Вчера на заседании президиума правительства министр энергетики РФ Сергей Шматко снова заговорил о неготовности ряда энергокомпаний к осенне-зимнему периоду (ОЗП). Основные претензии, как и прежде, были предъявлены к ТГК-14 (подконтрольна СП группы ЕСН Григория Березкина и ОАО РЖД). На Улан-Удэнской ТЭЦ-1 этой энергокомпании до сих пор не завершена реконструкция котла № 7, работы закончатся только 25 декабря, рассказал министр премьеру Владимиру Путину. Из-за этого ТГК-14 не получила паспорт готовности к ОЗП, хотя срок выдачи этих документов истек 15 ноября.
Паспорта готовности пока нет и у Южно-Кузбасской ГРЭС «Мечел-Энерго», добавил господин Шматко, не уточнив причину невыдачи. В энергокомпании «Ъ» пояснили, что прежний директор станции (его сменили в июне) затянул с началом ремонтной кампании, но сейчас работает восемь котлов из 11 имеющихся. По словам представителя «Мечел-Энерго», это обеспечивает двукратный резерв для отопления городов Калтан и Осинники.
Минэнерго грозит энергетикам жесткими санкциями. «Мы считаем, что помимо менеджмента в таких ситуациях ответственность должны нести собственники компаний», — заявил Сергей Шматко. По его мнению, они должны обеспечивать «достаточное количество денег для проведения работ по подготовке к зиме». Паспорта готовности министр назвал «верительными грамотами на право управления и владения объектами электроэнергетики». «Если предприятия и собственники не справляются с этими задачами, то нужно ставить вопрос об ограничении прав управления, введении возможностей внешней администрации», — считает министр.
О проблемах ТГК-14 с паспортом готовности Сергей Шматко говорил еще в начале ноября на всероссийском совещании по подготовке к ОЗП. Тогда же министр впервые обнародовал идею о том, что «при фиксировании подобной ситуации объекты должны переходить под внешнее управление». Но действующее законодательство не предусматривает подобных санкций.
Владимир Путин тоже вчера инициативу министра не поддержал. Когда господин Шматко назвал собственников ТГК-14, премьер лишь поинтересовался, что такое группа ЕСН. Услышав имя Григория Березкина, он только заявил: «Вызывайте, к себе вызывайте и с ними прямо здесь поработайте». В группе ЕСН в ответ подчеркнули, что обращали внимание Минэнерго на ситуацию с низкими тарифами на теплоснабжение в Бурятии. Но господин Шматко считает, что энергокомпании должны осуществлять все необходимые вложения «даже в условиях проблем по регулированию тарифов на тепло».
Но реальных рычагов давления на энергетиков у Минэнерго нет. Отсутствие паспорта готовности не означает, что, например, в Улан-Удэ нет теплоснабжения, говорит источник «Ъ» в отрасли. «Системный оператор» и другие регуляторы должны быть готовы к тому, что на этой электростанции или котельной может произойти авария, добавляет он. Самой энергокомпании это почти ничем не грозит, может лишь увеличиться число различных проверок.
Но уже с 2012 года ситуация может измениться. Сергей Шматко заявил, что в Минэнерго готовят предложения по усилению ответственности энергетиков. По данным источников «Ъ», обсуждались возможные изменения в положение об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период (именно этот документ регулирует выдачу паспортов готовности). В частности, термин «осенне-зимний период» может быть заменен на термин «отопительный сезон», что позволит, например, увязать отсутствие паспорта готовности с нарушением прав потребителей.
Единственное, на что может повлиять отсутствие паспорта готовности, — это доходы руководства энергокомпаний. Глава Фонда экономического развития Сергей Пикин говорит, что при РАО «ЕЭС России» от паспорта готовности зависели бонусы топ-менеджеров. Эта практика, по его словам, сохранилась и во многих частных энергокомпаниях, что подтверждает и источник «Ъ» в отрасли. В группе ЕСН и «Мечел-Энерго» отказались уточнить, существует ли подобная практика в их компаниях.
+7 (499) 653 66 36
E-mail: [email protected]