачу.
Тем не менее, поскольку корпоративных обязательств по вырубке лесов самих по себе недостаточно, государственное регулирование остается важным. Например, Европейский Союз, как второй по величине импортер сельскохозяйственной продукции, полученной в результате вырубки лесов, предложил обязательную комплексную проверку компаний для улучшения отчетности и прозрачности их цепочек поставок. Как страны-производители, так и страны-потребители продукции, связанной с обезлесением, должны улучшить управление лесным хозяйством, например, улучшить программы аудита, лицензирования и сертификации.
Распространение информации О вырубке лесовИсследования показывают, что простой разговор об изменении климата является одной из самых эффективных форм борьбы с изменением климата. Это может включать обсуждение более важной роли лесов в планетарном здоровье или выделение продуктов, которые, скорее всего, были получены из обезлесенных районов.
Забудьте об ископаемом топливе и пальмовом маслеСжигание ископаемого топлива является самым большим источником выбросов парниковых газов, производя больше, чем леса могут поглотить. Пока человечество продолжает сжигать ископаемое топливо, изменение климата будет продолжать негативно сказываться на лесах и способствовать их утрате из-за усиливающихся лесных пожаров. Но то, что мы заменяем ископаемое топливо, имеет значение и для обезлесения. Пальмовое масло уже используется в качестве замены, но его экологические и климатические издержки значительны. Сокращение потребности в ископаемом и биотопливе за счет, например, улучшения транспортной инфраструктуры и замены остального более чистыми источниками энергии и топлива имеет решающее значение.
Лесовосстановление и облесениеЛесовосстановление включает в себя восстановление территории, которая была недавно обезлесена, а лесовосстановление означает создание лесов там, где их не было или не было в течение длительного времени. Предоставление лесам возможности естественного восстановления получает признание как рентабельная стратегия лесовосстановления. Лесовосстановление происходит в странах от России до Китая, но главная проблема заключается в том, смогут ли эти усилия опередить темпы потери деревьев.