В январе 2012 года ЗАО «Интертехэлектро» и SowitecInternationalGmbh подписали учредительные документы совместного предприятия — ООО «Курганская ВЭС», целью создания которого стала реализация проекта строительства одного из первых в России ветропарков суммарной установленной мощностью 50 МВт. Площадкой расположения, по официальному заявлению ЗАО «Интертехэлектро», ввиду благоприятных климатических условий, предварительно определен Шумихинский район Курганской области.
Как рассказала директор по маркетингу и связям с общественностью группы «Интертехэлектро» Анна Лебедева, на данном этапе реализации проекта проводятся точные ветроизмерения на разных высотах 80, 100 и 120 м от поверхности земли, по итогам которых будет выбрано оборудование — ветротурбины и произведена их расстановка на местности. Всего будет установлено от 20 до 25 установок единичной мощностью от 2 до 2,5 МВт. «Первые результаты ветроизмерений подтвердили наличие необходимых условий для устойчивой и эффективной генерации „зеленой“ энергии. Строительство и последующий ввод в эксплуатацию ветропарка позволят снизить дефицит региона в электроэнергии, повысят надежность электроснабжения потребителей Зауралья за счет перераспределения генерирующих мощностей между различными технологиями производства электричества», — пояснила Анна Лебедева. Проект, по ее словам, является частью комплексной программы, реализуемой «Интертехэлектро» в Курганской области, по реконструкции и модернизации энергетического комплекса. В настоящее время реализуются три проекта: строительство Курганской ТЭЦ-2 по парогазовой технологии и мини-ТЭЦ мощностью 25МВт в черте Кургана по газопоршневой технологии, строительство Курганской ВЭС и ветрогенерация.
Проекты в области малой энергетики реализуют и крупные металлургические предприятия. УГМК строит на Среднеуральском медеплавильном заводе (СУМЗ, Свердловская область) мини-ТЭЦ мощностью 16,5 МВт. Стоимость проекта, по данным компании, 700 млн. руб. По заявлению руководства предприятия, строительство объекта малой генерации необходимо для повышения собственной энергобезопасности. «Это позволит обеспечить электроснабжение объектов жизнеобеспечения в случае отключения внешнего электроснабжения, как, например, 19 ноября 2009 года. Тогда весь завод был отключен из-за аварии на питающей подстанции Первоуральска», — пояснил позицию УГМК главный энергетик СУМЗа Сергей Гусев. Собственную генерацию — мини-ТЭЦ мощностью 25 МВт — планирует в ближайшее время запустить и челябинский производитель огнеупоров — группа компаний «Магнезит».
Интерес к проектам малой энергетики также проявляет государственная «Корпорация развития» (бывшая корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный»). Она, согласно договоренностям с властями Челябинской области, заменит 11 низкоэффективных котельных в муниципалитетах региона на блочно-модульные объекты, эффективность которых достигает 94%. Аналогичные проекты обсуждаются с властями Свердловской области.
Кроме того, в Свердловской области за счет областного бюджета реализуются проекты строительства мини-гидроэлектростанций. Уже введена в эксплуатацию Киселевская ГЭС мощностью 200 кВт. В 2012 году завершается строительство двух мини-ГЭС в Верхней Сысерти и Красноуфимском районе мощностью до 100 кВт.
Затратно, но окупаемо
По заявлению властей, строительство объектов малой генерации выгодно, поскольку окупается в короткие сроки. «Вкладывать в малую энергетику, особенно предприятиям, достаточно выгодно. Срок окупаемости станций малой энергетики — 7-8 лет, тогда как объекты большой генерации окупаются за 10-15», — заявил на встрече с журналистами генеральный директор «Корпорации развития» (бывшая корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный») Александр Белецкий. С ним согласен свердловский заместитель министра энергетики и ЖКХ Игорь Чикризов. «Малая генерация окупается в очень короткие сроки — от трех до семи лет, в зависимости от состава оборудования и потребителей генерации. Строительство объекта малой генерации снижает себестоимость продукции за счет исключения затрат на инфраструктуру, сбыт и потери в сетях. Самые окупаемые установки — позволяющие обеспечить круглогодичную работу. Но на Среднем Урале не так много подобных производств, поэтому многие дополнительно заключают договоры с электросетевыми компаниями, чтобы иметь возможность резервирования и выдачи мощности обратно в сеть», — поясняет господин Чикризов. «Это экономически правильно, но есть сложности, касающиеся подключения к электрическим сетям генерирующего оборудования. Тем не менее, промышленные предприятия идут на строительство собственных мощностей, поскольку это выгодно не только с точки зрения сегодняшнего дня, но и будущего. Цены на оптовом рынке и инфраструктурные услуги будут расти», — полагает замминистра. Он также указывает на то, что перспектив у возобновляемой (альтернативной) электроэнергетики без поддержки государства быть не может. «Допустим, Киселевская ГЭС мощностью 200 КВт стоит 43 млн. руб. Исходя из расчета в большой энергетике: 1 МВт — 1 млн. евро, получается, что стоимость ГЭС выходит 0,2 МВт — 1 млн. евро. Поэтому перспективы использования возобновляемых источников энергии (гелио-, ветро -, мини-гидроэнергетики) без участия государства невозможны», — уверен он.
Все дело в тарифе
Эксперты указывают, что без четко установленной схемы тарифообразования массовое строительство объектов малой генерации невозможно. «Поскольку пока четкой системы нет, то рассматривается вариант включения субсидий для малой генерации в общий тариф либо прямое субсидирование из бюджета. Если такой механизм будет запущен, малая генерация будет эффективной и прибыльной. Пока эти правила не приняты, малая генерация, за исключением отдаленных районов, для которых дорого строить сетевую инфраструктуру, нерентабельна. Возможна реализация отдельных проектов, но массового строительства не предвидится», — считает старший аналитик ИФК «Метрополь» Константин Рейли. По его мнению, строительство объектов альтернативной энергетики, за исключением газотурбинных станций, также нецелесообразно. «Малые ГЭС, за исключением проектов на Северном Кавказе, не окупаемы. На Северном Кавказе сложилась такая ситуация, что неудобно строить сетевую инфраструктуру и проще построить ГЭС мощностью 1 МВт. Что касается ветропарков, то на территории России зон, где эти ветропарки будут нормально работать при необходимом движении ветра и наличии крупных потребителей, нет. На данный момент возможно строительство отдельных объектов, то есть потребителю постоянно необходим дублирующий поставщик электроэнергии», — считает господин Рейли. «Поэтому необходима сетевая инфраструктура, которая должна удовлетворить поставщика. Учитывая, что в России цены на газ ниже, чем в Европе, целесообразнее строить газотурбинные электростанции», — заключает эксперт.
Источник: Коммерсантъ (Екатеринбург), № 65 (4847), 12.04.2022
+7 (499) 653 66 36
E-mail: [email protected]