Лаз турист: ЛАЗ-697Р «Турист» туристический автобус — Каталог К.В.Х.

Содержание

ЛАЗ-697Р «Турист» туристический автобус — Каталог К.В.Х.

ЛАЗ-697 «Турист» — советский туристический автобус среднего класса, выпускавшийся Львовским автобусным заводом. Автобус предназначался для междугородных линий небольшой протяжённости, экскурсионных поездок, применения на экспрессных линиях специального назначения. ЛАЗ-697 был унифицирован с городским автобусом ЛАЗ-695.

Автобус имел ряд модификаций, выпускавшихся с 1959 по 1985 год:

    ЛАЗ-697 «Турист» (1959—1963) — имел двигатель ЗиЛ-164 мощностью 109 л.с.

    ЛАЗ-697Е «Турист» (1961—1969) — с двигателем ЗиЛ-130 в 150 л.с. Результатом изменений стало повышение максимальной скорости автобусов до 87 км/ч. Однако поставляемые партии новых двигателей были небольшими, поэтому наряду с модифицированными моделями завод продолжал выпускать «старые» автобусы. Внешне «старые» и «новые» машины друг от друга не отличались. Так продолжалось до 1964 года, когда зиловские поставки силовых агрегатов стали регулярными, а новый двигатель полностью вытеснил старую модель. 

    ЛАЗ-697М «Турист» (1970—1975) — модернизация автобуса, переходный вариант к автобусу ЛАЗ-697Н, основное отличие новый кузов с высокими боковыми окнами, но со старой передней панелью кузова. Изменения коснулись и трансмиссии машины. Заводской задний мост заменили на более совершенный – «Раба», венгерского производства, а рулевое управление оборудовали гидроусилителем.  В 1974 году кузов был модернизирован (задняя боковая часть, новые воздуховоды в двигатель и последние боковые окна) для перехода на модель ЛАЗ-697Н.

    ЛАЗ-697Н «Турист» (1975—1979) — автобус с новой передней панелью кузова. Начиная с 1977 года получил новые светотехнические приборы соответствующие ЕЭК ООН. Опытные образцы появились ещё в конце 60-х годов. Так же к XXV съезду КПСС для обслуживания делегатов съезда, была построена партия автобусов «Люкс», отличавшихся повышенной комфортностью.

    ЛАЗ-697Р «Турист» (1978—1982), (1985) — последняя модификация среднего междугороднего автобуса семейства 697. Традиционно новый автобус от старого отличался незначительно. Самым ярким отличием ЛАЗ-697Р от ЛАЗ-697Н было отсутствие задней входной двери, от нее снова было решено отказаться, из-за того что ее наличие уменьшало число посадочных мест. Ну и другая примета, по которой можно было отличить новую модель от старой, — это расположение поворотников. У ЛАЗ-697Р указатели поворотов имели более современную квадратную форму и располагались непосредственно над фарами. У ЛАЗ-697Н поворотники располагались сбоку от фар, форма у них была круглая.   Отличался системой вентиляции салона. Окна лишились форточек, а вместо них на крыше появился воздухозаборник, кроме того автобус отличался усиленным кузовом и его повышенной антикоррозийной стойкостью.

 Выпуск семейства средних междугородних автобусов серии 697 был прекращён в 1982 году, в пользу расширения производства большого междугороднего автобуса семейства ЛАЗ-699 отличавшегося большим количеством мест (41, вместо 33 у ЛАЗ-697Р). В 1985 году для будущего XXVII съезда КПСС заводом была построена небольшая разовая партия «люксовых» автобусов этого семейства.

 Двигатель у ЛАЗ-697 располагался сзади. В подвеске были корректирующие пружины, работающие параллельно с рессорами. Сиденья использовались двухместные с регулируемым углом наклона спинки. Вместимость автобуса составляла 33 человека. Под полом салона находились багажные отсеки. Для экскурсовода предусматривалось отдельное дополнительное кресло – 34-е, с возможностью поворота на 180 градусов. 

 Все модификации автобусов 697 серии относились к среднему классу, а время не стояло на месте. Нужна была машина с большим количеством посадочных мест. Поэтому в 1985 году производство старых «Туристов» было полностью прекращено. Им на смену пришел новый 41-местный ЛАЗ-699, отправив 697-ю серию в категорию «ретро-автобусы» 

 

ЛАЗ-699Р «Турист- 2» междугородний автобус — Каталог К.В.Х.

В конце 60-х годов специалистами Головного Специализированного Конструкторского Бюро по автобусам (ГСКБ) был разработан новый модифицированный кузов для автобусов ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-697Н, внешне отличавшийся от предыдущих модификаций более современным дизайном и высокими лобовыми стеклами. На его основе в 1969 году был создан опытный автобус ЛАЗ-699Н, кузов которого отличался от предыдущей модификации ЛАЗ-699А повышенной прочностью. Также у этого автобуса появилась дверь запасного выхода в заднем свесе, которая с этого момента становится обязательной для всех последующих автобусов семейства ЛАЗ-699. Следующие опытные образцы автобуса ЛАЗ-699Н «Турист» появились в 1972 году. Один из этих автобусов в 1973 году экспонировался на ВДНХ СССР. В 1973 году были построены опытные ЛАЗ-699Н с системой естественной вентиляции. На крыше этого автобуса располагался воздухозаборник, а форточки в окнах отсутствовали. Эти машины пошли в серию спустя два года — в 1975-ом. Серийный ЛАЗ-699Н выпускался с 1975 по 1978 гг. в ограниченных количествах.

 В 1978 году на смену выпускаемому в небольших количествах автобусу ЛАЗ-699Н пришёл новый большой туристический автобус ЛАЗ-699Р. Но по настоящему массовый выпуск ЛАЗ-699Р начался в 1983 году, когда за счёт уменьшения выпуска ЛАЗ-697Р развернулось крупносерийное производство ЛАЗ-699Р. До 2002 года, пока продолжалось производство этого автобуса, он не раз подвергался модернизациям и некоторым изменениям во внешнем виде. Самые ранние автобусы ЛАЗ-699Р (до 1981 г. выпуска) имели прямоугольные фары аналогичные фарам автомобилей «Москвич» и маленькую квадратную эмблему с буквой «Л» внутри. С 1981 года фары заменили круглыми, а эмблемой стала большая буква «Л» в круге. В 80-х годах также производился небольшими партиями автобус ЛАЗ-699Р в исполнении «люкс», в основном для обслуживания различных высоких государственных учреждений. Отличительной особенностью таких автобусов было обилие внешних декоративных деталей из черной пластмассы (фальш-решётка на передке, колпаки колёс, воздухозаборник на крыше), а также передний бампер со встроенными противотуманными фарами. С 1989 года на автобусах ЛАЗ-699Р исчезла отдельная дверь кабины водителя в левом борту, а с 1993 года перестали устанавливать алюминиевую фальш-решетку на передке. На некоторые автобусы ЛАЗ-699Р последних годов выпуска с завода могли устанавливаться мосты с дисковыми колёсами. Следует отметить, что многие указанные выше различия в настоящее время являются условными, так как часто автобусы ЛАЗ-699 подвергались переделкам в ходе капитального ремонта. Также на некоторые автобусы при капитальном ремонте монтировалось оборудование для работы на метане. Следует отметить, что заводской «газовой» модификации ЛАЗ-699Р не существовало. Модификация автобуса ЛАЗ-699Р с дизельным двигателем ЯМЗ-236А производилась в 1998-2002 годах. Несколько экземпляров этого автобуса было собрано в Харькове 126-м авторемонтным заводом Министерства обороны Украины.

 Кузов автобуса ЛАЗ-699Р — вагонного типа, с несущим основанием. В салон ведут две ручные двери, расположенные в переднем и заднем свесе. Планировка сидений четырехрядная. Сиденья самолетного типа с регулируемым наклоном спинки и подголовником. На потолке установлены индивидуальные осветительные плафоны и вентиляционные дефлекторы. Сиденье водителя — подрессоренное, регулируется по высоте, длине и наклону спинки. Система отопления — воздушная, использующая тепло системы охлаждения двигателя и независимого отопителя ОВ-95. Багажные отсеки общей вместимостью 4,38 куб.м. с доступом через бортовые люки расположены под рядами сидений. Для безопасной езды в ночное время суток и при сложных погодных условиях автобус оснащен противотуманными фарами и прожектором. V-образный карбюраторный 8-цилиндровый двигатель ЗиЛ-375Я5 сблокирован с пятиступенчатой гидравлической коробкой передач ЯМЗ. Сцепление — двухдисковое, карданная передача состоит из одного вала. Автобус имеет пневматическую подвеску переменной жесткости всех колес (для передних — независимую) с телескопическими амортизаторами. Рабочая тормозная система — пневматическая, двухконтурная, с барабанными механизмами и раздельным приводом на передние и задние колеса. Стояночный тормоз — на тормоза задних колес; запасной тормоз совмещен со стояночным. Рулевое управление и задний мост с планетарными редукторами в ступицах — от автомобиля МАЗ-500..  

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Двигатель

Мод.ЗиЛ-509.10 (ЗиЛ-375Я5), бензиновый, V-обр., 8-цил., 108×95 мм, 7,0 л, степень сжатия 7,3, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8; мощность 129 кВт, (175 л.с.) при 3200 об/мин; крутящий момент 471 Н-м (48 кгс-м) при 1800-2000 об/мин; карбюратор К-90Б, воздушный фильтр — инерционно-масляный.

Трансмиссия

Сцепление — двухдисковое, привод выключения — гидравлический. Коробка передач 5-ступ., передат. числа: I-6,171; II-3,402; III -1.786; IV-1; V-0,779; ЗХ-6,686; синхронизаторы на II-V передачах. Карданная передача состоит из одного вала. Главная передача — двойная разнесенная (коническая и планетарная). Передат. число 7,19.

Колеса и шины

Колеса — бездисковые, ободья 8.0В-20 с бортовыми кольцами, крепление на 6 шпильках. Шины 10.00R20 (280R508) мод. И-А185, НС — 16, рисунок протектора — дорожный, давление в шинах передних 6,0, задних 6,3 кгс/см. кв.

Подвеска

Зависимая, передняя — полуэллиптические рессоры и корректирующие пружины, стабилизатор поперечной устойчивости, два амортизатора; задняя — то же, без стабилизатора и амортизаторов.

Тормоза

Рабочая тормозная система — двухконтурная, с пневмоприводом, барабанными механизмами (диаметр 420 мм. ширина накладок передних 140, задних — 180 мм) разжим — кулачковый. Стояночный тормоз — на тормоза задних колес, привод — пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Давление в пневмоприводе тормозов 6,0-7,7 кгс/см кв. Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.

Рулевое управление

Мод. МАЗ-500, рулевой механизм — винт с шариковой гайкой и сектор, гидроусилитель, передат. число 23,6, ном. давление в усилителе 90 кгс/см кв. Люфт рулевого колеса до 100.

Электрооборудование

Напряжение 12В, ак. батарея ЗЭСТ-1 50ЭМ 2 шт.), генератор Г286-А со встроенным выпрямителем и интегральным Регулятором напряжения Я112-А, стартер СТ130-А2; распределитель Р137, транзисторный коммутатор ТК102, катушка зажигания Б114-Б, свечи A11.

ЛАЗ-699А «Турист» — серийная модель

Серийное производство больших междугородных автобусов ЛАЗ-699А «Турист» на заводе ЛАЗ началось в 1964 году. Четыре года потребовалось КБ и экспериментальному цеху для того, чтобы пройти путь от первого опытного образца семейства 699-х, до постановки модели на конвейер.

Автобус ЛАЗ-699А «Турист» на испытаниях.

По сравнению с опытными образцами, серийная модель была значительно упрощена: в пользу дополнительных пассажирских мест отказались от размещения в задней части салона гардероба и туалета, в передней — от буфета.

Основные характеристики автобуса ЛАЗ-699А «Турист»
Тип кузова: Вагонный с несущим основанием
Число мест: 41
Максимальная скорость: 96 км/ч
Двигатель: ЗИЛ-375 (180 л.с.)
Расход топлива на 100 км: 37 л.
Габаритные размеры:
Длина: 10565 мм.
Ширина: 2500 мм.
Высота: 2870 мм.

Полная таблица технических характеристик ЛАЗ-699А «Турист»

Формально, ЛАЗ-699А «Турист» представлял собой удлинённый вариант туристского ЛАЗ-697, но с более мощным силовым агрегатом. Расплатой за увеличение длины стало уменьшение жесткости кузова, что послужило одним из основных факторов, через два года повлекших за собой прекращение производства этой модели.

История создания автобуса ЛАЗ-699А «Турист»

С конца 1960 года львовяне, экспериментируя с дизайном, схемами освещения, начинкой интерьера и устанавливая более мощные силовые агрегаты, собрали пять опытных экземпляров. Все они были объединены одной целью — создание большого автобуса, который бы занял нишу междугородных маршрутов для перевозок пассажиров на средние и дальние расстояния. Каждая из опытных моделей к одному из основных индексов ЛАЗ-699 или ЛАЗ-699А получила в состав названия и приставку «Карпаты» (что характерно только для экспериментальных образцов).

Напомним, что в качестве «подопытного» для экспериментов был выбран туристический автобус ЛАЗ-697 «Турист», который серийно выпускался на заводе ЛАЗ с конца 1959 года. Общая длина его составляла 9220 мм. Для увеличения количества пассажирских мест и общей комфортабельности (установка в опытных моделях буфета, гардероба и туалета), была сделана попытка удлинить базу автобуса на одну оконную секцию (1345мм). Таким образом, длина нового лайнера составляла уже 10565 мм [52 стр. 100]

Разумеется, такое увеличение габаритов для модели повлекло за собой и необходимость усиления базы автобуса, и выбор более мощного двигателя. Если с укреплением базы и шасси особых проблем не возникало, то с жёсткостью кузова всё было намного печальнее.

ЛАЗ-699А «Турист» на испытаниях у автостанции г. Алупка.

Тестировались модели в Сочи в условиях горных серпантинов с крутыми подъёмами и спусками. В ходе испытаний опытных образцов наибольше претензий предъявлялись к кузовам: от обычных протечек в пасмурную погоду, до дребезжания и полного вываливания стёкол из проёмов. Главный конструктор завода К.М. Атоян, сменивший на этой должности В.В. Осепчугова, по данной теме в 1961 даже защитил диссертацию «Кручение автобуса с несущим основанием, вызываемое дорожными неровностями» на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Роскошный по тем временам салон автобуса ЛАЗ-699А «Турист».

Серийно производились модели с двумя типами крыши: цельнометаллические с тремя вентиляционными люками, и с брезентовым сдвижным механизмом для эксплуатации автобусов в южных регионах с тропическим климатом.

Дальнейшие изыскания с моделями семейства 699-х проводил уже ГСКБ по автобусам, после того, как КБ и экспериментальный цех были выведены из состава предприятия.

история создания, описание и устройство, модификации, базовые, технические и дополнительные характеристики, параметры двигателя и шасси

Автобус ЛАЗ-697М Турист. Фото Википедия

ЛАЗ-697 «Турист» — советский туристический автобус среднего класса, выпускавшийся Львовским автобусным заводом. Автобус предназначался для междугородных линий небольшой протяжённости, экскурсионных поездок, применения на экспрессных линиях специального назначения. ЛАЗ-697 был унифицирован с городским автобусом ЛАЗ-695.

История создания

Осенью 1958 года Львовский автозавод выпустил опытный образец автобуса, предназначенного для междугородных сообщений. В связи с тем. что машину планировалось использовать для дальних перевозок, он к номерному индексу получил дополнение – «Турист». Новый автобус представлял собой совместный продукт инженеров автозавода и конструкторов института НАМИ.

Помимо того, что «Турист» получил ряд конструктивных изменений, отличавших его от прототипа (ЛАЗ-695), конструкторы постарались создать комфортную обстановку и для пассажиров.

Ширмовые двери, расположенные в обоих концах салона, заменили на одну одностворчатую, открывающуюся вручную. Крышу машины сделали раздвижной.

За микроклимат в салоне отвечало две системы:

  • отопление калориферного типа;
  • принудительная вентиляция, оборудованная увлажнителем воздуха.

Модификация ЛАЗ-697 – ЛАЗ-697М. Фото Википедия

Салон рассчитывался на 33 сидячих места. Пассажирское кресло имело довольно комфортабельную конструкцию, с возможностью регулировки наклона спинки. Кроме того, каждое место оборудовалось: индивидуальным плафоном ночного освещения, сеткой предназначенной для книг, газет или журналов, а также пепельницей.

Для экскурсовода предусматривалось отдельное дополнительное кресло – 34-е, с возможностью поворота на 180 градусов.

Именно этот львовский автобус впервые был обозначен фирменным знаком ЗИЛ – буквой «Л» в хромированном обрамлении. Далее таким знаком стали обозначать все последующие модели и модификации машин, выпускаемые заводом.

Готовая опытная модель была представлена на выставке достижений народного хозяйства, в новой категории – «Междугородные автобусы».

В начале лета 1959 года ЛАЗ создал еще один вариант «Туриста», под тем же маркировочным номером, но имевшем ряд конструктивных отличий от первой опытного образца.

Серьезные изменения коснулись крыши автобуса: ее раздвижная модель была заменена на огромный люк (1,8 х 2,7 м), из-за чего уменьшилась площадь остекления крышных скатов. Впервые на этой модели над лобовыми стеклами был установлен воздухозаборник, который обеспечивал естественную вентиляцию салона. По форме он напоминал козырек от кепки. Все последующие автобусы снабжали таким козырьком, ставшим своеобразной отличительной чертой ЛАЗов. Также наследием всех последующих моделей автобусов стали увеличенного размера форточки, впервые установленные на дубле ЛАЗ-697.

Место для багажа пассажиров было оборудовано непосредственно под полом салона. Погрузка багажа производилась снаружи, через специальные боковые люки, расположенные по бортам автобуса.

Силовой агрегат представлял собой двигатель ЗиЛ-164. Подвеска рессорного типа (4 полуэллиптические рессоры) с пружинами для коррекции. Этот львовский автобус 2 года подряд представлялся в качестве экспоната на международных выставках: в 1959 году – во Франции, а в 1960 – в Швейцарии.

Машины, выпущенные серийно, отличались от опытных образцов силовым агрегатом. На междугородние автобусы устанавливался 109-сильный двигатель ЗиЛ-158А. Такой же мотор получили и городские – ЛАЗ-695Б.

Модификации

ЛАЗ-697Е. С 1961 года на ЛАЗ начались поставки нового двигателя ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. Им начали комплектовать как городскую, так и междугородную модель, соответствующие модификации получили наименование ЛАЗ-695Е и ЛАЗ-697Е. Максимальная скорость новых автобусов возросла на 7 кмчас. До 1963 года новые двигатели поставлялись на ЛАЗ небольшими партиями, поэтому параллельно велся выпуск старого автобуса ЛАЗ-697 и нового ЛАЗ-697Е, причем внешне обе модификации были одинаковы.

ЛАЗ-697М. Фото Википедия

С начала 1964 года поставки двигателей ЗИЛ-130 стали регулярными, что позволило отказаться от модификации со старым двигателем. Также в это время несколько изменился внешний вид автобуса ЛАЗ-697Е – колесные арки приобрели круглую форму, исчезли ниспадающие молдинги на кузове. Автобус ЛАЗ-697Е выпускался до 1969 года.

ЛАЗ-697М. В 1970 году начался выпуск очередной модификации ЛАЗ-697М, унифицированной с соответствующим городским автобусом ЛАЗ-695М. Новый автобус отличался от прежнего несколько иной верхней частью кузова с увеличенным боковыми окнами, отсутствием остекления скатов крыши и отсутствием сзади воздухозаборника-трубы – забор воздуха для двигателя теперь осуществлялся через боковые дефлекторы. Автобус также получил гидроусилитель руля и венгерский задний мост «Раба», чего не было у предыдущей модификации.

Первый демонстрационный автобус ЛАЗ-697М был показан на выставке в Москве в 1969 году и от серийных он отличался другим оформлением передка и аварийными открывающимися выходами на месте некоторых боковых стёкол. Этот автобус потом несколько раз демонстрировался на различных выставках вплоть до года окончания выпуска всей серии ЛАЗ-697М. Серийно автобусы ЛАЗ-697М производились до 1975 года, а отличить их всегда можно по большой букве «Л» на передке. В конце производства ЛАЗ-697М выпускалась переходная модель у которой передняя часть автобуса сохранялась ещё от ЛАЗ-697М, а задняя часть кузова соответствовала уже ЛАЗ-697Н.

ЛАЗ-697Н. Первые опытные экземпляры автобуса ЛАЗ-697Н «Турист» были замечены на ВДНХ СССР в 1971 году. По сути, этот автобус был неким гибридом из серийного на тот момент кузова ЛАЗ-697М с новым передком. Интересно, что опытные образцы ЛАЗ-697Н появились несколько позже опытных образцов ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-699Н, но в серийном производстве он был освоен раньше этих автобусов, уже в 1975 году. Выпуск ЛАЗ-697Н в «классическом» виде с полностью новым кузовом продолжался недолго, менее трёх лет.

В 1978 году на ЛАЗе начали производство переходной модели, которая наименовалась ещё ЛАЗ-697Н, но по многим элементам уже была унифицирована с будущей моделью ЛАЗ-697Р. Например, боковые окна автобуса лишились форточек – вентиляция кузова теперь осуществлялась через единый воздухозаборник на крыше автобуса. У этих машин также появилась вторая входная дверь в заднем свесе, как у более старшего собрата ЛАЗ-699Н.

ЛАЗ-697Р. Производство автобуса ЛАЗ-697Р началось в 1978 году. От предыдущей модификации автобус отличался лишь небольшими конструктивными изменениями. Внешне от ЛАЗ-697Н эти автобусы можно отличить по расположению передних указателей поворота – у ЛАЗ-697Н они были круглые и находились по бокам от фар, у ЛАЗ-697Р указатели поворота квадратные и расположены над фарами. Также на автобусах ЛАЗ-697Р отказались от задней двери – новшества, примененного на последних партиях ЛАЗ-697Н, поскольку наличие дополнительной входной двери на таком коротком автобусе очень сильно снижало пассажировместимость.

Производство автобусов ЛАЗ-697Р продолжалось до 1985 года, когда было окончательно свернуто в пользу более вместительной модели ЛАЗ-699Р. Поэтому в настоящее время автобусы ЛАЗ-697 являются довольно редкой моделью. Чаще всего встречается модификация ЛАЗ-697Р, хотя в некоторых уголках Украины еще работают машины ЛАЗ-697Н и даже ЛАЗ-697М. Следует отметить, что в 90-е годы некоторые автобусы ЛАЗ-695Н подвергались местным переделкам, в ходе которых автоматические двери заменялись ручными, а в салоне устанавливались сиденья междугородного типа. Отличить эти машины от настоящих ЛАЗ-697Р можно по отсутствию воздухозаборника на крыше и наличию второй двери в заднем свесе.

Годы выпуска

1959-1985.

Основные сведения, характеристики

  • Назначение. Междугородный, туристический, экскурсионный.
  • Класс. Средний.

Базовые характеристики

  • Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 9190х2500х2990.
  • Количество и габариты дверей. Две двери шириной 840 мм. открываются вручную.
  • Общее количество мест, в том числе посадочных. 33, в том числе посадочных 33.
  • Тип сидений. Раздельные, мягкие, с подлокотниками и регулируемым углом наклона спинки.

Технические характеристики

  • Тип топлива. Бензин.
  • Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 6950 и 10230.
  • Минимальный радиус разворота, м. 9,6.

Характеристики шасси

  • Колесная формула. 4х2.
  • Колесная база, мм. 4190.
  • Клиренс/дорожный просвет, мм. 270.
  • Тип сцепления. Однодискового типа, сухое, оборудованное гидравлическим приводом.
  • Антиблокировочная система тормозов (ABS). Отсутствует.

Дополнительные характеристики

  • Вентиляция. Естественная.
  • Система отопления. Присутствует.
  • Расположение багажного отсека. Под полом салона.

Характеристики двигателя/силового агрегата

  • Модель. ЗиЛ-158А.
  • Тип. Карбюраторный.
  • Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 80 (109).
  • Расположение двигателя. Заднее.
  • КПП. Механическая, 5-ступенчатая.
  • Подвеска. В подвеске были корректирующие пружины, работающие параллельно с рессорами.
  • Максимальная скорость, км/ч. 80.

Заключение

Выпуск семейства средних междугородних автобусов серии 697 был прекращён в 1982 году, в пользу расширения производства большого междугороднего автобуса семейства ЛАЗ-699, отличавшегося большим количеством мест (41, вместо 33 у ЛАЗ-697Р). В 1985 году для будущего XXVII съезда КПСС заводом была построена небольшая разовая партия «люксовых» автобусов этого семейства.

Видео

ЛАЗ 697Е Турист (1961-1963), бело-красный

Категории …Коллекционные моделиИнструментКраска, химия, материалыМаскиКаталоги, Книги, ЖурналыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси

Производители …78artAA ModelsAberAbordageAbrexAbteilung502AcademyACEACMEAdvanced ModelingAFV clubAGM ModelsAHC ModelsAIM Fan ModelAiresAirFixAK InteractiveAKhobbyAlanAlangerAlclad IIAlex MiniaturesAlezanAlfAlmostrealALRAltayaAmercomAmerican DioramaAmerican Heritage ModelsAMG ModelsAMKAMMO MIGAmodelAmourAMPAMTAmusing HobbyAnsonAoshima (DISM)Apex RacingApplywood workshopARK modelsARM.PNTArmada HobbyArmaHobbyArmoryArmour CollectionARS ModelArt ModelART-modelAscensioASK ModelsASQATCAtlasAudi MuseumAurora HobbyAuthentic DecalsAuto PilenAuto WorldAutoArtAutobahnautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotimeAvanstyle (Frontiart)Avart ArhiveAVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиAvisAWMAZModelBachmannBalaton ModellBangBare-Metal Foil Co.BauerBBRBburagoBegemotBest ModelBest of ShowBetexaBianteBingBizarreBM CreationsBM-ToysBobcat dealerBorder ModelBrekinaBroncoBrooklin ModelsBrummBS DesignBuschby AKBy VolkCaesar miniaturesCar BadgeCararama (Hongwell)CarlineCarNelCBModelsCeleroCentauriaCenturyCentury DragonCentury WingsCHIEFF ModelsChina ModelsClassic 43ClassicbusClearPropCMCCMFCMKCMRColibri DecalsCollector’s ClassicsConradCopper State ModelsCorgiCrazy Classic TeamCult Scale ModelsCursorD.N.K.Daimler-MARDANmodelsDarksideDasModelDAYdiecastETCHDays-goneDeAgostiniDecal ShopDel PradoDenisssModelsDetailCarsDiapetDickie SpielzeugDie-Cast superDie-cast по-домашнемуDifferent ScalesDinky ToysDiOlex ProductionDioparkDioramaTechDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDNAdnanoDoctor DecalDong GuanDorlopDragonDUPLI COLOREaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdison GiocattoliEdmon StudioEduardEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsERAERTLESCIEsval ModelsEUREKA XXLEvergreen (USA)EVR-miniExcelExotoEXPRESSO WINGSExtratechFalcon ModelsFallerFeelin_3dFine MoldsFirst 43 ModelsFirst ResponseFirst to FightFLAGMANFlyFly Car ModelFlyHawk ModelForces of ValorFormat72Forward-68FoxtoysFranklin MintFreedom ModelsFriulmodelFrontiartFUGU_GARAGEFujimi MokeiFury ModelsGAMAGarageGarbuz modelsGartexGearboxGeminiJetsGems & CobwebsGIMGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGMU ModelGold Medal ModelsGoldvargGorky ModelsGreat Wall HobbyGreen Stuff WorldGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGuiloyGuisvalGunTower ModelsHachetteHarder_SteenbeckHartoy Inc.HasbroHasegawaHat Plastic ModelsHedgeModelsHekiHellerHerpaHi-StoryHigh SpeedHighway 61HistoricHobby 2000Hobby BossHobby DesignHobby MasterHobby PlanetHobbyCraftHomerHot WheelsHot Wheels EliteHPIHumbroli-ScaleIBG ModelsICMICV (СПб)IlarioInno ModelsInterusIOM-KITISTISTPlusItaleriIVYIXOJ-CollectionJada ToysJadiJASJB ModellautosJoalJohn Day ModelsJohnny LightningJolly ModelJouef EvolutionJoy CityJTKKadenKangnamKatoKAV modelsKeng Fai ToysKESS ModelKineticKing starKinsmartKitechKitty HawkKK ScaleKondorKorean modelsKOVAPKovozavody ProstejovKP ModelsKremlin Vehicle parkKV ModelsKyoshoK_S Precision MetalsLa Mini MinieraLada ImageLastochkaLCD MODELSLenmodeLLeo ModelsLev ResinLeX modelsLIFE in SCALELion-ToysLionRoarLittle dumpLiveResinLledoLooksmartLouis SurberLS CollectiblesLucky DiecastLucky ModelsLucky PlanLUSO-toysLuxcarLuxury CollectiblesLuxury die-castM-SmartM2 MachinesM4 MAC DistributionMacadamMACHETEMagic ModelsMaistoMajoretteMake UpMAKSIPROFMaquetteMarklinMARSMars ModelsMarsh ModelsMARTINMaster BoxMaster ModelMaster ToolsMasterClubMasterCraftMatchboxMatrixMax-ModelsMaxi CarMAXI COLORMaxichampsMaxModelsMD-modelsMengMercuryMeritMetroMicro Scale DesignMIG productionsMIL CustomsMilestone MiniaturesMilitaryWheelsMini GTMiniarmMiniArtMiniaturmodelleMinichampsMiniClassicMinicraftMiniCraft Scale ModelsMiniHobbyModelsMiniTankMiniWarPaintMIRAMirage HobbyMirror-modelsMISTERCRAFTMMPModel PointModel-IconsModelCarGroupModelcollectModelerModelGunModelProModelSvitModimioMODUS 90MolotowMondo MotorsMondseeMonogramMONTI SYSTEMMoonMoremMotipMotor MaxMotoramaMotorartMotorheadMotoScaleModelsMPCMPMMR CollectionMr.HobbyMTech (M4)Nacoral S.A.NEONeomegaNew PenguinNew RayNH DetailNickelNik-ModelsNittoNochnonameNorevNorscotNorth Star ModelsNostalgieNVANZG ModelleOdeonOKB GrigorovOld CarsOLFAOlimp ModelsOne by One ProductionONYXOrionORNST modelOTTO ModelleOvs-DecalsOxfordPacific88Palma43Panda HobbyPaniniPANTHEONPanzerstahlParagonPasDecalsPasModelsPaudi ModelsPB Scale ModelsPegas-ModelsPegoPhoenix MintPinKoPlatzPlusmodelPMSPorsche MuseumPotato CarPremium ClassiXXsPremium Scale ModelsPremium XPrint ScaleProDecalsProgetto KPrommodel43Provence MoulagePSTPt ModelsQuartzoQuickboostQuinta StudioRacing Champions inc.RAROGRastarRB ModelRBA CollectiblesRebel CustomRecord — M.R.F.Red BoxRed LineRenn MiniaturesRenner WerbemittelReplicarsResKitRevellRextoysREXxRickoriddikRietzeRiich ModelsRIORMZ HobbyRoad ChampsRoad KingsRob-TaurusRodenROSRossoRosso & FlyRoubloffRPG-modelRPMRTMRusAirRussian collectionRye Field ModelS-ModelSaicoSC Johnson (USA)ScaleGarageSchabakSchucoSEAT (дилер.)SG-ModellingShelby CollectiblesShurikenSignatureSIKUSkale WingsSKIFSky-HighSmerSMMSnakeModelSochi 2014SolidoSophiArtSouth FrontSOVA-MSoviet ArmourSparkSpecial HobbyStarlineStart Scale ModelsSTC STARTSTMStudio Perfect ModelSunnysideSunstarSuper ASX-ArtS_BT-ModelT.R.L. ModelTakomTameo KITsTamiya (J)TarmacTech4TecnomodelTeknoThunder ModelTic TocTiger ModelTin WizardTins’ ToysTippcoTMTmodelsTOGATomicaTop MarquesTop Model CollectionTopSpeedToxso ModelTraxTriple 9 CollectionTristarTrofeuTrumpeterTSM ModelUCC CoffeeUltimate DiecastULTRA modelsUM Military TechnicsUM43UMIUnimaxUniversal HobbiesunoMAGUT ModelsV.V.M / V.M.M.V43Vallejovanamingo-nnVanboVanguardsVAPSVector-ModelsVeremVictoriaVintage Motor BrandsVIPcarVitesseVM modelsVMmodelsVmodelsVrudikWar MasterWasanWaterlooWeiseWellyWEMWhite BoxWhite RoseWikingWilderWingsyWinModelsWIX CollectiblesWM KITWSIXQ Xuntong ModelYat MingYVS-ModelsZ-ModelsZack AtakZebranoZedvalZip-maketZISSZZ ModellаRтБаZаАвто-бюроАвтоисторияАвтопанорамаАвтопаркАГАТАиФАканАМформаАнтонюкАрсеналартель УниверсалъАтелье Etch modelsАтомБурБеркутБригадирВекторВитязьВойны и битвыВосточный экспрессГараж на столеГРАНЬГрузы в кузовДекали BossДекали ModelLuxДекали SF-AutoДилерские модели БЕЛАЗДругойЗвездаИмпериалъКазанская лабораторияКиммерияКОБРАКолхоZZ DivisionКомбригКомпаньонЛитература (книги)ЛОМО-АВММажор Моделсмастер DimscaleМастер Дровишкинмастер КолёсовМастер СкаляровМастерПигментМастерская Decordмастерская JRМастерская SECМастерская АВТОДОРМастерская ГоСТМастерская ЗнакМастерская КИТМастерская МЕЛМаэстро-моделсМикродизайнМикроМирМиниградМинимирМир МоделейМодел.лабМОДЕЛИСТМоделстройМодельхимпродуктМР СТУДИЯНаш АвтопромНаши ГрузовикиНаши ТанкиОгонекПАО КАМАЗПетроградъПетроградъ и S_BПламенный моторПланета ПатворковПобедаПрапорПрестиж КоллекцияПромтракторПУЗЫРЁВЪРетроЛабРусская миниатюраРучная работаСарлабСВ-МодельСделано в СССРСергеевСибртехСМУ-23.SСоветский автобусСолдатикиСПБМСТАРТ 43Студия КолесоСтудия МАЛТАРАНТемэксТехнологТехноПаркТри А СтудиоТри БогатыряТРЭКСХерсон МоделсЦейхгаузЧЕТРАЭлеконЭскадраЮный коллекционерЯ-Моделист

Марки моделей …AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPHA TAURIALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAURUSAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBUCCIALIBUFFALOBUGATTIBUICKBussingBWTCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDALLARADATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDESOTODEUTZ DevonDIAMONDDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWENVISIONFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALINVICTAIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAVERICKMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOM LEONCINOOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMRAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVASAVIEM SCAMMELSCANIASCIONScuderiaSEAGRAVESEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTeslaTHOMASTolemanTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUNICVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWESTERN STARWHITEWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВИСВНИИТЭ-ПТВолжский автомобильГорькийЕрАЗЗАЗЗИLЗИSЗИМЗИУИЖКАЗКамский грузовикКИМКРАЗКубаньКурганский автобусЛАЗЛенинградЛикинский автобусЛуаЗМАЗМЗКТМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловский автобусПЕТРОВИЧПУЗЫРЁВЪРАФРуссобалтСаранский самосвалСемАРСМЗСТАРТТАРТУУАЗУралЗИСУральский грузовикЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ

Типы товаров …ДекалиЗапчасти, аксессуарыЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобус / ФургонМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбусФигурки

Масштаб …1:11:21:31:51:61:81:91:101:121:141:161:181:201:211:221:241:251:261:271:281:291:301:321:331:341:351:361:371:381:391:401:421:431:441:451:461:471:481:501:511:521:541:561:571:601:641:681:691:721:751:761:801:831:871:901:951:961:1001:1031:1081:1101:1121:1201:1211:1251:1261:1301:1421:1441:1451:1481:1501:1601:2001:2201:2251:2501:2851:2881:3001:3501:3901:4001:4261:4501:5001:5301:5351:5501:5701:6001:7001:7201:8001:10001:11001:12001:12501:15001:20001:25001:27001:3000

Переделка ЛАЗ-699Р «Ту­рист»

Из советских запасов

Сергей Ионес, фото автора

За время существования нашего конкурса самоделок автобусы редко принимали в нем участие. Один – переделанный в дальнобойный фургон, другой – в автолавку и несколько микроавтобусов. Но не было ни одного полноразмерного автобуса, сохранившего свою функциональность.

Если этот синий автобус едет вам навстречу, вы подумаете, что это обыкновенный ЛАЗ, отличающийся от серийного установленным впереди сооружением из труб, которое можно назвать «кенгурятником», а можно – булл-баром. Но если вы догоните его на трассе и соберетесь обгонять, то и не подумаете, что впереди идет произведение Львовского автобусного завода. Вместо знакомого с 1970-х покатого «хвоста» с двумя стеклами – вертикальная глухая стенка с аккуратно прорезанными отверстиями вентиляционной решетки, как у какого.то иностранного автобуса, выпущенного лет 20–30 назад. Узнаваемыми остались только секции сигнальных фонарей, взятые с «Икаруса» 200-й серии, да и те расположены непривычно – не горизонтально, а вертикально. Если же смотреть сбоку, то до задней площадки это серийный ЛАЗ-699Р «Турист». Самодельный только безоконный прямоугольник хвостовой части кузова.

Строил этот ЛАЗ Руслан Чочуев из аула Апсуа Карачаево-Черкесской Республики. На этом и других принадлежавших ему автобусах он возил пассажиров из Черкесска в Москву, Сочи, Ростов, Воронеж, а теперь постоянно работает в центре столицы, обслуживая строительную фирму.

Сначала Руслан переделывал этот автобус в расчете на дальние рейсы. По его словам, раньше машина более радикально отличалась от ЛАЗа. Например, на крыше стоял вместительный короб багажного отсека. Когда пришло время работать в черте Москвы, Руслан удалил «чердак», оставив обычную серийную крышу – так и расход топлива снижается, и у инспекторов ГИБДД меньше желания махнуть полосатым жезлом. От багажника (считай второго этажа) осталась небольшая горка лобового обтекателя. Присмотревшись, замечаешь, что над оконными перемычками из крыши выглядывают пеньками отрезанные трубы прямоугольного сечения – это и есть остатки каркаса багажника. У ЛАЗов старого выпуска слева была дверь водителя. На этом автобусе она вварена в проем. Руслан посчитал резонным оставить вход через правую пассажирскую дверь, как на «Икарусе» и поздних ЛАЗах.

Но переделка кузова, выполненная Чочуевым, не столь радикальна, как переработка узлов и агрегатов. Самое главное отличие заключается в том, что бензиновая «восьмерка» ЗИЛ-375 в моторном отсеке ЛАЗа уступила место «мазовскому» шестицилиндровому дизелю ЯМЗ-236.

Конечно, ярославский V-6 примерно на полтонны тяжелее «зиловского», что, скорее всего, увеличило нагрузку за заднюю ось автобуса. Зато у него несравненно лучше тяговая характеристика. Мощность у ЗИЛ-375 и безнаддувного ЯМЗ-236 одинаковая – 180 л. с. Но у ярославской «шестерки» значительно выше крутящий момент 667 Н•м (против 475), который достигается на более низких оборотах (1500 против 1800 мин-1).

Автобус увереннее пошел по трассе, стал лучше справляться с подъемами. По динамике он практически не уступает «256-му» «Икарусу». А главное, по словам хозяина, снизились расходы на горючее. На равном по массе автомобиле дизель ЯМЗ-236 работает с меньшей нагрузкой, чем бензиновая «восьмерка» ЗИЛ, а значит, в более экономичном режиме. Чочуев рассчитал, что на трассе ЛАЗ с родным мотором расходует примерно 40 л бензина на сотню, а этот автобус в тех же условиях съедает литров 27 более дешевого дизельного топлива.

Соответственно под «шестерку» ЯМЗ пришлось подбирать подходящие агрегаты трансмиссии. Венгерский задний мост Raba Руслан приобрел в троллейбусном парке. Картер ЗИУ не подходил к подвеске ЛАЗа, и чулок остался от родного моста.

Скоростной центральный редуктор позаимствован у «Икаруса», а планетарные бортовые передачи остались от троллейбуса.

Коробку передач ЯМЗ Руслан приобрел в комплекте с двигателем. Но из-за заднего расположения двигателя не подошел механизм переключения передач от МАЗа, не годился и штатный механизм с «лазовской» коробки. Руслан решил проблему, приспособив к ярославской коробке самостоятельно доработанный механизм переключения от КамАЗа. От камского грузовика взят пневмогидравлический усилитель (ПГУ) сцепления. Когда смотришь на коробку через открытый люк в полу салона, над коробкой видны «кулиса» переключения передач и уходящий вперед, к рычагу вал тяги, а справа от нее находится ПГУ.

Карданный вал сварен из трех частей. Сама труба осталась от ЛАЗа. К ней приварены фланцы с крестовинами, которые Руслан взял с КрАЗа. Дело в том, что у коробки ЗИЛа и моста ЛАЗа на фланцах по шесть болтов, а у ЯМЗ и «Икаруса» по восемь.

Вся система стояночного тормоза собрана самостоятельно. Энергоаккумуляторы – от КамАЗа. Кран в кабине под левой рукой водителя – от «Икаруса». В 1990-х на львовских автобусах появился серийный пневматический ручной тормоз, но у Руслана автобус старый, на нем еще был механический тормоз.

В моторном отсеке тоже есть плоды творчества хозяина. Бочонок воздушного фильтра, стоящий у правого борта, «камазовский». Слева от двигателя, как в любом львовском автобусе, находится радиатор. Но ярославскому дизелю потребовался увеличенный радиатор. Руслан купил огромный медный радиатор от комбайна, модель которого он назвать затрудняется. Объем системы охлаждения и отопления составил 65 л.

Здесь уместно обратить внимание на еще одно отличие кузова этого автобуса. В левом заднем углу на ЛАЗе есть дверца моторного отсека, которую водители зовут ухом, а за ней внутри стоит заслонка. В самодельной задней части машины Чочуева не осталось ни дверцы, ни заслонки. Всю вентиляцию взяли на себя самодельные прорези решетки на задней панели.

Вентилятор всасывает воздух, который летом обдувает радиатор, а зимой тянет через тот же радиатор нагретый воздух в шахту отопления салона. Часто водители, особенно в южных регионах, на лето заменяют крыльчатку, и вентилятор становится вытяжным – он выбрасывает горячий воздух из моторного отсека.

Так поступил и Руслан. Зимняя всасывающая крыльчатка у него осталась от ЛАЗа, а летняя вытяжная – от «Икаруса». Ось крыльчатки с гидромуфтой, включающей вентилятор при нагреве, тоже позаимствована с венгерского автобуса.

Однако обогрев салона на автобусе Чочуева отличается от серийного ЛАЗ-699Р. Прежде всего впереди справа между приборной панелью и передней стенкой кузова появились два радиатора отопления, к которым через весь салон подают тосол трубы от радиатора охлаждения двигателя. Встречный воздух продувает передние радиаторы через небольшую решетку возле правой фары. Хотя остались штатная «печка» и автономка, благодаря двум радиаторам впереди в салоне стало ощутимо теплее. Кроме того, ремонтируя кузов, Руслан уменьшил с краев шахты воздуховодов, на которых стоят сиденья, и проход стал шире.

Некоторые отличия от ЛАЗ-699 есть и в салоне. Корпус приборной панели – от «Икаруса». Спидометр ЛАЗа соседствует с круглой комбинацией приборов ЗИЛа. Руслан убрал сиденье экскурсовода, стоявшее в проходе, и поставил откидной страпонтен над ступеньками, как в «Икарусе». За спиной водителя – большой удобный стол, под которым – вещевой короб. В самодельном безоконном заднем отсеке над двигателем находится спальная полка, которая отгораживается от салона занавеской. Руслан рассказывает, что раньше на ступеньках задней двери летом можно было поставить разборный душ с ширмой.

По словам Руслана, у него есть официальные документы, разрешающие установку дизеля ЯМЗ и переделку кузова. Думаю, что силы, затраченные на перестройку автобуса, не пропали зря. Более подходящий для автобуса дизель улучшил ходовые качества и снизил эксплуатационные расходы. Причем не понадобилось никаких новшеств – проверенный ЯМЗ взят из добротных советских запасов. Конечно, «спальник» и усовершенствованная система отопления не превратили старый автобус в суперсовременный лайнер, но сделали его немного комфортабельнее.

Хорошо, что у автомобилей нет календарного «срока годности», техника времен развитого социализма при правильном обращении способна еще послужить, а из деталей разных моделей советских машин порой срастаются самодельные «рабочие лошадки», даже более практичные в эксплуатации, чем их прототипы!

Автобус ЛАЗ-699

ЛАЗ-699

Автобус ЛАЗ-699 производился Львовским автобусным заводом с 1964 года. Был доступен в трёх поколениях:

ЛАЗ-699А (1964—1966)
ЛАЗ-699Н (1972—1978)
ЛАЗ-699Р (1978—2002)
ЛАЗ-699Т (2000—2002)

Первый туристический автобус этой серии («Карпаты») появился в 1960 году. Базой для него послужил ЛАЗ-695. 699-й стал длиннее на одну секции и более комфортабельным. Так, у него был холодильник,
отсек для термосов, гардероб, туалет, целых два здоровенных раздвижных люка в крыше и 34 мягких регулируемых пассажирских сидения с вмонтированными в подголовник динамиками радиоприёмника.

Двигатель — V-образный двигатель ЗИЛ-375, имеющий однодисковое сцепление и механическую синхронизированную коробку передач. Подвеска колёс — пневматическая подвеска, независимая спереди и зависимая сзади, руль имел гидроусилитель, тормозная система — пневматическая, с раздельными контурами для обеих осей.

В 1961 году ЛАЗ-699 был показан на ВДНХ СССР и позже его увидело высшее руководство страны вместе с Хрущёвым.

ЛАЗ-699Н

Автобус ЛАЗ-699Н, имевший повышенную прочность и рессорно-пружинную подвеску вместо пневматической, по сравнению с ЛАЗ-699А, появился в 1969 году. Появилась и дверь запасного выхода в заднем свесе. Пропали воздухозаборники в крыше — их заменяли сдвижные форточки в боковых окнах.

Эта модель производилась с 1972 по 1978 гг. Было выпущено 213 автобусов.

ЛАЗ-699Д

Автобус ЛАЗ-699Д с дизельным двигателем ЯМЗ-740 (210 л.с.) вместо карбюраторного ЗИЛ-375Я5 появился в 1976 году.

ЛАЗ-699А «Турист»

ЛАЗ-699А «Турист» производился с 1964 года. Опытный образец автобуса имел в задней части салона гардероб и туалет, а спереди — буфет, в отличие от серийной модели. Фактически эта машина — удлинённый вариант ЛАЗ-697 (общая длина — 10565 мм), просто с более мощным двигателем. Но удлинение автобуса плохо повлияло на жёсткость кузова, снизив её. На испытаниях новинки в горах бывало, что стёкла кузова вываливались из своих проёмов.

Отзывы об автобусе ЛАЗ-699

Водители и пассажиры ЛАЗ-699 отмечают высокий уровень комофрта автобуса благодаря пневматической задней подвеске, причём при любой загрузке. Зимой в них тепло. По трассе крейсерская скорость 80-90 км в час и есть небольшой запас под педалью газа. Из недостатков можно назвать сложную схему переключения передач.

Тормозной путь с 60 км/ч, м32,1
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км31,3
Радиус поворота, мпо внешнему колесу — 11,2 габаритный — 12,0
ДвигательМодель ЗИЛ-509.10 (ЗИЛ-375Я5), бензиновый, V-обр., 8-цил., 7,0 л, мощность 129 кВт, (180 л. с.), крутящий момент 471 Н-м, карбюратор К-90Б, воздушный фильтр — инерционно-масляный
Трансмиссия5-ступенчатая, механическая, с синхронизаторами на 2-5 передачах
Время разгона до 60 км/ч, с37,0
Кузоввагонного типа, с несущим основанием, две ручные двери
Сиденья41, расположение четырёхрядное, самолетного типа с регулируемым наклоном спинки и подголовником
Расположение двигателязаднее
Объём багажных отсеков, м³4,38
Снаряжённая масса, кг8829
Полная масса, кг12931
Макс. скорость, км/ч102
Макс, преодолеваемый подъём, %25
ПодвескаЗависимая, передняя — полуэллиптические рессоры и корректирующие пружины, стабилизатор поперечной устойчивости, два амортизатора; задняя — то же, без стабилизатора и амортизаторов
ТормозаРабочая тормозная система — двухконтурная, с пневмоприводом, барабанными механизмами
Число мест для сидения41
Максимальная скорость, км/ч100
Смотрите также:

Культуры лаз и хемсин в Турции

Я почувствовал холодок в костях. После долгого дня осмотра местных достопримечательностей я пытался уснуть и был одет в пижаму, футболку и свитер, но мне все равно приходилось натягивать одеяло на шею, чтобы согреться. Это тот момент, когда я в полной мере оценил разнообразие Турции и, по иронии судьбы, рассмеялся, потому что была середина июня.

В предыдущие годы я обычно проводил этот месяц на прибрежных курортах Эгейского моря, где пляжи полны загорающих, кондиционеры работают на полную мощность, а холодный душ принимается не реже одного раза в день.Однако в данном случае я путешествовал на северо-восток Турции, и моя гостиница на ночь находилась в горах Какар на высоте 3000 метров. Разнообразие погодных условий было совершенно очевидным.

Несмотря на холодные ночи, невозможно было не оценить то, что меня окружало. Пока мои друзья целыми днями загорали на песчаных пляжах, я изучал места и достопримечательности, которые больше напоминали швейцарские Альпы, чем традиционные праздничные фотографии Турции, которые появляются в основных туристических публикациях.

Пасущиеся коровы и сосны усеивали зеленые холмы, а по склонам гор струились высокие водопады. Древние каменные мосты и построенные вручную деревянные отели также олицетворяли сильное знакомство с культурой и традициями турок Черного моря; общины Лаз и Хемсин.

Народы Северо-Востока

Народы Черного моря самодостаточны, живут за счет земли, строго придерживаясь своих корней и культурного наследия.У них также есть решение для всего. Там, где дома расположены удаленно, вместо того, чтобы идти по длинной дороге вокруг долины, они устанавливают системы шкивов для перевозки товаров через долину. Звонок сигнализирует, когда товары готовы к приему или отправке.

Прогуливаясь по долине Макахел, я наткнулся на человека, работающего у точильщика по дереву. Его профессией был пчеловод, но он хотел построить отель, чтобы стимулировать туризм в отдаленный регион. Мое предложение, чтобы он заплатил кому-то, чтобы построить это для него, было встречено поднятыми бровями.Мужское поколение его семьи всегда строило свои дома, и платить кому-то — пустая трата денег.

В регионе Фиртина-Вадези проживает община Хемсин. Их культурное происхождение восходит к Армении, а их навыки приготовления кондитерских изделий известны во всей Турции. Городские истории гласят, что если у вас есть пекарня и вы нанимаете шеф-повара Hemsin, прибыль будет приходить легко.

Сидя в чайхане на берегу реки, мы разговорились с местной женщиной, наскоро катавшей сарма (фаршированные виноградные листья).Самым ярким аспектом ее внешности был платок, украшенный мелкими монетами, свисающими по краям. Носимый ежедневно, он казался изысканным предметом одежды, лучше подходящим для особых случаев.

Проживая бок о бок с местными жителями Хемсина, этническая община лазов уходит своими корнями в Грузию. Они говорят по-турецки, но акценты очень гортанные и их трудно понять. Их традиции и культура схожи, но гордость сообщества лазов заключается в их наследии сильных бойцов и исследователей гор.

Старушка, спина которой согнулась от возраста, назвала себя ни Хемсин, ни Лаз, а просто турчанкой. Я внимательно слушал, как гид переводила свои детские истории, когда русские правили этой местностью, разъезжая по горным дорогам на лошадях с большими ружьями на плечах.

Региональные блюда

Кем бы они ни называли себя турками, лазами или хемсинами, у всех местных есть общая черта. Еда свежая, взята с земли накануне.Приготовленный по старинным рецептам, он является неотъемлемой частью дня.

На прибрежных курортах самым популярным ингредиентом была мелкая рыбка хамси (анчоусы), которую необычно даже запекали в пирогах. В глубине страны популярна черная капуста. Часто приготовленный в супах или фаршированный рисом, вкус был удивительно сладким, но это было сырное блюдо под названием мухлама, которое было моей слабостью из-за его мавританских качеств.

(Изображение предоставлено)

Более прохладный климат и плодородные почвы также обеспечили этому региону важность как основного производителя чая в Турции.Из-за того, что по всей стране ежедневно выпиваются тысячи стаканов, правительство продало электрическую компанию, но решило сохранить Caykur, крупнейший бренд и производителя.

Приверженность местных жителей вековым технологиям гарантирует, что для производства натурального меда в изобилии не нужны передовые технологии. Деревянные ульи, расположенные на больших платформах, не дают диким животным съесть сладкое лакомство, а желтые соты улья гарантированы каждое утро на завтрак.

Северо-восток Турции — это горный регион, и он не для тех, кто хочет просто расслабиться и понежиться на солнце.Однако, если вы ищете информацию о двух этнических группах Турции, это лучшее место для вас. Подробнее о наших турах по Северо-Востоку читайте здесь.

Туризм, достопримечательности и путеводитель для LAZ

  1. France Travel /
  2. Brittany /
  3. Finistere /
  4. LAZ /
  5. Места для посещения
  • Отель
  • Photo Of Quimper в 25 км от LAZ

    Посещение LAZ : основные моменты и туристическая информация

    Для посещения Достопримечательности Забронировать посещение

    Лаз расположен в департаменте Финистер и регионе Бретань.

    Ниже вы можете увидеть некоторые из мест, которые мы посетили и рассмотрели, и которые мы можем порекомендовать, когда вы осматриваете достопримечательности недалеко от Лаза в Бретани.

    Популярные достопримечательности поблизости включают Кемпер в 25 км и Уэльгоат в 26 км.

    Лаз, Франция: места для посещений и достопримечательности

    Обратите внимание, что все указанные ниже расстояния являются «прямыми», и реальные расстояния на машине будут больше!

    Кемпер

    в 25 км (направление запад-юго-запад)

    Важный город Кемпер также является одним из самых посещаемых…

    См. Путеводитель по Кемперу

    Huelgoat

    в 26 км (направление северо-северо-восток)

    Прогулка по древнему лесу, к которому можно попасть из города Huelgoat…

    См. Путеводитель по Уэльготу

    Локронан

    Самая красивая деревня в 28 км (в западном направлении)

    Локронан входит в список «самых красивых деревень Франции» и является одной из…

    См. Путеводитель по Локронану

    Конкарно

    в 30 км (направление юго-юго-запад)

    Сейчас в списке города искусства и истории, вы найдете…

    См. Путеводитель по Конкарно

    Ле Фау

    Самая красивая деревня в 31 км (направление запад-северо-запад)

    Привлекательная гавань и традиционные деревянные дома объясняют, почему Ле Фау…

    Посмотреть Путеводитель по Ле Фау

    Pont-Aven

    в 33 км (направление юго-юго-восток)

    Водяные мельницы и гавань придают Pont-Aven особую привлекательность…

    См. Путеводитель по Понт-Авену

    Бенодет

    в 36 км (в юго-западном направлении)

    Давний курорт Бенодет имеет очень живописную гавань…

    См. Путеводитель Беноде

    Quimperle

    в 37 км (направление на юго-восток)

    Очень красивый центр Quimperle делает его одним из самых красивых…

    Посмотреть Путеводитель по Кимперлю

    Дуарнене

    Морской курорт в 37 км (в западном направлении)

    Туризм, основанный на пляжах и порту развлечений, в значительной степени обогнал рыболовство…

    См. Путеводитель по Дуарнене

    Региональный парк Armorique

    Природный парк в 37 км (направление запад-северо-запад)

    Региональный парк Armorique — прекрасный способ насладиться сельской местностью…

    См. Путеводитель по региональному парку Арморик

    Pont l’Abbe

    в 41 км (направление запад-юго-запад)

    Один из самых тихих городков в Финистере, порт в Pont-l’Abbé и…

    См. Путеводитель по Пон-л’Аббе

    Guerlesquin

    в 46 км (направление северо-северо-восток)

    Герлескин, внесенный в список «небольшой город с характером», является прекрасным способом…

    См. Гид Герлескин

    Ландерно

    в 46 км (направление на северо-запад)

    Среди достопримечательностей в центре Ландерно средневековые дома рядом…

    См. Путеводитель по Ландерно

    Морле

    в 49 км (направление на северо-запад)

    Порт развлечений является центром жизни в оживленном городе…

    См. Путеводитель по Морле

    … или посмотрите ВСЕ рекомендуемые места для посещения в Финистере

    Организуйте посещение Лаза

    Организуйте свое посещение, используя показанные варианты…

    Чтобы получить выгодные цены на прокат автомобилей по всей Франции и на Корсике, посетите нашего рекомендуемого партнера RentalCars.com

    Карта достопримечательностей рядом с Лазом

    Рынки в Лазе и его окрестностях

    • Гурин: рынок понедельник весь день (17 км)
    • Шатолен: рынок четверг весь день (20 км) рынок

      9005 Rosporden 9005 (20 км)

    • Carhaix-Plouguer: рынок суббота весь день (25 км)
    • Quimper: рынок среда весь день, воскресенье и суббота весь день (25 км)
    • Huelgoat: рынок четверг 9 0404 9 км 4043 (9 км 404)
    • Concarneau: рынок понедельник и пятница (30 км)
    • Fouesnant: рынок среда — только сезонный рынок (30 км)
    • Fouesnant: рынок пятница (30 км)

      рынок вторник (30058-9005): )

    Дополнительная информация о Лазе, Бретань

    Туристические достопримечательности рядом с Лазом, Франция

    Чем заняться в Лазе? Некоторые места с официальной туристической классификацией и другие достопримечательности поблизости, которые должны вдохновить вас, если вы посещаете Лаз.

    аквариум

    Enclos paroissial церквей

    • Pleyben (14 км)
    • Lannedern (19km)
    • Браспар (20 км)
    • Commana (32km)
    • Sizun (35 км)
    • Plouneour-Менез (35 км)
    • Аргол (38km)
    • Locmelar (39km)
    • Guimiliau (41km)
    • Lampaul-Guimiliau (42km)
    • Ли Мученики (43km )
    • Сент Thegonnec (43km)
    • Plougonven (44km)
    • Ла-Рош Морис (46km)
    • Плугастель-Даула (47km)
    • Бодилис (48km)

    Самые красивые деревни Франции

    (см. также красивые французские деревни)

    Региональные природные парки

    Замечательные сады

      9005 7 parc du château de trévarez (3 км)
    • Jardin du Prieuré de locmaria (25 км) (25 км) (25 км)
    • Jardin du Château de lanniron (25 км)
    • Деревянный дендром De Po (26 км)
    • Parc Botanique de CORNOUAILLE (37 км)
    • PARC VICTOR CHEVASSU (56 км)
    • 1

      1

      сайтов натуральной красоты

      0

    • Mont Saint-Michel de Brapparts (25 км)
    • Menez-Hom (31 км)
    • Marais de Mousterlin (35 км)

    Города искусства и истории

    Villages d’etape

    (рекомендуемое место, чтобы прервать долгое путешествие)

    Zocor-Soffin de

    809 (48km)

    География и расстояния

    Лаз находится на северо-западе Франции в 25 км от Кемпера, столицы департамента (общая информация: Лаз находится в 463 км из Парижа).

    Географическая информация

    Коммуна: LAZ

    Canton: Châteauneuf-du-fauУ

    Орден: Châteaulin

    Отдел: Finistere

    Регион: Brittany

    Почтовый индекс: 29520

    Расстояние до LAZ

    от Quimper (префектура) : 25 км

    от Парижа: 463 км

    от Кале: 516 км

    от Ниццы: 989 км

    от Бордо: 444 км

    от Страсбурга: 857 км на машине из одного из многочисленных портов, пересекающих Ла-Манш вдоль побережья Бретани и Нормандии.Обычно они находятся в пределах 2 часов езды. Расстояние до Лаза из любой точки Франции можно узнать в разделе «Расстояние до Лаза» и в планировщике маршрутов.

    У нас есть еще 5 мест, перечисленных как близкие (менее километра от ): Шатонеф-дю-Фау, Леуан, Сен-Гоазек, Сен-Туа и Трегурез.

    Эта страница на французском языке: Посетитель Laz

    Реклама на этом сайте — объявление на этой странице 6 евро/фунтов в год

    Ошибка 404 : Страница не найдена

    Залив Сен-Брие – Пемполь – Ле-Кап

    От знаменитого рыбацкого порта Пемполь до величественных мысов Кап-Фреэль и Кап-д’Эрки — здесь вы откроете для себя землю, наполненную хорошими жизненными вещами — великолепно…

    Брестские земли океанов

    Отправьтесь из крупнейшей гавани Европы в путешествие, чтобы открыть для себя острова, пляжи, скалы и морские развлечения, которые придают дополнительный блеск этому великолепному…

    Бретань Луара Океан

    От реки до побережья все, что может предложить этот район, находится в большом масштабе.Огромные просторы ведут к удивительным болотным пейзажам. Береговая линия состоит из бесконечных…

    Южная Бретань – залив Морбиан

    Насладитесь спокойным ритмом жизни на островах Персидского залива, откройте для себя мегалитические секреты и фахверковые дома, испытайте острые ощущения от океанских гонок, устройте пикник на острове Груа…

    Сердце Бретани — Калон Брейж

    Калон Брейж: добро пожаловать в сердце Бретани! В этой стране гор и традиций почувствуйте самую душу современной бретонской культуры.Его небольшие долины, леса…

    Побережье розового гранита – залив Морле

    В этом очень мягком прибрежном климате вы будете окружены удивительными пейзажами, богатством природы и уникальным историческим наследием. Просто оглянитесь вокруг! Вы увидите птиц и тюленей,…

    Пункт назначения Броселианд

    В Broceliande вы можете отправиться в страну легенд и разделить захватывающие приключения, путешествуя по величественному лесу.Исторические места, активные дни и веселые вечера:…

    Кемпер-Корнуай

    Корнуай — это дикая, нетронутая территория с обширными природными массивами, которые вы можете исследовать, и красочными местными традициями, которые можно открыть для себя. Убаюканный морем и залитый солнечным светом,…

    Исторические ворота Ренна и Бретани

    Добро пожаловать в столицу! Столица Бретани, то есть.Вам понравится жизнерадостная атмосфера этого дальновидного региона, активного и полного творчества. Хочу…

    Кап-Фреэль – Сен-Мало – Бухта Мон-Сен-Мишель

    Протянувшееся от Мон-Сен-Мишель, которое часто называют просто «Ла-Мервей» или «Чудо», до Сен-Мало, Изумрудное побережье может похвастаться одними из самых высоких приливов в Европе. Эти…

    Посетите Лаз Позас в Шилитле и пропасть Хуахуа

    Эта экскурсия состоит из посещения Сада сюрреалистов Эдварда Джеймса, который представляет собой гармоничное место, объединенное природой и сюрреалистической архитектурой.

    Сад состоит из фигур из бетона, расположенных в виде лабиринта. Большинство сооружений имитируют природу. Говорят, что каждая из этих форм имеет значение, отражающее идеалистический, мечтательный и сюрреалистический дух ее создателя.

    Этот тур дополняется посещением города Хилитла, окруженного горами, холмами и буйной растительностью, где вы насладитесь пением птиц и журчанием воды. Внутри города вы найдете бывший монастырь августинцев, который был построен между 1550 и 1557 годами для использования в качестве форта для августинцев-миссионеров Фрая Хуана де Севилья и Фрая Антонио Роа.

    На самом деле он признан архитектурной жемчужиной, уникальной в своем роде, поскольку является старейшим религиозным сооружением в штате Сан-Луис-Потоси.

    В завершение этой поездки мы попробуем типичное региональное блюдо, а затем посетим Сотано хуахуа (очень похожее на Сотано Голондринас), которое состоит из утеса диаметром 70 метров и глубиной 478 метров. , который служит убежищем для тысяч птиц, которые предлагают величественное зрелище, когда собираются вместе, когда солнце садится.

    Прекрасные песни, экзотические ароматы и насыщенная зелень растительности не оставят вас равнодушными.

    9:00 Мы отправляемся из Сьюдад-Вальес, места сбора туристов, заинтересованных в изучении региона Уастека-Потосина.
    10:00 Пит-стоп, где у вас будет возможность попробовать местный хлеб с корицей и кофе.(по желанию и за счет туриста)
    11:00 Прибытие в волшебный город Ксилитла, где мы посетим Сад сюрреалистов Эдварда Джеймса и осмотрим его инсталляции, а гид расскажет нам о жизни этого эксцентричного персонажа и его окружении. структуры.
    15:00 Еда в центре волшебного города Хилитла, где вы познакомитесь с восхитительными блюдами региона, такими как энчилада Уастека, приготовленная в лучшем ресторане города, с террасы которого открывается великолепный вид.После трапезы будет время прогуляться по улицам города и полюбоваться всеми местными ремеслами.
    17:00 Пит-стоп, где у вас будет возможность попробовать местное кустарное мороженое из Эль-Пальмара, которое большинство считает лучшим в регионе. У них большое разнообразие вкусов, которые могут покорить ваш вкус. почки. (по желанию и за счет туриста)
    17:30
    Мы познакомимся с культурой тинек в Сан-Исидро-Тампаксал в городе Аквисмон, месте, где находится одно из самых живописных мест для наблюдения за птицами.После прогулки по кофейной плантации мы направимся к подвалу хуахуа, где сможем оценить зрелище спуска птиц, которые называют эту великую бездну своим домом.

    В подвале Хуахуа есть поход на 1,2 км, чтобы добраться до входа в подвал, и поход на 1,2 км, чтобы вернуться к началу тропы. У похода будет путь с равномерными лестницами, прорезающими пустыню. Этот поход может быть трудным для людей с избыточным весом, пожилых людей или людей с проблемами колена, бедра или дыхания (из-за большой высоты).

    19:00 Мы вернемся к машине, перекусим и вернемся в Сьюдад-Вальес.
    21:00 Мы прибываем в Сьюдад-Вальес, где каждого туриста отвезут обратно в соответствующий отель.