Важнейшая цель реформы — привлечение инвестиций в генерацию — достигнута. Ежегодно в России вводятся тысячи мегаватт новых мощностей, профинансированных частными инвесторами, такими как ЛУКОЙЛ, «Фортум», «Энел ОГК-5», «Э.ОН Россия», СУЭК.
Благодаря этому страна избежала энергетического коллапса из-за дефицита мощностей, прогнозировавшегося в 2011-2012 годах. Новые собственники снижают издержки генерации, повышая эффективность бизнеса. Однако многое пошло не так, как было запланировано, и реформа отклонилась от заданного курса.
Первая проблема российской электроэнергетики — это низкая платежная дисциплина потребителей, причем на всех рынках — тепла и электроэнергии, включая оптовый и розничный. Ограничить потребление неплательщикам энергетики зачастую не могут по социальным и технологическим причинам.
Универсального решения этой проблемы, похоже, не существует. В одних случаях нужно менять нормативную базу, вводя механизм гарантированных платежей от потребителей, в других — расширять права энергетиков на ограничение потребления. В наиболее сложных ситуациях, если решить проблему неплатежей не удастся никакими способами, остается выход из бизнеса.
Вторая острая проблема — отсутствие механизма стимулирования модернизации генерирующих мощностей, необходимого для повышения энергоэффективности производства и снижения издержек, в частности для перехода к современной парогазовой технологии.
Кроме того, серьезным сдерживающим фактором является госрегулирование потолка цен на электроэнергию и мощность. К тому же из-за чрезмерной концентрации генерирующих мощностей в руках государственных компаний конкуренция на рынке электроэнергии почти невозможна, а на смену монополии РАО «ЕЭС России» пришла не менее жесткая монополия региональных гарантирующих поставщиков.
Таким образом, у генерирующих компаний стимулы к обновлению имеющихся мощностей невелики. Зачем тратиться на новое оборудование и снижать издержки, если потребитель оплатит все счета? Но крупные промышленные потребители нашли выход — они строят собственные объекты генерации.
В таких условиях инвестиции электросетевых компаний через тарифы ложатся тяжелым бременем на потребителей, вызывая их справедливое негодование. Не понимая сути проблем, потребители винят не конкретных чиновников, допустивших ошибки, а реформу энергетики в целом. Поэтому реформе сегодня необходимо не ускорение и не «второе дыхание», а корректировка, своего рода «перезагрузка».
Направления для такой корректировки уже намечены в рамках рабочей группы «Стратегия-2020» под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. В настоящее время электроэнергия продается на оптовом рынке, а цена на мощность должна определяться на несколько лет вперед на конкурентных отборах мощности. Шуваловская рабочая группа, в частности, предлагает ввести прямые свободные договоры между генераторами и крупными потребителями и оплачивать электроэнергию и мощность одновременно. Предлагается также создать единого регулятора, который будет отвечать за отрасль в целом и такие показатели ее работы, как надежность энергоснабжения и тарифы.
Между тем некоторые эксперты предлагают вообще отказаться от рынка мощности. На наш взгляд, на текущем этапе он насущно необходим. Он обеспечивает механизмы для предупреждения дефицитов в энергосистеме и формирования наиболее эффективной общей структуры генерации. Понятно, что с целью минимизации совокупной стоимости электроэнергии наиболее экономичные генераторы должны работать постоянно и быть загружены полностью, а менее экономичные имеет смысл подключать по мере необходимости — в моменты пикового потребления. Однако владельцы таких мощностей должны иметь гарантию оплаты, чтобы быть заинтересованными в поддержании готовности энергоблоков.
Действенным стимулом для модернизации могла бы стать повышенная плата за мощность. По некоторым расчетам, при нынешнем установленном государством потолке 118 тыс. руб./МВт в месяц инвестиции в модернизацию и реконструкцию невозможны. Однако для реконструкции существующего оборудования будет достаточно и половины платы за мощность, предусматриваемой для новых энергоблоков, которые строятся в рамках договора о предоставлении мощности. Это означает, что фактическая ценовая нагрузка на потребителя при реконструкции генерирующих активов будет ниже, чем при строительстве новых.
Сегодня у инвесторов, желающих вкладывать средства в российскую энергетику, есть два основных варианта действий. Первый — приобретение акций энергетических компаний и строительство собственных генерирующих мощностей. Для этого варианта сегодня момент достаточно удачный, поскольку цена акций упала из-за очередного обострения мирового экономического кризиса. Кроме того, понижательное давление на цену акций будет оказывать государственная политика сдерживания тарифов, хотя в долгосрочной перспективе следует ожидать их роста.
Второй вариант инвестиций интересен для крупных потребителей электрической и тепловой энергии, которые смогут снизить объемы ее закупок на рынке за счет строительства собственных генерирующих объектов. Однако столь крупные и сложные в реализации инвестиционные проекты по силам не каждому потребителю.
Но вне зависимости от выбранного варианта действий инвесторам необходима стабильность и предсказуемость правового поля на годы вперед. К сожалению, на этот счет есть сомнения. Так, в начале ноября в считанные дни были скорректированы законодательные нормы, чтобы ограничить необоснованные прибыли энергосбытовых компаний. Для потребителей и всей экономики это, безусловно, благо. Но серьезные инвесторы не могут закладывать крупные энергетические проекты, не будучи уверены, что правила игры на рынке не изменятся в одночасье.
Источник: РБК daily, 05.12.2011
+7 (499) 653 66 36
E-mail: [email protected]