Минэнерго обеспокоено увеличением цен на энергетический уголь, заявил министр Сергей Шматко на селекторном совещании с регионами, посвященном ценам на электроэнергию. «Рост цен на уголь на 15-20% и даже 40% к уровням 2011 года, возникновение дефицита определенных марок угля кажутся необоснованными, — пояснил министр. — Если так будет продолжаться, мы вынуждены будем вернуться к вопросу поднятия экспортных пошлин на уголь (сейчас он пошлиной не облагается)». Размер пошлины и сроки ее введения Сергей Шматко не назвал, в Минэнерго этого уточнить также не смогли.
Идея введения пошлин на энергетический уголь активно обсуждалась еще летом 2011 года, об этом правительство просили энергетики, жалуясь на дефицит топлива. Тогда речь шла о пошлине на уголь марки СС в размере $14,7 на тонну. Данная марка востребована на экспортных рынках, предполагалось, что пошлина позволит сдерживать поставки, повысит предложение на внутреннем рынке и приведет к снижению цен.
В России добывается 25-26 млн. тонн угля марки СС (около 10% от общей добычи угля), говорит глава «Росинформугля» Анатолий Скрыль. В 2011 году на экспорт ушло 17,6 млн. тонн, уточняют угольщики. Основными поставщиками являются «Кузбассразрезуголь» (порядка 15 млн. тонн) и «СДС-уголь» (около 4 млн. тонн). Внутреннее потребление этой марки угля составляет порядка 7,5 млн. тонн, его примерно поровну делят предприятия «Интер РАО» и «Кузбассэнерго». Сейчас цена такого угля составляет 1,8 тыс. руб. за тонну. Введение пошлины лишит российских угольщиков порядка 7,7 млрд. руб.
Альтернативное решение — переоборудование котлов энергетиков на более распространенные марки угля, например Д. «Но в текущей модели, когда сдерживаются тарифы, проекты по модернизации в большинстве своем нерентабельны», — полагает старший аналитик ФК «Открытие» Сергей Бейден. Удержание цен на электроэнергию в последнее время стало одной из любимых тем правительства. Большая часть факторов, влияющих на них (тарифы сетей, маржа энергосбытовых компаний, стоимость газа и так далее), регулируется ФСТ или региональными энергетическими комиссиями. В 2012 году тарифы должны быть заморожены на уровне 2011 года до июля. Это фактически снимает проблему роста цен на электроэнергию в европейской части России, где большинство ТЭС работает на газе. Но в энергозоне Сибири велика доля угольных станций.
Обычно Минэнерго считает ключевым фактором для оценки подготовки энергокомпаний к осенне-зимнему периоду наличие резервов топлива. Но в этом году, подчеркнул Сергей Шматко, будет учитываться и наличие долгосрочных договоров на поставки угля. Они, по словам министра, должны быть заключены в течение недели, причем без значительного роста цен на топливо. В качестве отрицательного примера господин Шматко привел Кемеровскую область, где цена на уголь, по его словам, выросла на 15%, а также Коми, где у электростанций ТГК-9 до последнего момента не было договоров с угольщиками. Представитель правительства Коми пояснил, что угольщики Инты и Воркуты хотели поднять цены на 15-20%.
Но большинство компаний, владеющих угольными ТЭЦ, уже законтрактовали топливо на 2012 год, уверяют участники рынка. Так, в «Иркутскэнерго» договоры с поставщиками были пролонгированы до середины 2012 года, цена сохранилась на уровне прошлого года. Схожая ситуация в «Мечел-Энерго» (владеет Южно-Кузбасской ГРЭС), пролонгировавшем договор с «Южным Кузбассом» на 2012 год с прежней ценой. Представитель Красноярского края рассказал на селекторном совещании, что в регионе «достигнуто понимание» по топливу с СУЭК и роста цены более чем на 5% не будет. Источник «Ъ», близкий к «Интер РАО», заверил, что договоры с угольщиками на 2012 год у энергокомпании уже подписаны, рост цен не превысил 10%. Источник, близкий к «РАО ЭС Востока», говорит, что договорная кампания с угольщиками близка к завершению и «особенных проблем нет».
Участников угольного рынка претензии Сергея Шматко удивили. Угольщики уверяют, что дефицита энергоугля в России сейчас нет ни по каким маркам, наоборот, в 2011 году складские запасы выросли примерно вдвое. Премьер Владимир Путин на отраслевом совещании во вторник даже не упомянул о каких-либо проблемах энергетиков или пошлинах, подчеркивают собеседники «Ъ», наоборот, говорил о новых портовых мощностях для роста экспорта угля. При этом пошлины, считают собеседники «Ъ», не приведут к снижению цен, компании просто сократят добычу.
+7 (499) 653 66 36
E-mail: [email protected]